Мишин Α.Η. Прыжки в фигурном катании - файл n1.doc

приобрести
Мишин Α.Η. Прыжки в фигурном катании
скачать (4264 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4264kb.10.06.2012 21:14скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
А.Н.Мишин

ПРЫЖКИ
В ФИГУРНОМ

КАТАНИИ

МОСКВА

«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»

1976

7A4.3 ? 71

Мишин ?. ?.

? 71 Прыжки в фигурном катании. М., "Физкультура и спорт», 1976.

104 с. с ил.

Современное фигурное катание немыслимо без сложных многооборот-ных прыжков. Автор книги, заслуженный мастер спорта СССР, ныне за-служенный тренер РСФСР, кандидат педагогических наук, рассказывает о технике исполнения прыжков, раскрывает методику обучеиия и трениров-ки фигуристов. Книга адресована тренерам и спортсменам.

М60902—140 7A4.З

009(01)—76
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3

Основы техники прыжков 9

Одноопорное скольжение

Разбег 12

Толчок 13

Полет 24

Приземление 30

Техника тройных прыжков 34

Методика обучения прыжкам 44

Общие положения

Выбор скорости разбега. Определение направления прыжка 50

Обучение толчку . 52

Совершенствование движений в полете 54

Основные ошибки в приземлении 58

Особенности основных прыжков 62

Реберные прыжки —

Носковые прыжки 76

Каскады прыжков 85

Прыжки во вращение 87

Прыжки в парном катании 94

Затраты энергии и частота сердцебиений при выполнении прыжков 97

Специальная прыжковая подготовка фигуриста 99

Методы исследования прыжков 102
Алексей Николаевич Мишин прыжки в фигурном катании

Заведующий редакцией А. В. Сайкин. Редактор Л. С. Борисова. Обложка художника В. П. Александрова. Рисунки художника Л. М. Киселева. Художественный редактор Б. Л. Резников. Технический редактор Л. В. Туркова. Корректор 3. Г. Самылкина. А 08666. Сдано в производство 27/IV 1976 г. Подписано к печати 21/Х 1976 г. Бумага офс. Ф-т 60Х90/1б. Печ. л. 6,5. Усл. п. л. 6,5. Уч.-изд. л. 7,0. Тираж 45 000 экз. Издат. № 5276. Цена 38 коп. Зак. 421. Ордена «Знак Почета» издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 103006, Москва, К-6, Каляевская ул., 27. Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 150014, Яpocлaвль, ул. Свободы, 97,

© Издательство «Физкультура и спорт», 1976.

ВВЕДЕНИЕ

Катание на коньках известно как один из древнейших способов передвижения. Необходимость преодолевать неровности на естественно возникавших ледовых путях сообщения — на реках, каналах, озерах — заставляла искать возможности их преодоления. В одном из первых отечественных пособий для конькобежцев «Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами», изданном в 1938 г., Г. М. Паули писал: «...полезно упражняться в этих прыжках, чтобы с легкостью преодолевать бугры на дороге или лежащие на ней палки, бревна и другие препятствия» *.

Задача преодолевать препятствия обусловливала стремление конькобежцев прыгать как можно дальше и выше.

Другой вид прыжков появился позднее. Он возник в процессе развития и совершенствования так называемых специальных фигур, первоначально имевших форму дуг, спиралей, кругов и постепенно усложнившихся до рисунков, букв, цифр, цветов, вензелей и т. п., начертанных коньками на льду. Возрастающая сложность рисунка требовала в ряде случаев прерывания следа, т. е. подпрыгивания. В этих случаях не ставилась задача достижения большой дальности и высоты прыжка. Таким образом появились прыжки, ставшие, в сущности, безопорными аналогами перетяжек, троек, скобок и других элементов обязательной программы.

Прыжки со значительным перемещением в полете стремительно развивались. Первоначально они напоминали прыжки в длину с разбега. Появились и единицы измерения длины полета — шляпы-цилиндры, поставленные друг за другом, бочки и другие предметы, через которые прыгали конькобежцы.

Кривизна лезвия фигурного конька обусловила возникновение вращательных движений, столь естественных и сравнительно легко выполняемых. В результате появились опорные вращения — пируэты. Синтез пируэта с прыжком вызвал к жизни прыжки с вращением вокруг продольной оси тела фигуриста.

Интересно, что соединение прыжка с пируэтом привело к появлению двух видов прыжков. В 1882 г. норвежский фигурист Аксель Паульсен выполнил прыжок, который позже стал носить его имя —

* Паули Г. М. Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами Спб, 1838.

аксель. Делал он его с разбега и прыгал в длину. Несколько позже Г. Фукс выполнял этот прыжок иначе, как бы готовясь к волчку с небольшого хода, в результате чего прыжок получался на месте, причем после прыжка он оставался стоять в той же точке, в которую приземлился. Н. А. Панин писал, что если прыжок Паульсена отвечал петле с тройкой, то прыжок Фукса напоминал «перепрыгнутый пируэт».

В дальнейшем эти две разновидности прыжка совсем разделились. Появились прыжки с вращением в полете и длинным выездом из вращения, отличающиеся большой длиной. Они получили название многооборотных. Прыжки со сравнительно небольшой длиной, в которых вращение продолжается и после приземления, стали называться прыжками во вращение.

Произвольное катание в соревнованиях первого десятилетия нашего века состояло из танцевальных шагов, вращений и поворотов, взятых из школьных фигур. Недаром катание тех времен назвали «земным».

Когда прыжки стали элементами фигурного катания, принято было считать, что они доступны далеко не каждому и для успешного их выполнения требуется особая одаренность. Выдающиеся спортсмены включали тогда в свои программы два-три сложных прыжка. Сложными считались лутц и флип в один оборот, а также прыжки в полтора оборота.

Однако роль прыжков постоянно возрастала.

«Программа произвольного катания без выдающихся прыжков с поворотами в воздухе в настоящее время неизбежно покажется неинтересной и недостаточно трудной. Мы едва ли ошибемся, сказав, что этот вид упражнений прочно занял теперь ведущее место в разделе свободного катания», — писал Н. А. Панин*.

В настоящее время сильнейшие фигуристы владеют всеми наиболее распространенными двойными прыжками, прыжком двойной аксель, а также тремя, реже четырьмя, тройными прыжками: сальховом, тулупом и риттбергером.

На чемпионате мира 1976 г. наиболее сложный набор прыжков среди мужчин показал американский фигурист Терри Кубичка. Он исполнил пять тройных прыжков, четыре из них — разные: дважды тройной сальхов, тройной флип, дважды двойной аксель, тройной лутц, тройной тулуп.

Среди девушек наибольшее число тройных прыжков было в программе юной советской фигуристки Елены Водорезовой: два тройных тулупа и один тройной сальхов. Е. Водорезовой принадлежит своего рода рекорд — на чемпионате Европы 1976 г. она выполнила в обязательной программе произвольного катания каскад прыжков: двойной флип — тройной тулуп.

Интересно, что выдающиеся фигуристы прошлого также владели прыжками в 2; 2,5 и 3 оборота. Дик Баттон, победитель чемпионатов мира 1948—1952 гг., в свои произвольные программы включал

* Панин Н.А. Искусство фигуриста. М., ФиС, 1956. 4

не только двойные прыжки, прыжки в 2,5 оборота, но и тройные - сальхов и петлю. Давид Дженкинс, выигрывавший золотую медаль чемпиона мира в 1957—1959 гг., превосходно выполнял прыжок в 2.5 оборота, тройной сальхов и тройную петлю. Дональд Джексон еще в 1962 г. на первенстве мира в Праге впервые выполнил тройной лутц, который с тех пор повторен в официальных соревнованиях лишь несколькими спортсменами. Высоким мастерством исполнения многооборотных прыжков отличались Рони Робертсон, Джон Мак-ферсон, Томми Литц, Нобио Сато, Алэн Кальма, Эммерих Данщер, Тим Вуд, Сьёкье Дийкстра, Пегги Флеминг, Габриэль Зейферт, Лев Михайлов, Валерий Мешков, Сергей Четверухин, Юрий Овчинников и другие фигуристы.

В последние годы прыжки в 2,5 и 3 оборота перестали быть уникальными, их выполняют на многих национальных и международных турнирах. Значительно выросло число спортсменов, владеющих названными прыжками. Однако качественно арсенал прыжков в последние два десятилетия расширялся медленно.

Закономерно предположить в ближайшее время возможность увеличения числа оборотов исполняемых прыжков и расширения арсенала многооборотных. Это означает переход на новый, более высокий уровень мастерства, выражающийся в выполнении наиболее сложных тройных, а также прыжков с числом оборотов более трех.

Фигурное катание на коньках со дня первых международных соревнований претерпело значительные изменения. Техника катания, правила и программа соревнований продолжают меняться и в настоящее время. В программу первых соревнований по фигурному катанию на коньках входило исполнение обязательных и специальных фигур и произвольное катание. В дальнейшем соревнования по специальным фигурам были отменены.

Соотношение обязательной и произвольной программ в общем результате первоначально составляло 60 и 40%. Затем Международный союз конькобежцев (ИСУ) принял решение еще больше повысить удельный вес произвольного катания, и соотношение стало 50 и 50%. На 34-м конгрессе ИСУ, состоявшемся в 1971 г., было решено уменьшить число обязательных фигур, исполняемых в соревнованиях, до трех и ввести обязательную программу произвольного катания. В конце 1972 г. соревнования по фигурному катанию превратились в троеборье, в котором уже два вида представляют собой произвольное катание, дающее 60% общей суммы баллов. С 1975 г. значение произвольной программы еще более возросло: сумма баллов, которую можно получить за исполнение обязательных фигур, была уменьшена на 10%, а за произвольную программу настолько же увеличена. Таким образом, в настоящее время за произвольное катание можно получить 70% общей суммы баллов, а за обязательные фигуры только 30%.

Совершенно определенно исторически прослеживается тенденция повышения роли произвольного катания. Каковы критерии оценки произвольной программы? Что является главным, определяющим техническое мастерство фигуриста? Анализ произвольных прог-

рамм и результатов соревнований различных периодов развития этого вида спорта показывает, что главное, решающее — это уровень исполнения всего комплекса элементов фигурного катания, на вершине которого стоят прыжки. В последние годы роль прыжковой подготовки фигуриста еще более возросла. Именно многооборотные прыжки, в наибольшей мере отражающие атлетические возможности спортсмена, стали главным техническим компонентом современного произвольного катания. Яркое подтверждение тому — чемпионаты СССР, Европы и мира, на которых высокие места в произвольном катании занимают фигуристы, обладающие совершенной техникой выполнения многооборотных прыжков. Обязательная программа произвольного катания включает семь элементов, четыре из которых имеют прыжковой характер. Состав элементов этой так называемой короткой программы отчетливо демонстрирует тенденцию к возрастанию значения прыжков.

В современном фигурном катании именно владение новыми сложнейшими прыжками дает спортсмену решающее преимущество перед соперниками.

Все прыжки в фигурном катании могут быть классифицированы по группам. По способу отталкивания их можно разделить на реберные, в которых толчковую ногу ставят на лед ребром конька, и носковые — в них толчковую ногу ставят на лед передней частью, в основном на зубцы.

Толчок в реберных прыжках осуществляется одной ногой, в носковых — двумя, причем опорная нога скользит на ребре, а толчковая ставится на носок конька. В носковых прыжках фигурист отрывается ото льда сначала опорной ногой, которая таким образом становится маховой, а затем толчковой.

Если в прыжках направление вращения тела в полете совпадает с направлением закривления дуги, на которой выполняется подготовка к толчку и толчок, то направление условно называют положительным. В прыжках с так называемым отрицательным направлением тело в полете вращается в сторону, противоположную направлению закривлений толчковой дуги.

Прыжки, в которых фигурист приземляется на толчковую ногу, называются прыжками без смены ноги, а те, в которых приземление происходит на маховую ногу, принято называть прыжками со сменой ноги.

По числу оборотов различают прыжки без вращения в полете, а также с поворотом тела на 0,5; 1; 1,5; 2; 3; 3,5 и т. д. оборотов.

Прыжок в фигурном катании на коньках состоит из взаимосвязанных движений отдельных частей тела. Изучение таких движений целесообразно вести на основе метода дифференциации. Известный русский фигурист Н. А. Панин рекомендует изучать технику фигурного катания именно аналитическим методом:

«По своей технике фигурное катание относится к весьма сложным видам произвольных движений. Чтобы легче и надежнее подойти к первому этапу овладения этой техникой, надо знать механическую сущность и значение каждого телодвижения при выполне-

нии всех элементов катания в их бесконечной разнообразной связи и сложности» *.

Поскольку части прыжка имеют непрерывно изменяющиеся характеристики, то возможны различные варианты разделения прыжка. Исходя из общепринятой схемы анализа спортивных прыжков и опираясь на специфические особенности прыжков в фигурном катании, можно прыжок разделить на периоды и фазы:

  1. Период разбега. Он включает фазу приобретения скорости и фазу подготовки к волчку.

  2. Период толчка. В него входит фаза амортизации и фаза активного отталкивания.

  3. Период полета. Он состоит из фазы группировки и фазы разгруппировки.

  4. Период приземления. В него входит фаза амортизации и фаза выезда.

Какие же движения выполняет фигурист в этих периодах и фазах и какие двигательные задачи решает?

Период разбега. В фазе приобретения скорости спортсмен разбегается до скорости, необходимой для выполнения прыжка, чтобы придать телу кинетическую энергию поступательного движения.

В фазе подготовки к толчку он прекращает увеличивать скорость движения, переходит к скольжению по инерции, чтобы четко определить направление своего движения и, исходя из этого, должным образом направить траекторию толчковой дуги, далее — уравнять скорости движения отдельных звеньев и придать телу положение, обеспечивающее оптимальное выполнение толчка.

Период толчка. В фазе амортизации происходит сгибание опорной ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах и одновременно отведение маховой ноги и рук в положение, из которого выполняют маховые движения. В фазе активного отталкивания в результате энергичного разгибания в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, сопровождающегося маховыми движениями рук и ноги, тело фигуриста приобретает вертикальную скорость, достаточную, чтобы оторваться от поверхности льда. Эта фаза наиболее ответственная — в ней спортсмен сообщает своему телу поступательное и вращательное движение, создает условия для устойчивого движения продольной оси тела в полете.

Период полета. Приближая звенья тела к оси вращения, фигурист в фазе группировки увеличивает приобретенную в толчке угловую скорость, чтобы за время полета совершить необходимое число оборотов. В фазе разгруппировки, удаляя звенья тела от оси вращения, он уменьшает угловую скорость, чтобы предотвратить чрезмерное вращение тела вокруг продольной оси в период приземления.

Период приземления. Сгибая опорную ногу, фигурист в фазе амортизации переходит к скольжению по дуге так, чтобы погасить вертикальную скорость, преобразовать остаточное вращение вокруг продольной оси в скольжении по дуге приземления и не допустить

* Панин Н. А. Искусство фигуриста. М., ФиС, 1956.

чрезмерного уменьшения горизонтальной скорости движения. В фазе выезда спортсмен разгибает опорную ногу, добивается устойчивого скольжения в требуемой позе.

Такое деление прыжка имеет много общего с делением, принятым в других видах спортивных прыжков: в гимнастических и акробатических прыжках, в прыжках в воду, на лыжах с трамплина и пр. При внешней схожести, заключающейся в наличии безопорной фазы, обращает внимание принципиальное отличие прыжка фигуриста от других подобных упражнений. Главной особенностью прыжков в фигурном катании является накопление кинетической энергии при скольжении по льду и использование ее в условиях скольжения по дуге. Роль мышц при этом заключается не столько в выполнении толчка вперед-вверх, сколько в точнейшем управлении процессом преобразования энергии скольжения в энергию полета.

Для успешных занятий фигурным катанием спортсмен должен обладать разнообразными качествами — общими для всех видов спорта (настойчивость, последовательность в достижении цели, атлетизм и др.) и специальными для избранного. Для фигуриста важны хорошие конституционные данные, музыкальность, выразительность, волевой характер. Способности юного фигуриста начинают проявляться в первые же годы занятий на льду. У одних хорошо получаются обязательные фигуры, у других — шаги, третьи хорошо вращаются или отличаются танцевальностыо. Практика обучения доказала, что наиболее сложно развить у спортсмена способность к выполнению многооборотных прыжков.

Одаренность ребенка к прыжкам следует анализировать с двух позиций. Прежде всего, с точки зрения высоты и длины его прыжков, способности использовать скорость, полученную при разбеге, склонности к свободным маховым движениям в толчке. Далее, исключительное значение имеет способность к вращательным движениям вокруг продольной оси тела в полете. Умение резко сгруппироваться, добиться высокой скорости вращения в полете, сохраняя при этом устойчивое положение оси вращения, — основа многооборотных прыжков. Хорошо, если оба эти качества сливаются воедино. В противном случае более перспективным следует считать фигуриста с выраженными способностями к вращению в полете. Как правило, используя специальные упражнения, легче увеличить высоту прыжка, чем развить способность к вращению в полете. Кроме того, спортсмены с выраженной одаренностью к вращательным движениям отличаются большей стабильностью навыка при выполнении многооборотных прыжков. Это качество особенно ярко проявляется во время соревнований.

В предлагаемой книге сделана попытка познакомить читателя с некоторыми положениями техники и методики обучения прыжкам, результатами анализа техники прыжков, сопоставить приемы обучения многооборотным прыжкам, которые сформировались в практике обучения фигурному катанию ведущих мировых школ, и в первую очередь советской, американской, канадской и Германской Демократической Республики.

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ

ОДНООПОРНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ

При изучении техники фигурного катания в первую очередь необходимо исследовать кинематическую структуру важнейших движений фигуриста. Наиболее распространенное движение одноопорное скольжение, техника которого лежит в основе успешного овладения элементами обязательной и произвольной программы. Особенно важно одноопорное скольжение в прыжках там оно предваряет и завершает все движение. При разбеге фигурист попеременно скользит то на одной, то на другой ноге. При подготовке к толчку имеет место непрерывное одноопорное скольжение; оно длится одну-две секунды. Толчок, приземление и выезд из любого прыжка также выполняют в условиях одноопорного скольжения. Осуществление перечисленных действий сопряжено с разнообразными перемещениями звеньев тела. При малой величине площади опоры, определяемой лезвием конька, сохранение равновесия и выполнение необходимых движений весьма сложная задача, решение которой возможно только на основе изучения структуры этого движения.


Рис. 1. Кинематическая цепь тела при одноопорном скольжении с опорой на зубцы конька:

? — угол сгибания в коленном суставе опорной ноги; ? — угол между туловищем и бедром опорной ноги; ? — угол сгибания в голеностопном суставе опорной ноги; ? — угол наклона туловища к поверхности льда; ? — угол между полозом конька и плоскостью льда
При одноопорном скольжении опорная нога сгибается и разгибается, остальные звенья тела (свободная нога, руки и голова) в большинстве случаев закреплены относительно туловища. Поэтому тело фигуриста можно приближенно рассматривать как механическую систему, состоящую из четырех звеньев: три звена опорной ноги (стопа, голень, бедро) и звено, составленное туловищем и всеми остальными частями тела.

9

Рис. 2. Кинематическая цепь тела при одпоопорном скольжении на всей плоскости конька

Рассмотрим одноопорное скольжение по прямой. На рис. 1 изображена кинематическая цепь, отражающая положение тела при скольжении на одном коньке. Главную роль в движении здесь играет звено с наибольшей массой туловище. Чтобы выяснить связь между положением продольной оси туловища и величинами углов в суставах опорной ноги, рассмотрим кинематическую цепь (ABCDE). Звено АВ — стопа, ВС — голень, CDбедро, DEпродольная ось туловища, АЕ — прямая на плоскости льда. Известно, что в любой системе движения одних звеньев влияют на движения других. Движения стопы, заключенной в жесткий ботинок с коньком, весьма ограничены, поэтому они не учтены. Величины углов ?, ?, ?, ? и ? важны (зная угловые перемещения звеньев тела, можно определить скорости и ускорения точек любого звена системы). Измерение этих углов позволяет установить, что в любой момент при любом положении звеньев тела существует определенная зависимость между величинами углов: ??—? + ?+? = 0.

Полученное соотношение выражает связь между величинами углов сгибания в суставах опорной ноги, наклона туловища к плоскости льда и полоза конька к той же плоскости. Углы изменяются при сгибании и разгибании опорной ноги. Дифференцируя по времени это соотношение между углами, получаем соотношение между скоростями изменений этих углов:

?? — ?? — ?? + ?? + ?? = 0,

где ??, ??, ??, ??, ??, скорости изменения соответствующих углов.

Дальнейшим дифференцированием можно получить соотношение для соответствующих угловых ускорений, что позволит перейти к анализу динамической структуры исследуемой системы.

Изображенная на рис. 1 кинематическая цепь отражает положение тела при одноопорном скольжении с касанием льда зубцами конька. Такой режим скольжения имеет место в конечные моменты толчка и в начальные моменты приземления, когда полоз конька составляет определенный угол (?) с плоскостью. Однако большая часть разбега, толчка и приземления выполняется без касания льда зубцами, когда конек скользит на средней части полоза (рис. 2). В этом случае угол между полозом конька и плоскостью льда можно

считать равным нулю, в результате соотношение между величинами углов упрощается:

? —? —? + ? = 0.

Можно представить данное соотношение и таким образом:

? —? = ? — ?.

Иными словами, разность между величинами углов в коленном и тазобедренном суставах равна разности величин угла в голеностопном суставе и угла наклона продольной оси туловища к поверхности льда. Соответственно упрощается соотношение для скоростей изменения углов:

?? — ?? = ?? — ??.

Данное соотношение позволяет, проанализировать характер движения звена, обладающего наибольшей массой, туловища в зависимости от изменений углов в суставах опорной ноги.

Исследования прыжков квалифицированных фигуристов позволили установить, что в конце толчка, в полете и в начальные моменты приземления движение продольной оси туловища близко к поступательному. Это позволяет сделать предположение, что переход от сложного движения к поступательному, как наиболее простому, делает двигательный акт более экономичным.

Особенно ярко проявляется целесообразность поступательного движения продольной оси тела в полете. Непоступательное движение ее вызывает увеличение необходимой для совершения прыжка механической энергии. Непрерывно меняющиеся по величине и направлению ускорения, возникающие при этом, действуют на рецепторы анализаторных систем, и прежде всего проприоцептивной и вестибулярной, значительно усложняя управление движением. Наблюдения показывают, что при заметно выраженном непоступательном движении оси вращения тела в полете фигуристы не могут четко управлять собственными движениями и прыжок обычно заканчивается преждевременной разгруппировкой.

В силу анатомических особенностей строения тела человека поступательное движение продольной оси или всего туловища реализуется вращательными движениями звеньев опорной ноги. Соотношение между скоростями изменения рассматриваемых углов позволяет выявить условие поступательного движения туловища в толчке и приземлении. Если туловище движется поступательно, то угол наклона продольной оси туловища не меняется. Это значит, что величина скорости изменения угла ? равна нулю (?? = 0). В таком случае формула для соотношения между скоростями изменения углов приобретает следующий вид:

?? — ?? = ?? — ??.

Полученное соотношение выражает условие поступательного движения продольной оси туловища. Измерение скоростей изменения углов в коленном и тазобедренном суставах показало, что в ис-

11

следуемые моменты эти скорости приблизительно равны, а следовательно, и скорости изменения угла в голеностопном суставе и угла наклона полоза конька к поверхности льда также равны. Отсюда определяем, что поступательное движение продольной оси туловища достигается согласованным разгибанием или сгибанием в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах опорной ноги. Согласованность выражается в равенстве по величине и противоположности по направлению соответствующих угловых скоростей.

РАЗБЕГ

Разбегаясь, фигурист сообщает телу горизонтальную скорость. Для этого он делает перебежки вперед и назад, шаговые комбинации, позволяющие достичь необходимой скорости движения. В каскадах прыжков для выполнения каждого последующего прыжка используется скорость, сохранившаяся от предыдущего. До начала разбега либо в начале его фигурист мысленно намечает приблизительное место выполнения прыжка и его направление. Необходимая скорость движения должна быть достигнута до приближения к предполагаемому месту прыжка.

Основная особенность современной техники спортивных прыжков — высокая скорость разбега. Движение более совершенно, если выполняется с высокой начальной скоростью. Физиологическая основа этого положения заключается в более целесообразной организации возбуждения и возможности реализации большой части движения за счет накопленной при разбеге кинетической энергии. Увеличение скорости разбега сопровождается увеличением кинетической энергии, которой обладает тело, что создает хорошие предпосылки для сообщения телу поступательного и вращательного движений. Расчет показал, что величина кинетической энергии, приобретаемой телом при разбеге, достигает у сильнейших фигуристов 150—170 кГм.

Измерения скорости разбега позволили определить значения скорости разбега, соответствующие понятиям «высокая», «средняя» и «низкая» для прыжков двойной лутц и двойной аксель. Среднюю величину скорости движения мы определяли на последнем метре разбега. Оказалось, что в прыжке двойной аксель высокая скорость разбега составляет более 6 м/сек, средняя — 4—5, низкая — менее 4 м/сек; в прыжке двойной лутц соответственно 6,5; 5—6 и 5 м/сек. Как видим, прыжок двойной аксель выполняют с меньшей скоростью разбега, чем двойной лутц. Объясняется это различием механизмов отталкивания в этих прыжках.

При разбеге скорости отдельных звеньев тела различны и по величине, и по направлению. Неравенство скоростей движения различных частей тела определяется маховыми и компенсаторными движениями, встречающимися в перебежках и шагах. Чтобы обеспечить устойчивое скольжение по толчковой дуге, необходимо выровнять скорости движения звеньев тела. Для этого фиксируют позу в фазе подготовки к толчку.


Рис. 3. Угол постановки толчковой ноги
А нализ фазы подготовки к толчку с момента завершения последнего толчка разбега до постановки толчковой ноги на лед в прыжке двойной аксель у ведущих фигуристов показал, что фиксация позы в фазе подготовки к толчку имеет место у всех фигуристов, обладающих высоким мастерством исполнения прыжков. Длительность этой фазы у различных спортсменов различна и зависит от величины скорости скольжения, характера выполнения разбега, стиля прыжка. В среднем она составляет 1,3 сек. Фиксация позы позволяет уравнять по величине и направлению скорости движения отдельных звеньев тела и придать телу движение, близкое к поступательному. Однако не следует затягивать подготовку к толчку (для приобретения устойчивого скольжения достаточно 1—1,5 сек.). Если время это увеличивается, как правило, ухудшается исполнение прыжка. Внешне создается впечатление, что прыжок выполняется неуверенно. Фиксировать положение рук и свободной ноги нужно уверенно, легко.

Очень важно в фазе подготовки к толчку сопряжение последней дуги разбега и толчковой дуги (рис. 3). Наблюдения показали, что неудачное выполнение прыжка во многих случаях определяется неправильным выбором направления толчковой дуги. Переход от разбега к толчку часто сопровождается резким искажением траектории движения о. ц. т. тела. Это вызывает появление дополнительных, и довольно значительных, сил инерции и как следствие потерю равновесия.

В отлично выполненных прыжках направление толчковой дуги совпадает с направлением движения о.ц.т. тела в конечный момент разбега. При этом искажения траектории движения о.ц.т. при переходе к толчку сводятся до минимума. В результате фигурист сохраняет равновесие. Величина угла между последней дугой разбега и толчковой дугой в точке их пересечения существенным образом влияет на качество прыжка. Угол постановки толчковой ноги на лед прямым образом связан со стопорящим движением, а также с положением продольной оси вращения тела в полете.

Таким образом, требования к выполнению разбега сводятся, в основном, к следующему: фигурист должен приобрести высокую скорость движения, выравнять по величине и направлению скорости отдельных звеньев тела и правильно выбрать направление толчковой дуги.

толчок

Толчок — важнейшая часть прыжка. От того, насколько правильным был толчок, зависит высота и длина прыжка, число оборотов, устойчивость движения оси вращения. Практика показывает,

13



Рис. 4. Схема поворота тела в толчке в прыжке сальхов:1—8 — последовательные положения линии плеч в толчке; ?? — угол поворота линии плеч за время скольжения по толчковой дуге

что наиболее сложным в прыжках является создание вращательного движения тела вокруг продольной оси, а также согласование маховых движений с разгибанием толчковой ноги мощным продвижением тела вперед-вверх.

Создание начального вращения тела.
  1   2   3   4   5   6   7


А.Н.Мишин ПРЫЖКИ В ФИГУРНОМ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации