Самостоятельная работа по предмету: психология здоровья Модуль 4. Здоровая личность - файл n1.doc

приобрести
Самостоятельная работа по предмету: психология здоровья Модуль 4. Здоровая личность
скачать (73.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc74kb.30.05.2012 11:25скачать

n1.doc

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
Самостоятельная работа по предмету: психология здоровья

Модуль 4. Здоровая личность

Выполнила студентка 4 курса

Очно-заочной формы обучения
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011г.

Задание:

Модуль 4. Здоровая личность.
• Законспектируйте текст, статью или первоисточник по теме “Здоровая личность” с указанием выходных данных материала или его приложением к заданию.
• Составьте глоссарий по данной теме.
Здоровая личность
Основные представления о здоровой личности

Психоанализ: движущей силой развития личности, по Фрейду, является либидо, но не как конкретное половое влечение, а как некоторая абстрактная обобщающая сила, трансформирующаяся в человеке в различные формы ак-тивности [1].

Цель психоанализа ­ освободить психотравмирующий, вытесненный

в бессознательное ранее недоступный материал, чтобы получить возмож-ность оперировать им сознательно. Если человек освобождается от запре-щений бессознательного, Эго устанавливает новый уровень удовлетворения потребностей человека во всех областях жизнедеятельности.

Таким образом, устранив конфликт между сознанием и бессознательным,

человек становится психически здоровым. Разрешение конфликтов ­ это

победа Эго над Оно, то есть возрастание силы Эго есть свидетельство психи-ческого здоровья человека (Freud, 1952). Но поскольку всякий индивидуум будет в жизни постоянно сталкиваться со стимулами, провоцирующими этот конфликт, то и психоанализ, по всей видимости, необходимо проводить на протяжении всей жизни. Основным препятствием к психологическому росту, согласно психоаналитической теории, является тревожность [1].
Гельвеций считал, что отличительный признак здорового ума заклю­чается в eгo способности правильно осуществлять сравнение сходств и

различий, соответствий и несоответствий между разными предметами [1].
Н. Д. Лакосина и [ К. Ушаков (1976) предприняли попытку в самом

первом приближении собрать критерии психического здоровья воедино.

К их числу авторы относят: детерминированность психических явлений,

их необходимость, причинность, упорядоченность; соответствующую

возрасту индивида зрелость чувств; постоянство (константность) места

обитания; максимальное приближение формирующихся субъективных

образов к отражаемым объектам действительности; гармонию между

отражением обстоятельств действительности и отношением индиви­дуума к ней; адекватность eгo реакций на окружающие физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и час­тоте внешних раздражений; чувство положения в среде себе подобных, гармония взаимоотношения с ними; умение уживаться с иными лицами и самим собою; критический подход к обстоятельствам жизни: способ­ность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов; адекватность реакций на общественные обсто­ятельства (социальную среду); чувство ответственности за потомство и близких членов семьи, чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в кол­лективе (обществе) без ущерба для остальных eгo членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный пyть [1].
В. Н. Мясищев считал, что основным в оценке психического здо­ровья является нарушение способности адекватно решать жизненные задачи и

адекватно вести себя в социальной среде [1].

Теоретическим обоснованием психологии здоровья выступает понима-ние психического здоровья не негативным образом как отсутствие дезадап-тации, а с точки зрения позитивного аспекта ­ как способность к постоянному развитию и обогащению личности. Иными словами, психическое здоровье рассматривается не просто как отсутствие нeдo­статков, а как присутствие определенного ряда достоинств в структуре личности [1].


Психологическое здоровье
Термин “психологическое здоровье” относится к личности в целом находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психи-ческого здоровья в отличие от медицинского, социологического, фило-софского и др. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной.

В психологии здоровья важна не только дифференциальная оценка степени выраженности социально-психологической дезадаптации; нeобхо-димо разработать критерии, имеющие прогностическую ценность в отноше-нии поведения людей в онтогенезе. Позитивный подход в определении психосоматического здоровья дает опору в строительстве психологии здо-ровья именно как пpогностической науки [1].

Выделим ряд черт, описывающих психологически здоровую личность. Личностная зрелость характеризуется главным образом развитием само-контроля и усвоением реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека. Основой же aдекватнoгo поведения в жизненных ситуациях является умение разводить реальные и идеальные цели, гpаницы между разными подструктурами Я ­ - Я желающим и Я долженствующим, то есть стремиться к совпадению позыва “Я хочу” с пpизывом “Я должен” [1].

По замечанию А. Ф. Лазурскоrо (1925), один из признаков здоровой личности пpедполагает умение человека регyлировать свои поступки и пове-дение в гpаницах социальных норм [1].

Попытку описать интегpированную, здоровую личность предприни­мал и К. Роджерс, выделивший следующие черты “нoвoгo человека”:


Как видим, здоровая личность многолика. В описаниях различных

специалистов чаще Bceгo звучат определения, связанные с такими поняти-ями, как “интегpированность”, “цельность”, однако не говорится о том,

что может формировать эти качества, на какой базе можно воспитать,

развить в себе эту способность к открытости, самостоятельности и т. п.

Как бы ни была многообразна положительная сторона личности, она имеет строгyю направленность. Стержнем, главным критерием зрелости

личности выступает духовная ориентация, которая входит в систему обще­гo дyxoвнoгo начала вceгo человечества. Человек, направляясь к пределам

возможноrо совершенства, непременно проходит “путь чистки” cвoeгo

душевного Я посредством особого самоконтроля, самонаблюдения [1].

Согласно концепции позитивной психотерапии (Пезешкиан, 1993),

здоров не тот человек, у котopoгo нет проблем, а тот, кто знает, как их

разрешить. Здоровье предлагается рассматривать через соотнесение eгo

с моделью четырех сфер переработки конфликта. Тот, кто равномерно

распределяет свою энергию по таким сферам, как тело, деятельность,

контакты и фантазии (будущее), имеет все шансы сохранять и развивать

здоровье. Таким образом, в задачу человека входит умение гармонично

распределять энергию по всем сферам так, чтобы он 25% своей энергии

(не обязательно времени) Moг посвятить своим физическим потребностям,

25% направил на свою деятельность, будь то профессиональный труд

или домашняя работа, 25% ­ на межличностное общение (семья, друзья,

коллеrи) и 25% энергии отдавал бы интуиции, фантазии, размышлениям

о будущем, о смысле жизни и религиозно-­духовным исканиям (то есть

посвятил это время одиночеству, общению с самим собой). Подобная

схема может рассматриваться как идеальная, к которой стоит ежедневно

стремиться [1].
Снижение уровня тревоги у здоровой личности может происходить

за счет коррекции временной ориентации с будущего на настоящее.

Жизнь в условиях “здесь и теперь” приводит к гармонии личности с окружа-ющим миром. Жизнь в настоящем позволяет воспитывать в себе адекватные представления о реальных общественных мотивах и движущих силах, спо-собность соотносить себя с динамикой событий. Жизнь в настоящем поз-воляет принимать ее такой, какая она есть, и наслаждаться имеющимися ра-достями, жить в благодарности жизни, всякий раз спрашивая, что она еще хочет от тебя [1].
Саногенетический подход в психологии здоровья всегда связывает­ся с раскрытием в человеке личного (индивидуального) превентивного ресурса.

Личный (индивидуальный) превентивный ресурс - это комплекс спо­собностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов; отлаженная работа данногo комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благопо-лучие человека и, в соответствии с направленностью личности, создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации (Малыхина, 2004) [1].
Любопытно проиллюстрировать связь физического и психического

здоровья на примере исследований, проведенных доктором Стивеном П.

Джюэттом среди долгожителей. Он обследовал 79 здоровых американцев

в возрасте старше 87 лет. Эти старые люди имели различный жизненный

опыт, но отличались высокой приспособляемостью, умением противо­стоять жизненным трудностям, дружелюбием, оптимизмом и хорошим чувством юмора. Они умели радоваться жизни, получать удовольствие от простых вещей. Долгожители даже, как правило, не придерживались какой­-либо определенной диеты или образа жизни, не сдерживали своих пристрастий, многие из них всю свою долгyю жизнь курили, нeкото­рые любили приложиться к рюмочке. Эти исследования показывают, что наличие качеств психического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье [1].

Глоссарий
Личность — феномен одновременно и индивидного, и социального бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением, без удовлетворяющего личность социального бытия. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой, настроенность (а не расстроенность) внутреннего мира личности [2].

Здоровая, зрелая личность, по Ф. Перлзу - это самостоятельное саморегyли-

рующееся существо.

Психологическое здоровье - относится к личности в целом, находится в

тесной связи с высшими проявлениями человеческогo духа и позволяет

выделить собственно психологический аспект проблемы психического

здоровья.

Цель психоанализа ­ - освободить психотравмирующий, вытесненный в бессознательное ранее недоступный материал, чтобы получить возможность оперировать им сознательно.

Индивидуация ­ - это процесс “становления собой”, или “самореализация”,

процесс, удовлетворяющий потребность быть “единым”, “однородным” существом.

Эго - ­это расширение сознательной осведомленности.

Психологическое здоровье и зрелость человека (Ф. Перлз) - ­ это способ-

ность перейти от опоры на среду и регyлирования средой к опоре на себя и

саморегyляцию.

Цель гуманистической психотерапии ­ - создание определенных усло­вий для личностного роста.

Терапия ( по К. Роджерсу) ­- это освобождение клиента для нормального роста и развития.

Э. Фромм выделял три психологические категории, относящиеся к ресурсам человека в преодолении трудностей:

1. Надежда ­ - это активное ожидание и готoвнoсть встретиться с тем, что может появиться на свет. В нашем понимании нa­дежда ­- это возможность планировать свою жизнь, видеть ее светлую перспектив­у.

2. Рациональная вера ­ - убежденность в том, что существует oгpoмнoe

число реальных возможностей и необходимо использовать их в нужное время в нужном контексте.

3. Душевная сила ­ - мужество. Душевная сила ­ - способность coпротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в “голый” оптимизм или в иррацио­нальную веру (Фромм, 1999).

Личный (индивидуальный) превентивный ресурс - это комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс

Адаптационно-компенсаторных механизмов; отлаженная работа данногo комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благо-получие человека и, в соответствии с направленностью личности, создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации (Малыхина, 2004).

Ресурс ­ - это адаптационная способность психики человека усиливать во мнoгo раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состояниями относительного покоя.


Литература


  1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья.-СПб. речь, 2006.-384с.

  2. Психология здоровья: Учебник для вузов/Под ред. Г.С.Никифорова.-СПб.: Питер,2006.-607с.

  3. Куликов Л.В.Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. с. 62-86.






Самостоятельная работа по предмету: психология здоровья
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации