Дипломная работа - Психологические особенности жертв насилия - файл n1.doc

Дипломная работа - Психологические особенности жертв насилия
скачать (862 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc862kb.01.06.2012 08:01скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.1. Насилие как психолого – педагогическая проблема 6

1.2. Основные теоретические подходы к объяснению и изучению насилия в человеческих отношениях 12

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЙ 24

2.1. Личность и её особенности в отечественной и зарубежной психологии 24

2.2. Насилие и его влияние на изменение личностных особенностей 28

2.3. Возможности коррекции жертв насилия 39

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ 46

3.1. Описание и методы исследования 46

3.2. Анализ результатов исследования 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66

ПРИЛОЖЕНИЯ 71

ВВЕДЕНИЕ



Актуальность.

Вопрос о проблеме насилия и жестокости по отношению к детям - весьма важный и мало разработанный в Российской современной науке и практике. Насилие над ребенком наносит ему не только существенный материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно привносит тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, ведущеек стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и так далее.

Жестокое отношению к детям в настоящее время превратилось в обычное явление: до десяти процентов жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоционально – чувственной сфере. Это не только наносит значительный вред здоровью детей, травмирует их психику, тормозя развитие личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия; насилие формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время феномен насилия стал серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Нарушения, которые возникают после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, приводящие к устойчивым личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния, пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, которые зачастую влияют на всю дальнейшую жизнь.

Однако при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований и их важности в решении насущных задач воспитания подрастающего поколения следует отметить, что разработка научно обоснованной организационно-педагогической системы психолого-педагогической защиты от насилия является одной из мало исследованных проблем общей педагогики.

Цель исследования: исследовать психологические особенности жертв насилия.

Объект исследования: насилие как психологический феномен.

Предмет исследования: психологические особенности жертв насилия.

Для реализации поставленной цели были определены задачи исследования:

- рассмотреть проблему насилия в психологической литературе;

- раскрыть психологические особенности детей, переживших насилие;

- провести экспериментальное исследование психологических особенностей детей - жертв насилия.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети, пережившие опыт насилия, имеют психологические отличия от сверстников, не подвергавшихся насилию.

Методологическая база:

- философские теории ненасилия (Н.В. Абаев, Р.Г. Асперсян, Г.С. Померанц и другие);

- теория деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие);

- постулаты гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и другие) и педагогики (Л.Н. Толстой, С. Френе, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и другие).

Методы исследования определялись целями и задачами исследования. Применялись следующие методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, социологической, методической, юридической литературы, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседы, анализ результатов педагогического эксперимента, математико – статистические методы обработки экспериментальных данных.

Методики исследования: в работе использованы следующие методики:

- проективный тест «Несуществующее животное»;

- тест Кеттелла для детей;

и их интерпретация.

Экспериментальная база исследования. Основной базой исследования являются социальные институты Новосибирской области: управление социальной защиты населения и Комиссия по делам несовершеннолетних г. Бердска. Для реализации цели исследования была сформирована выборка из 20 детей в возрасте 7 – 8 лет, из них половина мальчиков и половина девочек эксперимент осуществлялся в период февраль - март 2011 г.. Эксперимент проводился на базе школы №3 «Пеликан» г. Бердска. Обследуемые дети являются учениками второго класса.

Работа состоит из введения, трёх глав, списка используемой литературы, заключения и приложений.

В первой главе проведён анализ проблемы насилия в психологической литературе.

Во второй главе проведён анализ психологических особенностей детей, переживших насилие.

В третьей главе проведено экспериментальное исследование психологических особенностей детей - жертв насилия.

Глава 1. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Насилие как психолого – педагогическая проблема



Проблематика насилия над личностью – является весьма обширной область, которая разрабатывается разрабатывающаяся в мировой психологии, педагогике, философии, социологии, культурологии, медицине и других сферах научного знания.

Пересмотр роли и места насилия в системе культуры связан с результатами выдающихся исследователей во всех областях познания.

В психиатрии - это фигуры Ч. Ломброзо и Р. Крафт-Эббинга; в психологии - это Зигмунд Фрейд и его психоанализ; не чужды этой проблеме Ясперс, Фромм, Гроф и многие другие [34, с. 112].

Теория насилия исследуется в трудах Ф. Ницше, а также представителей современного французского постмодернизма (Ж. Батай, Ж. Делёз, Ф. Гватари, и др.) [22, с. 132].

Наряду с исследованием насилия, в последние годы активно исследуется понятие «ненасилие», появились новые научные направления - педагогика ненасилия (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов), психология ненасилия (А. Маслоу, К. Роджерс и другие), философия ненасилия (Н.В. Абаев, Р.Г. Асперсян и другие), а также другие направления теории ненасилия [14, с. 17].

В гуманистическом направлении педагогики проблемы насилия и ненасилия являлись одними из важнейших в исследованиях представителей «свободного воспитания (Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори и другие) [30, с. 291].

Н. В. Тарабрина указывает, что наиболее часто жертвами насилия, как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся [49, с. 65]:

- дети, которые воспитываются в условиях жестокого обращения в семье, враждебно воспринимающие мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять его в отношении слабых;

- дети, воспитывающиеся в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами личности, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;

- уличные дети;

- дети имеющимися с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, расстройства личности - психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.);

- дети, которые воспитываются в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получают достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеют отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

- маленькие дети в силу из – за своей беспомощности;

- недоношенные или с малым весом при рождении (так как они обычно более раздражительны, больше плачут и доставляют больше проблем родителям).

Выделяют несколько классификаций насилия:

- в зависимости от стратегии обидчика насилие может быть явным или скрытым (косвенным);

- в зависимости от времени воздействия - случившееся в прошлом или настоящем;

- в зависимости от длительности действия - может быть единичным или систематическим, длящимся годами;

- по месту происшествия и окружения насилие бывает: в семье - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или незнакомых взрослых.

В руководстве по предотвращению насилия над детьми под редакцией Баженова В. Г. выделяется четыре основных типа насилия [4, с. 77]:

- физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет;

- сексуальное насилие - использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения;

- пренебрежение - хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре;

- психологическое насилие - хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Ребенок - жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия. Например, жертвы изнасилования часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).

На наш взгляд, наиболее полное и четкое разграничение способов неадекватного обращения с ребенком дает Рут Соонетс, которая недостойное отношение к ребенку подразделяет на три большие группы [47, с. 116]:

- насильственные действия над ребенком;

- заброшенность ребенка (то есть неудовлетворение его потребностей);

- чрезмерная опека (то есть чрезмерная защищенность).

Под насильственными действиями она рассматривает четыре вида насилия: эмоциональное, физическое, психологическое, сексуальное.

Детский американский психиатр Артур Грин, который занимался проблемами насилия более двадцати лет, считает, что применение физического и сексуального насилия характерно для тех семей, где присутствуют разногласия между родителями или же опекун ребенка сознательно эксплуатирует или злоупотребляет им [15, с. 78]. В таких семьях зачастую неправильно распределены роли и властные полномочия между членами семьи (у кого-либо слишком много власти, и из-за этого он склонен к физическому насилию, может пить). У других существует страх перед авторитетом власти, поэтому они избегают конфликтов с носителем власти в семье. Между родителями и всеми членами семьи нет теплых отношений, взаимного уважения, поддержки, сочувствия и доверия друг к другу. Подлинная привязанность и любовь друг к другу в таких семьях отсутствует. Дети изолированы от других детей, других семей, ребенку не позволяют иметь друзей, ходить одному и так далее.

Родители не заботятся о нуждах своих детей, нет чувства безопасности, что приводит к нарушению социального и психологического функционирования ребенка.

Что собой представляют родители, применяющие физическое и сексуальное насилие к своим детям?

А. Грин и Каплан установили в своих исследованиях [15, с. 96], что такие родители в детстве сами были жертвами насилия, зачастую заброшенными родителями. Ранний опыт отверженности и пренебрежения создает в ребенке отрицательную модель родителя. Ребенок, с которым плохо обращались, отождествляет себя со своим родителем-насильником и учится тому, что нанесение удара ребенку - это нормальная и повседневная техника дисциплинирования. И далее вполне вероятно, что он будет использовать сходный паттерн воспитания детей в своей будущей семье.

Значительная часть родителей, которые применили сексуальное насилие к своим детям, сами пережили в детстве сексуальное злоупотребление. Это создало инцестную модель поведения, согласно которой допускается использование детей в качестве сексуального партнера [15, с. 98].

Те родители, которые не применяют насилия, но и не могут защитить своих детей от насилия другого родителя, тоже формируют в ребенке модель беспомощного родителя. Именно матери, которые имеют травматичный опыт детства, не могут защитить детей от сексуального насилия своего партнера по той причине, что отождествляют себя со своей матерью, которая не заботилась о них и не защищала.

Этими же авторами установлено, что родители, которые склонные к насилию, чаще других попадают в стрессовые ситуации и находятся в условиях хронического дистресса (материальные проблемы, супружеские конфликты, отсутствие помощи в воспитании детей, отсутствие работы или нестабильные заработки). Применяющие насилие и оставляющие детей без присмотра матери более изолированы от общества, имеют меньший круг друзей и знакомых, проводят в расширенной семье больше времени, чем заботливые матери. Инцест чаще встречается в социально изолированных культурах. Отцы, которые не способны к созданию нормальных социальных отношений вне семьи, используют детей для удовлетворения своих сексуальных потребностей, особенно в период супружеского кризиса. Кроме того, исследования показывают, что, будучи ожесточенными и разочарованными в своих возможностях найти или сохранить постоянное место работы и таким образом материально обеспечить семью, они выплескивают на детей свой гнев, напряжение и разочарование. Вынужденные в рабочие дни оставаться наедине с детьми, они чаще срываются, наказывая их даже за маленькие шалости и непослушание. При этом отец или отчим, находясь с детьми в дневное время, получает все условия для сексуального злоупотребления детьми. Никто не видит и не слышит, как он при помощи приманивания, угроз или силы принуждает ребенка удовлетворять его сексуальные потребности.

У родителей, которые склонны к насилию, отмечают нарушение влечений. Употребление алкоголя или наркотиков предшествует физическому или сексуальному насилию над детьми. В результате опьянения процессы торможения существенно ослабевают, снижается самоконтроль и критика к себе и своим действиям, резко ухудшается внимание и способность мыслить, что приводит к неадекватной оценке происходящего. Так, малейшее невыполнение ребенком зачастую противоречивого распоряжения или запрета может вызвать сильный аффект ярости, и ребенка начинают «учить» кулаками. Такой же механизм и при сексуальном насилии: в состоянии опьянения растормаживается половое влечение, утрачивается контроль и критика, в результате это приводит к злоупотреблениям.

Родители, которые склонны к насилию, часто страдают расстройствами личности и нарушениями поведения. У лиц, страдающих синдромом зависимости, присутствуют изменения личности и аффективные нарушения, которые приводят к психопатизации личности. Их характеризует перемена настроения в отношениях с людьми, нарушение самосознания, плохой контроль над своими желаниями и действиями, отсутствие ясных и постоянных целей. Ригидность, плохая социальная толерантность, конфликтность детерминируются категоричностью мышления, склонностью к крайним эмоциям и манере поведения, которые часто переходят границы и приводят к насилию. Родитель с делинквентным поведением, социопат, может крушить, красть, причинять телесные повреждения чужим и своим. Он не в состоянии планировать и контролировать свои действия, импульсивен и склонен к насилию, у него снижен инстинкт самосохранения, и он также беспечен по отношению к своим родным.

Супруга родителя-насильника часто страдает депрессией и не способна защитить своих детей. Отцы, которые сексуально злоупотребляют детьми, часто страдают расстройствами сексуального предпочтения:

- использование ребенка с целью удовлетворения сексуальных потребностей - педофилия;

- показ своих половых органов с целью достижения сексуального удовлетворения - эксгибиционизм;

- наблюдение за интимными действиями или сексуальным поведением других людей для получения сексуального удовлетворения - вуайеризм;

- получение наслаждения от причинения боли другому человеку или от его истязания - садизм [21, с. 16].

У родителей, которые применяют физическое и сексуальное насилие, нарушается адекватное восприятие своего ребенка. В семьях с жестоким обращением с детьми зачастую происходит переворот ролей, когда родители ждут от детей удовлетворения своих желаний и выполнения некоторых родительских обязанностей - стирки белья, приготовления пищи, уборки, ухода за другими детьми и так далее. Если ребенок в роли родителя не выполняет «свои обязанности», то его наказывают, часто бьют. В семье, где был инцест, тоже происходит путаница ролей: отец общается с дочерью как с супругой или любовницей, часто при этом мать не исполняет психологической роли жены и матери. Ребенку приходится нести ответственность за счастье своего отца, а также за сохранение семьи.

Таким образом, проблема насилия выходит за рамки «чистой» психологии. Исследования, которые так или иначе связаны с насилием (включая концепции ненасилия), проводятся в философии, социологии, обществоведении и других отраслях знаний. В настоящее время наблюдается акцент в сторону гуманистического подхода к личности, а рамках которого проблематика насилия становится особенно острой.

К результатам решения проблем насилия над личностью следует отнести следующее:

- разработаны основополагающие подходы к проблеме насилия;

- введена классификация видов насилия;

- закреплены законодательно наказания за насилие;

- разработаны и применяются различные техники диагностики и терапии жертв насилия;

- проводятся углубленные исследования в данной области.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации