Буйлова Л.Н., Мягких И.Е., Кузнецова Т.М. Об особенностях формирования содержания дополнительного образования детей - файл n1.doc

приобрести
Буйлова Л.Н., Мягких И.Е., Кузнецова Т.М. Об особенностях формирования содержания дополнительного образования детей
скачать (100.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc101kb.05.06.2012 08:31скачать

n1.doc

Буйлова Л.Н. Об особенностях формирования содержания дополнительного образования детей//Вестник образования - № 20- 2007 – с.58-65
Об особенностях формирования содержания дополнительного образования детей
Представлены материалы, разработанные сотрудниками Московского института открытого образования и опубликованные в 2007 г. в журнале «Вестник образования», которые посвящены рассмотрению вопроса формирования, отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в соответствии с возрастно-психологическими особенностями обучающихся.
Вопрос о содержании образования является вечным. Чему будут учить наших детей - так они и будут жить: содержание образования выступает одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры. В решении проблемы содержания образования заинтересовано все общество.

Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Это материал, подлежащий усвоению обучающимися в процессе творческой деятельности и реализующийся посредством образовательных программ и учебных планов. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития.

Образование – «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства»1, т.е. процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества2. В свою очередь, социализация - освоение культуры общества, что обеспечивает для человека возможность выступать в качестве субъекта деятельности, выполняя различные социальные роли.

Образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности, на основе освоения культуры общества3.

Следовательно, содержание образования представляет собой совокупность следующих составляющих:

  1. Обучение – ЗУН – чему учить?;

  2. Воспитание – какие стороны личности развивать?

  3. Социализация – как жить в современном мире?

Но действие Закона РФ «Об образовании» распространяется и на дополнительное образование, поэтому должны быть определены требования, некие правила, которыми руководствуются и работники дополнительного образования.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» определяются основные требования4 к содержанию образования, распространяющиеся и на дополнительное образование детей.

  1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  1. Содержание образования должно обеспечивать:

  1. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Главным отправным пунктом формирования содержания является общая цель дополнительного образования, выраженная в Типовом положении: развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.5

Содержание образования детей:

Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Поэтому специфической особенностью дополнительного образования детей, ярко выраженной «индивидуальностью» (непохожестью и неповторимостью) является то, что оно не подлежит стандартизации — оно безбрежно: мы можем формировать содержание образования в соответствии с интересами и выбором ребенка. Это обусловлено, прежде всего, такими традиционными и самоценными его характеристиками, как разнообразие и широта содержания, добровольность, разнонаправленность, свобода выбора его получения, открытость и доступность для всех детей, высокое профессиональное мастерство специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей.

Дополнительное образование по своему содержанию охватывает все сферы жизни. Как было сказано на одной из конференций: "Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности6". Оно является абсолютно добровольным и не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д.

В настоящее время в нормативных документах определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. В ст. 26 Закона «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые… в образовательных учреждениях дополнительного образования …».

Что же такое «направленность образовательной программы»? Однозначного ответа на этот вопрос нет, и в этом направлении исследователям еще предстоит работать. Приведем некоторые определения. «Направленность образовательных программ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых учреждениям дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности».7 «Направленность образовательных программ дополнительного образования детей определяется его целью или тем «ядром ценностей», который называется миссией».8

Примерный перечень направленностей (направлений) дополнительных образовательных программ (программ дополнительного образования детей) предложен Министерством образования Российской Федерации в Методических рекомендациях Министерства образования Российской Федерации «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 № 24-51-1133/13). В соответствии с названными Рекомендациями дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности:

Но каким содержанием наполнять эти конкретные направленности9? Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественно-эстетическое дополнительное образование. В условиях современного идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.

Значительное место в системе дополнительного образования детей занимает научно-техническое творчество. Однако, изменившиеся условия жизни общества значительно осложнили функционирование учреждений этого вида. Все труднее обеспечивать спортивно-технические и оборонно-технические виды деятельности: авто- и мотоспорт, авиа- и судомоделирование, ракетостроение, функционирование учебных судов и т.д., хотя развитие технического творчества учащихся имеет большое значение для социально-экономического, научно-технического и оборонного потенциала общества и государства.

Эколого-биологическое дополнительное образование детей, направленное на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования, в котором существует ряд последовательных систем экологического образования: дошкольное, школьное, дополнительное предпрофессиональное.

Физкулътурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентированы на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.

Одним из приоритетных направлений в системе дополнительного образования детей является развитие детского туризма и краеведения. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество – все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины.

Военно-патриотическое направление в системе дополнительного образования детей представлено военно-патриотическими клубами, центрами, объединениями юных десантников, парашютистов, пограничников, летчиков и космонавтов, моряков и речников.

Активно внедряются в практику учреждений дополнительного образования детей объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Получение обучающимися соответствующих знаний по основам педагогики, психологии, этикета, включение детей в систему совместной с педагогом деятельности по организации социализирующего досуга, возможность попробовать себя в различных социальных ролях способствует осознанному «творению себя».

Развитие интересов школьников к предметам естественно-научного цикла - «Химический анализ», «Общая экология и рациональное природопользование», «Экологическая паразитология», «Основы энтомологии».

Культурологическое направление в дополнительном образовании сегодня представлено широким спектром программ, главное назначение которых – изучение специфики и сущности функционирования и развития культуры, определение ее места и роли среди других социальных явлений. Эти программы описывают совокупность исторических ценностей, дают детям представление о хранении, отборе и систематизации ценностей культуры разных наций и народностей. Историко-культурный контекст изучаемого материала раскрывается не только за счет увеличения исторической информации, но и путем деятельностного анализа содержания мира вещей, идей и отношений, определяющих ту или иную область искусства, науки, производства. Многие программы нацелены на изучение языков разных народов, что помогает понять их актуальную культуру, развивает у детей стремление к межнациональному общению, формирует основы толерантного взаимодействия.

Очевидно, что эти положения требуют уточнения и дальнейшей проработки. Кроме того, хочу обратить ваше внимание еще на одну позицию. Рассмотренные нами 10 направленностей предложены в федеральных документах по аккредитации учреждений дополнительного образования детей. Ведь фактически – это ограничение. А мы декларируем, что дополнительное образование безбрежно. Или все многообразие деятельности ограничивается этими направленностями? Можно ли с этим согласиться?

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельностное: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Исходя из вышеизложенного, в настоящее время в дополнительном образовании детей определяются лишь те общие примерные требования к содержанию образования, реализация которых способствует, с одной стороны, обеспечению совершенствования этой уникальной системы образования, с другой, реализации личностно ориентированного, культурологического, регионального подходов к определению его содержания. Но вопросов по-прежнему много. Предлагаю на страницах журнала организовать дискуссию, которая в дальнейшем позволит выработать и предложить руководству более проработанные позиции по определению подходов формирования содержания дополнительного образования детей.
Мягких Ирина Евгеньевна

Особенности формирования содержания дополнительного образования для девиантных подростков

Кризисные процессы социально-экономического развития современного российского общества привели к резкому изменению различных социальных структур, оказывающих влияние на динамику развития личности подростка (семья, школа, неформальные объединения и т.д.).

Произошедшие перемены отрицательно повлияли на психологию взрослых людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие, что повлекло за собой рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях. Усилилось демонстративное и вызывающее, по отношению к взрослым, поведение.

Понятие «девиантное поведение» имеет сложную многофакторную природу и включает в себя социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах: алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм, преступность, самоубийство, проституция и др.

Появляются всё новые формы отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.

Молодежь более успешно, чем старшее поколение адаптируется к изменившимся социально-экономическим условиям, лучше входит в рыночные отношения, занимая там прочные позиции, реализуя свои интересы и способности. С другой стороны, молодежь более других социальных слоев населения ориентирована на «легкие деньги».

Не «работает» даже труд, который, по определению, является великим воспитателем, ибо с малых лет у человека вырабатывается установка не на желание выполнить трудную, но нужную обществу работу, а на как можно более доходные и максимально лёгкие по трудозатратам занятия.

Система образования из-за низкой посещаемости, плохой дисциплины на занятиях, отсутствия интереса к знаниям, неуважения к преподавателям и т. д., оказывается не в состоянии передать молодёжи необходимые знания.

Представляется очевидным, что часть подростков не может обучаться в массовой школе по стандартной программе.

Для этих детей необходима организация альтернативных форм обучения.

Актуальной проблемой становится девиантное поведение подростков женского пола, которое приобретает у них большую социальную значимость и, соответственно, бывает более тяжёлым. При этом подростки женского пола всё чаще становятся “вдохновителями” и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.

Отечественной психологической наукой принято, что: «Осуществление социально признаваемой и социально одобряемой деятельности соответствует основным психологическим требованиям подросткового возраста, когда дети прежде всего стремятся к разнообразным формам общения. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период» (1).

Поскольку позитивной стороной отклоняющегося поведения, как отмечают психологи, является социальное творчество, которое выступает механизмом общественного развития, т.е. такая деятельность, которая не ограничивается воспроизведением известного (вещей, идей, отношений), а порождает нечто новое, оригинальное, качественно новые материальные и духовные ценности, именно дополнительное образование располагает ресурсами для реализации этого потенциала.

Использование этой особенности позволит предоставить подросткам возможность решения жизненно важных для него проблем социализации, образования, организации досуга, выбора круга общения, выбора жизненных ценностей и ориентиров, профессионального и личностного самоопределения, саморазвития и самореализации.

Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей.

Исходя из этого, необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку, реализовать и утвердить себя на уровне взрослых, соблюдая принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

Поскольку на начальных этапах не показаны групповые формы работы, дополнительное образование предоставляет условия организации системы развёрнутой деятельности, с одной стороны создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, постоянный контроль, с другой стороны, обеспечивающей выявление индивидуальных природных особенностей, интересов подростка, развитие его самосознания, формирование норм жизнедеятельности.

Может быть эффективной организация «нерегламентированных» форм досуга. Смысл этого действия заключается в том, чтобы превратить уличную компанию в деятельностную группу, активность которой была бы социально приемлемой и доброкачественной. Это может быть любой вид деятельности, который инициирован и придуман самой компанией при строгом соблюдении принципа добровольности ее участников. Например, создание цивилизованных «мест встречи», организация молодежных «тусовок» по музыкальным, спортивным и иным интересам.

Социально значимая проблема большого города – организация приютов и ухода за бездомными животными, в решении которой подростки могли бы принять активное участие. Следующая ситуация - часто подростки с отклоняющимся поведением совершают угоны автомобилей с целью «покататься». Если организовать городскую программу по утилизации брошенных на улицах Москвы автомобилей с предоставлением мастерских и прав использовать их для сборки своего автомобиля, на котором можно покататься на автодроме под руководством инструктора, можно решить проблему правонарушений, организации досуга и профессионального самоопределения части подростков. Кроме того, это дало бы возможность заработать свои трудовые деньги.

При условии последовательности, постепенности приобщения подростков с отклоняющимся поведением к различным видам социально признаваемой деятельности, наиболее перспективными представляются проекты: культурной, спортивной и военно-патриотической направленности; научно-техническое и художественное творчество; трудовое и хозяйственно-бытовое воспитание; эстетическое, экономическое и эколого-биологическое образование, организаторская и индивидуально-предпринимательская работа, компьютерная и правовая грамотность.

Таким образом, дополнительное образование ориентированное на девиантных подростков по содержанию должно способствовать формированию и установлению социально приемлемых ценностных ориентаций, способствовать социальной адаптации, гражданскому становлению подростков и адресовано специфическим особенностям «зоны ближайшего развития» таких подростков.

В решении проблем успешной социализации детей и подростков с отклоняющимся поведением особое значение имеет реализация системного и междисциплинарного (комплексного) подхода.

Содержание дополнительного образования должно строиться по следующим принципам:

во-первых, дополнительное образование по содержанию должно быть направлено на восполнение общекультурных, нравственных, этических, эстетических, хозяйственных, трудовых, гигиенических и т.п. знаний, опыта и навыков, которые недополучены подростками в семье, но необходимы для успешной социализации и переноса в свою будущую семью.

Во-вторых, дополнительное образование должно способствовать нормальному физическому развитию, утверждению у несовершеннолетних здорового образа жизни, решать проблемы психокоррекции зависимостей, прививать элементарные навыки и привычки культурного поведения: вежливости, аккуратности, исполнительности и т.п.

В третьих, содержание дополнительного образования может служить профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, развивать психические свойства личности, такие, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению бездушия и несправедливости; способствовать профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, повышая психологическую грамотность и компетентность, ориентируя в эмоционально-ценностных отношениях и идеалах, ,обучая подростков оказывать сопротивление нежелательному социальному воздействию, умению разрешать конфликты "мирным" путём, социально приемлемому использованию лидерских качеств, воспитывать толерантность.

В четвертых, содержание дополнительного образования должно быть максимально практическим, приближено к жизни, открывать пространство реального изменения качества жизни подростка, создавать благоприятные предпосылки выбора и построения траектории профессионального самоопределения для каждого подростка.

В пятых, содержание дополнительного образования должно служить приобщению и организации культурно-досуговой деятельности, социализирующего досуга детей и подростков, формированию круга интересов, повышению их интеллектуального и культурного уровня в самостоятельной творческой деятельности, максимальному сокращению периода свободного "времени праздного существования и безделья".

В шестых, содержание дополнительного образования обязательно должно учитывать половозрастные отличия и особенности подростков. Учитывая отмеченную психологами особую роль подростков женского пола в асоциальном поведении мальчиков, программы должны служить становлению качеств женственности, необходимых будущим невестам, женам, матерям и мужественности, присущей отцовству.
Кузнецова Татьяна Михайловна

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Последовательное развитие системы дополнительного образования детей и молодежи, которое началось в 90-е годы ХХ века представляет собой уникальный ресурс для активизации методико-психологической работы с детьми дошкольного возраста.

Известно, что дошкольное детство – старт развития личности, во многом определяющий жизненный путь человека. Это период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром природы и с собственным внутренним миром.

Главная отличительная черта этого возрастного этапа – формирование универсальных человеческих способностей, без которых не может состояться человек, как таковой. Именно поэтому данный этап имеет необходимое значение для всего последующего развития человека. Отсюда возникает задача развивающего, индивидуально-ориентированного обучения дошкольников, обеспечивающего максимальную включенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, с миром его чувств, эмоций и потребностей, ведущую к саморазвитию личности. А для этого, как нельзя лучше подходит дополнительное образование. Его возможности в становлении личности дошкольника очень велики, тем более, что в современных условиях растет количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Учреждения дополнительного образования, работающие с дошкольниками, должны отвечать за выполнение следующих социокультурных функций:

  1. осуществление разностороннего, полноценного развития ребенка,

  2. обнаружение всего комплекса индивидуальных склонностей и задатков ребенка, создание насыщенной культурно-образовательной среды, обеспечивающей проявление этих задатков,

  3. формирование способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества,

  4. удовлетворение ведущих потребностей детей в познавательной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми, в признании достижений, в активной деятельности, в самоутверждении,

  5. участие в формировании социально-личностной зрелости дошкольников, необходимой для успешного обучения в школе и пр.

Каким же должно быть содержание дополнительного образования дошкольников? Несомненно: в первую очередь содержание образовательных программ для детей должно учитывать специфику дошкольного возраста. К сожалению, это требование не всегда соблюдается.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер. Образова­тельные учреждения работают по целому спектру новых программ и педагоги­ческих технологий, созданных научными коллективами и отдельными авторами. Это способствует развитию инициативы и творчества педагогов. Однако во многих программах наблюдается чрезмерное представление той или иной линии развития ребенка за счет других, не менее важных, что приводит к дисгармо­нии и обеднению развития детей.

В целях определения содержания образовательного процесса для до­школьников, сбалансированности всех его основных компонентов в 2002 году в рамках реализации Федеральной программы развития образования коллективом научных сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца (руководитель - доктор пед. наук Л.А.Парамонова) была разработана Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Программа задала базисное содержание образовательного процесса, обеспечивающее разностороннее и полноценное развитие детей до семи лет и сохра­няющее их физическое и психическое здоровье. В основе содержания Про­граммы лежат фундаментальные закономерности развития ребенка, выявленные в ре­зультате многолетних научных исследований.

Содержание обучения, воспи­тания и развития детей, представленное в Программе, структурировано по четырем основным направ­лениям: здоровье и физическое развитие, социальное, по­знавательное и эстетическое развитие.

В программе «Физического развития» заложены начала здорового образа жизни, физической культуры, связанные с активными движениями, дающими ребенку ощущения «мышечной радости». Дети получают представления о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменения окружающей среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

«Социальное развитие» характеризуется общением ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение и разнообразные виды детской деятельности – главные условия присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основа его самосознания.

В «Познавательном развитии» выделяются следующие задачи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем. В данном разделе особо выделяются следующие подразделы: «Мир, в котором мы живем», «Природа и человек», «Конструирование», «Начала грамоты».

«Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство). В основе художественного развития – формирование художественных способностей; детское творчество; интеграция различных видов деятельности. В раздел входят: «Художественная литература», «Изобразительное искусство и детский дизайн», «Дети в музее изобразительного искусства», «Музыка» (в т.ч. слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальная игра – драматизация).

В Программе приводятся интегральные по­казатели развития, отражающие основные достижения де­тей каждого психологического возраста, потому что на гра­ницах этих возрастов и происходят изменения в развитии. Эти показатели в совокупности характеризуют нормальное развитие детей на протяжении дошкольного возраста, по­зволяют педагогу видеть индивидуальные перспективы каждого ребенка и выстраивать стратегии педагогических воздействий.

Основные целевые психологические и педагогические установки Программы могут использоваться в качестве ориентира для разработки вариативных программ воспита­ния, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. В связи с этим учреждениям дополнительного образования, ведущим работу с дошкольниками, при определении содержания занятий целесообразно опираться на данную Программу.

Создавая образовательную программу для детей дошкольного возраста, следует помнить, что в определенной степени эти программы по содержанию, организационно-педагогическим условиям, технологиям должны представлять альтернативу программам, реализуемым дошкольными образовательными учреждениями. Они должны в большей степени, чем программы детского сада, быть ориентированы на развитие креативности, навыков творческого самовыражения ребенка.

В любой образовательно-развивающей программе для дошкольников целесообразно предусмотреть наличие следующих компонентов:

Большое внимание в учреждениях дополнительного образования должно уделяться подбору оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания. Среди них педагогические технологии личностно-ориентированного подхода, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, методы развития познавательной активности дошкольников (эвристические, проектные и др.)


1 Закон РФ “Об образовании”

2 Российская Педагогическая энциклопедия. 2т. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999, с. 92.

3 Лебедев О.Е. Цели школьного образования// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2000. - № 2. – с. 50-60.

4 Закон РФ “Об образовании”, статья 14.

5 См. Типовое положение об образовательном УДОД.

6Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997. – с. 34.

7 Л.Н.Буйлова, С.В.Кочнева. Организация методической службы учреждений дополнительног7о образования детей. М., Владос, 2001, с. 146.

8 Л.Г.Логинова. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М., Владос, 1999. с. 95.

9 Характеристика направленностей дана с учетом материалов доклада В.А. Березиной на Всероссийской конференции по проблемам развития системы дополнительного образования детей, посвященная памяти А. К. Бруднова (17-20 июня 2002 год)// ВНЕШКОЛЬНИК 2002\№ 9.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации