Контрольная работа - История развития психологии - файл n1.doc

Контрольная работа - История развития психологии
скачать (130.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc131kb.30.05.2012 08:10скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


Содержание.

1.Введение………………………………………………….2

2.Особенности психологических взглядов в средневековой Руси…………………………………………………………3

3. Историческая рефлексия………………………………..6

4. Эволюция Российской психологической мысли в эпохи нового времени и просвещения…………………………...8

5. Этапы развития психологической мысли в XIX в……12

6. Русская психологическая мысль в предреволюционный период………………………………………………………17

6.1. Ленинская оценка ситуации в психологии……….19

6.2. Проблемы теории и психологии познания в трудах

И.М.Сеченова………………………………………21

6.3. Сеченовские традиции в лабораториях

экспериментальной психологии ………………….22

6.4. Зарождение категории поведения………………...24

6.5. Учение И.П.Павлова о высшей нервной

деятельности………………………………………..25

7. Заключение………………………………………………28

8. Список используемой литературы……………………..29


Введение.

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далёким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания.

Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно – научного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом всё более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно – научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.

Эта объективно сложившаяся кризисная ситуация в науке требовала своего разрешения. Требование стимулировалось потребностями практики в сферах производственной и социальной жизни. Разрешение кризисной ситуации было важнейшим следствием выделения психологии в отдельную науку со своим арсеналом методов и средств.

Особенности психологических взглядов в средневековой

Руси.

Психологическая мысль древней и средневековой Руси формировалась под воздействием византийской культуры и в сильной зависимости от христианского верования. Данные факторы отложили существенный отпечаток на многовековые культурные традиции русского народа, его представления, на душу человека.

Уже в ‘‘Повести временных лет’’(1037-1039) сделаны первые описания психических состояний людей, с религиозных позиций решаются вопросы происхождения человека и бессмертия его души: ‘‘И сотворил дьявол человека, а бог душу в него вложил. Потому-то, когда умирает человек, в землю идёт его тело, а душа к богу’’. В ‘‘Поучениях Владимира Мономаха’’, ставятся проблемы познания человеком окружающего мира и человеческой деятельности. В ‘‘Послании’’ Киевского митрополита Никифора(1104-1121) рассуждается о трёх частях души: словесной (ум), яростной (чувства), желанной (воля). Здесь же на основе взглядов Платона и жизненного опыта излагается довольно развитая система психологических представлений о двойственной человеческой природы и её единстве, неразрывности души и тела, описывается характеристика чувств и органов познания.

Интересным культурным памятником представляется ‘‘Диоптра’’ (‘‘Зерцало’’) Филиппа Пустынника (вторая пол. XI в.). В трактате описывается диалог между душой и плотью. Тем самым делается одна из ранних попыток научного объяснения психической жизни человека, излагается и интерпретируется широкая проблематика средневековых психологических взглядов.

С конца XII в. на Руси регулярно издаётся ‘‘Пчела''- сборник изречений из ‘‘священного писания’’, отцов церкви и учёных античности. В её составе - целый ряд статей, раскрывающих содержание психологического знания русских мыслителей: ‘‘Слово об уме’’, ‘‘Слово о душе’’, ‘‘Слово о мудрости’’, ‘‘Слово о памяти’’, ‘‘Слово о сне’’, ‘‘Слово о ярости и о гневе’’ и т.д. В данных работах по прежнему утверждается бессмертие человеческой души, в которой борются два начала: телесное и духовное. Рассматриваются частные вопросы психической жизни, например памяти как сохранения и воспроизведения впечатлений (‘‘видимых’’ и ‘‘слышимых’’), даётся её характеристика и зависимость от ума и возраста. О разуме утверждается: ‘‘Мудрость надо всеми добродетелями царствует’’. Разум есть светлое, а страсти – тёмное начало в человеке. Согласия между умом и чувством, утверждается в ‘‘Пчеле’’, быть не может. Отсюда задача – охранять свой ум от порабощения страстью. Источник и различные состояния ума видятся в физическом созревании и старческой деградации организма. Особое внимание обращается на зависимость умственного развития от знания и учений: ‘‘Ум ученьем красим’’. Таким образом, совершенство ума зависит от двух условий: природных и деятельных.

‘‘Толковая Палея’’(1406) представляет рассказы о Ветхом завете. В них аккумулировались взгляды на природу человека. Особое место отведено решению проблем соотношению души и тела, развития человеческого организма. В изучении природных явлений основная роль отводится сбору фактов и их эмпирическому исследованию. Примечательно, что многие процессы описываются авторами, зачастую не прибегая к понятиям ‘‘душа’’ и ‘‘бог’’.

В сочинении ‘‘О главных знамениях’’- одном из сборников библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря XV в., даётся конспективное изложение анатомо-физиологических и психологических представлений на Руси. Обращается внимание на единообразие процессов природы, единство закономерностей физических и психических процессов, необходимость обращения к опыту и наблюдению как средствам познания. К этому же периоду относится статья из русских сборников XV в. ‘‘Галиново на Ипократа’’- о взглядах Гиппократа и Галена.

Среди других научных и религиозных сочинений, литературных трудов средневековой Руси, иллюстрирующих процесс зарождения отечественного психологического знания, наряду с переводами византийских и арабских оригиналов, следует также выделить ‘‘Изборник Святослава’’.

(1037-1050), ‘‘Слово о полку Игореве’’ (XII в.), поучения Кирилла Туровского (XIII в.), ‘‘Предания…’’Нила Сорского(1433-1508), ‘‘Просветитель’’ Иосифа Волоцкого(ок.1439-1515), литературное наследие новгородско-псковских ‘‘еретиков-стригольников’’(XIV-XV вв.), сохранившиеся источники XVI в. и многие другие бесценные памятники отечественной культуры. Все они отразили сложный путь эволюции русской психологической мысли в эпоху средневековья, определили в дальнейшем её оригинальность в процессе становления мировой психологической науки.
  1   2   3   4   5   6


Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации