Кучма М.М. Гражданская оборона - файл n1.doc

приобрести
Кучма М.М. Гражданская оборона
скачать (3226.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3227kb.10.06.2012 21:34скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
БК 68.9 Гриф предоставлено Министерством образования и науки Украины
95 (Письмо № 1.4/18.2-655 от 05.04.2004 г.)

Рецензенты: Мервинский Г. И. - заведующий кафедры охраны труда и экологии, доктор технических наук, профессор Украинской академии книгопечатания

Пуцило В. И. - заведующий кафедры техногенно-экологической безопасности Национального университета "Львовская политехника", кандидат технических наук, доцент

Кучма М. М.

95 Гражданская оборона (гражданская защита): Учебное пособие. - 3-тє издание, исправленное и дополнено -Львів: "Магнолия плюс", 2009. - 360 с.

Пособие отвечает учебной программе нормативной дисциплины «Гражданская оборона» для высших заведений образования III - IV уровней аккредитации, утверждаемого Министерством образования и науки Украины. Особое внимание уделено вопросам структуры гражданской обороны Украины, ее усовершенствованию, предотвращению и реагированию на чрезвычайные ситуации, антитеррористической готовности населения, средствам индивидуальной защиты. в отдельном разделе рассмотрены основные нормативно-правовые материалы по обороне Украины.

Может быть использован в качестве учебника на курсах повышения квалификации учителей, представителей отраслевых министерств.

РЗИ 966-8340-21-3

ББК 68.9

© М.М. Кучма, 2009
ВЫ 966-8340-21-3 © Издательство "Магнолия 2006", 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление 7

Раздел 1. Структура гражданской обороны (гражданского

защите) Украины 9

  1. Основные положения "Концепции гражданской обороны Украины" и Закона "О гражданской обороне Украины" .... 9

  2. Основные Положения Закона Украины "О правовых принципах гражданской защиты" 17

1.3. Структура, роль и задание Министерства Украины по
вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты
населения от последствий Чернобыльской катастрофы .... 19

1.4. Единственная государственная система предотвращения и реагирования на
чрезвычайные ситуации 24

  1. Структура и задание единственной государственной системы предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и естественного характера 24

  2. Организационная структура гражданской обороны предприятия, учреждения и организации 28

Раздел 2. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного, естественного, экологического и социально-политического характера 34

  1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях 34

  2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможны последствия 36




  1. Классификация факторов поражения источников чрезвычайных техногенных ситуаций 40

  2. Номенклатура и параметры факторов поражения техногенных НС, которые используются для контроля и прогнозирования 41

2.3. Чрезвычайные ситуации естественного характера и

их возможны последствия 44

2.3.1. Перечень факторов поражения источников естественных

чрезвычайных ситуаций и характер их действия 47

2.3-2. Геологически опасные явления 50

2.3.3- Стихийные явления экзогенного происхождения 54

2.3-4. Метеорологически опасные явления 63


2.3-5. Гидрологические чрезвычайные ситуации 71

2.3-6. Массовые инфекционные заболевания и отравления людей.... 82 2.4. Чрезвычайные ситуации социально-политического и

военного характера и их возможны последствия 85

Раздел 3. Основы защиты объекта хозяйственной

деятельности в чрезвычайных ситуациях 93

  1. Организационно управленческие мероприятия предотвращения и устранения чрезвычайной ситуации на о' єкті 93

  2. Возможна обстановка на территории субъекта хозяйственной деятельности в результате чрезвычайных ситуаций .. 98

3-2.1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 99

3.2.2. Чрезвычайные ситуации естественного, экологического и

социально-политического характера 101

3.3. Выводы и обстоятельства, которые влияют на
организацию и проведение мероприятий гражданской

обороны субъектом хозяйственной деятельности 101

3.4. Состояние постоянной готовности гражданской обороны

субъекта хозяйственной деятельности 102

3-4.1. Приведение в готовность органов управления

субъекта хозяйственной деятельности 102

3-4.2. Порядок и организация выполнения основные

мероприятий ЦО ЮЗ

Раздел 4. Деятельность организаций относительно защиты

персонала, населения и прилегающей территории 105

  1. Хранилища гражданской обороны 105

  2. Противорадиационные укрытия 113

  3. Укрытие более простого типа 115

  4. Общие требования к размещению, строительству и использованию защитных сооружений гражданской обороны 116

  5. Эксплуатация и содержание защитных сооружений

в мирное время 119

  1. Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий в гражданской обороне 121

  2. Действия рабочих, служащих и населения при предупредительном сигнале "внимание всем!" но языковом информировании управлений по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения 123

Раздел 5. Ликвидация последствий чрезвычайных

ситуаций на объекте хозяйственной деятельности 129

5.1. Организация управления, оповещения и связи

в районе чрезвычайной ситуации 129

5.2. Решение начальника гражданской обороны субъекта
хозяйственной деятельности на ликвидацию последствий
чрезвычайных ситуаций 136

  1. План на решение ликвидации последствий аварий 136

  2. План на решение ликвидации последствий аварий из

выбросами химически опасных веществ (ХНР) 137

5.2.3. Задание исполнителей мероприятий гражданской обороны 138

5.3. Положение об эвакуационной комиссии субъекта
ведения хозяйства 139

5.4. Меры безопасности при выполнении РНАВР 142

Раздел 6. Правила поведения и действий населения под время

чрезвычайных ситуаций 146

6.1. Некоторые советы населению относительно действий в экстремальных
ситуациях 146

6.2. Действия населения и правила поведения при авариях

на химически опасных объектах 152

  1. Действия населения и правила поведения при авариях на атомных энергетических установках 156

  2. Правила поведения населения при пожарах 160

  3. Правила поведения и действий населения при угрозе возникновения и возникновении аварий на сетях газообеспечения 161

  4. Правила поведения и действий населения при угрозе поражения парами ртути 163

  5. Правила поведения и действий населения в ячейке инфекционных заболеваний 164

  6. Само- и взаимопомощь при поражениях и травмах 165

  7. Некоторые советы относительно правил сбора грибов и профилактики отравления ими 169




  1. Советы населению относительно защиты от некоторых неблагоприятных факторов естественной среды 171

  2. Советы относительно влияния питьевой воды 174


Раздел 7. Радиационно опасные объекты. Приборы

радиационного и дозиметрического контроля 180

  1. Радиационно опасные объекты 181

  2. Приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля 187

7.3. Нормы радиационной безопасности НРБУ-97 и ДР-97 206

Раздел 8. Химически опасные объекты и организация

специальной обработки техники и имущества 213

8.1. Химически опасные объекты. Химически опасные вещества,
особенности их влияния на организм

человека 213

  1. Приборы химической разведки для сильнодействующих и боевых ядовитых веществ 229

  2. Организация специальной обработки техники и имущества при заражении РР, ХР и БЗ 233

Раздел 9. Классификация и основные характеристики

средств индивидуальной защиты 237

  1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожной сени 237

  2. Медицинские средства индивидуальной защиты и правила

их использование 255

Тесты для контроля знаний из дисциплины 262

Ответы к тестам 283

Короткий терминологический словарь 285

Список использованной и заказной литературы 294

Дополнение 1 297

Дополнение 2 312

Дополнение 3 313

Дополнение 4 314

Дополнение 5 321

Дополнение бы 351

ВС ТУП

В Украине ежегодно возникает сверх одной тысячи чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного характера, в результате которых погибает значительное количество людей, а материальные убытки достигают нескольких миллиардов гривен. Для населения Украины особенную опасность составляют стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, массовые пожары, сдвиги, селе, засухи, ураганы и другие. В зонах возможных стихийных бедствий функционирует большое количество объектов хозяйственной деятельности, в том числе хімічно- и взрывоопасных, находится густая сеть газо-, нафтопродуктопроводів и других потенциальных источников, которые увеличивают масштабы и опасность последствий чрезвычайных ситуаций естественного происхождения.

Обобщая вопрос о наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций, необходимо объективно заниматься содержанием и подготовкой мощной системы защиты населения и экономики от них, а приведены примеры признаком необходимости создания государственной системы, которая могла бы решить ряд важных проблем, в первую очередь обеспечения национальной безопасности, где гражданская оборона (ЦО) или гражданская защита (ЦЗ) занимает не последнее место.

Гражданская оборона (ЦЗ) Украины прошла значительный путь развития и усовершенствования и от начала коренной реорганизации отошла на такое расстояние от гражданской обороны (ЦЗ) СССР, из которой можно объективно оценивать результаты деятельности, вносить необходимые коррективы в планы и определять новые задания, которые выплывают из ситуации, которая сложилась в настоящее время.

В государстве все чаще возникала необходимость привлечения сил гражданской обороны (ЦЗ) к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, но, находясь фактически в состоянии мобилизационных возможностей, ориентируясь в подготовке к действиям во время войны, гражданская оборона не всегда с ожидаемой оперативностью и необходимой квалификацией решала задания, которые перед ней ставили. Рост потерь и убытков от стихийного бедствия и катастроф вынуждал искать новые формы управления системой, способы реагирования на чрезвычайные ситуации, создавать


новые механизмы поддержки мероприятий, направленных на улучшение ситуации. Внеочередными шагами на пути этих изменений были такие, как выход из-под протектората Минобороны и подчинения системы гражданской обороны (гражданской защиты) органам власти, перемещения акцентов из военного назначения на задание мирного времени, реформирования и переоснастки сил в соответствии с новым назначением. Предотвращение чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного характера, ликвидация их последствий, максимальное снижение масштабов потерь и убытков превратились в общегосударственную проблему и одно из важнейших заданий органов исполнительной власти и управления всех уровней.

Поэтому, с приобретением Украиной независимости, учитывая опыт экономически развитых стран, было начато законодательное оформление гражданской обороны (гражданской защиты) как государственной системы органов управления и сил, предназначенных для осуществления мероприятий по защите населения от влияния последствий чрезвычайных ситуаций, возможных террористических актов.

Предложенное пособие отвечает требованиям программы подготовки бакалавров, специалистов и магистров в вузах по вопросам гражданской обороны (гражданской защиты) Украины. В процессе подготовки пособия использована разнообразная литература, а также учебные материалы Центральных государственных курсов ЦО Украины, которые предлагаются для проведения занятий со слушателями по актуальным вопросам гражданской обороны Украины, нормативно правовые акты состоянием на 1 сентября в 2005 г.

РАЗДЕЛ 1

СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ) УКРАИНЫ

Последовательно, начиная с 1991 г., система гражданской обороны Украины функционирует на принципах "Концепции гражданской обороны Украины" (в 1992 г.) и Закона Украины "О гражданской обороне Украины"(в 1993 г.), действие и механизм которых подкрепленные целым пакетом нормативных актов.

Вторым шагом была разработка и принятие Закона Украины "О правовых принципах гражданской защиты" (от 24 июня 2004 года).

Концепция и Закон разрабатывались с учетом:

мирового опыта построения и осуществления мероприятий гражданской обороны и в соответствии с положениями Женевских конвенций (1949 и 1977 гг.);

соответствия системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций с условиями, потребностями и возможностями государства;

-ф. соответствия организационной структуры системы, которая создается, к конституционному построению государственной исполнительной власти и принятого законодательства Украины по вопросам обороны, государственной безопасности и чрезвычайного состояния;

обеспечение высокой готовности органов управления и сил гражданской обороны к действиям по назначению и эффективности этих действий.

1.1. Основные положения "Концепции гражданской обороны Украины" и Закона "О гражданской обороне Украины"

Вся деятельность гражданской обороны, начиная с октября в 1992 г., осуществляется на основе требований и принципов "Концепции гражданской обороны Украины". Концепцией определенно, что:


- : образуемых государством органов управления, сил и средств для организации и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности населения о- разе возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного







КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР - НАЧАЛЬНИК ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ УКРАИНЫ


АРК

ГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ОБЛАСТЕЙ, ГОРОДОВ

КИЕВА И

СЕВАСТОПОЛЯ


"ЗДЙР-"

вопросов НС и ЦЗН


МИНИСТЕРСТВО

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ

УКРАИНЫ


ГЛАВКИ

ОБЪЕДИНЕНИЯ, КОНЦЕРНЫ


РДИДЕРЖАДМИНИ-

СТРАЦИИ И

ИСПОЛКОМЫ СОВЕТОВ

МОСТ ОБЛАСТНОЙ

ПОДЧИНЕНИЕ


УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ НС И

гражданского

ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

»

экологического, естественного и военного характера.

Мероприятия гражданской обороны, согласно Концепции, распространяются на всю территорию государства, все слои ее населения, а распределение заданий, в соответствии с объемом и ответственностью за выполнение, осуществляется на основе территориально-производственного принципа.

Концепция определяет задания гражданской обороны, которые взаимоувязаны, решаются комплексно и каждое имеет важное значение:




Концепция определяет структурную схему гражданской обороны Украины, порядок создания сил ЦО, органов управления, систему подготовки из гражданской обороны и направления обеспечения защиты населения. Главное направление ЦО - это проведение организационно технических и других мероприятий, которые исключают и уменьшают до минимума возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни человека.

Для реализации мероприятий защиты населения на территории Украины устанавливаются единственные требования к безопасности функционирования потенциально опасных объектов на уровне требований, принятых в мире, а защитные мероприятия в чрезвычайных ситуациях осуществляются с учетом специальных критериев.


ОТДЕЛЫ ПО ВОПРОСАМ НС И

гражданского

ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

исполкомы

ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЕ

СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШТАБ ЦО И ИЗ НС ИЛИ

ОТДЕЛЬНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Рис. 1.1. Структура гражданской обороны Украины

Принят Закон Украины "О гражданской обороне Украини/' является реализацией "Конгитции гражданской обороны Украины" и юридической основой для деятельности в государстве системы, которая направлена на защиту населения от последствий чрезвычайных ситуаций. Законом первоочередно закреплены права каждого гражданина относительно защиты от последствий чрезвычайных ситуаций.

Граждане Украины имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, значительных пожаров, стихийного бедствия и требовать от правительства Украины, других органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и ведения хозяйства, гарантий относительно обеспечения его реализации.

Государство, как гарант этого права, создает систему гражданской обороны, которая имеет по цель защиту населения от опасных последствий аварий и катастроф техногенного, экологического, естественного и военного характера.

Следовательно, государство не только провозглашает право граждан на защиту от последствий чрезвычайных ситуаций и требует гарантии на обеспечение безопасности, но и гарантирует это право, создавая систему защиты в виде гражданской обороны.

Систему гражданской обороны, как это определено Законом, составляют:

X органы государственной исполнительной власти всех уровней, к компетенции которых отнесены функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях;

X органы повседневного управления процессами защиты населения в составе центральных и местных органов государственной исполнительной власти и администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и ведения хозяйства;

X силы и средства, предназначенные для выполнения заданий гражданской обороны;

X фонды финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов, предусмотренных на случай чрезвычайных ситуаций;

X системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

"Организация жизнеобеспечения населения во время аварий, катастроф, стихийного бедствия и в военное время" - основное задание системы гражданской обороны Украины.

Общее руководство гражданской обороной Украины в соответствии с ее структурой положено на Кабинет Министров Украины, Совет Министров Республики Крым, центральные и местные органы государственной исполнительной власти, администрацию предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведения хозяйства.

Начальником гражданской обороны Украины является Премьер-министр Украины или отдельная должностная личность. На других административно-территориальных уровнях функции начальников гражданской обороны осуществляют председатели и руководители соответствующих органов исполнительной власти. В министерствах, других органах государственного управления и на объектах народного хозяйства начальниками гражданской обороны являются их руководители.

Непосредственное руководство действиями органов управления и сил гражданской обороны во время чрезвычайных ситуаций, а также ответственность за выполнение заданий ЦО полагается на штабы

гражданской обороны, специальные подразделы министерств и ведомств, штатных работников гражданской обороны предприятий, которые вовлекаются в выполнение заданий защите и предоставление помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

Полномочия территориальных штабов гражданской обороны и перечень министерств, которые вовлекаются в выполнение заданий защите населения, определяют Кабинет Министров Украины. Эти полномочия определены Постановлением Кабинета Министров от 20 декабря в 1993 г. №1055 "О мероприятиях по реализации Закона Украины "О гражданской обороне Украины".

Чийне законодательство четко определяет полномочия органов государственной исполнительной власти и управления, администраций предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведения хозяйства и обязанности должностных лиц по вопросам гражданской обороны.

Полномочия Кабинета Министров Украины

*|| формирует органы управления и силы гражданской обороны, определяет предельную численность военнослужащих и служащих в штабах и войсках, количество военных частей в мирное и военное время;

||| распределяет города за группами, а предприятия - за категориями относительно мероприятий гражданской обороны;

|$» определяет порядок создания специализированных и невоенизированных формирований гражданской обороны;

«*« создает резервы средств индивидуальной защиты и имущества гражданской обороны, материально-технических и других фондов на случай чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а также определяет их объем и порядок использования;

||| принимает меры относительно обеспечения готовности органов управления и сил гражданской обороны к действиям в чрезвычайных ситуациях;

||• создает сеть курсов гражданской обороны и определяет категорию слушателей и сроки их учебы на этих курсах;

||| обеспечивает проведения научных исследований и экспериментально конструкторских работ из актуальных проблем защиты жизни и здоровья граждан в чрезвычайных ситуациях;

||| удовлетворяет мобилизационные потребности войск, штабов и учреждений гражданской обороны.



«о«-


.,. ' .. |. . ..
катастроф и стихийного іиха. аогнни.х действий. осуществление рятува іьни >: но других невідклаї Ьш.\ >а \ |•>| Чв. Количество и численность частей и подразделов он •|;. ои ш іч іютьсм с учетом потребностей и особенностей регіоні/ назначения. В настоящее время насчитываются 16 военных или: |||і-.ип сил, 'О.



Функции штаба ЦО Украины

-$. обеспечивает реализацию мероприятий защиты населения от влияния аслідків чрезвычайных ситуаций и возглавляет деятельность органов правления, войск гражданской обороны и подчиненных ему пеціалізованих формирований;

ф в пределах своей компетенции организует и систематически контролирует иконання законодательство, постановлений и решений Кабинета Министров 'страны по вопросам защиты населения, предотвращения чрезвычайным итуаціям и употребление мероприятий в случае их возникновения;

ф координирует деятельность органов государственной исполнительной власти и правления, которые вовлекаются в решение заданий, связанных с безопасностью аселення, обеспечением его жизнедеятельности во время чрезвычайных итуацій.

Администрация предприятий, учреждений и организаций независимо от зорм собственности и ведения хозяйства предоставляет своим работникам ховище, обеспечивает средствами индивидуальной защиты, способствует дійсненню евакозаходів, созданию сил для преодоления последствий садзвичайних ситуаций и их готовности к практическим действиям, а также іиконанню мероприятиям по гражданскую оборону.

Законодательством определены силы гражданской обороны Украины. Где ее войска, специализированные и невоенизированы формирования.

На сегодняшний день гражданская оборона Украины предусматривает снует трех уровней сил вертикального подчинения.

Первым, наивысшим уровнем являются силы центрального подпорядка-іання, к которым принадлежат существующие части и специальные спасательные рормування.

Второй уровень - областной или региональный.

Третий уровень - это городской или объектовый. Он существует на доб-ювільних принципах там, где к вопросам гражданской обороны серьезно ггавляться руководители предприятий и учреждений.

СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ УКРАИНЫ

ВОЙСКА

гражданской

ОБОРОНЫ

НЕВОЕНИЗИРОВАННЫЕ

ФОРМИРОВАНИЕ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФОРМ УВАННЯ

О ЕКТОВИ ФОРМИРОВАНИЯ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗИ

МЕДИЦИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ИНЖЕНЕРНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ

АВАРИЙНО ТЕХНИЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОТИВОРАДИАЦИОННОЕ

НО ПРОТИВОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

ДРУГИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Рис. 1.2. Силы гражданской обороны Украины

Для выполнения специфических работ, связанных с радиационной и химической безопасностью, значительными разрушениями, в результате землетрясения, аварийными ситуациями на нефтегазодобывающих промыслах создаются специальные формирования, которые подчиняются Штабу ЦО Украины.

Невоенизированы формирования гражданской обороны создаются на военное время в областях, городах, районах, а также на предприятиях, которые будут продолжать свою производственную деятельность во время войны.

Для предоставления медицинской помощи населению, охраны общественного порядка в очагах поражения и беды, борьбы с пожарами


15


осуществления лабораторного контроля за состоянием окружающей естественной среды, материально-технического и инженерного обеспечения мероприятий по гражданской обороне привлекаются министерства и другие органы государственной исполнительной власти.

Перечень министерств, объем положенных на них заданий и порядок привлечения их к действиям в чрезвычайных ситуациях определяет Кабинет Министров Украины. Этот перечень существует в виде приложения к "Положению о гражданской обороне Украины".

По закону Украины "О гражданской обороне Украины", финансирования мероприятий гражданской обороны проводится за счет государственного и местных бюджетов, а также средств предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и ведения хозяйства в случаях, предусмотренных актами законодательства.



ВНИМАНИЕ! Законом определенно, что должностные, Т>-~
_--^~" лица и граждане, виноваты в нарушении законодательства о гражданской
^"~-^^. оборону, несут ответственность согласно

^~~^-^_ с законодательством Украины. ,^~>^~'

Международное сотрудничество Украины в отрасли гражданской обороны осуществляется путем обмена опытом, заключения международных договоров, меморандумов и тому подобное, участию в международных программах и проектах, обмену информации и опытом гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создания и оснастки сил гражданской обороны, общих действий в случае чрезвычайных ситуаций.

Кабинет Министров Украины принимает решение об участии Украины в Международной организации гражданской обороны и в операциях европейских государств с представлением помощи в случае стихийного бедствия.

Мировые и общеевропейские интеграционные процессы в политике, экономике и социальной сфере требуют активного развития международного сотрудничества гражданской обороны Украины, в первую очередь в вопросах, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и за пределами государства. Это сотрудничество развивается как с международными организациями, так и на двусторонней основе.

При координации Секретариата ООН и Департамента по гуманитарным вопросам ООН длится взаимодействие в рамках "Четырехстороннего Комитета ООН из международного сотрудничества по Чернобылю", который был создан в 1993 г. Все большее значение приобретает сотрудничество в рамках программ Совета Европы, Европейской Комиссии, Центральноевропейской инициативы, Швденно-чорноморського сотрудничества.

1.2. Основные Положения Закона Украины «О правовых принципах гражданской защиты»

Данный закон определяет правовые и организационные принципы в сфере гражданской защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного, естественного и военного характера, полномочий органов исполнительной власти и других органов управления, порядок создания и применения сил, их комплектования, прохождения службы, а также гарантии социальной и правовой защиты личного состава органов и подразделов гражданской защиты.

ф Гражданская защита — система организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий, которые осуществляются центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, добровольными спасательными формированиями, которые обеспечивают выполнение этих мероприятий с целью предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые угрожают жизни и здоровью людей, наносят материальные убытки в мирное время и в особенный период.

Гражданская защита осуществляется с целью:

||| реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особенный период;

^подолання последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий чрезвычайных ситуаций на территориях иностранных государств в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Гражданская защита осуществляется на принципах:

X гарантирование государством гражданам конституционного права на



защита жизни, здоровья и их имущества, а юридическим лицам. - права на безопасное функционирование;

ЗС добровольности при привлечении людей к. осуществление мероприятий в сфере гражданской защиты, связанных с риском для жизни и здоровья;

$С комплексного подхода к решению заданий гражданской защиты;

X создание системы рациональной превентивной безопасности с целью максимально возможного, экономически обоснованного уменьшения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий;

X територіальиості и функциональности единственной системы гражданской защиты;

X минимизации причинения вреда окружающей среде;

X гласности, свободного доступа населения к информации в сфере гражданской защиты в соответствии с законодательством.

Основными заданиями гражданской защиты является:

сбор и аналитическое прорабатывание информации о чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

•ф. осуществления присмотра и контроля в сфере гражданской защиты;

|ф. разрабатывание и выполнение законодательных тс других нормативно правовых актов. дотргтйнмя норм и стандартов в сфере гражданской защиты;

^розроблення и осуществление мер пресечений у сфері-цивільного защиты;

создание, сохранение и рациональное использование материальных ресурсов, необходимых для предотвращения чрезвычайных ситуаций;

ф. разрабатывание и выполнение научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций;

. ф. оперативное оповещение населения о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, своевременном достоверном информировании об обстановке, которая складывается, и мероприятиях, которые употребляются для предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий;

ф. организация защиты населения и территорий сід чрезвычайных ситуаций, предоставления неотложной психологической, медицинской и другой помощи потерпевшим.;

ф. проведение -невідкладних работ из ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций та организация жизнеобеспечения пострадавшего населения;

-Л- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданского

защите к предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

ф. предоставление с использованием, средств гражданской защиты оперативной помощи населению в случае возникновения несприят-ливих бытовых или нестандартных ситуаций;

ф. учеба населения способам защиты в случае возникновения чрезвычайных, неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций та организация тренировок;

ф. международное сотрудничество в сфере гражданской защиты.

Основные мероприятия в сфере гражданской защиты проводятся с целью эффективной реализации заданий гражданской защиты, уменьшения материальных потерь и недопущения вреда объектам, материальным и культурным ценностям и окружающей среде в случае возникновения чрезвычайных ситуаций центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, подчиненные им силы и средства, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, добровольные спасательные формирования осуществляют оповещение и информирование, наблюдение и лабораторный контроль, укрытие в защитных сооружениях, эвакуацию, инженерную, медицинскую, психологическую, биологическую, экологическую, радиационную и химическую защиту.

1.3. Структура, роль и задание Министерства Украины из

вопросов чрезвычайных ситуаций и по делам защиты

население от последствий Чернобыльской катастрофы

Кардинальным шагом, который изменил лицо и суть системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, стал Указ Президента Украины от 28 октября в 1996 г.

Этим Указом, а также следующими законодательными актами, с целью совершенствования управления гражданской обороной Украины, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных, ситуаций и осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, утверждено "Положение о Министерстве Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы" Указом Президента Украины от 5 марта 2004 года.

Согласно этому Положению; МЧС Украины является главным (провід-


им) органом в системе центральных органов исполнительной власти относительно обеспечения реализации государственной политики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, последствий Чернобыльской катастрофы, спасательного дела, пожарной безопасности, создания и функционирования системы страхового фонда, документации, обращения с радиоактивными отходами, профилактики травматизма непроизводственного характера.

МЧС Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины (254к/96-ВР), законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, а также этим Положением.

В пределах своих полномочий МЧС Украины организует выполнение актов законодательства и осуществляет контроль за их реализацией. МЧС Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, которые принадлежат к его компетенции, разрабатывает предложения относительно совершенствования этого законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины и Кабинета Министров Украины.

Основные функции МЧС Украины

.ф. разрабатывание и реализация мероприятий по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций и Чернобыльской катастрофы;

руководство деятельностью органов управления, штабов, войск гражданской обороны и подчиненных специализированных формирований;

координация деятельности министерств и других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, предприятий учреждений и организаций всех форм собственности из решения проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

определение основных направлений работы в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, социальной защиты населения, реабилитации загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территорий;

государственный присмотр и контроль за состоянием гражданской обороны и техногенной безопасности, готовностью действий в чрезвычайных ситуациях и проведения мероприятий по предотвращению им;

организация и координация осуществления всех мероприятий на территории

зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения, решения вопросов их финансирования, охраны общественного порядка и здоровья персонала, который работает на этой территории, защиты научных и экономических интересов Украины;

координация работ, связанных с формированием и реализацией единой научно-технической политики в сфере создания и внедрения современных информационных технологий, банков данных из проблем гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций и Чернобыльской катастрофы;

подготовка и переподготовка кадров гражданской обороны и по вопросам защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций и Чернобыльской катастрофы, учебы населения действий в чрезвычайных ситуациях.

С образованием МЧС, к заданиям, определенным для гражданской обороны законодательством, добавились новые, которые раньше решались другими министерствами и государственными учреждениями и заведениями -авіаційні работы из поиска и спасания, государственный присмотр и контроль за состоянием техногенной безопасности, поиск и обезвреживание химического оружия, формирования и реализация научно-технической политики в сфере создания и внедрения современных информационных технологий, банков данных из проблем защиты населения от чрезвычайных ситуаций и другие.

Выполнение заданий и реализация основного назначения требует от МЧС напряженной работы над ликвидацией нормативно правового дефицита, созданием группировки сил нового поколения, способных надежно предупредить возникновение чрезвычайных ситуаций, укреплением международных связей, эффективной научно-технической поддержкой мероприятий по развитию и усовершенствованию.

Согласно положенным на него заданиям, МЧС

Украины:

ф готовит предложения относительно формирования и обеспечения внедрения государственной политики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, последствий Чернобыльской катастрофы, спасательного дела, пожарной безопасности, создания и функционирования системы страхового фонда документации, обращения с радиоактивными отходами, профилактики травматизма непроизводственного характера;

Щь координирует мероприятия, осуществляемые центральными и местными органами



исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, по вопросам обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, пожарной безопасности;

ф осуществляет государственный пожарный присмотр в населенных пунктах и на объектах всех форм собственности и государственного присмотра и контроля в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, а также за готовностью к действиям в условиях таких ситуаций;

ф организует и координирует работы из осуществления мероприятий на территории зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения, других радиоактивное загрязненных территориях, решение вопросов их финансирования, здравоохранения персонала, который работает на этих территориях, участие в охране общественного порядка на соответствующих территориях.

ф разрабатывает проекты государственных программ и прогнозов относительно ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, гражданской обороны, предотвращения чрезвычайных ситуаций, социальной защиты граждан, которые от них пострадали, и контролирует выполнение утвержденных программ;

ф предпринимает меры для снижения уровня облучения и обеспечения нормальной жизнедеятельности населения на загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территориях;

ф подает в пределах своих полномочий предложения относительно проекта Государственного бюджета Украины, осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств;

ф руководит работами, связанными с ликвидацией последствий больших за масштабами аварий и катастроф техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций и обеспечивает готовность сил и штабов гражданской обороны и сил с чрезвычайных ситуаций до действий по назначению;

ф осуществляет организационно методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности по вопросам социально-экономической, правовой и медицинской защиты граждан, которые пострадали от радиационных аварий и катастроф или принимали участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территорий;

ф принимает участие в рассмотрении и прорабатывании предложений относительно строительства, расширения и реконструкции хозяйственных объектов на загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территориях и в местах компактного переселения из этих территорий граждан;

ф осуществляет государственный надзор и контроль за выполнением требований гражданской обороны и техногенной безопасности, мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, состоянием готовности сил и средств гражданской обороны к проведению спасательных и другим безотлагательным работам в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

ф принимает участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства техногенно опасных объектов в части сдержки требований гражданской обороны и техногенной безопасности;

ф координирует деятельность центральных органов исполнительной власти относительно проведения поиска и спасания людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации излияния нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ в окружающую среду;

ф оповещает население об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивает надлежащее функционирование территориальных и локальных систем оповещения;

ф прогнозирует вместе с заинтересованными организациями вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного характера, моделирует их, районирует территории Украины за наличием потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийного бедствия, определяет показатели риска на объектах народного хозяйства и территориях;

4/е обеспечивает разрабатывание, согласовывает или утверждает программы подготовки специалистов, должностных лиц органов управления и сил гражданской обороны к действиям в чрезвычайных ситуациях, учебы населения, организует и проводит аттестацию спасателей и аварийно-спасательных формирований;

<$. обеспечивает безопасность лиц, которые вовлекаются в работу в районах чрезвычайных ситуаций, и сохранение грузов, которые доставляются в районы беды;

ф налаживает в установленном порядке международное сотрудничество по вопросам, отнесенным к его полномочиям, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт, проводит внешнеэкономическую деятельность согласно действующему законодательству, принимает участие в подготовке международных договоров Украины, заключает международные договоры межведомственного характера;

Для более качественной и организованной работы Министерства и






но полномочия распределены между руководящим составом Министерства и структурными подразделениями центрального аппарата.

Поскольку значительного количества катастроф и опасных явлений избежать невозможно, Министерство прилагает усилия относительно усовершенствования системы реагирования на чрезвычайные ситуации и ликвидацию их последствий. К сожалению, усилие относительно преодоления последствий аварий и катастроф естественного и техногенного характера, давая позитивные результаты по делам устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека в случае конкретной чрезвычайной ситуации, в целом для страны становятся все менее эффективными. Поэтому актуальной остается проблема всестороннего усовершенствования системы реагирования на чрезвычайные ситуации с постепенным перемещением акцентов и центра внимания на устранение причин их возникновения.

Министерство и гражданская оборона в целом уже сегодня могут реагировать на чрезвычайные ситуации на функциональных принципах, что же относительно предотвращения, то это в большей степени прерогатива местных органов исполнительной власти, отраслевых министерств и ведомств.

1.4. Единственная государственная система гражданской защиты

1.4.1. Структура и завадання единственной государственной системы гражданской защиты

ф Единственная государственная система предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации (ЕДС ЦЗ) - совокупность органов управления, спл и средств центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, на которые полагается реализация государственной политики в сфере гражданской защиты.

  1. Единственная система гражданской защиты может функционировать в режиме повседневного функционирования, повышенной готовности и в режимах чрезвычайной ситуации, чрезвычайного или военного состояния.

  2. Режим функционирования единственной системы гражданской защиты в пределах конкретной территории" устанавливается в зависимости от существующей или прогнозируемой обстановки, масштабу чрезвычайной ситуации по решению соответственно Кабинету Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующей областной, Киевской и Севастопольской городской, районной государственной администрации, городского совета.

Главной целью ЕДС ЦЗ является обеспечение реализации государственной политики на всей территории Украины в сфере предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, защиты населения и территорий от последствий аварий, катастроф и стихийного бедствия.

Основными заданиями ЕДС ЦЗ является:

+ обеспечение предотвращения возникновения НС;

+ обеспечение готовности органов управления, сил и средств;

+ проведение спасательных и безотлагательных аварийно обновительных работ та организация жизнеобеспечения пострадавшего населения;

+ разработка нормативно правовых актов, государственных норм и стандартов;

-4* осуществление целевых и научно-технических программ;

-ф- обеспечение постоянства функционирования объектов экономики;

-+• сбор и прорабатывание информации о НС;

+ определение потребности в силах, материальных и финансовых ресурсах;

+ осуществление государственного присмотра, экспертизы и контроля;

+ создание и рациональное использование материально-технических ресурсов;

+ своевременное и достоверное информирование населения об обстановке и принято меры;

-ф- оповещение населения об угрозе и возникновении НС;

+ социальная защита пострадавшего населения;

+ защита населения в чрезвычайных ситуациях;

+ международное сотрудничество в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Правовой основой создания ЕДС гражданской защиты являются Законы Украины "О гражданской обороне Украины" и "О правовых принципах гражданской защиты", дополнения и изменения к ним, другие законодательные акты, указы Президента Украины о создании структур Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.

Территориальная подсистема ЕДС ЦЗ. Территориальные подсистемы единственной системы гражданской защиты создаются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе

для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, естественного и военного характера в пределах соответствующих территорий и включают территориальные органы управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты и соответствующие комиссии техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций;

Организация, задание, состав сил и средств, порядок деятельности территориальных подсистем единственной системы гражданской защиты определяются положениями, которые утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам гражданской защиты по согласованию с Советом министров Автономной Республики Крым, соответствующими областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.

Функциональные подсистемы единственной системы гражданской защиты создаются центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предотвращением чрезвычайных ситуаций и защитой населения и территорий в случае их возникновения.

Организация, задание, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем единственной системы гражданской защиты определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими центральными органами исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам гражданской защиты.

Органы управления ЕДС ЦЗ. Общее руководство единственной системой гражданской защиты осуществляет Кабинет Министров Украины. Начальником гражданской защиты Украины является Премьер-министр Украины.

Непосредственное руководство деятельностью единственной системы гражданской защиты полагается на специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты. Руководитель этого органа является заместителем начальника гражданской защиты Украины.

о

Руководство территориальными подсистемами единственной системы гражданской защиты в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе осуществляют соответственно Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Начальниками территориальных подсистем единственной системы гражданской защиты по должности является відпо-

26

відно Председатель Совета министров Автономной Республики Крым и председатели соответствующих государственных администраций. Руководители территориальных органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты по должности являются заместителями соответствующих начальников территориальных подсистем единственной системы гражданской защиты.

Главными этапами деятельности ЕДС ЦЗ является: *» предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций (подготовка и реализация комплекса правовых, социально-экономических, политических, организационно технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на регуляцию техногенной и естественной безопасности, проведения оценки уровней риска, заблаговременное реагирование на угрозу возникновения НС на основе данных мониторинга, экспертизы, исследований и прогнозов относительно возможного хода событий с целью недопущения их перерастания в НС или смягчение ее возможных последствий); * реагирование на НС (скоординированы действия подразделов единственной государственной системы относительно реализации планов действий (планов ликвидации НС); ** уточненных в условиях конкретного вида и уровня НС с целью предоставления неотложной помощи потерпевшим; ** устранение угрозы жизни и здоровью людей, уменьшения материального вреда и финансовых расходов; * ликвидация последствий НС; |ш, острый период ликвидации НС; » плановый и программный периоды ликвидации НС.

Взаимодействие органов управления ЕДС и подчиненных им сил организуется с целью своевременного и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Определяются центральные и территориальные органы управления, которые взаимодействуют в кризисных ситуациях, состав и количество сил и средств реагирования на чрезвычайную ситуацию. Соглашается порядок общих действий сил реагирования на чрезвычайную ситуацию, решаются вопросы всестороннего обеспечения.,і

Базовыми принципами создания ЕДС ЦЗ является: ц> государственный характер системы \ ориентация на общечеловеческие ценности % соблюдение международных норм ^ приоритет требований обеспечения безопасности при деятельности человека \ открытость для международного сотрудничества.

На деятельность ЕДС осуществляют влияние факторы: ф внешние (трансграничный характер НС, социально-экономические изменения в мире, наличие мирового опыта и рынка) и + внутренние (высокий уровень техногенной и естественной безопасности в Украине, необходимость противостояния НС, социально-экономические изменения в Украине, высокий научно-технический уровень в Украине, ограниченность имеющихся материально-технических ресурсов и финансовых резервов).

ЕДС имеет уникальные свойства: х глобальность действия, X постоянная готовность, х многофункциональное приложение, X высокая наукоємкість, х слишком большая информативность, X высокая оперативность.

Основной целью создания территориальных подсистем в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе есть обеспечение реализации на соответствующей территории государственной политики в сфере предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации, гражданской защиты населения.

1.4.2. Организационная структура гражданской обороны предприятия, учреждения и организации

Система гражданской обороны субъекта хозяйственной деятельности строится на основе Закона Украины "О гражданской обороне Украины", "Положения о гражданской обороне Украины" и других нормативно правовых актов с целью защиты рабочих, служащих и населения, которое живет в ведомственном жилищном фонде или попадает в зону поражения от объекта, от НС техногенного, естественного и социально-политического характера, которая включает органы управления, силы и средства, которые создаются для организации и обеспечения защиты рабочих, служащих и населения, предупреждения и ликвидации последствий НС, и организуется по территориально-производственному принципу.

Руководство гражданской обороной в соответствии с принципом ее построения осуществляет администрация предприятия, учреждения или организации. Начальником гражданской обороны является руководитель администрации субъекта хозяйственной деятельности.

Функции начальника штаба ЦО на объекте хозяйственной деятельности

- обеспечивает постоянную готовность ЦО субъекта хозяйственной деятельности к выполнению положенных на нее заданий;

обеспечивает планирование и осуществление мероприятий по защите рабочих и служащих предприятия, учреждения или организации и населения, которое живет в ведомственном жилищном фонде, от последствий чрезвычайных ситуаций;

- обеспечивает создание и поддержание в состоянии постоянной готовности
локальной системы оповещения, связи и наблюдения об угрозе
возникновения или возникновении НС;

Непосредственное руководство выполнением заданий ЦО полагается на штаб гражданской обороны и из чрезвычайных ситуаций объекта, а также на штатных работников ЦО предприятий, учреждений и организаций, численный состав которых определяется согласно дополнению № 1 к "Положению о гражданской обороне Украины".

Задание, функции и полномочия штаба гражданской обороны и из чрезвычайных ситуаций субъекта хозяйственной деятельности определяются согласно действующим нормативно правовым актам по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от НС.




Функции штаба гражданской обороны и из чрезвычайных ситуаций:

з+ разрабатывает планы действий в НС, развития и совершенствования ЦО предприятия (учреждения или организации);

яь разрабатывает и претворяет в жизнь мероприятия по защите рабочих, служащих и населения, которое живет в ведомственном жилищном фонде, от последствий НС;

яф разрабатывает и подает предложения относительно финансового, материально-технического и транспортного обеспечения мероприятий гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций;

же, отвечает за постоянную готовность систем управления, оповещения и свяжу, сил и средств ЦО к действиям в условиях НС;

я» контролирует и обеспечивает своевременное и полное информирование рабочих, служащих и населения на прилегающей территории при угрозе или возникновении НС;

я* ведет учет и отчетность по вопросам ЦО за субъект хозяйственной деятельности;

я* формирует объемы заявок на материально-технические средства и осуществляет контроль за их накоплением и сохранением;

ж» организует подготовку руководящего состава, органов управления и сил ЦО, рабочих и служащих к действиям в условиях НС;

я» организует контроль за поддержкой в готовности систем предупреждения и анализа возможной обстановки на предприятии, в учреждении или организации;

ф готовит проекты решений НЦО, предложения, приказы и распоряжения по вопросам ЦО и НС.

Штаб ЦО и из НС объекта возглавляет начальник штаба. Должность начальника штаба может быть штатной или по совместительству. Начальник штаба является заместителем начальника гражданской обороны субъекта хозяйственной деятельности.

Права начальника гражданской обороны

Свои обязанности начальник гражданской обороны субъекта хозяйственной деятельности исполняет путем непосредственной деятельности, а также через начальника штаба ЦО и из НС, которому предоставляется право:

|ф- выдавать приказы, распоряжения и указания по вопросам гражданской обороны, обязательные для выполнения должностными лицами администрации объекта;

-ф. осуществлять контроль за работой управлений, отделов
структурных подразделений и должностных лиц администрации объекта, что

направленная на выполнение заданий ЦО;

-ф. разрабатывать и претворять в жизнь мероприятия по защите рабочих и служащих от возможных последствий НС;

-ф. осуществлять руководство действиями органов управления и сил ЦО в условиях ликвидации последствий НС, а также вовлекать в действия в НС рабочих и служащих объекта;

получать от управлений, отделов, руководителей структурных подразделений и других должностных лиц администрации объекта ведомости и материалы, необходимые для организации и координации работ, связанных с предотвращением и ликвидацией возможных последствий чрезвычайных ситуаций.

Функциональные обязанности штатных работников ЦО предприятия, учреждения или организации определяются начальником ЦО субъекта хозяйственной деятельности.

Для проведения мероприятий гражданской обороны штабом ЦО и из НС субъекта хозяйственной деятельности на основании рекомендаций отдела по вопросам НС и ЦЗН (гражданской защиты населения) района (города областного подчинения) разрабатываются планы:

_> развития и усовершенствования гражданской обороны;

_> гражданской обороны (действий органов управления и сил в случае чрезвычайной ситуации).

Все планы (за исключением тех, которые касаются мобилизационных мероприятий) разрабатываются как документы открытого пользования.

Субъект хозяйственной деятельности, численный состав работников которого не превосходит ЗО человек, за исключением радиационных, химически, пожежо- и взрывоопасных объектов, разрабатывает инструкцию действий в случае чрезвычайной ситуации.

Планы гражданской обороны утверждаются руководителем администрации субъекта хозяйственной деятельности после согласования с
отделом по вопросам НС и ЦЗН района (города областного подчинения). •*

Планы гражданской обороны вводятся в действие в случае возникновения чрезвычайной ситуации НЦО объекта или высшим органом управления.

Для надежного и постоянного управления процессами защиты рабочих, служащих и населения, которое попадает в зоны поражения объекта, в

чрезвычайных ситуациях и выполнением других функций, предусмотренных планами на военное время, может использоваться пункт управления, которое создается в одном из хранилищ, а также могут использоваться подвижные пункты управления на автомобилях.

Режим работы, а также численность личного состава, который должен работать на отмеченных пунктах управления, определяется в порядке, который устанавливается НЦО объекта.

Для проведения спасательных и других безотлагательных работ в случае чрезвычайных ситуаций применяются силы гражданской обороны, которые включают специализированные и невоенизированные формирования.

Для ликвидации последствий НС допускаются силы ЦО объекта, которые имеют соответствующую подготовку, подтвержденную в атестаціиному порядке, и под руководством соответствующих органов управления в сфере гражданской обороны.

Структуру специализированных формирований, их штат и численность утверждает орган, который принял решение о создании формирования. Специализированные формирования создаются как за счет бюджета субъекта хозяйственной деятельности, так и на хозрасчетной основе.

Комплектование специализированных формирований осуществляется по контракту с числа специалистов, которые имеют опыт работы из ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Невоенизированы формирования ЦО создаются предприятием, учреждением или организацией в соответствии с заданиями, которые установлены отделом по вопросам НС и ЦЗН района (города областного подчинения).

До невоенизированных формирований принадлежат * отряды * команды * группы * звенья, которые предназначены для проведения спасательных и других безотлагательных работ в случае НС.

Комплектование невоенизированных формирований осуществляется в установленном законодательством порядке с учетом заданий отделов по вопросам НС и ЦЗН района (города областного подчинения).

Порядок использования личного состава невоенизированных формирований, его материального, технического и финансового обеспечения, а также материального стимулирования определяют органы управления, которые приняли решение о создании указанных формирований.
Для обеспечения защиты рабочих, служащих и населения, которое живет на прилегающей территории, предупреждение и проведение специальных работ относительно ликвидации последствий НС на базе структурных подразделений объекта могут создаваться службы ЦО за соответствующим назначением: энергетики, инженерная, коммунально техническая, материального обеспечения, медицинская, оповещение и связку, противопожарная, торговли и питания, транспортная, техническая и другие.

Для проведения эвакуационных мероприятий в условиях НС и жизнеобеспечения пострадавшего населения на базе администрации объекта создаются эвакуационные органы (эвакуационные комиссии, сборные и приемные пункты).

Организационные принципы создания служб ЦО и эвакуационных органов определяются приказами НЦО района (города) и в соответствующих положениях об этих службах и органах.



Раздел 2. Классификация чрезвычайных ситуаций


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации