Контрольная работа - Социально-правовые аспекты и регулирование рекламной деятельности - файл n1.docx

Контрольная работа - Социально-правовые аспекты и регулирование рекламной деятельности
скачать (54.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx55kb.30.05.2012 11:22скачать

n1.docx

Тема 3. Социально-правовые аспекты и регулирование рекламной деятельности.
Реклама и этика.

Комплекс принципов этической корректности рекламы:

  1. Персональная этичность (по отношению к личностным качествам потребителей).

  2. Гендерная этичность.

  3. Сексуальная этичность (по отношению к использованию сексуальной символики и эротики в рекламе (в количественном и качественном смысле)).

  4. Возрастная этичность (по отношению к людям старшего возраста или молодежи).

  5. Расовая этичность.

  6. Национально-культурная этичность.

  7. Конфессиональная этичность (по отношению к религиозным убеждениям потребителей).

  8. Юридически-правовая этичность (по отношению к соблюдению всех законов и норм, прав человека, в том числе и по отношению к конкурентам).

  9. Корпоративная этичность.

  10. Этичность ненасилия (по отношению к использованию тематики конфликта, насилия, ущемления прав других).

  11. Языковая этичность (в том числе и употребление слов, непонятных для большинства потребителей или ненормативное их употребление, а также этичность стиля: употребление лексики, некорректной по отношению к общепринятому стилю общения).

  12. Этичность по отношению к детям.

  13. Этичность по отношению к лицам с физическими и/или иными недостатками, инвалидам.

  14. Политическая этичность (по отношению к органам власти, политическому устройству государства, гос.символам, политическим партиям и т.п.).

  15. Экологическая этичность (по отношению к освещению проблем окружающей среды (в широком смысле).

  16. Этичность по отношению к животным.

  17. Историческая этичность (по отношению к историческим событиям).

  18. Географическая этичность (по отношению к специфике местности проживания тех или иных групп потребителей).

  19. Цветовая этичность (по отношению к цветовой гигиене).

  20. Звуковая этичность (по отношению к использованию слишком громкого/тихого звукового оформления).

  21. Графическая этичность (по отношению к использованию графических средств, неудобных (некорректных) для восприятия большинством потребителей).


Общественная критика рекламы.

Наиболее расхожие критические замечания:


Возникновение этических кодексов предпринимательской деятельности.
Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях "Этика", "Никомахова этика", "Политика". Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Возникновение капитализма в Европе в XVI веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовал за средневековой католической идеологией, утверждавшей, что "делание денег" подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей. Так, Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются обязательно аморальными. Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждает, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообуславливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры. В наше время хорошая этика означает хороший бизнес. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что моральная добродетель необходимое условие для успеха.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Г. Форда. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл. Суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная "деловая теория", а "нечто большее" - теория, цель которой создать из мира вещей источник радостей. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время. Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это - адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это - этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.
Основные положения этического кодекса «Американской рекламной федерации».

Рекламная этика и принципы

Adopted by the American Advertising Federation Board of Directors, March 2, 1984, San Antonio, Texas.
Правдивость

Реклама должна говорить правду, и должны выявить существенные факты, опущение которых будет вводить в заблуждение общественность.
Обосновательность

Рекламное сообщение должно быть обосновано доказательствами, которые  может предоставить рекламодатель или рекламное агенство в случае обращения с претензией.
Сравнения

Реклама должна воздерживаться от ложных, вводящих в заблуждение, или необоснованных утверждений и заявлений о конкуренте, его продукции или услугах.
Рекламная приманка

Реклама не должна предлагать продукты или услуги на продажу, если только такое предложение не представляет собой комплекс добросовестных усилий, чтобы продать рекламу продуктов или услуг, и не является устройством для переключения потребителей на другие товары или услуги, как правило, более дорогие.
Гарантии и поручительство

Реклама гарантий и поручительства, должна быть явной, с достаточным количеством информации, чтобы информировать потребителей о своих главных условиях и ограничениях, или если пространство или время ограничены и исключают полное освещение данной информации, то реклама должна четко указывать, где можно ознакомиться с полным текстом гарантий до покупки.
Заявления по цене

Реклама должна избегать заявлений цены, которые являются ложными или вводящими в заблуждение, или хранить заявления, которые не могут доказать сохранение сбережений.
Отзывы

Реклама содержащая отзывы должна быть ограничена компетентными свидетелями, которые отражают реальное и честное мнение или опыта.
Вкус и порядочность
Реклама не должна содержать заявлений, иллюстраций или последствий, которые являются оскорбительными для хорошего вкуса или общественной морали.
Кодифицирование норм этики, необходимых для соблюдения в рекламной деятельности, в Международном кодексе рекламной практики (редакция 1986 г.).
Международный кодекс рекламной практики – это, своего рода свод правил, обычаев и этических стандартов, которым в добровольном порядке обязуются следовать подписавшие его участники рекламного рынка. Кодекс, как своего рода хартия, лишь дополняет национальные законы о рекламе и гармонизирует отношения между участниками рынка, разрешая противоречия в досудебном порядке, как правило, без участия государственных органов.

Кодекс устанавливает стандарты этичного поведения, которых должны придерживаться все стороны, имеющие отношение к рекламной деятельности: рекламодатели, рекламопроизводители, СМИ и иные рекламоносители.

Кодекс распространяется на все содержание рекламы, включая все слова и числа (в письменном виде и произносимые), изображение, музыку и звуковые эффекты.

Кодекс дает следующие определения:

- термин «реклама» должен трактоваться в самом широком смысле, включая любую

форму рекламы товаров и услуг, вне зависимости от используемого рекламоносителя и

рекламные заявления на упаковке, ярлыках и в материалах на местах продажи;

- термин «продукция» включает также услуги;

- термин «потребитель» означает лицо, которому адресуется реклама или которого

она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

Основные принципы МКРП изложены в преамбуле и сводятся к тому, что любое

рекламное послание обязано быть юридически безупречным, благопристойным, честным

и правдивым, создаваться с чувством ответственности перед обществом и отвечать принципам добросовестной конкуренции. Никакое рекламное послание не должно подрывать общественное доверие к рекламе (дискредитировать рекламную деятельность в глазах общества).
Нормы (правила) рекламных посланий
Благопристойность (пристойность)

Статья 1.

Рекламное послание не должно содержать утверждений или изображений, идущих

вразрез с принятыми в обществе правилами пристойности.
Честность

Статья 2.

Рекламное послание не должно злоупотреблять доверием покупателя, использовать

его неопытность или недостаток его знаний.

Статья 3.

1.Рекламное послание не должно без достаточных оснований играть на чувстве страха.

2.Рекламное послание не должно играть на суевериях и предрассудках.

3.Рекламное послание не должно содержать ничего, что могло бы вызвать насилие

или поддержать его.

4.Рекламное послание не должно поддерживать дискриминацию по признаку расы,

религии или пола.
Правдивость (достоверность)

Статья 4.

Рекламное послание не должно содержать каких-либо утверждений или изображений, которые прямо или косвенно, путем недомолвки или двусмысленности, а также преувеличения могли бы ввести покупателя в заблуждение, особенно в отношении:

а) природы, состава, метода производства и даты выпуска, соответствия назначения

и области применения, количества, места производства и страны происхождения товара, а также иных его характеристик;

б) потребительских свойств товара и действующих цен;

в) других условий платежа, в том числе рассрочки, лизинга, кредита и др.

г) доставки, обмена, возврата, ремонта;

д) условий гарантии;

е) авторских прав и прав на промышленную собственность, таких как патенты,

товарные знаки, дизайн, промышленные образцы и торговые наименования;

ж) официального признания или одобрения, награждения медалями, премиями и

дипломами;

з) размеров прибыли, предназначаемой на благотворительные цели.

Рекламное послание не должно искажать результаты научных и иных исследований, а также цитаты из научно-технических публикаций.

Статистические данные недопустимо использовать так, чтобы из них следовало нечто иное, что есть в действительности. Не допустимы искажения научных терминов, не

допустимо также использовать научный жаргон, чтобы придать утверждениям видимость

научной обоснованности, которая в действительности отсутствует.
Сравнения

Статья 5.

Рекламное послание должно быть таким, чтобы сравнения не вводили в заблуждение. Оно должно соответствовать принципам честной конкуренции. Сравнение достоинств товаров должно быть честным и основанным на доказательных факторах.
Доказательства и свидетельства

Статья 6.

Рекламное послание не должно содержать доказательств или свидетельств, являющихся сомнительными, или не связанными с квалификацией и опытом того лица, которое

дает такие свидетельства, а также не должно содержать ссылок на такие доказательства и

свидетельства. Устаревшие свидетельства и доказательства использоваться не должны.
Очернение (клевета)

Статья 7.

Рекламное послание не должно очернять никакую фирму, промышленную или коммерческую деятельность или профессию, а также никакой товар, высказывая прямо или

косвенно презрение, насмешку или что-либо подобное.
Защита прав (интересов) личности

Статья 8.

Рекламное послание не должно изображать или описывать каких-либо людей в их

частной жизни или общественной деятельности без их предварительного разрешения (согласия), а также без разрешения ссылаться на такие изображения или описания; недопустимо также без предварительного разрешения описывать чью-либо частную собственность, а также ссылаться на такие описания или саму собственность таким образом, чтобы это производило впечатление подтверждения кем бы то ни было содержания рекламы.
Использование доброго имени (репутации)

Статья 9.

1.Рекламное послание не должно содержать используемых незаконным способом

названий (наименований) или аббревиатуры других фирм, компаний или организаций.

2.В рекламном послании недопустимо использовать ненадлежащим способом имена и фамилии (престиж) людей, названия и символы фирм, товаров, имеющих хорошую

репутацию вообще или заслуживших ее, благодаря рекламным кампаниям.
Имитация (подражание)

Статья 10.

1.Рекламное послание не должно имитировать общую композицию, текст, слоган,

изображение, музыку, звуковые эффекты и т.д. других рекламных посланий таким образом, чтобы это могло ввести в заблуждение или привести к путанице.

2.Когда рекламодатель проводит некоторую рекламную кампанию в одной или не-

скольких зарубежных странах, другие рекламодатели не должны в течение некоторого времени (разумного для соответствующей страны) осуществлять подобную кампанию в

этих странах, дабы не имитировать ее и тем самым не мешать (безосновательно не подражать) проведению его кампании.
Отождествление рекламного послания (распознаваемость рекламы)

Статья 11.

Рекламное послание должно быть четко выделено (легко распознаваемо) как таковое, независимо от того, какие формы оно бы ни имело и через какой вид СМИ ни распространялось. Когда рекламные послания проходят, например, во время передачи новостей по каналам вещательных СМИ или помещаются рядом с редакционными материалами в прессе, реклама должна подаваться так, чтобы было понятно, что это – реклама (была безошибочно отличима от редакционных материалов).
Отношение к требованиям (обеспечение) безопасности

Статья 12.

Рекламное послание не должно содержать без веских к тому оснований (например

в педагогических целях или для обеспечения общественной безопасности) никаких изображений опасных ситуаций, действий, упражнений, обычаев, демонстрирующих пренебрежение опасностью или средствами безопасности (подросток в покрышке). Особое внимание этому должно быть уделено в рекламных посланиях, направляемых детям и молодежи.
Дети и молодежь

Статья 13.

1.Рекламные послания не должны эксплуатировать злоупотреблять доверчивостью

детей или недостатком жизненного опыта, а также их чувством преданности (долга).

2.Рекламные послания, направленные на детей и молодежь, а также способные оказать на них влияние, не должны содержать никаких утверждений или изображений, которые могут привести к психическим, моральным или физическим травмам (нанести им тот или иной вред).
Общие требования к рекламе
Пристойность

Реклама не должна содержать заявлений или изображений, нарушающих общепринятые нормы пристойности.

Честность

Реклама не должна злоупотреблять доверием потребителя или его недостаточным опытом или знаниями.

Достоверность

  1. Реклама не должна содержать заявлений или визуальных изображений, которые непосредственно или косвенно, за счет замалчивания, двусмысленности или преувеличения в заявлениях, могут ввести в заблуждение потребителя, в частности по отношению к:
    а) таким характеристикам товара, как характер, состав, метод и дата изготовления, пригодность к применению, диапазон применения, количество, компания-изготовитель и страна изготовления;
    б) ценности продукции и реально оплачиваемой цене;
    в) другим условиям платежа, таким как продажа в рассрочку, лизинг, выплата по частям и продажа в кредит;
    г) доставке, обмену, возврату, ремонту и техническому обслуживанию;
    д) гарантийным условиям;
    е) авторским правам и правам промышленной собственности, таким как патенты, товарные знаки, конструкции и модели, торговые наименования;
    ж) официальному признанию или одобрению, присуждению медалей, призов и дипломов;
    з) размерам преимуществ в случае бесплатных предложений.

  2. В рекламе не допускается некорректное употребление результатов исследований или выдержек из технических и научных публикаций. Статистические данные не должны представляться имеющими большую значимость, чем они имеют на самом деле. Не допускается некорректное применение научных терминов; не допускается применения профессионального жаргона и неуместных сведений научного характера, предназначенных для придания заявлениям видимости научной обоснованности, которой они на деле не обладают.


Использование репутации

  1. Реклама не должна необоснованно использовать известность и деловую репутацию других фирм, компаний или организаций, а также необоснованно эксплуатировать репутацию (авторитет) известных в обществе людей.

  2. Реклама не должна необоснованно извлекать выгоду из престижа, присущего лицу, товарному знаку или символу другой фирмы или продукции, или из престижа, полученного в результате другой рекламной кампании.

  3. Реклама не должна содержать изображения или ссылки на любые лица, как частные, так и занимающие общественные посты, без получения от них предварительного согласия на это; реклама также не должна без предварительного на то разрешения изображать или ссылаться на собственность любого лица способом, который может создать впечатление о подтверждении этим лицом содержания рекламы.

Имитация

  1. Реклама не должна имитировать общую композицию, текст, лозунги, визуальные изображения, музыку, звуковые эффекты и т. п. другой рекламы таким образом, при котором она может ввести в заблуждение или быть принята за другую рекламу.

  2. В случае организации рекламодателем в одной или нескольких странах рекламной кампании, имеющей характерные отличительные способности, другие рекламодатели не должны имитировать эту кампанию в других странах, где этот рекламодатель ведет свою деятельность.


Нормативно-правовые документы, регулирующие рекламную деятельность в РФ.

Основным нормативным документом, регулирующим рекламный бизнес сегодня, является Федеральный закон от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе». Указанный закон вступил в силу с 1 июля 2006 года, до указанной даты основным нормативным документом в области рекламы был Федеральный закон от 18 июля 1995 года №108-ФЗ «О рекламе».

Конституция РФ определяет право граждан на достоверную информацию. Реализация этого права стала возможна после принятия закона «О рекламе».

Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из закона «О рекламе» и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с настоящим законом.

Закон «О рекламе» позволяет на современном этапе управлять рынком различных средств рекламы, определяет особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг, устанавливает права и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Кроме того, закон служит исходной нормативной базой для развития законодательства в области рекламы.

Основными целями закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.
Государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе возложен на федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы).

 Федеральный закон "О рекламе" регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации.

 Законодательство о рекламе является защитой от недобросовестной конкуренции в области рекламы, дает возможность предотвратить и пресечь ненадежную рекламу, способную ввести в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, окружающей среде, а также посягающую на общественные интересы, принципы гуманности и морали. Государственный контроль за  соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляется федеральным (территориальным) антимонопольным органом. Закон "о рекламе" дает юридически точное определение рекламы. Законом установлен ряд общих и специальных требований при производстве, размещении и распространении рекламы. Закон регламентирует рекламу деятельности, подлежащей лицензированию, и товаров, подлежащих обязательной сертификации. Реклама, нарушающая требования добросовестности, признается законом недобросовестной.
Саморегулирование рекламы.

Саморегулирование - один из способов повышения качества рекламной продукции и устранения недобросовестной рекламы. Этот процесс принимает в разных странах самые различные формы, но принципы, которые стоят за этим, всегда одни и те же: реклама должна быть законной, пристойной, честной и правдивой, сделанной с чувством гражданской ответственности перед потребителем и обществом и с соответствующим уважением правил честной конкуренции. Это достигается посредством правил и принципов лучшей рекламной практики, которыми добровольно "связывает" себя рекламная индустрия. Правила применяются организациями саморегулирования, созданными для этой цели и основанными самой рекламной индустрией. Цель - обеспечение высоких стандартов в рекламе и. таким образом, доверия и уверенности потребителя. Важный фактор, обусловливающий необходимость саморегулирования на рекламном рынке, это взаимоотношения властных структур и рекламистов. Рекламная деятельность настолько масштабна, сложна), что государство просто не может обеспечить детального повсеместного контроля за исполнением всех норм, предъявляемых к цивилизованной рекламе. Это требует огромных расходов финансовых и кадровых ресурсов. Государство заинтересовано передать часть функций контроля за соблюдением цивилизованных норм на рекламном рынке организациям саморегулирования. И это представляет обоюдный интерес, ибо, с одной стороны, обеспечивает быстрое и адекватное реагирование на изменения рыночной ситуации, создает возможность использовать более гибкие и простые формы решения спорных вопросов, предоставляет больше инициативы самим рекламистам; с другой стороны, освобождает властные структуры от мелочной опеки рекламного дела.

Положение России в процессе саморегулирования рекламной деятельности достаточно сложно и специфично. Система саморегулирования только формируется. На сегодняшний момент можно назвать несколько основных организаций саморегулирования, обладающих влиянием на рынке рекламных услуг России: Национальная Рекламная Ассоциация (НРА); Фонд поддержки рекламопроизводителей (ФПР); Российская Ассоциация Рекламных Агентств (PAPA); Общественный Совет по рекламе (ОСР); Ассоциация рекламодателей; Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью (АКОС); Международная Конфедерация Обществ Потребителей в России (Конф - ОП в России).

Поэтому можно сделать вывод, что направления деятельности российских объединений по саморегулированию рекламной деятельности во многом схожи. Во-первых, это разработка и применение этических норм рекламы, необходимых для лояльного отношения общества к рекламе в целом. Во-вторых, это защита собственной безопасности, деловых интересов, выраженная в выработке единых цивилизованных правил работы на рынке, юридическом консультировании участников рынка, разработке и внедрению законодательных предложений и рекомендаций, стремлении к разрешению внутренних конфликтов без вмешательства государственных органов, судебных инстанций. В-третьих, это «реклама рекламы» - проведение выставок, конкурсов, фестивалей и научная работа - организация различных конференций и семинаров, посвященных проблемам рекламной деятельности.

Различия же в целях и задачах создаваемых на российском рынке рекламы организаций саморегулирования напрямую связаны как с различием интересов субъектов рынка, инициировавших их появление, так и со временем их формирования, тенденциями, меняющимися на развивающемся российском рынке рекламы.
Основные положения Федерального закона о рекламе.
Регулирование отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Предметом регулирования Федерального закона "О рекламе" являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. 
Исходя из целей законодательного регулирования отношений по производству, размещению и распространению рекламы, государство обязуется обеспечить баланс интересов как предпринимателей, участников конкурентных отношений на рынке, так и потребителей рекламной информации. Следовательно, антимонопольные органы при осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также толковании и применении норм рекламного законодательства должны ориентироваться на достижение указанных целей. 
Формирование авторского права на рекламу.

Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. В этом случае авторские права и смежные права подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общие требования к рекламе:

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

5. В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.

11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе:

Федеральный закон “О рекламе” дифференцирует ответственность субъектов рекламной деятельности: рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.

Так, рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Контроль соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе Законом возложен на федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы).

В целях предупреждения и пресечения ненадлежащей рекламы антимонопольные органы обладают достаточным набором средств административного воздействия на нарушителей рекламного законодательства, куда входит возможность выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принятие решения об осуществлении контррекламы, а также привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за ненадлежащую рекламу.

Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона “О рекламе” ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или непредставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного орган; (его территориального органа) влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Статья 30 Федерального закона “О рекламе” предусматривает раздельную ответственность субъектов рекламной деятельности (рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определяя в ст. 2 Закона основные понятия, законодатель устанавливает, что рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Таким образом, к административной ответственности по п. 2 ст. 31 Федерального закона “О рекламе” может быть привлечен с учетом требований ст. 30 Закона рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель, являющийся как юридическим, так и физическим лицом.

Указанная позиция подтверждена и Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п. 1 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе. См.: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 37 от 25 декабря 1998 г.).

При выявлении признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган в соответствии с Порядком рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской федерации о рекламе возбуждает производство по делу.

Стадия рассмотрения дела по существу, согласно п. 3. 9 Порядка, завершается вынесением решения, в котором излагаются обстоятельства дела, установленные Комиссией, и выводы, к которым приходит Комиссия в результате рассмотрения дела.

Если в процессе рассмотрения дела Комиссия антимонопольного органа устанавливает факт (факты) ненадлежащей рекламы и доказывает вину субъекта рекламной деятельности в соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона “О рекламе”, то, руководствуясь п. 2 ст. 31 Федерального закона “О рекламе”, антимонопольный орган вправе привлечь виновного субъекта к ответственности в виде штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, за ненадлежащую рекламу.

Вывод о необходимости привлечения к ответственности за ненадлежащую рекламу по п. 2 ст. 31 Федерального закона “О рекламе” делается в резолютивной части решения. При этом необходимо указывать размер штрафа, налагаемого на субъект рекламной деятельности.

На основании мотивированного решения, в котором содержится вывод о наложении штрафа за ненадлежащую рекламу, субъекту рекламной деятельности, вина которого Комиссией установлена, выдается постановление о наложении штрафа за ненадлежащую рекламу.

В постановлении о наложении штрафа за ненадлежащую рекламу должны быть указаны:дата его вынесения; список членов Комиссии, рассмотревших вопрос о привлечении виновного субъекта рекламной деятельности к ответственности за ненадлежащую рекламу; сведения о лице, в отношении которого выносится постановление; выводы членов Комиссии о размере штрафа.

Постановление о наложении штрафа состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей. В резолютивной части постановления, помимо Установления размера штрафа, должно содержаться указание о порядке его Уплаты.

При привлечении субъекта рекламной деятельности к ответственности по п. 2 ст. 31 Федерального закона “О рекламе” необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 38 КоАП РСФСР административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

Следует иметь в виду, что наложение штрафа по п. 2 ст. 31 Федерального закона “О рекламе” не препятствует выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае вывод Комиссии о необходимости выдачи предписания также фиксируется в резолютивной части решения.

При решении вопроса о выдаче антимонопольным органом предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе следует учитывать, что согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 83/99 от 24 августа 1999 г. в целях пресечения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган вправе выдать предписание любому субъекту рекламной деятельности, способному устранить выявленное нарушение.

Например, если ответственность за ненадлежащую рекламу должен нести в соответствии со ст. 30 Федерального закона “О рекламе” рекламопроизводитель, а размещение ненадлежащей рекламы на телеканалах инициировал рекламодатель, то антимонопольный орган вправе направить рекламодателю предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Российские организации, осуществляющие общественное регулирование рекламной деятельности, и их функции.
Общественный Совет по рекламе (ОСР) создан в соответствии с 28 статьей Федерального закона «О рекламе» несколько раньше его принятия, в феврале 1995 года в целях развития системы общественного регулирования рекламной деятельности, гармонизации интересов потребителей рекламы, СМИ и рекламного бизнеса.

ОСР является общественным объединением, члены которого – физические и юридические лица (общественные объединения) осуществляют свою деятельность в производстве и распространении рекламы, защите прав потребителей, социально-культурной

сфере. С 1998 года ОСР является членом Генеральной ассамблеи Европейского альянса по

рекламе (GENERAL ASSAMBLY).

К основным задачам ОСР относятся:

-Организация взаимодействия между рекламодателями, рекламопроизводителями,

распространителями и потребителями рекламной продукции, а также государственными органами; предупреждение и содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной сфере.

-Разработка и реализация системы мер, направленных на создание условий для развития механизмов саморегулирования рекламной деятельности, формирование цивилизованных норм и правил поведения на рекламном рынке.

Содействие созданию правовых условий, обеспечивающих гармоничное взаимодействие интересов заказчиков, производителей, распространителей и потребителей рекламы.

-Создание условий для профессионального общения и обсуждения совместных

программ деятельности членов Совета, других заинтересованных организаций.

-Развитие профессиональных связей с творческими союзами, общественными организациями в России и за рубежом.

-Организация и проведение мероприятий (конференций, симпозиумов, семинаров,

конкурсов и т.д.), направленных на освещение деятельности рекламного бизнеса, поддержку добросовестной конкуренции, творчества в рекламе.

-Содействие подготовке высокопрофессиональных кадров для рекламного бизнеса,

защите авторских прав и интересов членов Совета.

-Проведение независимой экспертизы рекламной продукции.

При ОСР организован Комитет ОСР по выработке этических норм (стандартов)

рекламной деятельности, который является постоянно действующим рабочим органом

ОСР и руководствуется в своей деятельности законодательством и нормативно-правовыми актами, регламентирующими рекламную деятельность.
Рекламный совет России (РСР) был образован в 1996 году и к настоящему времени представляет собой реальный штаб рекламной отрасли и обществ потребителей, в

его составе представлены юридические и физические лица – Российская ассоциация

рекламных агентств, Ассоциация рекламодателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Союз журналистов России, Национальная ассоциация телерадиовещателей, Российская ассоциация независимого вещания, Российская ассоциация региональных телекомпаний и общества потребителей, Международная конфедерация обществ потребителей, Всероссийская лига защитников потребителей, видные представители рекламного бизнеса и другие предприниматели, представители СМИ, ученые, деятели культуры и искусства.

Основным направлением деятельности РСР выступает экспертиза конкретных рекламных сообщений, консультации в области рекламного законодательства, разбор жалоб потребителей, консультационные услуги.

В структуре РСР действует Комитеты по рассмотрению обращений и практике

применения норм саморегулирования и законодательства и по выработке этических норм

(стандартов) рекламной деятельности.

Основными функциями Комитета по рассмотрению обращений и практике применения норм саморегулирования и законодательства являются:

- рассмотрение обращений и заявлений юридических и физических лиц и оценка их

правомерности и соответствия нормам федерального рекламного законодательства;

- выработка рекомендаций по решению конкретных спорных вопросов;

- выявление фактов несоблюдения норм саморегулирования и законодательства;

- независимая экспертиза рекламы с целью определения ее соответствия этическим

нормам и требованиям законодательства;

- организация мероприятий по вопросам практики применения норм и стандартов

саморегулирования рекламы;

- установление профессиональных связей со СМИ, объединениями рекламодателей,

РА, обществами потребителей в России и за рубежом.

К функциям Комитета по выработке этических норм (стандартов) рекламной

деятельности относятся:

- разработка требований в части этики и стандартов рекламной деятельности;

- экспертиза рекламных сообщений;

- выработка и направление рекомендаций субъектам рекламной деятельности;

- организация и проведение мероприятий, связанных с этикой и стандартами рекламной деятельности;

- обобщение и анализ информации и направление результатов, полученных в ходе

их проведения, в Общественный совет по рекламе.
Ассоциация рекламодателей учреждена в 1997 году и зарегистрирована в качестве некоммерческой организации в 1998 году. Президент Ассоциации – Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Смирнов Станислав Алексеевич.

Главная цель Ассоциации – создание и утверждение в России системы надежных

гарантий свободы рекламы.

Наиболее важные задачи:

- защита интересов членов Ассоциации в отношениях с органами государственной

власти, РА, СМИ и широкой общественностью;

- содействие становлению и развитию эффективной системы саморегулирования

рекламной деятельности в России.

Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА) – ведущая общественная

организация, представляющая интересы рекламного бизнеса в России была основана в

1993 году. Ее учредителями выступили РА: «Аврора», «Видео интернейшнл» «ИМА-

пресс», «Знак», «Максима», «Новая Компания Р», «Премьер-СВ», «Р.И.М.», «Третья точка». Объединяет 70 РА.

Глава 4. Регулирование рекламной деятельности

72

Приоритетные направления деятельности:

-протекционистская политика для российских РА;

-разработка законодательных предложений и рекомендаций, относящихся к рекламной деятельности;

-сотрудничество с международными организациями (IAA, АААА и др.);

-исследовательские разработки в области рекламы;

-организация конкурсов, выставок и фестивалей рекламы;

-образовательная деятельность;

-проведение конференций, симпозиумов, семинаров.

РАРА является учредителем Высшей школы рекламы (вуз).

В Ассоциации предусмотрены следующие виды участников:

-действительные,

-ассоциированные,

-коллективные.

«Действительными» участниками РАРА могут быть юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, при соблюдении следующих условий:

- располагать необходимым штатом квалифицированных специалистов по рекламе;

- оказывать профессиональные услуги по рекламе, перечень которых устанавливается Конференцией Ассоциации;

-иметь рекомендацию двух членов совета Ассоциации;

-проходить испытательный срок не менее года «ассоциированным» членом Ассоциации.

«Ассоциированными» участниками могут быть РА при соблюдении всех

перечисленных требований, за исключением первого и последнего пунктов.

«Коллективными» участниками могут быть общественные и другие организации,

осуществляющие свою деятельность в области рекламного бизнеса, разделяющие цели и

задачи, определенные Уставом Ассоциации.

Президент РАРА – Коптев Сергей Иванович.

Высший орган управления – Конференция, созываемая не реже одного раза в год. В

период между заседаниями Конференции работу возглавляет Совет РАРА.

СМИ участвуют в регулировании рекламной деятельности, осуществляя проверку

рекламных материалов с точки зрения качества, благонадежности, правдивости, этических

и правовых норм, стандартов хорошего вкуса и принципов, которых они придерживаются

в своей практике. Так, есть издания, которые не принимают рекламу табачных изделий и

крепких алкогольных напитков (Reader's Digest), средств контрацепции, интимных услуг и

т.п. Каждое СМИ в демократическом обществе обладает полной свободой принимать или

отказывать в приеме конкретной рекламы. Функции «цензора» аналогичным образом выполняют дирекции отдельных программ радио- и телевещательных компаний.

Использованные источники и литература.

  1. Ученова В. В., Н.В. Старых. История рекламы.

  2. Головлева Е. Л. Основы рекламы: Учебное пособие.

  3. Ромат Е. В. Реклама

  4. Мудров А. Н. Основы рекламы

  5. Рожков И.Я. Международное рекламное дело.

  6. Лихобабин М. Ю. Оценка этической корректности рекламы как важнейшей формы социальной коммуникации.

  7. Медведев М. Этика рекламной деятельности.

  8. http://www.aaf.org/

  9. Романов А.А. Теория и правовое регулирование рекламной деятельности.

  10. http://www.zakon-o-reklame.ru/

  11. В. Л. Полукаров Основы рекламы.


Тема 3. Социально-правовые аспекты и регулирование рекламной деятельности
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации