Муравлева Т. Налогообложение банков - файл n1.rtf

приобрести
Муравлева Т. Налогообложение банков
скачать (158.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf1298kb.17.01.2007 15:10скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Налогообложение банков



Муравлева Т.В. Налогообложение банков. - Система ГАРАНТ, 2005.
В учебном пособии излагаются темы курсов "Налогообложение банков" (для специальности 060400), "Налогообложение организаций финансового сектора" (для специальности 351200), предусмотренные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В учебном пособии подробно рассматриваются налоги, уплачиваемые банками: методы налогообложения финансово-кредитных учреждений, формирование налогооблагаемой базы по налогам, практические аспекты порядка их исчисления и сроков уплаты.

Данное пособие может оказать существенную помощь в получении необходимых знаний и умений по налогообложению финансово-кредитных учреждений. Особенностью пособия является нацеленность на отраслевую специфику банков и на практические аспекты их налогообложения. Этому способствует подробное исследование налогов, уплачиваемых банками, концентрирующие внимание читателя на проблемах теории, положениях современного законодательства и практике исчисления налогов.

Учебное пособие "Налогообложение банков" предназначено для широкого круга лиц, интересующихся вопросами налогообложения банков, для слушателей учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку, для студентов, аспирантов экономических и юридических вузов, а также для практических работников финансово-кредитных учреждений, работников налоговых инспекций, экономистов, аудиторов, бухгалтеров.

Введение



Проблема налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста.

Банки выполняют в налоговой системе двойную роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, т.к. осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства - занимаются кассовым исполнением бюджета. Фактически банки исполняют роль "кровеносных сосудов" в пополнении доходной части бюджета, т.е. от своевременности и полноты объема исполнения платежных поручений по налоговым платежам зависит полнота бюджета. Кроме того, на банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля в числе прочего, банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, предоставлять информацию об открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения о перечислении налогов и сборов, поручения о приостановлении операций по счету клиента. Говоря о роли коммерческих банков в налоговой системе РФ, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает увеличение доходной части бюджета России за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ.

Налогообложение в свою очередь оказывает существенное влияние как на функционирование банковской системы, так и на экономику страны в целом. Налоги в силу их экономической сущности не могут носить адресный характер как инструменты, применяемые Банком России. Тем не менее недооценивать их влияние на функционирование банковской системы страны нельзя. Налоги влияют на ликвидность кредитных организаций, с их помощью можно регулировать рентабельность операций банков (делая их невыгодными для банков, например, через обложение НДС, как это происходит с рынком драгоценных металлов, или, наоборот, повышая их привлекательность), они оказывают воздействие на размер собственных средств банков, влияния на их стабильность и устойчивость.

Наиболее отражаются на деятельности банков налог на прибыль и единый социальный налог. Но с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение имеют налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

Глава 1. Налог на добавленную стоимость




1.1. Экономическое содержание и значение НДС



Основное место в отечественной налоговой системе занимают косвенные налоги. В настоящее время к ним относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. Однако доли НДС в бюджетах конкретных стран существенно различаются. Например, во Франции НДС дает наибольшие налоговые поступления - 45%. В то же время в ряде ведущих стран НДС не взимается. Так, в США признали этот налог социально несправедливым и отказались от его использования. Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения.

Схема взимания НДС была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г., в налоговую систему Франции он был введен в 1958 г. Хотя до указанной даты показатель добавленной стоимости не применялся в системе налогообложения, он широко использовался в статистических целях. Предложения об использовании показателя добавленной стоимости в налоговых целях звучали и ранее 1954 г. Так, в 1919 г. Вильгельм фон Сименс (Wilhelm von Siemens) предложил внедрить в налоговую систему Германии налог на добавленную стоимость, названный им "улучшенный налог с оборота". В 1991 г. Томас Адамс (Thomas S. Adams) предложил этим налогом заменить налог на прибыль корпораций. В 1961 г. в России был введен налог с оборота, который рассчитывался на основе стоимости товара. При этом окончательная цена товара зависела от количества актов его продаж, т.к. каждый продавец был обязан рассчитать этот налог и включить его в цену реализации. Происходила аккумуляция налога, т.к. на каждой последующей стадии реализации налог начислялся на стоимость, включающую в себя прежде начисленные налоги. В 1991 г. налог с оборота был заменен налогом на добавленную стоимость. Обложение добавленной стоимости позволяет избежать недостатков налога с оборота, создать систему, при которой величина налога не зависит от количества стадий производства и реализации, а определяется стоимостью продажи товара (работы, услуги) конечному потребителю.

Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работы, услуги), которую производитель добавляет к стоимости сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства.

Добавленную стоимость теоретически можно определить двумя способами.

1. Сложение компонентов добавленной стоимости:
ДС = ЗП + АО + Р + Пр. + ОСС
ЗП - затраты на оплату труда производственного персонала;

АО - амортизационные отчисления;

Р - налоги, уплачиваемые за счет прибыли, до налогообложения, % за кредиты и другие расходы;

ОСС - отчисления на социальное страхование;

Пр. - прибыль.

2. Вычитание ранее существовавшей стоимости (стоимости сырья и материалов) из общей стоимости товара ДС = СТ - ССМ.

Исходя из двух способов определения добавленной стоимости (ДС) можно использовать четыре различных метода ее налогообложения.

1. Первый метод, называемый прямым аддитивным, предполагает применение ставки налога к результату сложения компонентов добавленной стоимости:
НДС = % x (ЗП + АО + Р + Пр + ОСС).
2. Второй метод (косвенный аддитивный) основан на применении ставки к каждому из компонентов:
НДС = % x ЗП + % x АО + % x Р + % x Пр + % x ОСС.
3. Третий метод - метод прямого вычитания - основан на применении ставки к разнице в ценах закупки и реализации:
НДС = % x (СТ - ССМ).
4. При четвертом методе - методе косвенного вычитания - ставка применяется отдельно к цене реализации продукции и к цене приобретения сырья, материалов и др.:
НДС = % x СТ - % x ССМ.
Не все возможные способы исчисления НДС одинаково удобны и практически реализуемы. Например, существенным недостатком прямого и косвенного аддитивных методов является то, что при необходимости применить к разным товарам различные ставки налога требуется вести очень сложный аналитический бухгалтерский учет с разбивкой компонентов добавленной стоимости в зависимости от их отношения к конкретному товару. Соответственно усложняется система контроля правильности и полноты исчисления налога. То же можно сказать и о третьем методе. Наибольшее распространение получил четвертый метод расчета НДС - метод косвенного вычитания. Проанализируем этот метод налогообложения добавленной стоимости более подробно.

Конечный потребитель по закону не является плательщиком НДС, но в цене товара, приобретенного им, содержится некая сумма налога на добавленную стоимость НДСкп. Каждое предприятие получает НДС от покупателя и в то же время уплачивает НДС поставщику. В бюджет предприятие перечисляет разницу между полученными и уплаченными налогами.

На каждом этапе цепочки к стоимости приобретенного товара добавляется новая стоимость, которая является объектом налогообложения, и величину Di можно рассматривать как налог на созданную на данном этапе добавленную стоимость. Так, D3 - это налог на добавленную стоимость, созданную на предприятии, производящем готовую продукцию.

Стоящее в начале цепочки предприятие не имеет поставщика (или допустим, что уплаченный НДС равен нулю), а потому полностью перечисляет в бюджет полученный НДС. Рассмотрим на примере порядок налогообложения данным налогом в цепочке из пяти производителей (ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5), каждый из которых является создателем собственной добавленной стоимости, где последний производитель реализует продукцию конечному потребителю. Согласно ст. 164 "Налоговые ставки" НК РФ, ставку налога примем равной 18%, а приращенную добавленную стоимость - равной 100 единицам.

Если просуммировать платежи в бюджет всех предприятий-плательщиков:
НДСбюджет = (НДС1 - 0) + (НДС2 - НДС1) + (НДС3 - НДС2) + (НДС4 -

НДС3) + (НДС5 - НДС4) + (НДСконечн - НДС5) = НДСконечн,
т.е. налог в рассматриваемой цепочке полностью оплачен конечным потребителем, а суммы налога, перечисленные предприятиями-плательщиками, - это только соответственным образом распределенная между ними величина НДСконечн.
Таблица 1

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


Налогообложение банков
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации