Курсовая работа - Метод наблюдения в психологии на примере составления психологической характеристики близнецов - файл n1.doc

Курсовая работа - Метод наблюдения в психологии на примере составления психологической характеристики близнецов
скачать (230.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc231kb.31.05.2012 19:52скачать

n1.doc

Тема 2. Метод наблюдения в психологии.

Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения. Составить психологическую характеристику близнецов – дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.

План работы.

Введение.

Глава 1. Проблема метода наблюдения в науке и практике.

    1. Состояние проблемы наблюдения в науке и практике.

    2. Сущность понятия «наблюдение».

    3. История возникновения метода наблюдения.

    4. Требования к организации наблюдения.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению межличностных особенностей близнецов.

    1. Организация и проведение исследования индивидуальных отличий близнецов.

    2. Анализ результатов.

Заключение.

Введение.

Актуальность. В современной психологии наблюдение как метод, широко использует­ся в различных схемах исследований. Наблюдение включено в орга­низацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических и эксперимен­тальных процедур. Так же наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой.
Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Любое научное знание, полученное опытным путем, основано на наблюдениях за явлениями природы или человеческой деятельности. Отсюда наблюдением в са­мом широком смысле можно называть любые типы получения эмпи­рических знаний. Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение - отдельный человек, группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом же наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей); б) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д., сочетание перечисленных признаков. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Применяется наблюдение для сбора информации, эмпири­ческого изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т.п. Его особенно эффективно применять на первых подступах к разработке проблемы, когда необходимо выделить, хотя бы предваритель­но, качественные и целостные характеристики изучаемых про­цессов. Наблюдение становится методом изучения лишь в том случае, если не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению природы этих явлений.
Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
Еще в античные времена философы интересовались таким явлением, как близнецовость. Гиппократ считал, что близнецы появляются в результате деления спермы на две части, и каждая из них попадает в одну из маточных труб. Демокрит, в свою очередь, высказал предположение, что близнецовость – результат избытка «семени», вещества, из которого образуется зародыш. Аристотеля придерживался иной точки зрения. Он полагал, что близнецы появляются благодаря расщеплению одного зачатка на два. Несмотря на ошибочность этих предположений, люди всегда пытались дать логическое объяснение появлению близнецов. Попытки понять это явление не прекращаются и по настоящее время. Гемеллология — ( лат. gemellus парный + ...логия) наука о близнецах, выясняющая их происхождение (из одной или разных яйцеклеток) и анализирующая признаки их сходства и различия с позиций генетики, морфологии, физиологии и психологии. Внешняя удивительная схожесть близнецов создает иллюзию идентичности их психологических характеристик. Но это только первое впечатление. В саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: отношение окружающих к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается в подчеркивании сходства близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер – ведомый». Факту доминирования одного близнеца над другим способствуют не только их биологические особенности, но и разное отношение к родителям (идентификация с отцом или с матерью).
Подобные тесные узы могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. Психологи пытаются найти ту грань, за которой близость близнецов переходит в патологию. Актуальность вышеизложенного предопределила выбор темы исследования: «Метод наблюдения в психологии». Работа написана на основе анализа научной литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросам генетической психологии человека и индивидуальных особенностей развития близнецов.

Проблема исследования:

Каковы индивидуальные отличия близнецов дошкольников?

Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения. Составить психологическую характеристику близнецов – дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.

Объект исследования: межличностные особенности близнецов.

Предмет исследования:

Близнецы-дошкольники в психологической характеристике раскрытой с помощью метода наблюдения.

Гипотеза исследования:

Близнецовая ситуация, влияет непосредственно на формирование личности близнецов и на специфику их психической жизни.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:


База исследования:

Исследование проводится на базе МДОУЦРР д/с № 5 «Гнездышко» г.о. Спасск-Дальний Приморского края c май - июль 2010 г. В исследовании принимали участие 20 человек детей – воспитанников подготовительной группы ДОУ (всего 12 девочек и 8 мальчиков, из которых 2 девочки -близнецы) . Возраст детей от 6-7 лет.

Работа проведена в 3 этапа:

1. констатирующий;

2. формирующий;

3. итоговый.
Глава 1. Проблема метода наблюдения в науке и практике.

    1. Состояние проблемы наблюдения в науке и практике.

В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования. Специфические черты, отличающие метод наблюдения в психологии от характеристик этого метода в других науках, обусловлены рядом факторов, которые мы рассмотрим ниже. Все они, так или иначе, связаны с особенностями психики как предмета, изучаемого нашей наукой. Психическая жизнь недоступна прямому наблюдению извне, скрыта от глаз стороннего человека. Часть ее открывается внутреннему взору, познается с помощью самонаблюдения. С этим обстоятельством связан тот факт, что в течение целого периода истории психологии самонаблюдение (интроспекция) оставалось единственным методом нашей науки. Но самонаблюдению открывается только малая часть, как верхушка айсберга, выступающего из воды, если вся психическая жизнь - айсберг. По мере превращения психологии в самостоятельную науку развивались методы объективного исследования психики и метод наблюдения в их числе. Наблюдение служит одним из методов познания психической реальности в той мере, в какой последняя имеет внешние проявления, и с той тонкостью и глубиной, какую может обеспечить теория, в рамках которой проводятся те или иные наблюдения и интерпретируются его данные.
Исследования отечественных психологов основываются на принципах единства сознания и деятельности, общего строения внешней и внутренней деятельности, взаимосвязи значения и личностного смысла образующих сознания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Эти принципы составляют методологическую базу применения метода наблюдения в эмпирических психологических исследованиях и предполагают возможность изучения разных уровней психического отражения на основе выявления их регулирующей роли в деятельности.
Одна из существенных специфических характеристик психологического метода наблюдения состоит в гораздо более тесной, чем в любой другой науке, связи наблюдения с теоретической позицией наблюдателя. Здесь имеется в виду влияние исходных теоретических предпосылок исследования (вплоть до понимания предмета психологии) не только на выбор объекта и предмета наблюдения, но и, на организацию самого процесса наблюдения и интерпретации его результатов.
Таким образом, теоретическое представление о природе и свойствах изучаемой психической реальности входит в методику наблюдения определяющей ее составной частью. Такое положение вещей согласуется с пониманием сути научного метода как "приведенной в действие теории" по выражению болгарского марксиста Н. Стефанова.
Справедливость утверждения о связи наблюдения с теорией очевидна для наблюдений, имеющих целью проверку гипотез. Думается, однако, что это утверждение следует распространять и на поисковые исследования, в которых общая направленность интерпретации наблюдений определяется всей суммой психологических знаний и представлений исследователя и, следовательно, его теоретической ориентацией.
Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.
Рассмотрим кратко преимущества и недостатки метода наблюдения в психологии. 1

Преимущества метода наблюдения.

Недостатки метода наблюдения.

1.2 Сущность понятия «наблюдение».

Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного «глазения», которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается, прежде всего, тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов.

Понятие «наблюдение», как справедливо считает Е.А. Климов, используется в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, как метод и как методика.2 Рассмотрим их поочередно.

Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные черты. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна. Является наблюдение научным или практическим определяется прежде всего характером целей. Научное наблюдение всегда преследует исследовательские, познавательные цели. Наблюдение, включенное в практическую деятельность, направлено на ее обслуживание, результаты наблюдения немедленно используются для достижения основной цели практической деятельности: врачом для постановки диагноза, оператором для управления распределением электроэнергии, следователем для раскрытия преступления. Таким образом, тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения
Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные черты. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна. Является наблюдение научным или практическим определяется, прежде всего, характером целей. Научное наблюдение всегда преследует исследовательские, познавательные цели. Наблюдение, включенное в практическую деятельность, направлено на ее обслуживание, результаты наблюдения немедленно используются для достижения основной цели практической деятельности: врачом для постановки диагноза, оператором для управления распределением электроэнергии, следователем для раскрытия преступления. Таким образом, тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения.

Термин «метод» употреблялся еще в древнем мире как синоним «учения». В настоящее время в философской литературе метод в широком смысле понимается как «форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта»3. Иначе говоря, метод включает, с одной стороны, систему регулятивных принципов практической и познавательной теоретической деятельности, то есть приемов изготовления изделий или способов исследования и изложения материала, и, с другой стороны, - способ истолкования фактов (А.П. Куприян). В согласии с этой точкой зрения Б.А. Климов считает, что метод наблюдения в психологии представляет собой систему положений о сущности и специфике психологического наблюдения, об его возможностях и ограничениях, как метода научного исследования, об орудийном оснащении, о структуре и разновидностях деятельности психолога в роли наблюдателя. Наблюдение является одним из методов сбора данных, таких как эксперимент, беседа, опрос или анализ продуктов деятельности, и отличается от них либо типом отношения к объекту изучения (в эксперименте, беседе исследователь вызывает изучаемое им явление путем создания специальных условий), либо наличием прямого визуального и слухового контакта с объектом изучения (таковой отсутствует при анализе продуктов деятельности и далеко не всегда имеет место в эксперименте). Основными характеристиками психологического метода наблюдения являются целенаправленность, опосредованность теоретическими представлениями и планомерность. С методической точки зрения наблюдение в психологии характеризуется «универсальностью», то есть применением его к изучению такого широкого круга психических явлений, какого, пожалуй, не имеет никакой другой метод психологии, гибкостью, то есть возможностью по ходу наблюдения изменять по необходимости «поле охвата» изучаемого объекта или проверяемую гипотезу, и отсутствием или минимальнейшими требованиями к аппаратурному обеспечению проведения наблюдения. Эти характеристики позволяют ему сохранить до сих пор свое значение как основного метода психологии.

Применительно к данной конкретной задаче исследования, с учетом специфической природы изучаемой реальности, ситуации, условий, в которых должно проводиться исследование, наличия определенных предметных средств для осуществления наблюдения и фиксации его результатов метод наблюдения реализуется в виде конкретной методики. Под методикой наблюдения обычно понимается (Е.А. Климов, Г. Фазнахт) социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач. В зарубежной психологической литературе используется термин «техники наблюдения» как синоним приведенного здесь понимания методики. Методики наблюдения различаются способами организации деятельности наблюдения, приемами расчленения (квантификации) наблюдаемого потока изучаемой реальности, характером и величиной единиц наблюдения, приемами фиксации наблюдаемого (запись от руки, кино-, фото-, видео-регистрация) и способами анализа результатов (качественный, количественный). Методика, как самое полное описание всей процедуры наблюдения включает: выбор ситуации и объекта наблюдения, который определяется, прежде всего, целью исследования и в известной мере теоретическими представлениями об изучаемой реальности; программу (схему) наблюдения в виде переменного перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения, единиц наблюдения с подробным их описанием, а также способ и форму фиксации результатов наблюдения; описание требований к организации работы наблюдателя; описание способа обработки и представления полученных данных.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.).

Главными особенностями метода наблюдения являются: 1.непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; 2.пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; 3.сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

    1. История возникновения метода наблюдения.

Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века в психологии труда.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Наблюдение было одним из основных исследовательских методов в рамках академической психологии детства. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран психологами в результате наблюдения за развитием собственных детей. М.Я. Басов рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии. В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в описании поведения. Им была составлена специальная схема, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольного возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются. Существовали научные учреждения, в которых метод наблюдения был основным. Так, Н.М. Щелованов в Ленинграде в 1925 г. организовал клинику нормального развития детей. Наблюдение специалистов за поведением детей велось в этой клинике круглосуточно. Именно там были открыты основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка (появление комплекса оживления, становления ходьбы и хватания). В детском психоанализе метод наблюдений также активно использовался как источник данных о ходе нормального детского развития. Стараясь сделать наблюдения более объективными и систематическими, А.Фрейд и Д. Бурлингейм в 1937 г. в Вене основали экспериментальный детский сад для группы тоддлеров (детей 1–2,5) из бедных венских семей. Он был создан для сбора информации о втором годе жизни и о ранних попытках преодолеть биологическое единение матери и ребенка. В этих исследованиях данные о развитии собирались в процессе длительного наблюдения за детьми в условиях, приближающихся к естественным. Вскоре после переезда в Лондон в 1938 г. Фрейд и Бурлингейм основали центр для осиротевших или разлученных с родителями в военное время детей. Хэмпстедский военный детский сад постепенно превратился в центр психоаналитических исследований, основанных преимущественно на записанных наблюдениях за детьми. По мере развития детской психологии и детского психоанализа удельный вес использования методологии наблюдений в них изменялся. Постепенно в детской психологи стали использовать экспериментальные исследования, появились нормативы развития, отраженные в нормах выполнения тестовых заданий, появились и лонгитюдинальные исследования детского развития. Методы эксперимента и срезовых измерений стали центральными в области академической психологии развития, а метод наблюдения стал использоваться все реже. В современной психологии развития метод наблюдений используется не часто. “В настоящее время большинство психологов к методу наблюдения как основному способу исследования детей относятся скептически”. Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. В психоанализе же роль наблюдений за детьми со временем стала все более весомой. В настоящее время наблюдения считаются точкой соприкосновения двух исследовательских подходов – экспериментального и клинического. Точное наблюдение является фундаментом любого исследования, на котором основывается и проверяется гипотеза. Метод наблюдений за детьми постепенно превратился в основополагающий блок подготовки детских психотерапевтов психоаналитического направления. Важно подчеркнуть существенное отличие психоаналитической методологии наблюдений и метода наблюдений в академической психологии детства. Согласно академической психологии только планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни делает метод наблюдения научным и объективным. “Необходимыми условиями научного наблюдения являются постановка цели, разработка плана, разработанность способов фиксации результатов”. В наблюдениях, проводимых в рамках академической психологии, предпочтение отдается “объективной” регистрации фактов поведения ребенка, т.е. согласно нашей терминологии рациональным откликам наблюдателя. В психоаналитической технике наблюдений активно используются субъективные отклики наблюдателя. Наблюдение за ребенком происходит с опорой на собственные рациональные и аффективные реакции. Этот подход основан на общей психоаналитической методологии и отличает метод психоаналитических наблюдений от “объективных” наблюдений академической психологии. В современной академической детской психологии экспериментальная методология занимает центральное место. В целом эксперименты позволяют получить много новых данных о детском развитии. В эмпирических исследованиях открыты новые феномены развития ребенка. Так, были описаны индивидуальные вариации последовательности появления поведенческих актов, феномены визуального внимания у новорожденных. Тем не менее, факты, полученные экспериментальными методами, могут быть объяснены различными гипотезами. “Внутренние причины, лежащие в основе поведенческих феноменов, по-прежнему остаются скрытыми”. Отечественная психология развития пыталась найти выход из этого положения. Так, Л.С. Выготским была предложена стратегия формирующего эксперимента, который составляет отличительную черту отечественной психологии развития. В ней накоплен богатый экспериментальный материал формирования и развития разных психических процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте. Однако корректность применения формирующего эксперимента в консультативной детской психологии остается спорной. Психологи-практики считают, что “в своем большинстве эти исследовательские методики слишком трудоемки и громоздки, чтобы прямо использоваться в практике консультативного обследования ребенка”, поэтому поиски адекватных методов организации экспериментов и способов интерпретации полученных данных продолжаются.

    1. Требования к организации наблюдения.

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд суще­ственных черт, которые отличают его от обыденного восприя­тия человеком происходящих событий. Основные из них:



После того, как в соответствии с целью наблюдения выбран объект и та ситуация, в которой будет происходить наблюдение его деятельности, перед исследователем встает задача проведения наблюдения и описания его результатов. Выбранные единицы наблюдения должны быть согласованы с целью исследования и давать возможные интерпретации результатов наблюдения с принятой теоретической позицией.
Выбор языка описания диктуется целью наблюдения и принятой исследователем теоретической традицией. Поскольку цели направленного на проверку гипотез и поискового исследований различны, способы фиксации данных наблюдения часто оказываются тоже разными.
Общие требования к записи наблюдений: 1. Основное требование - запись наблюдения должна быть фактологична, то есть читающий ее человек может "увидеть" картину наблюдаемого явления собственными глазами. "Всякий факт, всякое наблюдение должно быть зафиксировано в том виде, в каком этот факт или явление существовали как нечто реальное"4 . 2. Запись должна включать описание всей ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие . 3. Запись должна быть полной в том смысле, что она должна по возможности полно в соответствии о целью отражать изучаемую реальность.
Запись наблюдений в поисковом исследовании. Поскольку при проведении поисковых исследований предварительные знания изучаемой действительности минимальны, задача наблюдателя состоит в фиксации проявлений активности объекта наблюдения во всем их разнообразии, запись должна быть достаточно полной, чаще всего она производится в виде свободного описания в понятиях естественно сложившегося языка. Записывать нужно события как таковые - что происходило и каким именно образом, а не свои впечатления о происходившем. М.Я. Басов считает, что по полноте, точности и отсутствию оценок и интерпретационных моментов запись наблюдений должна приближаться к фотографии и называет ее "фотографической" в отличие от истолковательной и обобщенно-описательной. Однако, это требование "фотографичности" записи не должно пониматься буквально. Как правило, наблюдателю очень трудно обойтись в описании совсем без включения психологического истолкования некоторых моментов, которые не могут быть сами по себе предметом наблюдения извне и выводятся наблюдателем из поведенческих фактов как их внутренняя основа. По замечанию А.П. Болтунова одно-два метких слова, дающих психологическую характеристику переживаний наблюдаемого человека, усматриваемых из его поведения, лучше потока длинных описаний, в которых из-за деревьев не видно леса, поскольку при этом объективность описания не понижается, а понимание внутренней стороны становится более доступным и обоснованным благодаря наличности непосредственного субъективного впечатления. Примером хорошей записи в дневнике наблюдения поведения девочки в детском доме может служить следующая. Подчеркнутые в тексте слова дают психологическое истолкование наблюдаемому. "Тогда она встает (с кровати), берет доски и с этими досками бросается на старших девочек, которые пришли за мной. Замахивается на лежавших в постели; те с испугом вскакивают; начинается крик, рев. Она очень довольна, что все это произвела она: "Эх, как они меня боятся!" - говорит она со смехом"5.
Обычно в поисковых исследованиях используются формы записей наблюдений в виде сплошного протокола или дневника - ведется наблюдение, указывается в записи дата, время, место и ситуация наблюдения социальное и предметное окружение и, если нужно, контекст предшествующих событий (например; наблюдение за поведением человека вечером, после напряженного трудового дня, дома на общей кухне коммунальной квартиры, во время конфликта с соседом).
Сплошной протокол представляет собой обычную без какой-либо заранее внесенной на лист, где ведется запись, рубрикации. Чтобы запись была полной, он пишется во время наблюдения и требует, во-первых, полного сосредоточения наблюдателя на наблюдении и фиксации, и, во-вторых, весьма желательно для ускорения записи использовать условные обозначения или стенографию. Дневниковая форма записи наблюдений используется при многодневных наблюдениях, иногда длящихся месяцы и годы, как например в лонгитюдных исследованиях психического развития ребенка5. Дневник ведется в тетради с пронумерованными листами и большими полями для последующей обработки записей. Для сохранения точности наблюдений нужна точность терминологии и однозначное ее использование на протяжении всего времени исследования. Запись должна по возможности полно отражать наблюдавшееся. Критерием целесообразной полноты регистрации может служить точная передача смысла наблюдавшихся явлений. Вести запись желательно во время наблюдения; если это невозможно, то записывать по памяти. Не стоит при этом откладывать запись в долгий ящик. Исследование Штерна (А.П. Болтунов) показало, что искажения в описании картин, рассматривавшихся взрослыми интеллигентными людьми, нарастают примерно на 0,3% за день по сравнению с непосредственным воспроизведением и состоят в превращении предметов (например, мяч превратился в солнце), приписывании предметам возможных, но отсутствующих на картине действий, искажении пространственных соотношений и смысла и т.п. На практике оправдала себя комбинированная запись, когда существенные моменты фиксируются в ходе наблюдения, а подробности - сразу же после наблюдений и лучше в той ситуации, где велись наблюдения, так как сама обстановка способствует более полному воспроизведению всего происходившего.
Запись наблюдений в исследовании, направленном на проверку исходных теоретических предположений. Существенное отличие фиксации наблюдений от предыдущего случая определяется тем, что, во-первых, цель исследования состоит в изучении только определенного типа активности, то есть не столь широка, как в поисковых исследованиях, и, во-вторых, наблюдатель имеет предварительные теоретические знания о предмете исследования, выраженные в виде гипотезы, подлежащей проверке. Оба эти обстоятельства позволяют исследователю заранее, до проведения наблюдения указать наиболее соответствующие цели исследования категории, в которых будет осуществляться запись наблюдаемой активности.
Категории - понятия, означающие определенные классы наблюдаемых явлений (А. Пэнто, Р. Гравитц). Они должны определяться операционально, не пересекаться с другими категориями, иметь ту же степень общности, что и другие, и выражать определенный аспект решения задачи исследования.

Однако, метод наблюдения позволяет получить количественные описания наблюдаемых событий в ходе самого наблюдения, если категории для описания определены заранее. Существуют 2 основных способа получения количественных оценок в ходе наблюдения: 1) оценка наблюдателем интенсивности (выраженности) наблюдаемого свойства, действия - психологическое шкалирование; 2) измерение длительности наблюдаемого события - хронометраж.
Шкалирование в наблюдении осуществляется в основном методом балльных оценок. Дифференцированность оценки интенсивности растет пропорционально количеству баллов на шкале. Обычно используются 3-10-балльнные шкалы. Балл может быть выражен не только числом, но и описательным прилагательным, например: очень сильный, сильный, средний, слабый, очень слабый. Иногда применяется графическая форма шкалы, при которой оценка выражается величиной отрезка на прямой, крайние точки которой отмечают нижний и верхний баллы. Этот способ применяется иногда для тестирования индивидуальных характеристик человека. Хронометраж является одним из вариантов метода временных промежутков. Для хронометрирования в процессе прямого наблюдения поведенческого акта или какого-либо другого внешнего проявления нужно: а) уметь его быстро и точно выделять из наблюдаемого поведения (квалифицировать); б) заранее установить так называемые фиксационные точки - что считать началом и концом акта; в) иметь аппаратурное оснащение в виде хронометра, секундомера или часов с секундной стрелкой. Выбор измерителя времени диктуется не только требуемой точностью измерения и наличными возможностями, но и некоторыми этическими моментами, обусловленными тем, что хронометрирование деятельности наблюдаемого человека может быть ему неприятно и мешать.
В реальных исследованиях различные методы описания наблюдаемого поведения (качественные и количественные) могут использоваться одновременно, дополняя друг друга. Стандартизация условий наблюдения включает в себя организацию воздействий, контроль побочных факторов (шум, другие люди), вызывающих ориентировку ребенка, заданность периодов наблюдения, их количество.
Выводы по I главе:

Таким образом, наблюдение — описательный иссле­довательский метод, состоящий в целенаправленном, организо­ванном восприятии и регистрации поведения объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описа­нием поведения объекта. Наблюдение, наряду с самонаблюде­нием, является старейшим исследовательским методом.
Применяется наблюдение для сбора информации, эмпири­ческого изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т.п.
Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
    Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр. Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны. То, что наблюдение позволяет изучить предмет в его целостности, в его естественном функционирова­нии, в его живых, многогранных связях и проявлениях, несомненно, является его достоинством. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуаций; делать точные замеры. Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого количества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий исследователем.
Основные черты наблюдения одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации научного наблюдения.

Наблюдение было одним из основных исследовательских методов в рамках академической психологии детства. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран психологами в результате наблюдения за развитием собственных детей. Так М.Я. Басов в 1924 г. предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми. Так же существовали научные учреждения, в которых метод наблюдения был основным. В настоящее время наблюдения считаются точкой соприкосновения двух исследовательских подходов – экспериментального и клинического. Точное наблюдение является фундаментом любого исследования, на котором основывается и проверяется гипотеза. Метод наблюдений за детьми постепенно превратился в основополагающий блок подготовки детских психотерапевтов психоаналитического направления.


 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению межличностных особенностей близнецов.

    1. Организация и проведение исследования индивидуальных отличий близнецов.

Проанализировав научно-методическую литературу, мы приступили к опытно-практической части нашего исследования с целью доказательства верности выдвинутой гипотезы.

Данное исследование проводилось в МДОУЦРР д/с № 5 «Гнездышко» г.о. Спасск-Дальний Приморского края c май - июль 2010 г. В исследовании принимали участие 20 человек детей – воспитанников подготовительной группы ДОУ (всего 12 девочек и 8 мальчиков, из которых 2 девочки -близнецы). Возраст детей от 6-7 лет.

Модель опытно- экспериментальной работы.

Опытно – экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, итоговый.

На констатирующем этапе: анализ научной и художественной литературы, специализированных изданий и Интернет-ресурсов для проведения практического исследования наблюдения.

На формирующем этапе: собственно само систематическое (сплошное) наблюдение в течение определенного периода, в котором фиксируются все проявления психической деятельности близнецов: проявления взаимоотношениям в семье близнецов, с товарищами по группе детского сада и с воспитателями, в форме дневника.

На итоговом (анализ результатов) этапе: анализ и интерпретация полученных данных сплошного наблюдения, с целью определения степени соответствия выдвинутой гипотезы исследования.







Констатирующий этап.

На первом этапе нашего исследования отобразим общую картину проведенной деятельности. Цель: теоретические основы и природа индивидуальных особенностей личности близнецов. Методика исследования: близнецовый метод психологических особенностей членов пары, исследование близнецов как пары, метод контрольного близнеца. Проведение обследования: в процессе исследования систематически изучали развитие одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительного отрезка их жизни. Организовать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, поэтому пришлось ограничиваться небольшим числом испытуемых. Лонгитюдное исследование в нашем случае дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личностей близнецов и выявить их причины. Вообще организация исследования предполагала одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, психографии и т.д.
Основным же недостатком выбранного нами исследования являлись значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение. Прежде чем приступить к исследованию кратко рассмотрим типы близнецов, происхождение групп близнецов и что сказывается на признаках близнецов?

Какие типы близнецов различают? ( см.приложение №1)

Происхождение каждой группы близнецов. ( см.приложение №2).

Как это сказывается на признаках близнецов? ( см.приложение №3)

Однояйцовые.

Двуяйцовые.

В исследовании использовали близнецовый метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека предложенный Ф.Гальтоном в 1865 г. и основанный на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Приведем три экспериментальные схемы, которые, во-первых, важны для изучения явления близнецовости самого по себе (напомним, что наука о близнецах носит название гемеллологии), а во-вторых, имеют значение как обслуживающие близнецовый метод, поскольку некоторые особенности развития и взаимоотношений близнецов могут сказываться на оценках наследуемости6.
1) Исследование близнецов как пары - предполагает исследование специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Используется как вспомогательный метод для проверки справедливости допущения о равенстве средовых условий для партнеров МЗ и ДЗ пар.
2) Исследование одиночных близнецов. Предполагает сопоставление особенностей развития одиночнорожденных детей и детей, родившихся в многоплодных родах, при которых один из партнеров умер при рождении. Также является вспомогательным методом, позволяющим оценить влияние пренатальных особенностей развития близнецов на их дальнейшее развитие.
3) Сопоставление близнецов с неблизнецами. Также вспомогательный метод, позволяющий оценить существенность различий между близнецами и неблизнецами. Если близнецы и все остальные люди значимо не различаются, т.е. принадлежат к одной генеральной совокупности, данные близнецовых исследований могут быть распространены на всю популяцию. Несколько поясним назначение этого метода.
Цель близнецового исследования состоит в получении данных, применимых не только к самой выборке близнецов, но и ко всей популяции в целом. Чтобы выводы, сделанные в близнецовом исследовании, были справедливы и по отношению к одиночнорожденным, необходимо учитывать систематические различия между близнецами и неблизнецами. Основная масса различий между близнецами и одиночнорожденными детьми связана с периодами раннего развития. Близнецы чаще рождаются недоношенными, у них чаще встречаются врожденные аномалии развития, их вес при рождении в среднем ниже веса одиночнорожденных детей, что отчасти объясняется большей частотой недоношенности. Частота мертворождений и детской смертности для близнецов также выше. У близнецов выше риск умственной отсталости. В среднем интеллект близнецов младшего возраста несколько ниже, чем у их сверстников-одиночнорожденных. По данным известного исследователя близнецов и близнецовости Рене Заззо, среднее значение коэффициента интеллекта (IQ) у близнецов ниже среднепопуляционного на 7 баллов. Чаще всего у близнецов оказываются сниженными вербальные способности. Когда проводили сопоставление выборки близнецов, чьи партнеры умерли в раннем детстве (т.е. практически близнецы из этой выборки воспитывались как одиночки), с выборкой одиночнорожденных, различий в когнитивном развитии обнаружено не было. Эти данные говорят о том, что некоторое снижение интеллекта у близнецов связано не столько с трудностями эмбрионального или родового периода, сколько с особенностями воспитания близнецов как пары. Во-первых, при рождении близнецов увеличивается нагрузка на семью, и у родителей остается гораздо меньше времени, которое они могут потратить на развивающие занятия с детьми. Во-вторых, растущие близнецы сами по себе являются социальной группой и испытывают меньше потребности в обмене информацией с внешним миром. Такая ситуация замкнутости близнецов друг на друга носит название "близнецовой ситуации" и часто приводит к отставанию близнецов в развитии. Так, у близнецов может развиваться особый, понятный только им автономный язык, развитие же полноценной речи, в результате, отстает. Это явление более характерно для МЗ близнецов, которые отличаются большей привязанностью друг к другу. Такое отставание в речевом развитии легко преодолевается, если детей на время разлучают (например, помещают в разные группы детского сада), и они бывают вынуждены общаться с другими детьми и взрослыми.
Таким образом, некоторые особенности развития близнецов приводят к тому, что близнецы как особая часть популяции несколько отличаются от остальной ее части. Эти отличия более отчетливо заметны в раннем, особенно младенческом, возрасте. Со временем некоторое отставание близнецов в физическом и умственном развитии компенсируется, и, по большей части, близнецы становятся сопоставимы с остальной популяцией. Особое внимание при опытной работе уделили первой схеме: исследование близнецов как пары.
Результаты таких наблюдений, представлены в виде дневника. Здесь хочется подчеркнуть, что важным источником фактов, проливающих свет на закономерности психического развития детей участвующих в нашем исследовании были труды таких авторов ( как "Дневник развития ребенка" Н. А. Менчинской и "Близнецы" В. С. Мухиной).
В дневнике отмечали то, что показалось примечательным в действиях малышей, в их высказываниях, в играх и рисунках и т.д.

Формирующий этап.

Цель: общая характеристика ежедневных наблюдений. Методика исследования: систематически (сплошное) наблюдение в виде дневниковой формы записи. Проведение обследования: Семья, в которой живут близнецы преимущественно среднего достатка, к тому же является не полной.
Р. и К. – ДЗ, 6 лет (женская пара) – родители развелись рано, в роду близнецов не было, есть старший брат (18 лет) от другого брака и дети отца, с которыми не видятся, обе похожи на мать.
Беременность у матери протекала нормально, но до конца не знала, что у нее будут близнецы, поэтому после родов испытала настоящий шок. Поскольку Р. в утробе «лежала на другой», то, по словам матери, она так и стала «забивать» другую. Вес у девочек был одинаковый – 2,600 г. За месяц набрали нормальный вес и в дальнейшем их развитие протекало как у обычных одиночнорожденных детей. Но свой собственный язык у них был до 2-х лет. В связи с этим мать не предпринимала никаких действий, считая, что «особый язык» пройдет сам. В результате нормальная фразовая речь появилась у девочек поздно. Отношения с братом изначально складывались хорошо. Он их опекал, и они образовывали своеобразную «триаду». Брат и мама хорошо понимали «интимный язык» близнецов, но в детском саду пришлось воспользоваться помощью логопеда. Отец ДЗ-близнецов ушел, когда им было по 2 года, и мать еще несколько раз выходила замуж, однако в результате у девочек не сложилось особого идеала мужчины. Впрочем, как и у сына.
Внешне девочки всегда были похожи, но пытались подчеркнуть свое различие. Особенно явно они стали это делать в пубертатном периоде. Несмотря на сходство, мать относилась к ним как к разным личностям, но одежду и игрушки покупала одинаковые, пока у близнецов не выявился особый вкус. Еще в раннем детстве девочки отличались по своим интересам. Р. больше интересовали машинки, конструкторы, все, что можно строить и ломать. У К. интересы более женственные – куклы, платья. Изначально мать не пыталась разделять девочек, считая, что это не нужно и не удобно. Они ходили в одну группу детского сада и в один класс.
По характеру девочки абсолютно разные. Р. – «сорванец», действует напрямик, активно общается с мальчиками. К. более женственная, разборчива в отношениях с мальчиками.
Однако изначально в близнецовой паре было разделение на лидера и ведомого. Р. – лидер, К. – ведомая.
Мать растила детей, не применяя никаких особых наказаний. Они ничего от нее не скрывают и считают маму своей подругой. Проблемы решают разговорами. Сдерживающим фактором у девочек является то, что они боятся по-настоящему обидеть мать. Но мать, являясь авторитетом у близнецов, ждет большего послушания от К., чем от Р.
Существуют множество факторов, где не последнюю роль, как уже было сказано, играет семья. У них на данный момент не очень хорошие, по словам матери, отношения с братом («холодная война»), которого она всегда ставит девочкам в пример.
Со слов матери у девочек существует свой особый язык. Когда маленькие дети всегда вмести, им проще выдумать свой язык, нежели учить общепринятый. В отношении с сестрой К. вполне осознает себя как подчиняющуюся сторону, поскольку воспринимает Р., как серьезного человека, а себя считает достаточно легкомысленной. Конфликты у девочек случаются, но ссоры длятся не более 5 минут. Обе очень отходчивые и не злопамятные. За своим соблизнецом К. признает физическую силу, а также способность защитить ее. К. очень общительная, всегда пытается поддержать хорошие отношения не только со своими друзьями, но и с друзьями Р., хотя интересы и компании разные. Себя К. охарактеризовала следующим образом: «Просто бегаю, смеюсь, улыбаюсь». Считает себя активной, но данная активность бесцельно. Хотя, по словам матери, К. более целеустремленная, чем Р. В частности это относится к планам на будущее. По своим способностям обе девочки гуманитарии.
В отношении своего сходства у девочек мнения разные. К. это было неприятно, а Р. нравилось, когда окружающие обращали на них внимание. Но обе девочки любили путать людей, и добивались в этом успеха, несмотря на то, что К. всегда была повыше Р. К. сама признает, что Р. лучше заводит новые знакомства, а К. с ними в дальнейшем общается. Хотя характер у Р. довольно сложный. Однако девочки отрицают «холодную войну» с братом. К. к нему очень хорошо относится. С ним больше ругается Р., считая себя самостоятельной, а он «лезет не в свое дело».
Если возникает необходимость поделиться каким-либо секретом, то им проще все рассказать со-близнецу, несмотря на то, что у Р. есть и близкая подруга. Р. соглашается, что они с К. где-то дополняют друг друга, но в любом случае считает себя не связанно с сестрой. Иногда вообще забывает, что у нее есть со-близнец. Но когда она была маленькой (года 3), однажды спутала свое отражение в витрине с К., воскликнув: «О, Кристина!».

Итоговый этап.

2.2. Анализ результатов.

Принципы, заложенные Ф.Гальтоном в 1865 г. в основу близнецового метода не претерпели сколько-нибудь существенных изменений до настоящего времени. Однако в подлинно научный метод изучение близнецов превратилось в 20-е годы нашего столетия, когда появилось обоснованное представление о двух типов близнецов и надежные способы диагностики зиготности (Равич-Щербо И.В.) Чтобы различать МЗ и ДЗ – близнецов, в 1924 году Г.Сименс разработал «метод сходства» для выявления того или иного типа близнецовости. Он сравнивал ряд наследственных признаков – цвет глаз, волос, отпечатки пальцев. Фершюр О. (немецкий исследователь) в 1934 году составил специальную таблицу, где сходство близнецов определялось по ряду признаков, таких как группа крови, факторы крови, цвет глаз, волос, цвет кожи, форма кожи, брови, форма носа, складки языка, форма губ, форма уха, капилляры кожи, веснушки, дактилоскопические узоры. У МЗ близнецов должны быть сходны не менее 15 признаков. Есть еще один тест на определение зиготности. У одного близнеца берут кусочки кожи и пересаживают соблизнецу. Если они монозиготные, то кусочки кожи приживются очень быстро, а если дизиготные, то чужеродные клетки кожи могут начать отторгаться. Сейчас подобную процедуру не используют, поскольку есть возможность оценить ДНК – «фингерпринты» - индивидуальные последовательности оснований ДНК, которые уникальны у каждого человека, а у МЗ близнецов одинаковые. Однако главная особенность близнецов не только в том, что они имеют 100 или 50 % общих генов, но и в том, что подобное сходство способствует их специфическому развитию. Кратко отследив специфику развития метода близнецов в науке, необходимо вернуться к проблеме исследования, рассматриваемой в этой работе, а именно к психологическим особенностям близнецовой ситуации.

Помимо классического варианта, существует несколько разновидностей близнецового метода, в частности, метод разлученных близнецов, позволяющий наиболее четко разделить наследственные и средовые влияния, но особое внимание уделено в исследовании методу близнецов как пары, а так же методу контрольного близнеца.
В ходе опытного эксперимента выяснили что, в саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: как уже говорилось ранее, отношение окружающих (родителей) к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается в подчеркивании сходства близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер – ведомый». Факт доминирования наблюдается у ДЗ – близнецов больше. Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности каждого из них (рост, вес при рождении, внутриутробное положение), но и физическая среда. У ДЗ близнецов играет роль порядок рождения и рост/вес при рождении. Определенные средовые условия могут увеличивать или уменьшать внутрипарное сходство показателей ДЗ близнецов по изучаемому признаку. Однако средовые условия развития ДЗ близнецов не влияют на их внутрипарное сходство по психологическим характеристикам, которое определяться реальной зиготностью, а не воспринимаемой. Вызывает сомнение и то, что под влиянием внешней среды могут измениться такие основные черты, как, например, черты темперамента. Воспитание и наследственность может иметь ощутимое влияние на личность без того, чтобы происходили глубокие изменения ее структуры. У наших ДЗ близнецов с рождения существует разница в аффективных установках: склонность к плачу, способность успокоиться, готовность улыбнуться и т.д.7 Генетические различия между детьми в младенчестве происходят вследствие функциональных различий из-за ограниченных возможностей переработки информации и сильнее проявляются по мере взросления ребенка.
Изучаемая психологическая характеристика чувствительна к тем средовым условиям, равенство которых нарушается, показатель наследуемости, получаемый в близнецовом исследовании, искажается. В ходе исследования была поставлена задача по выявлению проблем, связанных с близнецовостью, т.е. психологические проблемы близнецовой ситуации. Однако как выяснилось, близнецы не считают близнецовость чем-то особенным. Выводы по II главе: исследовательская работа, проведенная нами показала, что: близнецовый метод, предложенный Ф. Гальтоном в 1865 году, и окончательно разработанный Г. Сименсом в 1924 году является надежным способом диагностики зиготности (метод полисимптомного сравнения), базирующийся на оценке сходства и различия близнецов по целому ряду параметров. Каждый параметр в отдельности не позволяет вынести суждения о зиготности близнецов, но использование комплекса параметров позволяет проводить более надежную диагностику в качестве объекта исследований не только МЗ (монозиготных) близнецов, но и ДЗ (дизиготных) близнецов. Принципы, заложенные Г. Сименсом в основу близнецового метода не претерпели сколько-нибудь существенных изменений до настоящего времени. Проанализировав научно-методическую литературу, мы осуществили опытно-практическую часть нашего исследования и доказали верность выдвинутой гипотезы. Выяснили что, в саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора:

Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер – ведомый».

Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности каждого из них, но и физическая среда.

Средовые условия развития дизиготных близнецов не влияют на их внутрипарное сходство по психологическим характеристикам, но существует разница в аффективных установках дизиготных близнецов, участвовавших в исследовании.

А самое главное, выяснилось, что близнецы не считают близнецовость чем-то особенным.


Заключение.

На основе проведенного исследования по заданной тематике можно сделать выводы, что близнецовая ситуация увеличивает внутрипарное сходство близнецов их психической жизни.
Анализ научной и художественной литературы, специализированных изданий и Интернет-ресурсов дали почву для проведения практического исследования с целью доказательства выдвинутой гипотезы. В нашей работе были исследованы, проблемы метода наблюдения в науке и практике, а также, проведена работа по организации исследования индивидуальных отличий близнецов. Исследование проводилось в течение трех месяцев 2010 г., и увенчалось успехом, так как удалось отследить основные факторы психического развития близнецов, влияние средовых условий для определения внутри парного сходства ДЗ близнецов по изучаемому признаку, выявить разницу в эффектных установках, а так же выяснить, что близнецы не считают близнецовость чем-то особенным.

В процессе работы были реализованы поставленные задачи, а именно:

На основе проведенного исследования главным выводом является именно то, что близнецовая ситуация является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из ключевых ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. Это явление «своеобразная форма жизни в паре». Ее специфика, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. А значит, выдвинутая гипотеза доказана.

Список использованных источников:

  1. Бумсма Д., Ван Баал К. «Лонгитюдное генетическое исследование показателей IQ у близнецов 5-7 лет» № 4, 1997 год «Вопросы психологии».

  2. Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребенка. М.;Л., 1926, с. 12




  1. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. 125 с.




  1. Вальтер Ф. Близнецы. М., 1985.

  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М.: Просвещение, 1997. — 323.

  3. Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. М.: Издательство МГОУ, 2003. - Глава 4. С. 38-61.

  4. Зырянова Н. М. Близнецы. — М., 2006.

  5. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.

  6. Костина Е. Близнецы. — М.: Семья, 1998.

  7. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.

  8. Морозова Т.Б. Личностное развитие близнецов в процессе общения. // Педагогика 2003. №3. с.23-25.

  9. Мухина В. С. Близнецы. — М.: Народное образование, 1997.

  10. Малых С.Б., Сибурина А.Ю. Я или МЫ: Как растить близнецов. М.,2006.

  11. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет: Дневник развития дочери. М., 1996.

  12. Равич-Щербо И. В. Психологическая диагностика. Ред. К. М. Гуревича. М., 1981.

  13. Равич-Щербо И.В. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Психология"/И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко; Под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000.-447 c.

  14. Психологические очерки о близнецах/ Семенов В. В., Кочубей Б. И., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. — М., 2003.

  15. Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В., Развитие близнецов и особенности их воспитания, М.: Институт психологии РАН, 2000.

  16. Фридрих В. Близнецы. М.: Прогресс, 1985.

  17. Философская энциклопедия, т. 3, с. 409.

  18. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до 7 лет. — М.: Просвещение, 1990. С-328.

  19. www.psychology-online.net/.../doc-1211.html / М.Б. Михалевская, Т.В. Корнилова. Метод наблюдения в психологии.




  1. www.portal-bliznetsy.ru/index.php/ «Психологические особенности близнецовой ситуации».



1 Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.


2 www.psychology-online.net/.../doc-1211.html /М.Б. Михалевская, Т.В. Корнилова. Метод наблюдения в психологии.

3 Философская энциклопедия, т. 3, с. 409.

4 Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. 125 с.

5 Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребенка. М.;Л., 1926, с. 12

6 www.portal-bliznetsy.ru/index.php/ «Психологические особенности близнецовой ситуации».


7 Бумсма Д., Ван Баал К. «Лонгитюдное генетическое исследование показателей IQ у близнецов 5-7 лет» № 4, 1997 год «Вопросы психологии».



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации