Смирнова Л.А. Общеразвивающие гимнастические упражнения - файл n1.docx

приобрести
Смирнова Л.А. Общеразвивающие гимнастические упражнения
скачать (2594 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx2594kb.20.09.2012 15:37скачать

n1.docx

  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

Л. А. СМИРНОВА

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ


ДОПУЩЕНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

"ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ"

Б1БЛ1ЯТЭКА

АкадэмП ф('з|'чнага

выхавания i спорту

pgcnypJiiKi Беларусь

'Беларуская навука" 1998


УДК 372.8+796.015(072) ББК 74.267.5 я7 С 50

Рецензенты:

кафедра гимнастики и спортивных игр

Витебского государственного технологического университета;

кандидат педагогических наук Л. В. Люйк

Смирнова Л. А.

С 50 Общеразвивающие гимнастические упражнения:

Методика обучения: Уч^б. пособие. — Мн.: Бел. навука, 1998. — 557 с.

ISBN 985-08-0245-6.

В учебном пособии более 1500 упражнений с рисунками: без предметов, со скакалкой, гимнастической палкой, набивным мячом, с использованием снарядов массового пользования (гимнастическая скамейка и гимнастическая стенка). Предложены одиночные упражнения, в парах, групповые, игры и эстафеты в каждой группе упражнений. Подробно рассмотрена терминология, особенно в упражнениях с предметом, правила записи упражнений, методика обучения и организации занимающихся с учетом особенностей каждого предмета.

Для студентов факультетов физической культуры, учителей физической культуры в школе, тренеров, инструкторов-методистов.

УДК 372.8+796.015(072) ББК 74.267.5 я7

ISBN 985-08-0245-6 © Л. А. Смирнова, 1998
ВВЕДЕНИЕ

Анализ причин, вызывающих в последнее десятилетие резкое снижение уровня здоровья детей и подростков, указывает в первую очередь на экологический аспект и снижение двигательной активности школьников (до 40% в младших классах и более в старших), связанной со спецификой школьного труда. Гиподинамия на фоне резкого ухудшения экологической среды в сочетании с неправильным питанием и увеличивающимися психологическими перегрузками чревата не только временным ухудшением состояния здоровья, но и генетическими изменениями.

Поскольку научно-технический прогресс не остановить, а последствия загрязнения окружающей среды еще долго будут сказываться на состоянии здоровья, необходимо в этих условиях научиться не только сохранять, но и приумножать его. Особенно этому надо научить детей, так как именно им придется решать задачи самооздоровления не только сейчас, но и в будущем, подчеркивает И. И. Брехман.

Сегодня никто не станет отрицать, что существует тесная связь между здоровьем детей и организацией физического воспитания. Тем не менее, несмотря на поставленные задачи, физическое воспитание не решает в должной мере оздоровительной функции, а продолжает оставаться развлечением, активным отдыхом или средством достижения спортивных результатов. Важен вопрос: как осуществлять на практике оздоровительную работу с детьми и подростками немедикаментозными средствами? Какая связь между ростом и развитием всех органов и систем формирующегося организма детей и подростков и системой средств, воздействующих на него? И соответствует ли современная система физического воспитания решению задач оздоровительной направленности подрастающего поколения в современных условиях? А сегодня особенно остро встал вопрос здоровья детей и подростков.

Оздоровительный эффект физического воспитания зависит не только от наличия должных программ и учебной документации, но

3
и от многих других факторов, например от профессиональной подготовленности учителя и выбранных им средств и методов в решении конкретных задач учебно-оздоровительной направленности.

Предлагаемое методическое пособие посвящено одному из средств, наиболе широко используемых в физическом воспитании всех групп населения, — гимнастическим общеразвивающим упражнениям. К сожалению, этой группе упражнений не всегда уделяется должное внимание и они чаще всего используются в качестве разминки в подготовительной части занятий для физиологической подготовки организма к предстоящей мышечной работе или для развития физических качеств. Общеразвивающие упражнения, предлагаемые детям и подросткам, должны решать более важные задачи — повышение качества жизнедеятельности всех органов и систем растущего организма. Согласно концепции И. А. Аршавского, уровень обменных процессов и энергия формирования органов и систем в каждом возрастном периоде зависят от особенностей работы скелетной мускулатуры, которая, в свою очередь, определяется тренировкой и физическим воспитанием человека (1975,1982,1985,1990 и др.).

Для того чтобы получить эффект в повышении жизнедеятельности органов и систем растущего организма, нужно, чтобы упражнения выполнялись технически правильно, так как выполнение упражнений связано не только с механикой движений, но и с работой и развитием внутренних органов и систем человека. Кроме того, необходимо соблюдать очередность упражнений в комплексе, темп и ритм выполнения каждого упражнения, а также количество их повторений. Беспорядочное и технически неправильное выполнение упражнений может не только не принести ожидаемого положительного эффекта, но, наоборот, вызвать негативные последствия в росте и развитии детей. Техника выполнения как отдельных положений, так и упражнений в целом построена на знании анатомии и физиологии человека, их биомеханической целесообразности и проверена многовековой практикой многочисленных гимнастических систем различных стран.

Планируя то или иное занятие, особенно в работе с детьми, нужно учитывать следующее:

1. Зная, что развитие мышц идет неравномерно (мелкие и
крупные развиваются в разные возрастные периоды и т. п.), нужно
еще учитывать и тот факт, что после некоторого периода роста
мышца начинает приспосабливаться к данному виду работы и ее
дальнейшее развитие прекращается.

2. Выполняя ограниченное количество упражнений,
занимающийся может невольно компенсировать недостаточное

4
развитие одних групп мышц лучшим развитием других. Т. е. может происходить одностороннее совершенствование уже развитых групп в ущерб развитию слабых, что в свою очередь отрицательно сказывается и на координации движений, и на двигательной подготовленности подрастающего организма.

3. Для развития силовых качеств у детей, особенно в младшем и среднем школьном возрасте, чаще всего требуется не столько увеличение количественных характеристик развития этого качества, сколько совершенствование межмышечной координации и установление новых координационных взаимоотношений между работающими группами мышц и даже отдельными мышцами, что является основной базой двигательной подготовленности школьников.

Становлению такой межмышечной координации будет способствовать выполнение разнообразных общеразвивающих упражнений (ОРУ) с предметами и без предметов, с отягощениями, в парах и т. п., так как с помощью ОРУ можно оказывать относительно избирательное воздействие и на отдельные части тела, и на отдельные группы мышц, и на развитие всех двигательных качеств.

Беспредельная вариативность ОРУ позволяет:

— регулярное выполнение ОРУ способствует развитию
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, центральной нервной
системы, а следовательно, оказывает всестороннее воздействие на
организм занимающихся.

Особое место занимают упражнения с предметами, так как с их помощью совершенствуется координация движения рук и прежде всего кисти. Развитие силы, ловкости и точности движений рук, особенно кистей и пальцев, выполняющих в трудовых действиях тонкую и ответственную работу, имеет важное значение в жизни человека. Упражнения с предметами позволяют уточнять исходные положения, направление и амплитуду движений. Научить детей точно и правильно бросать, ловить, подхватывать, передавать, балансировать разнообразные предметы, сочетать движения

5
предмета с движением тела — значит намного ускорить двигательную подготовку детей.

Техника ОРУ быстро усваивается, поэтому они сразу же могут оказывать положительное воздействие на организм занимающихся. Максимальный эффект от выполнения упражнений достигается только в том случае, если они выполняются технически точно, так как даже самые незначительные ошибки снижают их эффективность. Техника движений и положений с оптимальным количеством повторений физиологически обоснована. Однако многократное повторение одних и тех же упражнений при однотипном построении (как правило, разомкнутый строй в колонну по три или по четыре) быстро надоедает детям и интерес к ОРУ, несмотря на их большую значимость, не всегда высок. Чтобы молодому учителю было легче разнообразить свои уроки, сделать их интересными, содержательными, максимально полезными, и предлагается это методическое пособие.

Книга "Общеразвивающие гимнастические упражнения: Методика обучения" включает: терминологию ОРУ без предметов и с предметами, правила записи ОРУ; методику обучения и способы проведения комплексов ОРУ. Упражнения без предметов, с набивным мячом, скакалкой, гимнастической палкой, на скамейке и гимнастической стенке сопровождаются рисунками, что значительно облегчает процесс подбора упражнений к уроку, гигиенической гимнастике и др.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ УПРАЖНЕНИЯМ ОРУ

Эффективность выполнения ОРУ определяется не столько самими упражнениями, сколько качеством их выполнения. Следовательно, если учитель подходит к изучению данных упражнений творчески, проводит комплексы ОРУ исходя из поставленных задач, добивается правильного выполнения с оптимальным количеством повторений, учитывая возрастные особенности и подготовленность учащихся, то обучение будет успешным и интересным.

ОРУ не являются для занимающихся сложной двигательной задачей, тем не менее при овладении ими необходимо особое внимание обратить на устранение ошибок.

Наиболее действенными методами обучения являются: метод обучения в целом и по разделениям. Методику обучения общеразвивающим упражнениям можно условно разделить на три этапа: создание представления об упражнении, исправление ошибок, совершенствование упражнений.

Создание представления об упражнении

Разучивая упражнения целостным методом, используют следующие способы обучения: по рассказу, по показу и комбинированный (рассказ с показом); по разделениям, игровой.

1. По рассказу. Учитель называет упражнение по терминологии (исходное положение и действие на все счеты), но не показывает его и не выполняет вместе с классом в начале упражнения. Для начала упражнения подается команда: "Исходное положение при-НЯТЬ!" Если необходимо, то следует указать способ принятия исходного положения, например: "Исходное положение — стойку ноги врозь, прыжком при-НЯТЬ!", а затем: "Упражнение начи-НАЙ!" или: "В левую сторону упражнение начи-НАЙ!". Для окончания упражнения вместо последнего счета подается команда: "Стой!"

7
Если по ходу выполнения упражнения ученики допускают ошибки, то учитель может своим показом помочь исправить их.

Этот способ требует от занимающихся сосредоточенного внимания и хорошего запоминания движений, знания терминологии. Применяется во всех возрастных группах с целью проверки знаний по терминологии. Учитель должен точно и доходчиво применять установленную терминологию, отчетливо произносить слова, соблюдать умеренный темп речи и изменять интонацию голоса в зависимости от важности движений.

Иногда целесообразно сразу дать команду принять исходное положение, а затем рассказать, что и на какой счет делать. Такой прием не годится для исходных положений, требующих больших усилий (упор лежа) или неудобных поз.

2. По показу. Учитель показывает упражнение, не называя
его по терминологии, но употребляет следующие слова: "Внимание!
Исходное положение" и демонстрирует его, а затем только называет
счет и показывает движения. После показа подаются обычные
команды для принятия исходного положения, выполнения
упражнения и его окончания.

Если при выполнении допускаются ошибки, то подается команда: "Отставить!" и затем дается указание: "Смотрите, как это делаю я!" и далее: "Со мной упражнение начи-НАИ!" Если все-таки опять допускаются ошибки, то учитель дает следующие указания: "Посмотрите внимательно на движение моей руки (ноги и т. д.)" и предлагает ученикам копировать его движения на каждый счет. После 2—3 повторений учитель переходит на подсчет и подсказ.

Иногда учитель может предложить ученикам копировать все его действия, в том числе и в паузах между упражнениями. В этом случае для более согласованного выполнения упражнений ведет только счет.

Этим приемом можно пользоваться для проведения занятий с любым контингентом занимающихся, но самые лучшие результаты он дает при занятиях с детьми младших классов. Прием напоминает игру. Дети охотно принимают ее, проявляют максимум внимания и стремление точно скопировать все действия учителя.

3. По рассказу с показом. Учитель, показывая
упражнение, называет движения по терминологии. Перед
объяснением упражнения учитель обращается к ученикам со
словами: "Внимание! Упражнение на осанку (силу мышц спины,
на подвижность в плечевых суставах и т. д.)". Затем учитель
объясняет и показывает все упражнение в целом. Для начала и
окончания упражнения подают те же команды.

Этот способ используется во всех возрастных группах с любым

8
контингентом занимающихся. Кроме того, учащиеся знакомятся с терминологией этих упражнений и их назначением.

4. Поразделениям — этот способ создания представления
об упражнении характеризуется тем, что учитель вначале называет
действия, а затем подает команду для исполнения. Например:
"Исходное положение — стойка ноги врозь, руки на поясе —
прыжком при-НЯТЬ!" и далее: "Наклон вперед, руки в стороны —
ДЕЛАЙ РАЗ!" Проверив правильность выполнения, называет
движение, которое надо сделать на второй счет, и командует:
"ДЕЛАЙ ДВА!" и т. д. После медленного и раздельного
выполнения (по отдельным счетам) движений и исправления
ошибок учитель переводит занимающихся на непрерывное
выполнение упражнения в нужном темпе и ритме. Для этого
подается команда: "Упражнение продол-ЖАИ!" и ведется подсчет.
Если упражнение выполняется в обе стороны, то нужно по
разделениям выполнить и в другую сторону, но при этом нет
необходимости еще раз называть действия и подаются только
команды: "Делай ТРИ!" или "Делай ПЯТЬ!" и т. д.

Для окончания упражнения также подается команда: "Стой!" Применяя этот способ обучения, учитель, называя движения, показывает их. Но в некоторых случаях (в положениях лежа, сидя и других неудобных позах) можно не показывать упражнение, а только называть действия. При неправильном выполнении движений отдельными учениками следует подойти к ним и поправить. Но если есть необходимость, то своим показом учитель уточняет изучаемое положение или движение.

Применение этого методического приема повышает эффективность занятий при разучивании сложнокоординационных упражнений, повышает плотность занятий (статический режим работы мышц), позволяет уточнить движения, исправить ошибки.

5. И г р о в о й—для детей дошкольного и младшего школьного
(1- и 2-го классов) возраста, которые склонны к играм и фантази
рованию. В этом возрасте дети легко представляют себе различные
действия в виде игр, поэтому многие упражнения по содержанию и
названию можно приблизить к игровым действиям. Например:
"скачет мяч", "зайчики", "маятник" и т. п. Учитель мало употребля
ет терминологических названий, в основном поясняет, что нужно
им сделать. Тем не менее уже с первого класса детей нужно
знакомить с основными положениями рук, ног, туловища и за
острять их внимание на терминологическом названии основных
положений.

Проводя комплекс упражнений, нужно применять все способы создания представления об упражнении с тем, чтобы учитель мог

9
разучить новые упражнения, проверить знания терминологии, уточнить технику плохо освоенных или разучить сложнокоордина-ционное упражнение. Все эти способы обучения должны дополнять друг друга в решении поставленных задач и способствовать подготовке детей к физическому самосовершенствованию.

Исправление ошибок

Каждое упражнение имеет конкретную цель, а эффективность зависит от правильного его исполнения. При обучении ОРУ учитель должен добиваться осознанного правильного выполнения. Необходимо не только исправлять ошибки, но и объяснять назначение выполняемых упражнений. Безразличное отношение к этой группе упражнений, выполнение их кое-как приводит к ошибкам, которые при частом повторении закрепляются, образуя стойкий навык, и вместо пользы могут принести вред организму.

Чтобы избавить учащихся от вредной тенденции выполнять упражнения кое-как с расчетом "потом, когда надо будет, выполню как следует", необходимо эту ошибочную точку зрения преодолевать не только теоретическим обоснованием формирования навыка, но и с помощью методических приемов, повышающих интерес к выполнению ОРУ. Недооценка их роли, особенно в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, является одной из причин снижения интереса к этой группе упражнений. Поэтому внимание учителя должно быть сосредоточено не только на подборе упражнений для разных мышечных групп, но и на выборе методических приемов, способствующих как качеству их выполнения, так и оптимальному количеству повторений.

Для исправления той или иной ошибки учитель должен применять соответствующие методические приемы:

  1. Методические указания — когда счет учителя частично заменяется указаниями, подчеркивающими наиболее важные элементы в данном движении. Эти указания нужно согласовывать с темпом и ритмом выполняемых движений. Например, при приседаниях ведется такой подсчет: "Раз, два — спина прямая; пять, шесть — ладони кверху" или "Раз, два — смотреть на руки" и т. д. Важно, чтобы эти указания звучали четко, чередовались с подсчетом и не прерывали выполнение упражнения. Методические указания должны не только исправлять ошибки, но и предупреждать их появление. Например, при поворотах туловища — "пятки от пола не отрывать", "кисть на уровне плеча" и т. п.

  2. Уточнение по разделениям — если ошибки в технике исполнения движений допускают многие ученики, то

10
необходимо подать команду: "Отставить!" и упражнение уточнить по разделениям (т. е. на каждый счет). Затем выполнить его медленно, без подсказа движений и только потом продолжить упражнение в требуемом ритме и темпе.

  1. Подсказ — чтобы добиться точности и согласованности выполнения упражнений, учитель пользуется подсказом, т. е. показывает форму, амплитуду и другие особенности упражнения. Например, при выполнении махов: "Раз, два — мах повыше, пять, шесть — коснуться кисти" и др.

  2. Подсказывающий показ — если при,выполнении упражнения по какой-то причине ученики сбились с ритма или некоторые учащиеся не запомнили все упражнение, выполняют в разные стороны и т. п., то учитель должен снова вместе с учениками проделать несколько раз упражнение, помогая им своим показом.

  3. Подсчет — в начале упражнения вести счет обязательно, даже в тех случаях, когда занятия проводятся под музыку. Затем учитель может предложить учащимся вести счет самостоятельно. Если же нарушается согласованность выполнения упражнения, то учитель начинает вести подсчет и указывает правильный темп и ритм.

Методика совершенствования ОРУ

Чтобы выработать правильный, прочный навык, необходимо многократно повторять движение. Только в этом случае занимающиеся приобретут необходимый уровень развития физических качеств и двигательную подготовку. С этой целью можно использовать следующие методические приемы:

  1. Хлопки руками. Выполняются всегда с большим интересом, особенно в младших классах. С их помощью у учащихся развивается внимательность, чувство ритма и согласованности движений (хлопок надо сделать всем одновременно). Кроме того, улучшается качество выполнения упражнения, например: "мах правой, хлопок под ней". В данном случае мах выполняется с большей амплитудой (при условии сохранения прямого туловища во время хлопка).

  2. Упражнения с предметной направленностью. В этих упражнениях дополнительные задачи (коснуться пальцами носка, пола, коснуться головой колена, сделать хлопок у пяток и т. д.) способствуют более качественному выполнению упражнения, а значит, и развитию двигательных качеств.

  3. Упражнения типа заданий. Такие упражнения не нужно объяснять и не следует показывать способы их выполнения. Для развития самостоятельности необходимо дать задание, назвать исходное и конечное положение. Выполняются упражнения без

11
подсчета учителя. После нескольких повторений следует отметить несколько учеников, избравших лучший способ решения задачи. Например: И. п. — стойка, руки на голове. Сесть на пол и встать, не снимая рук с головы. Или: И. п. — стойка, руки за спиной с захватом за предплечья. Удерживая захват, нужно лечь на живот и встать.

  1. Выполнение упражнений с закрытыми глазами. Способствует развитию чувства равновесия, определению положения тела в пространстве. Учитель объясняет и показывает упражнение, а затем подает команду к выполнению упражнения с закрытыми глазами.

  2. Выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз). Способствует развитию гибкости, силы мышц в статических положениях. Например: И. п. — упор присев. 1 — упор стоя; 2—3 — держать; 4 — и. п. Или: И. п. — сед. 1 — сед углом, руки в стороны; 2—3 — держать; 4 — и. п. Фиксация положений может быть и на большее количество счетов.

6. Выполнение одного и того же упражнения в разном ритме
и темпе. Способствует развитию внимательности, чувства ритма,
темпа и времени — важнейших компонентов любого двигательного
действия, которые обычно трудно воспринимаются учащимися при
обучении сложнокоординационным упражнениям.

Для овладения различным темпом и ритмом движений полезно проводить одни и те же упражнения с различной скоростью и различным ритмом их выполнения. Это преимущественно силовые упражнения. Например, приседания можно выполнить так:

И. п. — о. с.

1 — присесть; 2 — встать. 1—2 присесть; 3—4 — встать.

1 —3 — присесть; 4 — встать. 1—4 — присесть; 5—8 — встать.

1 —2 — присесть; 3 — пауза; 4 — встать и т. д.

Развитию чувства ритма и темпа способствуют упражнения, выполняемые под музыку или громкий подсчет, под хлопки в ладони и другие ритмические средства. Используются следующие приемы:

12





Иногда по указанию учителя дети могут выполнять отдельные упражнения в индивидуальном темпе. Упражнение выполняется заданное количество раз. После того как большинство учащихся выполнили задание, подается распоряжение "Закончить!"

Во время подсчета учениками вслух учитель может исправлять ошибки и поправлять, если они неправильно выполняют упражнения. Кроме содействия выполнению двигательных задач ритмические средства вызывают положительные эмоции и способствуют повышению работоспособности. Применение приемов, направленных на развитие чувства темпа и ритма выполняемых движений, способствует также воспитанию начальных инструкторских навыков в проведении ОРУ.

7. Выполнение упражнения с проговариванием выпол
няемого действия. Такой методический прием применяется для
лучшего запоминания терминологии изучаемых движений и поло
жений, особенно с детьми младших классов.

8. Постепенное увеличение амплитуды движения. Например:
И. п. — о. с. 1 — наклон, руками коснуться голени; 2 — и. п.; 3 —
наклон, руками коснуться голеностопов; 4 — и. п.; 5 — наклон,

13
руками коснуться носков; 6 — и. п.; 7 — наклон, ладонями коснуться пола; 8 — и. п.

  1. Выполнение упражнений из различных исходных положений. При изменении исходных положений (уменьшение площади опоры) упражнения постепенно усложняются. Такие упражнения способствуют формированию чувства равновесия. Например: наклон вперед из стойки ноги врозь; затем из основной стойки; из стойки ноги скрестно; из стойки ноги врозь правой (левой) и т. д., постепенно усложняя исходные положения.

  2. Повороты на последние один или два счета. Кроме того, что такие упражнения вносят элементы новизны, в младших классах их можно включать в комплекс ОРУ с целью совершенствования поворотов после их изучения. Например: И. п. — о. с. 1 — наклон, руками коснуться пола; 2 — и. п.; 3—4 — поворот налево и т. д. до первоначального положения, стоя лицом к учителю. Если поворот на один счет, то его нужно выполнить прыжком. Например: И. п. — о. с. 1 — присед, руки за голову; 2 — руки в стороны; 3 — и. п.; 4 — прыжком поворот налево (направо, кругом).

11. Включение в упражнения различных шагов.
Способствует развитию внимательности, координации движений.
Упражнения могут включать один или несколько шагов в
различных направлениях. Например: 1—2 — шаг вправо; 3—6 —
выполняется упражнение на четыре счета; 7—8 — шаг в и. п. Или:
4 шага на месте и на следующие 4 счета выполняется упражнение
и т. п.

12. Построение учащихся в круг. Является любимой формой
построения для проведения ОРУ. Тем не менее учителя чаще всего
применяют разомкнутый строй в колонну по три или по четыре. В
кругу дети видят друг друга, упражнения становятся коллективными
действиями и выполняются с большим желанием. По форме и
характеру упражнения в кругах ничем не отличаются от
упражнений, выполняемых в колоннах, но по отношению друг к
другу учащиеся в кругах могут быть расставлены по-разному и те
же самые упражнения воспринимаются как новые. Построение в
кругах может быть следующим:

— построение в два и более кругов в разных точках зала.
Стоя в кругу, одни упражнения можно проводить на месте, а

14
другие с продвижением вперед, назад, правым (левым) боком к центру, а также с продвижением по кругу.

  1. Выполнение упражнений в сцеплении. Сомкнутые шеренги и колонны, круги не только разнообразят упражнения, но и воздействуют на новые, ранее не охваченные части тела и группы мышц. Кроме того, у занимающихся развивается точность движений, умение координировать групповые действия. Упражнения в сцеплении проводятся стоя, сидя, лежа. Сцепления могут быть: взявшись за руки, под руки, положив руки на плечи рядом стоящих или впереди стоящего, за согнутую назад ногу и т. д.

  2. Применение игрового сигнала "Опасная зона". Заранее оговаривается положение, которое считается "опасной зоной". Учитель проводит комплекс ОРУ в разомкнутом строю в колонну по четыре или по три. Каждая колонна представляет отдельную команду. Если при показе упражнения учитель принял "опасную зону", например руки в стороны, то все занимающиеся должны принять положение упор присев или другое, заранее установленное положение. Команда, принявшая первой обусловленное положение, получает очко. После проведения комплекса ОРУ подводят итоги и объявляют команду-победительницу.

  3. Выполнение упражнений на определенный мотив. Под мелодию вальса или польки учитель предлагает ученикам самим придумать упражнение и выполнить его в ритме данной музыкальной фразы.

  4. Перемена мест на последние два счета. Такие упражнения способствуют развитию чувства времени, усложняют упражнения, увеличивают физиологическую нагрузку и вносят большое оживление в проведение ОРУ.

Класс построен в разомкнутую колонну по четыре с интервалом в 3—4 шага. Показав и объяснив очередное упражнение, учитель предупреждает, что после выполнения упражнения на 6 счетов на счет 7—8 первой колонне нужно поменяться местами со второй, а третьей — с четвертой и продолжать в том же ритме и темпе следующую восьмерку упражнения.

Колонне-команде, первой успевшей на два счета занять указанное место на площадке и принять исходное положение, присуждается очко. В конце комплекса подводят итоги. Постепенно условия выполнения упражнений усложняются: исходное положение сидя, лежа, спиной к направлению движения и увеличивается расстояние, которое учащиеся должны преодолеть за два счета. Варианты:

— Построение в колонну по четыре, на счет 7—8 меняются местами первая колонна с третьей, а вторая с четвертой.

15


— Класс стоит в шеренгах лицом друг к другу (первая с третьей,
вторая с четвертой). В конце первой восьмерки меняются местами
первые номера, в конце второй — вторые и т. д. Расчет но порядку
производится заранее. Этот вариант можно проводить, если
учащиеся в шеренгах стоят спиной друг к другу и др.

Используя в уроке предложенные методические приемы, учитель может значительно повысить эффективность выполняемых упражнений, а разнообразие различных построений ставит ученика в условия самостоятельного выполнения упражнений.

Самостоятельность выполнения упражнения и активность учащегося во многом зависят от его расположения в разомкнутом строю на площадке.

При фронтальном методе проведения ОРУ только возглавляющие колонны выполняют упражнения самостоятельно. Остальные, как правило, не обременяют себя обдумыванием упражнения и копируют действия впереди стоящих. В таких условиях снижается образовательная направленность изучаемых упражнений. Поэтому целесообразно систематически менять направление строя, поворачивая занимающихся направо, налево, кругом, спиной и лицом друг к другу, спиной в круг с тем, чтобы сзади стоящий ученик оказывался, впереди и вынужден был

16
запомнить и самостоятельно выполнять заданное упражнение. Начиная уже с 5-го класса, нужно применять неожиданные повороты колонн лицом в разные стороны. Ученики не смогут механически копировать действия товарища. Кроме того, такие приемы создают ощущения новизны и необычности, вызывая интерес к упражнениям. Варианты построений:

— Класс построен в разомкнутую колонну по четыре.
Объяснив очередное упражнение, учитель поворачивает лицом друг
к другу первую и вторую, третью и четвертую колонны. Затем
учитель подает команду для начала упражнения.

cQ упражнение.

?f- — Учитель объясняет и показывает классу упражнение,

CJ- которое выполняется на 6 счетов, а на 7—8 нужно повернуться направо и продолжать это упражнение до и. п. То же в другую

,^в сторону.

^w* — Ученики построены в круг или буквой "П". Учитель объясняет упражнение, а затем поворачивает кругом (спиной к центру) и подает команду для выполнения упражнения.

Общие методические указания

  1. Подавая команды, учитель должен находиться в положении основной стойки, стоя лицом к группе. Если учитель показывал упражнение, стоя боком к группе или в стойке на коленях и т. п., то он должен после показа принять основную стойку лицом к группе, а затем подавать команды.

  2. Большое значение для согласованного и точного выполнения упражнения имеют четкие и выразительные команды. Предварительная команда подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что им предстоит сделать. Исполнительная команда подается после небольшой паузы отрывисто и энергично с твердой повелительной интонацией.

Голос при подаче кпмднп и пауза между предварительной и

Б1Б/нГ:ТЭг(А 17

АкадзмИ ф|'3|:ч;-;ага выхавання i спорту ВвспублМ Беларусь
исполнительной командами должны быть соразмерными величине строя: чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда, больше пауза и громче исполнительная команда. По произношению исполнительная команда должна соответствовать характеру выполнения последующих действий. Например: если движение надо выполнять быстро, то команда подается быстро и отрывисто, а если медленно — громко и протяжно. При подсчете это достигается изменением интонации голоса. Так, при исполнении пружинящих наклонов можно постепенно усиливать голос до последнего третьего наклона, а счет "четыре" произнести ровным голосом. Растягивая или произнося отрывисто счет, учитель ориентирует учеников на плавное или быстрое выполнение движений. Громкость подачи должна быть оптимальной. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость.

  1. Если выполняются прыжки (подскоки), рекомендуется заканчивать ходьбой (обычно на месте). Команда подается так: на 5-й счет—"На месте", на 6-й — пауза, на 7-й — "шагом" и на 8-й — "МАРШ!", а затем подается команда "Стой!"

  2. Для указания о переходе из стоек на согнутых ногах (положений сидя, лежа, смешанных упоров) учитель должен пользоваться командой: "Всем ВСТАТЬ!" Для того чтобы учащиеся приняли положение сидя или лежа, подается команда: "Всем СЕСТЬ!" или "Всем ЛЕЧЬ!" Другие формы указаний для перемены данных положений не соответствуют требованиям терминологии. Если упражнения выполняются в положениях сидя, лежа или в упоре лежа сзади и т. п., то после команды "Стой!" учащиеся принимают положение сидя.

  3. В некоторых случаях целесообразно команды заменить распоряжениями. Их отличие заключается в том, что если команда требует одновременного выполнения действий из определенного исходного положения, определенным способом, то распоряжение допускает выполнение действий, не уложенных в счет и несколько иным способом. Например, вместо того чтобы сидящим на полу подать команду "Нале-ВО!", лучше дать распоряжение "Повернитесь налево" и др.

В том случае, если несколько упражнений подряд выполняются в положении сидя и учитель также сидит, то после показа упражнения для начала его выполнения удобнее подать распоряжение.

При выполнении упражнений в индивидуальном темпе и ритме также целесообразно подать распоряжение: для начала — "Приступить к выполнению" или "Можно", а для окончания — "Закончить упражнение".

18


  1. Показ упражнений должен быть четким, красивым, с большой амплитудой, в нужном темпе, ритме и ракурсе, так как подавляющее большинство учащихся выполняет упражнения так, как их показал учитель. Образцовый показ и своевременные замечания помогают учащимся усвоить технику упражнений, а значит, и выполнять их с необходимой эффективностью.

  2. Если учитель стоит лицом к классу, то показ упражнений должен быть "зеркальным". Это значит, что, показывая движения в одну сторону, он называет другую. Например, предлагая ученикам наклониться влево, сам наклоняется вправо и т. п. ...

  3. Некоторые упражнения просматриваются в профиль (выпады и наклоны вперед, упоры лежа и др.) их надо показывать, стоя боком к классу. В этом случае и если при показе говорить неудобно (прогиб, наклон, упор лежа и т. д.), то сначала выполняется упражнение, а затем следует краткое объяснение.

  4. При проведении подготовительной части урока учителю желательно находиться на возвышении, вблизи от границ зала (площадки), т. е. так, чтобы он был хорошо виден всем ученикам и сам всех хорошо видел.

10. При проведении ОРУ с предметами (набивными мячами,
гимнастическими палками, скакалками и др.) между учащимися в
разомкнутом строю требуется несколько большее расстояние (до
1,5 метра). Для этого целесообразно построить их в шахматном
порядке или повернуть на пол-оборота.

При проведении общеразвивающих упражнений для формирования правильной осанки необходимо учитывать как конструктивные особенности строения тела человека, так и особенности труда школьников.

У школьников на уроках и дома (при выполнении домашних заданий) голова в основном опущена, что чаще всего приводит к кифозу, т. е. сутулости.

Шейные позвонки — наиболее подвижная часть позвоночного столба, что и обусловливает легкость и полную свободу в движениях. Движения головой нужно проделывать во всех основных плоскостях, а также и комбинированные движения.

Недостаточно выполнить одно-два упражнения для мышц шеи. Основная задача этой группы упражнений — увеличение подвижности суставов шейных позвонков, уменьшение шейной кривизны и укрепление мышц шеи. В целом все это способствует правильному положению головы, хорошей осанке и свободным движениям головы.

При движении в передне-заднем направлении для уменьшения шейной кривизны подбородок, как правило, должен быть подобран.

19
Темп движений головой должен быть сравнительно медленный, особенно при поворотах головы.

Упражнения для шеи относятся к числу легких и поэтому могут исполняться как в подготовительной части урока, так и в физкультминутках и физкультпаузах на других предметах. В младших классах при проведении этих упражнений нужно давать задания с целевой направленностью, например "наклоните голову так, чтобы увидеть свою ключицу" и т. п.

Необходимо почти в каждом упражнении указывать положение и движение головы. Например, "смотреть на руки", если они вверху; "смотреть на правую или левую руку" при поворотах туловища в сторону; "голову на грудь", "смотреть прямо"; "смотреть на руки" при выполнении ими кругов или дуг и т. п.

После упражнений, связанных со статическим напряжением, следует проделать несколько свободных поворотов головой. Движения головой удобно комбинировать с движениями рук и туловища.

Наклоняя голову вперед, движение начинать с верхней части, наклоняя назад — с нижней.

Положение рук в формировании осанки имеет большое значение. Назначение упражнений для рук — укрепление мышц плечевого пояса, развитие необходимой подвижности в плечевом и грудино-ключичном суставах. Препятствием для выполнения движений руками с полной амплитудой обычно являются укороченные грудные мышцы. Поэтому основное внимание в упражнениях для рук должно быть уделено упражнениям, укрепляющим мышцы, оттягивающим лопатки к позвоночному столбу и растягивающим грудные мышцы. Этому способствуют все основные положения рук, принятые в гимнастике.

В положениях "руки в стороны", "руки перед грудью", "руки за голову", "руки перед собой" очень важно правильное положение рук, плеча и лопаток (рис. 1). Ошибки в этих положениях способствуют деформации позвоночника, а следовательно, осанки.

Нужно научить детей выполнять эти упражнения не поднимая плечи, не сутулясь и удерживая руки точно в стороны. Только при таком положении плеч, позвоночника и лопаток должны работать мышцы в формировании правильной осанки. Исправлять ошибки в этом случае лучше всего такими методическими указаниями: "кисти рук (локоть) на высоте плеча", "плечи отвести назад и опустить", "смотреть прямо" и т. п. Необходимо научить детей правильно удерживать руки вверху (рис. 3), особенно при выполнении наклонов в стороны, и в тех случаях, когда упражнение усиливается за счет поднятия рук к плечам, вверх, используя отягощения или дополнительные пружинящие движения.

  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации