Курсовая работа - Конфликт - файл n1.doc

Курсовая работа - Конфликт
скачать (104.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc105kb.11.06.2012 05:31скачать

n1.doc


Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Предпосылки, объект и предмет конфликта………………………………..4

Участники конфликта………………………………………………………...6

Типология конфликта………………………………………………………...7

Динамика……………………………………………………………………...8

Теории конфликта……………………………………………………………15

Применение теорий и моделей социальной работы……………………….17

Заключение…………………………………………………………………...19

Список литературы…………………………………………………………..20
Введение

Данная курсовая работа написана по драме гениального режиссера Криса Коламбуса «Мачеха». Фильм снят в США в 1998 году. Главные роли исполнили: Джулия Робертс, Сьюзен Сарандон, Эдд Харис, Джена Мелоун и Лиам Эйкен. Ключевая мысль фильма отражена в его слогане: «Be there for the joy. Be there for the tears. Be there for each other». ( Будьте там для радости. Будьте там для слез. Будьте там для друг друга )

«Семейные узы настолько тесно сближают людей, что рано или поздно кто—то оказывается лишним. И в жизни десятилетней Анны и шестилетнего Бена появилась Изабелл, любовница их разведенного отца. Она делает все возможное, чтобы завоевать любовь чужих детей. Но Джеки, их настоящая мать, использует весь свой авторитет и влияние, чтобы этого не допустить.
Голос крови оказывается сильнее доброты и обаяния Изабель. Она хотела стать для Анны и Бена искренним другом, но так и осталась мачехой. Однако в тот момент, когда Джеки добилась желаемого, неожиданно выясняется, что она смертельно больна. И вот Изабелл, с которой заботливая мать не мыслила жизни своих детей, оказывается тем единственным человеком, без которого их жизнь немыслима…»

В этом фильме две конфликтные линии: Изабелл - Джеки, а также, Анна - Изабелл. На протяжении всего фильма они развиваются параллельно, однако в некоторых моментах их этапы не совпадают. Также здесь показан внутриличностный конфликт Джеки, но подробно на нем, я останавливаться не буду. Далее, я попытаюсь разобраться в сложившейся семейной конфликтной ситуации и проанализировать динамику, типологию конфликтов, а также обозначить основных и неосновных участников и попытаться найти наиболее удачное решение.


Предпосылки, объект и предмет конфликта

Семейные взаимоотношения – это важная часть жизни каждого человека. Успех в делах, хорошее воспитание детей, спокойствие зависят во многом от благоприятной атмосферы в семье. Однако, далеко не в каждой семье всё так благополучно, как этого хотелось бы желать, в силу различных обстоятельств. В данном фильме показан внутрисемейный конфликт, который очень многогранен и сложен. У каждой конфликтной ситуации имеется предпосылка, но, к сожалению, в фильме она не показана. Тем не менее, мне было не сложно предположить, какова она. Как я уже говорила, в этой драме я выделила две конфликтные линии. Они имеют разные предпосылки. Во взаимоотношениях Изабелл и Джеки конфликт возник тогда, когда у Люка (бывший муж Джеки) появилась новая возлюбленная – Изабель, именно тогда у Джеки родились ревность и страх, что любовь её детей будет делиться на них двоих. Если же рассматривать конфликт Изабель и Анны, то, на мой взгляд, он возник уже в тот момент, когда Изабель ещё не было в жизни этой семьи, в тот момент, когда Люк и Джеки приняли решение о разводе. А Изабелл стала скорее мишенью для злости Анны. Безусловно, на отношение Анны к Изабель во многом влияла Джеки. Ведь, как любая мама она могла просто даже своим отношением к Изабелл настроить детей против неё.

Объектом конфликта во взаимоотношениях Изабелл и Джеки стали любовь и внимание детей, но ведь для первой важны их уважение и дружба. Это недопонимание и стало причиной такого тяжелого и трудноразрешимого разногласия. Но важно заметить, что Джеки старается, камуфлировать истинный объект конфликта, прикрывая его «благополучием детей». Что касается конфликта Анны с Изабелл, здесь объект – отношения Люка с его новой возлюбленной. Появление Изабелл в жизни их семьи означает, что отец уже никогда не вернется к её матери, а это для Анны тяжелый удар.

Проявление конфликтных действий со стороны Джеки и Анны есть выражение предмета конфликта1. Мать и дочь, всячески пытаются указать на любую, даже малейшую оплошность Изабель, подчеркнуть её неопытность в воспитании и упрекнуть, в нежелании становиться матерью. Изабелл отвечает на всё это лишь изредка несдержанными недоброжелательными словами, и дальше продолжает добиваться уважения Джеки и дружбы Анны.

Участники конфликта

В конфликтологии существует деление участников конфликта на основых (прямых) и неосновных (косвенных). К основным участникам конфликта относятся те, кто непосредственно участвует в противоборстве, их называют субъектами или оппонентами конфликта. К косвенным участникам конфликта относятся те, кому принадлежит второстепенная роль в развитии конфликта. Их также называют третьей стороной.

Таким образом, там, где основными участниками конфликта являются Изабелл и Джеки, третьими лицами выступают дети – Анна и Бен, а также бывший муж последней Люк. При этом Анна и Бен играют деструктивную роль, т.е. способствуют обострению конфликта, а роль Люка конструктивная, он старается разрешить и сгладить конфликт между его основными участниками - Изабелл и Джеки. В конфликтной линии, где основные участники – Анна и Изабелл, третьим лицом с конструктивной ролью также выступает Люк, с деструктивной – Джеки.

Я хочу обратить внимание на такое понятие, как ранг оппонента2 – потенциал, которым обладают стороны. В первом вышеуказанном конфликте такой мощью обладает мать Анны и Бена – Джеки. Она как авторитет в глазах своих детей может оказывать на них влияние, не только позитивно, но и негативное, что, и продемонстрировано в данном фильме.

Важно заметить, что в обеих ситуациях существуют так называемые посредники (медиаторы). В конфликте Изабелл и Джеки таким человеком выступает Люк, он уважаем обеими противостоящими сторонами. Именно он, пытается найти компромисс между оппонентами с помощью своей мудрости, взглядов на семейные взаимоотношения и авторитета, который он имеет в глазах участников конфликта. В ситуации с Анной посредником, как ни странно, выступает в определенный момент сама Джеки, которой стало необходимым, чтобы Анна приняла Изабель и научилась уважать её.

Типология конфликта

Существует различная классификация конфликтов, она зависит от того, что берется за её основу. Так, например, рассматривая стороны конфликтов, в данном фильме оба конфликта являются межличностными, так как в них основными участниками являются отдельные индивиды. Если затрагивать аспект потребностей и характер объектов, мы можем сделать вывод, что конфликты статусно-ролевые. Временной параметр весьма неоднозначен, тем не менее, в контексте данного фильма, могу предположить, что оба конфликта длительные и затрагивают семейную сферу жизнедеятельности.

Если рассматривать понятия реалистичного и нереалистичного конфликта, то в данном фильме в обоих случаях конфликт реалистичный, т.к. желаемый результат может быть достигнут с помощью других средств, например, обсуждения и распределения ролей.
Динамика конфликта

В этой части своей курсовой работы, я буду рассматривать динамику конфликта на примере фильма «Мачеха». Но для начала, я считаю, необходимо обозначить существующие периоды, из которых складывается весь конфликт.

Общая схема динамики конфликта состоит из:

  1. предконфликтной ситуации;

  2. открытый конфликт:

- инцидент;

- эскалация;

- завершение конфликта;

3) послеконфликтный период.

Следует заметить, что конфликт может развива

Перейдем к рассмотрению фильма.

С первых минут просмотра, становятся ясны взаимоотношения всех героев этой картины. Отчетливо видно, между кем существуют конфликты, ведь уже в начале фильма мы можем наблюдать сразу первую стадию конфликта, т.е. предконфликтную ситуацию.

Джеки здесь ещё не проявляет открытого недовольства, а лишь переживает внутриличностный конфликт. Однако на данном этапе дети уже могут наблюдать недоброжелательный настрой их мамы к Изабелл. Например, собрав детей в школу, Изабелл дала им с собой завтраки. Джеки, когда шла с детьми, выкинула их в урну со словами: «Надо же, она дала вам с собой еду».

Состояния и переживания Джеки хорошо описаны словами Люка в диалоге с директором: «Думаете, Джеки нравится, что о её детях заботится другая женщина, тем более женщина, у которой нет опыта такого рода, естественно, Джеки ведет себя враждебно, она же защищается».

Рассматривая взаимоотношения Анны и Изабелл, здесь ситуация иная. Анна уже более отчетливо показывает недружелюбие и, даже, ненависть к Изабелл. Пока, это проявляется больше невербальным жестами: тоном голоса, взглядом.

Анна сказала в школе, что Джеки и Люк вновь поженятся. Это и есть её истинное желание. Отсюда и ненависть к Изабелл, ведь она является доказательством того, что её мать и отец уже не будут вместе.

Переходом к стадии открытого конфликта является инцидент, случай, который инициирует противоборство сторон. Он делает конфликт явным и распределяет участников на сторонников и противников.

В конфликте Анны и Изабелл таким инцидентом стала ситуация с собакой. Изабелл подарила детям щенка и попросила придумать ему имя, Анна сказала, что у неё аллергия на собак и предложила назвать его Изабелл, обосновав это таким образом: «От него пахнет как от тебя и на тебя у меня тоже аллергия».

В этот момент Изабелл попыталась расставить всё на свои места, так сказать, найти компромисс, однако Анна отвергла её попытки и сказала, что не обязана слушать Изабелл, т.к. та ей не мать. Этот разговор, является эскалацией конфликта, именно здесь четко расставляются позиции участников. Изабелл пытается призвать Анну уважать её, говоря, что девочка находится в её доме, Анна же противоречит этому и очередной раз подчеркивает, что новая возлюбленная её отца никто для неё.

Далее последовал второй инцидент, который в фильме не показан, а узнаем мы о нем лишь из разговора героев. Люк принимал утром душ с Изабелл, а Анна увидела их вместе. Для девочки это было ударом, ведь у неё всё ещё живет надежда, что её мама и папа вновь будут вместе. Этот случай стал поводом для инцидента Джеки и Изабелл. Мать Анны была возмущена, что не Люк, не Изабелл, не поговорили с девочкой, при этом, выражаясь в не очень корректном и сдержанном тоне. «Что с Анной? Что ты сделала? ... Что случилось?» В этот момент, из слов Джеки мы можем узнать об истинной причине такого отношения Анны к Изабелл: «12-ти летняя девочка страдает от того, что её отец, очевидно никогда не вернется в свою семью». Джеки уверяет Изабелл: «Твоя проблема в том, что ты думаешь только о себе, ты не годишься в матери»! В ответ на что Изабелл, назвала Анну, «наглой, избалованной девчонкой», и была выгнана из дома Джеки.

Не смотря на сложившуюся ситуацию, Джеки вынуждена оставлять детей с Изабелл, т.к. их отец работает, а её необходимо пройти обследование. В выходные будущая мачеха взяла детей с собой на работу, на съемки в парк. Пока она занималась фотосессией, Анна уснула, а Бен в это время убежал, его нашли полицейсикие в зоопарке. Эта ситуация является эскалацией конфликта Джеки и Изабелл. Узнав о случившемся, Джеки была крайне возмущена: «Эта женщина больше никогда не должна подходить к моим детям». Люк попытался убедить её, что «это могло случиться с каждым», Джеки ответила быстро и ясно: «но не со мной». Этим она хотела ещё раз подчеркнуть, что Изабелл, не годится в роли матери, в отличие от неё. Мать Анны и Бена угрожала Изабелл: «Я обращусь в суд, и ты больше никогда не будешь оставаться с детьми одна. Тебе ясно, никогда!». В данном сюжете фильма присутствует сильное эмоциональное напряжение, Изабелл с одной стороны понимает свою вину, однако, она не может смириться с тем, что Джеки постоянно старается найти любой повод, чтобы указать на её недостатки и совсем не замечает стараний. Джеки же говорит: «Я совсем не обязана облегчать жизнь тебе, я обязана заботиться о своих детях, а они не хотят проводить время с тобой!».

Далее по сюжету фильма в конфликте Джеки и Изабелл появляется медиатор в лице Люка. Он беседует с бывшей женой и просит и уговаривает её не обращаться к адвокату и дать ещё один шанс его новой возлюбленной, обосновывая это тем, что «она старается, она научитсяДай ей время, не надо отталкивать её. С детьми всё будет хорошо, если мы сможем ладить».

На этом этапе начинается угасание конфликта. Джеки для прохождения дальнейшего обследования, необходимо свободное время, а погулять с детьми некому, поэтому ей ничего не остается кроме как просить об этом Изабелл. На обследовании Джеки узнает, что она смертельно больна, но шанс выжить есть, для этого нужно пройти курс терапии. Джеки не хочет огорчать детей и бывшего мужа, сообщив им о своём состоянии здоровья. Тем не менее найдя в себе силы, она решается рассказать обо всем Люку и назначает ему встречу, на которой узнает, что тот, намерен сделать предложение Изабелл и просит одобрения со стороны Джеки, которое необходимо детям. «Я боюсь, это будет нелегко для детей, я хотел сообщить им вместе», последовал совершенно предсказуемый вопрос Джеки: «Так будет легче для детей или для тебя? Ну, знаешь ли, мы не можем выступать каждый раз дружной парой, когда это будет удобно тебе». Аргумент Люка: «Мы с тобой навсегда их родители» заставил Джеки о многом задуматься и может быть даже в какой-то степени пересмотреть свою позицию относительно Изабелл.

Первый шаг к разрешению конфликта Изабелл и Анны был сделан во время разговора Джеки и Люка со своими детьми, когда первые говорили о намерении их отца жениться на Изабелл. В этот момент Джеки проявила мудрость и поддержала Люка, она выступила медиатором в конфликте Анны и Изабелл: «Изабелл не займет моего места, она не станет вашей мамойЖизнь штука довольно сложная и порой бывает несладко, но у тебя есть выбор, ты можешь всё испортить ещё сильнее, а можешь постараться и справиться с трудностями. Старайся увидеть, что в Изабелл хорошо, что она внесла в жизнь твоего отца и в твою. Для каждой семьи наступает время, когда надо поддержать друг друга». Одобрение Джеки очень повлияло на Анну и Бена, дети согласились поддержать своего отца.

Этот разговор сильно изменил отношение Анны к Изабелл, он помог девочке взглянуть на свою мачеху с другой стороны. Это очень хорошо демонстрирует сцена, которую, лично для себя, я назвала «Вжик-вжик». Анна не могла «оживить» деревья на своем рисунке, а Изабелл вызвалась ей помочь и научила её делать кисточкой легкие прикосновения к листку бумаги и произносить при этом «вжик-вжик», что изменило не только рисунок, но и взгляд Анны на Изабелл. Вскоре она говорит своей маме: «Я думала о том, что ты сказала про Изабелл, ну чтобы открыть глаза на её достоинства и знаешь, ты права, она здорово разбирается в одежде и знает песни всех рок музыкантов на свете, т.е. она вроде бы как не взрослая». «Вроде старшей сестры» - поддержала девочку Джеки. «Да. Она знает все классные забегаловки в городе. Она вобщем-то ничего. Только ты ей не говори об этом».

Мачеха с каждым днем всё больше сближается с детьми и завоевывает их дружбу и доверие. Джеки невероятно тяжело наблюдать, как Изабелл становится близким человеком для её детей. Бен поранил ногу, и его отвезли в больницу, сделали перевязку и поместили в палату на некоторое время. Пока Джеки регистрировала сына, с ним была Изабелл, Бен попросил спеть ему песенку: «Мама всегда мне поет, когда мне больно». Джеки случайно видит эту сцену. Она понимает, что Изабелл, теперь в некоторой степени занимает отчасти её место в жизни детей.

С каждым днём Джеки чувствует себя всё хуже, из-за своей болезни. Она продолжает врать и бывшему мужу, и детям, и Изабелл, но последняя замечает неладное и выводит Джеки на откровенный разговор, откуда и узнает о смертельной болезни. Больше это не секрет. Анна, узнав об этом, была очень обижена, что её мама не сказала ей об этом раньше: «Значит, ты давно знала об этом, но не рассказала мнеТы лгала, ты молчала. Это же тоже обман. Если ты обманула нас тогда, может, ты и сейчас не правду говоришь? Где Изабелл? В четверг мы должны быть с Изабелл. Она должна нас забрать!». На возражения брата: «Я лучше побуду с мамой», Анна отвечает словами, которые задевают Джеки «за живое»: «Её же не станетИзабелл займется тобой». Именно это сложнее всего признать и принять Джеки. Но она понимает поведение девочки, ведь Анна очень любит свою мать и узнать о том, что её скоро не станет это очень тяжело.

За то время, когда Джеки делали операцию, Изабелл ещё больше сближается с детьми, они делают вместе сюрприз для их мамы. Для Джеки мачеха её детей тоже становится значительно ближе, она просит Изабелл помочь с фотографиями для рождественского подарка для Бена и Анны. И казалось бы, конфликт уже улажен, его фактически нет, однако внутриличностный конфликт Джеки ещё не разрешен, именно это и дало толчок для нового инцидента. Джеки возмутил совет, который дала Изабелл её дочери, она посчитала его непедагогичным, а точнее не столько совет, сколько то, что он оказался более действенен, чем её: «И вышло что ты молодец, а её мама дерьмо. По сути, ты продемонстрировала моей дочке, что я совершенно не самостоятельна. И мне безразлична её боль».

Тем не менее, Джеки понимает, что Изабелл та единственная женщина, которая будет рядом с Анной и Беном, когда её не станет, именно она будет заботиться о них и заниматься их воспитанием, поэтому ей необходимо это принять и рассказать Изабелл про свои чувства. Этот разговор является последней точкой в разрешении конфликта Изабелл и Джеки:

И.: Я никогда не хотела быть матерью. Ну, делить это с тобой одно дело, но нести одной это бремя всю жизнь, зная, что меня станут сравнивать с тобой. Ты совершенство. Они боготворят тебя. Меня пугает мысль о том, что на протяжении 20-ти лет я буду трястись, зная, что ты бы сделала то же самое так, как не могу я, гораздо лучше

Дж.: Ты ничем не хуже меня.

И.: Ты как мать настоящий идеал.

Дж.: Ты идешь в ногу со временем.

И.: Ты ездишь с Анной верхом.

Дж.: Ты научишься.

И.: Ты помнишь все истории, все царапины, всё, что у них было, все радостные моменты их жизни связаны с тобой. Всё самое лучшее. Разве ты этого не понимаешь? Когда-то она станет невестойМы вдвоем с ней в её комнате, я расправляю её свадебную одежду, говорю ей, что на свете нет ни одной женщины прекраснейЯ боюсь, что она тогда подумает: «Жаль, что нет моей мамы здесь»

Дж.: А я боюсь, что не подумаетВообще-то ей нет нужды делать выбор, она станет любитьнас обеих. Она станет хорошим человеком, благодаря мне и благодаря тебе. Яэто их прошлое, а тыэто их будущее.

Последняя сцена очень ярко показывает, что Изабелл стала полноправным членом семьи, её приняли не только дети, но и Джеки, ведь именно она на рождество пригласила её сфотографироваться со словами: «А сейчас сфотографируемся всей семьей. Изабелл».


Теории конфликта

Развитием теорий конфликтологии занимались многие ученые, начиная с древнейших времен. Исследованию конфликта большое внимание уделяли Г.Зиммель, Л.Козер, Р.Дарендорф и др. В своей работе я бы хотела рассмотреть некоторые теории на примере вышеописанного фильма.

Обращаясь к книге «Разрешение социальных конфликтов»3 К.Левина, я нашла объяснение некоторому поведению героев драмы. Так, например, Левин выделяет одной общих предпосылок конфликта - внешние барьеры. «Напряжение или конфликт зачас­тую приводят к тому, что человек пытается покинуть неприятную ситуацию. Если это возможно, то напря­жение будет не слишком сильным. Если же человек не­достаточно свободен, чтобы покинуть ситуацию, если ему мешают какие-то внешние барьеры или внутрен­ние обязательства, это с высокой вероятностью приве­дет к возникновению сильного напряжения и конф­ликта». Изабелл не может избежать конфликта, т.к. для неё важны взаимоотношения с детьми Люка, ведь он их очень любит. Также и Джеки не может покинуть неприятную ситуацию, т.к. Люк отец её детей, имеет право общаться с ними, а как следствие этого Анна и Бен будут проводить время с Изабелл. Обе стороны имеют некоторые обстоятельства, которые не позволяют им покинуть ситуацию, возникает конфликт.

Также Левин утверждает, что «конфликты в жизни группы зависят от того, насколько цели группы противоречат друг другу, и от того, насколь­ко члены группы готовы принимать позицию партне­ра». Так вот Джеки, изначально не хотела принимать позицию Изабелл, она не считала, что не обязана помогать ей. Хотя со стороны Изабелл всё иначе, она пыталась понять Джеки и терпеливо относиться к ней.

Рассматривая работу Л.А. Козера «Американская социологическая мысль»4, я хотела бы обратить внимание на типологию конфликта Джеки и Изабелл «в соответствии со степенью их нормативной регуляции». Козер ограничивает все виды конфликтов с одной стороны институционализированными конфликтами (типа дуэли), с другой абсолютными конфликтами.

Однако вышерассмотренный конфликт нельзя безоговорочно отнести к какой-то определенной классификации. Я думаю, что данный конфликт находится на «линейке типологии» ближе к институционализированному, ведь в абсолютном конфликте не допускается никаких соглашений, используются все ресурсы для победы. Джеки, как мать могла сделать так, чтобы её дети никогда не общались с Изабелл, ведь именно она для них является авторитетом, она может повлиять на их отношение к новой возлюбленной её бывшего мужа. Тем не менее, мудрость и уважение к мужу не позволяют ей сделать этого. Конфликт разрешается мирным путем.

Если же рассматривать остроту конфликта, Козер определяет её такой переменной, как эмоции. Согласно данной характеристики, острота конфликта высока, т.к. в открытой стадии конфликта очень чувствуется сильное эмоциональное напряжение.

Применение теорий и моделей социальной работы

На мой взгляд социальный работник в данном фильме должен появиться почти в самом начале, в тот момент, когда ситуация находится на предконфликтной стадии. Например, тогда, когда директор школы Анны замечает семейные разногласия, которые сказываются на успеваемости девочки. Здесь социальный работник должен предложить свою помощь, а в случае отказа, корректно настоять на беседе с Джеки. Ведь именно её внутриличностный конфликт является причиной разногласий, которые существуют между Изабелл, Анной и самой Джеки.

На первой стадии решения проблемы необходимо понять, откуда берет своё начало конфликт и что является его истинным объектом. Для этого нужно завоевать доверие Джеки, убедить её, что социальный работник не будет предпринимать активных действий для решения проблемы, а что он просто хочет помочь понять причину конфликта и самостоятельно разрешить его.

Согласно психосоциальной терапии источником стресса Джеки является давление среды, т.е. обстоятельств сложившихся в их семье: развод с мужем и появление его новой возлюбленной. Важно помочь Джеки понять что именно из прошлых отношений и каким образом влияет на её взаимоотношения с Изабелл. А именно, нужно подвести её мысли к тому, что именно развод с Люком и ревность к Изабелл является основой конфликта во всей семье. Ведь отношение Анны и Бена к будущей жене их отца напрямую зависят от одобрения Изабелл их мамой. И разрешив, внутриличностный конфликт Джеки, разрешатся остальные проблемы во взаимоотношениях. Очень важно, чтобы социальный работник понимал и не осуждал позицию Джеки, необходимо, чтобы последняя ощущала, поддержу и понимание. Социальный работник должен показать свое желание помочь Джеки и осуществить невербальный контакт: взгляды, жесты.

На следующем этапе необходимо убедить Джеки, что подобное отношение к Изабелл не разрешит ситуацию, что Джеки так и останется любимой мамой для своих детей. Ведь Изабелл не пытается занять её место.

Далее нужно постараться осуществить «вентиляцию», т.е. вынесение обиды, стресса наружу. Социальный работник должен спровоцировать Джеки, чтобы она выплеснула свои эмоции, тем самым отчасти избавилась от них.

На мой взгляд, очень важны беседы и оценка Джеки самой себя. Также социальный работник должен попросить Джеки представить себя на месте Изабелл, и узнать, как бы поступила она на её месте, это может быть подсказкой для понимания того, остались какие-то обиды на Изабелл ещё скрытыми.

После осознания причин конфликта самой Джеки нужно обговорить цели, которые необходимо осуществить в последующем. Например, научится доверять Изабелл и уменьшить степень контроля. И обсудить методы, которыми эту цель можно достичь.

Таким образом, шаг за шагом Джеки научится доверять Изабелл, принимать её методы, делать замечания в корректной форме и уважать её, ведь обида и непонимание будут исчерпаны.

Разрешив конфликт между Джеки и Изабелл, дети заметят изменение в отношении их мамы к мачехе и последуют её примеру, т.к., как я уже замечала раньше, Джеки оказывает ключевое влияние на своих детей.

Заключение

Рассматривая семейную ситуацию, которая сложилась в фильме, я хочу сделать вывод, что разрешение конфликта здесь обусловлено сложившейся ситуацией. И помощь социального работника здесь неуместна, ведь Джеки самостоятельно приходит к разрешению внутриличностного конфликта, как бы тяжело ей это не далось. Хочу также заметить, насколько грамотно себя ведет Изабелл и как меняется её отношение к материнству на протяжении всего фильма. Поведение мачехи намного мудрее и разумнее поведения взрослой женщины, за плечами которой уже богатый опыт.

Семья, показанная в фильме «здоровая» социальная ячейка, и те конфликты, которые в ней возникают, не несут вреда обществу и объясняются эмоциональным напряжением, снять которое в силах только они сами. Внедрение социального работника напротив может только усугубить положение, ведь истинный объект конфликта камуфлирован, и выявить его социальному работнику будет не просто.

Данная работа показала мне, насколько сложным является конфликт и тем более его разрешение. А также помогло оценить труд, который необходим для того, чтобы противостоять сопернику или же найти компромисс.

Лично для себя я сделала вывод, что для разрешения, например, межличностного или любого другого конфликта нельзя выявить одной схемы, важно походить к каждому случаю с особым вниманием и осторожностью, ведь каждое лишнее действие социального работника или же самих участников конфликта может привести к неразрешимости или усугублению конфликта.
Список литературы:

  1. Конфликтология: учебник для вузов/В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова, и др. Под ред. проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-512 с.

  2. Основы конфликтологии: Учеб. – практ. пособие. – Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 1999. - 48 с.

  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 507 с.

  4. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 288 с.

  5. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. —СПб: Речь, 2000 .

  6. Л.А.Козер ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА.//Американская социологическая мысль.- М.- 1996.С.542-556.

  7. Социальная работа: современная теория : учебное пособие / Маль­кольм Пэйн: пол ред. Дж. Камплннга : пер. с англ. О. В. Бойко (гл. 1—11) и Б. Н.Мотенко (гл. 12—14) ; науч. ред. русс, текста докт. филос. 'наук, проф. И. В. Наместникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 400 с.

  8. Модели в социальной работе: из разных истоков – к одному полю деятельности. Гюнн Странд Хатчинсон, Сив Олтедал / Под редакцией Р.И. Даниловой.—Архангельск: Изд-во Архангельской государственной медицинской академии, 1999. — 206 с.

1 Конфликтология: учебник для вузов/В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова, и др. Под ред. проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- С.53

2 Конфликтология: учебник для вузов/В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова, и др. Под ред. проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- С.67

3 Левин К. Разрешение социальных конфликтов. — СПб: Речь, 2000.

4 Л.А.Козер ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА.//Американская социологическая мысль.- М.- 1996.С.542-556




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации