Боровикова Н.В. Психолого-акмеологический тренинг зрелого отцовствования и материнствования - файл n1.doc

приобрести
Боровикова Н.В. Психолого-акмеологический тренинг зрелого отцовствования и материнствования
скачать (486 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc486kb.30.05.2012 11:00скачать

n1.doc

  1   2   3   4




ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

ЗРЕЛОГО ОТЦОВСТВОВАНИЯ И МАТЕРИНСТВОВАНИЯ

Авторская разработка Боровиковой Наталии Васильевны



Москва - 1998

Общие положения. Тренинг рассчитан на семейную пару, готовящуюся к рождению ребенка; помогает адаптироваться женщине к собственной беременности, подготовить тело и психику к будущим родам, освободиться от страхов воспитания малыша, глубже осмыслить взаимоотношения в паре, пережить состояние равной ответственности за психофизическое здоровье будущего человека, а также раскрыться отцовскому и материнскому чувству в совместном переживании беременности и родов. Мы полагаем, что с психологической точки зрения беременность является вызванным оплодотворением психофизиологическим процессом, ведущим к изменениям в организме и психике женщины и направленном на развитие и появление на свет нового человека. Однако, с точки зрения психологии представляется правильным говорить о синдроме беременности. Синдром беременности – новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и заканчивается не родами, а в момент "пигмалионизации" своего ребенка.

По нашему мнению, психологическая готовность родителей к свободному и ответственному взаимодействию с будущим ребенком имеет несколько составляющих:

Прежде всего, это – умение чувствовать и понимать себя, то, что происходит с твоим телом.

Кроме того, это внутренняя ЛИЧНОСТНАЯ СВОБОДА самих родителей и их собственная интернальная позиция по отношению к жизни.

В-третьих, это – ЗНАНИЕ об уникальности процесса беременности и его влиянии на психофизический склад личности будущего ребенка, обеспечивающее его творческое естественное развитие.

В-четвертых – овладение конкретными психологическими НАВЫКАМИ общения с еще не рожденным Человеком, причем такими навыками, которые позволяют родителям полно и свободно выражать себя, делая отношения с ребенком искренними и открытыми.

В-пятых, это – психическая и сексуальная гармонизация пары, приводящая к единству нравственного и физического роста всей Семьи.

Мы пытались построить тренинг таким образом, чтобы в нем были задействованы все уровни психологической работы с участниками групп – информационный, личностный и поведенческий.

Программа тренинга является авторской разработкой, к которой соединены элементы Систематического тренинга педагогической эффективности (Systematic Training for Effective Teaching – STET) Т. Гордона, некоторые элементы личностных, социально-психологических (Г. И. Марасанов) тренингов и телесно ориентированной терапии (специальные комплексы индивидуальных и парных упражнений для развития тела), техники энергизирующего дыхания (О. И. Жданов), психологические игры, широко применяемые в самых разных тренинговых программах, а также собственные идеи авторов, помогающие осознать влияние Я-концепции на формирование гармоничной диады мать-ребенок.

Создавая этот тренинг, мы не могли обойти вниманием работы так или иначе отражающие практические, теоретические и прикладные аспекты групповой работы (Э. Берн, Е. М. Дубровская, Т. Гордон, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Я. Л. Коломинская, С. Кратохвил, Л. А. Петровская, К. Роджерс, К. Рудестам, В. Сатир, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемелер).

Цели программы. Целью тренинга родительской эффективности "Зрелое отцовствование и материнствование" выступала помощь участникам группы:

– почувствовать собственную ответственность за свой выбор;

– понять психосоматику периода беременности и научиться "слушать" тело;

– подготовиться к естественным родам;

– осознать свою позицию по отношению к еще не родившемуся ребенку и проанализировать свои установки;

– овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;

– развить у себя умение сорадованию и сопереживанию.

Тренинг "зрелого отцовствования и материнствования" мобилизует физические и психические силы женщины для благополучного течения беременности и хорошего исхода родов. Воистину: от худого семени не жди доброго племени; из роду в род – тот же урод; каково деревце, таковы и яблочки; злое семя крапива: не сваришь из него пива; от худой курицы худые яйца; отец рыбак и дети в воду смотрят; от лося – лосята, от свиньи – поросята; свинья не родит бобра, а сова не высиживает орла; уродил тебя дядя, на себя глядя; как ношено, так и рожено; дурак не дурак, а сроду так; сын дураков уж с роду таков; тупо сковано – не наточишь; глупо рожено – не научишь; и от доброго отца родится бешена овца; бывает добрая овца и от беспутного отца; из одного дерева икона и лопата; от одной матки, да не одни ребятки; детям не порча игрушка, а порча худая прислужка и др. Вот почему так важно обратиться к охране здоровья женщин. Речь идет об ответственности за воспроизведение человеческого рода, и прежде всего о том, что здоровье женщины – здоровье ее семьи.

Основная идея тренинга заключается в мысли о том, что продуктивное развитие Я-концепции беременной женщины обеспечит не только личностный рост женщины, психосексуальную гармонизацию диады мать и отец будущего ребенка, но и явится условием рождения полноценного человека.

Специфика тренинга. Наш опыт показывает, что эффективность предлагаемой программы определяется в основном степенью принятия участниками группы четырех основных принципов: уважения права на жизнь еще не рожденного Человека, творческого и естественного развития ребенка, взаимной ответственности родителей, единство нравственного и физического развития всей Семьи.

По мнению самих участников наибольший отклик работа в группе находит у тех родителей, которые сомневаются в своем мастерстве и в то же время исповедуют ценности, близкие к личностно-ориентированному подходу.

Тренинг родительской эффективности – это не психотерапия, не тренинг общения, не тренинг личностного роста и не технология самосбережения, а структурированная программа, в которой основное внимание уделяется следующим позициям:

– этапы беременности: психологические аспекты и профилактика проблемных ситуаций, осложнений;

– общение с ребенком, формирование представлений о жизни и воспитании до рождения;

– естественные роды: физиологические техники (дыхание, естественное обезболивание), психологические установки (переживания, настрой);

– участие значимых людей в процессе беременности, родов, жизни ребенка;

– ступени формирования воссоединенного сознания семьи (педагогика сотворчества).

Организация тренинга. Программа тренинга рассчитана на 20 встреч по часу каждая объединенных в 5 сессий на каждом этапе развития беременности. Соответственно, тренинг разбит на четыре блока, исходя из нашего представления о психологическом синдроме беременности:

1. Тренинг адаптации к беременности;

2. Тренинг ролевой идентификации и актуализации;

3. Тренинг творческой акмеолизации;

4. Тренинг отцовствования и материнства.

Опыт показывает, что это минимальное время, необходимое для достижения результата.

Помимо участия в занятиях, каждой паре рекомендуется вести Дневник беременности и выполнять в нем домашние задания. Дневник пара обязывается приносить на каждое занятие, для продолжения психологической работы (самоанализ и самопознание) участников группы в течение перерыва между встречами.

Блоки тренинга. Тренинг адаптации к беременности подразумевает работу с такими психологическими новообразованиями в Я-концепции беременной женщины, как установка на беременность, аффект осознания себя беременной, симптом принятия решения.

Тренинг ролевой идентификации и актуализации направлен на работу с такими симптомами психологического синдрома беременности, как симптом нового Я, симптом противоречивого отношения к беременности и симптом принятия новой жизни в себе.

Тренинг творческой акмеолизации акцентирует внимание на симптоме пренатальной дисморфобии, симптоме завышенных притязаний по отношению к другим, симптоме ощущения депривации, симптоме сексуальной неполноценности периода беременности.

Тренинг зрелого отцовствования и материнствования помогает рационально и продуктивно пережить симптом нетерпения, симптом страха перед родами и естественным образом прийти паре к пигмалионизации собственного ребенка.

Каждое занятие условно разделено на две части. В начале решаются психологические задачи, а далее следует психофизиологическая подготовка женщины к продуктивному течению беременности и безболезненным родам. Под влиянием физических упражнений во время беременности повышается обмен веществ в организме. В большей степени это сказывается на мышечной ткани. Мышечные волокна увеличиваются, становятся более сильными, эластичными и могут выполнять большую работу. Кроме того, телесно-ориентированные упражнения активизируют окислительные процессы в тканях, а это ведет к более интенсивной работе органов дыхания. Одновременно улучшается снабжение кислородом всех органов. Многочисленные наблюдения убедили врачей в том, что систематические занятия гимнастикой при беременности нормализуют, стабилизируют функциональные системы матери, обеспечивают благополучное развитие плода, повышают защитные силы организма, адаптируют его к физическим нагрузкам в родах (А. Я. Крассовский, А. Ю. Лурье, К. И. Платонов, К. Н. Жмакин, Ф. А. Сыроватко). Под влиянием многократно повторяющейся мышечной работы организм приобретает способность к более быстрой и полной мобилизации ресурсов и их экономному использованию в момент предъявления к нему высоких требований. С этой точки зрения телесно-ориентированные упражнения во время беременности рассматривается как одно из мероприятий по предупреждению осложнений беременности, родов и, что немало важно – послеродового периода (И. З. Вельвовский, А. П. Николаев, В. И. Бодяжина).

Телесно-ориентированные упражнения сочетаются с элементами аутогенной тренировки и техник энергизирующего дыхания. Цель аутогенной тренировки – привести основные системы организма в состояние мобилизации и эффективного выполнения "приказа" согласно волевому желанию. Аутотренинг во время беременности готовит эмоциональное состояние женщин к выполнению главной функции организма в родах – активной деятельности матки. Во второй части тренинга используются упражнения низшей ступени аутогенной тренировки (АТ-1) по И. Шульцу. Все шесть стандартных упражнений вошли в тренинг, но были акцентированы на положении женщины. При освоении упражнений беременные женщины отмечают особое состояние "аутогенного погружения", названное И. Шульцем "переключением", которое он определял физиологически как "понижение биотонуса при сохранном сознании". Д. Мюллер-Хегеманн объясняет это состояние падением активности коры при отсутствии внешних раздражителей и уменьшении мышления вследствие сосредоточенности на формулах тренировки.

Хотя вторая часть тренинга рассчитана в большей степени на психопрофилактическую подготовку беременной женщины к родам, партнеры по тренингу должны в равной степени проделывать все упражнения, поэтому инструкция каждого задания предназначается для обоих. Выполнение всех игр и задач партнером научает его эмпатии и дает уверенность, что он справится с любой ситуацией, в которой будет необходима помощь беременной женщине.

Из опыта ведения тренинга. Поскольку, каждая часть тренинга предназначена для определенного этапа беременности с разницей в несколько месяцев, а участники группы должны в перерыве между встречами иметь возможность общения, то лучше, если они в установившемся составе продолжают встречаться на практических курсах при той же школе родительского опыта. Подобный пример можно наблюдать в школе "Рождество" г. Москва на базе которой созданы курсы сознательного зачатия и подготовки к беременности "Воссоединение", подготовка к естественным родам "Мягкие роды", практические занятия "Экология младенчества" и "Потягушечки". Кроме того, еженедельные водные упражнения в бассейне помогают лучше подготовиться к родам, а уникальные видеофильмы о беременности, внутриутробном развитии ребенка, о родах в разных странах помогают освоить азы акушерства и преодолеть страх перед собственными родами. Такой режим работы между тренингами является наиболее рациональным, поскольку у членов группы сохраняется настрой на психологическое общение.

Каждая "пятерка" тренинговых занятий проходит с перерывами, численность и продолжительность которых определяет ведущий. Наиболее эффективна частота встреч раз в неделю.

Место проведения тренинга. Занятия должны проводиться в отдельном помещении. Для предотвращения различных помех желательно, чтобы оно запиралось изнутри. Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы участники группы могли сесть в круг и имели достаточно место для выполнения упражнений (многие упражнения выполняются в парах – места должно быть достаточно, чтобы пары не мешали друг другу).

Рефлексивный анализ работы группы. По мнению самих участников группы стулья не нужны, поскольку беременным женщинам удобнее сидеть на полу, "по-турецки" скрестив ноги. Большинство женщин выражали желание оставаться весь тренинг босиком, следовательно, на полу должен быть застелен ковер.

Количественные и качественные характеристики группы. Оптимальной является группа из 5-6 пар (беременная женщина и значимый человек, желательно отец будущего ребенка). В группу "Тренинга по адаптации к беременности" должны входить беременные женщины со сроком от 0 до 12 недель и те, кто не принял решения о сохранении беременности и находится на более поздних сроках. В группу "Тренинга по ролевой идентификации и актуализации беременности" включаются женщины со сроком 12-20 недель. Для группы "Тренинга творческой акмеолизации периода беременности" наиболее подходит срок от 20 до 32 недель. "Тренинг отцовствования и материнствования" оптимален для беременных женщин от 30 недель и до момента родов.

Наряду с этим, в рамках каждого тренинга, проводился комплекс телесноориентированных упражнений, который преследовал цель последовательного включения в тренировку мышечных групп организма, принимающих активное участие в процессе родов. В связи с этим система физических упражнений была разделена нами на комплексы, охватывающие сроки беременности до 16 недель, от 17 до 23 недель, от 24 до 32 недель и от 33 недель до родов. Эти сроки с небольшой поправкой свободно укладывались в рамки четырех блоков тренинга "Зрелого отцовствования и материнствования", о которых мы говорили выше.

Идеальным (и желательным) является случай, когда каждая беременная женщина проходит полный курс тренинга (все четыре блока).

Рефлексивный анализ работы группы. Перед тем, как начать работу, стоит провести презентацию тренинга. Имеет смысл рассказать об основных целях и задачах вашей совместной работы, о форме работы, о возможных результатах. Особый акцент должен быть сделан на том, что целью тренинга является научение быть самим собой в любых кризисных ситуациях. Партнер, которого женщина изберет для работы в тренинге может быть, не только биологическим отцом будущего ребенка, но и любым значимым человеком (в последующем мы будем называть их тренинговой парой), тем, с кем женщина хочет разделить тайну Вынашивания, Рождения и Воспитания нового Человека (мама, сестра, друг, брат и т.д.).

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА

Введение. Сегодня не для кого не секрет, что беременность является сложным биологическим процессом, понимание которого требует в равной мере широкого как психологического, так и медицинского познания. Рождение ребенка является для женщины глубоко проникающим, нередко психотравмирующим событием, относящимся к числу самых серьезных испытаний и отражающимся на эмоциональных потребностях и поведении. Решением проблемы оказания всесторонней поддержки беременной женщине, очевидно, может стать лишь взвешенный компромисс между введением научных медицинских методов обеспечения безопасности матери и ребенка и удовлетворением эмоциональных потребностей женщины, с особенной силой выраженных в околородовом периоде. Последнее, по мнению большинства психологов, может быть достигнуто через поддержку и укрепление семейных уз и опору на материнский инстинкт.

Особого внимания на протяжении всего "Тренинга сознательного отцовствования и материнствования" заслуживает симптом эмоциональной лабильности, который, в той или иной степени присущ для всего периода беременности. Под этим симптомом мы подразумеваем эмоциональную дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях фона настроения и в большей степени свойственна женщинам, испытывающим предменструальное напряжение. Отмеченные колебания внешне заметны и выражают различную степень внутреннего напряжения – от ощущения скуки, медлительности, возрастающего недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности. Наиболее яркие проявления симптома эмоциональной лабильности коррелируют с менструальными циклами до периода беременности. Ведущему необходимо постоянно помнить о возможных психоэмоциональных изменениях и даже возможных групповых психозах, провоцируемых иногда беременными. Ряд авторов, обозначая различные стили ведущего, говорят о трех формах: свободное видение, программированное ведение и компромиссная, промежуточная форма (Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растяников. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990). Выбрать нужно тот стиль, который Вам ближе в складывающейся ситуации и обеспечит возможность мягко и аккуратно обходить конфликтные ситуации и избегать создания барьеров в общении группы.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

ЗРЕЛОГО ОТЦОВСТВОВАНИЯ И МАТЕРИНСТВОВАНИЯ

Авторская разработка Боровиковой Наталии Васильевны



Москва - 1998
Тренинг адаптации к беременности

 



Синдром беременности, влияющий на формирование Я-концепции, переживается женщиной, как правило, на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами.


Некоторые женщины интуитивно чувствуют наступившую беременность задолго до ее медицинского подтверждения, такой психологический настрой мы называем установкой на беременность. На первом этапе чаще всего испытывается аффект осознания себя беременной. В практике встречаются признания женщин о том, что первое время они "полагаются на волю случая", подсознательно желая, чтобы все разрешилось "само собой" (например, выкидыш или необходимость искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям). Если беременность не была запланирована, в большинстве случаев женщина обращается в консультацию с опозданием, когда беременность уже становиться очевидной для нее самой и ей не остается ничего иного, кроме принятия себя в новом качестве. Описанное явление может быть охарактеризовано как симптом принятия решения. Для данного симптома характерно подсознательное отделение женщиной себя от факта собственной беременности; существуют два полюса: "Я и беременность". В этот период в самоощущениях делается акцент на себе (на своем "Я"), а отнюдь не на материнстве и будущем ребенке.

Занятие № 1

Знакомство и первоначальная формулировка проблемы

Цели для ведущего: Познакомиться с участниками группы. Помочь участникам группы в осознании их выбора.

Цели для участников: Научиться чувствовать и осознавать проблемы таким образом, чтобы осознавалась собственная ответственность за их принятие, поскольку именно на этапе адаптации к беременности пара переживает наибольшие трудности в решении стать матерью.

I. Ритуал создания группы

Принятие правил работы в группе

Ведущий зачитывает правила и группа обсуждает каждое – 2-3 мин.

Правило именной карточки – каждый участник группы должен носить на груди именную карточку все время работы на тренинге. На карточке участник пишет то имя (псевдоним), которым будут называть его все остальные члены группы. Карточки позволяют членам группы и ведущему решить проблему запоминания друг друга. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам этого хочет, это правило "работает" на ощущение психологического комфорта членов группы. И кроме того, возможность называть себя вымышленным именем способствует ослаблению стереотипного самосознания и поведения участников.

Рефлексивный анализ работы группы. Наиболее часто выдуманные обозначения себя являлись для обоих партнеров неожиданными, и с этим инсайтом нами проводилась определенная работа. Нередко именная карточка выступала в качестве экспресс-диагностики наиболее ярких проблем периода беременности и взаимодействия пары.

Женщины, с пассивной стратегией адаптации предпочитали называть себя Золушкой, Просто-Марией, Лаурой, Принцессой на горошине и т. п., т. е. сказочными персонажами, живущими в ожидании чуда. Женщины с активной стратегией адаптации выделяли свое Я, отмечая такие персонажи как добрая фея, Василиса Прекрасная, Герда, Валентина и т. п., т. е. способные самостоятельно изменять окружающий мир.

Правило присутствия на тренинге – каждый участник группы должен присутствовать на тренинге все время работы. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий. Любые изменения состава группы должны проходить с ее разрешения.

Это правило обычно вызывает самые серьезные затруднения и возражения. Ведущий, тем не менее, должен настаивать и объяснить, что участие в тренинге не может не отразиться на каждом участнике. Со временем члены группы все больше доверяют друг другу, раскрываются друг перед другом и все больше привыкают к языку и стилю общения в данной группе.

Рефлексивный анализ работы группы. Наш опыт убеждает, что в структурных тренингах незначительное изменение состава группы не отражается на качестве работы, поскольку основное взаимодействие осуществляется в диаде или самостоятельно. Нередко беременные женщины меняют партнеров по тренингу, таким образом, привлекая все большее количество значимых людей к участию в их беременности.

Наиболее интересным подтверждением является пример, когда беременная женщина, участвовавшая в тренинге под именем "Дева Мария", приходила в группу попеременно то с одним, то с другим партнером, оба из которых по ее утверждению могли являться отцом будущего ребенка. В результате тренинга они с одним из мужчин приняли решение о совместном воспитании будущего ребенка. Порядка 30 % участниц тренингов, ссылаясь на то, что супруг или значимый человек заняты и приходили на тренинг с подругой, сестрой, мамой и т. п. Необходимо оговорить, что вновь приходящий должен придумать именную карточку.

Разговоры на тренинге – во время работы в группе одномоментно имеет право говорить только один участник. Это позволяет слушать и слышать других. С другой стороны каждый из участников имеет право говорить все, что он хочет, но только "в круг" , то есть не разрешается перешептываться со своим спутником.

Это правило также вызывало затруднения при выполнении, поскольку типичная ситуация оказывалась такова, что переживания и эмоции переполняли участников и держать все при себе было трудно, но и поделиться со всеми – тоже. В результате тренинговая пара выражала свои эмоции друг другу. Помимо того, что это мешало другим участникам слушать друг друга, это еще и психологически не приносило пользы, поскольку суть групповой психологической работы заключалась именно в выслушивании других и реагировании на их слова и действия.

Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы в группе – не разрешается обсуждать технологию тренинга до окончания работы, т. к. акцентирование внимания на "процедурных" моментах означает наблюдательскую позицию участника. Человек не включается в работу и вместо того, чтобы испытывать и анализировать собственные переживания, занимается анализом и оценкой поведения других людей.

Выполнение требований ведущего участники группы должны выполнять все упражнения, предусмотренные программой, и выполнять домашние задания к каждому занятию. После выполнения упражнения каждый может выразить свое отношение к нему, рассказать о том, что ему было неприятно (может он испытывал раздражение, страх или что-то еще), но уже после участия в упражнении.

Отказ от упражнения просто потому, что "я не хочу" – не практиковался.

Правило конфиденциальности – участники группы должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они узнают о ком-то из участников в ходе работы.

Правило дневника – занимаясь в тренинговой группе, каждая пара должна завести "Дневник беременности" и выполнять в нем домашние задания, записывая впечатления и анализируя напряженные ситуации.

В качестве пожелания имеет смысл сказать участникам следующее:

– предметом работы являются сами участники – их переживания, эмоции, мысли и суждения. Именно поэтому все высказывания желательно начинать со слов "Я…" или "Мне…";

– имеет смысл обсуждать то, что происходит "здесь и теперь". В этом случае участники группы могут помочь другим, т. к. они видят, что происходит и сами участвуют с этом;

– дневник – лучший способ осознания позиции и хороший подарок будущему ребенку.

После обсуждения правил в группе следует ритуал принятия правил: все участники берутся за руки, подтвердив тем самым, что они будут выполнять правила, мысленно повторяя за ведущим "Группа поможет мне лучше понять себя и значимых для меня людей. В моих силах стать хорошим родителем".

Принятие правил – это момент рождения группы, довольно сложный как для группы, так и для ведущего. Участникам кажется, что на них давят, вынуждая их соглашаться с тем, что они плохо представляют. Кроме того, им хотелось бы уже "начать работу" и они раздражены длительной организационной процедурой. Все это естественно порождает агрессию и групповое сопротивлению ведущему. Ведущий должен вести себя уверенно и несколько отстраненно, ни в коем случае не втягиваясь в агрессивно-раздраженные разговоры, спокойно реагируя нейтральными высказываниями типа "Спасибо, я буду иметь в виду" или "Спасибо, но я считаю нужным именно это".

Поскольку каждый блок тренинга может существовать самостоятельно, или группа к следующему блоку сильно изменится в составе, то лучше ритуал создания группы проходить каждый раз заново.

II. Упражнения на групповое сплочение

Упражнение "Лобное место" – 15 мин.

Цель: обратить внимание участников группы на свои ощущения и чувства и тем самым снять напряжение ("разогреть" группу для работы).

Инструкция. После того, как участники прикрепили именные карточки, каждый по кругу представляется и рассказывает почему он хочет, чтобы его звали так, и что он ожидает, придя на тренинг.

Упражнение "Зеркало" – 20 мин.

Цель: помочь участникам группы осознать и сформулировать для себя свои личностные проблемы и показать, что они не одиноки в своих переживаниях.

Инструкция. Участникам группы дается задание разделить лист бумаги на две части и написать на них продолжение формулировок: "В беременности мне нравится…" (что она дает, за что ее люблю); "В беременности особенно трудно и неприятно…" (мои трудности, связанные с беременностью).

Эти листы первым делом показываются своему партнеру, а потом прикрепляются на грудь рядом с именной карточкой. В течение нескольких минут участники группы ходят и читают то, что написано у других, и находят тех, чьи проблемы считают близкими и созвучными своим.

Затем участники под руководством ведущего обсуждают свои проблемы по схеме:

– почему в период беременности я выделяю эти проблемы?

– мое личное участие в их возникновении?

– как можно было бы решить проблему?

– что было бы со мной, если бы удалось избавиться от нее?

– какие проблемы мне показались неожиданными у моего партнера?

– чего больше в моем восприятии своей беременности – радостей или огорчений? Отчего так?

– в чем моя сильная сторона? Что я теперь знаю, что сблизит меня с партнером и сделает защищеннее?

III. Телесно-ориентированные упражнения

В первые три месяца беременности следует отдать предпочтение наиболее легким упражнениям, уделяя особое внимание спокойному ритмичному дыханию во время их выполнения. Уже в начале беременности нужно уметь регулировать дыхание: грудное, брюшное, смешанное. Это умение понадобится во время родов и всю последующую жизнь, особенно в период грудного вскармливания. Помимо этого телесно-ориентированные упражнения предусматривают обучение правильному напряжению и расслаблению мускулатуры тела, постепенной адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам и научению женщины различать знаки, подаваемые ее организмом и умению их контролировать. В комплекс включаются упражнения для тренировки мышц рук, ног, туловища, брюшного и грудного дыхания. Следует напомнить беременным женщинам, что резкие перемены положения тела опасны самопроизвольным прерыванием беременности. Рекомендуется положительный эмоциональный фон для проведения занятий (под музыкальное сопровождение). Мы использовали звуки леса, гор, молнии, водопада и моря (из серии релаксация) в зависимости от задачи конкретного упражнения.

Упражнение "Азбука тела" – 7-10 мин.

Цель: Показать, что каждый человек способен управлять своим телом при помощи сознательного желания. Научить расслабляться.

Инструкция. Сначала надо расслабить мышцы лица, затем верхних и нижних конечностей. Для этого необходима удобная поза, голова должна свободно свисать, не вызывая напряжения мышц шеи. Упражнение начинается с установления контроля над дыханием, которое должно быть спокойным, по возможности брюшным, с удлиненным выдохом. Расслабить мышцы лица, лба, брови поставить в нейтральное положение, веки опустить, фиксировать взгляд внутрь и книзу, язык мягко приложить к верхним зубам, нижняя челюсть расслаблена. Расслабить мышцы шеи и затылка, затем следует расслабление мышц верхних конечностей. Обычно начинают с правой руки. Нужно мысленно представить руки свободно свисающими.

Аналогичен порядок расслабления мышц ног. Занятие заканчивают активным выходом из состояния мышечного расслабления.

IV. Обсуждение итогов работы – 10 мин.

Обсуждение итогов работы – обязательная часть каждого занятия. Участники группы высказывают свои впечатления о работе в группе или отвечают на вопросы ведущего: "Что вы получили в результате сегодняшнего занятия? Помогла ли работа в группе Вам понять что-то?" и т.п.

Особо следует подчеркнуть, что все материалы тренинга должны быть сохранены (лучше их собирать в "Дневник беременности").

Домашнее задание

1. В перерыве между занятиями участники группы должны выполнять упражнения по расслаблению с утра, еще лежа в постели (так, как они их запомнили).

2. В "Дневнике беременности" написать сочинение эссе на тему: "Что больше всего поразило меня в период беременности моей подруги" (жены моего знакомого, друга). Достаточно 10 –12 предложений.

Занятие № 2

Поддержка

Цели занятия: Научиться понимать и принимать похвалу. Освоить навык поддержки применительно к житейским ситуациям. Осознать собственную значимость и ценность.

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение "Медные трубы" – 10-15 мин.

Цель: дать участникам группы возможность пережить новый способ принятия знаков внимания от других.

Инструкция. Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Лучше начинать взаимодействие в паре со значимым человеком. Первый член пары оказывает искренний вербальный знак внимания партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-либо приятное. Тот отвечает: "да, конечно, но кроме того я еще и …" (называет то, что в себе ценит, что заслуживает за это знаков внимания). Беременным женщинам рекомендуется особо отмечать свое положение и, если они выполняли домашнее задание, привлекать к этому достижению внимание других. Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом, образуют новые пары, взявшись за руки. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг.

Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

– какие чувства Вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?

– что Вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали Вам?

– легко ли Вам было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом?

– что особенного Вы заметили в реакциях беременных женщин на комплименты?

Рефлексивный анализ работы группы. Тренинг необходимо начинать с краткого вступления, в котором ведущий особо подчеркивает важность данного этапа тренинга с позиции снятия комплекса внутреннего напряжения, связанного с работой в группе незнакомых людей.

Что подразумевает, активное общение не только в тренинговой паре, но и с другими членами группы, для более полного самораскрытия и самопознания.

II. Упражнения на овладение навыком

Упражнение "Гипербола" – 10 мин.

Цель: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.

Инструкция. Участники выполняют это упражнение в своей тренинговой диаде. Первый член пары в течение минуты или двух рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них. Потом партнеры меняются ролями.

После выполнения упражнения группа обсуждает упражнение по схеме:

– все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера?

– кому было трудно это сделать?

– кто не смог удержаться от осуждения? Почему?

Упражнение "Изюминка" – 10 мин.

Цель: дать участникам упражнения возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение партнера не снижается и в затруднительном для него положении.

Инструкция. Упражнение выполняется в тренинговых парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: "Меня не любят за то, что…". Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: "Все равно ты молодец, потому что …". Затем участники меняются ролями.

После выполнения упражнения группа обсуждает его по схеме:

– все ли смогли отреагировать на рассказ партнера заданным образом?

– кто не смог или не успел этого сделать? Почему?

– как чувствовала себя беременная женщина, когда к ней была обращена поддержка?

– что чувствовал слушающий? и т. п.

III. Упражнение на саморефлексию

Упражнение "Бальзам" – 5 мин.

Цель: помочь участникам почувствовать собственную значимость, прояснить самосознание, развить способность сосредотачивать внимание на любом из основных элементов личности.

Упражнение на разотождествление, является оригинальной авторской разработкой адаптированного варианта методики Р. Ассаджоли.

Инструкция. Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя .

У меня есть тело, но Я – это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное Я. Мое тело – прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно – всего лишь инструмент. Мое тело не подводит меня, оно выполняет самую важную функцию, являясь домом для будущего человека. Я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но – это не Я.

У меня есть тело, но Я – это не мое тело.

Пауза

У меня есть эмоции, но Я – это не мои эмоции.

Мои эмоции многочисленны, изменчивы и противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим Я, радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать или оценивать свои эмоции, и более того, управлять и владеть ими, то очевидно, они не есть мое Я.

Мои эмоции помогают мне почувствовать и выразить себя в этот необыкновенный момент ожидания ребенка.

У меня есть эмоции, но Я – это не мои эмоции.

Пауза

У меня есть интеллект, но Я – не мой интеллект.

Он достаточно развит и активен, чтобы помочь мне стать хорошим родителем.

Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он – это не мое Я.

Пауза

Я – даю новую жизнь.

Я – Центр чистого самосознания.

Я – Центр Воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами.

Я – это постоянное и неизменное Я.

IV. Телесно-ориентированные упражнения – 10-15 мин.

Повтор телесно-ориентированного упражнения аналогично занятию № 1, с добавлением самомассажа лица и шеи (косметические поглаживания).

V. Анализ домашнего задания

и обсуждение итогов работы – 10-15 мин.

При обсуждении домашнего задания ведущий спрашивает: "Кто из участников группы хочет с нами поделиться?". Желающий выходит в круг и зачитывает свое сочинение.

Рефлексивный анализ работы группы. Нередко сами беременные женщины (участницы группы) с одной стороны стесняются делится своими наблюдениями, а с другой – хотят быть услышанными и перекладывают ответственность за прочтение сочинений на своего партнера.

Обсуждение итогов выполняется по схеме, описанной выше (см. 1 занятие).

Домашнее задание

1. Все участники группы должны в течение перерыва между встречами, оказывая поддержку различным людям, отслеживать и анализировать ситуацию.

2. В "Дневнике беременности" отобразить случай, когда Ваша искренность, умение брать на себя ответственность и вовремя оказанная поддержка, разрешали тупиковую ситуацию, изменяли значимые отношения.

3. Беременные женщины продолжают выполнять упражнения по утрам в постели.

Занятие № 3

Поддержка

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение "Ламбада" – 15 мин.

Цель: дать возможность участникам группы получить новый опыт общения, обратить внимание на чувства, возникающие в результате прикосновений, физического контакта с партнером, дать возможность почувствовать большее доверие к людям, участвующим в группе тренинга.

Инструкция. Упражнение выполняется молча. Ведущий просит участников встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук. Открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: "Положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше".

Следующие инструкции образующимся парам могут быть такими: выразите поддержку с помощью рук, помиритесь руками, попрощайтесь, выразите прикосновением то, что ожидает беременная женщина.

II. Упражнения на овладение навыком

Ведущий вводит понятие "эмпатия" и "отражение чувств".

Эмпатия – способность переживать те же чувства, которые переживает партнер по общению в данный момент.

Отражение чувств – процесс вербальной и невербальной обратной связи о тех чувствах, которые эмпатически испытывает человек, общаясь со своим партнером.

Ведущий объясняет почему способность к эмпатии необходима при оказании поддержки другому. Мы надеемся, что приобретенное умение и знание будет использовано участниками группы не только в период беременности, но и по отношению к будущему ребенку.

Упражнение "Эхо" – 10 мин.

Цель: помочь участникам группы испытать состояние эмпатического слушания и сравнить в опыте отражение чувств и отражение содержания.

Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Первый член пары искренне произносит какую-то эмоционально окрашенную фразу, касающуюся протекания беременности. Второй участник последовательно выполняет два задания: сначала повторяет своими словами содержание того, что он услышал (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое, по его мнению испытывает его партнер в момент говорения (отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений. Желательно приобрести навык отражения чувств не в произвольной паре, а со значимым человеком.

После выполнения упражнения в парах группа обсуждает его по схеме:

– какие трудности были у Вас во время выполнения упражнения?

– какие чувства Вы испытали?

– что затрудняет или облегчает отражение чувств?

Упражнение "Угадайка" – 15 мин.

Цель: помочь участникам группы эмпатически почувствовать эмоциональное состояние другого человека.

Инструкция. Все члены группы в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу о будущем ребенке (желательно, чтобы ее произносила беременная женщина). Каждый по очереди называет то чувство или несколько чувств, которые по его мнению, испытывает говорящий. Группа обсуждает результаты.

III. Аутотренинг

Упражнение "Тепло моего тела" – 10 мин.

Цель: преднамеренное усиление ощущений тяжести и тепла в руках и ногах.

Инструкция. Для этого необходимо ярко представить себе эти ощущения. Предлагается повторить про себя: "Я хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Руки и ноги тяжелые и теплые". Сокращая фразу от пожелания "Я очень хочу", переходим к утверждению "Руки и ноги стали тяжелые и теплые". После "приказа" установите, как он повлиял на ощущения. К концу занятия нужно добиться ощущения максимального отдыха и телесного покоя.

IV. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы – 10 мин.

Выполняется по схеме, описанной выше (см. 2 занятие).

Домашнее задание

1. В перерыве между занятиями каждая пара должна в "Дневнике беременности" зарисовать ситуации из жизни, когда "Вами двигал интерес к себе, интерес к жизни" (свои переживания необходимо закодировать в рисунки и сделать к ним небольшие комментарии).

2. Беременные женщины должны добавить вновь узнанные упражнения к тем, которые они использовали ранее.

Занятие № 4

Презентация себя

Цель: научить участников группы адекватно презентовать и оценивать себя.

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение "Электричка" – 15 мин.

Цель: обратить внимание участников группы на свои ощущения, когда они становятся в роли ведущего.

Инструкция. Все участники, закрыв глаза, становятся друг за другом в цепочку. Один человек с открытыми глазами в течении 5-7 минут водит всех остальных по помещению. Упражнение выполняется молча. Каждая беременная женщина должна побывать в качестве рулевого.

Рефлексивный анализ работы группы. Поскольку каждая беременная женщина интуитивно, на бессознательном уровне, желает оградить себя и будущего ребенка от возможных травм, это упражнение, как правило, выступает индикатором сложившегося доверия в группе и степени мотивации каждой конкретной женщины.

Затем участники обсуждают свои переживания и мысли, возникшие в ходе выполнения упражнения, проводя качественную оценку своего самочувствия в роли ведущего и ведомого.

II. Упражнение на овладение навыком

Упражнение "Реинкарнация" – 20 мин.

Цель: дать возможность каждому участнику группы раскрыться и получить обратную связь с оценкой того, как он это делает (сумел ли он донести, то что хотел, и правильно ли был понят).

Инструкция. Участники сидят в кругу на полу, в центре которого стоит пустой стул (лучше – вращающийся). В течении минуты каждый участник группы рассказывает о том, что качественно новое появилось в нем за последнее время (сидя на стуле). После чего он поворачивается в произвольном порядке к каждому из участников тренинга. Тот, напротив кого он оказался, говорит фразу, начинающуюся со слов: "(Имя с именной карточки), ты напоминаешь мне…" (далее идет ассоциация-образ из мира растений, музыки, предметов, времен года – всего, чего угодно, пытаясь, вложить в ассоциацию оценку той презентации, которую он видел). Пройдя круг и молча выслушав все ассоциации, участник группы называет две самых ярких – наиболее удачную и неудачную.

Упражнение "Нарцисс" – 5 мин.

Ведущий вводит понятие "самоценность".

Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую.

Цель: дать почувствовать участникам группы, что даже если они пока еще не умеют презентоваться, тем не менее являются ценностью для себя.

Инструкция. Участники группы повторяют вслед за ведущим вслух или про себя: "Я – это Я. Такого как Я никогда не было и не будет. Есть люди чем-то похожие на меня, но в точности такого как я, нет. Мне принадлежит мое тело и все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежат мои губы и все слова, которые они произносят: добрые или злые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могут увидеть. Это все принадлежит мне, потому что я выбираю это. И поскольку я выбираю это, это истинно. (В этом месте ведущий делает паузу, позволяя каждому участнику группы подумать о своем выборе). Это есть. Это – достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.

Теперь, когда я дружу с собой, я могу набраться терпения и мужества, чтобы узнавать все лучше и глубже. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть в себя, я смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше. Я могу видеть, слышать, думать, действовать. Значит во мне есть все, чтобы жить. Это замечательно что именно Я могу дать новую жизнь. Я вношу гармонию в мир людей и вещей вокруг меня. Я – это я, Я – это прекрасно".

Упражнение удобнее выполнять с закрытыми глазами и по окончании выдержать паузу, не открывая глаз.

III. Телесно-ориентированные упражнения

Упражнение "Жизнь, дай мне воздуха глоток" – 10-15 мин.

Цель: овладеть дыхательной гимнастикой.

Инструкция. Необходимо научиться правильно регулировать продолжительность вдоха, выдоха, паузы после выдоха. Дыхание выполняется под устный счет, делится на 4 этапа. Перед группой высвечивается слайд следующего содержания:

    1. – 3/3, 2; 3/4, 2; 3/5, 2; 3/6, 2;

    2. – 4/6, 2; 4/7, 2; 4/8, 2;

    3. – 5/8, 3; 6/8, 3; 7/8, 3; 8/8, 3;

    4. – 7/8, 3; 6/7, 3; 5/6, 3; 4/5, 2; 4/4, 2; 2/3, 2.

Числитель – продолжительность вдоха. Знаменатель – продолжительность выдоха. Третий показатель – пауза после выдоха. Каждый счет равен одной сек. На первом этапе постепенно увеличивает продолжительность выдоха до тех пор, пока он не станет в два раза длиннее вдоха. На втором этапе пауза после выдоха равна половине вдоха. На третьем этапе удлиняют вдох и паузу после выдоха. На четвертом этапе дыхание постепенно возвращается к исходному. Продолжительность дыхательной гимнастики – 4 минуты.

Рекомендуется повторить упражнение несколько раз, пока упражнение не будет хорошо усвоено и занести в дневник образец счета.

IV. Анализ домашнего задания

и обсуждение итогов работы – 10 мин.

Выполняется по схеме, описанной выше (см. 2 занятие).

Домашнее задание

1. Напишите в "Дневнике беременности" список своих проблем, начиная описание каждой словами: "Я не могу…". А потом перепишите все, заменив "Я не могу" на "Я не хочу". Что получилось? Что Вы чувствуете? Это неправда? В результате этого упражнения, Вы можете дать возможность почувствовать, какие Ваши проблемы истинные, а какие – ложные, можете ощутить себя человеком с высоким самоуважением.

Как можно чаще саморефлексируйте происходящее с Вами: Что Вы чувствуете? Что Вы думаете?

Упражнение должно быть выполнено обоими участниками диады.

2. Упражнение на дыхание выполнять желательно вместе, по несколько раз в день, особенно если партнер собирается участвовать в родах.

Занятие № 5

Подведение итогов

Цель: Подвести итоги (чему научились, что нового открыли для себя участники группы). Замотивировать участников группы на дальнейшую работу в “Тренинге ролевой идентификации и актуализации”.

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение "Вселенная" – 15 мин.

Цель: дать возможность конкретным участникам тренинга ощутить себя частью группы, почувствовать связь с другими участниками.

Инструкция. Все участники группы встают. В центр круга становится тот, кто хочет узнать отношение к себе членов группы (он становится центром вселенной). Он закрывает глаза, а все остальные участники упражнения (как планеты) выстраиваются на таком расстоянии от него, которое соответствует "близости" их отношения к стоящему в центре: чем ближе они становятся к нему, тем большую близость с ним они чувствуют.

II. Телесно-ориентированная терапия

и аутотренинг – 20-25 мин.

Цель: повторить и закрепить всю предыдущую программу занятий.

По желанию, любая участница может выступить в роли ведущего, проведя упражнения (см. выше) так, как выполняет их дома.

III. Обсуждение итогов работы тренинга – 20 мин.

Основное содержание обсуждения итогов сводится к вопросам: Что новое я раскрыла и поняла в беременности? Участники группы дают свое определение беременности ("беременность это – …") с рекомендациями и пожеланиями каждой женщине, ожидающей ребенка.

В конце занятия все участники группы по кругу заканчивают фразу: "Эти занятия помогли мне…", "В ходе тренинга я научилась (поняла)…", "Я хочу придти на следующие занятия потому, что…".

Домашнее задание

1. В перерыве между тренингами беременным женщинам предлагается заполнить анкету методики "Нева" (оригинальная разработка автора) и принести ее на следующий тренинг.

2. В "Дневнике беременности" пара продолжает вести пиктографические записи происходящего и записывает наиболее интересные сны.

3. Пара должна совместно выполнять упражнения (см. выше) весь период до следующей встречи.

Задачи тренинга считаются выполненными, если:

1. Беременные женщины отмечают возросшую адаптивность, усилившееся чувство защищенности, внутреннее ощущение спокойствия и знание как жить дальше.

2. Отмечены позитивные изменения в отношениях со значимым человеком.

3. Большая часть группы выражает желание участвовать во втором цикле тренинга.

Особым показателем успешности работы считается решение стать матерью прежде сомневавшейся в своем выборе женщины.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

ЗРЕЛОГО ОТЦОВСТВОВАНИЯ И МАТЕРИНСТВОВАНИЯ

Авторская разработка Боровиковой Наталии Васильевны



Москва - 1998
Тренинг ролевой идентификации и актуализации

На этом этапе тренинга проводится работа с такими новообразованиями синдрома беременности, как рефлексивное принятие нового собственного образа: "Я – в положении". Этот этап мы назвали симптомом нового "Я", который характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме. С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. С одной стороны – гордость за свою полноценность, возможность самореализации, приобретения женственности, переживания идентичности собственному полу, и в то же время – страх и беспокойство, порожденные фантазиями и социально навязанными установками.

Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. В этот момент будущей матерью переживается симптом принятия новой жизни в себе. Амбивалентность переживаний сохраняется на высоком уровне. Принятие своего нового образа, статуса, роли проникнуто основным чувством: "у меня будет ребенок", смешанным с опасением успешности будущего материнства. Симптом, названный нами как симптом принятия новой жизни в себе, можно условно разделить на два качественно различных этапа. Вначале женщина осознает, что будет иметь ребенка; она как бы говорит себе: "Я не едина, я ношу в себе что-то". На следующем этапе происходит перенос доминанты с себя на будущего ребенка, появляется чувство гордости и единства с тем, кого она носит под сердцем. Для самой будущей матери вместе с ребенком вынашивается готовность к выполнению миссии материнства. Описанный симптом представляет собой акмеологическую вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния.

Занятие № 1

Знакомство и первоначальная формулировка проблемы

Цели для ведущего: Познакомиться с участниками группы.

Цели для участников: Научиться ценить каждый момент жизни, принимать себя таким, какой ты сейчас и управлять эмоциями.

I. Ритуал создания группы

Принятие правил работы в группе

Ведущий зачитывает правила и группа обсуждает каждое – 2-3 мин.

Если группа собралась в прежнем составе, то правила просто перечисляются и участники берутся за руки в знак согласия и желания их выполнять. Единственная поправка может распространяться на именую карточку: каждый может избрать себе новое имя и прокомментировать, почему он его избрал, что изменилось со времени последней встречи.

II. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение "Ромашка" – 5 мин.

Цель: помочь участникам самим оценить свои знания процесса беременности, родов, развития ребенка.

Инструкция. Ведущий условно обрисовывает несколько кругов. В центр должны встать все участники группы, которые знают, что беременность есть в их жизни, но как быть дальше не вполне представляют, в круг побольше становятся те, кто имеет представление о процессе беременности (например о физиологии, профилактике осложнений), в следующий круг – те, кто, имеет знание психологии беременности и родовой деятельности, в следующий круг – те, кто понимает как формируется и развивается ребенок до рождения и самый большой круг – для тех, кто умеет быть хорошей матерью и отцом.

После выполнения упражнения группа обсуждает его по схеме:

– почему я выбрал этот круг для себя?

– какие круги остались не отражены, но я имею о них представление?

Особое внимание следует уделить вопросу занимает ли тренинговая пара один и тот же круг.

III. Упражнение на понимание и принятие себя

Упражнение "Три плана" – 10-15 мин.

Научиться акцентировать внимание на своих чувствах, отделять их от мыслей и внешнего мира. Это упражнение хорошо работает на принятие "нового Я" беременной женщиной.

Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Члены пары садятся напротив друг друга и закрывают глаза на одну минуту. Задача участников упражнения как можно полнее почувствовать внешние воздействия: слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные. Затем партнеры рассказывают друг другу о свое опыте, начиная со слов: "Во внешнем плане Я ощущал…".

Партнеры опять закрывают глаза и в течение минуты обращают внимание только на ощущения, идущие от своего тела, стараясь как можно полнее почувствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжение и т. д. (беременные женщины могут почувствовать спорадические спазмы Брэкстона-Хикса или шевеление плода). Через минуту они рассказывают об этом друг другу, начиная словами: "Во внутреннем плане я ощущал…".

После этого они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: "В это время я думал о…".

Упражнение обсуждается в кругу по схеме:

– что было легче формулировать – чувства, мысли?

– было ли формулирование ощущений во внешнем и внутреннем плане высказыванием чувств или, может быть, это было высказыванием мыслей?

IV. Телесно-ориентированные упражнения и аутотренинг

В середине срока беременности (от 16 до 24 недель) женщинам следует изменить режим в сторону большей активности. Этот период наиболее опасен возникновением урологических осложнений беременности, связанных с нарушением оттока мочи из почек. Постельный режим с горизонтальным положением на спине неблагоприятно сказывается на оттоке мочи по мочеточникам – на них давит матка. Поэтому в тот период беременности следует больше находиться в вертикальном положении, увеличить длительность прогулок.

Упражнение “Печка” – 10 мин.

Цель: закрепить навык преднамеренного усиления ощущения тепла.

Инструкция. Предлагается следующая формула самоприказа для вызова ощущения тепла в животе: "Я очень хочу, чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным светом. Хочу, чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным светом. Живот прогрелся приятным теплом. Живот прогрелся".

Требуется не простое повторение формулы, а эмоциональное переживание ее. Это занятие фактически подготавливает беременную к органотренировке, т. е. выполнение приказа адресовано органам брюшной полости.

V. Обсуждение итогов работы – 10-15 мин.

Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства. Возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.

Домашнее задание

1. Это домашнее задание выдается паре в заклеенном конверте надпись на котом гласит: "Откройте и выполните упражнение "Заброшенный сад" только в том случае, когда вы оба будете готовы".

В конверт вложен следующий текст: "(Имя с именной карточки беременной женщины), закройте глаза, сядьте поудобнее и пусть Ваш (имя с именной карточки партнера) прочитает Вам задание.

Представьте себе: "Вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой находится деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказываетесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает. Растения так разрослись и все настолько заросло травами, что не видно земли и трудно различить тропинки. Вообразите, как Вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, выкашиваете траву, пересаживаете деревья, окапываете их, поливаете, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид… Через некоторое время остановитесь, и сравните ту часть сада, где Вы уже поработали, с той, которую Вы еще не трогали".

1. Беременные женщины в любую свободную минуту выполняют упражнение "Печка".

Занятие № 2

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение "Мой мир" – 20 мин.

Цель: научиться формулировать проблемы, уметь донести их до других участников группы и услышать их позицию.

Инструкция. Ведущий предлагает участникам группы самостоятельно создать таблицу (схему) возможных страхов и опасений беременной женщины и ориентировочные пути их устранения. Допускается и "мозговой штурм", и работа в тройках-четверках с последующим обсуждением результатов в группе.

Можно разделить группу на подгруппы и дать задание каждой подгруппе составить таблицу по какому-то определенному конструкту "мира беременной женщины". Можно рассмотреть конструкты: Я и значимое окружение, Я и отец будущего ребенка, Я и моя идеальная самость, Я и Я – мне ненавистное, Я и будущий ребенок, Я и профессиональная среда и т. п. Ведущий должен следить за тем, чтобы в подгруппах не было участников из одной тренинговой диады. После выполнения задания вся группа обсуждает результаты работы подгрупп.

II. Телелесно-ориентированные упражнения

Упражнение “Сердце, тебе не хочется покоя…” – 10 мин.

Цель: научиться саморегуляции сердечной деятельности.

Инструкция. Тренировку начинают с повторения предыдущих упражнений. Сосредоточив внимание на левой руке, надо представить ее свисающей и опускающейся в ванну с теплой водой. Уровень воды от кончиков пальцев постепенно прогревается от чуть теплой до приятно горячей. Теплая волна поднимается от руки вверх и появляется ощущение тепла в левой половине грудной клетки. Ощущение тепла в левой руке сопровождается расширением коронарных сосудов сердца, что улучшает питание сердечной мышцы.

III. Анализ видеоматериалов – 15 мин

Цель: утолить информационный голод и позволить участникам группы выступить в качестве экспертов.

На этом этапе лучше использовать фильмы о внутриутробном развитии ребенка. Если таких фильмов нет, то ведущий может показывать картинки (слайды), отображающие формирование малыша и рассказывать о недельных изменениях характеристик плода. Перед просмотром видеоматериалов или прослушиванием ведущий предлагает сесть поудобнее, парам обняться и рефлексировать все, происходящее "Во внешнем" и "Во внутреннем плане", мысленно поддерживая друг друга и своего ребенка.

Так например звучит описание и рекомендации к 20 неделе: "Вы прошли срединную отметку Вашей беременности! Примите поздравления и потребуйте у супруга подарок – Вы его, несомненно, заслужили! Ваш ребенок (нельзя, обращаясь к матери, употреблять термин "плод", говоря о будущем ребенке) еще перемещается внутри матки как ему вздумается. Это значит, что сегодня он может бодрствовать вниз головой, завтра утром – спать параллельно поверхности пола, а к ужину – подпереть своей головой дно матки. Ваши ощущения при этом нисколько не волнуют самозабвенно кувыркающегося потомка. Обычно плод останавливается в каком-то из этих положений (акушеры называют их предлежанием) в конце этого триместра беременности. Хотя некоторые плоды позволяют себе свободные перемещения до гораздо более позднего времени. (В этом месте ведущий предлагает, если это не произошло произвольно, погладить малыша и почувствовать, как именно он располагается).

Сейчас Ваш малыш весит около 290 граммов, а длина – примерно 25 см. У малыша уже сформировался пол и с помощью УЗИ уже можно его спрогнозировать. Начиная с этой недели устраивайте "концерты по заявкам слушателей". Привлекайте папу, потому что дети гораздо лучше различают низкие звуки, в то время как голос мамы ассоциируют со своим. Совсем не обязательно, обращаясь к малышу говорить: "Я твой папа", т. к. эти слова пока не несут смысловой нагрузки (см. книгу "Психика и роды" Под ред. Айламазяна Э. К. – СПб: АОЗТ "Яблочко СО", 1996), можно просто напевать, декламировать стихи или разговаривать с ребенком, пытаясь донести основное – Вашу любовь".

IV. Анализ домашнего задания

и обсуждение итогов работы – 15 мин.

Цель анализа домашнего задания: дать возможность участникам группы поделится опытом видения и чувствования жизни, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста. Обсуждение проходит по схеме: "Почему тебе захотелось поделится своими переживаниями с группой?", "Что ты чувствовала, когда выполняла это упражнение?" и т. п.

Обсуждение итогов работы – важная часть каждой встречи. Имеет смысл выслушать всех членов группы. Основой для обсуждения являются вопросы типа: "Что нового о себе и для себя Вы узнали сегодня?", "Что Вы получили от занятия?", "Считает ли Вы полезным сегодняшнее занятие?".

Домашнее задание

1. К следующему занятию пара должна нарисовать совместный портрет "Будущего ребенка" в полный рост.

2. Беременные женщины в любую свободную минуту выполняют упражнение "Тепло, которое я могу дать" и "Сердце, тебе не хочется покоя…".

Занятие № 3

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение "Нить Ариадны" –15 мин.

Цель: помочь участникам выразить свои чувства и научить делиться ими с другими людьми.

Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Один член тренинговой пары завязывает (закрывает) глаза, другой (желательно беременная женщина) получает следующую инструкцию: "Представьте себе, что Вы общаетесь с незрячим человеком. Вы имеете возможность в течение 3-5 минут ознакомить его с окружающим миром через тактильные, слуховые, световые ощущения. Попробуйте сделать это, заново открыв мир. Упражнение выполняется молча". В паре партнеры выполняют обе роли. В кругу участники упражнения должны выразить свои чувства и переживания.

После выполнения упражнения, обсуждение проходит по схеме:

На чем акцентируют свое внимание беременные женщины?

На что обращают внимание мужчины?

Что было необыкновенного в той и другой роли?

Рефлексивный анализ работы группы. Одним из первых стимулов для ознакомления с окружающим миром беременные предлагают своим партнерам исследовать свой живот.

II. Упражнение на принятие себя

Упражнение "Геркулес" – 5 мин.

Цель: показать участникам группы, что страхи, сомнения, нетерпение, беспокойство, раздражительность можно преодолеть благодаря позитивным образам самовнушения.

Инструкция. Ведущий объясняет группе, что суть самовнушения заключается в умении сознательно направлять и контролировать свои мысли, чувства, действия, соотнося их со своими желаниями. Каждый человек смотрит на себя и окружающий мир сквозь призму собственных убеждений, помыслов и отношений. Чаще всего мы внушаем себе то, во что мы сознательно или бессознательно верим – без веры невозможно самовнушение. Самовнушение осуществляется с помощью слов, оказывающих на человека определенное внушающее воздействие.

Участники группы могут повторять фразы самовнушения вслух или про себя.

Каждый день я становлюсь все лучше и лучше.

Меня ждет большой-большой успех.

Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оптимизма.

Я чувствую себя спокойным и расслабленным.

Я здоров и силен как духовно, так и физически.

Я способен добиться всего, чего только захочу.

Я обладаю прекрасной памятью.

Я нравлюсь людям, люди любят меня.

Я прощаю себя.

Я осуществляю свою мечту.

Я полностью контролирую свои мысли, чувства и действия.

Радость, радость, радость.

III. Телесно-ориентированные упражнения

Упражнение "Лебединое озеро" – 10-15 мин.

Хотя занятия танцами по методике Асидоры Дункан во время тренинга требуют дополнительного времени, но они развивают не только гибкость и пластичность тела, но и помогают беременной женщине принять изменения своего "телесного Я" (что является необходимым условием построения гармоничной Я-концепции беременной женщины), раскрывают женскую самовыразительность и материнскую интуицию. Поэтому упражнения по телесно-ориентированной терапии и аутотренингу можно предложить в качестве домашнего задания, а во время тренинга освоить основные правила и приемы танцетерапии.

IV. Анализ видеоматериалов – 15 мин.

  1   2   3   4


ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации