Вопросы и ответы - Политическая регионалистика - файл n1.doc

приобрести
Вопросы и ответы - Политическая регионалистика
скачать (160.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc161kb.31.05.2012 20:01скачать

n1.doc


  1. Объект и предмет политической регионалистики

Регионалистика – дисциплина, занимающаяся изучением региона, как сложного социально-экономического и политического образования. Регион – объект изучения наук.

Регионалистика – комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, которая занимается изучением закономерностей процесса формирования и функционирования (включая управление) политической и социально-экономической системы региона с учётом исторических, демографических, экономических, политико – правовых особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.

По предмету рег-ка связана с политическими науками.

Политическая регионалистика – совокупность исследований макрополитических институтов и процессов на региональном и местном уровнях (изучение элит, выборов), так и специфических аспектов регионального и местного управления, связанных с процессами общенационального масштаба.

Объект и предмет политической регионалистики.

Регион - (страна, область) – объект политической регионалистики.

Регион – это территория, по совокупности насыщающих её элементов, отличающихся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих её элементов, целостностью, причём эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории.

Дойч: «Регион – группа государств, которые связанны между собой более тесно, чем с другими».

Регион - как особый мир, которому присущи сой менталитет, образ мышления, традиции.

Предмет РП – политика (федерализм, регионализм)

- региональные политические режимы, региональные элиты и лидерство

- регионы мифы, региональная политическая культура

- электоральные процессы в региональном измерении
2. Методология и основные научные направления региональных политических исследований

Методы:

1. Институциональный метод (исследование ситуации с точки зрения формально существующих институтов)

2. Неоинституциональный метод (исследование ситуации с точки зрения неформальных институтов норм и ценнстей)

3. Бихевиорализм (исследование поведенческих характеристик (роли поведения))

4. Необихевиорализм

5. Структурно-функциональный (исследование функций структуры, выявление роли)

6. Системный метод (исследование ситуации с точки зрения системы и её элементов)

7. Психологический (выявление роли субъективных факторов политического лидера)

8. Политико-культурный (исследование ситуации с точки зрения политической культуры)

9. Компаративистский (сравнение)

10. Теория рационального выбора
Существует четыре основных школы политической регионалистики:

- школа электоральных исследований (90-е годы). Представители: Колосов, Туровский, Овчинников.

- школа элитологии. Представители: Гаман-Голутвина, Зубаревич, Махов.

- исследование региональных политических регионов (90-е годы). Представители: Гельман, Рыженков, Нечаев, Расколов.

- исследование федеративных отношений. Пермская школа политологии. Представители: Борисова, Гельман, Рыженков.
3. Проблемы и этапы становления политической регионалистики в современной России

Начиная с 1994 года проблемы регионалистики переместились если не в центр внимания исследователей, то, по крайней мере, сформировали поле их постоянного интереса. Внешне это выразилось как в быстром росте числа ученых и научных центров, специализирующихся в этой области, так и в изменении состава корпуса исследователей и их ориентаций.

В 1994-1995 годах региональная проблематика занимает все более заметное место в деятельности государственных и негосударственных аналитических центров. Так, в Аналитическом центре при Президенте России на базе группы Л.Смирнягина было создано направление "Регионалистика"; в Институте экономики РАН - лаборатория социально-экономических проблем федерализма под руководством С.Валентея (с 1996 года этот коллектив начал издание журнала "Федерализм", посвященного проблемам региональной экономической политики); в Российской академии государственной службы в 1996 году приступил к работе Центр регионального анализа и прогнозирования (руководитель - А.Шутов). К 1995 году региональные разработки вошли в сферу внимания других политологических центров - таких, как Центр политической конъюнктуры России (руководитель - В.Березовский) или Центр политических технологий (И.Бунин); последний готовил региональные анализы совместно с Центром геополитических исследований В.Колосова. С 1995 года в преддверии цикла избирательных кампаний московские аналитические центры начали наращивать сеть своих региональных экспертов и даже создавать местные представительства. Наиболее масштабный характер приобрело образование филиалов фонда "Российский общественно-политический центр" (РОПЦ), учрежденного президентскими структурами и возглавляемого А.Салминым, - филиалы РОПЦ к весне 1996 года действовали в 11 регионах России.

Другим важным фактором развития политической регионалистики стала определенная институционализация научной инфраструктуры, что выразилось в проведении как в столице, так и в провинции более или менее частых семинаров и конференций по проблемам федеративных отношений, региональной политики и местного самоуправления, в подготовке специальных учебных курсов по политической регионалистике, в привлечении специалистов (главным образом юристов) к разработке и экспертизе законодательства, к участию в парламентских слушаниях и т.д. Но, пожалуй, главное, что отличает регионалистику после 1993 года - обращение к этой тематике политологов, а не только юристов и географов, занимающихся проблемами регионов. Не последнюю роль здесь сыграла и смена поколений западных экспертов по России - на смену советологам "старой школы" приходят профессиональные политологи, ориентированные на сбор первичных данных и заинтересованные, помимо прочего, в соответствующем уровне партнерства. Следует иметь в виду, что эмпирические исследования по регионалистике являются достаточно дорогими в материальном отношении, и их успех достаточно сильно зависит от финансовой "подпитки" из-за рубежа.

В период цикла выборов 1995-1997 годов региональная проблематика занимала большое место в массиве политологических публикаций. В этот же период регионалистика все чаще становится темой публикаций в научных журналах. К примеру, ориентированный на прикладной политический анализ журнал "Власть" в 1995 - начале 1996 годов практически в каждом номере давал политические портреты регионов, сделанные специалистами Центра геополитических исследований (Александров, 1995, Бородулина, 1995, Петров, 1995b, Туровский, 1995, Колосов, 1996, Колосов и Стрелецкий, 1996). Однако, после окончания в 1997 году цикла выборов губернаторов актуальный спрос на региональные исследования снижается (по крайней мере, на время)».


4. Политическая регионалистика в системе социо-гуманитарного знания
Регионалистика – дисциплина, занимающаяся изучением региона, как сложного социально-экономического и политического образования. Регион – объект изучения наук.

Регионалистика – комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, которая занимается изучением закономерностей процесса формирования и функционирования (включая управление) политической и социально-экономической системы региона с учётом исторических, демографических, экономических, политико – правовых особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.

По предмету рег-ка связана с политическими науками.

Политическая регионалистика – совокупность исследований макрополитических институтов и процессов на региональном и местном уровнях (изучение элит, выборов), так и специфических аспектов регионального и местного управления, связанных с процессами общенационального масштаба.

Объект и предмет политической регионалистики.

Регион - (страна, область) – объект политической регионалистики.

Регион – это территория, по совокупности насыщающих её элементов, отличающихся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих её элементов, целостностью, причём эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории.
5. Регион как социально-политический феномен.

С сер. 70-х – нач.80-х гг. прошлого века Западная Европа и Америка пробудились для интенсивного, глубокого и равностороннего интереса к регионам, регионализму, региональным исследованиям. Оказалось, что региональные подходы представляют собой наиболее разумный ответ на вызовы европейского и американского территориального разнообразия, ключи к его пониманию. Регион – это уникальная, постоянно изменяющаяся ситуация, субъект, который сам себя выстраивает в результате сложной игры коалиций, групп, мест, ценностей, норм. Причём система этих рамок открыта и специфична для каждого региона. Регионы объединяют людей и дополняют друг друга, сосуществуют; их корни лежат в глубокой внутренней связи людей с определёнными территориями.

В полит. словаре термин «регион» появился относительно недавно, ему предшествовало понятие «провинция» - собирательное имя для территориальных сообществ. Понятие «провинция», однако, страдало неким культурным «комплексом неполноценности», отсталости, в то время как «регион», напротив, был подчёркнуто нейтрален.

Первоначально этот термин использовался для определения пространственных общностей разных типов. В полит. лексике термин «регион» используется либо для обозначения внутригос. админ.единицы, либо для обозначения группы государств. Таким образом, в этом случае термин «регион» относится к уровню «выше» или «ниже» уровня государства-нации. Наконец, возникает идея «культурного региона» - территории, объединённой культурой, традициями, языком.

Процесс становления региона как одного из важных фокусов полит. идентификации, подъёма региона как «воли и представления» в Западной Европе требует объяснений. Перри Андерсон выделяет три движущие силы его развития: 1) усиление пространственной неравномерности эконом. развития послевоенного капитализма и развитие феномена «депрессивного региона»; 2) беспрецендентная культурная гомогенизация в странах Зап. Европы; 3) европ.интеграция, создание системы коммунитарных институтов и как компенсаторная реакция – укрепление регион. измерения европейского полит. процесса.

Регион становится важным уровнем полит. действия и диалога, местом, где национальные, наднациональные и глобальные силы встречают местные требования и нужды, региональные и местные сообщества. Регионы играют всё более важную роль в национальном полит. процесс, хотя здесь опыт госуд-в существенно различается. Так, во Франции и Италии регионал. Структуры создаются медленно, зачастую болезненно. Они постепенно набирают полит. вес, расширяется объём их полномочий и уровень ответственности. В Германии, напротив, сильная федеративная госуд-ть обусловила ведущую роль федеральных земель в укреплении регионал. измерения интеграции. В США «революция деволюции» ведёт к расширению компетенций субъектов федерации и проводимой ими политики.

I подход к опр-ю «региона». «Хартия регионализма», принятая Европ. парламентом в 1988 г., определяет регион как гомогенное пространство, при этом гомогенность устанавливается на основе таких критериев как физико-географическая общность; этническая, языковая, конфессиональная или культурная общность населения; общее прошлое; общность хозяйств. структур. Не весь набор указанных критериев должен присутствовать в каждом конкретном случае в обязательном порядке, вполне допустима преобладающая роль одного или двух критериев. Их совок-ть всегда образует неповторимое сочетание, особую регионал. ситуацию. Схожее опр-е региона даёт амер. исследовательница Энн Маркузен, добавляя ещё один критерий: на пространственной шкале она располагает регион между городом и госуд-вом. Она опр-т регион как исторически сложившееся территориальное сообщество, обладающее физической средой, социо-экономической, полит. и культурной средой и пространственной структурой, отличной от других крупных территориальных единиц – города и нации. Это опр-е отграничивает регионы посредством их контрастов и отличий друг от друга и расположения на пространств. шкале. В отличие от региона город представляет собой особую форму поселения, функции и структура которого не зависят от места расположения, в то время как нация есть особый тип региона, обладающий полит. суверенитетом.

II подход к опр-ю «региона». В полит. науке регион рассматривается как одна из единиц территориал. структуры национал. госуд-ва, т.е. субнационального уровня, ячейка сетки АТД, где действуют регионал. властные институты с опр.-ми компетенциями и соответствующими финансовыми ресурсами для их реализации, происходит регионал. полит. жизнь. Оле Вевер называет такие регионы «микрорегионами». Полит. регион в таком случае может рассматриваться как комплексное взаимодействие между набором идей, установок, полит. институтов и сил среды. Данное понятие фиксирует внимание на определенном уровне полит. отношений. Это массовый уровень политики непосредственно связанный с деятельностью общества, здесь прямо осуществляется взаимодействие власти и населения. С т.зрения полит. проблематики понятие и сущность региона представляют собой как уровень, так и субъект политики.

Таким образом, универсального понятия «регион» не существует; членение пространства на регионы зависит от области исследования и сформулированной задачи.

6. Взаимоотношение региона и центра в унитарных и федеративных государствах.

В вопросе нужно ответить на вопрос, зависят ли отношения центра и регионов от формы госуд.устройства. Согласно построению данного текста, ответ положительный. При ответе важно отметить, что реальность – примеры разных госуд-в – гораздо богаче и не вписывается ни в какие классфификации.

Форма территориально-государственного устройства отражает территори­ал. структуру госуд-ва, характер взаимоотношений централ., регионал. и местных органов власти. Это распределение статусных характеристик и властных полномочий между централ. и территориал. органами госуд-ва. По территориал. устройству госуд-­ва делятся на унитарные и федеративные.

Унитарное государство отличают единая конституция, признаваемая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, отсутствие са­мостоятельности у административно-территориал. еди­ниц. Пример Франции: едина и неделиа, сложное унитарное гос-во (регионы с разным статусом – коммуны, департаменты и регионы); регионы обладают значит.полномочиями, ожнако их финансовые ресурсы невелики; Некоторые исследователи выделяют государство-автономию, или регионализованное госуд-во, как отдельную форму госуд.устройства. В его основу положено сочетание единства и принципа двойственности госуд.власти. Фактически в таком госуд-ве могут создаваться два уровня законод-х и исп-х органов. Такое право предоставлено всем административным единицам или большинству. Отличие от федеративного госуд-ва – эти права не в форме договора, а в одностороннем порядке. Споры разрешаются всегда в пользу центра. Центральный парламент сам ограничивает свои полномочия в пользе регионов. Пример Италии: имеет регионы с особым статусом, регионы не имеют ист-х корней, это искусственные конструкции; регионал. парламенты и исп-я власть во главе с президентом региона; вопросы внутренней регламентации регулируют статуты; регион. правит-ва несут ответст-ть за выполн-е ряда функций, другие функции могут быть делегированы регионам центр-м прав-вом; нет прямого представ-ва регионов в нац-м парламенте; контроль в регионах осуществляет комиссар; центр выступает в качестве высшего арбитра в отношениях с автономиями. Пример Испании: страна всегда отличалась правовым, политическим и культурным плюрализмом; сочетание единства и двойственности гос. власти – два уровня зак-х и исп-х органов; право на собств. органы регламентировано законом в одностороннем порядке – отличие то федерации; полномочия центр. парламента ограничены в пользу региональных; основные единицы деления – муниципии, провинции и автономные общества; неодинаковый статус регионов; вопросы внутренней регламентации регулируют статуты; исключит. сфера компетенции каждого уровня; право регионов на автономию;

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входящие в нее территориал. единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами гос. суверенитета. Это устойчивый союз госу­дарств, самостоятельных в пределах распределенных меж­ду ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. Федеративный принцип призван обеспечить равноправ­ное взаимодействие общностей, обладающих значительны­ми этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистич. и другими особенностями; создать оп­тимальные возможности для выражения регионал. и иных интересов.

Желательно привести пример США и Германии как федераций. Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство. В состав же США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико, некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата, из чего можно сделать вывод об асимметричном территориальном устройстве этой страны. Что касается унитарных государств, то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы обычно имеют несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными территориальными единицами высшего уровня.

Институциональный дизайн у федераций отличается крайним разнообразием, тем не менее выделяют следующие структурные характеристики, общие для федераций(по И.М. Бусыгиной): 1) верховенство писаной Конституции, поправки в которую могут вноситься с согласия значительной части субъектов федерации; 2) две структуры управления, каждая из которых непосредственно связана со своими гражданами; обеспечение баланса власти и управления между уровнями; 3) гарантия полной автономии для каждого уровня; субсидиарность как принцип решения проблем; 4) представительство регионал. интересов в парламенте; 5) посредник для решения конфликтов и споров между властными уровнями; 6) институты и процедуры для облегчения сотрудничества в областях совместной компетенции или пересечения сфер ответственности.

В России сложилась специфическая федеративная система, которой присущи следующие черты:

– смешанный этнотерриториальный характер построения федерации, чреватый этноконфликтами;

– асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;

– неравенство статусов субъектов федерации (различия между республиками и «простыми губерниями», «матрёшечный характер»);

– экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по условиям жизни и труда граждан, по степени эффективности социальной инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений электората;

– дотационность большинства субъектов федерации, а следовательно, их зависимость от субвенций федеральной власти;

 – провинциальный централизм, т.е. воспроизводство (в ухудшенном варианте) на региональном уровне существующих отношений центр – регионы;

– самовластие региональных элит, меньший, чем в центре, контроль за их деятельностью со стороны гражданского общества и правовых институтов;

– неоправданно высокая роль субъективного фактора, когда личные качества главы региона и его персональные связи в центре во многом определяют отношение федеральных властей к региону и тем самым – социальное и экономическое положение проживающих в нем граждан;

– разнобой в законодательстве, который хотя и уменьшился в результате усилий президента В.В.Путина, направленных на укрепление «вертикали власти», потенциально остается фактором, формирующим реальную политическую ситуацию в стране.

Конфедерация. Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае, акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств - субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия. Пример Бельгии и Швейцарии. Европейский союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.


7. Понятие регионализма.

I подход к опр-ю «регионализма». Регионализм – это стратегия регионал. элит, направленная на расширение ими своих прав (движение «снизу»). Это процесс самоструктурирования общества, полит. и экономич. мобилизации регионов. Регионализм отвечает социальной стратификации общества и направлен на извлечение преимуществ из естественного территориального деления совр-х обществ. Если в качестве цели выдвигается расширение полит. прав, достижение полит. автономии, то можно гоаорить о регионализме политическом, отвечающем регионал. стратификации полит. пространства. Помимо прочего, регионализм настроен на сглаживание контрастов между централ. и периферийными регионами, выполняя, таким образом, стабилизирующую функцию. Важно подчеркнуть, что процесс регионализма не тождественен сепаратизму. Рег-зм в отличие от сепаратизма нейтрален и не несёт в себе деструктивный потенциал. Рег-зм, достигая своих крайних проявлений, может переходить в сепаратизм, но в этом случае он приобретает новое качество., следовательно и именоваться процесс должен не рег-змом, но сепаратизмом.

Рег-зм может интерпретироваться по-разному. Так, очевидно, что необходимо проводить границу между рег-змом как внешнеполит. курсом или даже совок-тью полит. курсов, рег-змом как идеологией госуд.вмешательства, и рег-змом как экономико-полит. сотрудничеством госуд-в, образующих регионал. союзы или группировки. Такое понимание регионализма доминировало в первые послевоенные десятилетия. В этом случае речь идёт о регионал. экономич. интеграции, рассматриваемой одновременно и как состояние, и как процесс, а рег-зм ассоциируется с протекционизмом в международ. торговый.

Х.Ю. Пуле о рег-зме: «Все типы рег-змов объединяет то, что они представляют стремления, движения, орг-ции населения и с помощью полит. мобилизации, орг-ции, давления и даже насилия стараются подчинить силу и волю региона «в пику» госуд-ва и централ. власти. Как правило, регионалисты требуют свободы самоопределения, самоуправления, институциональной децентрализации, включая децентр-цию бюрократии, а также опр-х привилегий, ну и конечно, уважения традиц. Культуры и своеобразных институтов».

Т. Хёглин о рег-зме: «Рег-зм принимает вид протестного движения против политико-административной и социоэкономич. централ-ции. Не так важно, является ли его целью социокультурная автономия, полит. федерализм или крайний сепаратизм… »

II подход к опр-ю «регионализма». Рег-зм – это разнообразие регионал. ландшафтов на территории национал. госуд-ва или наднационал. объединения. В этом случае его следует понимать как регионал. дифференциацию.
«Старый» и «новый» регионализм. Профессор Бьорн Хеттне предлагает следующую классификацию этих отличий:


Старый регионализм

Новый регионализм

Существовал в условиях биополярности

Развивается как современная версия многополярности

Формировался в значительной степени "сверху", под контролем двух конкурирующих сверхдержав

Формируется «снизу», т.е. процесс современной регионализации содержит элементы спонтанности и автономии его акторов

Носил протекционистский характер

Стремится к реализации идей «открытого регионализма», совместимого с экономической взаимозависимостью

Как правило, четко ориентировался на решение либо экономических проблем, либо проблем безопасности

Более многомерен, поскольку включает в себя торгово-финансовое, экологическое, социально-политические и иные измерения

Включал в себя исключительно отношения между суверенными государствами

Предпологает участие негосударственных и субнациональных акторов


«Нисходящий рег-зм» М. Китинга и концепция «Европы регионов» 1980-х гг. «Нисходящий рег-зм – это некий рег-зм, который понимается через понятие игры с нулевой суммой, в которой каждый может выиграть: депрессивные регионы за счёт роста, развитые регионы за счёт снятия нагрузки, национал. экономика за счёт увеличения производительности и увеличения инфляционного движения. Он также помогает центр. правит-ву, периферийным территориям усилить национал. единство».

Типология рег-змов по П. Шмиту-Эгнеру: 1) старый (проявление этнонационализма, бельгийская Фландрия); 2) новый (требования децентр-ции, деволюция в Великобритании); 3) постмодернистский (экономич. конкуренция и «обучающиеся регионы»); 4) транснациональный (межрегиональное + трансграничное сотрудничество); 5) межгосударственный (ВТО, НАТО, ЕС).

  «Жёсткий» и «мягкий» рег-змы по А. Макарычеву.

 

Вектор направлен сверху вниз, но инициатива принадлежит госуд-ву

Формируется прежде всего на низовом уровне

Содержит неизбежные элементы стандартизации и иерархии

Оставляет простор для автономии и многообразия

Предполагает в той или иной форме «вертикаль» власти

Основан на горизонтальных формах взаимодействия

Основан на «натуралистической» интерпретации феномена региона

Речь идёт об идентичности, о «культурных мирах»

Находится в ведении дипломатических служб, под контролем административного аппарата

Продукт деят-ти НКО, «региональных сетей»

Лидеры процесса регион.строительства контролируют аутсайдеров

Лидеры влияют на поведение более слабых акторов

Основные принципы: суверенитет и следование государственным интересам

Принцип децентрализации

Отношения между акторами носят формализованный характер

Отношения носят неформальный характер

Продукт эпохи модерна

Продукт постмодернизма

Акторами лидеры региональных процессов используются для обоснования своих собственных интересов

Курс на сотрудничество между ними

Традиции методологии реализма

Традиции методологии конструктивизма


8. Регионализм и территориальность.

Вначале нужно дать понятие «территории», затее понятие «территориальности, как признака, атрибута территории; далее раскрыть понятие «пространства» затем уже перейти к понятию регионализма. Территориальность – это физическое свойство пространства, которое имеет политическое значение.

Понятие политического пространства. Регион – это средство изучения пространственных (территориальных) сочетаний сложных комплексов явлений. Полит. пространство – часть пространства социального; это причина дифференциации форм зарождения и развития общественно-политических процессов; это средство, цель и результат полит. деят-ти.

Полит. свойства пространства:

Внешняя функция – контактно- изоляционная (по отношению к субъекту политики): взаиморасположения субъектов противоречия, особенности пространственной среды предопределяют степень контакта-изоляции между ними. Преднамеренное разделение противников – самый древний способ погасить конфликт. Роль границы как переходной зоны. В случае неконфликтующих интересов граница носит условный характер.

Внутренняя функция – коммуникационная (по отн-ю к объекту политики). Предопределяет возможность коммуникации внутри субъекта политики. Удалённые и труднодоступные из центра вассальные районы всегда будут первыми кандидатами на отделение. Только устан-е надёжных средств коммуникации с центром власти может способствовать поддержанию унитарных отн-й в обществе.

Полит.ресурсы пространства: природно-экономические, социальные, территориальные, идеологический потенциал.

Полит.структура пространства: элементы полит. самоорг-ции пространства (соц-полит. общности, группы интересов), пространственные полит. институты (как продукт человеч. активности), полит регион как объект гос.упр-я и пространственно-организационный субъект принятия решений.

Регионализм – 1) стратегия регионал. элит, направленная на расширение ими своих прав (движение «снизу»); 2) региональная дифференциация.
9. Понятие регионализации

По сути это процесс, который является продуктом региональных требований и содержит их.

Децентрализация – широкое понятие, охватывающее ряд возможных путей лишения центрального правительства полномочий в пользу нижних территориальных уровней. Дец-ю можно применить к федеративному государству. А рег-ю – к унитарному.

Территориальная политическая автономия – комплекс мер, целью которых является предоставление группе, отличной от большинства населения и государства инструментов, с помощью которых она может выражать свою особую идентичность; связана с культурной автономией.

Г.Яровой: виды децентрализации: Деконцентрация – делегирование власти на более низкий уровень, который пространственно отдален от центра; Деволюция – передача полномочий от центра к нижестоящему уровню не на основе конституции, а на основе законов и директив; Региональная деволюция – случай создания децентрализованного государства (регионы получают право самоуправления).

Отличия региональной деволюции от федеративной модели управления: недостаточность самоуправления, нет двухпалатного управления; не позволено создавать собственную структуру МСУ, свободной от контроля; нет свободы в фискальной сфере; центр может блокировать институциональные решения региона через конституционный суд посредством процедур федеративного вмешательства.

Ляхтеенмяки-Смит: рег-я – политико-административный процесс; процесс мобилизации; как идеология и мотивация (в этом слое рождается федерализм)

Бусыгина: федерализм – юридическое закрепление регионализма (ов).

Регионализм нацелен на отмежевание, есть манифестация региональных интересов, федерализм нацелен на единство. Федерализм и регионализм есть 2 стороны 1 медали, процесса регионализации. Федерализм связан с региональной децентрализацией; регионализм – с политической регионализацией.

Регионализация – процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень; появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роил регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.

Факторы:

А.С.Макарычев: одно из важных преимуществ политической регионализации заключается в сокращении дистанции между политической элитой и рядовыми гражданами. Скептики: региональные политические институты не слишком способствуют укреплению местной демократии, регионализация нужна скорее элитам, нежели населению.

Трансграничный регион (ТГР)– это «потенциальный регион», единый с т.зрения истории, экологии, этнических групп, экон.возможностей, но разбитый на части суверенитетов правительств, управляющих по обеим сторонам границы(Дени де Ружмон, автор концепции «Европа регионов»).

Институционализация статуса ТГР. Европ. Рамочная конвенция о приганичном сотрудничестве террит.сообществ и властей: «Под приграничным сотрудничеством понимаются любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориями, сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся между собой сторон». В продолжение Конвенции в тексте доклада Европарламента: «ТГР – это сотрудничество на внутренних и внешних границах ЕС, в котором регионы играют важную роль».

Виды ТГР: 1) старые формы сотрудничества (Сев-Зап. Европа); 2) более поздние формы сотрудничества, связан-е с измен-ем внутри гос-ва после вступления в ЕС; 3) Гос-во, инициируемое ЕС через спец. Поограммы; 4) сотрудничество, ведущее к членству в ЕС; 5) 1-я + 3-я формы: посредством своих программ ЕС создаёт новые ТГР из частей старых (Сев. Европа).

ТГР и приграничное сотрудничество. Глав. роль принадлежит границе, которая влияет на активность сотруд-ва межрегионального, приграничного, трансграничного. Лимология – наука о границах.

Функции и эффект границы.




Граница как барьер

Граница как фильтр

Открытая граница

Политический эффект

Доминируют факторы разделения и закрытия

Граница более открыта, но «фильтруется» национальной политикой

Превалируют связующие функции

Экономический эффект

Эффект от экономического наказания

Сегментация рынков

ТГР как процесс интеграции



10. Понятие региональной политики

Это сознательная деятельность, направленная на оптимизацию размещения экономической деятельности по территории. Существует на национальном и наднациональном уровнях. Зародилась в послевоенные годы в форме мероприятий чрезвычайного характера. Региональная политика ЕС базируется на принципах:

Российские ученые определяют ее как «политику в отношении регионов» или «региональное измерение политического процесса». Находит выражение в двух различных формах: 1) ее содержанием может быть борьба внутрирегиональных политических акторов относительно стратегии развития региона; 2) может принимать форму общерегионального политического движения, направленного на некое внешнее для региона сообщество. Политический регион становится базовым понятием политического анализа. Региональное поле политических исследований оказывается значительно шире.
11. Региональный политический режим

В настоящее время в России ведется дискуссия вокруг определения понятия региональный политический режим. Это связано с тем, что: дискуссия происходит преимущественно в России и отечественными авторами; о сущности политического режима (есть ли он вообще и как его определять).

В отечественную политическую науку концепт «региональный политический режим» пришел в связи с реальными политическими процессами, развернувшимися в нашей стране в 1990-е гг. – регионализация России и всевозможные ее эффекты.

Классификация регионов (региональных политических режимов) по типу разделения властей:


Но прежде чем перейти к конкретным примерам и рассмотрению их, необходимо определиться с типологией региональных ассамблей:

Под режимом стоит понимать совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества. О'Доннел и Шмиттер: режим - это совокупность явных или скрытых структур, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, используемые ими ресурсы и стратегии. Наиболее простым и удобным определением является определение В. Гельмана:

Режим как совокупность акторов политического процесса, институтов политической власти, ресурсов и стратегий борьбы за достижение и/или удержание власти.

В более общем плане определение политического режима через этот набор независимыми переменных (ресурсы - институты - акторы - стратегии) соответствует модели структуры социальных систем Парсонса (ценности - нормы - коллективы - роли). Таким образом, политический режим является составляющей политической (социальной) системы.

Критика понятия «региональный политический режим». К. Сулимов. Его позиция: Режим региональный, национальный, международный - одно-порядковые? Национальный режим, не есть ли сумма режимов региональных? Далее, с точки зрения политического философа Штрауса, режим – есть форма, придающая характер обществу, это есть причина законов. У гельмановского режима нет цели, считает Сулимов, режим замыкается сам на себя. Критика формального и неформального по принципу – в демократии важны только формальные правила игры. У Гельмана же не политические режимы, но режимы властные.

В рамках региональных политических исследований существует еще несколько понятий, типологически и содержательно близких понятию «региональный политический режим». Это «модель реализации власти», предложенная Н. Лапиной и А. Чириковой. На основе социологического исследования, проводимого в течение нескольких лет в 11 регионах РФ они предложили две модели реализации власти – «моноцентричная» и «полицентричная». При этом ими отмечается, что в период с середины 1990-х по настоящее время происходит постепенный дрейф от моноцентризма к полицентризму, связанный с политическим участием крупного бизнеса.

12. Локальный политический режим.

Значимость локального уровня управления в России повысилась с середины 1990-х годов, то есть со времени формирования основ института местного самоуправления в его современном варианте. Тенденции выделения группы локальных лидеров, проведение ими собственного политического курса требовали научного осмысления. Встал вопрос о существовании политической элиты на локальном уровне.

Политический процесс на локальном уровне активизировался в конце 1990-х – начале 2000 годов, что проявилось в повышении конкурентности муниципальных выборов и усложнении отношений между локальным и региональным уровнями управления. Как следствие, стали актуальными вопросы о структуре локальной политической элиты и ее политической позиции по отношению к региональной государственной власти.

С точки зрения роли участников политической жизни, ее пространственный континуум может быть разделяться на: 1) локальный, 2) региональный и 3) глобальный уровни, конкретное содержание которых зависит от выбранной при анализе системы координат. Скажем, если в качестве точки отсчета пространства глобальной политики принимается планетарный масштаб, то региональная политика связана со сферой политического взаимодействия государств и других общественно-политических агентов на уровне континентов и субконтинентов (ЕС в Западной Европе, НАФТА и ОАГ в Северной и Латинской Америке) или даже еще более узких регионов (АСЕАН, страны Магриба и т. д.), а локальная - с деятельностью политических субъектов на национально-государственном уровне.

Для обозначения этих уровней в политологии используются понятия 'макро-', 'мега-' и 'микро-' политики, характеризующие различные измерения политического пространства и уровни политических отношений. Макрополитика (вероятно, как и макросоциология и макроэкономика) в большой степени связана с характеристикой пространства функционирования базового агента современной политической жизни - 'государства - нации', лимитированного административно-правовыми границами распространения легитимной публичной власти. Мегаполитика отражает более высокий уровень анализа, содержанием которого являются связи и внешние взаимодействия национально-государственных и наднациональных субъектов, затрагивающие механизмы мировой политики, отношения на глобально-планетарном уровне. И наконец, микрополитика как бы спускается с макроуровня на порядок ниже к анализу взаимоотношений индивидов и групп, изучению внутренних механизмов групповой динамики и индивидуального поведения, то есть уделяет внимание микропроцессам политики, из которых, в свою очередь, складывается пространство макрополитического процесса.

Что же касается микрополитики, то наряду с пространством властной компетенции административно-государственных институтов различного уровня (федеральных и местных), часто говорят о 'сферах контроля' и 'областях давления', 'зонах влияния и интересов' партий и лоббистских группировок, лидеров и групп избирателей.


  1. Теории городских режимов.

Начиная с 1990-х годов теория городских политических режимов (urban regime theory) получила широкое признание и распространение в США и (в меньшей степени) Западной Европе. начало формирования теории городских политических режимов обычно связывается с появлением книги Кларенса Стоуна «Режимная политика: правление в Атланте, 1946–1988 гг.»

Теория политических режимов заметно изменила ракурс изучения власти в территориальных общностях, что было обусловлено как новациями в понимании природы и форм власти, так и смещением акцентов в ее исследовании.

Теория политических режимов заметно изменила ракурс изучения власти в территориальных общностях, что было обусловлено как новациями в понимании природы и форм власти, так и смещением акцентов в ее исследовании. Стоун и его последователи расширили пространство политической власти в городе, фокусируя внимание не столько на «социальном контроле» («власти над»), сколько на «социальном производстве» («власти для»).

Выделение четырех типов власти было обусловлено стремлением Стоуна и его последователей обратить внимание на коалиционный характер властных отношений в городской общности, складывавшихся в результате сложного взаимодействия акторов, представляющих как публичную (государственную), так и частную сферу городской жизни. Идея коалиционной природы власти в американских городах возникла в результате понимания ограниченных возможностей местных властей контролировать важнейшие ресурсы, прежде всего материальные, которые находятся в руках негосударственных акторов. Политический режим — это коалиция акторов, обладающих доступом к институциональным ресурсам и осуществляющих управление общностью. Он не сводится к электоральной коалиции, а предполагает более широкий спектр взаимодействия; в нем нет очевидной субординации и важнейшую роль играют неформальные связи, обеспечивающие эффективность взаимодействия акторов и прочность коалиции.

Наиболее влиятельными акторами городской политики обычно являются представители публичной власти и бизнеса. Частная сфера, разумеется, представлена не только бизнесом.Британские исследователи П. Джон и Э. Коул выделили благоприятные условия формирования политических режимов:1. «Местная проекция интересов бизнеса»: в идеале бизнес должен быть в собственности тех, кто проживает в городе, 2. «Бизнес должен быть сравнительно интегрированным», 3. Более вероятно возникновение и сохранение режимов в больших городах., 4. Успешному формированию режима способствует передающаяся из поколения в поколение традиция политического прагматизма и веры в городскую политику. 5. Режимы чаще формируются в городах, которые обладают уникальностью и своеобразием.

В отечественной науке накоплен определенный опыт изучения политических режимов на уровне региона. В частности, в наиболее обстоятельном эмпирическом исследовании политических режимов в российских регионах его участники определили режим как «совокупность акторов политического процесса, институтов политической власти, ресурсов и стратегий борьбы за достижение и/или удержание власти» В качестве важнейшего основания классификации режимов обычно рассматривается степень концентрации власти в регионе (моноцентрические и полицентрические режимы), характер взаимоотношений между основными акторами («авторитарная ситуация», «гибридный режим», «демократическая ситуация»), уровень «полиархичности» режимов или такие параметры, как происхождение правящей группы; количество и субординация центров (полюсов) политического влияния; состояние гражданского общества как инфраструктуры регионального политического процесса; статус региона вовне.


14. Особенности электоральных процессов на региональном уровне.

Элект. процесс – это сов-ть отн-й, фактов, событий, изм-й, кот-е возникают при взаимодействии акторов политики по поводу выборов. Охватывает по времени и предвыборный и избирательный период. Зависит от характера полит. культуры и от состава участников. Акторы электор. процесса: партии, лидеры, элиты, группы интересов, общ-е движения и НКО. Содержание РЭП опр-ся отнош-ми федер.власти, регион.власти и населения региона.

Системный анализ изучения РЭП. Компоненты РЭП: 1) Электорат, его социопсихологич., полит. и соц-эконом. хар-ки; 2) нормативная система рег-ов(избират-е системы рег-ов); 3) реальные отн-я и практики деят-ти, возникающие в ходе ЭП между полит.акторами(т.н. электоральный ландшафт); 4) итоги голосований, закрепляющие баланс сил между акторами.

Уровни РЭП: выборы в фед.орг-ны власти, в регион.орг-ны власти, в органы власти муницип. уровня. Мотивы голосований на каждом уровне различны, т.к. различен электоральный ландшафт.

Теоретич. основы анализа РЭП. Электоральная география – акцент на объектированные показатели процессов. Модель социальных расколов Липсета-Роккана. Туровский о вертикально протяжённых и горизонтально-организованных террит-х конфликтах и расколах. Модель факторов голосования в пространственной теории выборов(Раунс, Райкер, Гофман – эффекты соседей, друзей). Полит. менеджмент – акцент на целенаправл-е действия полит.акторов в избир. кампаниях. Теория неопределённости(Ордешук, Хинич, Мангер): избиратели не стремятся получить осмысленную и подробную инф-цию о кандидатах. Основополагающей явл-ся рацион. стратегия выбора между обладателями власти и оппозиционером.

Этапы эмпирич. исслед-я РЭП: выявление районов преимуществ-й поддержки тех или иных полит. сил(колич. методы анализа, картографирование); факторный и каузальный анализ географии голосований; опре-е типа регион.полит.культур.

Строение общероссийского пространства выборов: Референдумы 1991, 1993. Президент. Выборы 1991, 1996, 2000, 2004, 2008. Голосование по партийным спискам на думских выборах 1993, 1995, 1999, 2003, 2007. 4-х летние электоральные циклы 1991-95, 1995-99, 1999-2004, 2004- 2008.

Идеальные типы голосований. Р. Туровский: левый, либеральный, конформистский (за партии власти). Н. Петров и А. Титков:

«Твёрдые реформаторские местности» + «умеренно реформаторские» составляют 20-25%,

«консервативные» - одну треть, «с неустойчивыми предпочтениями» + «управляемые» = 10%.
15. Нормы и процедуры региональных электоральных процессов.

Региональный электоральный процесс - это фиксированный и регламентированный по времени ход политических событий и явлений, связанный с выявлением воли граждан региона и формированием по определенным правилам федеральных, региональных и муниципальных органов власти и предполагающий некую упорядоченную последовательность действий и взаимодействий преследующих свои цели федеральных и внутрирегиональных политических акторов, совокупность изменений в их поведении, взаимоотношениях, в исполнении ими своих ролей в рамках развернутой публичной конкурентной борьбы за голоса избирателей региона.
Региональный электоральный процесс развивается под воздействием федеральных и региональных институтов власти, внешних и внутрирегиональных политических акторов, в результате чего происходят изменения в персональном наполнении региональных институтов власти, в региональной политике и политической системе, в региональном гражданском обществе, во взаимоотношениях региональной власти и общества.
Региональный электоральный процесс имеет свою специфику, которая определяется: мезоуровнем охвата политико-выборных процессов; наличием специфических особенностей мотивации и поведения акторов; наличием существенных возможностей у региональной власти для установления контроля за поведением электората; влиянием на региональный электоральный процесс, как федеральных, так и собственно региональных и местных факторов; доминированием региональных и местных проблем на электоральном поле.

В Пермском крае: Депутаты Законодательного Собрания избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 28 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Пермского края, за исключением территории Коми-Пермяцкого округа; 2 депутата избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Коми-Пермяцкого округа; 30 депутатов избираются по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за единые списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.
16. Электоральные циклы: региональное измерение

Выборы в ГД 99г.

Центристские «партии власти» (Единство, ОВР) (Северо-Запад)

Левые силы (Сибирь)

Либеральный ареал голосования (крупные города)

Национальный тренд (Дальний Восток, Сибирь, евр.Север)

Выборы Президента 2000г.

Повышенный уровень голосования в пользу Путина в респ. Юга, Татарстане, Башкортостане, в обл Европейского Севера, на Урале.

Слабая поддержка в Омске, Новосиб., Чечне, Кузбассе

Районы поддержки Зюганова: Юг зап.Сибири, Черноземье, юг Вост. Сибири, рус.р-ны.

Слабая поддержка в Респ.Сев.Кавказа, на Сев.Евр.России, на Урале, в нефтегазовых округах Зап.Сибири.

Явлинский: Москва, Сев-Зап вокруг Петербурга, в Сибири и приморье.

В остальных - <4%

Электоральный цикл 2000-2004

ФЗ «о политических партиях» (2001)

Лидеры и элиты субъектов – под политический контроль фед органов власти.

В условиях относительной стабилизации экон развития (эффекты восстановительного роста в 99-2004 гг. работали на успех инкубментов)

Проблемы немотивированности властных элит в серъезной конкуренции и незакрепленности норм демократии в массовом сознании.

Думские выборы 2003г.

Полная победа партии власти: Чечня, Мордовия, Дагестан, Тыва, Татарстан.

Понижение уровня власти ЕР в СПб, Мскве, Моск.обл., Воронеже, Астрахани, Ярославской обл.

КПРФ: развалился под ударами кризиса партии и агитации конкурентов на изолированные «острова» в аграр.регионах Сибири и Черноземья.

Либеральный ареал: остался преимущественно столичным.

Успех нац-консервативных сил в столичных и промышленных регионах.

Президентские выборы 2004.

Резкий разрыв уровня популярности и остальных кандидатов.

Мощное размежевание регионов по электоральной управляемости.

Пространственная локализация поддержки Путина резко отличается от 2000г.

Коммунистич.тренд: за Харитонова (Ц. Черноземье)

Либеральн.: Хакамада (Якутия)

Сложно говорить об однородности мотивов поддержки Глазьева. Географич.база близка Малышкину (Вост. Сибирь)

Повышенное голосование «против всех»

Объект и предмет политической регионалистики
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации