Контрольная работа - Психогенетика. Когнитивные способности. Коэффициент интеллекта - файл n1.doc

Контрольная работа - Психогенетика. Когнитивные способности. Коэффициент интеллекта
скачать (41 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc41kb.30.05.2012 11:22скачать

n1.doc

Контрольная работа по психогенетике.

Выполнила: Барабаш А. О.

3 курс, группа П-31

Когнитивные способности. Коэффициент интеллекта.

Наследуемость IQ

При исследовании монозиготных близнецов, выросших порознь, обнаружена высокая степень корреляции коэффициента интеллекта (в пределах 0,64—0,78). Оценка наследуемости (в широком смысле, т. е. с учетом всех генетических факторов) в этих работах составила 0,75.

Согласно некоторым другим подсчетам, наследуемость этого коэффициента оценивается в 0,50, вклад общей среды 0,20—0,30, а остальная часть фенотипической дисперсии приходится на индивидуальные средовые воздействия и ошибку измерения.
Прямая оценка влияния общей среды возможна в исследованиях приемных детей. Если вычислить корреляцию по коэффициенту интеллекта между родными и неродными детьми, воспитанными в одной семье, то она составляет только 0,04 (данные четырех исследований, полученные уже на взрослых). Другие данные показывают, что в раннем детстве имеется небольшая корреляция между IQ генетически неродных детей, воспитывающихся в одной семье. Причем с возрастом, несмотря на увеличение длительности совместного воспитания, происходит падение корреляции практически до нуля. Эти данные показывают отсутствие влияния общей семейной среды на наблюдаемую изменчивость умственных способностей.
Корреляция IQ между детьми и их биологическими родителями во всех исследованиях была существенно выше, чем между приемными детьми и усыновителями (0,35—0,40 против 0,15). Очень интересные данные были получены в лонгитюдных исследованиях. Если в раннем детстве фиксируется небольшая корреляция IQ приемных детей и усыновителей, то начиная с 7 лет усиливается сходство между уровнем интеллекта приемных детей и их биологических родителей, а корреляция «приемные дети—усыновители» падает. При низких значениях коэффициента интеллекта у биологических родителей усиление сходства «приемные дети—биологические родители» достигается за счет снижения IQ у детей. Кроме того, было отмечено, что на это снижение не влиял социально-экономический статус усыновителей.

Самое репрезентативное исследование IQ было основано на данных призыва ва военную службу в Дании. Все мужчины независимо от годности к службе выполняли тест по оценке интеллекта. Корреляция результатов тестирования среди родных детей, выросших вместе, составила 0,52, у родных детей, выросших в разных семьях, — 0,47, для сводных братьев и сестер, выросших порознь, этот показатель не превышал 0,22, а для приемных детей, выросших в одной семье, — 0,02. Таким образом, результаты указывают на высокую наследуемость и на незначительное влияние общей среды.


Изменения наследуемости коэффициента интеллекта с возрастом


В лонгитюдных близнецовых исследованиях интеллекта было показано, что в возрасте 3—б месяцев практически отсутствует разница в корреляции умственных способностей между моно- и дизиготными близнецами, т. е. наследуемость равна нулю. Затем разница появляется и постепенно увеличивается за счет того, что сходство монозиготных близнецов все время растет, а сходство дизиготньтх все время уменьшается. В возрасте 15 лет корреляция по коэффициенту интеллекта для монозиготных близнецов составляла 0,86, а для дизиготных — 0,54. у взрослых значения корреляции IQ для монозиготных близнецов составляли 0,83, для дизиготных — 0,39. В течение практически всего взрослого периода жизни наследуемость оставалась прежней, не превышая в среднем 0,81.
Увеличение наследуемости по мере взросления противоречит предположениям о том, что с возрастом все большую роль для возникновения индивидуальных различий играет воздействие среды.
По мере взросления и перехода от детства к взрослому состоянию наблюдается постепенное снижение практически до нуля вклада общей (разделенной) среды в наблюдаемую изменчивость IQ. Вклад индивидуальной среды остается сравнительно значимым для всех возрастов.
Если оценивать специальные умственные способности, то в целом получаются меньшие значения наследуемости, чем в случае общего IQ. Из массы данных по отдельным компонентам тестов, определяющих умственные способности, стоит упомянуть любопытный факт, касающийся вербальных способностей. Значения коэффициента наследуемости вербальных способностей превосходят показатели для невербального интеллекта. Это касается самых разных иссле-

дований вне зависимости от конкретных значений наследуемости, которые могут достаточно сильно варьировать. Получается, что невербальные способности более чувствительны к влияниям среды.
В то же время в ходе близнецовых исследований выяснилось, что для памяти на невербальные стимулы характерны очень высокие показатели наследуемости (Михеев). Например, были получены значения коэффициента наследуемости для памяти на невербальные зрительные стимулы (0,93), на тактильные (0,69) и на слуховые (0,86). Напротив, для словесных стимулов, как зрительных, так и слуховых, не наблюдалось значительных различий в показателях моно- и дизиготных близнецов. Таким образом, значения коэффициента наследуемости для памяти на словесные стимулы оказались намного ниже (зрительные стимулы — 0,38; слуховые стимулы — 0,37).

Воздействия среды и коэффициент интеллекта

Поиски факторов, относящихся к средовым влияниям, которые могли бы повлиять на коэффициент интеллекта, дали относительно немного сведений. Подавляющее большинство работ указывает на незначительность влияния общей (разделенной) среды. Что касается индивидуальных средовых влияний, то большинство так или иначе сказывающихся на IQ воздействий относится к обеспечению нормального развития организма и нервной системы, в особенности на стадии раннего онтогенеза. Например, вирусные внутриутробные инфекции могут вызвать серьезные нарушения физического и умственного развития с падением коэффициента интеллекта. Недостаточное или неполноценное питание, нехватка витаминов, нарушающие нормальное развитие болезни приводят к снижению умственных способностей и коэффициента интеллекта. Столь же негативно сказываются и плохие условия жизни, недостаточный уровень медицинского обслуживания, неудовлетворительные санитар- но-гигиенические условия.
Например, было обнаружено, что некоторое влияние на коэффициент интеллекта оказывает грудное вскармливание. Особенно заметен этот эффект на детях недоношенных или родившихся в срок, но с пониженным весом (меньше 2,4 кг). У тех из них, кого вскармливали только грудью, IQ в возрасте 5 лет был в среднем на 11 баллов ныне по сравнению с группой, где грудное вскармливание было ограниченным и применялись различные питательные смеси для детей с нормальным весом наблюдалась та же закономерность, но эффект не был таким выраженным.

В настоящее время Американская академия педиатрии рекомендует грудное вскармливание в течение не менее б месяцев. Если сопоставить показатели детей, которых кормили грудью 7—9 месяцев, с теми, у которых этот срок был меньше месяца, но у первых I в среднем на б баллов выше.
К этой же категории воздействий (нарушение нормального развития) относится и уже упоминавшийся близнецовый эффект, из-за которого у монозиготных близнецов несколько снижен коэффициент интеллекта (в среднем 90 баллов). В тех случаях, когда но какой-то причине один из близнецов умирает после рождения, развитие оставшегося идет практически без отклонений от нормы (1С равен 99 баллам).
В учебниках часто упоминается о влиянии на IQ ребенка числа детей в семье, причем значение имеет число старших. Чем больше детей в семье и чем меньше интервалы между рождениями, тем ниже коэффициент интеллекта у младших детей. Однако следует отметить, действительно значимые отличия наблюдаются только при большом количестве детей в семье (более 5—7). Поэтому данный фактор, по-видимому, тоже связан с ухудшением условий развития на ранних этапах онтогенеза.
Определенное влияние оказывает процедура усыновления, особенно ранняя, которая повышает IQ на 10—15 баллов. Причина, очевидно, также связана с обеспечением нормальных условий развития, поскольку приемные дети, как правило, происходят из неблагополучных семей, не обеспечивающих надлежащего ухода и воспитания.
Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство, важное для понимания результатов исследований. Выше уже говорилось о ном, что корреляция коэффициента интеллекта приемных детей с IQ биологических родителей все время остается существенной, а влияние общесемейной среды чрезвычайно мало. В то же время процедура усыновления повышает IQ у приемных детей. Казалось бы, эти данные противоречат друг другу.
Говоря о наследуемости, мы имеем в виду изменчивость признака. Высокая наследуемость IQ означает, что изменчивость по этому признаку в данной группе определяется генетическими причинами. Влияние процедуры усыновления на IQ заключается в увеличении
средних значений коэффициента интеллекта. Так что никакого противоречия нет. Среднее значение признака может измениться под воздействием какого-то средового фактора, который влияет на средние значения признака, понижая или повышая все оценки индивидов в равной степени и при этом не изменяя их общего распределения (т. е. величина дисперсии при этом остается прежней).
Точно так же данные, демонстрирующие нулевое значение вклада общей (разделенной среды) в наблюдаемую изменчивость IQ, зачастую интерпретируются как отсутствие значимого влияния общей среды на психологические свойства личности. Если нет корреляции между коэффициентом интеллекта приемных родителей в IQ приемных детей, то означает ли это, что условия воспитания не имеют значения? Просто так этот вывод делать нельзя. Информация о корреляциях, точно так же как и об изменчивости, еще ничего не говорит нам о средовых влияниях на значения признака. Иными словами, благоприятные условия, позволяющие реализовать генетический потенциал приемного ребенка и приводящие к повышению значения его IQ, могут никак не повлиять на корреляцию IQ. скажем, приемных и родных детей.

Контрольная работа по психогенетике
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации