Реферат - Реклама лотерей и основанных на риске игр - файл n1.doc

Реферат - Реклама лотерей и основанных на риске игр
скачать (85 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc85kb.01.06.2012 07:55скачать

n1.doc



  1. Статья 27 ФЗ «О рекламе»


Статья 27 ФЗ «О рекламе». Реклама основанных на риске игр, пари

1. Реклама основанных на риске игр, пари не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию;

3) содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;

4) содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили;

5) содержать утверждения о том, что участие в основанных на риске играх, пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;

6) осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари;

7) создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано;

8) использовать образы людей и животных.

2. Реклама основанных на риске игр, пари допускается только:

1) в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени;

2) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов);

3) в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в таких играх, пари.

3. Требования частей 1 и 2 настоящей статьи распространяются соответственно на рекламу организатора основанных на риске игр, пари, являющегося игорным заведением, в том числе казино, залом игровых автоматов, и на рекламу мест проведения основанных на риске игр, пари, если ими являются игорные заведения.

4. Требования пункта 8 части 1 и части 2 настоящей статьи не распространяются на рекламу лотерей, в том числе стимулирующих лотерей.

5. Реклама основанных на риске игр, пари должна содержать:

1) указание на сроки проведения основанных на риске игр, пари;

2) источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
2. Реклама азартных игр и игорных заведений в России
В конце января 2006 года вступили в силу изменения в законодательство Российской Федерации о рекламе, которые, расширив сферу применения Федерального закона "О рекламе", установили специальные требования к рекламе деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе рекламе игорных заведений (далее - реклама азартных игр). Поскольку такие нормы только появились в законодательстве Российской Федерации о рекламе, практика их применения в настоящее время отсутствует. Вместе с тем, содержание нововведений можно оценить путем анализа

имеющейся практики применения законодательства о рекламе в отношении рекламы иных товаров, а также путем комплексного анализа отдельных нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления игорной деятельности.

Требования к рекламе азартных игр содержатся в статье 27 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон). В самом Законе не содержится понятия азартных игр, и для отнесения того или иного вида деятельности к объекту регулирования Закона необходимо осуществить оценку положений, содержащихся в других нормативных правовых актах, касающихся регулирования организации и проведения азартных игр, пари, а также игорных заведений.

Одновременно стоит отметить, что не является рекламой непосредственно само проведение азартной игры (пари) или её трансляция по телевидению или радио. Следовательно, такие мероприятия не подпадают под действие Федерального закона "О рекламе", поскольку данный закон регулирует только отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы.

В соответствии со статьёй 364 Налогового кодекса Российской Федерации под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора). Пари - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет. Очевидно, что к азартным относятся такие игры, организованные в игорных заведениях, как например, игры в рулетку, карточные игры, игровые автоматы, а также тотализаторы, пари, заключаемые в букмекерских контрах. Кроме того, по смыслу лотереи она также является игрой, основанной на риске, поскольку выигрыш в лотерею зависит не столько от усилий, способностей самого игрока, сколько от случая.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона "О лотереях" лотерея является игрой, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Подтверждение позиции о том, что лотерея относится к азартным играм, можно найти в нормах отдельных нормативных актов. Так, в соответствии с группой 92.71 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утверждённого Постановлением Госстандарта от 06.11.2001 № 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД", организация лотерей, включая продажу лотерейных билетов, является одной из разновидностей деятельности по организации азартных игр.

Кроме того, положения статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 68 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", пункта 3 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и некоторых других нормативных актов выделяют лотереи как разновидность основанных на риске игр, азартных игр.

Таким образом, лотерея в соответствии с законодательством Российской Федерации является азартной игрой, и на рекламу деятельности по организации и проведению лотерей распространяются требования статьи Закона.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О лотереях" под стимулирующей лотереей понимается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счёт средств организатора лотереи. Государственная лотерея - это лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. От имени Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Для рекламы этих видов лотерей Закон не содержит специальных требований, при размещении такой рекламы необходимо учитывать только общие требования, предъявляемые к рекламе.

Кроме того, положения данной статьи Закона устанавливают равные требования как к рекламе азартных игр, пари, так и к рекламе игорных заведений.

По смыслу главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации к игорным заведениям относятся предприятия, в которых проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места).

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в случае размещения рекламы многопрофильной организации, которая осуществляет игорную деятельность, а также и иные виды деятельности (концертную, ресторанную и другие), реклама такой организации подлежит дополнительной оценке. Если из рекламы чётко следует, что речь идёт об осуществлении организацией иных видов деятельности, отличных от организации азартных игр, то на такую рекламу не распространяются нормы статьи Закона. В противном случае реклама такой организации должна соответствовать требованиям указанной статьи. Кроме того, если в рекламе многопрофильной организации присутствует её название, содержащее указание на осуществление данной организацией деятельности в сфере игорного бизнеса ("казино", "игорный дом" и другие), то на эту рекламу распространяются нормы статьи 27 Закона в полном объёме.

Стоит отметить, что требования к рекламе азартных игр, содержащиеся в статье 27 Закона, можно разделить на две группы - ограничения по месту, времени, средству распространения рекламы данной и ограничения по содержанию рекламы.

В соответствии со статьей 27 Закона реклама азартных игр допускается только в радио- и телепрограммах с 22 до 7 часов местного времени. Таким образом, Закон допускает размещение в электронных средствах массовой информации рекламы азартных игр в течение двух периодов времени, первый, из которых начинается в 00.00 часов и заканчивается в 07.00 часов, второй - начинается в 22.00 часа и заканчивается в 00.00 часов. Распространение такой рекламы в другое время не допускается. При этом Закон устанавливает, что исчисление времени в каждом часовом поясе должно быть местным.

Согласно статьи 27 Закона реклама азартных игр допускается только в зданиях, строениях и сооружениях, в которых проводятся азартные игры и (или) пари, за исключением вокзальных помещений, помещений аэровокзалов, станций метрополитена, где распространение и размещение такой рекламы не допускаются. Данная норма позволяет распространять рекламу азартных игр исключительно внутри помещений зданий, строений, сооружений, в которых осуществляется деятельность по проведению азартных игр и пари, таких как: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места). Размещение рекламы азартных игр снаружи указанных зданий будет противоречить требованиям статьи 27 Закона. Кроме того, указанная норма исключает из перечня допустимых мест распространения рекламы азартных игр помещения внутри вокзалов, аэровокзалов, станций метрополитена, даже в случае, если там проводятся азартные игры и (или) пари.

Немаловажное значение имеет отделение рекламы от вывески игорного заведения. В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Так, сведения, размещённые на вывесках в месте нахождения организации (месте осуществления деятельности) и содержащие указание на наименование, адрес места нахождения организации, вид оказываемых услуг (профиль деятельности) либо реализуемых товаров, не подпадают под законодательное определение рекламы. К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

В то же время, информация о наименовании юридического лица и виде оказываемых услуг, размещённая вне места нахождения организации, может быть признана рекламой, поскольку такая информация не призвана выполнять роль указания места нахождения организации. В таком случае её размещение должно соответствовать нормам Закона.

Согласно статьи 27 Закона допускается распространение рекламы азартных игр только в периодических печатных изданиях рекламного характера, а также в специализированных периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в азартных играх и (или) пари.

Как следует из содержания самой нормы, данное положение распространяется только на печатные средства массовой информации и не затрагивает электронные средства массовой информации, в том числе Интернет. Рекламный характер издания подтверждается свидетельством о регистрации средства массовой информации, содержащим соответствующее указание на специализацию издания. Оценка специализации средства массовой информации как предназначенного для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в азартных играх и (или) пари, осуществляется исходя из сведений о примерной тематике СМИ, содержащейся в свидетельстве о регистрации средства массовой информации.

Изложенные положения закреплены в статье 27 Закона и, как отмечалось, содержат требования к времени, месту и средству распространения рекламы азартных игр. Статья 27 Закона предусматривает, что реклама азартных игр не должна создавать впечатление, что участие в азартных играх и (или) пари имеет значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем.

В то же время статья 27 Закона реклама азартных игр не должна создавать впечатление, что выигрыш гарантирован или его вероятность высока.

Данные требования распространяются на любой способ сообщения указанной информации в рекламе как прямой (непосредственное сообщение в рекламе о том, что участие в азартных играх, пари порождает успех или улучшает имущественное состояние, или что условия азартной игры, пари таковы, что каждый участник игры, пари получит выигрыш, либо его получит весомое большинство), так и косвенный (композиционное оформление рекламы таким образом, при котором из её содержания (смысла) следует, что участие в азартных играх, пари имеет важное значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем, или пари принесёт гарантированный выигрыш, либо выигрыш с высокой степенью вероятности).

Кроме указанных требований реклама азартных игр не должна дискредитировать лиц, не участвующих в азартных играх и (или) пари. Исходя из содержания данного требования, в рекламе азартных игр не допускается подрывать доверие к образу жизни, не связанному с участием в азартных играх, пари, а также создавать негативное отношение или умалять авторитет лиц, которые воздерживаются от участия в таких играх.

Реклама азартных игр не должна умалчивать об особых условиях или ограничениях участия в азартных играх и (или) пари либо об условиях выплаты выигрышей, если такие условия или ограничения установлены. При наличии особых условий или ограничений участия в азартных играх, пари эти условия и ограничения в обязательном порядке должны быть указаны в рекламе. Кроме того, в рекламе азартных игр должна содержаться информация об условиях выплаты выигрыша победителю, если такие условия определены правилами проведения игры, пари.

Реклама азартных игр не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, использовать образы людей и животных, а также распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних. Данный абзац, по сути, содержит три самостоятельных вида требований, предъявляемых к рекламе азартных игр. К первому виду требований относится запрет рекламы азартных игр, обращённой непосредственно к несовершеннолетним. Этот запрет, установленный в данной норме, предусматривает, что реклама азартных игр не должна быть направленной на восприятие её несовершеннолетними или влиять на мотивацию несовершеннолетних участвовать в азартных играх. Вторым видом требований, закреплённым в рассматриваемом абзаце, является запрет на любое использование (визуальное, звуковое, текстуальное) образов людей и животных в рекламе азартных игр. При этом под образом следует понимать отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. Визуальным использованием образов людей и животных является изображение живых существ (включая неизвестных или вымышленных) в рекламе, в том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т.п. Кроме того, образ человека и животного может быть сформирован через наделение объектов природы (предметов) человеческими способностями, способностями животных (их одушевление, оживление). В звуковом и текстовом ряде рекламы не должны приводиться сведения о людях и животных.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что требования о недопустимости использования в рекламе азартных игр образов людей и животных не распространяются на сообщение названия игорного заведения или игры в рекламе, в том числе, если такое название одновременно является обозначением человека или животного.

К третьему же виду требований, установленных в абзаце шестом пункта 2 статьи 27 Закона, относится запрет на распространение рекламы азартных игр в любой форме в радио- и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних. При оценке радио- и телепередач, а также периодических печатных изданий на предмет их направленности на несовершеннолетних следует учитывать, что доказательством такой направленности может выступать свидетельство о регистрации такой передачи (печатного издания) в качестве средства массовой информации, примерной тематикой которого, являются детские передачи (публикации). Кроме того, оценка радио- или телепередачи, а также печатного издания может быть осуществлена по целевой аудитории, для которой преимущественно данная передача (печатное издание) по своему содержанию предназначена. Оценка кино- и видеофильмов на предмет их направленности на несовершеннолетних (детскую аудиторию) осуществляется на основе сведений, содержащихся в прокатном удостоверении. При соблюдении субъектами рекламной деятельности общих требований к рекламе, а также указанных специальных требований к рекламе азартных игр, такая реклама не будет нарушать законодательство Российской Федерации о рекламе. Вместе с тем, невыполнение указанных положений Закона в отношении рекламы азартных игр и игорных заведений влечёт административную ответственность юридических лиц в размере от 400 до 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностных лиц - 40-200 МРОТ, физических лиц - 20-25 МРОТ.

Эффективность применения норм статьи 27 Закона покажет только будущая практика оценки антимонопольными органами рекламных материалов, когда установятся единые и понятные всем правила игры на данном рынке, так как это произошло с рекламой пива и напитков на его основе.



3. Примеры


Серьезной проблемой для антимонопольных органов продолжает оставаться завуалированная реклама игорных заведений. В некоторых случаях, рекламодатели, для продвижения такой деятельности пытаются ее продвигать через рекламу стимулирующих лотерей или организацию концертных мероприятий. При этом по сути такая реклама продолжает оставаться рекламой игорных заведений. Механизм пресечения подобной рекламы может быть продемонстрирован на примерах следующих дел, рассмотренных антимонопольным органом.

Пример 1. В октябре 2006 г. в дневное время на радио «Европа Плюс» распространялась реклама клуба «Шангри Ла» из которой следовало, что в клубе «Шангри Ла» организуется стимулирующая лотерея победитель которой получит миллиона долларов («Клуб Шангри Ла… Миллион долларов в одни руки… Стимулирующая лотерея…»).

В процессе рассмотрения дела, возбужденного ФАС России по признакам нарушения законодательства о рекламе, представитель рекламораспространителя указал, что на радио размещалась реклама развлекательного клуба «Шангри Ла» и проводимой в нем стимулирующей лотереи, а согласно части 4 статьи 27 Закона о рекламе требования, установленные Законом в отношении рекламы игр и пари не распространяется на рекламу лотерей, в том числе стимулирующих.

Вместе с тем, антимонопольным органом было установлено следующее.
Товарный знак «Шангри Ла» зарегистрирован для услуг 41 класса МКТУ «игры азартные» и следовательно формирует и поддерживает интерес ко всем товарам (услугам), для индивидуализации которых он применяется, в том числе к услугам казино.
Клуб «Шангри Ла» является культурно-развлекательным центром, осуществляющим деятельность по организации и проведению азартных игр (казино), и является игорным заведением.
Соответственно, реклама заведения под названием «Шангри Ла» может рассматриваться как реклама одноименного игорного заведения (казино).

Довод рекламораспроостранителя о том, что в данной рекламе объектом рекламирования выступает стимулирующая лотерея, проводимой в клубе «Шангри Ла», также был признан антимонопольным органом необоснованным. Стимулирующая лотерея направлена на увеличение объёма реализации какого-либо товара, услуги, на стимулирование спроса на данный товар и, соответственно, на формирование интереса к товару, участвующему в лотерее. Поэтому объектом рекламирования в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия всегда выступает тот товар (услуга), приобретение которого является основанием для участия в таком стимулирующем мероприятии.

Учитывая, что участниками стимулирующей лотереи «Шангри Ла становятся посетители казино «Шангри Ла», то данная стимулирующая лотерея направлена на увеличение спроса на услуги казино  и формирование дополнительного интерес потребителей к его услугам.
Учитывая изложенное, ФАС России признал указанную рекламу, размещавшуюся в дневном эфире радиостанции «Европа плюс», в качестве рекламы игорного заведения (казино), выдал предписание о прекращении ее дальнейшего распространения и привлек рекламораспространтеля к административной ответственности за ненадлежащую рекламу игорного заведения.
Решение ФАС России было обжаловано в Арбитражном суде г. Москвы, однако суд в данном споре поддержал позицию антимонопольного органа.

В качестве примера продвижения рекламы игорного заведения под видом рекламы развлекательных мероприятий (концертов и т.п.), проводимых в развлекательных комплексах, одним из видов деятельности которых, является организация игр и пари, можно привести следующее дело.

Пример 2. На территории города Москвы размещалась наружная реклама, выполненная в виде перетяжки следующего содержания: «15 сентября в полночь в «Dance Factory» С. Тернова, А. Золотов в роли А.Б. Пугачевой, Борис Моисеев, 16 сентября в полночь МГЕР Балет «Dance Factory» Дмитрий Маликов». В центральной части рекламного модуля мелким шрифтом сообщается место проведения мероприятий – развлекательный комплекс «Метелица», Новый Арбат, 21, а также размещается изображение товарного знака «Метелица», выполненного в виде круга с надписью внутри «Метелица» и изображением ветки ягод красного цвета.
Одним из направлений деятельности развлекательного комплекса «Метелица» является деятельность по организации и проведению азартных игр (казино), в связи с чем, указанный комплекс может быть отнесен к игорному заведению. Товарный знак «Метелица» формирует и поддерживает интерес ко всем товарам (услугам), для индивидуализации которых этот товарный знак используется, то есть в том числе, формирует и поддерживает интерес к деятельности по организации и проведению азартных игр.

Вместе с тем, поскольку большая часть рекламы сообщала о проведении в указанном комплексе концертных мероприятий, Комиссия ФАС России приняла решение о проведении социологического исследования, призванного определить оценку потребителями указанной рекламы и уточнить, как потребители определяют в ней объект рекламирования.
В результате проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения опроса потребителей выяснилось, что более половины опрошенных воспринимают данную рекламу как рекламу игорного заведения «Метелица», расположенного на Новом Арбате 21.
С учетом изложенного Комиссией ФАС России указанная реклама была признана рекламой игорного заведения «Метелица», а, учитывая, что в соответствии со статьей 27 Закона о рекламе наружная реклама игорных заведений не допускается, рекламораспрострнителю было выдано предписание о прекращении ее распространения.

При этом следует отметить, что в отношении рекламы игорных заведений в Законе о рекламе сформулирована более жесткая норма, предупреждающая возможность завуалированного продвижения рекламы игорной деятельности.

В частности часть 3 статьи 27 Закона о рекламе устанавливает, что требования, установленные Законом в отношении рекламы основанных на риске игр, пари распространяются соответственно на рекламу организатора основанных на риске игр, пари, являющегося игорным заведением, в том числе казино, залом игровых автоматов, и на рекламу мест проведения основанных на риске игр, пари, если ими являются игорные заведения.
Поэтому, в отличие от части 4 статьи 2 Закона о рекламе, даже в случае указания в рекламе игорного заведения на иной вид деятельности (организация концертов, услуги ресторана и т.п.), такая реклама должна распространяться с учетом ограничений, установленных в отношении основанных на риске игр и пари.

Список литературы:


  1. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. - СПб, 2004, 380 с.

  2. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 604 с.

  3. ФЗ «о рекламе» от 22 февраля 2006 года.




Статья 27 ФЗ «О рекламе»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации