Контрольная работа - анатомия и физиология органов слуха, речи, зрения - файл n1.doc

Контрольная работа - анатомия и физиология органов слуха, речи, зрения
скачать (737 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc737kb.10.06.2012 21:14скачать

n1.doc

1. Чем отличаются понятия анализатор и «орган чувств»

Орган чувств – это система, состоящая из разных тканей и преобразующая специфические (световые, звуковые, химические и др.) раздражения в нервные импульсы, которые воспринимают рецепторы анализаторов.

Анализаторы (по И.П.Павлову) сложные нервные механизмы, передающие раздражения внешней и внутренней среды в кору больших полушарий, где формируются ощущения.
2. Перечислите отделы зрительного анализатора

Функция зрения осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур, образующих зрительный анализатор, который состоит из трёх отделов:



3. Перечислите органы участвующие в работе зрительного анализатора
Периферическая часть зрительного анализатора - фоторецепторы. Проводниковым отделом зрительного анализатора является зрительный нерв, центральной частью является зрительная зона в коре затылочной доли больших полушарий.
4. Каким образом в мозге строится полная картина окружающего мира?
Свет, попадая на фоторецепторы, вызывает перестройку содержащихся в них зрительных пигментов: зрительный пигмент палочек родопсин разлагается на ретиналь – производное витамина А, и белок опсин. Ретиналь, превратившись затем в витамин А, расходуется на регулирование проницаемости клеточных мембран пигментных клеток сетчатки, но для обеспечения ночного зрения, необходимо обратное восстановление витамина А и опсина в родопсин. Если витамина А оказывается недостаточно, то развивается нарушение ночного зрения («куриная слепота»).

В колбочках вместо родопсина находится йодопсин, несколько отличающийся по структуре от родопсина, и не требующий участия витамина А в осуществлении функции зрения.

При перестройке зрительных пигментов возникают нервные импульсы, которые передаются в последующие нейроны сетчатки (биполярные и ганглиозные клетки) и далее – в зрительный нерв, берущий начало от ганглиозных клеток. Участок сетчатки, из которого выходит зрительный нерв, лишён и колбочек, и палочек, и потому не способен к восприятию света. Его называют «слепым пятном».

Выходя из глазницы через решётчатую пластинку склеры и зрительный канал, волокна зрительного нерва (проводниковый от дел зрительного анализатора), направляются в головной мозг (рис. 4).



Пройдя в полость черепа, зрительные нервы правого и левого глаза образуют на основании мозга, в области турецкого седла, частичный перекрест (хиазму), при этом перекрещиваются только волокна, идущие от внутренних («носовых») половин сетчатки, а волокна от наружных («височных») половин сетчатки не перекрещиваются. После перекреста образуются зрительные тракты.

Таким образом, правый зрительный тракт содержит волокна височной половины сетчатки правого глаза и носовой половины – левого глаза, а левый зрительный тракт – наоборот, неперекрещенные волокна височной половины левого глаза и перекрещенные волокна носовой половины правого глаза (рис. 5).

В составе зрительных трактов нервные волокна достигают подкорковых зрительных

Рис. Зрительный

анализатор

центров в латеральных коленчатых телах, верхних холмах четверохолмия, таламусе и гипоталамусе). Здесь заканчивается периферическая часть зрительного анализатора.

Центральная часть зрительного анализатора начинается от аксонов подкорковых зрительных центров, где происходит переключение зрительного раздражения на проводящие пути головного мозга, в составе которых они достигают его коры в затылочной доле. Корковые зрительные центры объединяют 17, 18 и 19 поля (по Бродману) коры больших полушарий





Рис. Корковое представительство зрительного

анализатора (поля 17-19 по Бродману)

а – наружная поверхность затылочной доли полушарий головного мозга

б – продольный разрез затылочной доли полушарий головного мозга

При этом центральным ядром коркового конца зрительного анализатора, органом высшего анализа и синтеза зрительных раздражений, формирующим зрительный образ, является 17-е поле Бродмана, 18 и 19 поля являются ассоциативными. При повреждении 17-го поля коры может наступить физиологическая слепота, а при поражении 18 и 19-го полей нарушается пространственная ориентация.


5. Перечислите и нарисуйте компоненты зрительного пути
Зрительная система (зрительный анализатор) у млекопитающих, согласно учению И. П. Павлова, включает следующие анатомические образования:

- периферический парный орган зрения — глаз (с его воспринимающими свет фоторецепторами — палочками и колбочками сетчатки);

- нервные структуры и образования ЦНС: Зрительные нервы (начиная от клеток ганглиозного слоя сетчатки), хиазма, зрительный тракт, зрительные пути (центральный зрительный путь) — II-я пара Черепно-мозговых нервов [ответственны за остроту и поле зрения, цветное зрение] ; Глазодвигательный нерв (содержащиеся в нерве парасимпатические волокна иннервируют гладкую (непроизвольную) мускулатуру глаза — иннервация всех мышц глазного яблока, за исключением верхней косой и наружной прямой мышц) — III-я пара, а также IV-я (блоковый нерв иннервирует верхнюю косую) и VI-я (отводящий нерв, его волокна иннервируют наружную прямую мышцу глаза) пары Черепномозговых нервов [эта группа двигательных нервов ответственна за подвижность глазных яблок, век, а также ширину и равномерность глазных щелей; кроме того, V-я (тройничный нерв; + глазной нерв — I ветвь тройничного нерва) и VII-я (лицевой нерв) пары Черепномозговых нервов ответственны за конъюнктивальный и корнеальный рефлексы, глазные щели, слезоотделение]; латеральное коленчатое тело промежуточного мозга (с подкорковыми (см. ниже) зрительными центрами), передние бугры четверохолмия среднего мозга (первичные зрительные центры); подкорковые (и стволовые) и корковые зрительные центры: латеральное коленчатое тело и подушки зрительного бугра, (зрительная радиация/ лучистость) и верхние холмики крыши среднего мозга (четверохолмия), зрительная кора.


Проводящие пути зрительного анализатора
1 — Левая половина зрительного поля,

2 — Правая половина зрительного поля,

3 — Глаз,

4 — Сетчатка,

5 — Зрительные нервы,

6 — Глазодвигательный нерв,

7 — Хиазма,

8 — Зрительный тракт,

9 — Латеральное коленчатое тело,

10 — Верхние бугры четверохолмия,

11 — Неспецифический зрительный путь,

12 — Зрительная кора головного мозга.



6. Что такое глазница и чем она образована

Глазница является защитным костным остовом, вместилищем глаза и основных его придатков. Имеет форму 4-гранной пирамиды с закруглёнными рёбрами.  Основание пирамиды, её глазничный край, обращено кпереди, вершина – кзади, в полость черепа. Длина передне-задней оси орбиты равна 4-5 см, высота области входа – 3,5 см, максимальная ширина – 4см. Оси обеих глазниц конвергируют спереди назад и снаружи внутрь.

Глазницу образуют 7 костей: лобная, основная, решётчатая, нёбная, слёзная, скуловая и верхняя челюсть. В глазнице различают 4 стенки: верхнюю, нижнюю, внутреннюю и наружную.

В передневнутренней части верхней стенки заложена лобная пазуха, её размеры индивидуальны. Верхняя стенка глазницы отделяет её от передней черепной ямки и поэтому граничит с полостью черепа и мозгом.

В наружном углу верхней стенки есть углубление для слёзной железы У внутреннего края верхней стенки на месте её перехода во внутреннюю есть выемка, или костное отверстие, - место выхода одноимённой артерии и нерва.

Нижняя стенка отделяет глазницу от гайморовой полости. Образована глазничной поверхностью верхней челюсти, отчасти скуловой и глазным отростком нёбной кости.

Верхняя стенка образована лобной костью и отчасти малым крылом клиновидной кости.

Наружная стенка образована нижней поверхностью скулового отростка лобной, глазничной поверхностью большого крыла основной и основным отростком скуловой кости и отделяет содержимое глазницы от височной ямки.

Внутренняя стенка образована решётчатой костью, её бумажной пластинкой, спереди слёзной костью и лобным отростком верхней челюсти у вершины глазницы. На поверхности слёзной кости есть ямка для слёзного мешка (fossa sacci lacrimalis). От неё начинается слёзно-носовой костный канал, который открывается в нижнем носовом ходе на расстоянии 3-3.5 см от наружного отверстия носа. Внутренняя стенка отделяет глазницу от решётчатой пазухи. Бумажная пластинка бывает очень тонкой и представлена подчас двумя слоями надкостницы. Она легко повреждается даже при неосторожном высмаркивании. Повреждение этой стенки обусловливает эмфизему век и реже ретробульбарной клетчатки.

Таким образом, глазное яблоко окружено придаточными пазухами носа. Их патология нередко участвует в развитии глазной патологии.

Край глазницы плотнее её костей и, выступая вперёд, выполняет защитную функцию. У вершины глазницы, в малом крыле основной кости, находится круглое зрительное отверстие диаметром 4 мм, через которое в полость глазницы входит глазная артерия и выходит зрительный нерв в полость черепа (среднюю черепную ямку).

Кнаружи и книзу от зрительного отверстия, между большим и малым крыльями основной кости, находится затянутая соединительной тканью верхнеглазничная щель, соединяющая глазницу со средней черепной ямкой. Через щель проходят двигательные нервы к мышцам глаза: блоковый, отводящий. глазодвигательный, и глазная ветвь тройничного нерва симпатический корешок к цилиарному узлу, глазная вена.

При травме, опухоли средней черепной ямки эти образования сдавливаются или повреждаются, что приводит к синдрому верхнеглазничной щели: птозу, мидриазу, тетраплегии (полная неподвижность глаза), анестезии роговицы и кожи века, некоторому экзофтальму, венозному застою.

В нижненаружном углу глазницы, между большим крылом основной кости и телом верхней челюсти, есть вторая щель – нижнеглазничная, которая соединяет глазницу с крылонёбной ямкой. Нижнеглазничная щель закрыта соединительнотканной перепонкой с гладкими мышечными волокнами, иннервируемыми симпатическим нервом. У человека эта мышца развита слабо, но всё же она влияет на положение глаза в орбите. Повышение тонуса мышцы может быть причиной экзофтальма, понижение – энофтальма. Через нижнеглазничную щель и волокна мышцы обеспечивается анастомоз нижней глазничной вены с венозным сплетением крылонёбной ямки и глубокой лицевой вены с возможным влиянием тонуса мышцы на венозное кровообращение в глазнице.

В глубине глазницы, в основной кости, есть круглое отверстие. которое соединяет среднюю черепную ямку с крылонёбной ямкой и отчасти с глазницей. Через круглое отверстие проходит верхнечелюстной нерв – вторая ветвь тройничного нерва.

Костные стенки ограничивают вход в глазницу, который спереди закрывается тарзообитальной фасцией, называемой некоторыми авторами передней стенкой глазницы (septum orbitae). Тарзоорбитальная фасция прикреплена к краям глазницы и хрящам век и препятствует распространению инфекции в глазницу с век и из слёзного мешка, который лежит впереди неё (экстрасептально). У наружного края жировая ретробульбарная клетчатка заходит за пределы глазницы на 3-4 см. Край и стенки глазницы служат защитой органа зрения.

Анатомическая связь глазницы с придаточными пазухами носа нередко становится причиной перехода воспалительного процесса или прорастания опухоли. Близость зрительного нерва к основной и решётчатой пазухам при воспалительных процессах в них может обусловить риногенные невриты. При травмах верхней стенки глазницы возможно повреждение вещества мозга или распространение воспалительного процесса из него на глазницу. Переломы основания черепа могут осложняться повреждением канала зрительного нерва и полной или частичной слепотой из-за нарушения полости или сдавления зрительного нерва, глазничной артерии. Характерным симптомокомплексом сопровождается травматический или воспалительный процесс в области верхней глазничной щели в связи с нарушением венозного оттока и функции нервов. По венозной системе глазницы возможно распространение процесса с кожи лица или глазницы в полость черепа.

Полость глазницы заполнена жировым телом, которое заключено в тонкий апоневроз и пронизано соединительнотканными перемычками, делящими его на мелкие сегменты. От надкостницы жировое тело отделено щелевидным пространством.
7. Какие мышцы управляют движением глаз и какие нервы иннервируют эти мышцы?

Глазное яблоко приводит в движение поперечно-полосатые мышцы – четыре прямые (верхняя, нижняя, медиальная, латеральная), две косые (верхняя и нижняя) и мышца, поднимающая верхнее веко рис.



Мышцы начинаются в глубине глазницы вокруг зрительного канала и прикрепляются к глазному яблоку, обеспечивая ему сложную амплитуду движения.

Иннервация мышц осуществляется черепными нервами:

Блоковый нерв (IV пара ч.н.) иннервирует верхнюю косую мышцу глазного яблока, отводящий нерв (VI пара ч.н.) иннервирует прямую латеральную мышцу, а все остальные мышцы получают иннервацию из глазодвигательного нерва (III пара ч.н.).

Нервы глазного яблока – длинные и короткие ресничные нервы, отходящие от носоресничного нерва и ресничного ганглия, прободают склеру, ложатся между ней и сосудистой оболочкой, отдавая к этим оболочкам небольшие нервные стволики. В области ресничной мышцы образуется ресничное сплетение с нервными клетками в нем, ветви которого направляются к радужной оболочке и ресничной мышце. Кожа век получает нервы от первой (верхнее веко) и второй (нижнее веко) ветвей тройничного нерва (V пара ч.н.).

Глаз, как орган, получает артериальную кровь из системы внутренней сонной артерии (глазничная артерия), а венозная кровь по глазничной вене оттекает из глазницы во внутреннюю яремную вену.
8. Функции бровей, ресниц и века?
Веки равномерно распределяют слезу и поддерживают необходимую влажность поверхности глаза и, кроме того, смывают с нее попавшие мелкие инородные тела и способствуют их удалению. Свободные края верхнего и нижнего века плотно прилегают друг к другу при их смыкании.

Ресницы образуют заслон из двух – трех рядов, защищающий глазную щель. Они предотвращают попадание в глаз пыли и других мелких частиц, а также частично прикрывают глаз от излишнего света.

Брови – это дугообразное возвышение кожи над глазницами. Оно покрыто короткими волосами и снабжено особым мускулом. Брови предназначены для защиты глаз от капель пота или дождя, который стекает со лба.
9. Где находится слезная железа и какова ее функция
Во внешнем углу верхнего века находятся слезные железы, которые выделяют слезную жидкость через протоки расположенные по краю века. Слезы поддерживают его постоянную влажность и распределяются по поверхности глазного яблока при мигании век. Затем они стекают к внутреннему углу глаз, где попадают в слезный мешок, затем в слезно-носовой канал. Вот почему, когда мы плачем, у нас течет из носа. Слезы постоянно промывают глаза, поддерживают их в чистоте и смывают все вредные вещества. Наряду с солью слезы содержат лизоцим – эффективное природное антибактериальное вещество, предохраняющее глаза от инфекции.
10. Перечислите оболочки глазного яблока

Глазное яблоко состоит из оболочек, которые окружают внутреннее ядро глаза, представляющее его прозрачное содержимое — стекловидное тело, хрусталик, водянистая влага в передней и задней камерах.

Оболочки глазного яблока:

  1. наружная (фиброзная);

  2. средняя (сосудистая);

  3. внутренняя (сетчатая).



  1. Наружная оболочка – самая прочная из всех, именно она сохраняет форму глазного яблока. Передний ее отдел меньший (1/6 всей оболочки) называется роговой оболочкой (роговица). Это по форме удлиненная вогнуто-выпуклая линза. Толщина ее по периферии составляет 1-1,2 мм, в центре – 0,8 мм. Роговица не имеет кровеносных и лимфатических сосудов и совершенно прозрачна. Задний, больший отдел наружной оболочки глазного яблока (5/6 всей оболочки) составляет белочная оболочка (склера). У нее появляются эластические волокна, она непрозрачна. Наиболее толстая в окружности зрительного нерва (до 1,5 мм), а у экватора – 0,4-0,5 мм. Склеру во многих местах прободают артерии, вены, нервы, образуя в ней ряд отверстий – выпускников.

  2. Сосудистая оболочка делится на 3 неравные части:

а) заднюю, большую, выстилающую 2/3 внутренней поверхности склеры – собственно сосудистая (chorioidea);

б) среднюю, располагающуюся на границе между склерой и роговицей;

в) переднюю, меньшую, часть, которая просвечивает через роговицу – радужная оболочка (iris).

На задней ее части находятся два анатомических образования – пятно (macula) место наилучшего зрения и диск зрительного нерва (слепое пятно). В macula капиллярная сеть наиболее развита. В диске – выход нервных волокон зрительного нерва.

Сосудистая оболочка в переднем отделе несколько утолщается и без резких границ переходит в ресничное тело (corpus ciliare). Основную массу его образуют ресничная мышца и строма ресничного тела, состоящая из рыхлой, богатой пигментными клетками соединительной ткани и большого количества сосудов. Ресничная мышца непосредственно прилегает к склере и образована радиарными и круговыми гладкими мышечными волокнами. Эти мышцы расслабляют, увеличивая кривизну хрусталика или, сокращаясь, уменьшают ее.

Радужная оболочка (радужка - iris) – передний отдел сосудистой оболочки. В центре ее находится круглое отверстие – зрачок. Оболочка состоит из рыхлой соединительной ткани, сосудов, гладких мышц, большого количества нервных волокон. Клетки задней поверхности радужной оболочки содержат пигмент, который обусловливает «цвет» глаз. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много – глаза темно или светло-карие, а когда мало – серые, зеленоватые, голубые. У некоторых людей (альбиносы) в радужной оболочке пигмент не содержится и глаза таких людей имеют красный цвет из-за просвечивающихся в ней кровеносных сосудов. В глубине радужки находятся циркулярные и радиарные мышцы. Это гладкая мускулатура, обеспечивающая сужение и расширение зрачка.

3). Внутренняя оболочка глазного яблока – сетчатка (retina). В ней различают две неравные части: заднюю, большую, воспринимающую световые раздражения, - зрительную часть сетчатки и переднюю, меньшую, не содержащую светочувствительных элементов и называемую слепой частью сетчатки.

Зрительная часть сетчатки – очень сложна по строению. Помимо сосудов и пигментного слоя в ней содержатся особые элементы сетчатки - палочки и колбочки, обеспечивающие человеку световосприятие и цветное зрение.

На задней поверхности сетчатки находятся: диск зрительного нерва, где собираются аксоны мультиполярных нервных узловых клеток сетчатки, которые, прободая склеру, образуют ствол зрительного нерва (П пара черепных нервов). В области диска находится участок сетчатки, лишенный светочувствительных элементов – слепое пятно. На 3-4 мм кнаружи от диска зрительного нерва в сетчатке имеется пятно (macula) – место наилучшего видения, раньше его называли «желтым пятном». В области пятна располагаются только колбочки.

С функциональной точки зрения оболочки глаза и её производные подразделяют на три аппарата: рефракционный (светопреломляющий) и аккомодационный (приспособительный), формирующие оптическую систему глаза, и сенсорный (рецепторный) аппарат.

11. Что такое радужка?
Радужная оболочка, радужка, тонкая подвижная диафрагма глаза с отверстием (зрачком) в центре; расположена за роговицей, между передней и задней камерами глаза, перед хрусталиком. Практически светонепроницаема. Содержит пигментные клетки, круговые мышцы, сужающие зрачок, и радиальные, расширяющие его.

Недостаток пигмента в радужной оболочке (в этом случае глаза имеют красноватый оттенок) сочетается с недостаточной пигментацией кожи, волос (альбинизм).
12. что такое аккомодация? Какие структуры глаза с ней связаны?
Приспособление глаза к ясному видению удаленных на разное расстояние предметов называется аккомодацией. При аккомодации происходит изменение кривизны хрусталика и, следовательно, его преломляющей способности. При рассматривании близких предметов хрусталик делается более выпуклым, благодаря чему лучи, расходящиеся от светящейся точки, сходятся на сетчатке.

Механизм аккомодации сводится к сокращению ресничных мышц, которые изменяют выпуклость хрусталика. Хрусталик заключен в тонкую прозрачную капсулу, переходящую по краям в волокна цинновой связки, прикрепленной к ресничному телу. Эти волокна всегда натянуты и растягивают капсулу, снимающую и уплощающую хрусталик. В ресничном теле находятся гдадкомышечные волокна. При их сокращении тяга цинновых связок ослабляется, а значит, уменьшается давление на хрусталик, который в силу своей эластичности принимает более выпуклую форму.

Таким образом, ресничные мышцы являются аккомодационными мышцами. Они иннервируются парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва. Введение в глаз атропина вызывает нарушение передачи возбуждения к этой мышце, и, следовательно, ограничивает аккомодацию глаз при рассмотрении близких предметов. Наоборот, пилокарпин и эзерин – вызывают сокращение этой мышцы.

Для нормального глаза молодого человека дальняя точка ясного видения лежит в бесконечности. Далекие предметы он рассматривает без всякого напряжения аккомодации, т.е. без сокращения ресничной мышцы. Ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 10 см от глаза. Предметы, расположенные ближе 10 см, не могут быть ясно видны человеком с нормальным зрением даже при максимальном сокращении ресничной мышцы, т.е. при максимальном аккомодационном усилии. Сила аккомодации может быть выражена в диоптриях. Если ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 10 см от глаза человека, то линза с фокусным расстоянием в 10 см, т.е. в 10 D, превратит лучи, идущие от ближайшей ясно видимой точки, в параллельные. Следовательно, при помощи линзы устранится необходимость в аккомодации. Поэтому можно заменить максимальное аккомодационное усилие человека, поместив у него перед глазом линзу силой в 10 D, отсюда следует, что максимальная сила аккомодации равна 10 D.

Старческая дальнозоркость обусловлена тем, что с возрастом хрусталик становится менее эластичным и при ослаблении натяжения цинновых связок его выпуклость или не изменяется, или увеличивается лишь незначительно. Поэтому ближайшая точка ясного видения отодвигается от глаз. Это состояние называется старческой дальнозоркостью или пресбиопией. Поэтому пожилые люди исправляют недостаток аккомодации с помощью двояковыпуклых линз.


13. Нарисуйте схему преломления и образования изображения в глазном яблоке при нормальной близорукой и дальнозоркой рефракции


А – нормальная рефракция

Б – близорукость

Г- дальнозоркость



Преломляющая способность глаза в состоянии покоя, обеспечивающая фокусирование изображения на сетчатке, называется рефракцией. Рефракция может быть:

1. Соразмерная (нормальная) – эмметропия.

2. Несоразмерная:

Аномалии рефракции глаза. Существуют две главные аномалии преломления лучей (рефракции) в глазу: близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия). Эти аномалии обусловлены, как правило, не недостаточностью преломляющих сред, а ненормальной длиной глазного яблока.

Близорукость. Если продольная ось глаза слишком длинная, то главный фокус будет находиться не на сетчатке, а перед ней, в стекловидном теле


Рис.

В этом случае параллельные лучи сходятся в одну точку не на сетчатке, а ближе ее, а на сетчатке вместо точки образуется круг светорассеивания. Такой глаз называется близоруким (миопическим). Здесь точка ясного видения находится не в бесконечности, а на конечном, довольно близком, расстоянии. Чтобы ясно видеть вдаль, близорукий должен поместить перед глазами вогнутые стекла, которые уменьшат преломляющую силу хрусталика и тем самым отодвинут сфокусированное изображение на сетчатку.

Дальнозоркость бывает в таком глазу, где продольная ось глаза короткая, и поэтому параллельные лучи, идущие от далеких предметов, собираются сзади сетчатки. а на ней получается неясное, расплывчатое изображение предмета. Этот недостаток рефракции может быть компенсирован путем аккомодационного усилия, т.е. увеличения выпуклости хрусталика. Поэтому дальнозоркий человек напрягает аккомодационную мышцу, смотря не только вблизи, но и вдаль.



У дальнозорких людей ближайшая точка ясного видения отстоит от глаза дальше, чем у лиц с нормальным зрением. Поэтому аккомодационные усилия при рассматривании близких предметов являются недостаточными. В результате для чтения дальнозоркие люди должны надевать двояковыпуклые очки, усиливающие преломление лучей.

Гиперметропию не следует смешивать со старческой дальнозоркостью. Эти два недостатка имеют общим только то, что при них необходимо пользоваться двояковыпуклыми очками.
14. Что такое стекловидное тело и каковы его функции
Полость глаза позади хрусталика заполнена прозрачным, аморфным, желеобразным веществом – стекловидным телом, заполняющим пространство между сетчаткой и хрусталиком. В стекловидном теле содержится до 98% воды и ничтожно малое количество белка и солей. Оно не имеет сосудов и нервов, но придаёт форму и упругость глазному яблоку, является одним из важных элементов оптической системы глаза; при заболеваниях – мутнеет.

Все три образования преломляют световые лучи таким образом, что на сетчатке образуется уменьшенное и перевёрнутое изображение видимых глазом предметов, но это не мешает правильному их восприятию, так как все дело не в пространственном положе­ИИ изображения на сетчатке, а в интерпретации его мозгом.
15. Как расположены палочки и колбочки в сетчатке? Назовите виды колбочек
Количественное соотношение между палочками и колбочками не везде одинаково. В центральной ямке желтого пятна, на протяжении 0,5-0,8 мм существуют только колбочки, в непосредственном соседстве на колбочку приходится одна палочка, на расстоянии 1,2 мм от центра желтого пятна одну колбочку от другой отделяют 1-4 палочки, дальше к периферии число палочек все увеличивается, а колбочек уменьшается. В периферической зоне сетчатой оболочки колбочки отсутствуют.

Общее число колбочек в сетчатке человеческого глаза равно 7 млн., палочек – 130 млн. Палочки обладают очень высокой световой чувствительностью, обеспечивают сумеречное и периферическое зрение. Колбочки выполняют тонкую функцию: центральное форменное зрение и цветоощущение.

В видимой части спектра человеческий глаз поглощает свет всех длин волны, воспринимая их в виде семи цветов, каждый из которых со­ответствует определенному участку солнечного спектра. Способность человеческого глаза к различению большого количества (до нескольких тысяч) цветовых оттенков достигается благодаря наличию в сетчатке глаза трёх видов колбочек – «красных», «зеленых» и «синих», ко­торые содержат разные пигменты и, по данным электрофизиологических исследований, поглощают свет с различной длиной волны.

16. Где происходит первичная обработка информации, поступающая из колбочек и палочек?
17. Аксоны каких нейронов образуют зрительный нерв
Аксоны ганглиозных клеток формируют зрительный нерв
18. Что такое острота зрения и от чего она зависит?
Способность оптической системы глаза строить чёткое изображение на сетчатке называют остротой зрения, в основе которой лежит разрешающая способность глаза, т. е. его способность воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними. Если лучи, исходящие от двух рядом расположенных точек, возбуждают одну и ту же, или две соседние колбочки, то обе точки воспринимаются как одна более крупная. Для их раздельного видения необходимо, чтобы между возбужденными колбочками находилась еще хоть одна. Следовательно, максимально возможная острота зрения зависит от толщины колбочек в центральной ямке желтого пятна. Острота зрения несколько меняется в зависимости от силы освещения. При одной и той же освещенности острота зрения может значительно меняться. При утомлении острота зрения понижается.
19. Что такое слепое пятно

Слепое пятно (оптический диск) — имеющаяся в каждом глазу здорового человека область на сетчатке, которая не чувствительна к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую её сторону и потому в этом месте отсутствуют световые рецепторы.

20. Что такое астигматизм?

астигматизм – обусловлен патологическими изменениями роговой оболочки, теряющей на некоторых участках свою сферичность, в связи с чем, различные участки роговицы обладают различной преломляющей способностью, и оптические стёкла с единой степенью кривизны не обеспечивают нужной фокусировки изображения на сетчатке.
21. Что такое катаракта?
Катаракта – помутнение хрусталика, снижающее его прозрачность.

Врождённая катаракта встречается у 1 из 200 родившихся детей, но именно она является причиной 10% случаев слепоты среди детей дошкольного возраста. Врождённые катаракты могут быть наследственными, передающимися по доминантному типу, или возникать в результате внутриутробной патологии. К развитию врождённой катаракты могут привести различные инфекционно-токсичес-кие факторы, оказывающие влияние на эмбрион или плод. Это, прежде всего, – вирусные инфекции матери (краснуха, грипп, токсоплазмоз); нарушения обмена и эндокринные расстройства у женщин во время беременности (гипокальциемия вследствие недостаточности функции паращитовидных желез).

При повреждениях капсулы хрусталика в результате механической перфорирующей или контузионной травмы развивается травматическая катаракта. Изменения в хрусталике при травматической катаракте обычно локализуются в местах повреждения капсулы хрусталика и в зависимости от их локализации могут определять степень потери остроты зрения.

При воздействии на глаз ионизирующего излучения любого вида возникает лучевая катаракта, ряда химических веществ (нафталина, ртути, спорыньи и др.) – токсическая катаракта. Катаракты, развившиеся вследствие приёма больших доз сульфаниламидов, как осложнения воспалительных заболеваний роговицы (ирит) и сосудистой оболочки глаза (увеит), расстройств обмена веществ (диабет, гипопаратиреоидит), ряда инфекционных заболеваний, близорукости, глаукомы, отслойки сетчатки и др., носят название последовательных катаракт. Во всех перечисленных случаях катаракта носит диффузный характер, обусловливая своей выраженностью степень потери остроты зрения.
22. Что такое бинокулярное зрение, какого его значение
Важным условием нормального зрения является взаимодействие двух глаз, т. е. способность видеть двумя глазами одновременно, при этом воспринимая рассматриваемый объект как единое целое. Эта зрительная способность называется бинокулярным зрением. Оно позволяет получать объемное изображение предметов и определять их относительное расстояние от наблюдателя. Объёмное зрение, т. е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5 месяцев и уже к 9-ти месяцам ребёнок приобретает способность стереоскопического восприятия пространства, различения глубины и отдалённости расположения предметов. Однако полное формирование бинокулярного зрения завершается к 7-15 годам.
23. Что такое конъюнктивит и блефарит, от чего они возникают?
Конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза , вызванное, чаще всего, аллергической реакцией или инфекцией (вирусной, реже бактериальной). Различают аденовирусный (фарингоконъюнктивальная лихорадка), герпетический, бактериальный, хламидийный, острый и хронический конъюнктивит.

Блефарит - это воспаление краев век. Обычно проявляется раздражением век, покраснением, жжением и зудом.
24. Перечислите отделы слухового анализатора
Слуховой анализатор включает в себя:

– рецепторный (периферический) аппарат – это наружное, среднее и внутреннее ухо;

– проводниковый (средний) аппарат – слуховой нерв;

– центральный (корковый) аппарат – слуховые центры в височных долях больших полушарий.
25. Перечислите органы участвующие в работе слухового анализатора
Орган слуха человека улавливает- (наружное ухо), усиливает - (среднее ухо) и воспринимает- (внутреннее ухо) звуковые колебания, представляя собой, по сути, дистантный анализатор, периферический (сенсорный) отдел которого располагается в пирамиде височной кости (улитке).
26. Какова особенность слуха детей больных астмой
27.Какие частоты воспринимает человеческое ухо
Диапазон частот, которые способно воспринять ухо, у разных людей различен. Нижняя граница слышимых звуков – около 16 Гц, а верхняя – 18…22 кГц. Встречаются люди, которые слышат звуки частотой до 30 кГц, но они являются исключением. С возрастом чувствительность слуха к высоким частотам падает. Нередко пожилые люди слышат лишь звуки частотой до 9…10 кГц. На практике обычно пользуются усредненным значением диапазона слышимых человеческим ухом частот: от 20 Гц до 20 кГц. Звук, частота которого ниже 20 Гц, называют инфразвуком, а звук частотой выше 20 кГц – ультразвуком.
28. Какова функция мышц ушной раковины, желез стенки слухового прохода

К наружному уху относится ушная раковина и наружный слуховой проход. Ушная раковина рупообразной формы, подвижна, что дает возможность улавливать и сосредотачивать звук в слуховом проходе. Ушная раковина необходима для различения направлений на источники звука, расположенные на разной угловой высоте, т.е. спереди, сверху, сзади и снизу

Наружный слуховой проход представляет собой слегка изогнутый, узкий канал. Железы слухового прохода выделяют секрет -"ушную серу”. Ушная сера защищает ухо от пыли, влаги, сухости и обладает бактерицидными и репеллентными свойствами.
29. Каковы функции барабанной перепонки и слуховых косточек?
Колебания барабанной перепонки, преобразующей воздушные звуковые волны в механические колебания, передаются на находящиеся в полости среднего уха, сочленяющиеся между собой слуховые косточки – молоточек, наковальню и стремечко

Эта система слуховых косточек обеспечивает, по новейшим данным, усиление приходящего с барабанной перепонки звука в 20–25 раз, что позволяет преодолеть сопротивление мембраны овального окна, отделяющего полость среднего уха от полости внутреннего и передать колебания эндолимфе внутреннего уха. Роль барабанной перепонки и слуховых косточек сводится к трансформации воздушных колебаний большой амплитуды и относительно малой силы в колебания ушной эндолимфы с относительно малой амплитудой, но большим давлением.
30. Имеются ли в ухе органы гомологичные жаберной щели?
Слуховая труба вместе с барабанной полостью развивается из первой жаберной щели.
Одна слуховая косточка — столбик,— характерная для земноводных и пресмыкающихся, уменьшаясь в размерах, превращается в стремечко, а рудименты нёбно-квадратного и меккелева хрящей, полностью выходящие из состава челюстного аппарата, преобразуются соответственно в наковаленку и молоточек. Таким образом, создается единая функциональная цепь из трех слуховых косточек в среднем ухе, характерная только для млекопитающих


Эволюция двух первых висцеральных жаберных дуг позвоночных. А—хрящевая рыба; Б—земноводное;
В—пресмыкающееся; Г— млекопитающее: 1—нёбно-квадратный хрящ, 2—меккелев хрящ, 3—гиомандибулярный хрящ, 4—гиоид, 5—столбик, 6—накладные
кости вторичных челюстей, 7—наковаленка, 8—стремечко, 9—молоточек;
гомологичные образования обозначены соответствующей штриховкой



Рекапитуляция основных этапов филогенеза висцерального черепа происходит и в онтогенезе человека. Нарушение дифференцировки элементов челюстной жаберной дуги в слуховые косточки является механизмом формирования такого порока развития среднего уха, как расположение в барабанной полости только одной слуховой косточки — столбика, что соответствует строению звукопередающего аппарата земноводных и пресмыкающихся.

Слуховая труба вместе с барабанной полостью развивается из первой жаберной щели (из глоточного кармана)


31. Что такое овальное окно? Круглое окно?
По слуховому проходу звук доходит до барабанной перепонки и связанных с ней слуховых косточек. Барабанная перепонка натянута очень сильно, и минимальные сигналы из внешней среды способны заставить барабанную перепонку колебаться. При этом начинает вибрировать стремя, приросшее к барабанной перепонке. Это в свою очередь приводит к усилению сигнала с помощью особенного взаимного расположения слуховых косточек – они образуют мощный рычажный усилитель. Таким образом, на мембрану овального окна передается еще более сильный сигнал, нежели на барабанную перепонку. Однако подавляющая часть силы этого сигнала тратиться на переход звука из воздушной среды во в сотни раз более плотную жидкую среду внутреннего уха. После прохождения звука во внутренне ухо он полностью превращается в обычную волну, и эта волна идет по лестнице улитки, заполненной перилимфой. Поскольку улитка устроена таким образом, что средняя лестница к концу улитки расширяется, а барабанная лестница и лестница преддверия сужаются, то волна разной длины придет в резонанс с системой в строго определенном месте улитки. И именно в этом месте покровная перепонка с наибольшей силой надавит на волосковые рецепторы, что позволит определить точную длину волны, а значит – и частоту звука. Но если бы волна оставалась в улитке, то она бы снова вызывала возбуждение волосковых рецепторов, и один звук накладывался бы на другой. Поэтому существует система гашения звука - волна, проходя по лестницам улитки, упирается в круглое окно. Таким образом, сила звука расходуется на колебание мембраны круглого окна, выходящего в евстахиеву трубу.
32. Как устроен и функционирует кортиев орган?

Кортиев орган располагается в спирально завитом костном канале внутреннего уха — улитковом ходе, заполненном эндолимфой и перилимфой. Верхняя стенка хода прилегает к т. н. лестнице преддверия и называется рейснеровой перепонкой; нижняя стенка, граничащая с т. н. барабанной лестницей, образована основной перепонкой, прикрепляющейся к спиральной костной пластинке.

Кортиев орган расположен на основной перепонке и состоит из внутренних и наружных волосковых клеток, внутренних и наружных опорных клеток (столбовых, клеток Дейтерса, Клаудиуса, Гензена), между которыми находится туннель, где проходят направляющиеся к основаниям волосковых клеток отростки нервных клеток, лежащих в спиральном нервном ганглии. Воспринимающие звук волосковые клетки располагаются в нишах, образуемых телами опорных клеток, и имеют на поверхности, обращенной к покровной перепонке, по 30—60 коротких волосков. Опорные клетки выполняют также трофическую функцию, направляя поток питательных веществ к волосковым клеткам. Функция К. о. — преобразование энергии звуковых колебаний в процесс нервного возбуждения.

33. Нарисуйте схему слухового пути



34. Где происходит окончательный анализ параметров звука?

Звуки разной  частоты воспринимаются разными клетками, т.е. анализ звуковых раздражений  начинается уже на периферии — в органе слуха. Окончательный анализ звука и  формирование звуковых ощущений происходит в центре – в слуховой зоне коры  больших полушарий.

35. Где расположена слуховая кора?

Центральную часть слуховой системы образуют проводящие пути, переключательные ядра и слуховая кора, расположенная в обоих полушариях в глубине латеральной борозды, отделяющей височную долю от лобной и передних отделов теменной доли (поля 41 и 42).
36. Где находится и какова функция слуховой трубы?
Слуховая труба— парный канал длиной 30—40 мм; диаметр ее просвета равен 1—2 мм, соединяющий носоглотку с барабанной полостью. Ось cлуховой трубы наклонена книзу и кнутри и образует угол около 45° с сагиттальной и около 30° с горизонтальной плоскостью. Стенки cлуховой трубы сформированы частично костью, частично хрящом и соединительной тканью, в связи с чем в ней выделяют костную и хрящевую части. Функции слуховой трубы – это дренажная и вентиляционная, то есть она поддерживает в барабанной полости давление одинаковое с внешним. Это необходимо для нормального проведения звуковых колебаний в среднем ухе. При глотании просвет слуховой трубы расширяется, и воздух из носоглотки попадает в барабанную полость. При нормальной работе слуховой трубы обеспечивается компенсация отрицательного давления, которое возникает в среднем ухе за счет поглощения воздуха слизистой оболочкой. Избыточное давление в барабанной полости также может выравниваться при глотательных движениях.
37. Что такое ушная пробка?
В результате скопления большого количества серы в слуховом проходе может образоваться серная пробка. Секрет, выделяемый сальными железами, а также частички эпидермиса смешиваются со скопившейся серой и образуют комок в виде пробки. серная пробка имеет коричневый цвет или черный. На ощупь серная пробка достаточно мягкая.
38. Почему воспаление в среднем ухе ведет к нарушению слуха?
Воспаления среднего уха представляют опасность для слухового восприятия своими последствиями (осложнениями), которые наиболее часто отмечаются при хроническом характере воспаления (хронический средний отит). Например, вследствие образования спаек между стенками барабанной полости и перепонкой, подвижность последней снижается, в результате чего возникает ухудшение слуха, шум в ушах. Очень частым осложнением как хронического, так и острого гнойного отита, является прободение барабанной перепонки. Но главная опасность таится в возможном переходе воспаления на внутреннее ухо (лабиринтит), на мозговые оболочки (менингит, абсцесс мозга), либо в возникновении общего заражения крови (сепсиса).

Во многих случаях даже при правильном и своевременном лечении, особенно хронического среднего отита, восстановления слуховой функции в полном объёме не достигается, в силу возникающих рубцовых изменений барабанной перепонки, сочленений слуховых косточек. При поражениях среднего уха, как правило, возникает стойкое понижение слуха, но полной глухоты не наступает, поскольку сохраняется костная проводимость. Полная глухота после воспаления среднего уха может развиться лишь в результате перехода гнойного процесса из среднего уха во внутреннее.

39. Почему воспаление во внутреннем ухе может привести к глухоте?
В результате воспалительного процесса происходит гибель всех или части волокон слухового нерва и возникает соответственно полная или частичная потеря слуха.
40. Могут ли сильные звуки нарушить слух?

При длительном воздействии шума развиваются дегенеративные изменения в волосковых клетках кортиева органа, распространяющиеся на нервные волокна и на клетки спирального нервного узла.

Нарушение слуха может быть вызвано разрывом барабанной перепонки при воздействии очень сильных шумов или звуков, например, взрывной волны. В таких случаях рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдет взрыв.
41. Какую информацию несет вестибулярная сенсорная система?
42.Какова причина морской болезни?
Причина морской болезни кроется в противоречивости сигналов, поступающих в мозг из внутреннего уха, где находится механизм равновесия, и сигналов поступающих в мозг  от глаз. При морской  качке природный механизм равновесия посылает в мозг сигналы  что все вокруг качается, но  Ваши глаза  не видят никаких изменений, так как яхта качается вместе с вами. Между сигналами  возникает диссонанс, который и вызывает морскую болезнь.
43. Нарисуйте схему функциональной системы звукообразования.
44.Какова роль пазух костей черепа в звукообразовании?
В пазухах костей черепа находятся носовые полости которые являются частью надставной трубы и резонаторами, формирующими громкость и отчетливость речевых звуков.

Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр. Именно бла­годаря тембру мы различаем людей по голосу.


  1. Отчего зависит сила голоса? Высота звука?


Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голо­совых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. си­лой выдоха, а также влиянием резонаторных полостей надставной трубы, которые являются усилителями звука.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она, в свою очередь, зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук го­лоса. Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голо­совые складки, от степени их натяжения.


46.Какова роль дыхания в звукообразовании?
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе вы­доха, при этом в процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда чело­век молчит. Понятно, что для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более ко­ротким и более глубоким, выдох намного (в 5-8 раз) длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжи­тельность вдоха и выдоха примерно одинакова) и осуществляется при активном участии выдыхатель­ных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечи­вает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давле­ние воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. Кроме того, в момент речи чис­ло дыхательных движений вдвое меньше (8-10 в мин), чем при обычном (без речи) дыхании (16-20 в мин).
47. Какие физиологические механизмы лежат в основе артикуляции?
В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-рефлекторной деятельности. Она образуется на основе кинестетических раздражений, исходящих из речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы.

  1. Чем различаются функции центра Брока и центра Вернике?


Специфические центры речи (сенсорный – Вернике и моторный – Брока), отвечающие за тонкий сенсорный анализ и нервно-мышечную координацию речи

Слуховой сенсорный (чувствительный) речевой центр Вернике располагается в заднем отделе левой верхней височной извилины. При его повреждениях или заболеваниях возникают нарушения звукового восприятия. Воз­никает сенсорная афазия, при которой становится невозможным различение на слух элементов речи (фонем и слов), а, следовательно, и понимание речи, хотя острота слуха и способность различать неречевые звуки при этом остаются нормальными.

Слуховой моторный (двигательный) центр речи Брока располагается в заднем отделе второй и третьей лобной извилин левого полушария. Повреждения или заболевания моторного центра речи ведут к нарушению анализа и синтеза кинестетических (двигательных) раздражений, возникающих при произнесении звуков речи. Наступает моторная афазия, при которой становится невозможным произнесение слов и фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (движения языка и губ, открывание и закрывание рта, жевание, глотание и т. д.), не нарушаются.


  1. Чем объясняется эффект правого уха?


В настоящее время одним из самых распространенных методов исследования межполушарной асимметрии речи у здоровых людей различного возраста и лиц с патологией ЦНС является дихотический метод. С помощью этого метода удалось установить, что при предъявлении двух разных по содержанию или звучанию стимулов, одно из которых поступает через наушник в левое ухо, а другое - в правое, эффект восприятия информации, поступающей в каждое ухо, оказывается разным.

Суть этого метода заключается в одновременном предъявлении различных акустических сигналов в правое и левое ухо и последующим сравнении эффектов восприятия. Например, испытуемому одновременно предлагаются несколько пар цифр: одна цифра в одно ухо, вторая - в другое, со скоростью две пары в секунду. После прослушивания трех пар цифр испытуемых просят их назвать. Оказалось, что испытуемые предпочитают сначала называть цифры, предъявленные в одно ухо, а затем - в другое. Если их просили назвать цифры в порядке предъявления, то число правильных ответов значительно уменьшалось. На основании этого было сделано предположение о раздельном функционировании слуховых каналов.

В результате многочисленных экспериментов было установлено, что в условиях конкуренции между правым и левым слуховыми каналами наблюдается преимущество уха, контралатерального полушарию, доминирующему в обработке предъявляемых сигналов.

Так, если одновременно подавать слуховые сигналы в левое и правое ухо, то люди с доминирующим по речи правым полушарием будут лучше воспринимать сигналы, подаваемые в левое ухо, а люди с доминирующим по речи левым полушарием - в правое.

Поскольку подавляющее большинство людей праворуки, центр речи у них как правило сосредоточен в левом полушарии, для них свойственно преобладание правого слухового канала. Это явление носит специальное название - эффект правого уха. Величина эффекта у разных людей может колебаться. Степень индивидуальной выраженности эффекта может быть оценена с помощью специального коэффициента, который вычисляется на основе различий в точности воспроизведения сигналов, подаваемых в левое и правое ухо.

Итак, в основе этого эффекта лежит раздельное функционирование слуховых каналов. При этом предполагается, что при дихотическом прослушивании передача по прямому пути тормозится. Это значит, что у праворуких людей информация от левого уха сначала поступает по перекрестному пути в правое полушарие, а потом, через особые связующие пути (комиссуры) в левое, причем часть ее теряется.


  1. Что такое агнозия, афазия, алалия, дислалия, ринолалия, дизартрия, дисфония, брадилалия, тахилалия, дислексия, дисграфия, заикание?


Расстройства речи, при которых вследствие поражения корковых отделов речевого анализатора частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими людьми, называются алалией.

Одной из форм алалии является афазия, когда органические нарушения речи коркового происхождения наблюдаются на фоне сохранённой функции артикуляционного аппарата, зрения и слуха (больной мог бы говорить, но не «умеет»).

Афазия центрально-коркового происхождения, но функционального характера (истерического происхождения, или на фоне сильного эмоционального стресса), носит название логоневроза и проявляется в форме анартрии (потери речи), или дизартрии (нарушений речи, обусловленных расстройством артикуляции, затруднениями в произношении речевых звуков из-за пареза, спазма и других нарушений речевой мускулатуры). Дизартрии могут наблюдаться и при локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи.

Дислалия – разновидность дизартрического нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения при дислалии связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, либо особенностями речевого воспитания. В связи с этим различают механическую и функциональную дислалию. Механическая (органическая) дислалия связана с нарушением строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов и т. д. Функциональная дислалия связана с неправильным речевым общением в семье.

Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с конкретным врождённым дефектом строения артикуляционного аппарата (расщелиной нёба и пр.).

Заикание (логоневроз) – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство голосообразования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Различают частичное нарушение голоса – дисфонию и полное отстутствие – афонию.

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Причины связаны с нарушением взаимодействия различных анализаторных систем коры больших полушарий.

Брадилалия — патологически замедленная, но правильно координированная речь. По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеет патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения

Тахилалия— патологически ускоренный темп речи, обусловленное усилением процесса возбуждения который доминирует над процессом торможения. Относится к числу нарушений темпа речи.

Агнозия— нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания. Агнозия является патологическим состоянием, возникающим при повреждении коры и ближайших подкорковых структур головного мозга, при асимметричном поражении возможны односторонние (пространственные) агнозии.Агнозии связаны с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, ответственных за анализ и синтез информации, что ведёт к нарушению процесса распознавания комплексов стимулов и, соответственно, узнавания предметов и неадекватной реакции на предъявленные комплексы стимулов.

Зрительная агнозия  — невозможность узнавать и определять информацию, поступающую через зрительный анализатор. В данной категории выделяют:

предметную агнозию — нарушение узнавания различных предметов при сохранности функции зрения. При этом больные могут описывать отдельные их признаки, но не могут сказать, что за предмет перед ними. Возникает при поражении конвекситальной поверхности левой затылочной области;

прозопагнозию (агнозию на лица) — нарушение узнавания знакомых лиц при сохранном предметном гнозисе. Больные хорошо различают части лица и лицо, как объект в целом, но не могут сообщить о его индивидуальной принадлежности. В наиболее тяжелых случаях не могут узнать себя в зеркале. Расстройство возникает при поражении нижне-затылочной области правого полушария;

агнозию на цвета — неспособность подбирать одинаковые цвета или оттенки, а также определять принадлежность того или иного цвета к определенному объекту. Развивается при поражении затылочной области левого доминантного полушария;

слабость оптических представлений — расстройство, связанное с невозможностью представить какой-либо объект и описать его характеристики — форму, цвет, фактуру, размер и т. п. Возникает в результате двухстороннего поражения затылочно-теменной области;

симультанную агнозию- расстройство, связанное с функциональным сужением зрительного поля и ограничения его только о д н и м объектом. Больные могут одновременно воспринимать только одну смысловую единицу, то есть видит больной только один предмет независимо от его размера. Развивается при поражении передней части доминантной затылочной доли;

агнозию вследствие оптико-моторных нарушений (синдром Балинта) — расстройство, связанное с невозможностью направить взгляд в нужную сторону при общей сохранной функции движения глазных яблок. Это приводит к затруднению фиксации взора на заданном объекте; в особенности трудным является одновременное восприятие в поле зрения более, чем одного объекта. Больному трудно читать, так как он с трудом переключается от слова к слову. Развивается вследствие двухстороннего поражения затылочно-теменной области.

Слуховые агнозии — расстройства распознавания звуков и речи, при сохранной функции слухового анализатора. Развиваются при поражении височной области. Выделяют следующие виды:

простая слуховая агнозия — невозможность идентифицировать определенные звуки — стуки, бульканье, звон монет, шелест бумаги и т. п.

слухоречевая агнозия — невозможность узнать речь, которую больной распознает как набор незнакомых звуков.

Соматоагнозия — расстройство узнавания частей собственного тела, оценки локализации их относительно друг друга. Нарушение возникает при поражении различных отделов правого полушария (поля Бродмана 7)


  1. Что такое «явление рекрутмента»?




  1. Чем слуховые обманы отличаются от слуховых галюцинаций?


В слуховых галлюцинациях характерно отражение актуальных для больного переживаний, отсутствие бредовых интерпретаций, признаков нарушенного сознания. Возможна рассудительная оценка больными появляющихся у них галлюциннаций. Когда у человека слуховой обман он не способен адекватно оценить ситуацию и воспринимает слуховой обман за действительность.


  1. Как проявляются дефекты слуховой памяти?

  2. Что такое амузия и аритмия?

Амузия утрата способности понимать или исполнять вокальную и инструментальную музыку, писать и читать ноты. А. вызывается поражением определенных областей коры больших полушарий головного мозга. А. необходимо отличать от нарушений психической деятельности в целом и от состояний, связанных с дефектами слуха. А. может быть компенсирована спец. приемами обучения.

Аритмия - нарушение нормальной частоты или периодичности сокращений сердца.


  1. Опишите синдромы Ваарденбурга, Ушера, Пендреда, Марфана.


Синдром Ваарденбурга — наследственное заболевание. Имеет следующие клинические признаки: телекант (латеральное смещение внутреннего угла глаза), гетерохромия радужки, седая прядь надо лбом и врождённая глухота.

Телекант в сочетании с широкой и приподнятой спинкой носа и сросшимися бровями создаёт весьма своеобразный облик поражённых — «греческий профиль». Очень характерны сросшиеся брови. Радужки либо различно окрашены (один глаз голубой, другой — карий), либо имеется сектор иного цвета в одной из радужек. У больных очень редко можно выявить весь набор типичных признаков: каждый симптом имеет свою степень экспрессивности. С наибольшим постоянством проявляется телекант — у 99 % носителей гена, широкая спинка носа — 75 %, сросшиеся брови — у 45 %, гетерохромия радужки — у 25 %, седая прядь или ранняя седина — у 17 % наблюдавшихся носителей гена.

Кроме указанных признаков, у больных иногда есть участки гипер- и депигментации на коже, пигментные изменения глазного дна. Седая прядь бывает уже у новорожденного, но затем эти депигментированные волоски часто исчезают. Нос часто имеет не только приподнятую спинку, но и гипоплазию крыльев. Патология конечностей включает такие аномалии, как гипоплазия кистей и мышц, ограничение подвижности локтевых, лучезапястных и межфаланговых суставов, слияние отдельных костей запястья и плюсны. Снижение слуха при этом заболевании врождённое, воспринимающего типа, связанное с атрофией преддверно-улиткового органа (кортиев орган). Глухота вызвана нарушениями спирального (кортиева) органа с атрофическими изменениями в спинальном узле и слуховом нерве. Синдром Ваарденбурга встречается с частотой 1:4000. Среди детей с врождённой глухотой составляет 3 %. Синдром определяется аутосомно-доминантным геном с неполной пенетрантностью и варьирующейся экспрессивностью. Ген локализован на хромосоме 2q37. При лечении в некоторых случаях показана косметическая хирургия телеканта. Лечение глухоты неэффективно.

"Синдром Ушера характеризуется врожденной нейросенсорной потерей слуха от умеренной до резко выраженной степени, вестибулярной гипофункцией и медленно прогрессирующим пигментным ретинитом. У некоторых больных могут наблюдаться умственная отсталость и поздние психозы.

Синдро́м Пендре́да (болезнь Пендреда) — генетически обусловленное заболевание, характеризуется врождённой двусторонней нейросенсорной тугоухостью сочетающуюся с вестибулярными расстройствами и зобом (увеличением щитовидной железы), в некоторых случаях сочетающимся с гипотиреозом (снижением функции щитовидной железы). Данный синдром является причиной 7,5% случаев врождённой глухоты. Генетически обусловленное заболевание с аутосомно-рецессивным типом наследования. Ген, ответственный за развитие синдрома локализован на 7q31 хромосоме и экспрессируется, главным образом, в щитовидной железе, (идентифицирован в 1994 году). Указанный ген кодирует синтез белка пендрина, физиологическая функция которого заключается в транспорте хлора и йода через мембрану тироцитов (клеток, синтезирующих тиреоидные гормоны). Благодаря этому нарушаются процессы органификации йода (дефект тиреоидной пероксидазы) и синтеза тиреоидных гормонов, что ведёт к развитию зоба и гипотиреоза различной степени выраженности

Синдром Марфана (Болезнь Марфана, Marfan syndrome) - заболевание из группы наследственных коллагенопатий, заболеваний соединительной ткани человека. Частный случай дифференцированной дисплазии соединительной ткани человека. Наследственное заболевание, входит под номером 154700 в систему табуляции МакКьюсика OMIM. Заболевание имеет полиорганные проявления. Помимо характерных изменений в органах опорно-двигательного аппарата (удлинённые кости скелета, гиперподвижность суставов), наблюдается патология в органах зрения и сердечно-сосудистой системы, что составляет классическую триаду.

Как проявляются нарушения речи при синдроме Дауна?

Каждый ребенок и каждый взрослый с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, которые проявляются в речи, главными из которых могут быть следующие (подробнее они рассмотрены ниже):
- анатомические факторы;
- физиологические факторы;
- неврологические факторы;
- проблемы с восприятием речи (возможные проблемы со слухом у ребенка);
- языковые факторы;
- невербальные факторы;
- ситуационные факторы.

Анатомические (особенности строения) и физиологические (особенности функционирования) факторы связаны с врожденными особенностями человека с синдромом Дауна.
Анатомические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:
- высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;
- особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;
- открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;
- маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;
- относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.
Физиологические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:
- низкий тонус (гипотонус) мышц, что приводит к трудностям в артикуляции;
- более слабые мышцы височно-нижнечелюстного сустава (мышцы, соединяющие нижнюю челюсть с черепом – перед ухом);
- распространенные среди детей с синдромом Дауна простудные заболевания, отиты, нередко приводящие к ухудшению слуха.
Особенности смешанные, анатомо-физиологические:
- увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, в сочетании с гипотонусом мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) – это приводит к тому, что ребенок постоянно говорит «в нос» или гнусаво;
- гипотонус, дыхание через рот (по разным причинам), относительно большой язык и относительно малая челюсть – дети с таким набором особенностей могут привыкнуть держать рот открытым, а язык – высунутым наружу, что отрицательно сказывается и на еде, и на артикуляции.
Некоторые родители выбирают пластическую хирургию и просят укоротить язык ребенка. Это действительно помогает ребенку впоследствии держать язык за зубами в буквальном смысле слова, но никак не помогает развитию речи. Дело в том, что решается анатомическая проблема, проблема строения, но не физиологическая проблема, проблема функционирования. Размер языка не имеет столь решающего значения, как сила мышц и мобильность языка
Неврологические факторы связаны с тем, насколько безупречно работает неврологическая система, насколько слажено взаимодействие головного мозга, спинного мозга, нервов. На первом году жизни ребенка обязательно несколько раз осматривает невролог, который поможет выявить и решить существующие проблемы.
Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, – это:
- дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц;
- апраксия, состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.
(Иногда у детей с синдромом Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно.)
Кроме того, свою роль могут сыграть гипотонус мышц рта и вокруг рта, сложности, возникающие у ребенка с синдромом Дауна при восприятии речи на слух, и нарушения сенсорики внутри рта (гипер-, или повышенная, чувствительность либо гипо-, пониженная чувствительность).
Над гипотонусом мышц языка, губ, щек можно и нужно работать с помощью артикуляционного массажа и артикуляторных упражнений (см., например, ссылка несколькими строчками выше).

1. Чем отличаются понятия анализатор и «орган чувств»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации