Курсовая работа по Окружающему миру - файл n1.doc

Курсовая работа по Окружающему миру
скачать (244.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc245kb.31.05.2012 20:13скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический

институт имени А.П.Гайдара»
Кафедра педагогики дошкольного

и

начального образования

Курсовая работа

Исследовательская деятельность младших школьников

на уроках окружающего мира


Ступникова Елизавета Леонидовна,

студентка 6 курса

факультета

«Дошкольное и начальное образование»

Научный руководитель:

Доцент Ф.А.Сулейманова

Арзамас , 2009


Содержание
Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ –ПУТЬ К АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…………………..7

    1. Исследовательский метод обучения………………………………….7

    2. Приобщение учащихся к исследовательской работе……………….12

    3. Исследовательское обучение…………………………………………15

Глава II.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОГРАММЕ К «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»……………………………………………….19

Глава III. ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА»ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ…………………………………………………………………….25

3.1. Использование исследовательских заданий при знакомстве с

изменениями в природе……………………………………………………..25

3.2.Исследовательская деятельность в уголке живой природы……………30

3.3. Исследовательская деятельность на экскурсии………………………...33

3.4. Исследовательская деятельность при работе над методом проектов…37

Заключение ……………………………………………………………………49

Библиография………………………………………………………………….52

Приложения……………………………………………………………………54


Исследование — универсальный способ

познания действительности,

который помогает развитию личности

в динамично изменяющемся мире
ВВЕДЕНИЕ

«Интерес к обучению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха», - говорил В.А. Сухомлинский. А успех появится только в том случае, если уже с 1 класса ученики начнут заниматься исследовательской деятельностью.

Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если той активности ребёнка не противодействовать, не пресекать её многозначительными «нельзя», «тебе рано об этом знать», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов исследований существенно расширяется.

Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.

Собственную исследовательскую деятельность ученика следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей.

Не менее важно и другое обстоятельство – как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность: умственная деятельность учёного, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ученика, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде».

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Задача взрослых – помочь в проведении ученических исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ученика и его окружения. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.

Актуальность выбранной темы.

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Новизна данного исследования заключается в попытке максимально

Предметом исследования является материал учебников «Окружающего мира» для учащихся начальных классов .

Цель работы – попытка представить более полную и яркую картину, а также в связи с этим объяснить некоторые особенности использования методов исследовательской работы на уроках «Окружающего мира» в начальных классах . .

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

1) особенность образовательного компонента “Окружающий мир” , программы для традиционной начальной школы ;

2) характеристика теоретических основ использования методов исследовательской работы при обучении предмету «Окружающий мир» ;

3) пути и методы реализации «исследовательского обучения» ;

4) формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир»;

5) разработать и показать разнообразие исследовательских видов работ на уроках и внеурочное время .

Апробация данного научного изыскания состоялась на методическом объединении учителей начальных классов МОУ Размазлейской СОШ.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в попытке решения ряда вопросов, связанных с таким явлением как исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках «Окружающего мира».

Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования материалов курсовой работы в качестве вспомогательного материала для подготовки проведения исследовательских работ на уроках «Окружающего мира», основным тенденциям и проблемам, исследования состоит в том, что отдельные понятия и выводы работы могут быть использованы в качестве учебного материала для обучения.

Методы исследования –аналитический, экспериментальный, наблюдения, анализ , выборка.
ОБЪЕКТ исследования: учебно-воспитательный процесс , уроки окружающего мира, материалы учебников «Окружающего мира» для учащихся начальных классов .
Таким образом, обосновав актуальность выбранной темы, выделив цель и задачи, предмет и объект и метод исследования, определив его практическую значимость, перейдем к описанию структуры курсовой работы. Тематически выделяются две главы (теоретическая и практическая), а также введение и заключение. Завершается наша работа заключением и списком используемой литературы.

I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Идеи исследовательского метода появились в педагогике в последней трети XIX века. Биолог А.Я. Герд, историк М.М. Стасюлевич в России, химик Р.Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в Великобритании сформировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественнонаучным, исследовательским принципом, подходом и т.д. Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлечённости учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия. Большую роль в пропаганде и внедрении исследовательского метода в отечественной педагогической практике сыграли Б.В. Всесвятский, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский, филологи Н. Кульман, И.И. Срезневский и др. Однако ,отсутствие достаточной теоретической базы привело к одностороннему развитию исследовательского метода, признанию его подчас единственным универсальным методом обучения в 20-х гг. Многие ошибки проистекали от некритического применения метода проектов, комплексной системы обучения и др. Увлекаясь внешней активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, преувеличивалось значение индукции в усвоении знаний, не уделялось внимания усвоению теории, формированию системы обобщённых понятий. Крайние увлечения исследовательским методом были устранены в 1931-32 гг., но, вопреки научным рекомендациям о целесообразности сохранения исследовательского метода, привели к замене его в практике школы методами информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся.

В конце 50-х гг. усилилось внимание исследователей к активизации познавательной деятельности учащихся (Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин), в начале 60-х гг. в условиях научно-технического развития и общественной потребности в интеллектуальном потенциале идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие.

При реализации исследовательского метода у учащихся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения. Это могут быть краткие текстовые задачи, вопросы, предполагающие наличие у учеников некоторого исходного фонда знаний и умений; исследование, более или менее длительного характера, в лаборатории, на школьных географических и биоплощадках, агроучастке и т.д.; постановка задачи для её решения ,на основе изложения учителя, текста учебника, дополнительной литературы и т.д. Важное значение исследовательский метод имеет в трудовом обучении. Большинство исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие ,однако, всех (или большинства) этапов исследования: наблюдения и изучения фактов и явлений; постановки задачи (выявления непонятных явлений, подлежащих исследованию); выдвижения гипотез; построения и осуществления плана; выявления связей изучаемого явления с другими; решения, его объяснения и проверки; выводов о возможном и необходимом применении полученных знаний. Исследовательский метод способствует достижению оптимальных результатов обучения при построении в рамках учебного предмета задач, при пропедевтической подготовке к их решению, обеспечении психологического климата, благоприятствующего творчеству. Однако исследовательский метод не охватывает весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объём знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем для восприятия объяснения учителя. Для практической реализации исследовательского метода в обучении необходимо разработать систему задач, которая должна включать основные типы проблем, например по биологии задачи определения взаимосвязей между количеством вносимых удобрений и качеством полученной сельскохозяйственной продукции. Система задач должна включать важные и доступные для общего образования методы науки и рационализаторской деятельности. С точки зрения методики учебного предмета система задач должна быть построена с учетом таких признаков, как содержание, способы решения, повторяемость типов, их сочетаний и связь с предметным содержанием, доступность для данного возраста. Формы заданий при исследовательском методе обучения различны. Это и задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, или задания, требующие целого урока, домашнее задание на определённый срок. При затруднениях в выполнении исследовательских заданий учащимся оказывается помощь, но так, чтобы проблемность задачи сохранялась. Например, введением дополнительных данных сужают поле поиска решения, дают схожую, но более легкую задачу, членят трудную задачу на 2-3 подзадачи и т.д. Все подобные виды помощи в решении задач преобразуют исследовательский метод в эвристический метод (частично-поисковый). Самостоятельное решение задач предполагает формирование у учащихся таких поисковых навыков, как соотнесение данных условия задачи и каждого шага поиска между собой и с вопросом задачи, доказательность каждого суждения и операции, проверка полноты и достаточности доказательства и решения, соотнесение результата решения с вопросом задачи. Важную роль в применении исследовательского метода играет индивидуализация обучения путём регулирования сложности и типов задач.

Исследовательский метод применим на всех ступенях обучения с учетом возрастных возможностей и подготовки учащихся. В гуманитарных предметах исследовательский метод применяется в трёх направлениях: включение элементов поиска во все задания учащихся (работа над документами, картами, статистическими таблицами, анализ художественных произведений, участие в археологических раскопках и т.д.); раскрытие учителем познавательного процесса осуществляемого при доказательстве того или иного положения, организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и под наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов). При обучении естественным наукам исследовательский метод реализуется через систему экспериментальных работ, для которой характерно, с одной стороны, постепенное усложнение содержания познавательных задач, с другой – увеличение степени самостоятельности учащихся в их решении. Первые, посильные для учащихся элементы исследования, как правило, связаны с наблюдениями различных явлений, растительных и животных организмов с целью установления некоторых фактов, необходимых первоначальных обобщений. Более сложные исследовательские работы предполагают решение познавательных задач путём постановки и проведения опытов, сопровождаемых выдвижением гипотез.

II. Приобщение учащихся к исследовательской работе
Задача школы: создать необходимые условия, чтобы ребенок ,через разнообразные виды школьной деятельности, через многообразие социальных общностей (коллектива) смог освоить все богатство человеческих отношений. И осознать себя свободным в формах культурного поведения, чтобы добился признания и уважения окружающих, обрел свое признание и смысл жизни, чтобы в будущем смог в полной мере реализовать себя в творческом труде общественной и личной жизни.

Способность мыслить творчески, нестандартно, видеть проблемы окружающего мира актуально для человека ,особенно в нашем в современном мире, где много всякой информации поступает с экранов телевизора, со страниц газет, с Интернета. Считается, что занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Будущие академики и ученые находятся сейчас за школьной партой. Школа развивает в учениках потребность получать и добывать самостоятельно знания, занимать в жизни активную жизненную позицию. От ученого всегда требовалось наличие интеллекта, творческого потенциала знаний, трудолюбия, а от современного – еще и умения владеть междисциплинарным подходом в решении проблем, интегративного уровня знаний и умений, способность к активному диалогу и сотрудничеству.

Формирование таких качеств, как высокая познавательная, творческая, исследовательская активность, коммуникабельность, должно происходить уже в школе. В школе идет развитие индивидуальных, творческих и исследовательских способностей учащихся

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении многих лет стали привлекательны нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся.

Не столь новой, но востребованной в обучении является научно – исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

1) мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;

2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

3) умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.

Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.
III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию на практике. Традиционное обучение и по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Они по-прежнему господствуют в образовании.

Известный русский и советский педагог И.Ф.Свадковский еще в начале ХХ века говори о том, что "…в традиционной школе провозглашенному принципу свободы ученика соответствует казарменная муштра, принципу естественного развития и роста сообразно индивидуальным свойствам ребенка противостоит классная комната, наполненная 30-40 индивидуумами, пассивно плетущимися однообразными медленными шагами за мыслью взрослого педанта, называющегося учителем". Он же отмечал, что чем больше теоретики говорят о роли индивидуальности в воспитательном процессе, тем большая пропасть отделяет живую школу от философствующей педагогики и дидактики. По его утверждению, лишь исследовательские методы обучения, получившие распространение в мире в связи с введением дальтон-плана, метода проектов, бригадно-лабораторного метода, дают надежду на то, что эта вечная проблема будет разрешена.

С того времени прошло почти сто лет, но по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится преимущественно не на методах самостоятельного, творческого, исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Из-за этого "информационно-рецептурного" обучения у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность.

В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество…. Многим из нас даже в голову не приходит, что творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, как родители впервые приведут его в детский сад.

Общая тенденция развития современного материального и духовного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Он входит в арсенал методов обучения, применяемых современными педагогами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательского метода, а его доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Доминирование исследовательского метода в обучении не означает полное исключение иных методов, оно предполагает лишь его преобладание.

В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых преподавателем (или педагогом).

Б.В.Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного здания знаний и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс - как процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, - окрашен положительными эмоциями.

Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности, их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.
В современной методике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:

1. Учитель ставит сам проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти учащемуся.

2. Учитель ставит проблему, но метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

3. Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно.
Учебное исследование включает в себя ряд этапов:

* выделение и постановка проблемы;

* выдвижение гипотез;

* поиск и предложение возможных вариантов решения;

* сбор материала;

* обобщение полученных данных;

* подготовка проекта (сообщение, доклад, таблица и др.)

* защита проекта.
Учащиеся начальной школы исследовательскую работу проводят как на уроках природоведения и экологии, так и во внеурочное время, наблюдая за развитием комнатных растений, изучая условия жизни животных , насекомых, природных явлений и т.д.
IV. ПРОГРАММЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В последние годы в связи с изменением целей начального образования произошло обновление содержания и методов преподавания всех образовательных областей. В Базисном учебном плане, введенном в действие в 1998/99 учебном году, две образовательные области – естествознание и обществознание на уровне начального звена объединены в один образовательный компонент “Окружающий мир”, реализующий содержание, которое является пропедевтическим для последующего изучения в основной школе биологии, физики, химии, географии, обществознания и истории.
Что же представляет собой образовательный компонент “Окружающий мир” в современной четырехлетней начальной школе?

Во-первых, следует сказать о том, что в российской начальной школе накоплен достаточно богатый опыт начального естественнонаучного образования. Учителя хорошо знакомы с предметом “Природоведение”, который начал преподаваться в школах с 1972 года. В последние годы произошло осознание высокой развивающей и воспитательной значимости данной образовательной сферы. Сегодня содержание природоведения – это часть содержания образовательного компонента “Окружающий мир”. Само название говорит о том, что содержание данного компонента стало гораздо шире. Основу его составляют три группы знаний: человек, природа, общество. Таким образом, происходит интеграция естественно-научного и обществоведческого знаний с целью формирования у детей младшего школьного возраста целостного взгляда на окружающий мир и место в этом мире человека.

Приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 утвержден обязательный минимум содержания начального общего образования, где в числе других определено содержание двух образовательных областей – “Естествознание” и “Обществознание”. Авторы всех вариативных программ для начальной школы обеспечивают выполнение обязательного минимума содержания, расширяя и углубляя его.

В четырехлетней начальной школе на изучение образовательного компонента “Окружающий мир” в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322) в инвариантой (обязательной) части в 1 и 2 классах выделено по одному часу в неделю, в 3 и 4 – по два. Учитывая то, что в содержание данного образовательного компонента включены элементы знаний из двух образовательных областей, в 1 и 2 классах “Окружающий мир” дается интегрированно без деления на предметы.

Во-вторых, “Окружающий мир” – это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать. Также на уроках по предметам, реализующим образовательный компонент “Окружающий мир”, младшие школьники усваивают этические нормы поведения.
В-третьих, при изучении содержания курса “Окружающий мир” ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.
Четвертый момент, о котором следует сказать, – это значение курса “Окружающий мир” для адаптации ребенка к школьной жизни. На современном этапе перехода от трехлетней начальной школы к четырехлетней в первые классы приходят дети разного возраста и разной готовности к школе. Уроки “Окружающего мира” могут облегчить задачу адаптационного периода для ученика, ведь содержание данных уроков выстраивается на более близком ребенку материале, чем содержание других уроков. Вот поэтому вхождение в учебную деятельность на уроках “Окружающего мира” проходит легче. Все утвержденные Минобразованием России курсы для 1 класса, реализующие содержание образовательного компонета “Окружающий мир”, рассчитаны на ребенка 7-го года жизни.
Вряд ли нужно сегодня доказывать кому-либо остроту экологических проблем и необходимость природоохранной деятельности человека. Поэтому в настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии – вопросам охраны природы.

Много вопросов вызывает организация проведения уроков по ОБЖ. Следует отметить, что в начальной школе у детей, наряду
с развитием представлений о научной картине мира, идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Учащиеся учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Поэтому знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире. Особенностью всех курсов, реализующих содержание образовательного компонента “Окружающий мир”, является то, что они учитывают особенности усвоения младшими школьниками знаний по безопасной жизнедеятельности как части знаний об окружающем мире и включают эти знания в содержание программ и учебников, но в разной степени.
Еще одна особенность образовательного компонента “Окружающий мир” состоит в том, что он предусматривает предварительное (пропедевтическое) ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. На ярком и доступном детям этого возраста материале формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны. Эта работа начинается
с 3 класса. Как уже было сказано выше, курс “Введение в историю” вводится параллельно с курсом “Природоведение” или “Окружающий мир”. В настоящее время разработаны интегрированные курсы “Окружающий мир”, включающие историческое содержание.

Для традиционной начальной школы разработано для всех четырех классов пять курсов:

“Зеленый дом”, автор А.А.Плешаков (М.: Просвещение);

“Природа и люди”, автор З.А.Клепинина (Смоленск: Ассоциация “ХХI век”); “Окружающий мир”, авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (М.: Просвещение);

“Мир и человек”, авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан (М.: Дрофа); “Окружающий мир”, авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин (М.: Инпро-Рес). Эти курсы представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, учебными пособиями и методическими разработками для учителя.

Как уже говорилось выше, в каждом курсе полностью реализуется обязательный минимум содержания начального общего образования.
ПрограммаЗеленый дом А.А. Плешакова имеет ярко выраженную экологическую направленность. Она построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности овладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Вопросы безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья являются одной из ведущих содержательных линий и поэтому представлены достаточно широко.
Основные курсы дополнены факультативами “Экология для младших школьников” и “Планета загадок”, что позволяет полнее учитывать интересы и способности детей, обеспечивать более широкую и разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране среды. Программа “Зеленый дом” получает развитие в основной школе, где создан новый учебный курс для 5 класса, обеспечивающий переход к изучению естественно-научных дисциплин (биология, физика, химия и др.)

В 1998 году на основе обязательного минимума содержания начального общего образования разработана примерная программа “Окружающий мир”, рассчитанная на количество часов, отводимое на изучение образовательного компонента “Окружающий мир” в инвариантной части Базисного учебного плана (М.: Дрофа, 1998). Программа содержит примерный объем знаний и не разделена по классам, что позволяет разработчикам вариативных программ по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения данного образовательного компонента, не нарушив при этом требования минимального содержания.

Таким образом, примерная программа служит как ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов, так и создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.


Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными:
* дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.;

* уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез;

* уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции.

* Обязательны при этом кратковременные прогулки (1-й и 2-й классы) и предметные или комплексные экскурсии (3-й и 4-й классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного, ориентировочного, содержательно-операционного, волевого и оценочного компонентов учения.
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации