Контрольная работа - Соотношение понятий человек, индивид, личность - файл n1.docx

Контрольная работа - Соотношение понятий человек, индивид, личность
скачать (31.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx32kb.30.05.2012 11:04скачать

n1.docx

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


По дисциплине: социология
На тему: «Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»».




2010 г.


Содержание

Введение………………………………………………………..………3

  1. Понятие «человек»…………………………………………….….5

  2. Понятие «индивид»…………………………………………….…6

  3. Понятие «личность»……………………………………………....7

  4. Ступени восхождения:

«человек» - «индивид» - «личность»………………………….....8

Заключение……………………………………………………………11

Библиографический список……………………………………….….13

Глоссарий……………………………………………….……………..14


Введение

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей.

Особое место в социологии занимает человек как основной, изначальный элемент, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.

Великими, да и просто нормальными людьми не рождаются, а становятся благодаря длительному и весьма сложному процессу социализации.

Данная проблема давно волновала умы человечества, в том числе и представителей общественных наук, таких, как история, психология, философия, социология. В процессе жизнедеятельности человек превращается из почти чисто биологического существа, каким в детстве является каждый из нас, в высокоорганизованную социобиологическую систему.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.

Эти понятия будут выступать как объекты исследования в моей контрольной работе.

В контрольной работе я рассмотрю понятия «человек», «индивид», «личность» и их соотношения между собой в рамках социологической науки.

Цель написания контрольной работы – познавательная.

В первой части контрольной работы я раскрою понятие «человек».

В социологии это понятие используется как общее, родовое понятие, как принадлежность к биологическому виду «Человек разумный».

Во второй части будет раскрыто понятие «индивид».

Оно используется для обозначения конкретного человека, как представителя рода человеческого, представителя какой- либо социальной группы.

В третьей части контрольной работы я рассмотрю понятие «личность».

Это понятие для социологии наиболее важно. Оно с одной стороны противоположно двум предыдущих понятий, а с другой стороны имеет некоторые черты этих понятий. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств общества.

В четвёртой части я постараюсь рассмотреть соотношение понятий

в цепочке: «человек» – «индивид» – «личность», то есть процесс восхождения от человека, индивида через индивидуальность к личности.

При написании контрольной работы был использован метод изучения теоретических источников, а именно, учебная литература.



  1. Понятие «человек».

Человек – понятие самое общее, родовое.

Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать

принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens),

а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем

людям, чертами и качествами.

Согласно философским понятиям человек – это субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.

Понятие «человек» подчёркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остаётся тождественным самому себе, сохраняя определённый онтологический статус.

Человек есть общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.

Социология исходит из того, что человек есть природное существо, но не просто природное, а человеческое природное существо. Человеческую природу нельзя объяснить лишь натуралистически, так как человек не только является продуктом общественно-исторического развития, но и сам создает общество. Человек создаёт общество посредством отношений, в которые он вступает.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».


  1. Понятие «индивид».

Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ - неделимый, конечный).

Понятие индивид впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слова «атом», что означало неделимый и относилась к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, на сколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей. Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется ввиду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека,

рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Это представитель какой либо социальной группы, с которой он себя отождествляет.

Итак, «индивид» - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и так далее.

Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребёнка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох.



  1. Понятие «личность».

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.), и отдельного (индивидуального).

Понятие “личность” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

Итак, «личность» – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

  1. Ступени восхождения: «человек» - «индивид» - «личность».

В цепочке человек – индивид – личность отражено своеобразное разделение труда философа, психолога и социолога, хотя каждый из них (изучая своё) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

В предыдущих разделах были рассмотрены понятия «человек», «индивид», «личность». Во многих контекстах эти понятия употребляются как взаимозаменяемые. Однако, с точки зрения социологии, важно учитывать их нетождественность.

«Человек» - это представитель вида Homo sapiens; понятие общее, родовое (рассматривается с точки зрения биологии).

«Индивид» - отдельный, конкретный человек, носитель индивидуальности, то есть «особенности».

Эти два понятия включены в следующее понятие «личность».

«Личность» - это социальный или социализированный человек.

Необходимо учитывать сложившуюся традицию такого определения, но нельзя её абсолютизировать, жёстко разделяя эти всё же очень близкие понятия, обозначающие системы свойств одного объекта.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Человечество существует как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид», то есть конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества. Чтобы отразить конкрето-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используется и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для

онтогенеза и филогенеза человека.

То есть, личность – это итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория “личность”.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.

Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития.
Непременным условием этого развития являются:

Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.

Слово “личность” употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим “личность новорожденного”, понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом.

Личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально-исторического и онтогенетического развития человека.

Процесс восхождения от человека, индивида через индивидуальность к личности можно в какой-то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Процесс социализации человека представляет собой взаимосвязь трех других процессов: идентификация, индивидуализация, персонализация.

Великими, да и просто нормальными людьми не рождаются, а становятся благодаря длительному и весьма сложному процессу.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Заключение

В контрольной работе были рассмотрены понятия: «человек», «индивид», «личность», а так же ступени восхождения от «человека» к «личности».

«Человек» - высшая ступень живых организмов на Земле. Это биологическое существо, наделённое психикой и являющееся социальным существом.

«Индивид» рассматривается как единичный представитель рода человеческого. Это понятие скорее количественная характеристика, нежели качественная, так как индивид обычно обезличен, он просто один из многих. Однако индивид включает единство биологического, психологического и социального начал.

Под «личностью» понимается человеческий индивид в совокупности его социальных качеств, в контексте его социальной, а небиологической индивидуальности. Среди социальных свойств в понятии «личность» выделяется её способность выступать в качестве субъекта сознательной, творческой деятельности.

Соотношение этих трёх понятий таково:

несмотря на различия в этих понятиях, можно проследить ступени восхождения в цепочке «человек» - «индивид» - «личность».

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».

При рождении и в первые годы своей жизни ребёнок ещё не является личностью, он является человеческим индивидом. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личностью становятся в итоге развития индивида. Личность – это наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Итак, «личностью» называется человеческий индивид, который является субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся.

Понятие «личность» является основным для социологии.
Библиографический список

  1. Мухаев Р. Т.

Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Р. Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397 с.;

  1. Радугин А. А., Радугин К. А.

Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М .: Центр, 2001. – 224 с.;

  1. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В.

Социология: Учебник / Под ред. Проф. Ю. Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.;

  1. Козлова О.Н.

Социология. – М.: Изд-во Омега – Л, 2006. – 320 с.;

  1. Бельский В. Ю., Беляев А. А., Лощаков Д. Г.

Социология: Учебник / Под ред. конд. фил. наук, доц. Д. Г. Лощакова. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 304 с.

  1. CD-ROM БукаСОФТ

Сборник лучших словарей русского языка. – Екатеринбург: «Мультимедиа технологии - М», 2007.

Глоссарий

АБСТРАГИРОВАТЬСЯ – мысленно отвлекаться от чего-либо, представлять в абстрактном виде.

ИНДИВИД – представитель какой-либо социальной группы, с которой

он себя отождествляет; единичный конкретный человек.

КОНТЕКСТ – законченная в смысловом отношении часть текста.

Понять незнакомое слово в контексте.

ЛИЧНОСТЬ – человеческий индивид в совокупности его социальных качеств, в контексте его социальной, а небиологической индивидуальности;

социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе.

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии.

ОНТОГЕНЕЗ – индивидуальное развитие растения или животного, охватывающее все изменения, претерпеваемые им от рождения до смерти.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс становления личности, усвоение человеком знаний, ценностей и норм, присущих обществу.

СОЦИОЛОГИЯ – наука об обществе и общественных отношениях.

ФИЛОГЕНЕЗ – историческое развитие организмов или эволюция органического мира, различных типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов, а так же отдельных органов.

ФИЛОГЕНЕТИКА – наука, изучающая закономерности исторического развития разных групп организмов, их филогенез.

ЧЕЛОВЕК – высшая ступень живых организмов на Земле;

биологическое существо, наделённое психикой и являющееся социальным существом.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации