Словарь - Глоссарий по курсу Логистические принципы организации материальных и информационных потоков - файл n1.doc

приобрести
Словарь - Глоссарий по курсу Логистические принципы организации материальных и информационных потоков
скачать (122 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc122kb.01.06.2012 08:02скачать

n1.doc

ГЛОССАРИЙ

по курсу «Логистические принципы организации материальных и информационных потоков»
1. АВС-анализ – это способ формирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравномощных подмножества А,В, и С на основании некоторого формального алгоритма.

2. Автоматизированная система управления складом, АСУС – основанная на использовании вычислительной техники и ЭММ система планирования, контроля приемки, размещения, хранения, поиска, комплектации выдачи продукции со склада.

3. Автоматизированная транспортно-складская система, АТСС – одна из систем обеспечения функционирования гибких производственных систем, представляет собой комплекс устройств для размещения, хранения, транспортирования, полгрузки и разгрузки предметов труда, оснастки и т.п.

4. Агент - доверенное лицо (юридическое или физическое), совершающее определенные действия по поручению другого лица (принципала) от его имени и в его интересах. Юридическим основанием для выполнения А. действий служит агентский договор. Форма его может быть различной: письменный договор, подробно перечисляющий права и обязанности сторон, либо доверенность на выполнение агентских действий или разовых поручений. Договор морского агентирования принято называть агентским соглашением.

5. APS - система организации потоковых процессов, ориентированная на оптимизацию процессов планирования, в т.ч. на межпроизводственном уровне. В основе лежит модель ЛЦ, благодаря которой становится возможным осуществлять оперативное планирование потребностей и загрузку мощностей.

6. Активная система снабжения – поставка материалов со склада предприятия его подразделениям; выдачу, погрузку и передачу материалов осуществляет отдел снабжения или склад.

7. Аутсорсинг – отношения, при которых участник логистической цепи и третья сторона (стороны)заключают соглашения о предоставлении логистических услуг по определенной цене в течение определенного периода.

8. Вес брутто - масса товара вместе с упаковкой внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней - тарой. В практике международной торговли используются также термины полубрутто (вес брутто за вычетом массы наружной упаковки) и фактический вес брутто.

9. Вес нетто - масса товара без тары и упаковки. В ряде стран при исчислении таможенной пошлины в вес нетто включается и масса внутренней (первичной), неотделимой от товара до его употребления, упаковки, в которой он доставляется потребителю (вес полунетто). По весу нетто, как правило, устанавливается цена на товар с учетом также стоимости тары и упаковки

10. Выталкивающая – это СУМП, в которой предметы труда и готовая продукция подаются с предыдущего звена логистической цепи на последующее в соответствии с заранее сформированным жестким производственным графиком

11. Вытягивающая – это СУМП, в которой предметы труда и готовая продукция передаются на следующее звено логистической цепи с предыдущего по мере необходимости, т.е. производственная программа отдельного звена определяется размером заказа последующего звена логистической цепи

12. Глобальная логистическая стратегия – логистическая стратегия, направленная на формирование устойчивых хозяйственных связей между отдельными странами или группами стран на основе международного разделения труда, особенно в форме подетальной и технологической специализации и межотраслевого кооперирования.

13. Груз - перемещаемый (перевозимый, транспортируемый) товар. Совокупность физико-химических свойств груза, потребность в таре и упаковке, а также условия и техника его перевозки, перегрузки и хранения определяют транспортную характеристику груза и влияют на цену его перевозки. 

14. Грузооборот - экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. 

15. Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, сдавшее груз к перевозке и указанное в качестве отправителя в перевозочном документе. 

16. Грузополучатель - физическое или юридическое лицо, которому по указанию грузоотправителя должен быть выдан груз в пункте назначения. 

17. Договор перевозки - договор между перевозчиком и грузовладельцем, по условиям которого перевозчик обязуется доставить груз в названный пункт назначения, а грузовладелец - оплатить установленную провозную плату. 

18. Длительность закупочного цикла включает в себя время выполнения закупочных операций (обработки информации, доставки материальных ресурсов, складирования на складе материалов, комплектования партий и т.п.) и перерывы (пролеживание на складе материалов, простои работников и т.п.)

19. Длительность производственного цикла в общем случае включает в себя время выполнения технологических операций (длительность технологического цикла), время естественных процессов и время межоперационных перерывов.

20. Длительность сбытового цикла, аналогично циклу закупок и производственному циклу, включает время выполнения распределительных операций (обработка информации, складирование готовой продукции, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка и т.п.) и время перерывов (пролеживание продукции, простои транспортных средств, погрузчиков и другой складской техники, простои рабочих и т.п.).

21. DRP (планирование ресурсов распределения) – это СУМП, обеспечивающая централизованное управление всеми материальными ресурсами предприятий, находящихся в дистрибутивной сети, решающая комплекс задач:

22. DRPII – это система управления материальными потоками в дистрибутивной сети, обладающая дополнительными модулями:

23. Единый отдел – сосредоточение всех логистических функций в одном отделе, что улучшает координацию всех функций

24. ERP (планирование ресурсов предприятия) – финансово ориентированная система планирования ресурсов предприятия, необходимых для выполнения заказа клиентов, включающая множество рабочих модулей, таких как: финансовый учет, контроллинг, MRP, CRP, управление активами, управление персоналом, управление проектами, управление качеством и т.д.

25. Издержки выполнения заказа – расходы, связанные с размещением заказа и поставкой продукции, зависят от числа заказов.

26. Издержки дефицита – потери от простоя производства; потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса; потери при закупки мелких партий материалов по высоким ценам и т.п.

27. Издержки по содержанию запасов – определяются самим фактом наличия запасов: расходы на создание складской инфраструктуры, арендная плата, расходы на складские операции, банковская процентная ставка, страховые издержки и налоги, порча, хищение, моральное устаревание материалов и т.п.

28. Информационный поток – совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций

29. «Кайдзен» (от япон. «kai» – «изменение», «zen» – «хорошо», «к лучшему»)– концепция постоянных усовершенствований «малыми шагами» всего того, что делает предприятие, воплощенная в конкретные формы, методы и технологии с участием всех сотрудников данного предприятия – в равной степени и менеджеров, и рабочих.

30. KANBAN - это внутрипроизводственная СУМП, реализующая принципы JIT и характеризующаяся следующими чертами:

31. Коммерческий акт - документ, составляемый перевозчиком или его представителем в удостоверение факта недостачи, повреждения или порчи груза при его выдаче грузополучателю в пункте назначения. Коммерческий акт фиксирует причины несохранности груза, размер и характер ущерба; имеет большое значение при ликвидации убытков страховщиком. Коммерческий акт служит основанием для предъявления получателем груза претензии о возмещение перевозчиком убытков. Отметка о составлении коммерческого акта делается на оборотной стороне транспортной накладной.

32. Концепция «связующего звена» - отдельные служащие назначаются ответственными за координацию логистических операций в двух-трех функциональных сферах. Проблема – нарушается принцип единоначалия

33. Коэффициент вариации определяется как соотношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (месяц, квартал) к среднесуточному (среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции.

34. Коэффициент ритмичности выпуска продукции – прямой показатель оценки ритмичности работы предприятия, в т.ч. функционирования МИП – определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более планового уровня.

35. Сross-docking – процесс внутри цепочки поставок, в ходе которого приемка и отправка продукции потребителю так скоординированы по времени и объему, что можно избежать помещения товаров на склад, т.е. можно исключить все виды деятельности, характерные для склада хранения).

36. Логистика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации. Логистика направлена на минимизацию издержек и максимальную выгоду и связана обычно с долгосрочным планированием. 

37. Логистика третьей стороны - термин применяется для обозначения концепции покупки логистических услуг, являясь по сути синонимом понятия «аутсорсинг». С другой стороны, не всякая компания, предоставляющая логистический сервис, может назвать себя 3PL-провайдером. Происхождение термина явно отражается в его формулировке с позиции клиента: сторона поставщика услуги действительно является третьей, промежуточной, связующей производителя и потребителя. Перенять у клиента бизнес-процессы и комплекс оказываемых услуг, предложить ему существенно сократить и даже отказаться от внутренних, собственных логистических подразделений, поручить эти задачи внешним специалистам - так позиционируется современный логистический аутсорсинг, известный как 3PL. Таким образом, чтобы называться 3PL-провайдером, требуется оказывать весь комплекс услуг, необходимый для движения товара по всей цепочке поставок.

38. Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального, информационного или финансового потока.

39. Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.

40. Логистическая стратегия – стратегия долгосрочного планирования размещения капитальных вложений в транспортную сеть, складское хозяйство и др. элементы инфраструктуры; формирование длительных хозяйственных связей.

41. Логистическая цепь – это линейно-упорядоченное множество физических и юридических лиц, непосредственно участвующих в выполнении заказа клиента

42. Логистические издержки - затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.д.).

43.  Логистический канал – частично упорядоченное множество, состоящее из потребителя, поставщика, посредников, перевозчиков, страховщиков и др. лиц, участвующих в товародвижении.

44. Логистический процесс – упорядоченная на оси времени последовательность логистических операций, направленная на обеспечение потребителя продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и месте.

45. Логопарк – это предприятие, объединяющее на одной платформе компании разных отраслей и транспортные коммуникации, осуществляя координацию логистического обслуживания и информационного обеспечения, а также их контроль.

46. LP («Тощее производство») - это СУМП, основанная на устранении бесполезных операций обычно массового производства, таких как, складирование материальных ресурсов, испытание, ожидание сборки и упаковки, входной контроль, транспортировка на склад и др., путем реализации следующих принципов:

47. Маркировка - различного вида знаки, рисунки, надписи и условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Маркировка позволяет установить связь между грузом и перевозочным документам, отличить одну партию груза от другой и содержит: основные надписи, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки

48. Материалоемкость показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на производство единицы продукции.

49. Материалоотдача характеризует отдачу материального потока, т.е. количество ГП с каждого рубля потребленных МР.

50. Материальный поток – имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операий в заданном временном интервале.

51. Методика исследования организации материальных и информационных потоков на предприятии в рамках цепочки поставок представляет собой совокупность последовательно выполняемых стадий, позволяющих идентифицировать пространственное и временное состояние организации потоковых процессов, оценить ее эффективность и влияние на ключевые факторы успеха предприятия и выявить неэффективные процессы, требующие усовершенствования.

52. MRP (планирование материальных потребностей)- это СУМП, представляющая собой расчетный механизм, предназначенный для формирования предложений по устранению прогнозируемого дефицита материальных ресурсов, то есть MRP планирует наличие номенклатурных позиций в нужное время, в нужном месте и в необходимом количестве для удовлетворения спроса.

53. MRP II (планирование производственных ресурсов)- это СУМП, представляющая собой механизм эффективного планирования всех ресурсов производства в режиме реального времени на основе ежедневного обновления баз данных с более коротким сроком окупаемости, результаты чего могут интегрироваться с финансовой отчетностью.

54. ОПТ (оптимизированные производственные технологии) - это СУМП, основанная на принципе выявления и предотвращений возникновения узких мест или «критических ресурсов» в цепи «снабжение-производство-сбыт»

55. Оптимальный размер заказа – величина партии поставки, при которой достигается минимум совокупных затрат, связанных с хранением и восполнением запасов, и вместе с тем спрос удовлетворяется полностью. Для определения оптимального размера поставки традиционно применяется «формула Уилсона»:



где Q – годовой объем спроса на материальные ресурсы;

Оп – издержки на организацию поставки материальных ресурсов;

Сх – удельные издержки на хранение запасов материалов.

56. Организационной форма «нулевого запаса» предполагает либо полное отсутствие запасов в каждом звене логистической цепи, либо поддержание их минимального количества

57. Партнерство – это отношения между двумя субъектами цепи поставок, которые влекут за собой разделение прибыли и распространяются на продолжительный период времени. Цель интеграции должна совпадать с целью всех партнеров, имеется возможность продления отношений.

58. Перевозчик - лицо, которое по договору перевозки осуществляет или оказывает посредничество в доставке груза с использованием транспортного средства. 

59. Переходящий запас – остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода

60. Показатель соотношения запасов и результирующего материального потока про­мышленного предприятия характеризует уровень эффективности управления экономическими потоками предприятия, т.е. его способность осуществ­лять производство и сбыт продукции при минимальных затратах.

61. Подготовительные запасы – часть производственных запасов, наличие которых вызвано необходимостью подготовки материальных ресурсов к потреблению

62. Поток – это направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, каких-либо процессов, продукции, информации, финансов, материалов, ресурсов и пр.); совокупность объектов, воспринимаемых как единое целое, существующая как процесс на некотором временном интервале и измеряемая в абсолютных единицах за определенный период времени.

63. «Предельный» уровень запасов - уровень запасов, обеспечивающий производственное потребление в течение одного оборота оборотных средств.Концепция «предельного уровня запаса» предполагает, что фактический уровень запаса будет меньше предельного и достигнет его размера лишь в исключительных случаях, который рассчитывается по формуле:

где Q – годовая потребность в материальных ресурсах;

Коб – коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

64. Продуктивность логистических затрат - показатель, фиксирующий эффективность логистической деятельности промышленного предприятия. Здесь определяется среднее значение материального потока в звене «Сбыт», которое может приходиться на один рубль логистических затрат промыш­ленного предприятия.

65. Производственные запасы – общий объем запасов производственно- технического назначения, предназначенные для обеспечения непрерывности производства и бесперебойности материально-технического обеспечения

66. Прямые издержки - определятся закупочной ценой материальных ресурсов

67. Размер партии запуска предметов труда (материальных ресурсов) в производство определяет количество деталей одного наименования, непрерывно обрабатываемых на одном рабочем месте.

68. Реинжиниринг (BRP) – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы.

69. Сезонные запасы – образующиеся при сезонном характере производства продукции, производственного потребления или транспортировки

70. Система «быстрого реагирования» - это СУМП, обеспечивающая поставки «точно вовремя» и обладающая высокой скоростью реагирования на изменения, основываясь на идее замены запасов на информацию.

71. Система организации материальных и информационных потоков на предприятии представляет собой совокупность организационных форм и методов, принципов и функций, посредством которых происходит формирование материальных и соответствующих им информационных потоков по всей логистической цепи и обеспечивается их рациональное функционирование и совершенствование

72. Случайные расходы – стоимость приобретенных материалов по ошибке или «по случаю»

73. Совершенствование системы организации материальных и информационных потоков – это непрерывный процесс обоснования и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей ее обновления (реструктурирования) и развития; рационализация ее отдельных сторон; контроль и выявление «узких мест» на основе непрерывной оценки соответствия системы внутренним и внешним условиям функционирования каждого звена цепочки поставок.

74. Срок поставки - оговоренное в договоре и установленное в нем время поставки товара (груза) или период времени, в течение которого товар (груз) должен быть доставлен, передан покупателю. 

75. Срок доставки груза - период времени, в течение которого перевозчик обязан доставить груз по назначению и за соблюдение которого он несет ответственность перед грузовладельцами. Срок доставки груза включает в себя время, необходимое для транспортировки груза от пункта отправления до пункта назначения (в том числе операции по его погрузке и выгрузке), выполнение различных вспомогательных операций и оформление документов. За задержку в доставке грузов против установленных сроков перевозчик уплачивает грузовладельцу штраф, обычно устанавливаемый в процентах от провозной платы. При возникновении чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств (см. Форс-мажор) перевозчик освобождается от уплаты штрафа за просрочку в доставке груза. 

76. Сроки хранения грузов - время, устанавливаемое специальными правилами, в течение которого прибывшие грузы должны быть приняты грузовладельцем и вывезены с места погрузки или разгрузки (порта, железнодорожной станции и др.). Сроки хранения грузов зависят от свойств грузов (подверженность порче, необходимость специальных условий хранения и т.п.). Грузы, не принятые и не вывезенные получателями в установленный срок, считаются невостребованными и обычно подлежат реализации. 

77. Статус – кво – без изменения орг. структуры предприятия. Такой процесс осуществляется административными и неформальными процедурами, которые должны охватывать все логистические функции.

78. Сторонняя логистика – подразумевает наличие в логистической цепи «агента», который вступает во временные отношения с некоторыми другими субъектами логистической цепи

79. Стратегический союз – это договорные отношения между двумя независимыми субъектами логистической цепи, преследующими определенные цели и получение прибыли.

80. Страховые запасы – предназначены для непрерывного снабжения производства в случае задержек в поставках

81. СУМП – организационный механизм планирования, контроля и регулирования движения материальных и соответствующих им информационных ресурсов от поставщика сырья и материалов до конечного потребителя готовой продукции или услуг

82.Текущие запасы – основная часть производственных запасов, обеспечивающих непрерывность снабжения производства между двумя очередными поставками ресурсов

83. Технопарк – специальная территория, на которой объединены научно-исследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, склады, подъездные пути, жилой поселок, охрана Смысл – сконцентрировать специалистов общего профиля деятельности.

84. Товарно-материальные запасы – это сырье, материалы, комплектующие, НЗП, готовая продукция и другие материальные ценности, ожидающие вступления в процесс производственного и личного потребления.

85. Товарные запасы – запасы готовой продукции у поставщиков, на складах готовой продукции производителей, на складах предприятий оптовой и розничной торговли, запасы в пути (транспортные запасы)

86. Точно вовремя (JIT) – это СУМП, основанная на следующих принципах:

87. JIT II - это СУМП, подразумевающая тесную интеграцию производителя и потребителя и используемая при закупках в промышленных масштабах, в результате чего устраняются излишки запасов продукции и у поставщика , и у потребителя, улучшается качество обслуживания, а также более эффективно осуществляется стратегическое планирование.

88. Транспортно-накопительная форма предполагает наличие комбинированной транспортно-складской системы, объединяющей определенное количество рабочих мест путем установления связи каждого из них с любым другим посредством информационного и материального потоков.

89. Управление цепью поставок (SCM) – это управление взаимоотношениями с находящимися «выше и ниже по течению» поставщиками и потребителями, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при наименьших издержках путем интеграции всех ключевых бизнес-процессов всей цепи поставок.

90. Цепь поставок – это последовательность взаимосвязанных и взаимозависимых организаций, осуществляющих совместное управление процессом выполнения заказа от поставщика до конечного потребителя.

ГЛОССАРИЙ по курсу «Логистические принципы организации материальных и информационных потоков»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации