Скринник А. (сост).Основы психологии и педагогики - файл n1.doc

приобрести
Скринник А. (сост).Основы психологии и педагогики
скачать (753.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc754kb.05.06.2012 07:27скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6

А. И. СКРИННИК



ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ



Краткий курс лекций


МИНСК 2002


УДК

ББК

С
Рекомендовано к изданию

Редакционно-издательским советом


Рецензент – Л. А. Пергаменщик, доктор психологических наук



С 00

Скринник А. И.

Основы психологии и педагогики: Краткий курс лекций. Минск: МИТСО, 2002. --- с.
ISBN
Пособие представляет собой конспект лекций по курсу «Основы психологии и педагогики». В тексты лекций включен как теоретический, так и практический материал в соответствии с учебной программой для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования РБ. В пособии отражены разнообразные подходы, тенденции, модели в психологической и педагогической науке и практике, рассматриваются точки зрения различных авторов, что дает возможность студенту охватить большой объем материала.

Предназначено для студентов непедагогических вузов, а также аспирантов и преподавателей.



УДК

ББК

ISBN © А.И. Скринник, 2002

Введение
Концептуальные основы преподавания
курса «Основы психологии и педагогики»

Существующая действительность ставит перед человеком массу проблем, как профессиональных, так и личных. Многие из людей остро ощущают неэффективность своей жизни, бессмысленность своего существования. Все больше внимание людей привлекают науки, связанные с человеком. Популярность психологии и педагогики в учебных заведениях выросла за последние годы в силу того, что студенты пытаются найти в данных предметах теории и перспективы, которые помогли бы приспособиться к сегодняшнему обществу, найти выход из создавшихся противоречивых жизненных ситуаций. Овладение научными знаниями по психологии и педагогике не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения.
Цели и задачи курса «Основы психологии и педагогики»
Целью курса «Общая психология и педагогика» является обеспечение студентов теоретическими и практическими знаниями в области общей психологии и педагогики, овладение ими системой научных понятий по данной дисциплине, а также формирование свободной личности, владеющей процессами взаимосвязи, взаимопонимания, самовыражения, стремящейся к личностному росту, осознающей свою индивидуальность.

Задачи курса вытекают из практических потребностей студентов в знании данной дисциплины: формирование психологической культуры и компетентности в профессиональной деятельности.

В результате освоения курса студент должен:

1) знать:

– сущность и ключевые категории психологии и педагогики;

– основные закономерности и положения психологии и педагогики;

– направления и принципы практического применения психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности;

2) уметь характеризовать:

– психические состояния, процессы и личностные особенности;

– психологию личности и социальных групп;

– закономерности педагогического процесса;

– основные принципы, формы и методы обучения и воспитания;

3) уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:

– причины деловых, личностных и межличностных конфликтов и методы их разрешения;

– психологические особенности индивидуального стиля управления;

– педагогический процесс как взаимодействие преподавателя и обучающегося;

– воспитание как процесс социализации личности;

– закономерности и принципы развития творческой индивидуальности;

4) приобрести навыки и качества:

– развития и самосовершенствования интеллектуально-творческих и духовных качеств личности;

– совместной созидательной деятельности;

– конструктивного делового и межличностного общения в коллективе.

Программа курса состоит из четырех разделов. В первом разделе (I) обсуждается проблема развития высших психических процессов и общие этапы их формирования, описание каждого из них – восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций, речи, а также сознания как их синтеза; дается представление об организации психологической защиты человека и способах ее преодоления. Второй раздел (II) включает описание личности и основных составляющих ее биологического фундамента – темперамента, задатков и способностей, определяющих врожденную уникальность человека; возможности формирования отдельных черт и качеств человека, которые складываются в понятие «характер»; раскрывает субъективный мир психики человека и его становление в зависимости от самооценки, уровня притязаний и влияния профессиональных ролей. Третий раздел (III) поднимает вопросы социальной психологии. Четвертый раздел (IV) посвящен психологическим аспектам современной педагогики, включенности психологии в педагогику; рассмотрению средств и методов воздействия на личность, общих принципов дидактики, моделей образования и воспитания на примерах конкретных педагогических школ.

Раздел I. общая психология
Тема 1. Введение в психологию
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyсhe – душа, logos – учение).

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения и психических особенностей человека или группы людей. Психологию как систему жизненных явлений в определенном смысле знают все. Отличия научных психологических знаний от житейских приведены в табл. 1.

Таблица 1

Различия житейских и научных психологических знаний

Житейские психологические знания

Научные психологические знания

Конкретны, приурочены к определенным ситуациям

Являются результатом субъективного опыта данного человека

Передача от одного человека к другому затруднена

Носят интуитивный характер

Ограниченны

Обобщены

Используют понятия, полученные экспериментальным путем

Накапливаются и передаются через систему законов и понятий

Рациональны и осознанны

Постоянно расширяются





Появлению психологии способствовало развитие естественных наук и философии. Психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Официальное оформление научная психология получила в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Психология – это наука о психике и психических явлениях человека.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом внутренней модели внешнего мира и регуляции на этой основе собственного поведения и деятельности.

Предметом психологии является психика человека, включающая в себя субъективные психические явления и психические явления, наблюдаемые в группах.

К психическим явлениям обычно относят: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности и группы.

Задачей психологии является исследование психических явлений.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека, при помощи которых человек познает окружающий мир. Психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Иногда как отдельную группу психических процессов выделяют неосознаваемые процессы, которые протекают вне контроля со стороны сознания человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом, влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать (или тормозить) деятельности человека. Психические состояния имеют объективную и субъективную обусловленность.

Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека.

Уровень развития психических свойств, особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами, это – человеческое общение, взаимодействие в группах. Групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства (схемы 1, 2).




Схема 1


Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь




процессы

свойства

состояния





познавательные
______________

– ощущение

– восприятие

– память

– мышление

– воображение

– внимание

эмоционально-волевые
_____________

– чувства

– воля

– интерес

– творческий подъем

– апатия

– угнетенность и др.

– направленность

– темперамент

– характер

– способности


Схема 2


Общие понятия и частные явления, изучаемые в современной психологии, приведены в табл. 2 (Немов Р.С.).

Таблица 2

Примеры общих понятий и частных явлений,

изучаемых в современной психологии

Явления

Понятия, характеризующие явления

1

2

1. Процессы: индивидуальные, внутренние (психические)

Воображение, восприятие, ощущение, мышление, память, повторение, представление, самоконтроль, творчество, усвоение и др.

2. Состояния: индивидуальные, внутренние (психические)

Возбуждение, гипноз, желание, интерес, любовь, образ, переживание, понимание, потребность, самообладание, стыд, темперамент, усталость, чувство и др.

3. Свойства: индивидуальные, внутренние (психические)

Воля, иллюзии, комплекс неполноценности, личность, одаренность, работоспособность, решительность, совесть, упрямство, характер, эгоизм и др.

4. Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Действие, деятельность, жест, игра, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение и др.

1

2

5. Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Готовность, интерес, установка и др.

6. Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Гениальность, настойчивость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм и др.

7. Процессы: групповые, внутренние

Общение, межличностное восприятие (отношения), идентификация и др.

8. Состояния: групповые, внутренние

Сплоченность, конфликт, психологический климат и др.

9. Свойства: групповые, внешние

Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество и др.

10. Процессы: групповые, внешние

Межгрупповые отношения

11. Состояния: групповые, внешние

Паника, закрытость/открытость группы

12. Свойства: групповые, внутренние

Организованность

Психологической наукой человек изучается как представитель биологического вида (индивид), как член общества (субъект), как осуществляющий предметную деятельность (личность), как уникальность и своеобразие (индивидуальность).

Объект

(психология активности)

Индивидуальность

(психология различий)




Человек

(общая психология)


Индивид

(психофизиология, психология развития)

Личность

(социальная психология)



Схема 3
Соответственно, отрасли психологии принято разделять на:

1) базовые (фундаментальные), которые имеют значение для понимания и объяснения поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются;

2) специальные или прикладные, которые исследуют психологию и поведение людей, занятых тем или иным видом конкретной практической или теоретической деятельности (юридическая, медицинская, инженерная, психология управления и т.д.).
Тема 2. Характеристика сознания человека
Понятие «сознание» – одно из наиболее многозначных общепсихологических понятий. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире.

Сознание человека характеризуется:

активностью – при психическом отражении действительности (познании) происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов;

интенциональностью – направленностью на конкретный объект;

рефлексивной способностью – готовностью сознания человека познавать другие психические явления и самого себя; способностью критически оценивать информацию об окружающем мире на основе представлений о себе;

наличием мотивационно-ценностного аспекта – возможностью формировать поведение, исходя из системы ценностей и установок общества, строить отношения;

способностью определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели.

Индивидуальное сознание человека имеет социальную природу и формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (со-знание = совместное знание). Таким образом, смыслы и языковые значения оказываются (по А. Н. Леонтьеву) основными образующими сознания.

Сознание форма обобщенного отражения закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Данная деятельность требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом, предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Функции сознания: отражательная и регулятивная.

Процессы сознания делятся на два класса:

1) происходят сами собой и называются непроизвольными;

2) организуются и направляются субъектом и называются произвольными;

Индивидуальное сознание человека может находиться в различных состояниях:

1) измененного сознания (под действием наркотиков, медитационных техник);

2) генеративного бодрствования (гнев, ярость);

3) активного бодрствовани;

4) пограничного бодрствования (граница между бодрствование и сном);

5) просоночное состояние (граница между сном и бодрствованием);

6) сон со сновидениями;

7) сон без сновидений;

8) состояние утраченного сознания (обморок).

Общая психология изучает психические процессы человека в состоянии его активного бодрствования.

Психологическая характеристика сознания человека включает:

1) ощущение себя познающим субъектом;

2) способность воспринимать и мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими;

3) способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает сам человек, с помощью языка и других знаковых систем;

4) наличие в сознании человека интеллектуальных схем.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.

Бессознательное (неосознаваемые психические процессы) – это те явления, процессы, свойства, состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, не осознаются (т.е. субъект не отдает себе отчета). Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психологических процессах, свойствах и состояниях (бессознательные: ощущение, память, мышление, мотивация). Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможен контроль и оценка результатов действий. Бессознательное стало предметом психологии по инициативе австрийского психиатра и невропатолога З. Фрейда (1856 – 1939).

Несознаваемые психические процессы можно разделить на три класса:

1. Несознаваемые механизмы сознательных действий:

1) неосознаваемые автоматизмы – действия, совершающиеся без участия сознания (сами собой);

а) автоматические действия (врожденные акты либо формирующиеся очень рано: сосательные и хватательные движения, мигание, ходьба и т.д.);

б) автоматизированные действия или навыки (игра на музыкальных инструментах, речь, умение писать);

2) явления неосознаваемой установки – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагированию в определенном направлении (моторная установка, перцептивная установка);

3) неосознаваемые сопровождения сознательных действий – движения, сопровождающие действия (непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика, пантомимика).

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий:

1) ошибочные действия (оговорки, ошибки, непроизвольное забывание);

2) сновидения;

3) невротические симптомы.

3. Надсознательные процессы – процессы образования интегрального продукта сознательной работы мышления (инсайт, озарение).

Тема 3. Ощущение и восприятие


Ощущение – психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ощущение является основным условием психического развития человека и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор (схема 4).

Рецептор


Анализатор

Объект






Нервные окончания

Схема 4
Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. Этот процесс от рецептора по нервным окончаниям (центростремительным и центробежным) достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение, человек ощущает звук, свет, вкус и другие качества раздражителей.

Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Ощущения человека – это продукт его исторического развития. Ощущения являются не только источником знаний человека о мире, но и его чувств и эмоций.

Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы стимул достиг определенной величины, называемой пороговой.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность – способность ощущать слабые раздражители и чувствительность к различению – способность ощущать слабые различия между раздражителями (схема 5).



[Sнп; Sвп] – зона адекватного

отражения организмом

воздействующих раздражителей.

Схема 5


Sнп – стимул нижнего порога чувствительности – значение стимула, при котором происходит переход от не воспринимаемых стимулов к воспринимаемым, т.е. минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение;

Sвп – стимул верхнего порога чувствительности – значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно, болевой порог.

Для каждого вида ощущений существуют свои абсолютные пороги. Порог чувствительности можно формировать.

Абсолютный порог – это такое значение величины стимула, который разделяет между собой стимулы на: в основном не воспринимаемые и в основном воспринимаемые.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, то классификации ощущений могут исходить из свойств как раздражителей, которые их вызывают, так и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители.

Классификация ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов (систематическая классификация ощущений Ч. Шеррингтона):

1. Экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, которые в свою очередь делятся на: контактные, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами (например, вкусовые, тактильные, температурные); дистантные, в которых рецепторы реагируют на раздражения, исходящие из удаленного от них объекта (например, зрительные, слуховые).

2. Интероцептивные ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.

3. Проприоцептивные ощущения, передающие информацию о положении тела человека в пространстве, обеспечивающие регуляцию его движений; рецепторы находятся в мышцах и суставах.

Классификация ощущений по характеру отражения адекватных раздражителей:

1. Зрительные ощущения, адекватным возбудителем которых является электромагнитное излучение, имеющее значение в диапазоне от 380 до 770 микрон, которое трансформируется в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительные ощущения.

2. Слуховые ощущения, являющиеся отражением воздействия на рецепторы звуковых волн с частотой колебания от 16 до 20 000 Гц, воспринимаемые человеком как звуки.

3. Тактильные ощущения (осязание), вызываемые действием механических раздражителей на поверхность кожи (могут быть вкусовые, обонятельные, вибрационные).

Ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Качественные свойства ощущений:

1. Качество – это информационная характеристика ощущений, характеризующая основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

2. Интенсивность – энергетическая или количественная характеристика ощущений, определяемая силой действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

3. Длительность – временная характеристика, определяемая временем действия раздражителя.

4. Пространственная локализация раздражителя – характеристика, позволяющая сделать анализ о локализации раздражителя в пространстве, например, ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Специфические свойства ощущений:

1. Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (возможность расширения или изменение порогов); к сенсибилизации приводят: необходимость компенсации сенсорных дефектов, содержание деятельности и специфические требования профессии, употребление наркотиков, алкоголь.

2. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора, например, под воздействием звуковых раздражителей у человека возникают зрительные ощущения (галлюцинации).

3. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Например, при воздействии сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей чувствительность увеличивается.

Реальные процессы отражения внешнего мира – ощущения – всегда выходят за пределы элементарных форм. Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Основным отличием восприятия от ощущения является возможность отображения объекта реального мира в совокупности всех его свойств. В результате восприятия складывается образ, включающий синтез различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету, явлению, процессу. Формирование образа предполагает взаимодействие и скоординированную, целостную работу нескольких анализаторов одновременно.

Восприятие это психический процесс осмысленного отражения предметов, явлений, ситуаций в виде конкретного целостного образа, возникающий при непосредственном воздействии множества физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В физиологической основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Различают процесс и результат восприятия. Процесс восприятия – это воспринимание, результат – восприятие.

С практической точки зрения, главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесении их к той или иной категории. Образы объектов могут быть познавательными и опознавательными. Каждый предмет (целое) распознается по только ему присущим опознавательным признакам (частям), и для узнавания предмета не обязательно воспринимать все его отдельные части.

Любое плоскостное (двухмерное) изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. Соотношение фигуры и фона – динамическое, т.е. при длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, богаче и ярче по содержанию относительно фона. Человек мысленно работает всегда с фигурой.

В зависимости от того, какой из анализаторов (или какая модальность) работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки о свойствах соответствующего предмета, разделяют следующие виды восприятия:

1) зрительное;

2) слуховое;

3) осязательное;

4) кинестетическое;

5) обонятельное;

6) вкусовое.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:

1) восприятие пространства;

2) восприятие времени;

3) восприятие движения.

Существует множество феноменов, связанных с восприятием пространства, времени и движения. Явление ошибочного или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Например, восприятие времени зависит от его заполненности и незаполненности. Субъективное восприятие времени зависит от возраста.

?Q х T = const – с увеличением возраста субъективное время уменьшается,

?Q – субъективное время;

T – возраст.

К основным свойствам восприятия относят:

1. Предметность – способность отражать объекты и явления реального мира в форме конкретных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений. Решающую роль здесь играют осязание и движение. Обычно человек определяет предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как он их употребляет и использует. С предметностью восприятия связано выделение фигуры из фона.

2. Целостность – способность обобщать информацию, получаемую в виде различных ощущений, об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие целого зависит от восприятия его отдельных частей (трансформация изображения «Портрет молодой женщины и старухи»). При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. На целостность восприятия влияют индивидуальные особенности человека, предшествующий опыт и установка.

3. Структурность (осмысленность) – способность восприятия доводить до сознания человека структуру предмета или явления реального мира. Свойство характеризует личностный уровень воспринятого и позволяет человеку осуществлять динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных. На уровне ощущений получаемая информация конкретна, тогда как на уровне интерпретации она, как правило, абстрактна. Существует дихотомия между сенсорным опытом и его когнитивной интерпретацией (иллюзия Мюллера).

4. Константность – возможность сохранять неизменными свойства предмета независимо от условий его восприятия. Данное свойство выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности, неизменности видимого цвета при изменении освещения, неизменности восприятия формы при изменении положения по отношению к линии взора.

5. Аккомодация (лат. akkomodatio – приспособление) – перестройка механизмов восприятия таким образом, чтобы новая информация, недостаточно согласованная с органами чувств, была усвоена, т.е. изменение органов чувств.

6. Апперцепция (лат. apрerceptio – восприятие) – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Предшествующие знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия, установки и эмоции могут изменять содержание восприятия. Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.
Тема 4. Внимание
Проблема определения понятия «внимание» порождает наибольшее количество дискуссий в современной психологии. Один из наиболее важных моментов обсуждения: является ли внимание самостоятельным процессом или стороной любой психической деятельности.

Внимание можно определить:

– как динамическую характеристику протекания познавательной деятельности (С. Л. Рубинштейн);

– как фильтрацию или селекцию информации (Д. Бродбент, Э. Трейсман);

– как концентрацию умственного усилия на сенсорных или мыслительных событиях (Р. Л. Солсо).

Внимание – это избирательная направленность сознания субъекта на объект, ее сохранение и поддержание в течение определенного периода времени; это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой; это ограничение поля восприятия.

Внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур и включено во все психические процессы, выступая как их необходимый момент. Внимание необходимо рассматривать как компонент сознания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет различные функции:

1) активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

2) способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями;

3) сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;

4) обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности);

5) позволяет быстро ориентироваться в окружающей действительности (обеспечивает ориентировочный рефлекс).

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания.

Виды внимания по характеру участия воли в данном процессе:

1. Непроизвольное внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается независимо от сознания человека (деятельность захватывает человека сама по себе).

Причины непроизвольного внимания:

а) характер раздражителя: его сила и интенсивность;

б) качество раздражителя: его занимательность, увлекательность, новизна;

в) длительность раздражителя: его прерывистость (прекращение);

г) соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию (потребностям) человека;

д) направленность личности и влияние прежнего опыта (знаний и представлений о реальности, навыков и привычек).

2. Произвольное внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается под влиянием принятых решений и поставленных сознательных целей. Это внимание есть проявление воли человека. Произвольное внимание возникает в процессе сознательной деятельности. В случае произвольного внимания человек осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из мотивов, направляя свое внимание на удовлетворение другого.

3. Послепроизвольное внимание – это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Послепроизвольное внимание связано, с одной стороны, с сознательными усилиями и поддерживается сознательными интересами, с другой стороны, оно не имеет волевых усилий.

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный процесс:

1. Объем внимания – количество единиц информации, одновременно находящихся в сфере сознания человека; численная характеристика среднего объема внимания человека выражается законом «7±2».

2. Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени удерживать внимание на каком-либо объекте или предмете деятельности.

Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность придать предмету (явлению) реальное значение или обнаружить его новое содержание; устойчивость внимания может определяться различными причинами: индивидуальными физиологическими особенностями личности, психическим состоянием, внешними обстоятельствами, качеством изучаемого предмета.

3. Концентрация внимания – степень или интенсивность сосредоточенности внимания на одних объектах и его отвлеченности от других.

4. Переключаемость внимания – способность быстро сознательно переходить от одной деятельности к другой или с одного объекта на другой (произвольно, непроизвольно); переключаемость означает способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации.

5. Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью, способствует временному отдыху организма (анализатора), сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

6. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, выполняя параллельно несколько видов деятельности или несколько различных действий. Распределение внимания осуществляется за счет переключаемости внимания и выполнимо при условии, если выполняемые действия уже знакомы человеку и хотя бы одно из них автоматизировано.
Тема 5. Память
Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания.

Память это психический процесс получения, хранения и воспроизведения человеком жизненного опыта.

Память – это одновременно психофизиологический и культурный процесс. Перед психологической наукой стоит ряд вопросов, связанных с изучением процессов памяти:

– каковы физиологические механизмы этого процесса;

– какие условия содействуют запечатлению информации;

– какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Существует несколько подходов к классификации памяти (схема 6)


Схема 6
I. Классификация памяти по времени сохранения материала:

1. Мгновенная (иконическая, эхоическая) память – это вид памяти, связаный с удержанием информации, воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было ее переработки; ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Мгновенная память представляет собой остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

2. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся сохранением воспринимаемой информации без ее повторения в течение (в среднем) 20 секунд. Кратковременная память сохраняет обобщенный образ воспринятого и работает без предварительной сознательной установки на запоминание. Кратковременная память связана с таким понятием, как объем кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти – показатель, характеризующий способность механически (т.е. без использования специальных приемов) запоминать и воспроизводить определенное количество единиц информации после ее однократного предъявления. Объем кратковременной памяти описывается законом Дж. Миллера и равен 7±2. В случае, если человеку предъявляют цифры, то он запоминает из них 8, если буквы – 7, если слоги – 6, если слова – 5, если предложения, состоящие из 2 слов, – 4. Объем кратковременной памяти индивидуален, зависит от природной памяти человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.

Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека: сохраняется та информация, которая осознается и соотносится с актуальными потребностями и интересами человека. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство памяти, как замещение – способность вытеснять вновь поступающей информацией хранящуюся там при переполнении индивидуального ограниченного объема кратковременной памяти. При этом, как правило, остается информация, поступившая в начале и в конце, т.е. наблюдается так называемый эффект края.

3. Оперативная память – вид памяти, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и рассчитанный на хранение информации в течение заранее заданного определенного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней или месяцев. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на ее решение.

4. Долговременная память – это вид памяти, обеспечивающий хранение информации в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память хранит фактическую информацию (всевозможные законы, понятия, определения) и эпизодическую (историческую, ситуации, происходившие в данном промежутке времени с конкретным человеком).

В долговременную память может проникнуть и надолго сохраниться лишь та информация, которая была в кратковременной памяти. Для этого необходимо, чтобы с ней была произведена работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Одна из концепций, описывающая совместную взаимосвязанную деятельность кратковременной и долговременной памяти, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифриным (схема 7).



кратковременная память


долговременная память






Схема 7
Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того как человек воспринял и запомнил данный материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения. Это свойство долговременной памяти называется реминисценцией – улучшением со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных повторений. Обычно реминисценция происходит на второй, третий день после заучивания материала.

Забывание (невозможно восстановить ранее вопринятую информацию) протекает во времени неправомерно. Опыты Г. Эббингауза показали, что наибольшая потеря информации происходит сразу же после ее получения, а в дальнейшем забывание идет медленнее (схема 8).




100

%


42
20


1ч 9ч 24ч 48ч

Схема 8
Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Это явление носит название эффект Зейгарник – способность человека непроизвольно удерживать в своей памяти и в первую очередь воспроизводить то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.

5. Генетическая память – вид памяти, позволяющий хранить информацию в генотипе, передавая и воспроизводя ее по наследству. У человека данный вид памяти слабо выражен. Генетическая память человека – единственный вид памяти, на который невозможно оказывать влияние через обучение.

II. Классификация памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору:

1. Зрительная память – память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью обладают люди с развитым воображением. То, что человек зрительно может себе представить, как правило, легче запоминается и воспроизводится.

2. Слуховая память – это память, связанная с запоминанием и точным воспроизведением различных звуков (музыкальных, речевых). Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая память, которая выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

3. Двигательная память – это память, связанная с запоминанием и сохранением, а при необходимости и воспроизведением с достаточной точностью многообразных сложных движений. Данный вид памяти участвует в формировании спортивных, художественных, трудовых умений и навыков.

4. Эмоциональная память – память, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства и переживания. Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти, особенно проявляясь в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания информации: то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без труда и на длительный срок.

В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют у человека в процессах запоминания и воспроизведения информации, выделяют индивидуальный тип памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. «Чистые» типы памяти, в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных, крайне редки. Наибольшего развития у человека достигают те типы памяти, которые чаще всего им используются в профессиональной деятельности.

III. Классификация памяти по характеру участия воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:

1. Произвольная память – память, предполагающая постановку задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

2. Непроизвольная память – память, предполагающая запоминание и воспроизведение, осуществляемое автоматически без волевых усилий, без постановки специальных мнемических задач. Непроизвольное запоминание во многих случаях превосходит произвольное. Лучше непроизвольно запоминается информация, выступающая в качестве цели осуществления деятельности, связанная с умственной или практической работой человека, и имеющая для него большое значение.

IV. Классификация памяти по способу запоминания:

1. Произвольная память – память, связанная с волевым контролем запоминания.

2. Логическая память – память, связанная с использованием логики, смысловых значений и связей.

3. Опосредованная память – память, связанная с использованием разнообразных средств запоминания (в т.ч. мнемонические приемы).

С раннего детства процесс развития памяти идет по следующим этапам:

1) механическая память постепенно дополняется и замещается логической;

2) непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активными и осознанными приемами для запоминания и воспроизведения различной информации;

3) непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Мнемотехника (мнемоника) (греч. mneme – память, techne – искусство, mnemonikon – искусство запоминания; Мнемосина (Мнемозина) – богиня памяти в греческой мифологии) – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем воспроизводимого материала путем образования искусственных ассоциаций.

При запоминании информации следует помнить, что:

1) сравнительно простые события в жизни, произведшие сильные впечатления на человека, запоминаются прочно и надолго;

2) чем больше умственных усилий прилагает человек для запоминания чего-либо, тем легче оно затем воспроизводится;

3) положительные эмоции, как правило, способствуют запоминанию и воспроизведению, а отрицательные – препятствуют;

4) привычка к осмысленному воспроизведению способствует запоминанию и воспроизведению;

5) большую роль в запоминании и воспроизведении играет повторение, которое лучше распределить во времени таким образом, чтобы на начало и конец приходилось больше повторений, чем на середину;

6) для лучшего запоминания материала рекомендуют повторять его перед сном.

Тема 6. Мышление


Для того чтобы человек мог жить и трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Предвидение предполагает обобщение единичных предметов и фактов и способность из этих обобщений делать определенный вывод. Этот многоступенчатый процесс – от единичного к общему и от общего к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Мышления как отдельного психического процесса не существует, мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятия, внимания, памяти, выходя за их пределы. Мышление преимущественно выполняет функцию отражения, хотя присутствует и функция регулирования. Мышление теснейшим образом связано с действием. Действие – первичная форма существования мышления. Мышление зародилось как практическая операция и лишь впоследствии выделилось в теоретическую деятельность. Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

Мышление это психический процесс обобщенного опосредованного отражения существующих отношений и связей в объективной действительности и порождения на его основе нового знания.

Особенность процесса мышления состоит в том, что он всегда связан с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление начинается там, где оказывается недостаточным чувственное познание. Процесс мышления предназначен для того, чтобы вывести человека за рамки его прошлого опыта.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических признаков:

– обобщенное отражение действительности;

– опосредованное познание объективной реальности;

– решение задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности, которое и является целью мышления;

– неразрывная связь с речью.

Чаще всего мышление подразделяют на: теоретическое и практическое (схема 9).


Виды мышления




теоретическое

практическое




понятийное

образное

наглядно-образное

наглядно-действенное

Схема 9
Теоретическое понятийное мышление – это вид мышления, использующий определенные понятия. Понятийное мышление характерно для научных исследований теоретического характера. Данный вид мышления позволяет человеку решать задачи, не обращаясь непосредственно к опытному материалу в действительности, используя готовые знания других людей, выраженные в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Теоретическое образное мышление – это вид мышления, использующий образы. Образное мышление отличается от понятийного тем, что используемым материалом являются образы, извлекаемые человеком непосредственно из памяти или воссоздаваемые воображением. Такое мышление характерно для людей творческих профессий: актеров, литераторов.

Практическое наглядно-образное мышление – это вид мышления, осуществляемый непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Необходимые образы для данного вида мышления представлены в кратковременной и оперативной памяти. Наглядно-образное мышление присуще дизайнерам, художникам, руководителям.

Практическое наглядно-действенное мышление – это вид мышления, заключающийся в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой человеком с реальными предметами. Данный вид мышления представлен у людей рабочих профессий, занятых производственным трудом.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются в том, как у них складывается соотношение перечисленных видов мышления.

Мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Мыслительные действия обладают обратимостью.

К основным видам умственных операций относятся: анализ и синтез, сравнение, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Анализ помогает человеку понять структуру того, что он воспринимает.

Синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений.

В каждом акте мышления доминируют либо анализ, либо синтез, которые всегда взаимосвязаны, и единство между ними выступает в процессе сравнения. Всякое сравнение начинается с сопоставления (синтеза), затем происходит анализ сравниваемых явлений, выделение в них общего и различного, таким образом сравнение ведет к обобщению. Закономерности анализа, синтеза и обобщения есть основные специфические закономерности мышления.

Сравнение – это операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Операцию сравнения можно осуществлять двумя путями: непосредственно и опосредованно. Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. С помощью абстракции человек может выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой информации, т.е. абстрагироваться от других признаков получаемой им информации. Сформированные человечеством конкретные понятия в дальнейшем используются отдельным человеком при образовании и усвоении абстрактных понятий, например, таких как: «твердость», «яркость», «мудрость», «добро» и т. д.

Конкретизация – это представление чего-то единичного, что соответствует тому или иному понятию или положению. Конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего.

Индукция – это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Для осуществления правильного индуктивного умозаключения важно знать, от каких свойств или качеств предмета зависит наблюдаемый факт или явление, и установить, меняется ли это свойство или качество в наблюдаемых единичных случаях.

Дедукция – это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Благодаря дедукции человек может использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов.

Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и завершается каким-либо результатом.

Структура мыслительного процесса:

1. Мотивация (желание решить данную проблему).

2. Анализ проблемы.

3. Поиск решения:

1) на основе известного алгоритма;

2) на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;

3) на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов;

4) поиск принципиально нового решения (творческое мышление) при помощи:

а) углубленных логических рассуждений (умственных операций);

б) использования аналогий;

в) эвристических приемов;

г) использования метода проб и ошибок;

в случае неудачи:

5) отчаяние, переключение на другую деятельность, «созревание идей», озарение, вдохновение, мгновенное осознание решения проблемы.

4. Логическое обоснование найденной идеи решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Мышление человека можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Творческое мышление – это особая характеристика мышления человека, позволяющая ему решать задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения, или не имея необходимой информации для решения задач.

Дж. Гилфорд определил следующие особенности творческого мышления:

1) оригинальность, необычность высказываемых идей, стремление к интеллектуальной новизне; творческий человек всегда стремится найти свое решение, отличное от других известных;

2) семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;

3) образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

4) семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Условия, способствующие творческому мышлению:

1) оптимальная мотивация на уровне эмоционального возбуждения;

2) разнообразные знания человека в различных областях;

3) чувство успеха и ощущение правильности выполнения задачи.

Условия, препятствующие творческому мышлению:

1) успешность использования в прошлом определенного способа решения задачи обусловливает в первую очередь повторное обращение к данному способу (возникает стереотип мышления);

2) большие усилия, потраченные на поиск способа решения задачи, пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще (стереотип мышления);

3) частые неудачи и боязнь очередной неудачи препятствуют нахождению нового решения задачи, а также высокоразвитая тревожность, неуверенность в себе;

4) психологические особенности человека: стремление не отличаться от других людей, боязнь быть «белой вороной», боязнь показаться глупым и смешным в своих суждениях;

5) отсутствие критического мышления, опасение критиковать способы решения конкретной задачи другими людьми, боязнь возмездия со стороны других;

6) завышенная оценка значимости собственных идей.

Способы активизации мышления:

1. «Мозговой штурм», или брейнсторминг, предложен А. Осборном (США) для продуцирования идей или решений при работе в группе (например, игра «Что? Где? Когда?»).

2. «Синектический штурм», или синектика, предложен У. Гордоном (США) как определенные приемы, позволяющие решать творческую задачу:

1) продумывание, как решаются задачи, похожие на данную;

2) вхождение в образ данного в задаче объекта; рассуждение с этой точки зрения;

3) образное определение задачи («в двух словах»);

4) представление, как бы эту задачу решили волшебники.

3. Метод фокальных объектов, состоящий в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный объект).

4. Метод морфологического анализа, заключающийся в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта – оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты, элементы.

5. Метод контрольных вопросов предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: «а если сделать наоборот? а если взять другой материал? а если уменьшить или увеличить объект?» и т.д.

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию воображения. Воображение тесно связано с мышлением и характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа или идеи, это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом. Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.

Выделяют следующие виды воображения:

1) пассивное – воображение, которое подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно:

а) произвольное – мечтательность, грезы;

б) непроизвольное – гипнотическое состояние, сновидовая фантазия;

2) активное – воображение, которое определяется волевыми усилиями, всегда направлено на решение задачи или в будущее и оперирует временем как определенной категорией:

а) артистическое;

б) творческое;

в) воссоздающее;

г) критическое;

3) эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Т. Рибо выделил две основные операции:

1) диссоциацию – подготовительную операцию, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт, в результате чего элементы опыта способны входить в новое сочетание;

2) ассоциацию – создание целостного нового образа из элементов вычлененных единиц образов.

Описывая особенности проявления мышления человека, связанного с решением определенных умственных задач на основе переработки воспринимаемой информации и создания оригинальных, принципиально новых идей, используют понятие интеллекта. До настоящего времени единой общепринятой трактовки данного понятия нет.

Интеллект (лат. intellektus – понимание, постижение) – это:

1) глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации;

2) обобщенная характеристика умственных способностей человека, система его познавательных способностей;

3) способность человека к решению задач абстрактно без проб и ошибок («в уме»).

В настоящее время имеется огромное количество всевозможных тестов, предназначенных для измерения коэффициента интеллекта (IQ) человека. Суждение об интеллектуальном развитии выносится на основании сопоставления результатов обследования конкретного человека со средними показателями соответствующей возрастной группы.
Тема 7. Представление и речь
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Спустя некоторое время после того, как человек воспринимал окружающую реальность, ее образы могут быть получены снова – случайно или намеренно. Образ представления формируется при помощи мышления, вторичный по отношению к образам ощущения и восприятия. Существование представления не связано с наличием предмета в объективном мире и его воздействием на органы чувств. Сущность представления в том, что это обобщенный образ действительности, сохраняющий важные особенности окружающего мира для конкретной личности. Образ представления – исходная форма развития и развертывания психической жизни личности.

Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

Образ представления проецируется в сфере сознания. Запас представлений, образовавшийся у человека, дополняется представлениями, полученными на основе продукции средств коммуникации (литература, газеты, телевидение, радио). Представления, принадлежащие личности, становятся доступными другой личности на основе репродуцирующего воображения, через словесное описание, при чтении различных символических изображений (географических карт, чертежей) и превращении их в образы, сохраняемые сознанием. Процессы восприятия, мышления, речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию, при помощи которой формируются преставления.

По типам анализаторов принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и пространственные.

По содержанию представления могут быть: математические, географические, технические, музыкальные и т. д.

Все виды представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, и деление их весьма условно. Все люди могут быть разделены, в зависимости от преобладающего вида представлений, на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых, двигательных и смешанных представлений.

Представления имеют свои характеристики:

наглядность – чувственно-наглядный образ объекта или явления, которые воспринимались в прошлом;

фрагментарность – воспроизведение человеком лишь отдельных частей объектов, на которых он фиксировал внимание;

неустойчивость – способность вызванного образа исчезать и на передний план по очереди выступать то одних, то других деталей воспроизведенного образа;

обобщенность – способность подчеркнуть и дать с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта.

Общие представления – представления, характеризующиеся большей степенью обобщения.

Выделяют следующие функции представлений:

1) сигнальная функция представлений состоит в отражении в каждом случае многообразной информации о реальном объекте, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением; представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность;

2) регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации с учетом условий предстоящей действительности о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств; благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача;

3) настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействия окружающей среды; настроечная функция обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности человека.

Человеку с момента его рождения принадлежит способность воспринимать и перерабатывать информацию, используя слово и речь. Слово, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета, является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстракции. Специфической особенностью слова является то, что, будучи лишенным значения, оно уже не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, становится органической частью того и другого. Содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает его обобщенное отражение, т.е. факт мышления. Речь можно рассматривать как инструмент мышления. Отношение мысли к слову есть процесс, «движение от мысли к слову и обратно» (Л. С. Выготский). Между мышлением и речью существует единство, но не тождество. Течение мысли не совпадает прямо и непосредственно с развертыванием речи. Мысль постепенно совершается в слове, проходя через ряд «внутренних планов». Путь, который проходит мысль, воплощающаяся в слове, обозначается как движение от «мотива», порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, затем – в значениях внешних слов и, наконец, в словах. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит; мысля, он осуществляет речевую деятельность.

Речь это психический процесс индивидуального характера, осуществляющий передачу информации посредством слова.

Речь выполняет две теснейшим образом связанные функции:

1) коммуникативную – т.е. осуществляет процесс общения;

2) сигникативную (семантическую) – т.е. является средством обозначения предметов и явлений.

Речь определяют как исторически сложившуюся форму общения людей по правилам и законам данного языка. Речь – явление субъективное, носителем речи является человек.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.

Речь человека весьма разнообразна и имеет различные формы:

– монологическую и диалогическую;

– устную и письменную;

– внешнюю, внутреннюю и эгоцентрическую;

– контекстную и ситуативную.

Монологическая речь является относительно развернутым видом речи, активным, произвольным и организованным; говорящий для осуществления монологической речи должен иметь какое-то содержание и уметь произвольно построить свое высказывание. Монологическая речь может быть представлена письменной или устной речью. Письменная речь является наиболее произвольным видом речи, в котором легче осуществление речевого действия, поэтому обучение организованной речи следует начинать с письменной речи.

Диалогическая речь свернута, непроизвольна, реактивна, мало организованна; эта речь весьма ситуативна (т.е. связана с обстановкой, в которой происходит разговор) и контекстуальна (т.е. каждое очередное высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим).

Внутренняя речь обладает особым синтаксисом, характеризуется нагруженностью смысла, идеоматичностью, предикативностью (возможностью человека во внутреннем диалоге общаться с самим собой), наличием агглютинаций (своеобразным слиянием слов в одно с существенным их сокращением); подобные единицы в такой речи группируются по смыслу в соответствии с субъективной значимостью. Внутренняя речь есть процесс мышления чистыми значениями.

Внешняя речь грамматически оформлена и вербализирована (т.е. оформлена в слова).

Эгоцентрическая речь – это речь-мышление, направленная на себя и не предполагающая обратной реакции со стороны партнера (мысли вслух), эта речь обслуживает интеллект и не служит целям коммуникации. Эгоцентрическая речь выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей функции, по своему психологическому значению; имея исходные корни во внешней диалогической речи, она перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.

Психолингвистика – наука, изучающая влияние значения слова и его грамматической формы на поведение человека. Термин «психолингвистика» вошел в научный обиход в США с 1954 г. с опубликованием монографии Ч. Осгуда и Т. Себеока. Согласно классической теории научения, базовая ассоциативная связь между стимулом и реакцией ответственна за формирование значений.

Тема 8. Эмоционально-волевые процессы


Человек способен сознательно регулировать свое поведение, что, в свою очередь, требует с его стороны определенных усилий, направленных на достижение поставленной цели. Эти усилия называют волевыми действиями или волей.

Воля это психический процесс, обеспечивающий человеку преодоление внешних и внутренних препятствий при сознательном регулировании своего поведения и деятельности.

Преодоление препятствий требует волевого усилия.

Волевое усилие – это особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее физические, интеллектуальные и моральные силы человека, создающее дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемое как состояние значительного напряжения.

Воля связана с мыслительной деятельностью человека и его чувствами. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т.е. перестали бы быть волевыми. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с чувствами: то, что является для человека безразличным, не вызывает никаких эмоций и, как правило, не выступает в качестве цели действий.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной. Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека, тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

В американской поведенческой психологии вместо понятия воли используется понятие «устойчивость поведения» – настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград.

Воля описывается следующими признаками:

1) связью волевого акта с приложением усилий, принятием решений и их реализацией;

2) наличием продуманного плана осуществления волевого действия;

3) усиленным вниманием к волевому действию и отсутствием непосредственного удовольствия.

Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому склонен человек приписывать ответственность за результаты собственных действий. Данная характеристика в психологии обозначена термином локус контроля. Он, в свою очередь, может быть экстернальный или интернальный.

Экстернальный локус контроля – качество, характеризующее склонность человека объяснять причины своего поведения внешними факторами (случаем, обстоятельством, судьбой). Склонность к экстернальной локализации контроля связана с такими личностными чертами, как: безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление откладывать осуществление своих намерений.

Интернальный локус контроля – качество, характеризующее склонность человека объяснять причины своего поведения внутренними факторами (памятью, речью, слухом). Люди с интернальной локализацией контроля ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы.

Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При объяснении поведения человека при помощи волевого действия пользуются понятием «мотивация».

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. В одном случае в качестве причины поведения могут выступать психологические свойства субъекта поведения, называемые личностными диспозициями, и тогда говорят о диспозиционной мотивации. Во втором случае в качестве объяснения поведения выступают внешние условия и обстоятельства, исходящие из сложившейся ситуации, тогда говорят о ситуационной мотивации. Диспозиционные и ситуационные мотивации не являются независимыми.

Мотив – это устойчивые личностные свойства поведения конкретного человека, побуждающие его к совершению определенных действий.

Мотив можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности.

Потребность – состояние личности, связанное с наличием у человека чувства неудовлетворенности. Количество и качество потребностей человека зависит от его уровня организации, от условий и образа жизни. В зависимости от степени осознанности потребностей их подразделяют на влечения и желания.

Желание – состояние актуализированной (осознанной) потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных или противоречивых желаний, т.е. происходит борьба мотивов.

Борьба мотивов – психическое состояние, характеризующееся столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности.

Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. То, что человек может выбирать собственный способ действий, переживается им как состояние свободы.

Влечение – состояние неосознанной потребности, переживаемое человеком как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность.

Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения.

Цель действия – непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти, с ней связан происходящий мыслительный процесс и большая часть эмоциональных переживаний.

Структура волевого действия:

1) возникновение объективной потребности;

2) осознание цели и стремление достичь ее;

3) осознание ряда возможностей достижения цели;

4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

5) борьба мотивов и выбор;

6) принятие одной из возможностей в качестве решения;

7) осуществление принятого решения;

8) преодоление внешних препятствий;

9) удовлетворение потребности.

Концепции мотивации фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека.

Основным механизмом функционирования мотивации (Hull, И. П. Павлов) является стремление организма снизить напряжение, вызванное возникшим отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Данный механизм имеет название принципа гомеостаза: при отклонении от нормы система стремится вернуться в исходное положение.

Основой мотивации поведения (З. Фрейд) является стремление удовлетворить врожденные инстинкты (инстинкты жизни и смерти) – соматические требования организма. Любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами.

Основной механизм мотивации (К. Левин) – уравновешивание (а не снятие, как в гомеостатических теориях) локального напряжения, вызванного возникшей потребностью, в рамках и по отношению к более общей системе. Потребности: истинные (базовые) и квазипотребности (намерения и цели). Левин ввел понятие результирующей мотивационной тенденции: чем больше привлекательность и меньше психологическая удаленность (достижимость), тем выше соответствующая мотивация.

Человек стремится избавиться (Л. Фестингер) от состояния когнитивного диссонанса – противоречия между когнициями (когниция – любое знание, мнение, убеждение), которое воспринимается личностью как состояние дискомфорта. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консанса (когда из Х следует Y). Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге – поведения.

А. Маслоу, сформулировав концепцию мотивации, разработал свою особенную систему в иерархии потребностей и изобразил это в виде «лестницы» потребностей (схема 10):


Самоактуализация

(самореализация)


Мотивы оценки:

стремление к достижению,

самоуважению


Социальные потребности, потребность

в признании и любви


Потребность в безопасности


Физиологические (базовые) потребности


  1   2   3   4   5   6


А. И. СКРИННИК
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации