Курсовая работа - Исследование внешней среды торгового предприятия ООО Тандем - файл n4.doc

Курсовая работа - Исследование внешней среды торгового предприятия ООО Тандем
скачать (862.5 kb.)
Доступные файлы (13):
n1.docx15kb.22.03.2010 23:11скачать
n2.docx50kb.22.03.2010 23:02скачать
n3.doc185kb.11.02.2010 04:21скачать
n4.doc219kb.07.05.2010 02:15скачать
n5.docxскачать
n6.doc111kb.24.02.2010 09:16скачать
n7.doc184kb.07.05.2010 15:19скачать
n8.docx130kb.22.03.2010 22:38скачать
n9.doc50kb.10.02.2010 01:06скачать
n10.doc177kb.10.02.2010 01:06скачать
n11.doc154kb.11.02.2010 04:24скачать
n12.doc288kb.11.02.2010 04:21скачать
n13.doc629kb.14.06.2011 18:22скачать

n4.doc

СОДЕРЖАНИЕ
Введение

1. Теоретические и методические основы управления внешней средой организации

1.1.Понятие и основные элементы внешней среды организации

1.2.Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации

1.3.Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации

2. Анализ состояния внешней среды организации

2.1. Общая характеристика предприятия

2. 2. Факторы прямого и косвенного влияния на предприятии.

3. Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию внешней среды организации
Экономическая оценка проекта

  1. Заключение

  2. Список использованных источников

Приложения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Для современной России вопросы повышения благосостояния граждан являются приоритетными. Развитие предпринимательства и торговли способно быстро увеличить количество рабочих мест и обеспечить рост прибыли, что повышает материальную заинтересованность и достаток работников внутри отрасли. С ростом прибыли торговых предприятий увеличиваются отчисления в бюджет страны и в целом улучшается жизнь всех россиян.

Поэтому исследование проблем и особенностей управления торговыми организациями является необходимой потребностью современного менеджмента.

Различные подходы к управлению торговыми предприятиями были исследованы как зарубежными, так и отечественными учеными. При этом в большей степени рассматривались проблемы эффективности торговых предприятий, максимизации прибыли и не совсем четко были прописаны механизмы достижения успешной деятельности в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

А ведь внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Ресурсы внешней среды не безграничны, на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. В условиях рыночной неопределенности успешная адаптация предприятия к изменениям во внешней среде является важнейшей составляющей управления деятельностью предприятия.

Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Тандем» торговой сети магазинов «Грант».

Предметом исследования выступает инструментарий менеджмента и совокупность теоретических, методических и практических подходов к организации и управлению предприятиями торговли в условиях рынка.

Цель курсовой работы: выявить и количественно оценить факторы внешней среды, влияющие на результаты хозяйственной деятельности ООО «Тандем» торговой сети магазинов «Грант», разработать комплекс мер по уменьшению негативного влияния отдельных факторов.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе предложенной литературы изучить методы оценки влияния внешней среды на хозяйственную деятельность предприятия.

  2. Дать общую характеристику деятельности исследуемого торгового предприятия.

  3. Рассмотреть основные факторы внешней среды предприятия.

  4. Выявить наиболее отрицательно влияющие факторы на хозяйственную деятельность предприятия и разработать комплекс мер по устранению их негативного воздействия.

  5. Провести социально-экономическую оценку эффективности предложенных мероприятий.

Методы исследования, используемые в курсовой работе, базируется на системном и ситуационном подходах, использовании методов анализа и синтеза, экономико – математического анализа, экспертных оценок.

Практическая значимость работы заключается в совершенствовании процессов текущего и стратегического управления торговыми предприятиями.

Источники информации: достижения отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента; законы и нормативные акты Российской Федерации; Интернет-источники.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


1.1 Понятия и основные элементы внешней среды организации
Внешняя средаокружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.

Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации.

Факторы внешней среды влияют в основном на коммерческую деятельность торговых предприятий в условиях нестабильной экономики.

Во внешней среде постоянно протекают динамичные изменения, одни из них создают предприятию благоприятные условия для его развития, а другие наоборот, создают дополнительные трудности и ограничения. На рисунке 1 приведены факторы внешней среды, влияющие на функционирование торгового предприятия.




Рис. 1. Факторы внешней среды торгового предприятия

Внешняя среда имеет ряд характеристик, таких как:

  1. Взаимосвязанность факторов - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы (например, изменение цены на нефть меняет цену на бензин и на транспортные расходы всех организаций, что приводит к повышению цен на продукты питания и снижению уровня жизни населения и его покупательной способности).

  2. Сложность внешней среды - это число факторов, на которые организация обязана реагировать (для целей своего выживания), а также уровень вариативности каждого из этих факторов.

  3. Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде. Наибольшая подвижность внешней среды наблюдается в отраслях, связанных с производством компьютеров, средств телекоммуникации и космической техники. Медленно меняются факторы внешней среды в кондитерской, мебельной отраслях, а также при производстве тары, упаковки, пищевых консервов.

  4. Неопределенность внешней среды - относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности (например, политический прогноз, прогноз курса доллара).

Большинство торговых предприятий в новых условиях хозяйствования работают в зонах повышенного риска по причине недостаточно глубокого знания критических для выживания факторов внешней среды. Внедрение службы менеджмента на предприятиях торговли позволяет им эффективно работать в новых условиях хозяйствования.
1.2 Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации (Рис.2).



Рис. 2. Среда прямого воздействия
Законы и государственные органы. Существенно влияют на торговые предприятия, так как каждое из них имеет определенный правовой статус (ОАО, ООО, ЗАО, ЧП и др.).

Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий закупку и реализацию потребительских товаров, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его уставом.

По формам создания и функционирования различают три принципиальных вида торговых предприятий, основанных на личной и коллективной формах собственности: индивидуальные, партнерские и корпоративные.

Индивидуальное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). Такие предприятия в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы, например, в следующих организационно-правовых формах:

Партнерское торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал.

Партнерские торговые предприятия могут быть созданы, например, в такой организационно-правовой форме как общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Корпоративное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Такое общество имеет уставной фонд, поделенный на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества.

В соответствии с действующим законодательством корпоративные торговые предприятия могут быть созданы в таких организационно-правовых формах как открытое акционерное общество (ОАО) или закрытое акционерное общество (ЗАО).

Деятельность торгового предприятия подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы. Организация действует в соответствии с налоговым законодательством.
Как бы организация не относилась к законодательству, она должна придерживаться законов. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, иногда неопределенностью и противоречивостью. Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов, таких как Госкомимущество, Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный Фонд и многих других. Дополнительно усложняют деятельность организации постановления местных органов управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность организации через лицензирование некоторых видов деятельности, давая разрешение на выбор места для офиса, склада, устанавливая тарифы на телефон, электроэнергию и др.

Поставщики. Осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.

Поставщики - очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.

Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса - создавать потребителя.

Фирма существует и процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности.

Конкуренты. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене.
Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Организаци ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.

1.3 Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации
Среда косвенного воздействия внешней среды организации обычно не влияет на деятельность торговой организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия (Рис. 3).




Рис. 3. Среда косвенного воздействия
Прогнозируя ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией относительно направления и абсолютных значений факторов среды (курса доллара, законодательно установленной минимальной зарплаты, ставки процента кредитования и др.), поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них - технологии (в широком смысле - как состояние научно-технического прогресса), состояние экономики, социально-культурные и политические факторы, отношения с местным населением, международное окружение.

Технологии в качестве внешнего фактора отражают уровень научно – технического развития, который воздействует на организацию.

Технологические нововведения существенно влияют на эффективность продаж, на скорость морального устаревания продукции, на сбор, хранение и распределение информации, а также на то, какого рода новые продукты и услуги ожидают потребители от данной организации.

Скорость изменения технологий постоянно увеличивается. Принципиальное влияние на деятельность многих организаций оказывают компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия и многое другое.

Очевидно, что этот фактор внешней среды жизненно важен для торговых организаций, имеющих дело непосредственно с высокими технологиями.

Состояние экономики. Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на опера­циях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация мо­жет предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения органи­зацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической об­становки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое, чтобы не оказаться вне игры. Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации. К примеру, если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вообще ничего не почувствуют.

Социально-культурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в числе которых - установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое – влияют на организацию непосредственно.

Примеры социально-культурного влияния на деловую практику:

В целях успешного функционирования предприятия торговли должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать своих клиентов более эффективно, чем конкуренты.

Политические факторы настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.

Другой элемент политической обстановки, влияющий на деятельность многих фирм - это группы особых интересов или лоббисты. Примеры таких групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и многое другое.

Для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая стабильность.

Отношения с местным населением. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации.

Международное окружение. Среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законодательство, государственное устройство, политическая стабильность, уровень технологического развития изменяются от страны к стране. Все это делает особенно сложным принятие управленческих решений в такой организации.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Общая характеристика предприятия
В качестве объекта исследования выбрано предприятие ООО «Тандем» торговой сети магазинов «Грант». В лице руководителя предприятия выступает частный предприниматель Надуев В.Н.

Данное предприятие занимается продажей бытовой химии, косметики и парфюмерии. Магазин работает в зимнее время с 800 до 2000, в летнее время с 730 до 2030, без перерыва и выходных.

Магазин расположен по адресу: г. Зеленоград, ул. Красноармейская, 77.

Предприятие торговой сети «Грант» было основано в 2004 г. в городе Зеленограде, а с 2006 года стали открываться филиалы в других регионах России.

Целью и предметом деятельности предприятия является продажа товаров в розницу.

ООО «Тандем» сеть магазинов «Грант» занимает территорию 1000 метров в городе Зеленограде. На этой территории располагается 2-этажное административное здание. Предприятие имеет склад - привозной продукции (товары бытовой химии, реализуемые в магазинах «Грант»).

Общая площадь предприятия 651 м2. Есть 4 складских помещения, кафетерий, стеклопункт. (это про др. магазин).

Уставный капитал ООО «Тандем» составляет 17 млн. руб.

В магазине работают директор, заместитель директора, 10 продавцов, менеджер по персоналу, менеджер по стратегическому планированию. (или их нет, а мы посоветуем включить). Структура управления линейная.

В магазине имеется 3 отдела: Гастрономический, Бакалея, соки и Воды.

Численность работников магазина – 22 человека. (см. приложение № ) По

моему мнению, штатное расписание составлено с учетом пропускной способности продавцов. В отделе Гастроном – 8 человек, Бакалея – 4 человека, и отдел Соки, воды – 2 человека.

Руководство торговой сети «Грант» в целях контроля за работой предприятия и его сотрудников проводит различные собрания и проверки, такие как:

На предприятии работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает план работы предприятия на год, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности торговой сети. В его обязанности входит также определение оптимального объема продаж для увеличения прибыли предприятия.

Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост продаж товаров на 15%.

Продав В летнее время продолжительность работы магазина 13 часов цы работают в смену, через три дня меняются.

- товарооборот-

- -издержки обращения-

- прибыль-

- рентабельность.-

2. 2. Факторы прямого и косвенного влияния на предприятии
Потребители. Магазин является смешанным, обслуживает контингент покупателей с различным уровнем дохода. Это и пожилые люди, военные, молодежь, дети. В процессе исследования деятельности торгового предприятия была проведена сегментация индивидуальных потребителей товаров.

Сегментирование рынка – это разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные виды товаров.

Основными признаками сегментации являются географические, социально – демографические, поведенческие и психографические признаки.

Было опрошено 200 человек. Цель анализа потребительского рынка заключалась в разделении рынка на сегменты, описании характеристик этих сегментов, выявлении их потребностей, а также определении целевых (наиболее перспективных) сегментов рынка.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования, показал, что наиболее выразительными признаками сегментации потребителей торговых предприятий выступают их социально – демографические характеристики. Социально – демографические характеристики покупателей (опрошенных) приведены на рисунке 4.

I
- сегментация по половому признаку;

II - сегментация по уровню дохода;

III - сегментация по возрастным группам.
Рис. 4. Социально – демографические признаки сегментации
К анализу:

Сегментация позволяет систематически анализировать потребности и разрабатывать эффективные ассортиментные концепции товаров и услуг, обеспечивающие конкурентные преимущества торгового предприятия.

Цель анализа потребительского рынка заключалась в разделении рынка на сегменты, описании характеристик этих сегментов, выявлении их потребностей, а также определении целевых (наиболее перспективных) сегментов рынка.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования, показал, что наиболее выразительными признаками сегментации потребителей торговых предприятий выступают их социально – демографические характеристики.

Первичный анализ линейного распределения социально – демографических характеристик показал, что в состав опрошенных вошли 72,5% женщин и 27,5% мужчин. Это говорит о том, что наиболее часто посещают торговые предприятия и рынки женщины, нежели мужчины.

По уровню среднемесячного дохода на члена семьи респонденты распределились следующим образом: 40% опрошенных имели доход от 3 –4 тыс. рублей, 25% - 5 – 6 тыс. руб., 20% - 1 – 2 тыс.руб., 10% - 7тыс. руб.и выше, 5% - ниже 1тыс. рублей. Результаты анализа показали, что 65% опрошенных предпочитают покупать продукцию на рынке, 20% - в небольших магазинах и 15% - в крупных магазинах.

Особенно актуальны для предприятий розничной торговли поведенческие признаки потребителей. Поиск конкурентных преимуществ лежит в области изучения потребительских предпочтений, поэтому при разработке анкеты был поставлен вопрос о том, какие требования предъявляют потребители к работе торговых предприятий.

На основе сопоставления требований покупателей и возможностей, розничных торговцев были выделены два целевых сегмента.

Сформированные сегменты представляют собой группы потребителей, на кого торговое предприятие будет направлять свои маркетинговые усилия после оценки и отбора целевых рынков.

Сегмент 1, объединяющий семьи с уровнем среднедушевого дохода от 1000 до 4000 руб. Доминирующие типы семьи - традиционные семьи, включающих членов семьи, принадлежащих к трем поколениям и семьи с молодыми родителями (от 19 до 39 лет) и детьми дошкольного и школьного возраста.

Сегмент 2, объединяющий семьи с уровнем среднедушевого дохода свыше 4000 руб. Доминирующие типы семьи - молодые семьи (возраст супругов - до 39 лет) без детей или с одним ребенком дошкольного или школьного возраста, а также семьи с супругами, зрелыми или предпенсионного возраста (до 50 лет), преимущественно проживающие без детей.

Целевая группа покупателей принадлежит к среднему классу. Эта группа слабо ориентирована на торговые марки. Известные торговые марки, безусловно, воспринимаются большинством покупателей позитивно и могут служить дополнительным основанием для принятия решения о покупке, если их устраивают другие, более важные, с их точки зрения, параметры.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что исследование торговых предприятий и потребителей необходимо, поскольку такой анализ позволяет определить положение или позиции конкретного сбытового предприятия на выбранных рыночных сегментах. Путем проведения маркетинговых мероприятий исследование сложившегося мнения потребителей позволит создать торговому предприятию такую позицию на рынке, которая бы обеспечила ему конкурентные преимущества над конкурентами на данном сегменте целевого рынка.

Проведенные в работе исследования позволяют подойти к разработке программы формирования маркетинга в торговом предприятии. Маркетинговая программа позволяет проводить долгосрочную стратегическую политику, избегать значительных экономических и социальных потрясений и добиваться стабильного развития и перспективных успехов.

Но в основном магазин ориентирован на покупателей со средним уровнем достатка.

Режим работы этого торгового предприятия хорошо продуман, т.к. он позволяет жителям этого микрорайона, т.е. потенциальным покупателям,

совершать покупки в удобное время для них. Магазин имеет очень удобное место расположение, так как рядом две школы, поликлиника, почта, детский сад. Это говорит о том, что в нем всегда есть покупатели.
Технологии.

Отопление в магазине водное, центральная отопительная система. Источником тепла являются батареи. Вентилируется помещение за счет приточно-вытяжного циркулирования воздуха.

Форма торгового зала имеет прямоугольную конфигурацию с соотношением

сторон 1:2. Вся площадь торгового зала подразделяется на: площадь для размещения торгового оборудования; движение покупателей; выкладки товаров; площадь для работы продавцов.

Рабочие места продавцов расположены ближе к подсобным помещениям.

Оборудование в торговом зале расположено вдоль стен и называется линейной планировкой.

В торговом зале используют пристенное оборудование, прилавки, прилавки-витрины, охлаждаемые витрины. В подсобных помещениях используют следующее оборудование:

подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках),

стеллажи для хранения распакованных товаров, вешала для хранения

продовольственных товаров.
Анализ.
Использование торгово-технологического оборудования в магазине связано с его общей площадью, планировкой основных помещений, особенностей товаров, системой товароснабжения, формой продажи. . Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить

торговое оборудование, организовать процесс подачи товара в торговый зал,

предусмотреть движение покупательских потоков.

Все торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям. Сейчас, выбор торгово-технологического оборудования очень большой. Но, к сожалению,

не каждый руководитель предприятия позволит иметь в магазине современное оборудование. Эта же проблема и в магазине № 307. Холодильное оборудование (холодильные закрытые витрины, холодильные закрытые прилавки-витрины) немного устарело, и поэтому в летнее время с ним возникают проблемы, которые отражаются на качестве товара, работе продавцов, удовлетворении спроса покупателей.

Анализ штатного расписания.

Разделение труда по функциональному признаку между работниками магазина осуществляется, прежде всего, по линии обособления функций управления, а так же отделения основной работы (обслуживания покупателей) от вспомогательной. По функциональному признаку весь персонал магазин подразделяется на следующие группы работников:

1. административно-управленческий персонал;

2. торгово-оперативный персонал;

3. обслуживающий персонал.

Так же существует и квалификационное разделение труда, которое

распределяет обязанности в соответствии с квалификацией работников. В связи с этим круг обязанностей работников разной квалификации, выполняющих одинаковые функции (продавец I и II категории ) различен. Данное разделение труда в этом предприятии способствует рациональному использованию квалифицированных кадров и улучшению обслуживания покупателей. Рациональное разделение труда дает значительный эффект, так, как при этом обеспечивается наиболее целесообразная работников и повышения эффективности их труда.

Я считаю что, режим работы магазина №307 наиболее оптимальный. Так

как при его составлении были учтены основные факторы, обуславливающие режим работы магазина: объем покупательских потоков в районе его деятельности, их распределение в течение дня, предусматривает наиболее удобные для населения часы начала и конца работы, контингент покупателей, время работы соседних магазинов.

График выхода на работу рационально, т.к. соблюдена продолжительность рабочего времени (40 ч в неделю) предусмотренная трудовым законодательством, предусматривается время на подготовительную –заключительную работу с включением его в рабочее время, обеспечивается ритмичное чередование времени труда и отдыха работников в течение дня. Труд продавца связан с большим нервным напряжением, поэтому правильное чередование режимов работы и отдыха уменьшает нервное напряжение, утомление

и повышает производительность труда работников. Например, в магазине предусмотрены душевые, комнаты отдыха. В летнее время продолжительность работы магазина 13 часов, и продавцам очень приятно после тяжелого рабочего

дня принять душ. Комната отдыха предназначена для непродолжительного обеденного перерыва и отдыха продавцов. Руководство этого торгового предприятия большое внимание уделяет также мероприятиям, обеспечивающих в торговых, подсобных, административно-бытовых помещениях магазинаоптимального микроклимата. Основные элементы благоприятные для работы:

температура, (в летнее время, возле каждого рабочего места установлены

вентиляторы); освещение, чистота воздуха, отсутствие шума, содержание

помещений и рабочих мест в состоянии, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям.

В магазине № 307 практикуется система управления качества труда

работников магазина. Учет качества труда торговых работников ведется

ежедневно и осуществляется заведующей отдела бакалея, заместителем

заведующей гастрономия. Оценку качества труда заведующих дает директор ЗАО « Меркурий» и его заместители. Применение этой системы позволяет объективно оценивать труд каждого работника и обеспечивать его правильное материальное стимулирование, что выражается в виде премии 15% от оклада работников. При снижении уровня качества труда, как правило, это невыполнение работниками своих функций, нарушение трудовой дисциплины, плохое обслуживание покупателей и другие упущения в работе, отрицательно влияющие на качество труда, работник лишается премии, в крайнем случае, может быть уволен. Структура аппарата управления торгового предприятия представлена линейной системой. Она предполагает непосредственное подчинение всех категорий работников руководителю предприятия.

(Приложение№ )

Для всесторонней оценки эффективности деятельности магазина 307

необходима система показателей. Основными показателями хозяйственной

деятельности предприятия являются

- товарооборот

- -издержки обращения

- прибыль

- рентабельность.

Составим таблицу экономического анализа хозяйственной деятельности

предприятия за 1998 год. ( Приложение №1)

Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы:

- за анализируемый период торговое предприятие с планом товарооборота

справилось, перевыполнив его на 2,5%, что в сумме составило 43,5 тыс.грн.

При этом уровень валового дохода вырос на 0,04% - это значит, что товары

продавались с более высокими торговыми надбавками ( % торговой надбавки

планируемый равен 10,6%, а фактически 10,7%), или улучшилась ассортиментная

группа товаров пользующаяся спросом. Фактическая сумма валового дохода

превысила плановую на 4,9 тыс.грн. Превышение произошло под влиянием

факторов объема товарооборота и структуры товарооборота. Увеличение

товарооборота на 43,5 тыс.грн. повлекло за собой увеличение суммы валового

дохода на 4,9 тыс.грн., а рост уровня на 0,04% повлек увеличение суммы

валового дохода на 0 тыс.грн. В процессе деятельности работники допустили

абсолютный перерасход издержек обращения на 4 тыс.грн. Этот перерасход

оправдан, так как уровень издержек обращения снижается на 0,01%. Это

говорит о том, что с ростом товарооборота увеличиваются издержки обращения,

прибыль. Окончательны вывод: предприятие рентабельно, так как на каждые

вложенные 100 грн. Предприятие получает 0,13 грн. Прибыли вместо 0,08 грн.

Запланированных.

Проанализировав хозяйственную деятельность предприятия за

9 месяцев текущего года можно сделать следующие выводы: с планом

товарооборота предприятие успешно справляется перевыполнив его на 1,1%, что

в сумме составило 14,6 т.грн. Значительно вырос уровень валового дохода на

0,28% это говорит об улучшении ассортиментной группы товаров, пользующихся

спросом или товары продавались с более высокими торговыми наценками. Сумма

валового дохода превысила плановую на 5,3 т.грн., превышение произошло под

влиянием товарооборота. В процессе работы работники допустили абсолютный

перерасход издержек обращения на 4,0 т.грн. Этот перерасход не оправдан,

так как уровень издержек обращения увеличился на 0,2%. Это говорит о том,

что с ростом товарооборота значительны и издержки обращения. От реализации

прибыль увеличилась на 14%, что в сумме составило 1,3 т.грн.

Окончательный вывод: предприятие доходно и рентабельно, так как на каждые

вложенные 100 грн. Предприятие получает 0,75 грн. Прибыли вместо 0,66

запланированных.

Стандарты третьего поколения

В. И. Блинов

д.п.н., профессор

Руководитель Центра

профессионального образования

ФГУ «Федеральный институт

развития образования»
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Уже в начале 1990-х гг., с переходом экономики России на рыночные механизмы, стало ясно, выпускники учреждений НПО и СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. Кроме того, в условиях рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию. Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника – основы его профессиональной мобильности – и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации.

В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров этой трудовой сферы разошлись далеко в разные стороны. В последние полтора десятилетия произошли радикальные изменения в содержании всех профессий. Ряд профессий оказался невостребованным, в тоже время возникло много новых профессий. Эти изменения, как отмечают исследователи, вызваны следующими причинами: переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда; падением спроса на неквалифицированный ручной труд; распространением автоматизированных систем управления производственными процессами; спадом массового производства; повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда; растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками; повышением уровня взаимодействия работников в коллективе; размыванием границ между профессиями и т.д. Всё это потребовало существенного повышения степени гибкости профессионального образования, т.е. не просто его разовой переориентации с «отмерших» профессий на «новые», но создания механизмов, обеспечивающих его постоянную настройку на динамично меняющиеся требования рынка труда. Поэтому при разработке концепции нового федерального государственного стандарта в рамках Постановления Правительства РФ № 36 от 2006 г. было принято решение о широком привлечении работодателей к разработке образовательных стандартов профессионального образования.

В июне 2007 г. в РСПП по указанию Президента был разработан и утвержден макет профессионального стандарта. На сегодняшний день в этом формате ни одного разработанного стандарта ещё нет. Такого рода профессиональные стандарты будут существенно отличаться сейчас от привычных тарифно-квалификационных справочников, которые очень скупо излагают суть той или иной специальности. В новом формате предполагается очень точная, с перечислением должностей, понятий, функций определение трудовых обязанностей тех или иных работников. В ситуации отсутствия профессиональных стандартов необходимо изыскивать иные подходы и механизмы для разработки ГОС профессионального образования, адекватных требованиям работодателя.

«Доводка» на рабочем месте квалификации многих рабочих и особенно специалистов со средним профессиональным образованием занимает не один год, как хотелось бы работодателю, а минимум три, а во многих отраслях и пять. Основная проблема, как показывают результаты бесед с работодателями, в данном случае состоит в недостатке у выпускников не знаний, умений или навыков, а специфического умения исполнять обязанности в рамках основных профессиональных видов деятельности, связанного со степенью сформированности тех или иных компетенций.

Отдельно следует сказать о проблеме интеграции российского образовательного пространства в общеевропейское. Цель такой интеграции – обеспечить, прежде всего, более широкие возможности для циркуляции рабочей силы в условиях интеграции национальных экономик, в сочетании с усилением динамизма изменений в мире профессий. Если рабочий или специалист не будет снабжен таким сертификатом, который котируется в Европе, он будет вынужден остаться в стране получения образования, даже если рынок труда не предоставит или лишит его рабочего места.

Для развития модульно-компетентностного подхода в современной западной теории и практике образования характерны следующие особенности:

Компетентностный подход рассматривается как диалектическая альтернатива более традиционному кредитному подходу, ориентированному на нормирование содержательных единиц. Оценка компетенций, в отличие от экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоенных знаний, предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности (наблюдения, экспертиза продуктов профессиональной деятельности, защита учебных портфелей и др.).

Компетенция предъявляется, в первую очередь, работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника. Более того, отмечает А.Г. Бермус, именно уровень соответствия индивидуальных показателей (результатов обучения) ожиданиям работодателя и общества и полагается в качестве основного показателя компетентности .

Ведущим понятием компетентностного подхода впервые становится «образовательный модуль» (или «образовательный домен»), при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный.

Наиболее примечательной особенностью модульно-компетентностного подхода оказывается авторство соответствующих моделей образовательных стандартов / программ: оно принадлежит уже не представителям образовательных ведомств, а негосударственным ассоциациям (федерациям, комитетам), осуществляющим координацию профессионалов в соответствующих сферах профессиональной деятельности. Соответственно, сама проблема компетентностного подхода обретает иное институциональное выражение: речь идет о системе, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого индивидуального соискателя – будущей деятельности, а также – выработать четкие критерии качества этой деятельности, позволяющие будущим работникам осуществлять целенаправленную подготовку для получения необходимого сертификата и получения признания в этой области.

Компетенции рассматриваются как феномен, отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени, государства), образовательных институтов, работодателей, а также потребителей услуг. И основной вопрос формулируется: какие компетенции и на каком этапе профессионального образования должны быть сформированы?

В силу изложенного, акцент в отечественных научных исследованиях в области модульно-компетентностного подхода должен быть смещён с изучения самого феномена компетентности / компетенции, его структуры и содержания, на изучение внешних (управленческих и организационно-педагогических) условий, при которых реализация модульно-компетентностного подхода может иметь смысл и значение в качестве инструмента модернизации российского профессионального образования.

Для развития модульно-компетентностного подхода в современной российской теории и практике образования характерны следующие особенности:

- нацеленность на становление ключевых и профессиональных компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования;

- идея о развитии компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования;

- компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования – от «знаний» к «способам деятельности», что должно быть отражено и уже находит своё отражение прежде всего в Государственных образовательных стандартах;

- реализация компетентностного подхода требует выделения значительных ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках данного подхода;

- противоречие между определением понятия «модуль» в системе высшего образования (понимаемого здесь как учебный модуль) и в системе начального и среднего профессионального образования (понимаемого здесь как профессиональный модуль);

- модульно-компетентностный подход является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе профессионального образования, т.е., формой его реализации, максимально удобной для использования в системе НПО и СПО.

Разработка модульных учебных материалов, ориентированных на российские учреждения начального и среднего профессионального образования, выполненные в ходе ряда международных проектов (проекты Британского Совета, ДЕЛФИ и ДЕЛФИ-2, Европейского фонда, Всемирного банка, Международной организации труда и др.), показали, что необходима серьёзная работа по созданию целостной методической и понятийно-терминологической базы модульно-компетентностного обучения, которая обладала бы необходимой логикой, последовательностью и прозрачностью для российских разработчиков и потребителей модульных учебных материалов. Наряду с положительным зарубежным опытом, методическая база модульного обучения должна обеспечивать преемственность с отечественной дидактической традицией, которая также хорошо известна и широко используется в мировой практике. Такая работа была начата с 2005 г. в Центре профессионального образования (до 2007 г. – Центр профессиональных и образовательных стандартов) ФИРО.

Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.

В условиях модульно-компетентностного подхода в пределах отдельного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта по специальности или образовательной программы учебного заведения) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода.

Построение образовательных стандартов и образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи разработчиков стандартов / программ с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников. Информация об этих требованиях, в ситуации отсутствия профессиональных стандартов, может быть получена из двух источников: во-первых, анализ рынка труда и, во-вторых, анализ потребностей в умениях. Обозначенное положение является центральным для понимания сущности модульно-компетентностного подхода.

Дальнейшим развитием предыдущего положения является принцип сопряжения профессионального и образовательного стандартов. Профессиональные стандарты задают систему показателей, позволяющих установить степень соответствия деятельности, выполняемой работником, существующим требованиям рынка труда, и представляют собой набор характеристик в виде знаний и умений, отвечающих тому, что и как человек должен уметь делать, и что для этого нужно знать, описанный конкретным набором типовых профессиональных критериев, свойственных той деятельности, которую человек осуществляет в рамках конкретной профессии. Эти характеристики, в свою очередь, разбиваются на компетенции. Профессиональный стандарт и компетенция определяются сферой труда. Сущность профессионального стандарта в том, что его содержание не привносится извне и не возникает в результате обсуждения работодателями. Это содержание заложено в самой профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты устанавливаются для всех работающих в данной конкретной области в рамках отрасли.

Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение всей жизни»), поскольку имеет целью формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования – с другой.

Обучение в течение всей жизни – философия образования и образовательная политика, предусматривающая создание условий для предоставления гражданам возможностей как формального, так и неформального образования и обучения в течение всей жизни. В самом широком смысле концепция обучения в течение всей жизни рассматривает обучение как стратегию, помогающую людям справиться с собственным становлением, зрелостью и старением в том обществе, где они живут. В этом смысле она соотносится с теориями человеческого развития. В более узком смысле – это всякое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе с целью совершенствования знаний, умений и компетенций в интересах профессионального и личностного развития.

Модульно-компетентностный подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций, их упорядочивание и систематизация, что в конечном счете приводит к повышению мотивации обучающихся в их освоении.

Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях:

- позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне;

- дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей;

- позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ (техника безопасности, эффективное общение и т.д.)

Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода также обладает своими особенностями. Во-первых, оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются

в терминах результатов деятельности/задач модуля.

В практике экономически развитых стран сформировался ряд технологических подходов к разработке образовательных стандартов (как регионального, так и общенационального уровня). Все эти подходы, однако, имеют в своей основе общий механизм - разработку функциональной карты профессии, в основе которой лежит функциональный анализ. Функциональный анализ – это описание трудовой деятельности через ее функции и результаты. Преимущество данного подхода состоит в том, что он позволяет оперативно учитывать изменения в технологии и организации труда на региональных рынках труда, куда попадут выпускники учебных заведений.

Следует пояснить, что раньше, когда трудовая деятельность была раздроблена на небольшие циклы и стандартные операции, характерные для массового производства и бумажного (а не электронного) делопроизводства, функциональный анализ не был нужен. Вполне хватало анализа задач, который не включал в себя так называемые нетехнические аспекты труда, такие, как планирование, решение задач, координация и коммуникация. Сегодня же именно эти нетехнические аспекты лежат в основе требований современной экономики, поскольку работники должны иметь множественные умения и быть адаптивными.

Функциональный анализ начинается с установления требований работодателей к стандартам деятельности в рамках конкретной профессиональной области (профессии) с целью выявления реальных и перспективных требований отрасли к различным категориям работников. Этот этап функционального анализа называется «анализ потребностей в умениях». Под требованиями работодателей понимаются их ожидания относительно компетенций работников конкретной профессии и конкретного должностного уровня. Система профессионального образования должна иметь чёткие представления о том, для каких конкретных видов работ/профессиональной деятельности они осуществляют подготовку, а не просто готовить унифицированных работников, обладающих компетенциями, часть из которых, возможно, устарела. После выявления функций, т.е. реальных действий, выполняемых работником определенной профессии различных уровней квалификации, и тех компетенций, которые необходимы для выполнения этой профессиональной деятельности, составляется так называемая функциональная карта. Выявленные функции впоследствии будут положены в основу разработки образовательного стандарта и в конечном счёте, - программы обучения, поскольку они, по сути, представляют собой набор необходимых компетенций работника, которые будут результатами обучения.

Анализ потребности в умениях необходимо проводить на максимально возможной выборке предприятий, ориентированных на развитие, поскольку только так можно сформировать ориентиры на лучшие образцы профессиональной деятельности.

Анализ потребностей в умениях является начальным этапом длительного цикла разработки и реализации профессиональных стандартов, затем образовательных стандартов, затем модульных программ, основанных на компетенциях, который завершается оценкой преподавания модулей. Этот процесс сопровождается обновлением и корректировкой модулей в зависимости от достигнутых результатов. В связи с этим можно говорить о постоянном циклическом процессе развития, направленном на определение новых потребностей в обучении и обновление содержания обучения. Поскольку этот процесс определяется рынком труда, работодатели и их ассоциации должны тесно сотрудничать с учебными заведениями профессионального образования. Только такое сотрудничество может обеспечить необходимое качество обучения и соответствие необходимым стандартам.

Принцип ориентации на результат является общим для образовательных стандартов любого типа и уровня образования и предполагает переориентацию образовательных стандартов НПО и СПО с вводных факторов (обязательный учебный материал) и процесса (продолжительность курса) на результаты обучения (достижения учащихся, в особенности полезные компетенции и умения). При этом минимальные требования к подготовке должны в максимально возможной степени выражаться в форме умений и компетенций (компетентностей) выпускника.

Государственный образовательный стандарт профессионального образования, построенный на основе данного принципа, представляет собой систему нескольких групп требований. Среди них: во-первых, в обязательном порядке, требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы; во-вторых, требования к структуре основной профессиональной образовательной программы; в-третьих, комплекс требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы, связанный с необходимыми материальными условиями, с описанием процедур государственной итоговой аттестации т.д. Построенный таким образом ФГОС представляет собой комплекс требований с минимальным прописыванием содержания и с минимальным указанием на конкретные дисциплины. Необходимость указания на дисциплины связана с реализацией охранительной функции ФГОС, призванной предотвращать перегрузку образовательных программ и учебных планов, возникающей в результате необоснованного введения тех или иных дисциплин.

Данный принцип также определяет роль ФГОС как основы для формирования не только образовательных программ, но и контрольно-измерительных материалов, которые должны быть ориентированы на проверку целостных компетенций и видов деятельности.

Принцип раздельного функционирования образовательного стандарта и образовательной программы является следствием предыдущего. Стандарт описывает деятельностные результаты образования; образовательная программа описывает содержание образования; в силу этого образовательная программа, как максимально гибкий и динамичный документ не может являться частью образовательного стандарта. Основная профессиональная программа разрабатывается и утверждается на основе ФГОС учебным заведением (возможно, в нескольких вариантах) и не требует согласования на федеральном уровне при внесении изменений.

Принцип целостности системы «профессиональный стандарт – образовательный стандарт». Сущность принципа состоит в том, что в условиях интеграции системы профессионального образования в экономическую сферу, профессиональные стандарты и образовательные стандарты не могут рассматриваться и разрабатываться изолированно друг от друга, поскольку изначально выступают неотъемлемыми элементами единой системы «профессиональный стандарт – образовательный стандарт».

Принцип социального партнёрства требует включенности в разработку стандартов различных социальных партнеров образовательных учреждений, коллегиального стиля разработки стандартов с привлечением в качестве экспертов работодателей, их объединений, представителей органов управления образованием, родительской общественности и др. В то же время принцип социального партнёрства предполагает не слепое следование представителей образовательной сферы за социальным заказом («принцип флюгера»), а его активную позицию в партнёрских отношениях.

Принцип минимальной достаточности требует такого объёма содержания при подготовке специалиста, чтобы он обладал возможностью трудоустройства при минимальном дополнительном (адаптирующем) обучении в случае изменения требований к специальности/профессии.

Принцип единства задач формирования общих и профессиональных компетенций специалиста. Данный принцип отражает один из важнейших аспектов интеграции профессиональных и общеобразовательных дисциплин в содержании среднего профессионального образования. Его введение обусловлено, в том числе, и изменением особенностей личности типичного учащегося учреждения НПО и СПО, особенностями его мировоззрения, общекультурного и интеллектуального развития, системы ценностей, потребностей и т.д. под влиянием внешних относительно системы профобразования факторов. Современные исследования показывают, что система ценностных ориентаций, установок и мотивов учащихся учреждений среднего профессионального образования обладает существенной внутренней противоречивостью. Ведущим мотивом деятельности учащегося профессионального колледжа (техникума, лицея), как правило, является улучшение благосостояния, своего и близких (как мотив материального благополучия), а мотивы самореализации и саморазвития, такие как «вести постоянный поиск и реализовывать новые, интересные идеи», занимают существенно более низкие места в иерархии мотивов. Что ещё более показательно, наименее значимыми для учащихся мотивами являются следующие: «Быть более конкурентоспособным в условиях безработицы», «Повышение уровня образования», «Организовывать работу других». Таким образом, учащиеся, которые поступили в колледж (техникум, лицей) после школы, не ориентированы на практическую деятельность в условиях рынка труда и явно недооценивают роль собственной конкурентоспособности в современных социально-экономических условиях. Мотив творческой и предпринимательской деятельности, а также стремление стать лидером они не считают важными для профессионального становления и престижа. Основное противоречие в данном случае состоит в том, что желание добиться материального благосостояния (а в понимании учащихся это означает и социальную защищённость и жизненный успех) не подкреплено пониманием того, каковы пути достижения этой цели.

Принцип функциональности предполагает построение и структурирование образовательных стандартов на основе набора профессиональных функций, выделенных в результате функционального анализа профессиональной деятельности. Именно через реализацию данного принципа может быть осуществлён переход в системе подготовки учителя от «личностно-знаниевому» к «личностно-функциональному» подходу. Имеющееся состояние характеризуется следующим образом: работники различных производственных сфер, имеющие большой опыт кадровой работы, отметят достаточно длительные периоды в адаптации молодых специалистов различных квалификационных уровней. По мнению автора цитаты, это связано с «непрактической» ориентацией российского профессионального образования, с его нефункциональностью. Фундаментальные, объёмные, вполне научные знания в учреждениях профессионального образования получаются, но не осваиваются и не связываются с реальностью. А современный работодатель не готов больше доучивать на месте «недоученного» молодого специалиста. Отметим, что начальное и среднее профессиональное образование по своей природе более функционально, чем высшее, поскольку в значительной степени ориентировано на решение стандартных профессионально-практических задач, т.е., на реализацию стандартного и притом весьма ограниченного набора профессиональных функций.

Помимо сказанного, принцип функциональности определяет значимость и основную форму интеграции теоретического и практического компонентов в обучения в среднем профессиональном образовании. При недостаточно глубоком понимании модульно-компетентностного подхода может создаться впечатление, что теории (в рамках профессионального блока) не уделяется достаточного внимания, но это абсолютно неверно. На самом деле при реализации модульно-компетентностного подхода происходит своего рода «отсеивание» излишней теории за счет тщательного обоснования выбора необходимых теоретических знаний. Решение проблемы состоит не в том, чтобы просто указать на избыток теоретических дисциплин, но определить объем необходимой теории в программе. Таким образом, решение лежит в самой структуре модульного стандарта (или образовательной программы). В эти документы вводятся вспомогательные модули, включающие в себя теорию, необходимую для удовлетворения потребности сферы труда. Вспомогательные модули содержат необходимые базовые теоретические знания для освоения каждой области компетенции.

Принцип модульного построения является логическим продолжением прежде обозначенного принципа функциональности. Модуль образовательного стандарта понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и соответствующий определённой функции (вида) профессиональной деятельности, отражённой в профессиональном стандарте. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль в процессе получения студентом среднего профессионального образования должен особо оцениваться, а в перспективе – и отдельно сертифицироваться. Набор основных модулей в рамках того или иного ФГОС НПО / СПО образования может быть определён на основе функционального анализа профессиональной педагогической деятельности (см. выше).

В рамках каждого модуля осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов того или иного вида профессиональной деятельности.

Принцип модульности, в сочетании с ранее рассмотренным принципом раздельного функционирования образовательного стандарта и образовательной программы диктует, в частности, и возможность (и необходимость) существования программ модулей как отдельных, внутренне целостных документов, определяющих содержание образования в рамках одного профессионального модуля, и, в свою очередь, определяемых требованиями ФГОС и потребностями работодателя.

Приведённый набор принципов не является исчерпывающим и может быть дополнен на основе других исследований. В то же время он является необходимым минимумом, обеспечивающим концептуальную основу для разработки ФГОС СПО и НПО на модульно-компетентностной основе.

Следует подчеркнуть, что приведённые принципы имеют прямое отношение только к практико-ориентированной (модульной) составляющей ФГОС и ОПОП СПО и НПО образовательной программы и не относятся к общеобразовательному блоку дисциплин, который должен строиться, в целом, на традиционной основе. Как показывают многие отечественные и зарубежные исследования, попытки перевести общеобразовательные и общепрофессиональные предметы на модульный поход, основанный на компетенциях, приводят к снижению качества общеобразовательной и общепрофессиональной составляющих профессионального образования, что недопустимо в ситуации реализации стратегии обучения в течение всей жизни, когда знания превращаются в основной капитал человека.

СОДЕРЖАНИЕВведение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации