Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Методическая служба учреждения дополнительного образования детей - файл n1.doc

приобрести
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Методическая служба учреждения дополнительного образования детей
скачать (691.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc692kb.01.06.2012 07:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Буйлова Л.Н.

Методическая служба учреждения

дополнительного образования детей

Учебно-методическое пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ


Учреждения дополнительного образования детей в настоящее время претерпевают эволюционные изменения: остро стоят вопросы о подготовке и повышении квалификации методиста и педагога дополнительного образования, о программно-методическом обеспечении их деятельности, о внедрении новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс, об оказании методической помощи в аттестации педагогическим кадрам и п.т. Решение этих вопросов требует оказания квалифицированной методической помощи педагогическим кадрам и, соответственно, повышения эффективности методических служб, деятельности которых посвящено учебно-методическое пособие Буйловой Л.Н. и Кочневой С.В. «Методическая служба учреждения дополнительного образования детей». Опираясь на свой практический опыт, авторы проводятся анализ названной проблемы, рассматривают пути ее решения, определяют потенциальные возможности учреждения дополнительного образования детей по развитию в них методической деятельности.

Актуальность и своевременность методического пособия, адресованного руководителям, методистам и педагогам дополнительного образования, а также преподавателям системы повышения квалификации педагогических кадров, не вызывает сомнения. Разработка подобных материалов чрезвычайно важна для практических работников системы дополнительного образования.

Нам представляется важным проведенное авторами осмысление педагогического потенциала методической службы учреждения дополнительного образования детей и раскрытие ее роли в повышении профессионального мастерства педагога.

Пособие состоит из введения, 4 разделов, имеющих свою структуру, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается комплексный подход к организации методической службы учреждения дополнительного образования детей, основанный на конкретном материале. Авторы подчеркивают, что представляют результаты своего многолетнего опыта работы в системе дополнительного образования детей, предлагают свой подход к организации методической деятельности учреждений дополнительного образования детей: под их руководством педагогические коллективы осознали первостепенную роль методической деятельности как необходимого условия сохранения и развития учреждения дополнительного образования детей.

1 раздел – «Модели методической службы в современной системе образования» - рассматриваются существующие в современной системе образования модели методических служб для определения места методической службы системы дополнительного образования детей.

2 раздел – «Методическая служба учреждения дополнительного образования детей» - анализируются теоретические основы организации методической службы учреждения дополнительного образования детей: определяются цели, задачи, направления и содержание деятельности; поданный теоретический материал соотносится с практическим опытом авторов.

3 раздел – «Основные функции методической службы учреждения дополнительного образования детей» - с опорой на литературные источники характеризуются информационная, аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, организационно-координационная, обучающая и контрольно-диагностическая функции деятельности методической службы, которые сложились в практике авторов. Теоретические положения иллюстрируются конкретными практическими примерами и методическими разработками, в которых дан конкретный материал справочного и информационного характера, представляющий, на наш взгляд, большой интерес для практиков.

4 раздел – «Некоторые вопросы организации деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей» - раскрываются формы организации методической деятельности, виды профессиональных объединений педагогов, связь и распределение функций педагогического, методического и экспертного советов, характеризуются организаторы методической деятельности.

В «Приложении» читателям предлагается «Словарь используемой терминологии».

Приводится обширный список литературы – более 50 наименований. Авторы анализируют педагогические исследования, нормативно-правовые документы, материалы научно-практических конференций и совещаний, литературные источники, освещающие опыт организации методической деятельности в различных образовательных учреждениях.

Особенно ценным считаем практико-ориентированный характер пособия. Материал методического пособия дает полное представление о проведенной авторами работе, учитывает их реальный опыт и стимулирует читателя к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию.

В методическом пособии, на наш взгляд, достаточно компетентно раскрыты роль, задачи, направления, структура, содержание и функции деятельности методической службы учреждений дополнительного образования. Это свидетельствует о том, что авторы с поставленными задачами справились: содержание данного пособия отражает соответствующий круг вопросов.

Теоретическая значимость рецензируемого методического пособия заключается в том, что:

Практическая значимость материалов, разработанных Буйловой Л.Н. и Кочневой С.В., заключается в том, что:

Ранее опубликованные части из пособия Буйловой Л.Н. и Кочневой С.В. пользуются большим спросом у практиков, прошли апробацию и внедрены в учебно-педагогической процесс ряда учреждений дополнительного образования. Эти материалы также востребованы студентами вузов при проведении педагогической практики в учреждениях дополнительного образования детей и при написании ими курсовых работ и дипломных проектов, а также слушателями ФПК, ИПК и т.п.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что данное методическое пособие посвящено актуальным вопросам, вносит вклад в теорию и практику дополнительного образования, является своевременным и, несомненно, будет востребовано практиками.

П.Н. Андрианов,

Главный научный сотрудник Института общего среднего образования РАО,

доктор педагогических наук, профессор

ВВЕДЕНИЕ



Изменения в системе образования, вызванные радикальными реформами, происходящими в нашей стране; касаются, прежде всего, становления вариативного образования и придают особую актуальность образованию дополнительному, процесс развития которого происходит на базе внеклассного и внешкольного воспитания. «Принципиальное отличие его от своего предшественника, - подчеркивал А.К. Бруднов, - состоит в том, что это образование, как и другие типы и виды образования, ведется по конкретным образовательным программам. Есть определенные принципы, технологии, которые выделяют этот вид образования. Та прежняя система предполагала лишь воспитание, как бы ни декларировала обучение и развитие».

В проекте закона о дополнительном образовании (1998 г.) оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».

Дополнительное образование сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект и т.д. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и имеют возможность полноценной организации свободного времени: если ребенок полноценно живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей строится на следующих принципах:

Эти принципы являются основой для того, чтобы соответствующим образом выстраивать педагогическую деятельность в тех учреждениях дополнительного образования детей, где теоретическая компетентность, организационно-педагогическое мастерство, технологическая грамотность и самообразование педагогов питаются мощной методической поддержкой.

В системе высшего образования еще не отработана подготовка педагога-специалиста по дополнительному образованию детей. Нынешний выпускник педагогического вуза не владеет специальными теоретическими знаниями и практическими умениями для работы в системе дополнительного образования на профессиональном уровне.

В связи с острым дефицитом педагогических кадров большинство учреждений дополнительного образования детей принимают на работу педагогов независимо от уровня их профессиональной подготовки: зачастую здесь работают высококвалифицированные специалисты по узкому профилю (артисты балета, музыканты, спортсмены, художники и т.п.), без педагогического образования, как правило, имеющие отдаленное представление о работе с детьми. В то же время выбор способа решения дидактической и воспитательной задачи в учебной практике дополнительного образования обычно предоставляется самому педагогу. Но опыт показывает, что такая творческая задача посильна далеко не каждому по ряду объективных причин, связанных с уровнем профессиональной компетентности, поэтому полезнее и надежнее для будущих результатов задавать педагогам определенную методику (или технологию) относительно целей обучения и воспитания.

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы и использовать новые методики, технологии, приемы и формы обучения и воспитания детей возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования. Принципиально новые условия, в которые попал сегодня педагог дополнительного образования, очевидный диссонанс между его базовой подготовкой и теми реалиями, с которыми сталкивается современное учреждение, объективно повышают роль методической службы. Вышесказанное нашло отражение в материалах Всероссийской научно-практической конференции по проблемам методического обеспечения системы дополнительного образования детей (1995 г., Санкт-Петербург), в выступлениях ученых и практиков на межрегиональном совещании (1996 г., Петрозаводск) и в решениях коллегий Министерства образования РФ «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей» (25.04.94, № 12/1), «О развитии дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения» (23.11.92, № 22/1).

В современной научной литературе известно много работ, посвященных рассмотрению различных аспектов методической деятельности, но в одних случаях авторы касаются общеобразовательных школ (М.В. Кларин, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Я.С. Турбовской, Т.И. Шамова и др.), в других – рассматриваются отдельные вопросы организации методической работы в учреждении дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, И.И. Буева, Л.Г. Логинова, Г.Н. Попова, С.В. Тетерский, А.Б. Фомина и др.). Кроме того, известен интересный опыт методической деятельности учреждений дополнительного образования детей Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Оренбурга, Самары, Ярославля и др. Но литература, в которой описывается региональный опыт, мало доступна практикам, так как выпускается небольшими тиражами и распространяется преимущественно на местах. Поэтому завучи и методисты зачастую испытывают объективные трудности в получении информации по вопросам организации методической деятельности, что не лучшим образом отражается на их работе.

Не претендуя на универсальность пособия и полноту освещения проблемы, авторы предприняли попытку обобщить как теоретический, так и практический материал по этому вопросу и, используя свой опыт работы в учреждениях дополнительного образования детей, представить свой подход к организации методической службы в учреждении дополнительного образования детей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Буйлова Л.Н
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации