Контрольная работа - Проблема потребностей и ее значение в человекознании - файл n1.doc

Контрольная работа - Проблема потребностей и ее значение в человекознании
скачать (258.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc259kb.01.06.2012 07:49скачать

n1.doc



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Человек и его потребности

на тему Проблема потребностей и ее значение в человекознании

Варинат № 1

Хабаровск 2009 г.

План

Введение…………………………………………………………………………..2


  1. Проблема человека в современной науке…………………………………...3
    1. Потребности и условия жизни человека………………………………...5

    2. Сложность человека и его потребностей………………………………..9


  2. Общая характеристика потребностей……………………………………….14

  3. Потребности и деятельность человека……………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….24


Список литературы………………………………………………………………26







Введение


Человекознание - (англ. anthropology; от греч. anthropos - человек + logos- слово) - широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Другими словами, под человекознанием понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании.

Все живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий.

Уже много веков назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Она также носила физиологический характер. В ходе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в настоящее время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие, как крупного, так и малого бизнеса.

Цель любой деятельности человека – это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей – мертвый человек.

С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). В научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. В чем же все-таки их отличие? Отличает эти понятия то, что отличает человека от животного, то есть разум. Только первичные потребности испытывает при рождении человек. Со времени эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что существует в подсознании, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно. Интересны этим потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая, конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

Чтобы удовлетворить потребности необходимо иметь блага. Можно определить потребности человека как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.
1. Проблема человека в современной науке

Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром (абиотические и биотические факторы природы ? человек; общество и его историческое развитие ? человек; человек ? техника; человек ? культура; человек и общество ? Земля и космос).

Подобного многообразия подходов к изучению человека еще никогда не знала история науки. Все возрастающее многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложения к различным областям общественной практики.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.

В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой человека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного развития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития.

Несомненно, количественное описание и определение взаимосвязей между различными сторонами и компонентами человеческого развития имеют исключительное значение для современного человекознания, так как такое определение способствует пониманию целостности человеческого развития.

Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и об обществе, так как именно в человеке объединены природа и история бесчисленным рядом связей и зависимостей.

Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология становится орудием связи между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании. Однако интеграция этих наук, сочетающаяся с дальнейшим развитием их специализации, определяется прежде всего прогрессом философского учения о человеке.

1.1. Потребности и условия жизни человека

История развития человеческой личности связана с историей развития ее потребностей. Потребности человека побуждали его к деятельности. Общественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало к все более разносторонней деятельности для их удовлетворения.

В современном естествознании термин «потребность» имеет несколько значений.

«Потребность – в самом общем значении этого слова – существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы». В таком качестве потребность выступает как причина деятельности (шире – как причина всякой жизнедеятельности).

Более развернутое значение связано с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, т.е. носителе потребностей (биологический организм, человеческий индивид, сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальная группа или слой (класс, нация, сословие, поколение).

Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды. Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны.

Понятие «потребность» обобщает нужды людей, их стремления, притязания, требующие постоянного удовлетворения. Потребности личности и другие стимулы ее повеления формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных общественных групп.

Потребности в пище, в жилье и одежде являются насущными потребностями человека: они вызывают необходимость в труде, в общественно организованной производственной деятельности, составляющей основу исторического бытия человека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производство в ходе своего развития не только удовлетворяет, но и порождает потребности людей, определяя их уровень и характер. Не существует самостоятельного, отдельного развития будто бы самодовлеющих потребностей. Развитие потребностей включено как момент, как сторона - и притом зависимая - в развитие производства. Порождая объекты потребления, производство порождает тем самым и соответствующие потребности у субъекта. Порожденная потребностью в пище, одежде и жилье и т. п., необходимость в труде и сотрудничестве порождает у человека потребность в труде, возникающую на основе потребности в активности, и потребность в общении, основанном на сотрудничестве и пересечении интересов. На этой основе новый характер приобретает у человека и потребность его в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке. Органические потребности представлены в психике прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности.

Первая и главная потребность человека - потребность жить. Перед этой потребностью все остальные потребности отступают на второй план, подчиняясь главной потребности - жить. Но и на этот, казалось бы, совершенно понятный вопрос, нет однозначного ответа. Возникают вопросы: зачем жить, во имя чего жить, как жить? Это вопрос о смысле жизни. Французский философ Альбер Камю дал оригинальный ответ на этот вопрос: Основной вопрос философии, - писал он, - заключается в том, «стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой». Если этот вопрос разрешен, все остальное чепуха.

Вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы ее жить - возникает перед человеком всегда, когда он находится в пограничной ситуации между жизнью и смертью, когда он поражен неизлечимым недугом, когда он встал перед фактом предательства своих близких, когда здоровый отец не может спасти детей от голодной смерти в условиях безработицы.

Но ведь живет не только человек. Живут все виды животных, живут растения. В чем же смысл человеческой жизни в отличие от жизни вообще?

Подлинный смысл жизни состоит в том, чтобы реализовать свои способности, трудовые и творческие задатки, в избранной сфере жизнедеятельности и оставить в обществе след, по которому бы шли следующие поколения. Построить дом, воспитать сына, посадить дерево.

Определить смысл жизни - это, значит, выбрать свой жизненный путь, в основе которого должны быть значимые социальные ценности: семья, профессия, общественный и политический идеал, который надо реализовать в индивидуальной жизни, мировоззрение и духовные ориентиры своей жизни.

 Осмысление образа жизни восходит к гуманистической традиции эпохи Возрождения, позднее в трудах французских материалистов XVII века. Образ жизни рассматривался как условие и социальная предпосылка воспитания всесторонне развитой гармонической личности.

Представителей этих гуманистических теорий объединял один общий принцип в объяснении образа жизни: гармония общественных отношений и развитие человеческой личности определяется законами естественного права, гармонией человеческого организма.

Согласно этому принципу, центральным, стержневым моментом образа жизни является удовлетворение потребностей человеческого организма, следование «зову своей природы». На базе функционирования естественных потребностей и для их удовлетворения возникают социальные и политические институты, семья, общественные организации, государство, формируются умственные и моральные качества личности. С этих позиций подвергаются нравственному осуждению все те проявления образа жизни, которые противоречат гармонии человеческого тела.

Все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении представляются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека, включены в него и в ходе его развиваются и изменяются. Потребности человека могут быть при этом подразделены на тесно между собой связанные, друг в друга взаимопроникающие, но все же различные – материальные потребности и духовные, такие, как потребность в пище, с одной стороны, потребность в книге, в музыке - с другой.

В системе потребностей человека в качестве устойчивой потребности, детерминирующей все остальные потребности, выступали биологические (естественные) потребности.

В соответствии с разделением потребностей на материальные и социальные советские экономисты Струмилин и Писаренко выделяли «уровень жизни» и «качество жизни».

Уровень жизни определяет степень удовлетворения главным образом материальных потребностей и выражается количественно.

Качество жизни характеризуется удовлетворением социальных и духовных потребностей (образование, участие в политической жизни, самоутверждение личности), следование общественному и индивидуальному идеалу, степенью свободы, условиями развития личности, наличным уровнем духовных и культурных ценностей.

Смысл категории "образ жизни" в ее синтетическом характере, в том, что она не только включает, но и выявляет многообразие общего, особенного и единичного. Уровень жизни и качество жизни - выражения сущностных, устойчивых признаков образа жизни. За ними стоит и ими определяется многообразие проявлений образа жизни: мода, обычаи, ритуалы, национальные традиции, обряды, эстетические вкусы, нравственные нормы и принципы.
1.2. Сложность человека и его потребностей

Личность – это прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, - во внешних предметах или в другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях, таким образом, как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное существо.

Человек живет жизнью, наполненной его личными интересами, семейными обязанностями, он ходит каждый день на работу и в свободное время занимается тем, что ему интересно. Так проходят года и жизнь постепенно приобретает однообразный характер и начинает чего-то не хватать, хочется вырваться из круга забот и рутины.

Еще К. Юнг в своих работах писал о том, что проблема человека обычно лежит в односторонности развития. А путь совершенствования многогранен и состоит из иерархической лестницы постоянно качественно изменяющихся потребностей. Итак, рассмотрим уровни развития человека:

Коллективно-бессознательный уровень

I. Базовые потребности

1. Психофизические потребности – проявление человека в конкретных жизненных обстоятельствах. Отношение к материальным ценностям, отношение к здоровью, гигиена тела, управление своим телом, это потребности организма в еде и правильное питание, во сне, стремление человека быть здоровым, сильным и выносливым.

2. Потребности в эмоциональном проявлении – эти потребности характеризуют эмоциональную сферу человека, которая состоит из потребности в эмоциональном самовыражении, в переживании чувства любви и ощущения счастья, в приятии и доверии, и т.д.
Этот уровень характеризует способность человека проявлять и контролировать свои эмоции, чувства, желания. Умение человека контактировать, отзываться на вибрации окружающего мира, все виды эмоциональных контактов, все виды человеческих отношений, чувствительность на отклик окружающего мира (ощущение его), осознание красоты природы. Красота и гармония человеческих отношений, как высшее достижение – любовь и мудрость, взаимопонимание, терпимость, терпеливость, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, взаимодополнение. Взаимодействие с меньшими царствами природы.
Умение налаживать контакты, проявлять эмоции, коммуникабельность, артистизм. Управление эмоциями, умение контролировать себя, трансформировать эмоции, страсти.

3. Потребность в интеллектуальном развитии – эта потребность характеризует интеллектуальное развитие человека, нуждающегося в информации, самоактуализации, познании себя и мира.
Умение мыслить, концентрировать мысль, способность управлять обстоятельствами, умение планировать свою деятельность, проявленную в индивидуальном творчестве, способность развивать моторную и сенсомоторную память. Активность и динамизм в реализации своих планов. Управление всеми видами своего проявления, материальными факторами жизни, эмоциями. Упорство в достижении цели, способность к ее реализации, практичность. Управление материальными факторами, производственной деятельностью, всеми достижениями, обстоятельствами жизни. Способность к творчеству в управлении, умение преобразовывать негативное в позитивное. Управление конфликтом. Способность управлять материей, но не в личных целях, а для общества, коллектива.

4. Потребность в преображении. Проявление гармонии через конфликт, свобода выбора между личным и общим благом. Способность человека к интеграции с позиции сотворчества по созданию нового и умение подчинить свои личные цели целям группы людей, коллектива, общества.
Чувство коллективизма, трудового единства. Всестороннее приятие обстоятельств, ситуаций, людей, окружающего мира как большей системы и мудрость преобразовательной активности. Синтез накопленного опыта (трех уровней) и переориентация личности на приоритеты коллективного развития. Осознанное применение всех личных достижений для всеобщего блага. Ответственность за развитие меньших царств природы. Осознание себя частью коллектива. «Я» — часть «Мы». Приятие мира, терпимость, терпеливость, не осуждение как проявление Любви и Мудрости. Формирование новых нравственно-этических норм. Преодоление отчужденности, разобщенности, разрозненности. Любовь. Эта потребность связана с переходом человека на качественно-новый уровень развития (например, от индивидуального ко всеобщему, от личного к коллективному). Этот переход называют – дихотомией. Дихотомия – это тенденция, с которой сталкивается человек на определенном этапе своего развития, когда возникает потребность в уравновешивании эгоцентризма и альтруизма, самости и бескорыстия. Главный момент состоит в том, что эта потребность зиждется на общей социальной тенденции, на тенденции преодоления дихотомии между эгоизмом и бескорыстием, которую можно наблюдать у каждого отдельного члена общества, при этом не важно, с низкой культурой это общество или с высокоразвитой индустрией.

Главной причиной происходящей трансформации является постепенная переориентация изолированной (эгоцентричной) личности на новый тип коллективно-сознательных отношений. Происходит перестройка всей системы отношений человека (в том числе и в физиологической структуре организма) на программу нового стиля и образа жизни. Поэтому для переходного периода характерны психические расстройства, физические недуги и другие проявления трансформации жизненных условий человека. Ведь затормозив развитие, человек неизбежно вступает в конфликт с непрекращающимся движением окружающего мира. И это противоречие связано с воздействием постоянно преображающихся причинно-следственных связей, стимулирующих развитие человека.

Коллективно–сознательный уровень

II. Базовые социальные потребности

5. Социальные потребности – характеризуют профессиональную зрелость человека, которая состоит из потребности его в семье, творческом коллективе, в гражданской зрелости, в управленческой зрелости и т.д. Формирование системы ценностных ориентиров. Внутренняя ответственность, самодисциплина в групповом творчестве. Групповое творчество как наиболее эффективный путь развития. Способность объемно, системно мыслить, синтезирующая способность мышления. Способность к служению обществу во имя высших ценностных ориентиров развития.
Стремление к групповому творчеству как более совершенной системе взаимодействия. Внутренняя ответственность и самодисциплина, преданность.

6. Потребность в познании и раскрытии творческого потенциала – эти потребности характеризуют самоактуализированную личность, которая состоит из потребности в творчестве, изобретательности, создании нового, значимого для общества продукта. Первая стадия творчества – это мгновения озарения и вдохновения. При этом человек не задумывается о том, к чему оно приведет, это способность забыть о времени, о себе...
Вторая стадия включает не столько творчество, сколько тяжелую рутинную работу и успех ее во многом зависит от самодисциплины человека. Между вдохновенным замыслом и результатом лежит титанический труд, изнуряющие дни, множество черновиков. Вторая стадия направляет нас к совершенно иным человеческим добродетелям, таким как упорство, трудолюбие, выносливость и т.д.

7. Потребность в самоактуализации. Самоактуализация (А. Маслоу) – это, прежде всего, напряженный постепенный рост, кропотливый труд накопления маленьких достижений. Выделяют 2 типа самоактуализированных людей. К первому типу принадлежат люди, которые более практичны, реалистичны, приземлены, более приспособлены к практической жизни, к быту. Такие люди живут «здесь и сейчас», они оценивают людей главным образом в практическом, конкретном ракурсе, насколько он полезен или бесполезен, опасен – безопасен.
Понятие «польза» для этих людей является движущей силой их жизни и их точкой зрения на жизнь. Они более устремлены к удовлетворению низших человеческих потребностей, к раскрытию собственного потенциала, управлению окружающим миром, используя его для своего блага.
Но, приходит время, и эти люди начинают страдать от внутреннего конфликта, вызванного ограниченностью своего проявления. А окружающий мир будет постоянно стимулировать их к внутреннему преображению и к более утонченному восприятию и пониманию мира другого человека.
Второй тип – гораздо чаще прикасается к высшей реальности, реальности высших целей и ценностей. Такие люди чаще подчиняют свою жизнь высшим ценностям. Они свободно могут изъясняться на языке поэтов, мистиков, пророков, им понятен смысл притч, музыки, искусства... Они умеют увидеть прекрасное в повседневном, а их основные попутчики: правда, красота, целостность, культура. Воспринимая мир целостно, во всем его единстве, они обычно вызывают к себе любовь и нежный трепет у окружающих. Они легче приспосабливаются к переменам. И постепенно эти люди тоже начинают страдать от внешнего конфликта, вызванного собственной непохожестью на других. Окружающий мир будет постоянно стимулировать их к разным формам реализации (во вне) богатства их внутреннего мира.
2. Общая характеристика потребностей

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

Особенности потребностей:

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью.

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

 

Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

 Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования. 

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу».



Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самоактуализпации. Однако этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями. Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано в Таблице 1.


Содержание уровней пирамиды потребностей 

Таблица 1



Уровень

потребностей

Содержание

1

Физиологические (биологические) потребности

Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.

2

Потребность в безопасности и стабильности

Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

 

3

Потребность к приобретению, накоплению и захвату

Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости

4

Потребность в любви и принадлежности к группе

Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.

5

Потребность в уважении и признании

а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе.

б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.

6

Потребность к независимости

Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств

7

Потребность в новизне

Стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь.

 

8

Потребность к преодолению трудностей

Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей.

9

Потребность в красоте и гармонии.

Потребность к порядку, гармонии, красоте

10

Потребность в самореализации

Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты.


В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей: «Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека».

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере той большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен поступать так или иначе. Но познание человеком истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Человек далеко не всегда осознает истинные мотивы своих поступков и глубинные причины его поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс «люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей».

В соответствии с теорией приобретенных потребностей Дэвида Мак-Клеланда определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни индивида. Обычно выделяют следующие типы потребностей:

  1. потребность власти, 

  2. потребность успеха,

  3. потребность причастности. 

Формирование этих потребностей начинается в детстве. Если родители приучают ребенка к самостоятельности, поддерживают его начинания, он приобретет потребность в достижениях. Если взрослые содействуют установлению теплых отношений между ребенком и другими людьми, у него развивается потребность в близких связях. Если ребенок получает удовольствие от того, что имеет возможность контролировать поступки других людей, у него начинает формироваться потребность во власти.
3. Потребности и деятельность человека

Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные выходят на сушу, червеобразные живут на земле и под землей, птицы поднимаются в небо. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.

Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые для удовлетворения своих потребностей пользуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это - потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности).

Основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку: сила, количество и качество потребностей.

Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность.

Количество – это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными.

Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей. Например, познавательная потребность одного человека может быть удовлетворена в результате систематического просмотра только развлекательных передач по телевидению. Другому для полного удовлетворения аналогичной потребности мало чтения газет, книг, прослушивания радио и просмотра телепередач. Третьему помимо перечисленного необходимо систематическое общение с людьми - носителями полезной информации познавательного характера, а также включение в интересную самостоятельную творческо-поисковую работу.

В соответствии с описанными параметрами, характеризующими систему человеческих потребностей, можно индивидуально представить и описать совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека и для групп людей. В этом случае по каждому из названных параметров и по разнообразию их сочетаний можно составить и предложить классификации видов человеческой деятельности.
Заключение

Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение

а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект);

б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние);

в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство).

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей.

Потребности в любви, дружбе, общении, объединении людей в социальные группы существуют в любом обществе. Их обслуживают прямо или косвенно различные виды сервисной деятельности, которые изменяются и эволюционируют вместе с этими потребностями.

Потребности человека характеризуют его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование). Не все индивидуальные потребности человека являются и потребностями общества, они многократно превосходят общественные потребности. У общества, к примеру, нет биологических потребностей, они есть только у индивидов, нет у общества сексуальных потребностей, это потребности индивидуальные.
Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития. Разумные потребности, которые в наибольшей степени формируют людей, способных на самопожертвование, на защиту своего достоинства и достоинства своей Родины, возникают не вдруг, их формирования требует больших воспитательных усилий, концентрации воли, характера.
Извращенные потребности для овладения человеком не требуют больших усилий, они возникают спонтанно в тех человеческих общностях, где нет устойчивых моральных принципов, где люди разучились управлять потребностями.

Таким образом, богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими. В неменьшей степени характер потребностей, их совокупность и субординация зависят от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности.

Список литературы

  1. Бережной Н.М., Человек и его потребности, - М.: Форум, 2001 – 159 с. ISBN 5-89747-005-7

  2. Генкин Б.М., Структура потребностей человека, http://www.elitarium.ru/2006/11/21/struktura_potrebnostejj_cheloveka.html

  3. Марченко Т. А., Потребность как социальное явление, - М.: Высшая школа, 2000 – 127 с. ISBN 5-06-000995-5

  4. Маслоу А., Мотивация и личность, - Спб.: Евразия, 2001 – 479 с. ISBN 5-8071-0084-0

  5. Обуховский К., Галактика потребностей. Психология влечений человека, - СПб.: Речь, 2003 – 295 с. ISBN 5-92-680226-1

  6. Психоанализ. Потребности человека.

http://www.sunhome.ru/psychology/12126

  1. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, - СПб.: Питер, 1998 – 705 с. ISBN 5-314-00016-4

  2. Садохин А.П., Сервисология: человек и его потребности, - М.: Омега-Л, 2009 – 139 с. ISBN 978-5-370-01057-6

  3. Спирин А.Д., Максюкова С.Б., Мякинников С.П., Человек и его потребности. Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2003.- 106 с. ISBN 5-89070-336-6

  4. Шиповская Л.П., Человек и его потребности: курс лекций, - М.: СиДиПресс, 2003 – 75 с. ISBN 5-8443-0013-0




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации