Контрольная работа - Психология адвокатской деятельности - файл n1.docx

Контрольная работа - Психология адвокатской деятельности
скачать (46.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx47kb.01.06.2012 08:28скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра правовой психологии и судебных экспертиз
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


ПСИХОЛОГИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Екатеринбург, 2011

Слово «адвокат» происходит от латинского advocatio, означающего «призывать на помощь». Адвокаты — это люди, профессиональный долг которых — оказывать юридическую помощь гражданам и организациям.

Деятельность адвоката в значительной степени обусловливается спецификой его социально-психологической роли. Он — защитник всех прав и законных интересов подозреваемого или обвиняемого. Эта миссия возложена на него законом. Он обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты для выяснения обстоятельств, которые оправдывают подозреваемого или обвиняемого, смягчают его ответственность, а также оказывать ему необходимую юридическую помощь (ст. 44 УПК). [7]

Адвокат защищает не преступление, а человека! Понимание этой аксиомы позволит избежать предвзятости в определении роли и места современного адвоката в уголовном судопроизводстве. Нередко защитник воспринимается участвующими в процессе лицами, представляющими интересы потерпевшей стороны или государства как досадное недоразумение, мешающее оперативному, скорому и строгому наказанию преступника.

Наиболее сложный в психологическом отношении вид адвокатской деятельности - это защита прав подозреваемого (обвиняемого, осужденного) по уголовным делам. С юридической точки зрения дела гражданского судопроизводства по представлению интересов доверителя в общем суде могут быть значительно сложнее, однако они не содержат такого многообразия межличностных человеческих отношений, как в уголовном процессе.

Адвокатская деятельность сложна по своему содержанию, формам, методам и психологическим особенностям.
ПРОФЕССИОГРАММА АДВОКАТА

Успех адвоката во многом зависит от умелого обращения с людьми, от правильного подхода к подзащитному, от взаимодействия с судом, следователем, прокурором.

Своевременная подготовка к защите, продуманная линия ее осуществления, составленный план — все это дает возможность четко формулировать свое мнение в суде, правильно ориентироваться в различных ситуациях, вносить в ранее составленный план поправки по ходу выявления новых обстоятельств.

Адвокат должен хорошо знать личность подзащитного, его психологию, мотивы преступления, причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Только изучив, проанализировав и сделав выводы о личности подзащитного, логически продумав свою линию защиты, адвокат может достичь успеха в суде.

Участвуя в решении вопросов правосудия, оценивая поступки людей, вскрывая их психологическое содержание, защитник должен быть принципиален, честен, непримирим к нарушению прав и законных интересов своего подзащитного.

Адвокат должен не только отстаивать интересы подзащитного, но и воспитывать, укреплять чувство законности. Успех адвокатской деятельности во многом зависит от умения находить среди большого числа доказательств такие, которые оправдывали бы его подзащитного или смягчали его вину. А это требует поиска, творческого мышления, ориентации в обстоятельствах дела. Выступая на процессе, адвокат придерживается выработанной им линии защиты и четко обозначенной цели, для достижения которой ему необходимо осуществлять какие-то действия, принимать решения. И здесь очень важна его самостоятельность, волевые качества, умение противостоять другим участникам процесса, настойчивость и решительность. Самая большая опасность для адвоката кроется в отсутствии собственного мнения, легкой внушаемости, неумении отстаивать свои убеждения, позиции. В этом случае адвокат будет пассивен, инертен и защита пройдет на низком уровне. [1]

В работе адвоката можно выделить три этапа:

  1. Формирование общей концепции.

  2. Разработка тактики защиты.

  3. Применение (реализация) защиты.

На первом этапе доминирующее положение занимает реконструктивная деятельность. Здесь реализуются такие качества, как память, мышление (аналитическое и синтетическое), воображение. Эти же качества реализуются и на втором этапе. На третьем — наряду с указанными выше реализуются также качества коммуникативной группы. В коммуникативной деятельности адвоката можно выделить два аспекта:

Особый круг проблем возникает в связи с этикой поведения адвоката. Подзащитный доверяет адвокату сокровенные стороны своей жизни, и адвокат призван точно определить допустимую меру обнародования интимных сторон его жизни.

Адвокатская тайна является основой адвокатской профессии. Доверие – это важное, необходимое условие любых взаимоотношений в обществе, а тем более между человеком, преступившим закон, и лицом, осуществляющим его защиту.

Непременное условие, обеспечивающее получение качественной юридической помощи – это наличие доверительных отношений между гражданином и адвокатом, который может находить адекватные решения возникших у его клиента проблемных ситуаций и просчитывать возможные последствия только в случае, если последний сообщит ему всю информацию. Однако для того чтобы сообщить постороннему человеку какие-либо сведения о себе, нужно быть уверенным, что они потом не станут всеобщим достоянием и не будут обращены ему во вред. [5]

Деятельность адвоката носит публично-правовой характер, поэтому ее содержание на всех этапах защиты интересов лиц, обратившихся за юридической помощью, определяется осознанием адвокатом своей правовой и нравственной обязанности содействовать охране правопорядка и укреплению законности.

Положение адвоката предъявляет особые, повышенные нравственные требования к его поведению не только во время непосредственно исполнения своих профессиональных обязанностей, но также и вне рамок его специальных знаний (в семейных отношениях, в быту, в общественной жизни и т. п.).

Многие требования, предъявляемые к профессиональной деятельности адвоката, в своей основе имеют критерии нравственности. Так, например, запрещается вмешательство в профессиональную деятельность адвоката, требование от него сообщения каких-либо сведений, составляющих предмет адвокатской тайны, а также требование подобных сведений от должностных лиц и технических работников органов адвокатского самоуправления и адвокатских объединений.

Адвокат не вправе принять поручение по оказанию юридической помощи лицу в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь Лицам, интересы которых противоречат интересам обратившегося лица, или участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, проводившего дознание, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля, понятого, а также если в расследовании или рассмотрении дела принимает или принимало участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных отношениях.

Адвокат не вправе действовать вопреки законным интересам лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, занимать правовую позицию, не согласованную с ним, отказаться без уважительных причин от принятой на себя защиты подозреваемого и обвиняемого. Он не вправе признавать доказанной вину своего подзащитного, если последний ее отрицает. Признание вины подзащитным не лишает адвоката права оспаривать такое утверждение и просить об оправдании за недоказанностью его вины.

Адвокат не может покупать или иным способом приобретать являющиеся предметом спора имущество и права физических и юридических лиц, обратившихся к нему за правовой помощью, как на свое имя, так и под видом приобретения для других лиц. Выступая в суде в качестве защитника обвиняемого, адвокат должен проявлять тактичность по отношению к другим участникам уголовного процесса, поддерживать престиж своей профессии в качестве участника осуществления правосудия. Адвокаты обязаны соблюдать действующее законодательство, Правила профессиональной деятельности адвоката, которые утверждены президиумом Белорусской Республиканской коллегии адвокатов. [4]

Адвокаты играют значительную роль в правовоспитательной работе среди населения. Разъясняя каждодневно те или иные положения законодательства, они вносят свой вклад в формирование правосознания граждан, способствуют предупреждению правонарушений. [8]

ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ АДВОКАТА

Формируясь на протяжении предварительного следствия и судебного разбирательства, позиция защиты концентрированно излагается в речи адвоката. При этом защитник не связан ни с характером ранее заданных вопросов, ни с заявленными ходатайствами, ни с общим эмоционально-психологическим настроем судебной аудитории. Адвокат не должен приспосабливаться к ожидаемому решению суда. Свою позицию он не согласовывает ни с кем, кроме своего подзащитного, отстаивая его законные интересы. И конечно, позиция адвоката не должна противоречить закону – юридическому и нравственному.

Статья 295 Уголовного процессуального кодекса Республики Беларусь определяет содержание речи защитника, который излагает суду соображения: 1) по существу обвинения; 2) относительно обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности подсудимого; 3) о применении уголовного закона; 4) о мере наказания; 5) гражданско-правовых последствиях преступления. [7]

Структура защитительной речи определяется результатами судебного следствия, особенностями доказательственного материала, характером предъявленного обвинения, избранной защитой позиции, линией поведения обвиняемого и содержанием обвинительной речи. Поэтому нельзя дать единую схему защитительной речи. В каждом конкретном случае она строится в зависимости от обстоятельств рассматриваемого дела, опыта и привычки защитника - автора защитительной речи.

К числу особенностей защитительной речи адвоката следует отнести следующие.

Во-первых, защитник выступает в судебных прениях после прокурора. Закон подчеркивает: «После произнесения речей всеми участниками судебных прений каждый из них может выступить еще по одному разу с замечаниями (репликами) относительно сказанного в речах. Право последнего замечания (реплики) всегда принадлежит обвиняемому или его защитнику» (ст. 345 УПК). Поэтому защитник строит свою речь с учетом речи прокурора, при оценке доказательств вынужден приводить свои доводы, контраргументы и контрдоказательства, высказать свои суждения о речи прокурора, предложенной им мере наказания. Но речь защитника не следует рассматривать лишь как ответ оппоненту. Она имеет самостоятельный характер: в ней подвергаются детальному анализу все обстоятельства дела под углом зрения защиты, приводятся все доводы, говорящие в пользу подсудимого.

Во-вторых, обвинительная и защитительная речи взаимосвязаны. Выступая с обвинительной речью, прокурор, используя рефлексивный метод, предвосхищает, прогнозирует речь защитника. Обвинительная и защитительная речи соотносятся не только с материалами рассматриваемого дела, но и друг с другом. Структура судебной речи во многом обусловливается этим взаимодействием.

В-третьих, речь защитника более свободная по форме и содержанию, более полемичная, чем обвинительная речь прокурора. Обвинять проще, чем защищать и защищаться. Адвокату приходится в большинстве случаев говорить экспромтом, без подготовки отвечать прокурору, реагировать на показания свидетелей, следить за линией поведения подзащитного. И от защитника требуется умение точно излагать свои мысли.

В-четвертых, у прокурора и защитника различные функциональные обязанности. Теоретик судебного красноречия А. Г. Тимофеев тонко подметил различие целевых установок речей государственного обвинителя и защитника. «Быть правдивым в изложении не значит, однако, перечислять все известные обстоятельства: оратор имеет право выбора, может останавливаться лишь на тех, которые представляются для него существенными и полезными. Этим и объясняется различие в изложении одного и того же дела под углом зрения обвинения и защиты, что нисколько не препятствует и тому и другому быть совершенно согласными и принятыми судом фактическими данными. Если картина самого преступления, способ его совершения, например, особенная жестокость, бессердечие преступника, истязание жертвы - выгодны для обвинения, на ней подробно остановится прокурор и ее пройдет по возможности коротко защита, и наоборот».

Задача защитника - «смягчить краски картины, нарисованной прокурором, пользуясь тем же самым фактическим материалом, но придавая ему несколько иное объяснение».

Противоположность позиций прокурора и защитника хорошо выражена в юмореске «Последнее слово подсудимого»: «То, что надо было сказать, сказал за меня мой адвокат, а что не надо было говорить, сказал, к сожалению, прокурор». [3]

Защитительная речь адвоката, состоит из следующих частей:

  1. вступление

  2. главная часть, которая включает в себя анализ фактических обстоятельств дела, анализ личностных особенностей подзащитного, анализ мотивов совершения деяния подзащитным,

  3. заключение.

Во вступлении адвокат ставит задачу – овладеть вниманием аудитории. Поэтому вступление должно быть кратким, но вызывающим повышенную ориентацию слушателей. Оно должно быть доверительным, приглашающим к рассуждению, критическому анализу того, что уже говорилось.

В основной части своей речи защитник, акцентируя внимание на специфических особенностях дела, готовит аудиторию к принятию своей позиции. Основные пункты защиты должны быть связаны теми вопросами, которые подлежат разрешению судом при постановлении приговора.

Особенно тщательно защитник анализирует особенности личности подзащитного, акцентуации его характера, повышенную реактивность на отдельные эмоциогенные для него ситуации, неудачно сложившиеся условия жизнедеятельности.

Центральное место в характеристике личности подзащитного занимают анализ его мотивационной сферы и конкретного мотива совершенного деяния, выяснение подлинного смысла действий данного человека – к чему он стремился, чем руководствовался.

Речи крупнейших адвокатов отличаются глубоким психологизмом, проникновением в сокровенные, интимные механизмы человеческого поведения, раскрытием социально-психологических основ поведения отдельных социальных групп.

Адвокат всегда должен твердо стоять на фактической базе и не уповать только на эмоциональность воздействия. Он должен увидеть и раскрыть подлинные коллизии жизни, непосильное бремя жизненных обстоятельств, свалившихся на его подзащитного.

Приемы защиты, используемые адвокатом, должны быть корректны, тактичны в отношении всех личностных характеристик. От защиты подзащитного адвокат никогда не должен переходить к обвинению свидетелей и потерпевших. Суд – не война, отмечает Плевако. Мины и засады, вылазки и диверсии здесь неуместны. Следует спорить с доказательствами, а не с прокурором.

Не следует касаться личности противника, даже если он сам допускает это. Нет худшего приема защиты, чем несправедливые нападки на потерпевших. Адвокат не должен никого обвинять, он должен защищать, но не прибегая ко лжи, подтасовке фактов и унижению своих противников.

В кратком заключении защитник подводит итог всему сказанному, формулирует окончательные выводы, высказывает отношение к вопросам, которые скоро встанут перед судьями в их совещательной комнате. Он обращается к суду с просьбой об оправдании подсудимого, если его вина не установлена должным образом, либо о назначении ему минимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьей Уголовного кодекса, либо о применении к нему условного осуждения. [2]

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Труд адвоката проникнут психологическим содержанием. Опытный адвокат всегда хороший психолог-практик. Он чувствует людей, может предсказывать их реакции, прогнозировать поведение, может успокоить клиента, снизить степень тревожности, уменьшить страхи, способствовать выводу клиента из депрессии. При этом высокая психологическая компетентность успешно работающего адвоката не заменяет участия психолога, а, напротив, повышает эффективность сотрудничества этих специалистов с целью защитить законные права клиента.

На сегодняшний день можно выделить несколько наиболее перспективных направлений взаимодействия адвоката и психолога при решении правовых проблем клиента. В первую очередь это касается исследования вопросов, требующих специальных психологических познаний и написание по его результатам заключения специалиста для суда (по делам о возмещении морального ущерба, ущерба причиненного деловой репутации, психологические мотивы преступлений и т.п.) В ходе следствия, при подготовке адвоката к суду не редко возникают вопросы, имеющие психологическое содержание. Например, каковы психологические мотивы совершения противоправных действий подзащитного. Известно, что понимание мотивов тех или иных действий юристами и психологами разнится. Юристы оперируют конкретным перечнем мотивов, в том числе, это корыстные мотивы, месть, ревность и т.п. Психологическое же содержание мотивации человеческой деятельности значительно разнообразней. Например, в случае ограбления уличного ларька группой несовершеннолетних для юристов очевиден корыстный мотив. Психологами же в ходе исследования этого вопроса в отношении каждого конкретного участника группы могут быть обнаружены разные системы мотиваций. Для одного несовершеннолетнего главным может быть мотив самоутверждения, для другого - мотив подражания, для третьего - страх быть отвергнутым группой и т.д. Строя защиту важно опираться на фактические данные в этом вопросе, так как они могут и должны быть учтены при определении наказания виновным. Психологические мотивы могут быть «установлены» юристами на основе своего личного и профессионального опыта, без какого-либо специального исследования. Так иногда и происходит на практике. Но, во-первых, мотивы поведения не всегда так уж очевидны, а житейские, обыденные представления о сущности психических явлений далеко не всегда соответствуют научным данным. Во-вторых, аргументированное мнение специалиста в данном случае сделает весомей любую, самую продуманную защиту.

В ряде случаев, в уголовном или гражданском судопроизводстве проводятся судебно-психологические экспертизы. Подобные экспертизы проводятся как на стадии предварительного расследования (по постановлению следователя), так и в ходе судебного разбирательства (по постановлению суда). Заключение экспертизы является доказательством по делу и наряду с другими доказательствами подвергается оценке. Так заключение экспертов-психологов о том, что в момент совершения инкриминируемых подэкспертному деяний он находился в состоянии физиологического аффекта может стать определяющим при квалификации преступления и решении о соответствующем наказании.

Бесспорно, юридический вес заключения судебно-психологической экспертизы и заключения специалиста различен. В отличие от заключения экспертизы, заключение специалиста-психолога не имеет силы доказательства, а приобщается судом в числе прочих документов. Но на практике для адвоката заключение специалиста имеет ряд преимуществ. Во-первых, можно обратиться к специалисту-психологу без согласования своих действий со следователем или судом. И, если выполненное заключение не будет поддерживать линию защиты, то попросту его не использовать.

При назначении экспертизы, как правило, формулируют вопросы следователь или суд и бывают случаи, когда из-за неграмотно сформулированного вопроса вся ценность экспертизы сводится к нулю. При этом круг вопросов, поставленных перед психологами, достаточно широк. Кроме названных выше это может быть вопрос об индивидуально-психологических особенностях клиента (например, в случае, когда ему вменяется руководство преступной группой, а по своей психологической характеристике он никак не соответствует роли лидера); вопрос о применении различных приемов психологического воздействия на клиента в ходе осуществления следственных действий (допроса, очной ставки, проверки показаний на месте); вопрос о повышенной внушаемости или склонности к фантазированию (например, на сексуальные темы, в названных уже выше делах о сексуальном насилии над детьми); вопрос об особенностях непатологического психического состояния клиента на данный момент (в делах о возмещении морального ущерба); вопрос о скорости реакции человека на слуховые и зрительные раздражители и влиянии на эту скорость стрессовой ситуации (в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой) и многие, многие другие.

По поводу последнего, припоминается пример, описанный в литературе. В производстве прокуратуры находилось дело об авиационной катастрофе. Было установлено, что в момент посадки разбился пассажирский самолет. Имелись человеческие жертвы. Все члены экипажа остались живы. Комиссия по выявлению причин катастрофы пришла к выводу, что в момент посадки все системы самолета находились в исправном состоянии, причиной же неудачной посадки явилась случайная ошибочная перекладка командиром корабля стабилизатора на малых высотах из посадочного положения в полетное. Выяснилось, что накануне полета в составе экипажа была произведена замена штурмана, радиста и бортинженера; кроме того, в полете участвовало трое проверяющих, что являлось нарушением правил и инструкций. В результате в кабине экипажа создалась ненормальная обстановка, затруднявшая командиру корабля управление действиями подчиненных. Возникла гипотеза о том, что на действия летчиков отрицательное влияние оказало ситуативно обусловленное изменение их психического состояния в наиболее ответственный период полета. С целью проверки этого предположения перед психологами были поставлены вопросы:

1. Могла ли сложившаяся в полете ситуация вызвать изменение психического состояния членов экипажа?

2. Могло ли изменение психического состояния членов экипажа повлиять на качество выполнения ими профессиональных функций в полете?

Данные психологического исследования были использованы в суде при определении степени вины обвиняемых.

Эффективной формой сотрудничества адвоката и психолога являются на сегодняшний день индивидуальные психологические консультации по индивидуально-психологическим особенностям клиента, по выбору оптимальных приемов общения с конкретным клиентом, следователем, судьей, по уже выполненным заключениям судебно-психологической экспертизы (разъяснение выводов экспертов, выявление недостатков методики проведения экспертизы и помощь при формулировке обоснований для ходатайства для назначения повторной судебно-психологической экспертизы), помощь при формулировке вопросов судебно-психологической экспертизы, о проведении которой планирует ходатайствовать адвокат и т.д.

Адвокат, женщина 27 лет защищала интересы 50-летней клиентки, потерявшей в результате пожара, возникшего в казино единственную дочь. Каждый день несчастная женщина приходила к адвокату и со слезами на глазах, начиная разговор с обсуждения необходимости наказать виновных, как по списку перечисляла, во что была одета ее дочь - платье, стоимостью 850 долларов, ювелирный гарнитур, стоимостью 5600 долларов, кольца на сумму 2300 долларов и т.п. Адвокат не знала как себя вести с этой дамой. В силу своего возраста, небольшого опыта и с учетом действительно настоящей трагедии, случившейся у клиентки, она не могла отказать той в очередной подобной беседе. В ходе консультации адвоката с психологом, присутствовавшем на одной из бесед, был определен психотип клиентки, даны рекомендации по эффективным способам общения и выработана жесткая и тактичная формулировка, в которой было указано клиентке на невозможность продолжения отношений в данной плоскости и дана рекомендация обратиться к психологу. Последовав совету психолога, адвокат сумела оградить себя от изматывающих каждодневных встреч с клиенткой, при этом сохранить деловые отношения с ней.

Перспективным направлением психологического сопровождения адвокатской деятельности является психотерапия клиента адвоката. В некоторых случаях особое состояние, в котором находится доверитель, обратившийся к адвокату, затрудняет процесс общения между ними. Находясь в особом психическом состоянии (депрессии, психическом напряжении, посттравматическом стрессовом расстройстве и т.п.), клиент, особенно, если это женщина, пожилой человек или несовершеннолетний, не может сосредоточиться на вопросах адвоката, эмоционально неуравновешен, остро нуждается в экстренной психологической помощи. Опытные адвокаты признаются, что в таких случаях им приходится брать на себя решение не только юридических проблем клиента, но и психологических. Психолог может сделать эту часть работы профессионально. Нормализовать психическое состояние клиента с целью оптимизировать общение адвоката с ним.

Кроме того, можно и нужно психологически готовить клиента к допросу, очной ставке, другим следственным действиям, к выступлениям в суде, поскольку перечисленные действия являются сильным стрессовым фактором. Адвокаты готовят своих клиентов - оговаривают возможный перечень вопросов, помогают формулировать ответы на них, рассматривают наиболее вероятные направления развития ситуаций. Психолог может, в свою очередь, профессионально подготовить человека к ситуации психологического напряжения или давления, с тем, чтобы клиент выглядел убедительно.

Отдельного разговора заслуживает проблема психологической подготовки и поддержки в подобных ситуациях детей. В ряде случаев детям приходится давать показания в суде. Это не простое испытание даже для взрослого. Для неподготовленного ребенка это может быть сильнейшей психологической травмой с самыми тяжелыми последствиями. В нашей практике был случай, когда пятилетняя девочка давала показания в суде против своего отца, обвинявшегося в совершении развратных действий с ней. Продолжительная психотерапевтическая работа с ребенком до и после минимизировала отрицательные последствия этой травматической ситуации. Кроме того, в результате специальной психологической подготовки ребенок давал показания уверенно и убедительно.

Возможна подготовка и участие психолога в переговорах адвоката с представителями противоположной стороны. Правильная организация пространства и выбор времени переговоров, оптимальное расположение участников за столом переговоров, психологически грамотная формулировка и последовательность предъявления аргументов, технологии нейро-лингвистического программирования приносят сегодня тем, кто ими владеет, ощутимые результаты. Участие психолога в переговорах в качестве конфликтолога поможет организовать эффективное общение даже представителей сторон, чьи позиции, на первый взгляд, являются непримиримыми. К примеру, возьмем решение проблемы, с кем из родителей после развода останется жить ребенок. Часто бывшие супруги находятся в этот период в состоянии «войны». Эмоции берут верх над доводами рассудка. В сражение вступают адвокаты - представители сторон. На наш же взгляд, данная проблема имеет существенную психологическую составляющую и может быть эффективно решена при сотрудничестве адвокатов и психологов.

Другим актуальным на сегодняшний день направлением сотрудничества адвоката с психологом является формирование индивидуального имиджа адвоката. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния, считает необходимым заниматься имиджем тем, чья профессиональная деятельность связана с общением. Сегодня профессиональный успех адвоката напрямую зависит от того, насколько притягателен его образ. Внешний вид, поведение, манера общения - все это должно внушать людям доверие и симпатию к адвокату.

Формирование имиджа - процесс длительный и хлопотный. Неумелыми действиями в этом направлении можно принести больше вреда, чем пользы. В идеале созданием имиджа занимается группа специалистов, в том числе и психологов. Деятельность психологов в таком случае будет осуществляться по следующим направлениям:

- диагностика профессионально значимых качеств личности конкретного адвоката, с целью выявления его «сильных» и «слабых» сторон как профессионала;

- наращивание необходимых для профессиональной успешности адвоката качеств личности, психологических умений и навыков в результате индивидуально разработанной программы;

- формирование на основе данных психодиагностики и результатов работы по формированию профессионально значимых качеств и приобретению психологических умений и навыков индивидуального стиля деятельности, реального имиджа конкретного адвоката.

В хорошем имидже ценится не шаблон, а индивидуальность. Поиск этой «изюминки» образа, достижение комфортности пребывания в новом имидже, преподнесение отдельных недостатков как достоинств - вот некоторые из задач, решаемых специалистом психологом. [6]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев, В.Л. Юридическая психология: Учебное пособие / В.Л. Васильев [Электронный ресурс]. – 2009г. – Режим доступа: http://www.koob.ru – Дата доступа 18.12.2009г.

2. Еникеев, М.И. Юридическая психология: Учебное пособие / М.И. Еникеев [Электронный ресурс]. – 2009г. – Режим доступа: http://www.koob.ru – Дата доступа 18.12.2009г.

3. Порубов, Н.И. Риторика: Учебное пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.Шк., 2004.

4. Порубов, Н.И., Порубов, А.Н. Юридическая этика: Учебное пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Мн.: Выш. Шк., 2003.

5. Савич, О. Адвокатская тайна / О. Савич // Юстиция Беларуси. – 2007. - №10.

6.Скабелина, Л. Психологическое сопровождение адвокатской деятельности / Л. Скабелина // Адвокатская палата. - 2006. - №11.

7. Уголовно – процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.; одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2009.

8. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: Учебное пособие / Ю.В. Чуфаровский – М.: Право и Закон, 1997.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации