Курсовая работа - Исследование внешней среды торгового предприятия ООО Тандем - файл n6.doc

Курсовая работа - Исследование внешней среды торгового предприятия ООО Тандем
скачать (862.5 kb.)
Доступные файлы (13):
n1.docx15kb.22.03.2010 23:11скачать
n2.docx50kb.22.03.2010 23:02скачать
n3.doc185kb.11.02.2010 04:21скачать
n4.doc219kb.07.05.2010 02:15скачать
n5.docxскачать
n6.doc111kb.24.02.2010 09:16скачать
n7.doc184kb.07.05.2010 15:19скачать
n8.docx130kb.22.03.2010 22:38скачать
n9.doc50kb.10.02.2010 01:06скачать
n10.doc177kb.10.02.2010 01:06скачать
n11.doc154kb.11.02.2010 04:24скачать
n12.doc288kb.11.02.2010 04:21скачать
n13.doc629kb.14.06.2011 18:22скачать

n6.doc

СОДЕРЖАНИЕ
Введение

1. Теоретические и методические основы управления внешней средой организации

1.1.Понятие и основные элементы внешней среды организации

1.2.Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации

1.3.Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации

2. Анализ состояния внешней среды ОАО «Виктория»

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Основные виды выпускаемой продукции и их характеристика

2.3. Основные показатели финансово – хозяйственной деятельности

2.4. Кадровая политика

2.5. Основные потребители продукции завода

2.6. Основные конкуренты

3 Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию внешней среды ОАО «Виктория»
Экономическая оценка проекта

  1. Заключение

  2. Список использованных источников

Приложения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Для современной России вопросы повышения благосостояния граждан являются приоритетными. Развитие предпринимательства и торговли способно быстро увеличить количество рабочих мест и обеспечить рост прибыли, что повышает материальную заинтересованность и достаток работников внутри отрасли. С ростом прибыли торговых предприятий увеличиваются отчисления в бюджет страны и в целом улучшается жизнь всех россиян.

Поэтому исследование проблем и особенностей управления торговыми организациями является необходимой потребностью современного менеджмента.

Различные подходы к управлению торговыми предприятиями были исследованы как зарубежными, так и отечественными учеными. При этом в большей степени рассматривались проблемы эффективности торговых предприятий, максимизации прибыли и не совсем четко были прописаны механизмы достижения успешной деятельности в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

А ведь внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Ресурсы внешней среды не безграничны, на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. В условиях рыночной неопределенности успешная адаптация предприятия к изменениям во внешней среде является важнейшей составляющей управления деятельностью предприятия.

Объектом исследования является торговое предприятие ОАО «Виктория».

Предметом исследования выступает инструментарий менеджмента и совокупность теоретических, методических и практических подходов к организации и управлению предприятиями торговли в условиях рынка.

Цель курсовой работы: выявить и количественно оценить факторы внешней среды, влияющие на результаты хозяйственной деятельности ОАО «Виктория», разработать комплекс мер по уменьшению негативного влияния отдельных факторов.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе предложенной литературы изучить важнейшие методы оценки влияния внешней среды на хозяйственную деятельность предприятия.

  2. Дать общую характеристику деятельности исследуемого торгового предприятия.

  3. Рассмотреть основные факторы внешней среды предприятия.

  4. Выявить наиболее отрицательно влияющие факторы на хозяйственную деятельность предприятия и разработать комплекс мер по устранению их негативного воздействия на результаты экономической деятельности ОАО "Виктория"

  5. Провести социально-экономическую оценку эффективности предложенных мероприятий.

Методы исследования, используемые в курсовой работе, базируется на системном и ситуационном подходах, использовании методов анализа и синтеза, экономико – математического анализа, экспертных оценок.

Практическая значимость работы заключается в совершенствовании процессов текущего и стратегического управления торговыми предприятиями.

Источники информации: достижения отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента; законы и нормативные акты Российской Федерации; Интернет-источники.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


1.1 Понятия и основные элементы внешней среды организации
Внешняя средаокружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.

Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации.

Внешнюю среду характеризуют следующие характеристики:

1) Взаимосвязанность факторов - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы (пример: изменение цены на нефть приводит к изменению цен на бензин и, следовательно, на транспортные расходы всех организаций. Это в свою очередь приводит к повышению цен на продукты питания, а значит - к снижению уровня жизни населения и его покупательной способности;
2) Сложность внешней среды - это число факторов, на которые организация обязана реагировать (для целей своего выживания), а также уровень вариативности каждого из этих факторов.

3) Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде. Наибольшая подвижность внешней среды наблюдается в фармацевтической, химической и электронной отраслях. А также в отраслях, связанных с производством компьютеров, средств телекоммуникации и космической техники. Медленно меняются факторы внешней среды в кондитерской, мебельной отраслях, а также при производстве тары, упаковки, пищевых консервов.

4) Неопределенность внешней среды - относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности (пример: политический прогноз, прогноз курса доллара).
1.2 Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации
Среда прямого воздействия внешней среды – это непосредственное окружение организации, оно формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации.

При рассмотрении влияния на организацию внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

Итак, к элементам прямого воздействия внешней среды организации относятся:

1) Поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.

Поставщики - очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.
2) Законы и государственные органы влияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением.

Деятельность организации подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы: она имеет определенный статус - ОАО, ГУП, ООО, ЗАО, ЧП и многое другое, она действует в соответствии с налоговым законодательством.
Как бы организация не относилась к законодательству, она должна придерживаться законов. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, иногда неопределенностью и противоречивостью. Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов - Госкомимущество, Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный Фонд и многих других. Дополнительно усложняют деятельность организации постановления местных органов управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность организации через лицензирование некоторых видов деятельности, давая разрешение на выбор места для офиса, для магазина, для гостиницы, устанавливая тарифы на телефон, на электроэнергию и много другое.

3) Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса - создавать потребителя.

Фирма существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности. Это утверждение справедливо не только для бизнеса. Основная цель государства - оказывать услуги своим гражданам по обеспечению территориальной целостности, по обеспечению их прав и свобод и многое другое. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее, в период выборов использование рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что кандидаты в будущие хозяева кабинетов рассматривают граждан как потребителей услуг государственных организаций.

4) Конкуренты. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене.
Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.
Однако есть примеры и взаимодействия конкурентов. Так для защиты американского рынка от Японии три конкурирующие автомобильные американские компании - Дженерал Моторс, Форд, Крайслер - разработали стандарт, устанавливающий единые требования к системам качества своих поставщиков - QS-9000.
1.3 Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации
Факторы внешней среды косвенного воздействия внешней среды организации обычно не влияют на деятельность организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Прогнозируя ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией относительно направления и абсолютных значений факторов внешней среды (курс доллара, законодательно установленная минимальная зарплата, ставка процента кредитования и многое другое), поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них - технологии (в широком смысле - как состояние научно-технического прогресса), состояние экономики, социально-культурные и политические факторы, отношения с местным населением, международное окружение.

Итак, к элементам косвенного воздействия внешней среды организации относятся:

1) Технология (как состояние научно-технического прогресса) в качестве внешнего фактора отражает уровень научно – технического развития, который воздействует на организацию. Технология, как внутренний переменный и внешний фактор, имеющий большое значение для организации.

Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукцию или услугу можно производить и продавать, на скорость морального устаревания продукции, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода новые продукты и услуги ожидают потребители от данной организации.

Скорость изменения технологий постоянно увеличивается. Принципиальное влияние на деятельность многих организаций оказывают компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия и многое другое.

Очевидно, что этот фактор внешней среды жизненно важен для организаций, имеющих дело непосредственно с высокими технологиями.

2) Состояние экономики. Менеджер должен также уметь оценивать то, как скажутся на операциях организации общие изменения состоянии экономики, так как оно может сильно влиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

Состояние мировой экономики влияет, как правило, на стоимость сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и многое другое.
То или иное конкретное состояние экономики может оказать положительное влияние на одни, и отрицательное влияние на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, считают состояние экономики особенно сложным и важным для себя фактором внешней среды.

3) Социально-культурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в числе которых - установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое – влияют на организацию непосредственно.

Примеры социально-культурного влияния на деловую практику:

- в США этичный бизнес, это бизнес без взяток, без фаворитов, без использования слухов, порочащих конкурентов;

- во многих странах до сих пор действует стереотип, дискриминирующий женщин при приеме их на работу; при продвижении по службе, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей;

-при производстве одежды и обуви многие организации используют честолюбие определенных слоев населения, готовых платить дороже за продукцию престижных фирм, - им кажется, что это способствует возрастанию их веса в обществе;

- представления основной массы населения о "культурном обслуживании" влияет на работу магазинов, кафе, ресторанов. В целях успешного функционирования организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать своих клиентов более эффективно, чем конкуренты.

4) Политические факторы настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение.

Другой элемент политической обстановки, влияющий на деятельность многих фирм - это группы особых интересов или лоббисты. Примеры таких групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и многое другое.

Для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая стабильность.

5) Отношения с местным населением. Имеет преобладающее значение местной общественности для организации. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации.

6) Международное окружение.

В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законодательство, государственное устройство, политическая стабильность, уровень технологического развития изменяются от страны к стране. Все это делает особенно сложным принятие управленческих решений в такой организации.

Среда — это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирмы. Различают внутреннюю и внешнюю среду предприятия.

Внешняя среда — это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании. Влияние факторов внешней среды на устойчивость положения компании на рынке получило признание лишь в 50-х гг. XX в., когда ряд стран встал на путь постиндустриального развития.

Теория менеджмента рассматривает фирмы как системы двух основных типов: закрытая и открытая. Закрытая система условно предполагает относительную независимость от окружающей фирму внешней среды. Такая система обычно характерна: для начального этапа развития рыночных отношений, при незначительной роли государства в irx регулировании, при общем невысоком уровне развития экономики в стране.

Рост конкурентной борьбы между товаропроизводителями, устойчивое превышение объемов предлагаемых к реализации товаров и услуг по сравнению со спросом на них, активная роль государства в развитии рыночных отношений, ряд других факторов, образно говоря, приводят к «раскрытию» замкнутой системы.

Таким образом, всякая зависимая от внешней среды организация является открытой системой.

Влияние различных факторов внешней среды оказывает все большее воздействие на предпринимательскую деятельность.

Все факторы внешней среды можно условно разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия

Среда прямого воздействия. Потребители — это один из основных для любого предприятия факторов, так как именно они определяют, какую продукцию производить и по какой цене ее можно продать. Потребители (юридические и физические лица) являются фактором, отражающим многообразие внешней среды.

Поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В России своевременное обеспечение предприятий ресурсами является актуальной проблемой. Особенно остро стоят вопросы обеспечения предприятий финансами и качественными трудовыми ресурсами.

Конкуренты. Наряду с потребителями это важнейший фактор, определяющий стратегию, цели и задачи предприятия. Даже успешный сбыт продукции не может в ряде случаев спасти предприятие от краха из-за жесткой позиции конкурентов.

Законы и государственные органы. Формируют нормативную базу создания и функционирования предприятий, фискальную политику. Менеджерам необходимо различать и учитывать действие законов на уровне как федеральных, так и местных властей.

Профсоюзы, Профсоюзные организации могут оказывать радикальное влияние на деятельность не только отдельного предприятия, но и целой отрасли. История профсоюзного движения знает немало примеров успешного решения вопросов сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда и др. Забастовки, организованные профсоюзами, например, могут привести к полной остановке производства. Поэтому данный фактор с полным правом необходимо относить к группе факторов прямого воздействия внешней среды.

Среда косвенного воздействия. Данная среда оказывает побочное воздействие на предприятие, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существенней, чем влияние среды прямого воздействия. Кроме того, влияние среды косвенного воздействия сложнее и многообразнее.

Состояние экономики. Включает уровень цен и тарифов, инфляции, платежеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты и другие показатели.

Научно-технический прогресс. Данный фактор характеризует уровень развития науки и техники. В развитых странах компании пользуются плодами научно-технического прогресса (спутниковая связь, компьютеры и т.д.). Высокий уровень научно-технического прогресса вынуждает производственные фирмы разрабатывать и внедрять новые технологии.

Политика. Этот фактор оказывает существенное воздействие на бизнес, особенно в динамично развивающихся и нестабильных странах и регионах. В России фактор политической стабильности — важнейшее условие деятельности предпринимателей как отечественных, так и зарубежных.

Социальные факторы. Это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе по отношению к женщине, людям разного цвета кожи, молодежи, людям преклонного возраста. В некоторых странах широкое распространение получил патернализм, оказывающий существенное влияние на формирование социальной политики в государстве.

Международные события. Международный бизнес намного сложнее, чем бизнес внутри страны. Здесь и система законодательства, и таможенная и налоговая политика, трудовые ресурсы, валюта и т.д. Формы реализации международного бизнеса могут быть самыми различными: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирование, прямые вложения финансовых средств в экономику страны.

Взаимосвязь факторов внешней среды очевидна. Например, изменение законодательной системы может оказать влияние на уровень конкуренции, ухудшение политической обстановки может лишить предприятие источника дешевого сырья или рабочей силы и т.д.

Степень одновременного воздействия тех или иных факторов /внешней среды на компанию называется сложностью внешней сре-[ды. Внешняя среда постоянно меняется.

Скорость изменения внешней среды называется подвижностью среды. Для разных компаний даже в условиях одной страны подвижность среды может быть различна. Это связано с характером деятельности предприятия на том или ином рынке. Зависимость фирмы от количества информации, которой она располагает, характеризует неопределенность внешней среды.

В России влияние факторов внешней среды на деятельность предприятий особенно заметно. Это связано с переходным характером развития рыночных отношений в стране. Особенно нестабильна ситуация в сфере экономики и в деятельности государственных органов законодательной и исполнительной власти. Нет четкого видения перспектив развития народного хозяйства страны. Динамика развития российской экономики такова, что сфера производства все больше уступает место сфере обращения. В последующие годы этот процесс будет продолжаться. Именно за счет производственной сферы в перспективе будет увеличиваться количество безработных. Прежде всего сокращения коснутся традиционно неблагополучных секторов экономики — легкой и пищевой промышленности.

Еще одной многочисленной группой, которая пополнит армию безработных, станут молодые люди. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст вступают дети, родившиеся в период демографического бума начала 80-х гг. XX в.

В меньшей степени пострадают такие отрасли, как энергетика, машиностроение, электроника, оборонный комплекс, так как им будет обеспечена приоритетная поддержка правительства. Необходимо отметить, что особенности развития российского рынка во многом повторяют тенденции, характерные для стран с развитой рыночной экономикой. Так, исследования, проведенные в США, показали, что на фоне существующей в стране безработицы имеется нехватка высококлассных специалистов во многих компаниях, которые работают в сфере обслуживания, образования и транспорта. Это также относится к фирмам, занимающимся финансовыми операциями и недвижимостью. По данным Министерства труда США в число наиболее перспективных профессий входят: бухгалтеры, брокеры и агенты по продаже недвижимости, банковские клерки.

В связи с развитием российского рынка все предприятия должны осуществлять энергичную структурную перестройку — избавляться от устаревших рабочих мест и направлять средства в инвестиции. В среднем по российской промышленности устарело около 60% рабочих мест, и для того, чтобы их обновить, требуются новые технологии, а их внедрение занимает немало времени. Устаревшие основные фонды создают потенциальную угрозу банкротства. Модернизация производства задерживается не в последнюю очередь из-за того, что менеджеры многих предприятий далеко не всегда имеют четкое представление о том, какими активами оно располагает, пользуются недостоверной статистикой и не слишком охотно идут на то, чтобы привести свои данные в соответствие с действительным положением вещей.

Неясность в вопросе о реальной стоимости предприятия, в свою очередь, затрудняет как оптимизацию капиталовложений, так и поиск внешних инвесторов.

В настоящее время в развитых в экономическом отношении странах к производителям продукции предъявляются требования, которые многие из них не могут выполнить. Это связано с тем, что приходится работать на перенасыщенных товарами рынках. В довершение всего может постоянно меняться валютный курс, существовать реальная угроза забастовок и т.д. Как правило, в США в первые два года работы разоряется каждое второе предприятие.

Американская статистика банкротств — недалекое будущее для России: ведь по данным Госкомстата 40 % всех предприятий в России — убыточные.

В последние годы в России наблюдается рост числа предприятий, признанных по суду банкротами и выставленных на конкурс с целью реструктуризации и смены профиля производства. Растет и число банкротств, не сопровождаемых никакими официальными процедурами — фирмы попросту сворачивают свою деятельность или переходят к другим хозяевам. Особенно пострадали такие сферы, как торговля, банковская и брокерская деятельность, продажа и покупка недвижимости.

Существуют объективные причины увеличения числа банкротств в России: образование мощной конкурентной среды, насыщение некоторых сегментов рынка, неопределенность имущественных прав и отсутствие полноценной судебной системы.

Таким образом, налицо влияние различных факторов внешней среды на деятельность российских предприятий. Менеджерам в своей работе необходимо постоянно учитывать данное обстоятельство.


2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОАО «ВИКТОРИЯ»
2.1. Общая характеристика предприятия
ОАО магазин «Виктория» расположен по адресу: Краснодарский край, г. Славянске-на-Кубани, ул. Михайлова, д. 7.

В лице руководителя предприятия выступает частный предприниматель Надуев В.Н. Магазин занимается торговой деятельностью по продаже продовольственных товаров. Магазин является смешанным, обслуживает контингент покупателей с различным уровнем дохода. Это и пожилые люди, военные, молодежь, дети. Но в основном магазин ориентирован на покупателей со средним уровнем достатка. Магазин работает в зимнее время с 800 до 2000, в летнее время с 730 до 2030, без перерыва и выходных. Режим работы этого торгового предприятия хорошо продуман, т.к. он позволяет жителям этого микрорайона, т.е. потенциальным покупателям,

совершать покупки в удобное время для них. Магазин имеет очень удобное место расположение, так как рядом две школы, поликлиника, почта, детский сад. Это говорит о том, что в нем всегда есть покупатели. Общая площадь предприятия 651 м2. Есть 4 складских помещения, кафетерий, стеклопункт. Площадь торгового зала 205 м2. Отопление в магазине водное, центральная отопительная система. Источником тепла являются батареи. Вентилируется помещение за счет приточно-вытяжного циркулирования воздуха.

Форма торгового зала имеет прямоугольную конфигурацию с соотношением

сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить

торговое оборудование, организовать процесс подачи товара в торговый зал,

предусмотреть движение покупательских потоков. Вся площадь торгового зала подразделяется на: площадь для размещения торгового оборудования; движение покупателей; выкладки товаров; площадь для работы продавцов.

Рабочие места продавцов расположены ближе к подсобным помещениям.

Оборудование в торговом зале расположено вдоль стен и называется линейной планировкой. Использование торгово-технологического оборудования в магазине связано с его общей площадью, планировкой основных помещений, особенностей товаров, системой товароснабжения, формой продажи. В торговом зале используют пристенное оборудование, прилавки, прилавки-витрины, охлаждаемые

витрины. В подсобных помещениях используют следующее оборудование:

подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках),

стеллажи для хранения распакованных товаров, вешала для хранения

продовольственных товаров. Все торгово-техническое оборудование,

используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим,

эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям. Сейчас,

выбор торгово-технологического оборудования очень большой. Но, к сожалению,

не каждый руководитель предприятия позволит иметь в магазине современное

оборудование. Эта же проблема и в магазине № 307. Холодильное оборудование

(холодильные закрытые витрины, холодильные закрытые прилавки-витрины)

немного устарело, и поэтому в летнее время с ним возникают проблемы,

которые отражаются на качестве товара, работе продавцов, удовлетворении

спроса покупателей.

В магазине имеется 3 отдела: Гастрономический, Бакалея, соки и Воды.

Численность работников магазина – 22 человека. (см. приложение № ) По

моему мнению, штатное расписание составлено с учетом пропускной способности

продавцов. В отделе Гастроном – 8 человек, Бакалея – 4 человека, и отдел

Соки, воды – 2 человека. Разделение труда по функциональному признаку между

работниками магазина осуществляется, прежде всего, по линии обособления

функций управления, а так же отделения основной работы (обслуживания

покупателей) от вспомогательной. По функциональному признаку весь персонал

магазин подразделяется на следующие группы работников:

1. административно-управленческий персонал;

2. торгово-оперативный персонал;

3. обслуживающий персонал.

Так же существует и квалификационное разделение труда, которое

распределяет обязанности в соответствии с квалификацией работников. В связи

с этим круг обязанностей работников разной квалификации, выполняющих

одинаковые функции (продавец I и II категории ) различен. Данное разделение

труда в этом предприятии способствует рациональному использованию

квалифицированных кадров и улучшению обслуживания покупателей. Рациональное

разделение труда дает значительный эффект, так, как при этом обеспечивается

наиболее целесообразная работников и повышения эффективности их труда.

Я считаю что, режим работы магазина №307 наиболее оптимальный. Так

как при его составлении были учтены основные факторы, обуславливающие режим

работы магазина: объем покупательских потоков в районе его деятельности, их

распределение в течение дня, предусматривает наиболее удобные для населения

часы начала и конца работы, контингент покупателей, время работы соседних

магазинов.

График выхода на работу рационально, т.к. соблюдена продолжительность

рабочего времени (40 ч в неделю) предусмотренная трудовым

законодательством, предусматривается время на подготовительную –

заключительную работу с включением его в рабочее время, обеспечивается

ритмичное чередование времени труда и отдыха работников в течение дня. Труд

продавца связан с большим нервным напряжением, поэтому правильное

чередование режимов работы и отдыха уменьшает нервное напряжение, утомление

и повышает производительность труда работников. Например, в магазине

предусмотрены душевые, комнаты отдыха. В летнее время продолжительность

работы магазина 13 часов, и продавцам очень приятно после тяжелого рабочего

дня принять душ. Комната отдыха предназначена для непродолжительного

обеденного перерыва и отдыха продавцов. Руководство этого торгового

предприятия большое внимание уделяет также мероприятиям, обеспечивающих в

торговых, подсобных, административно-бытовых помещениях магазина

оптимального микроклимата. Основные элементы благоприятные для работы:

температура, (в летнее время, возле каждого рабочего места установлены

вентиляторы); освещение, чистота воздуха, отсутствие шума, содержание

помещений и рабочих мест в состоянии, отвечающих санитарно-гигиеническим

нормам и эстетическим требованиям.

В магазине № 307 практикуется система управления качества труда

работников магазина. Учет качества труда торговых работников ведется

ежедневно и осуществляется заведующей отдела бакалея, заместителем

заведующей гастрономия. Оценку качества труда заведующих дает директор ЗАО

« Меркурий» и его заместители. Применение этой системы позволяет объективно

оценивать труд каждого работника и обеспечивать его правильное

материальное стимулирование, что выражается в виде премии 15% от оклада

работников. При снижении уровня качества труда, как правило, это

невыполнение работниками своих функций, нарушение трудовой дисциплины,

плохое обслуживание покупателей и другие упущения в работе, отрицательно

влияющие на качество труда, работник лишается премии, в крайнем случае,

может быть уволен. Структура аппарата управления торгового предприятия

представлена линейной системой. Она предполагает непосредственное

подчинение всех категорий работников руководителю предприятия.

(Приложение№ )

Для всесторонней оценки эффективности деятельности магазина 307

необходима система показателей. Основными показателями хозяйственной

деятельности предприятия являются

- товарооборот

- -издержки обращения

- прибыль

- рентабельность.

Составим таблицу экономического анализа хозяйственной деятельности

предприятия за 1998 год. ( Приложение №1)

Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы:

- за анализируемый период торговое предприятие с планом товарооборота

справилось, перевыполнив его на 2,5%, что в сумме составило 43,5 тыс.грн.

При этом уровень валового дохода вырос на 0,04% - это значит, что товары

продавались с более высокими торговыми надбавками ( % торговой надбавки

планируемый равен 10,6%, а фактически 10,7%), или улучшилась ассортиментная

группа товаров пользующаяся спросом. Фактическая сумма валового дохода

превысила плановую на 4,9 тыс.грн. Превышение произошло под влиянием

факторов объема товарооборота и структуры товарооборота. Увеличение

товарооборота на 43,5 тыс.грн. повлекло за собой увеличение суммы валового

дохода на 4,9 тыс.грн., а рост уровня на 0,04% повлек увеличение суммы

валового дохода на 0 тыс.грн. В процессе деятельности работники допустили

абсолютный перерасход издержек обращения на 4 тыс.грн. Этот перерасход

оправдан, так как уровень издержек обращения снижается на 0,01%. Это

говорит о том, что с ростом товарооборота увеличиваются издержки обращения,

прибыль. Окончательны вывод: предприятие рентабельно, так как на каждые

вложенные 100 грн. Предприятие получает 0,13 грн. Прибыли вместо 0,08 грн.

Запланированных.

Проанализировав хозяйственную деятельность предприятия за

9 месяцев текущего года можно сделать следующие выводы: с планом

товарооборота предприятие успешно справляется перевыполнив его на 1,1%, что

в сумме составило 14,6 т.грн. Значительно вырос уровень валового дохода на

0,28% это говорит об улучшении ассортиментной группы товаров, пользующихся

спросом или товары продавались с более высокими торговыми наценками. Сумма

валового дохода превысила плановую на 5,3 т.грн., превышение произошло под

влиянием товарооборота. В процессе работы работники допустили абсолютный

перерасход издержек обращения на 4,0 т.грн. Этот перерасход не оправдан,

так как уровень издержек обращения увеличился на 0,2%. Это говорит о том,

что с ростом товарооборота значительны и издержки обращения. От реализации

прибыль увеличилась на 14%, что в сумме составило 1,3 т.грн.

Окончательный вывод: предприятие доходно и рентабельно, так как на каждые

вложенные 100 грн. Предприятие получает 0,75 грн. Прибыли вместо 0,66

запланированных.

СОДЕРЖАНИЕВведение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации