Контрольная работа - Товарный знак и его использование в целях рекламы - файл n1.rtf

Контрольная работа - Товарный знак и его использование в целях рекламы
скачать (5373.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf5374kb.01.06.2012 07:38скачать

n1.rtf







Введение

Выпуская товар на рынок, фирма должна позаботиться о его узнаваемости потребителями, т. е. фирма должна офор­мить индивидуальное рыночное "лицо" товара. Это является своеобразным символом рекламы данного товара и гарантией его качества и уровня услуг. Этой цели служит товарный знак.

Товарный знак или товарная марка — это отдельный знак, символ, имя или их сочетание, которые указывают на при­надлежность данного товара определенной фирме. Товарный знак как бы выделяет продукцию (товар) или услугу конкрет­ной фирмы, магазина от других одноименных (одинаковых) товаров, услуг, предприятий.

Открывая свое дело (бизнес), коммерсант должен решить, будет ли его торговая фирма работать под товарным знаком или без него.

В прошлом большинство советских предприятий (фирм) обходилось без товарных знаков (за исключением фирмы "Бе­резка", ГУМа, ЦУМа и некоторых других).

Существуют 4 типа обозначения товарного знака.

1. Фирменное имя или словесный товарный знак - сло­во, буква или группа слов, букв, которые могут быть произ­несены, должны характеризоваться хорошей запоминаемос­тью (например, водка "Смирновская", "Столичная", компа­ния "Макдоналдс", фотоаппарат "Кодак" и др.).

2. Изобразительный товарный знак представляет собой
оригинальный рисунок, эмблему фирмы (например, завод
АвтоВАЗ на легковых машинах устанавливает, стилизован­ное изображение старинной ладьи, обувь фирмы "Пума" — изображение пумы, спортивная производственная фирма «Адидас» — надпись под трехлистником и т. п.).

3. Объемный товарный знак дается в трехмерном измерений
(например, стилизованная бутылка кока-колы, флакон духов "Дали", французское вино с наклонной головкой).

Французское вино с наклонной головкой имеет интерес­ную историю. Это вино от винодельческого дома "Жан - Поль Шене". Славится своими знаменитыми кривыми бутылками. История кривой бутылки такова. Однажды королю Людовику XIV подали превосходное вино от винодела Шене, которое рассердило его своей кривобокостью бутылки. Однако Шене не растерялся и сказал королю: "Она склоняется перед блеском вашего величества". Людовик XIV рассмеялся и наградил винодела, который поспешил заказать стеклодувные партии изогнутых в поклоне бутылок.

4. Комбинированный товарный знак представляет собой сочетание приведенных выше типов.

В более широком понятии товарный знак является частью фирменного блока, включающего фирменный цвет, оригинальный шрифт, надпись, фирменную шрифтовую надпись (логотип). Сейчас, когда в России создана рыночная экономика и она входит в международный рынок, вопрос о товарных знаках имеет большое значение.

Цель данной работы – рассмотреть теоретически товарный знак и его использование в целях рекламы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Предметом исследования данной работы является товарный знак.

Объектом исследования является коммерческая деятельность.

Для написания данной работы были изучены учебные пособия:

«Коммерческая деятельность» Панкратова Ф. Г., «Предпринимательство» Бусыгина А. В., «Организация и технология коммерческой деятельности» Памбухчиянца О. В..
Роль товарных знаков в коммерческой работе
Товарные знаки выступают в роли своеобразных рекламных указателей, помогающих потребителям выбирать те или иные товары и пользоваться услугами тех или иных торговых фирм. Товарный знак является как бы лицом фирмы, способствует ее узнаваемости.

Сейчас появился термин - бренд (разновидность товарного знака, ориентированная на конкретный товар). Известная компания среди многих своих товаров присваивает этот бренд какому-либо одному товару или группе товаров (по­зиционирует их) с целью быстрейшего продвижения его на рынок, усиливая рекламное воздействие с целью увеличения продажи. Среди наиболее успешных российских брендов по пиву — "Балтика", "Золотая бочка", "Три толстяка"и др.

В 1992 г. был принят Закон РФ "О товарных знаках, зна­ках обслуживания и наименованиях мест происхождения то­варов" 13 ноября 2002 г. Государственной Думой был принят федеральный закон, одобренный 27 ноября 2002 г. Советом федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Рос­сийской Федерации "О товарных знаках, знаках обслужива­ния и наименованиях мест происхождения товаров", который внес ряд изменений и дополнений в этот Закон. Согласно этим законам обладатель исключительного права на товарный знак (правообладатель) может использовать товарный знак и зап­рещать использование товарного знака другим лицам. Товар­ный знак (знак обслуживания) — это обозначения, способ­ные отличать товары и услуги одних юридических или физи­ческих лиц от однородных товаров и услуг других юридичес­ких и физических лиц.

Для того чтобы обеспечить правовую охрану товарного знака (т. е. чтобы товарный знак был защищен законом), он должен быть зарегистрирован на имя юридического или фи­зического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдает­ся специальное свидетельство. Регистрация товарного знака осуществляется в федеральном органе исполнительной влас­ти по интеллектуальной собственности путем подачи в это ведомство заявки на регистрацию товарного знака.

Установлены определенные правила регистрации товар­ного знака. Заявка на регистрацию должна содержать опре­деленные сведения о товарном знаке (описание товарного знака, его приоритет, квитанцию об уплате госпошлины и т. д.). В федеральном органе проводится экспертиза заявки. В процессе экспертизы федеральный орган вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, которые должны быть представлены в течение 2 мес. По ходатайству заявителя ус­тановить срок ответа на запрос экспертизы может быть про­длен федеральным органом исполнительной власти по интел­лектуальной собственности не более чем на шесть месяцев. В случае несогласия с решением, принятым по результатам экспертизы, заявитель может подать возражения в Палату по патентным спорам в течение трех месяцев с даты получе­ния соответствующего решения. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации, после чего в установленный срок выдается свидетельство на товарный знак.

В то же время существуют определенные ограничения, при наличии которых товарный знак не будет зарегистрирован (наличие государственных гербов, флагов и эмблемы, название международных организаций, тождество или сходство с другими ранее зарегистрированными товарными знаками, название известных в РФ произведений науки, литературы и искусства без согласия обладателя авторских правили его правопреемников и т. п.).

Несмотря на то, что право на товарный знак охраняется законом, это не исключает многочисленные судебные тяжбы по поводу использования различными фирмами товарных знаков.

Регистрация товарного знака может быть признана недействительной полностью или частично в течение всего срока ее действия, если она была произведена в нарушение требо­ваний, установленных законом, или в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в офи­циальном бюллетене.

Любое лицо может подать в сроки, предусмотренные законом, возражение против регистрации товарного знака в Апелляционную палату. Возражение против регистрации то­варного знака должно быть рассмотрено в течение четырех месяцев с даты его поступления.

Фирма (торговое предприятие) может предоставить право другой фирме или физическому лицу право пользоваться в те­чение определенного времени и в определенном месте товарным знаком за определенную плату на правах франчайзинга.
Виды товарных знаков.

В качестве товарных знаков мо­гут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Словесные обозначения включают в себя слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, пред­ложения, другие единицы языка, а также их сочетания.

Изобразительные обозначения — это изображения жи­вых существ, предметов, природных и иных объектов, а так­же фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.

Объемные обозначения состоят из трехмерных объектов, фигур и комбинаций линий, фигур.

Комбинированные обозначения объединяют элементы раз­ного вида (изобразительные, словесные, объемные и т. д.). Кроме того, обозначения могут быть звуковыми, свето­выми и др.

Соответственно, в зависимости от используемых обозна­чений, товарные знаки можно разделить на следующие виды:

Наиболее распространены словесные товарные знаки, которые могут состоять из существующих (Большевичка, Свобода) или искусственно созданных слов (Вимм-Билль-Данн), имен собственных (Лада, Коркунов), аббревиатур (ЦУМ, ГАЗ), букв, чисел либо их сочетаний. Такие знаки могут быть зарегистрированы как в стандартном написании, так и с учетом особого начертания букв и цифр.

0100090000037800000002001c00000000000400000003010800050000000b0200000000050000000c0257098f09040000002e0118001c000000fb021000070000000000bc02000000cc0102022253797374656d00098f0900006b330000dc35110070838239d0ec78010c020000040000002d01000004000000020101001c000000fb029cff0000000000009001000000cc0440001254696d6573204e657720526f6d616e0000000000000000000000000000000000040000002d010100050000000902000000020d000000320a5a00000001000400000000008c095a0920902d00040000002d010000030000000000

Изобразительные товарные знаки встречаются реже. Они могут иметь смысловое значение или носить абст­рактный характер.

0100090000037800000002001c00000000000400000003010800050000000b0200000000050000000c0257098f09040000002e0118001c000000fb021000070000000000bc02000000cc0102022253797374656d00098f0900006b330000dc35110070838239d0ec78010c020000040000002d01000004000000020101001c000000fb029cff0000000000009001000000cc0440001254696d6573204e657720526f6d616e0000000000000000000000000000000000040000002d010100050000000902000000020d000000320a5a00000001000400000000008c095a0920902d00040000002d010000030000000000
В качестве объемного товарного знака, как правило, ре­гистрируется упаковка товара (особой формы бутылка, фла­кон, коробка и т. п.).

Звуковые товарные знаки могут представлять собой от­дельные звуки, последовательность мелодического ряда (ме­лодию) или шумы различного происхождения. Наиболее час­то они представляют собой музыкальные фразы, сопровож­дающие радио- или телевизионные рекламные ролики (например, в рекламе чая "Беседа").

Световые товарные знаки состоят из световых символов (сигналов) различной последовательности и длительности све­чения. Они, как и обонятельные товарные знаки, не полу­чили пока широкого распространения.

Голографические товарные знаки, как правило, наносят­ся производителем на товары, нуждающиеся в надежной за­щите от подделок, например, лекарственные средства. Та­кие знаки - еще и эффективное средство рекламы, повы­шающее доверие к товару.

Комбинированные товарные знаки являются легко узнаваемыми, поскольку могут включать в себя хорошо запоминаемые словесные элементы, а также другие обозна­чения

0100090000037800000002001c00000000000400000003010800050000000b0200000000050000000c0257098f09040000002e0118001c000000fb021000070000000000bc02000000cc0102022253797374656d00098f0900006b330000dc35110070838239d0ec78010c020000040000002d01000004000000020101001c000000fb029cff0000000000009001000000cc0440001254696d6573204e657720526f6d616e0000000000000000000000000000000000040000002d010100050000000902000000020d000000320a5a00000001000400000000008c095a0920902d00040000002d010000030000000000

Разновидностями товарного знака являются общеизвест­ный товарный знак и коллективный знак.

Общеизвестным в Российской Федерации товарным зна­ком признается:

Такие знаки (обозначения) могут быть признаны общеиз­вестными, если в результате их интенсивного использова­ния в отношении товаров или услуг конкретного лица они стали в Российской Федерации широко известны среди по­требителей этих либо однородных им товаров или услуг.

Общеизвестному товарному знаку предоставляется пра­вовая охрана, предусмотренная действующим законодатель­ством для товарного знака. Она предоставляется на основа­нии решения Палаты по патентным спорам, принятого по заявлению юридического или физического лица, считающе­го свой товарный знак общеизвестным1.

Коллективный знак представляет собой товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых или реализуемых лицами, входящими в какое-либо объединение. Товары, обозначаемые коллективным знаком, должны обладать едиными качественными или иными общими характеристиками.

Коллективный знак

В соответствии с международным договором РФ объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречит законодательству государства, в ко­тором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак, который является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, произ­водимых и(или) реализуемых входящими в данное объедине­ние лицами и обладающих едиными качественными или ины­ми общими характеристиками.

Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.

К заявке на регистрацию коллективного знака прилага­ется устав коллективного знака, который содержит наимено­вание объединения, уполномоченного зарегистрировать кол­лективный знак на свое имя, перечень предприятий, имею­щих право пользования этим знаком, цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характе­ристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение устава кол­лективного знака.

В Реестр и свидетельство на коллективный знак до­полнительно вносятся сведения о предприятиях, имеющих право пользования коллективным знаком. Эти сведения, а также выписка из устава коллективного знака о единых ка­чественных или иных общих характеристиках товаров, для которых этот знак зарегистрирован, публикуются федераль­ным
1Памбухчиянц О. В.организация и технология коммерческой деятельности - 2006, с. 147

органом исполнительной власти по интеллектуальной соб­ственности в официальном бюллетене. Владелец коллектив­ного знака уведомляет федеральный орган об изменениях в уставе коллективного знака.

В случае использования коллективного знака на това­рах, не обладающих едиными качественными или иными об­щими характеристиками, правовая охрана коллективного зна­ка может быть прекращена полностью или частично на ос­новании решения суда, принятого по заявлению любого лица.
Регистрация товарных знаков

В соответствии с действующим законодательством пра­вом на регистрацию товарного знака обладают юридическим кие лица или осуществляющие предпринимательскую деятель­ность физические лица. Для осуществления регистрации они должны подать заявку в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности1 непосредственно или по почте, а также при помощи факсимильной связи, но с условием последующего представления их оригиналов.

Заявка и прилагаемые к ней документы представляют­ся заявителем самостоятельно либо через патентного по­веренного.

Заявка подается на один товарный знак. При этом обозна­чения, отличающиеся одно от другого какими-либо элемен­тами, считаются разными товарными знаками.

Заявка на регистрацию товарного знака должна содержать2:

Заявка подается на русском языке и подписывается зая­вителем, а в случае ее подачи через патентного поверенно­го — заявителем или патентным поверенным.


1 Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки, является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, находящаяся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

2 Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регист­рацию товарного знака и знака обслуживания утверждены приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 5 марта 2003 г. № 32.

К заявке на регистрацию товарного знака должны быть приложены:

Принятая для рассмотрения заявка подлежит эксперти­зе, которая включает в себя формальную экспертизу и экс­пертизу заявленного обозначения.

Формальная экспертиза заявки проводится в течение ме­сяца с даты ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

В ходе проведения формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов заявки, а также их соот­ветствие установленным требованиям. По результатам фор­мальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотре­нию, о чем уведомляется заявитель.

По завершении формальной экспертизы проводится эк­спертиза заявленного обозначения, в ходе которой прове­ряется его соответствие требованиям, установленным дей­ствующим законодательством, а также приоритет товарного знака.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью. К ним могут относиться, в частности:

• обозначения, представляющие собой отдельные буквы,
цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера;
линии, простые геометрические фигуры, а также их соче­тания, не образующие композиций, дающих качественно
иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдель­ных входящих в них элементов;

Зарегистрированный товарный знак не может состоять только из элементов, вошедших во всеобщее употребле­ние для обозначения товаров определенного вида, являю­щихся общепринятыми символами и терминами, характе­ризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта, представляющих собой форму товаров, которая определя­ется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров1.

1Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность – 2005, с.151
Под вошедшим во всеобщее употребление для обозначе­ния товаров определенного вида понимается обозначение, используемое для определенного товара, которое в резуль­тате его длительного применения для одного и того же то­вара или товара того же вида различными производителями стало указанием конкретного вида товара.

К общепринятым символам относятся, как правило, обо­значения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике.

К общепринятым терминам относятся лексические едини­цы, характерные для конкретных областей науки и техники.

К недопустимым обозначениям относятся, в частности, про­стые наименования товаров, обозначения категории качества товаров, указание свойств товаров (в том числе носящие хва­лебный характер), указания материала или состава сырья, ука­зания веса, объема, цены товаров, даты производства товаров, данные по истории создания производства, видовые наимено­вания предприятий; адреса изготовителей товаров и посредни­ческих фирм, обозначения, состоящие частично или полнос­тью из географических названий, которые могут быть воспри­няты как указания на место нахождения изготовителя товара.

Все перечисленные выше элементы могут быть включе­ны как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения.

В соответствии; с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товар­ных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных орга­низаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные ' контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения обозначений. Такие элементы могут быть вклю­чены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих эле­менты: являющиеся ложными или способными ввести в заб­луждение потребителя относительно товара или его изгото­вителя, а также противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

К таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или ме­сте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.

Противоречащими общественным интересам, принципам гуманности и морали могут быть признаны слова и изобра­жения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, рели­гиозные чувства, слова, написание которых нарушает пра­вила орфографии русского языка, и т. п.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени сме­шения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Рос­сийской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями куль­турных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками или владельцами и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в Российской Фе­дерации в качестве товарных знаков обозначений, пред­ставляющих собой или содержащих элементы, которые ох­раняются в одном из государств - участников указанного международного договора в качестве обозначений, иден­тифицирующих вина или спиртные напитки как происхо­дящие с его территории (производимые в границах гео­графического объекта этого государства) и имеющие осо­бое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхожде­нием, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с террито­рии данного географического объекта.

Законом установлены и иные основания для отказа в регистрации товарного знака.

По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

Решение об отказе в регистрации товарного знака может быть обжаловано заявителем. Для этого он должен в течение трех месяцев с даты получения соответствующего решения подать возражение в Палату по патентным спорам.

На основании решения о регистрации товарного знака федеральный орган исполнительной власти по интеллекту­альной собственности в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре то­варных знаков и знаков обслуживания Российской Федера­ции. В Реестр вносятся товарный знак, сведения о правооб­ладателе, дата приоритета товарного знака и дата его ре­гистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, а также другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, и последующие изменения этих сведений.

В течение месяца с даты регистрации товарного знака в Реестре правообладателю выдается свидетельство на товар­ный знак установленной формы.

Регистрация товарного знака действует до истечения де­сяти лет, считая с даты подачи заявки на регистрацию. Этот срок может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. По ходатайству правообладателя для про­дления срока действия регистрации товарного знака ему мо­жет быть предоставлен шестимесячный срок после истече­ния срока действия регистрации при условии уплаты допол­нительной пошлины.

Юридические и физические лица Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в зарубежных стра­нах или произвести его международную регистрацию.
Использование товарного знака

Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензийного договора.

Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.

Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего.

Действие регистрации товарного знака может быть полностью или частично прекращено досрочно на основании ре­шения федерального органа исполнительной власти, принятого по заявлению любого лица, в связи с не использованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации.

При решении вопроса о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака в связи с его неиспользованием могут быть приняты во внимание представленные владельцем товарного знака доказательства того, что товарный знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам.

Регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия.

Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.

Уступка товарного знака (товарный франчайзинг)

Товарный знак может быть уступлен его владельцем по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

Уступка товарного знака не допускается, если она мо­жет явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору, ко­торый регистрируется в федеральном органе исполнитель­ной власти по интеллектуальной собственности.

Договор об уступке товарного знака и лицензионный до­говор регистрируются в федеральном органе исполнитель­ной власти. Без этой регистрации они считаются недействи­тельными.
Прекращение правовой охраны товарного знака.

Право­вая охрана товарного знака прекращается:

"Неосязаемые активы "

Признанный на рынке товарный знак имеет реальную цен­ность. В деловой практике развитых стран принято оценивать его в денежном выражении, включая знак в так называемые "не­осязаемые активы" фирмы. Право пользова­ния зарегистрированным товарным знаком может быть прода­но другой фирме.

Купля-продажа товарных знаков сама по себе представля­ет обычную торговую сделку договорного характера, но разра­ботка условий (подготовка) такого договора предполагает до­вольно сложную процедуру. Обычно фирма, продающая свой товарный знак, скрупулезно оценивает покупателя, его дело­вой авторитет, философию и принципы деятельности1, а глав­ное — качество производимой продукции, для маркировки ко­торой приобретается такой торговый знак. Все это делается для сохранения престижа фирмы, никакого ущерба продавцу то­варного знака такая операция нанести не должна. Покупатель при осуществлении операции по купле товарного знака стре­мится к приобретению наиболее престижного из всех возмож­ных товарных знаков. Это дает возможность установления бо­лее высокой цены на свой товар, маркируемый новым товар­ным знаком, и сокращения расходов на рекламу (поскольку рек­ламные кампании, как правило, осуществляются фирмой — соб­ственником товарного знака).

При определении цены продавец и покупатель товарного знака осуществляют сравнительный анализ:

• ожидаемой от использования товарного знака положительной прибыли, получаемой от реализации маркиро­ванных этим товарным знаком товаров;

• запрашиваемой продавцом цены на право пользования
товарным знаком.

Сравнительный анализ этих двух факторов (если партне­ры настроены на совершение сделки) является основой для кор­рекции цены. Если, к примеру, покупатель выявил (и изложил продавцу обоснованные аргументы), что возможный эффект от использования товарного знака продавца составит 10 млн. руб., а продавец запрашивает также 10 млн. руб., то при такой цене сделка может быть бессмысленной (если только она не ведет к увеличению объема реализуемых товаров). В такой ситуации стороны (в данном случае — продавец) будут вынуждены кор­ректировать цену.

Отметим, что предметом такой сделки служит не сам то­варный знак, а право пользования им на какой-то ограничен­ный период времени (договор заключается сроком на 1 год, 3 года и т. д., после чего он может быть продлен по желанию сто­рон)1.

В случае несанкционированного применения данного зна­ка третьей стороной его владелец имеет законное право требо­вать через суд возмещения ущерба. За рубежом такого рода су­дебные разбирательства отнюдь не редки. "Пиратство" в обла­сти товарных знаков в последние годы приобрело международ­ные масштабы, и борьба с ним стала острой торгово-политической проблемой.


1Бусыгин А. В. Предпринимательство – 1998 г., с. 56.


Заключение

Предприниматель стремится, чтобы его товар был узнаваем потребителем, отличен от других товаров. Обычным средством отличия товара на рынке выступает его товарный знак (1гас1етагк). Обычно товарный знак — это буквенное, изобразительное или комбинированное обозначение товара. Иногда товарный знак может выступать и в виде определенной формы изделий или упаковки (к примеру, "фирменные" бутылочки "пепси" или "кока-колы"). Назначение товарного знака обратим внимание на это обстоятельство еще раз — выделить тот или иной товар среди других товаров.

Наряду с торговой маркой используется знак обслу­живания— специальное обозначение оказываемых произ­водителем услуг для их выделения из массы других предлагае­мых услуг. Знаками обслуживания пользуются банки, страхо­вые общества, туристские и гостиничные предприятия, зрелищ­ные организации, железнодорожные, авиационные и автобус­ные компании и другие предприятия по оказанию услуг. Пра­вовой режим знаков обслуживания не отличается от правового режима товарных знаков, а их правовая охрана осуществляет­ся на основе одних и тех же правовых норм.

Любой предприниматель стремится к защите своего товар­ного знака от возможного посягательства со стороны других про­изводителей (обычно такого же или аналогичного товара). Смысл защиты товарного знака сводится к созданию условий, которые бы не позволяли другим производителям использовать данный товарный знак и тем самым снижать степень доверия к товару, имеющему такой товарный знак, и не вели бы к падению дело­вого авторитета (реноме) фирмы в глазах потребителя.

Защита товарного знака осуществляется путем официаль­ной его регистрации в установленном законом порядке. В Рос­сии официальная регистрация товарного знака осуществляет­ся Государственным комитетом по делам науки (через Управ­ление по делам изобретений и открытий, а заявки на регистра­цию направляются в Научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы). Зарегистрированный то­варный знак вносится в Государственный реестр товарных зна­ков и с момента внесения его в реестр подлежит правовой защи­те со стороны государства. Владельцу товарного знака гаранти­руется монопольное право его использования, т. е. право на мар­кировку своих товаров, фирменных продуктов и услуг.

Товарный знак ставится на самом товаре и упаковке, ком­мерческой документации, рекламных проспектах, чертежах, счетах, бланках, ярлыках и призван вызывать у потребителя ассоциацию с высоким качеством и надежностью предлагаемых фирмой изделий или услуг. В соответствии с международными правилами не допускаются регистрационные знаки, воспроиз­водящие государственный герб или эмблемы международных организаций.


Список использованной литературы:

Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник для вузов – М: ИНФРА-М,1998 – 608 с.

Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник – 2-е изд. перераб. и доп. – М: Дашков и К, 2006 – 648 с.

Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп. – М: Дашков и К, 2005 – 504 с.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации