Ответы на билеты по литературоведению - файл n1.docx

приобрести
Ответы на билеты по литературоведению
скачать (108.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx109kb.30.05.2012 11:20скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

1) Литературное произведение как художественное единство.


Художественная литература — это множество литературных произведений, каждое из которых представляет собой самостоятельное целое. Литературное произведение, существующее как завершенный текст, написанный на том или ином языке — результат творчества писателя.

Обычно произведение имеет заглавие; в лирических стихотворениях его функции часто выполняет первая строка. С позиции читателя в состав заглавия входит и имя (псевдоним) автора. Обжившись среди заглавий, имя как бы получает от них озаглавливающую силу и особый предикативный смысл: одно и то же название — «Кавказский пленник» — имеют произведения Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого.

Нередко писатели используют псевдонимы из-за желания подчеркнуть какую-то сторону своего творчества, настроить читателя на определенный лад: Козьма Прутков (коллективный псвевдоним А. К. Толстого и братьев Жемчуж-никовых), Максим Горький (А.М. Пешков). Псевдоним с подобной выразительной семантикой —органичная часть художественного текста и для самого автора известное читателю имя автора отсылает к его предшествующему творчеству, а также к биографии, авторское обозначение жанра (частое в подзаголовке) связывает данное сочинение с другими, с определенной литературной традицией. Нетрадиционное, спорное, на взгляд публики и критики, жанровое обозначение нередко задает направление интерпретации: почему «Вишневый сад» — комедия! «Медный всадник» — петербургская повесть «Мертвые души» — поэма!

Название может быть очень характерным для определенного исторического времени, национальной традиции, жанра, литературного направления и пр. Например: «Евгений Онегин» и «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества». Пушкин хорошо знал автора и, несомненно, в «Евгении Онегине» полемически откликнулся и на роман об Евгении Негодяеве.

Многообразные связи произведения с другими. Это, во-первых, типологические свойства, на основании которых произведение относят к определенному литературному роду (эпос, лирика, драма и др.); жанру (повесть, рассказ, комедия, трагедия и т. д.); доминирующей эстетической категории, или модусу художественности (возвышенное, романтическое, идиллическое и др.); ритмической организации речи (стих/проза, стихотворный размер, строфика и пр.); некоторым творческим принципам, «диктуемым» литературным направлением (символизм/акмеизм и пр.).

Во-вторых, в текстах произведений часто встречается чужое слово: цитаты, реминисценции, литературные аллюзии. Есть жанры, отсылающие к предтексгам: пародия, перепев, бурлеска, травестия, есть прием стилизации. От «чужого слова» целесообразно отличать «готовое слово» («готовый язык»), восходящее не к какому-то конкретному тексту, но ко многим сразу, знак устойчивого стиля.

Не менее часты заимствование, повторяемость и на метасловесном, предметном уровне произведений.

Единство литературного произведения заключается: Во-первых, произведение существует как отдельный текст, имеющий границы, как бы заключенный в рамку: начало и конец. Текст воспринимается в линейной последовательности знаков, рамочные компоненты отделяют его от всех остальных текстов.

Есть и другая рамка: за словесной тканью перед читателем встает художественный мир произведения (условный, образный), похожий и одновременно непохожий на действительность. Произведение заключено, таким образом, в двойную рамку, как условный мир, творимый автором, отделенный от первичной реальности, и как текст, отграниченный от других текстов. В этих рамках воспринимает произведение читатель, и в этих рамках творит свой мир и текст, компонуя их, писатель.

Другой подход к единству произведения — аксиологический: насколько удалось достигнуть желаемого результата; согласовать части и целое; мотивировать ту или иную подробность? Чем разнороднее и сложнее состав художественного целого (разветвленная система персонажей, многолинейность сюжета, смена времени и места действия), тем обычно острее стоит эта задача перед писателем.
Художественное единство, это одна из констант в движении эстетической мысли, сохраняющая свое значение и для современной литературы. Но, как уже было отмечено выше, критерии единства произведения эволюционируют, и данные исторической поэтики в этом отношении поражают контрастами. По-видимому, наиболее резкий — между представлениями о художе­ственном единстве в эпохи традиционализма (иначе: господства риторической традиции, нормативной поэтики) и индивидуальных стилей (приоритета оригинальности, своеобразия данного автора).

2) Типы художественного сознания.


В современном литературоведении утверждается взгляд на историю европейской (и даже мировой) литературы как на смену типов художественного сознания: «мифопозтического»,«традиционалистского», «индивидуально-авторского».

В соответствии с вышеназванной типологией художественного сознания собственно художественная литература (т. е. оторвавшаяся от мифологической купели, функционирующая как эстетический объект) может быть или традиционалистской (где господствует «поэтика стиля и жанра», причем стиль подчинен теме, жанровой модели), или индивидуально-авторской (это «поэтика автора», вырабатывающего свой стиль, который «как раз и противостоит норме»). Исторический рубеж между данными типами художественного сознания — «конец XVIII века (время утверждения «индустриальной эпохи» в ее глобальном масштабе)». Формирование индивидуально-авторского типа художественного сознания, особенно громко заявившего о себе в манифестах романтиков, субъективно осознавалось как освобождение от разного рода правил и запретов, от диктата жанровых канонов. Именно в период господства индивидуально-авторского типа художественного сознания наиболее полно реализуется такое свойство литературы, как ее диалогичностъ, интерсубъективность ее движущегося в контекстах восприятия содержания. И каждая новая интерпретация произведения есть одновременно новое осмысление его художественного единства.

Типы художественного сознания:

Архаический тип. Слово не утратило магической функции, эстетическая функция лишь осмысливалась, завоевывала позиции. Влиятельна фольклорная традиция, распространено коллективное творчество. Преобладает мифопоэтическое художественное сознание, еще отсутствует рефлексия над словесным искусством, поэтому нет ни лит критики, ни творческих штудий, ни художественно-творческих программ. Практически нет категории авторства, имя писателя не выражает идею авторства, не передаются личные особенности мышления. Все это появится лишь на второй стадии.

Нормативный тип (конец античности – конец 18 в). Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечающие требованиям риторики, и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой стадии выделяются 2 этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение. На втором лит-ра делает шаг от безличного начала к личому (хотя еще в рамках традиционализма), лит-ра в большей мере становится светской (секуляризация, обмирщение). С начала 16 в. в лит-ре стали формироваться художественные методы и направления (барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм)

Индивидуально-творческое художественное сознание. Начинается с эпохи Просвещения и романтизма. Отныне доминирует «плэтика автора», освободившегося от власти жанрово-стилевых предписаний. Здесь литература «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке». Наступает эпоха индивидуально-авторских стилей, литературный процесс тесно сопрягается с личностью автора и окружающей его действительностью.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


1) Литературное произведение как художественное единство
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации