Лекции - Часть 5 - файл n1.doc

Лекции - Часть 5
скачать (129.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc162kb.01.09.2004 20:56скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

Часть 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРВ
5. UML проектирование систем реального времени
Значительное понижение цен на микропроцессоры и полупроводниковые микро­схемы и столь же существенное увеличение производительности микропроцессо­ров, наблюдаемые на протяжении нескольких лет, сделали рентабельными распределенные системы и системы реального времени на базе микрокомпьютеров. Сегодня большинство коммерческих, промышленных, военных, медицинских и потребительских продуктов снабжаются микропроцессорами и целиком либо в значительной части управляются программами. Такие системы встречаются в микроволновых печах и видеомагнитофонах, в телефонах и телевизорах, в авто­мобилях и самолетах, в подводных лодках и космических кораблях, в автоматах по продаже газированных напитков и банкоматах, в системах диагностики пациентов и системах управления производством, в контроллерах роботов и системах управления лифтами, в системах управления городским и воздушным транспор­том, в электронной почте и коммерции, в «интеллектуальных» транспортных и информационных магистралях… Список можно продолжать до бесконечности. Все это параллельные системы, а многие из них являются к тому же распределен­ными или системами реального времени.

Объектно-ориентированные концепции особенно важны для анализа и про­ектирования программного обеспечения, поскольку они касаются фундаменталь­ных вопросов адаптируемости и развития. Сравнительно недавно появившийся унифицированный язык моделирования (UML) предлагает стандартизованную нотацию для описания объектно-ориентированных моделей [16, 18, 19, 21]. Объе-динение концепций объектно-ориентированного проектирования с концепциями парал­лельного выполнения необходимо для успешного создания распределенных при­ложений, работающих в реальном масштабе времени. Поскольку UML содержит стандартную нотацию для описания объектно-ориентированных моделей, будем использовать именно этот язык. Особое внимание уделим моделированию динамики системы, представляющему интерес для приложений реаль­ного времени и распределенных приложений.

5.1. Объектно-ориентированные методы и UML

Объектно-ориентированные методы основаны на концепциях сокрытия ин­формации, классов и наследования [27]. Сокрытие информации [23] позволяет получить замкнутые, а оттого в большей степени поддающиеся модификации и сопровождению системы. Наследование [27] – это систематический способ адаптации классов.

Язык UML, пришедший на смену многочисленным системам нотации и мето­дикам проектирования предложил нотацию для описания объектно-ориентированных моде­лей, которая стала промышленным стандартом. Однако для эффективного применения нотации UML необходимо сочетать ее с каким-либо методом объектно-ориентированного анализа и проектирования.

В методе COMET сочетаются прецеденты использования, статическое моделирование, диаграммы состояний и диаграммы последовательности событий, которые встре­чаются в нескольких методах. Применяемая нотация основана на UML [16, 18]. В ходе моделирования прецедентов использования определяются функциональные требования к системе в терминах актеров и прецедентов. Статическая модель предлагает статический взгляд на информационные аспекты системы. Класс определяется в терминах сво­их атрибутов и взаимоотношений с другими классами. Результатом динамическо­го моделирования является динамический взгляд на систему. Уточняются сфор­мулированные ранее прецеденты с целью показать взаимодействие объектов, участвующих в каждом из них. Разрабатываются диаграммы кооперации и после­довательности, отражающие кооперацию объектов в каждом прецеденте. Завися­щие от состояния аспекты системы описываются с помощью диаграмм состояний, причем для каждого объекта составляется своя диаграмма.

В аналитической модели основное внимание уделяется пониманию пробле­мы: выявлению объектов предметной области и передаваемой между ними инфор­мации. Объекты и классы предметной области группируются на основе критери­ев выделения объектов. Рассмотрение вопросов, активен объект или пассивен, синхронно или асинхронно посылаемое сообщение и какая вызывается операция у объекта-получателя, откладывается до стадии проектирования.

На этапе проектирования среди объектов выявляются активные (их называ­ют задачами) и пассивные (их называют объектами). Для определения задач при­меняются критерии разбиения на задачи. Разрабатываются также интерфейсы за­дач и описываются операции каждого пассивного класса.
5.2. Метод и нотация

Метод проектирования и нотация проектирования – это разные вещи. Нота­ция проектирования ПО предназначена для описания самого проекта. Хотя она и предполагает наличие определенного подхода к проектированию, сам подход остается за ее рамками. Метод проектирования ПО представляет собой система­тическое описание этапов создания проекта.

Нотация проектирования ПО описывает.проект программы в графическом или текстовом виде. В частности, диаграммы классов – это графическая нотация, а псевдокод – текстовая.

Концепция проектирования ПО – это фундаментальная идея, применимая к проектированию всей системы, например сокрытие информации.

Стратегия проектирования ПО – общий план и методика выполнения проек­та. Одной из стратегий является объектно-ориентированная декомпозиция.

Критерии структурирования ПО – это эвристические или формальные пра­вила, помогающие проектировщику разбить систему на отдельные компоненты. Так, критерии разбиения на объекты - это правила декомпозиции системы на объекты.

Метод проектирования ПО описывает последовательность шагов, выполняе­мых при работе над проектом при условии, что требования к системе уже сформу­лированы. Он помогает выявить, какие решения предстоит принять, в каком по­рядке это следует делать и на основе каких критериев. Метод проектирования базируется на наборе соответствующих концепций, использует одну или несколь­ко стратегий, а также ту или иную нотацию для документирования результатов. При выполнении определенных шагов метод может подсказать разработчику, ка­кие критерии наиболее удобны для декомпозиции системы.

В методе COMET для описания проекта применяется нотация UML. Метод основан на следующих концепциях: сокрытие информации, наследование и па­раллельные задачи. Стратегия проектирования параллельно работающих объектов состоит в разбиении системы на активные и пассивные объекты и определении ин­терфейсов между ними. Метод COMET также содержит критерии разбиения, по­могающие выделить объекты в системе на этапе анализа, а затем на этапе проек­тирования выявить отдельные подсистемы и параллельно выполняемые задачи.
5.3. Системы и приложения реального времени

Системы реального времени (рис. 5.1) – это параллельные системы с времен­ными ограничениями. Они широко распространены в промышленных, коммер­ческих и военных приложениях. Термин «система реального времени» обычно относится к системе в целом, включающей приложение реального времени, опе­рационную систему реального времени и подсистему ввода/вывода реального времени. В состав такой системы входят также драйверы специальных устройств, управляющие работой различных датчиков и приводов. Поскольку здесь речь идет в основном о проектировании приложений, мы будем пользоваться терми­ном «приложение реального времени», а не «система реального времени». Одна­ко в этом разделе приложения реального времени рассматриваются в более широ­ком контексте систем реального времени.


Рис. 5.1. Система реального времени

Системы реального времени часто очень сложны, так как их работа связана с многочисленными независимыми потоками входных событий и продуцированием различной выходной информации. Частота поступления событий обычно непредсказуема, однако реагировать необходимо достаточно быстро, чтобы соблюсти временные ограничения, сформулированные в требованиях к программе. Нередко нельзя предугадать и порядок поступления событий. Кроме того, вход­ная нагрузка может с течением времени значительно и неожиданно изменяться.

Системы реального времени часто дополнительно подразделяются на систе­мы с жесткими и слабыми временными ограничениями. Система с жесткими ограничениями обязана отреагировать на событие в пределах установленного вре­менного интервала, в противном случае возможен аварийный отказ. Для систем со слабыми ограничениями выход за пределы допустимого интервала считается нежелательным, но все же не катастрофическим явлением.

Программные системы реального времени имеют дополнительные характери­стики, отличающие их от прочих систем:

1. Встраиваемые системы. Система реального времени часто является частью более крупной программно-аппаратной системы. Примером может служить контроллер робота, входящий в состав робототехнического комплекса, име­ющего одну или несколько механических рук.

Обычно программная система реального времени состоит из приложения реального времени, операционной системы реального времени и, возможно, дополнительного системного ПО: коммуникационных программ, программ промежуточного слоя или драйверов специальных устройств.

2. Взаимодействие с внешней средой. Как правило, система реального време­ни осуществляет такое взаимодействие без участия человека. Например, она может управлять механизмами или процессом производства, следить за протеканием химических реакций или поднимать тревогу. Для получения информации о внешней среде обычно требуются датчики, а для управления средой – приводы (см. рис. 5.1).

3. Временные ограничения. Системы реального времени обязаны тратить на обработку события время, не превышающее





Часть 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРВ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации