Курсовая работа - Исследование внешней среды торгового предприятия ООО Тандем - файл n7.doc

Курсовая работа - Исследование внешней среды торгового предприятия ООО Тандем
скачать (862.5 kb.)
Доступные файлы (13):
n1.docx15kb.22.03.2010 23:11скачать
n2.docx50kb.22.03.2010 23:02скачать
n3.doc185kb.11.02.2010 04:21скачать
n4.doc219kb.07.05.2010 02:15скачать
n5.docxскачать
n6.doc111kb.24.02.2010 09:16скачать
n7.doc184kb.07.05.2010 15:19скачать
n8.docx130kb.22.03.2010 22:38скачать
n9.doc50kb.10.02.2010 01:06скачать
n10.doc177kb.10.02.2010 01:06скачать
n11.doc154kb.11.02.2010 04:24скачать
n12.doc288kb.11.02.2010 04:21скачать
n13.doc629kb.14.06.2011 18:22скачать

n7.doc

СОДЕРЖАНИЕ
Введение

1. Теоретические и методические основы управления внешней средой организации

1.1.Понятие и основные элементы внешней среды организации

1.2.Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации

1.3.Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации

2. Анализ состояния внешней среды организации

2.1. Общая характеристика предприятия

2. 2. Факторы прямого и косвенного влияния на предприятии.

3. Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию внешней среды организации
Экономическая оценка проекта

  1. Заключение

  2. Список использованных источников

Приложения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Для современной России вопросы повышения благосостояния граждан являются приоритетными. Развитие предпринимательства и торговли способно быстро увеличить количество рабочих мест и обеспечить рост прибыли, что повышает материальную заинтересованность и достаток работников внутри отрасли. С ростом прибыли торговых предприятий увеличиваются отчисления в бюджет страны и в целом улучшается жизнь всех россиян.

Поэтому исследование проблем и особенностей управления торговыми организациями является необходимой потребностью современного менеджмента.

Различные подходы к управлению торговыми предприятиями были исследованы как зарубежными, так и отечественными учеными. При этом в большей степени рассматривались проблемы эффективности торговых предприятий, максимизации прибыли и не совсем четко были прописаны механизмы достижения успешной деятельности в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

А ведь внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Ресурсы внешней среды не безграничны, на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. В условиях рыночной неопределенности успешная адаптация предприятия к изменениям во внешней среде является важнейшей составляющей управления деятельностью предприятия.

Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Тандем» торговой сети магазинов «Грант».

Предметом исследования выступает инструментарий менеджмента и совокупность теоретических, методических и практических подходов к организации и управлению предприятиями торговли в условиях рынка.

Цель курсовой работы: выявить и количественно оценить факторы внешней среды, влияющие на результаты хозяйственной деятельности ООО «Тандем» торговой сети магазинов «Грант», разработать комплекс мер по уменьшению негативного влияния отдельных факторов.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе предложенной литературы изучить методы оценки влияния внешней среды на хозяйственную деятельность предприятия.

  2. Дать общую характеристику деятельности исследуемого торгового предприятия.

  3. Рассмотреть основные факторы внешней среды предприятия.

  4. Выявить наиболее отрицательно влияющие факторы на хозяйственную деятельность предприятия и разработать комплекс мер по устранению их негативного воздействия.

  5. Провести социально-экономическую оценку эффективности предложенных мероприятий.

Методы исследования, используемые в курсовой работе, базируется на системном и ситуационном подходах, использовании методов анализа и синтеза, экономико – математического анализа, экспертных оценок.

Практическая значимость работы заключается в совершенствовании процессов текущего и стратегического управления торговыми предприятиями.

Источники информации: достижения отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента; законы и нормативные акты Российской Федерации; Интернет-источники.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


1.1 Понятия и основные элементы внешней среды организации
Внешняя средаокружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.

Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации.

Факторы внешней среды влияют в основном на коммерческую деятельность торговых предприятий в условиях нестабильной экономики.

Во внешней среде постоянно протекают динамичные изменения, одни из них создают предприятию благоприятные условия для его развития, а другие наоборот, создают дополнительные трудности и ограничения. На рисунке 1 приведены факторы внешней среды, влияющие на функционирование торгового предприятия.




Рис. 1. Факторы внешней среды торгового предприятия

Внешняя среда имеет ряд характеристик, таких как:

  1. Взаимосвязанность факторов - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы (например, изменение цены на нефть меняет цену на бензин и на транспортные расходы всех организаций, что приводит к повышению цен на продукты питания и снижению уровня жизни населения и его покупательной способности).

  2. Сложность внешней среды - это число факторов, на которые организация обязана реагировать (для целей своего выживания), а также уровень вариативности каждого из этих факторов.

  3. Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде. Наибольшая подвижность внешней среды наблюдается в отраслях, связанных с производством компьютеров, средств телекоммуникации и космической техники. Медленно меняются факторы внешней среды в кондитерской, мебельной отраслях, а также при производстве тары, упаковки, пищевых консервов.

  4. Неопределенность внешней среды - относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности (например, политический прогноз, прогноз курса доллара).

Большинство торговых предприятий в новых условиях хозяйствования работают в зонах повышенного риска по причине недостаточно глубокого знания критических для выживания факторов внешней среды. Внедрение службы менеджмента на предприятиях торговли позволяет им эффективно работать в новых условиях хозяйствования.
1.2 Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации (Рис.2).



Рис. 2. Среда прямого воздействия
Законы и государственные органы. Существенно влияют на торговые предприятия, так как каждое из них имеет определенный правовой статус (ОАО, ООО, ЗАО, ЧП и др.).

Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий закупку и реализацию потребительских товаров, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его уставом.

По формам создания и функционирования различают три принципиальных вида торговых предприятий, основанных на личной и коллективной формах собственности: индивидуальные, партнерские и корпоративные.

Индивидуальное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). Такие предприятия в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы, например, в следующих организационно-правовых формах:

Партнерское торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал.

Партнерские торговые предприятия могут быть созданы, например, в такой организационно-правовой форме как общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Корпоративное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Такое общество имеет уставной фонд, поделенный на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества.

В соответствии с действующим законодательством корпоративные торговые предприятия могут быть созданы в таких организационно-правовых формах как открытое акционерное общество (ОАО) или закрытое акционерное общество (ЗАО).

Деятельность торгового предприятия подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы. Организация действует в соответствии с налоговым законодательством.
Как бы организация не относилась к законодательству, она должна придерживаться законов. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, иногда неопределенностью и противоречивостью. Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов, таких как Госкомимущество, Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный Фонд и многих других. Дополнительно усложняют деятельность организации постановления местных органов управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность организации через лицензирование некоторых видов деятельности, давая разрешение на выбор места для офиса, склада, устанавливая тарифы на телефон, электроэнергию и др.

Поставщики. Осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.

Поставщики - очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.

Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса - создавать потребителя.

Фирма существует и процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности.

Конкуренты. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене.
Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Организаци ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.

1.3 Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации
Среда косвенного воздействия внешней среды организации обычно не влияет на деятельность торговой организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия (Рис. 3).




Рис. 3. Среда косвенного воздействия
Прогнозируя ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией относительно направления и абсолютных значений факторов среды (курса доллара, законодательно установленной минимальной зарплаты, ставки процента кредитования и др.), поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них - технологии (в широком смысле - как состояние научно-технического прогресса), состояние экономики, социально-культурные и политические факторы, отношения с местным населением, международное окружение.

Технологии в качестве внешнего фактора отражают уровень научно – технического развития, который воздействует на организацию.

Технологические нововведения существенно влияют на эффективность продаж, на скорость морального устаревания продукции, на сбор, хранение и распределение информации, а также на то, какого рода новые продукты и услуги ожидают потребители от данной организации.

Скорость изменения технологий постоянно увеличивается. Принципиальное влияние на деятельность многих организаций оказывают компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия и многое другое.

Очевидно, что этот фактор внешней среды жизненно важен для торговых организаций, имеющих дело непосредственно с высокими технологиями.

Состояние экономики. Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на опера­циях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация мо­жет предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения органи­зацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической об­становки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое, чтобы не оказаться вне игры. Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации. К примеру, если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вообще ничего не почувствуют.

Социально-культурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в числе которых - установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое – влияют на организацию непосредственно.

Примеры социально-культурного влияния на деловую практику:

В целях успешного функционирования предприятия торговли должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать своих клиентов более эффективно, чем конкуренты.

Политические факторы настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.

Другой элемент политической обстановки, влияющий на деятельность многих фирм - это группы особых интересов или лоббисты. Примеры таких групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и многое другое.

Для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая стабильность.

Отношения с местным населением. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации.

Международное окружение. Среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законодательство, государственное устройство, политическая стабильность, уровень технологического развития изменяются от страны к стране. Все это делает особенно сложным принятие управленческих решений в такой организации.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Общая характеристика предприятия
В качестве объекта исследования выбрано предприятие ООО «Тандем» торговой сети магазинов «Грант». В лице руководителя предприятия выступает частный предприниматель Надуев В.Н.

Данное предприятие занимается продажей бытовой химии, косметики и парфюмерии. Магазин работает в зимнее время с 800 до 2000, в летнее время с 730 до 2030, без перерыва и выходных.

Магазин расположен по адресу: г. Зеленоград, ул. Красноармейская, 77.

Предприятие торговой сети «Грант» было основано в 2004 г. в городе Зеленограде, а с 2006 года стали открываться филиалы в других регионах России.

Целью и предметом деятельности предприятия является продажа товаров в розницу.

ООО «Тандем» сеть магазинов «Грант» занимает территорию 1000 метров в городе Зеленограде. На этой территории располагается 2-этажное административное здание. Предприятие имеет склад - привозной продукции (товары бытовой химии, реализуемые в магазинах «Грант»).

Общая площадь предприятия 651 м2. Есть 4 складских помещения, кафетерий, стеклопункт. (это про др. магазин).

Уставный капитал ООО «Тандем» составляет 17 млн. руб.

В магазине работают директор, заместитель директора, 10 продавцов, менеджер по персоналу, менеджер по стратегическому планированию. (или их нет, а мы посоветуем включить). Структура управления линейная.

В магазине имеется 3 отдела: Гастрономический, Бакалея, соки и Воды.

Численность работников магазина – 22 человека. (см. приложение № ) По

моему мнению, штатное расписание составлено с учетом пропускной способности продавцов. В отделе Гастроном – 8 человек, Бакалея – 4 человека, и отдел Соки, воды – 2 человека.

Руководство торговой сети «Грант» в целях контроля за работой предприятия и его сотрудников проводит различные собрания и проверки, такие как:

На предприятии работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает план работы предприятия на год, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности торговой сети. В его обязанности входит также определение оптимального объема продаж для увеличения прибыли предприятия.

Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост продаж товаров на 15%.

Продав В летнее время продолжительность работы магазина 13 часов цы работают в смену, через три дня меняются.

- товарооборот-

- -издержки обращения-

- прибыль-

- рентабельность.-

2. 2. Факторы прямого и косвенного влияния на предприятии
Потребители. Магазин является смешанным, обслуживает контингент покупателей с различным уровнем дохода. Это и пожилые люди, военные, молодежь, дети. В процессе исследования деятельности торгового предприятия была проведена сегментация индивидуальных потребителей товаров.

Сегментирование рынка – это разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные виды товаров.

Основными признаками сегментации являются географические, социально – демографические, поведенческие и психографические признаки.

Было опрошено 200 человек. Цель анализа потребительского рынка заключалась в разделении рынка на сегменты, описании характеристик этих сегментов, выявлении их потребностей, а также определении целевых (наиболее перспективных) сегментов рынка.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования, показал, что наиболее выразительными признаками сегментации потребителей торговых предприятий выступают их социально – демографические характеристики. Социально – демографические характеристики покупателей (опрошенных) приведены на рисунке 4.

I
- сегментация по половому признаку;

II - сегментация по уровню дохода;

III - сегментация по возрастным группам.
Рис. 4. Социально – демографические признаки сегментации
К анализу:

Сегментация позволяет систематически анализировать потребности и разрабатывать эффективные ассортиментные концепции товаров и услуг, обеспечивающие конкурентные преимущества торгового предприятия.

Цель анализа потребительского рынка заключалась в разделении рынка на сегменты, описании характеристик этих сегментов, выявлении их потребностей, а также определении целевых (наиболее перспективных) сегментов рынка.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования, показал, что наиболее выразительными признаками сегментации потребителей торговых предприятий выступают их социально – демографические характеристики.

Первичный анализ линейного распределения социально – демографических характеристик показал, что в состав опрошенных вошли 72,5% женщин и 27,5% мужчин. Это говорит о том, что наиболее часто посещают торговые предприятия и рынки женщины, нежели мужчины.

По уровню среднемесячного дохода на члена семьи респонденты распределились следующим образом: 40% опрошенных имели доход от 3 –4 тыс. рублей, 25% - 5 – 6 тыс. руб., 20% - 1 – 2 тыс.руб., 10% - 7тыс. руб.и выше, 5% - ниже 1тыс. рублей. Результаты анализа показали, что 65% опрошенных предпочитают покупать продукцию на рынке, 20% - в небольших магазинах и 15% - в крупных магазинах.

Особенно актуальны для предприятий розничной торговли поведенческие признаки потребителей. Поиск конкурентных преимуществ лежит в области изучения потребительских предпочтений, поэтому при разработке анкеты был поставлен вопрос о том, какие требования предъявляют потребители к работе торговых предприятий.

На основе сопоставления требований покупателей и возможностей, розничных торговцев были выделены два целевых сегмента.

Сформированные сегменты представляют собой группы потребителей, на кого торговое предприятие будет направлять свои маркетинговые усилия после оценки и отбора целевых рынков.

Сегмент 1, объединяющий семьи с уровнем среднедушевого дохода от 1000 до 4000 руб. Доминирующие типы семьи - традиционные семьи, включающих членов семьи, принадлежащих к трем поколениям и семьи с молодыми родителями (от 19 до 39 лет) и детьми дошкольного и школьного возраста.

Сегмент 2, объединяющий семьи с уровнем среднедушевого дохода свыше 4000 руб. Доминирующие типы семьи - молодые семьи (возраст супругов - до 39 лет) без детей или с одним ребенком дошкольного или школьного возраста, а также семьи с супругами, зрелыми или предпенсионного возраста (до 50 лет), преимущественно проживающие без детей.

Целевая группа покупателей принадлежит к среднему классу. Эта группа слабо ориентирована на торговые марки. Известные торговые марки, безусловно, воспринимаются большинством покупателей позитивно и могут служить дополнительным основанием для принятия решения о покупке, если их устраивают другие, более важные, с их точки зрения, параметры.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что исследование торговых предприятий и потребителей необходимо, поскольку такой анализ позволяет определить положение или позиции конкретного сбытового предприятия на выбранных рыночных сегментах. Путем проведения маркетинговых мероприятий исследование сложившегося мнения потребителей позволит создать торговому предприятию такую позицию на рынке, которая бы обеспечила ему конкурентные преимущества над конкурентами на данном сегменте целевого рынка.

Проведенные в работе исследования позволяют подойти к разработке программы формирования маркетинга в торговом предприятии. Маркетинговая программа позволяет проводить долгосрочную стратегическую политику, избегать значительных экономических и социальных потрясений и добиваться стабильного развития и перспективных успехов.

Но в основном магазин ориентирован на покупателей со средним уровнем достатка.

Режим работы этого торгового предприятия хорошо продуман, т.к. он позволяет жителям этого микрорайона, т.е. потенциальным покупателям,

совершать покупки в удобное время для них. Магазин имеет очень удобное место расположение, так как рядом две школы, поликлиника, почта, детский сад. Это говорит о том, что в нем всегда есть покупатели.
Технологии.

Отопление в магазине водное, центральная отопительная система. Источником тепла являются батареи. Вентилируется помещение за счет приточно-вытяжного циркулирования воздуха.

Форма торгового зала имеет прямоугольную конфигурацию с соотношением

сторон 1:2. Вся площадь торгового зала подразделяется на: площадь для размещения торгового оборудования; движение покупателей; выкладки товаров; площадь для работы продавцов.

Рабочие места продавцов расположены ближе к подсобным помещениям.

Оборудование в торговом зале расположено вдоль стен и называется линейной планировкой.

В торговом зале используют пристенное оборудование, прилавки, прилавки-витрины, охлаждаемые витрины. В подсобных помещениях используют следующее оборудование:

подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках),

стеллажи для хранения распакованных товаров, вешала для хранения

продовольственных товаров.
Анализ.
Использование торгово-технологического оборудования в магазине связано с его общей площадью, планировкой основных помещений, особенностей товаров, системой товароснабжения, формой продажи. . Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить

торговое оборудование, организовать процесс подачи товара в торговый зал,

предусмотреть движение покупательских потоков.

Все торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям. Сейчас, выбор торгово-технологического оборудования очень большой. Но, к сожалению,

не каждый руководитель предприятия позволит иметь в магазине современное оборудование. Эта же проблема и в магазине № 307. Холодильное оборудование (холодильные закрытые витрины, холодильные закрытые прилавки-витрины) немного устарело, и поэтому в летнее время с ним возникают проблемы, которые отражаются на качестве товара, работе продавцов, удовлетворении спроса покупателей.

Анализ штатного расписания.

Разделение труда по функциональному признаку между работниками магазина осуществляется, прежде всего, по линии обособления функций управления, а так же отделения основной работы (обслуживания покупателей) от вспомогательной. По функциональному признаку весь персонал магазин подразделяется на следующие группы работников:

1. административно-управленческий персонал;

2. торгово-оперативный персонал;

3. обслуживающий персонал.

Так же существует и квалификационное разделение труда, которое

распределяет обязанности в соответствии с квалификацией работников. В связи с этим круг обязанностей работников разной квалификации, выполняющих одинаковые функции (продавец I и II категории ) различен. Данное разделение труда в этом предприятии способствует рациональному использованию квалифицированных кадров и улучшению обслуживания покупателей. Рациональное разделение труда дает значительный эффект, так, как при этом обеспечивается наиболее целесообразная работников и повышения эффективности их труда.

Я считаю что, режим работы магазина №307 наиболее оптимальный. Так

как при его составлении были учтены основные факторы, обуславливающие режим работы магазина: объем покупательских потоков в районе его деятельности, их распределение в течение дня, предусматривает наиболее удобные для населения часы начала и конца работы, контингент покупателей, время работы соседних магазинов.

График выхода на работу рационально, т.к. соблюдена продолжительность рабочего времени (40 ч в неделю) предусмотренная трудовым законодательством, предусматривается время на подготовительную –заключительную работу с включением его в рабочее время, обеспечивается ритмичное чередование времени труда и отдыха работников в течение дня. Труд продавца связан с большим нервным напряжением, поэтому правильное чередование режимов работы и отдыха уменьшает нервное напряжение, утомление

и повышает производительность труда работников. Например, в магазине предусмотрены душевые, комнаты отдыха. В летнее время продолжительность работы магазина 13 часов, и продавцам очень приятно после тяжелого рабочего

дня принять душ. Комната отдыха предназначена для непродолжительного обеденного перерыва и отдыха продавцов. Руководство этого торгового предприятия большое внимание уделяет также мероприятиям, обеспечивающих в торговых, подсобных, административно-бытовых помещениях магазинаоптимального микроклимата. Основные элементы благоприятные для работы:

температура, (в летнее время, возле каждого рабочего места установлены

вентиляторы); освещение, чистота воздуха, отсутствие шума, содержание

помещений и рабочих мест в состоянии, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям.

В магазине № 307 практикуется система управления качества труда

работников магазина. Учет качества труда торговых работников ведется

ежедневно и осуществляется заведующей отдела бакалея, заместителем

заведующей гастрономия. Оценку качества труда заведующих дает директор ЗАО « Меркурий» и его заместители. Применение этой системы позволяет объективно оценивать труд каждого работника и обеспечивать его правильное материальное стимулирование, что выражается в виде премии 15% от оклада работников. При снижении уровня качества труда, как правило, это невыполнение работниками своих функций, нарушение трудовой дисциплины, плохое обслуживание покупателей и другие упущения в работе, отрицательно влияющие на качество труда, работник лишается премии, в крайнем случае, может быть уволен. Структура аппарата управления торгового предприятия представлена линейной системой. Она предполагает непосредственное подчинение всех категорий работников руководителю предприятия.

(Приложение№ )

Для всесторонней оценки эффективности деятельности магазина 307

необходима система показателей. Основными показателями хозяйственной

деятельности предприятия являются

- товарооборот

- -издержки обращения

- прибыль

- рентабельность.

Составим таблицу экономического анализа хозяйственной деятельности

предприятия за 1998 год. ( Приложение №1)

Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы:

- за анализируемый период торговое предприятие с планом товарооборота

справилось, перевыполнив его на 2,5%, что в сумме составило 43,5 тыс.грн.

При этом уровень валового дохода вырос на 0,04% - это значит, что товары

продавались с более высокими торговыми надбавками ( % торговой надбавки

планируемый равен 10,6%, а фактически 10,7%), или улучшилась ассортиментная

группа товаров пользующаяся спросом. Фактическая сумма валового дохода

превысила плановую на 4,9 тыс.грн. Превышение произошло под влиянием

факторов объема товарооборота и структуры товарооборота. Увеличение

товарооборота на 43,5 тыс.грн. повлекло за собой увеличение суммы валового

дохода на 4,9 тыс.грн., а рост уровня на 0,04% повлек увеличение суммы

валового дохода на 0 тыс.грн. В процессе деятельности работники допустили

абсолютный перерасход издержек обращения на 4 тыс.грн. Этот перерасход

оправдан, так как уровень издержек обращения снижается на 0,01%. Это

говорит о том, что с ростом товарооборота увеличиваются издержки обращения,

прибыль. Окончательны вывод: предприятие рентабельно, так как на каждые

вложенные 100 грн. Предприятие получает 0,13 грн. Прибыли вместо 0,08 грн.

Запланированных.

Проанализировав хозяйственную деятельность предприятия за

9 месяцев текущего года можно сделать следующие выводы: с планом

товарооборота предприятие успешно справляется перевыполнив его на 1,1%, что

в сумме составило 14,6 т.грн. Значительно вырос уровень валового дохода на

0,28% это говорит об улучшении ассортиментной группы товаров, пользующихся

спросом или товары продавались с более высокими торговыми наценками. Сумма

валового дохода превысила плановую на 5,3 т.грн., превышение произошло под

влиянием товарооборота. В процессе работы работники допустили абсолютный

перерасход издержек обращения на 4,0 т.грн. Этот перерасход не оправдан,

так как уровень издержек обращения увеличился на 0,2%. Это говорит о том,

что с ростом товарооборота значительны и издержки обращения. От реализации

прибыль увеличилась на 14%, что в сумме составило 1,3 т.грн.

Окончательный вывод: предприятие доходно и рентабельно, так как на каждые

вложенные 100 грн. Предприятие получает 0,75 грн. Прибыли вместо 0,66

запланированных.

СОДЕРЖАНИЕВведение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации