Комментарии к Уголовно - исполнительному кодексу - файл n1.doc

приобрести
Комментарии к Уголовно - исполнительному кодексу
скачать (2175.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2176kb.20.09.2012 15:11скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Комментарии к
Уголовно - исполнительному кодексу

ОГЛАВЛЕНИЕ


Комментарии к
Уголовно - исполнительному кодексу 1

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ 6

ОБЩАЯ ЧАСТЬ 10

Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10

Статья 1. Цели и задачи уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации 10

Статья 2. Структура и содержание уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации 12

Статья 3. Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации и международно - правовые акты 14

Статья 4. Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний 16

Статья 5. Действие уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации в отношении осужденных военнослужащих 18

Статья 6. Действие уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени 18

Статья 7. Основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно - правового характера 19

Статья 8. Принципы уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации 20

Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства 22

Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ 25

Статья 10. Основы правового положения осужденных 25

Статья 11. Основные обязанности осужденных 27

Статья 12. Основные права осужденных 29

Статья 13. Право осужденных на личную безопасность 32

Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных 33

Статья 15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения 36

Глава 3. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 37

Статья 16. Учреждения и органы, исполняющие наказания 37

Статья 17. Уведомление о месте отбывания наказания 40

Статья 18. Применение к осужденным мер медицинского характера 40

Статья 19. Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления 41

Статья 20. Судебный контроль 43

Статья 21. Ведомственный контроль 44

Статья 22. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания 45

Статья 23. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания 46

Статья 24. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания 48

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 49

Раздел II. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА 49

Глава 4. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ 49

Статья 25. Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ 49

Статья 26. Условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ 53

Статья 27. Исчисление срока обязательных работ 54

Статья 28. Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы 55

Статья 29. Ответственность осужденных к обязательным работам 56

Статья 30. Злостное уклонение от отбывания обязательных работ 57

Глава 5. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ШТРАФА 58

Статья 31. Порядок исполнения наказания в виде штрафа 58

Статья 32. Злостное уклонение от уплаты штрафа 61

Глава 6. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 62

Статья 33. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 62

Статья 34. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные 64

Статья 35. Обязанности органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью 65

Статья 36. Исчисление срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 66

Статья 37. Обязанности осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 67

Статья 38. Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 68

Глава 7. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 68

Статья 39. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ 68

Статья 40. Условия отбывания исправительных работ 71

Статья 41. Обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденных к исправительным работам 73

Статья 42. Исчисление срока исправительных работ 74

Статья 43. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам 76

Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам 78

Статья 45. Меры поощрения, применяемые к осужденным к исправительным работам 80

Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания 80

Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ 82

Статья 47. Места отбывания ограничения свободы 82

Статья 48. Направление осужденных к ограничению свободы к месту отбывания наказания 83

Статья 49. Исчисление срока ограничения свободы 85

Статья 50. Порядок отбывания ограничения свободы 86

Статья 51. Материально - бытовое обеспечение осужденных к ограничению свободы 89

Статья 52. Медико - санитарное обеспечение осужденных к ограничению свободы 91

Статья 53. Условия труда осужденных к ограничению свободы 92

Статья 54. Обязанности администрации исправительного центра 93

Статья 55. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы 94

Статья 56. Воспитательная работа с осужденными к ограничению свободы 95

Статья 57. Меры поощрения, применяемые к осужденным к ограничению свободы 96

Статья 58. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания ограничения свободы и за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы 96

Статья 59. Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к ограничению свободы 98

Статья 60. Надзор за осужденными к ограничению свободы и меры предупреждения нарушений установленного порядка отбывания ограничения свободы 99

Глава 9. ИСПОЛНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ 100

Статья 61. Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград 100

Статья 62. Порядок исполнения приговора суда о конфискации имущества 102

Статья 63. Имущество, подлежащее конфискации 103

Статья 64. Действия судебного исполнителя по исполнению приговора суда о конфискации имущества 105

Статья 65. Обязанности третьих лиц в отношении имущества, подлежащего конфискации 106

Статья 66. Передача конфискованного имущества осужденного финансовым органам 107

Статья 67. Конфискация имущества, выявленного после исполнения приговора 108

Раздел III. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА 109

Глава 10. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА 109

Статья 68. Места отбывания ареста 109

Статья 69. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста 110

Статья 70. Привлечение к труду осужденных к аресту 111

Статья 71. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к аресту 112

Статья 72. Материально - бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных к аресту 113

Раздел IV. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 114

Глава 11. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 114

Статья 73. Места отбывания лишения свободы 114

Статья 74. Виды исправительных учреждений 115

Статья 75. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания 118

Статья 76. Перемещение осужденных к лишению свободы 119

Статья 77. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме 120

Статья 78. Изменение вида исправительного учреждения 122

Статья 79. Прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения 124

Статья 80. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях 125

Статья 81. Отбывание осужденными к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном учреждении 127

Глава 12. РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 127

Статья 82. Режим в исправительных учреждениях и его основные требования 127

Статья 83. Технические средства надзора и контроля 131

Статья 84. Оперативно - розыскная деятельность в исправительных учреждениях 133

Статья 85. Режим особых условий в исправительных учреждениях 134

Статья 86. Меры безопасности и основания их применения 137

Глава 13. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 140

Статья 87. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы 140

Статья 88. Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости 142

Статья 89. Свидания осужденных к лишению свободы 145

Статья 90. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей 148

Статья 91. Переписка осужденных к лишению свободы, получение и отправление денежных переводов 149

Статья 92. Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы 151

Статья 93. Прогулки осужденных к лишению свободы 152

Статья 94. Просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач 153

Статья 95. Приобретение и хранение осужденными к лишению свободы литературы и письменных принадлежностей 154

Статья 96. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения 155

Статья 97. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений 157

Статья 98. Обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы 162

Статья 99. Материально - бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы 163

Статья 100. Особенности материально - бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей 168

Статья 101. Медико - санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы 169

Статья 102. Материальная ответственность осужденных к лишению свободы 171

Глава 14. ТРУД, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 173

Статья 103. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы 173

Статья 104. Условия труда осужденных к лишению свободы 176

Статья 105. Оплата труда осужденных к лишению свободы 178

Статья 106. Привлечение осужденных к лишению свободы к работам без оплаты труда 178

Статья 107. Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы 179

Статья 108. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы 180

Глава 15. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 182

Статья 109. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы 182

Статья 110. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы 184

Статья 111. Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы 186

Статья 112. Общее образование осужденных к лишению свободы 189

Статья 113. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы 192

Статья 114. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы 195

Статья 115. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы 197

Статья 116. Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы 199

Статья 117. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы 201

Статья 118. Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах 203

Статья 119. Должностные лица исправительных учреждений, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы 205

Глава 16. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНЫХ ВИДОВ 206

Статья 120. Исправительные колонии общего режима 206

Статья 121. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима 208

Статья 122. Исправительные колонии строгого режима 210

Статья 123. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима 212

Статья 124. Исправительные колонии особого режима 214

Статья 125. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима 216

Статья 126. Исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы 218

Статья 127. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы 219

Статья 128. Колонии - поселения 221

Статья 129. Условия отбывания лишения свободы в колониях - поселениях 222

Статья 130. Тюрьмы 225

Статья 131. Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах 227

Глава 17. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ 230

Статья 132. Воспитательные колонии общего и усиленного режимов 230

Статья 133. Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов 233

Статья 134. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов 235

Статья 135. Особенности применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов 236

Статья 136. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов 236

Статья 137. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов 237

Статья 138. Должностные лица воспитательной колонии, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным 238

Статья 139. Оставление в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия 239

Статья 140. Перевод осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в исправительные колонии 240

Статья 141. Организация учебно - воспитательного процесса 240

Статья 142. Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний 241

Раздел V. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ, АРЕСТА И СОДЕРЖАНИЯ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 242

Глава 18. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ 242

Статья 143. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе 242

Статья 144. Удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего 243

Статья 145. Перемещение осужденного военнослужащего по службе 244

Статья 146. Воспитательная работа с осужденными военнослужащими 245

Статья 147. Прекращение исполнения наказания в виде ограничения по военной службе 246

Статья 148. Освобождение от наказания в виде ограничения по военной службе или замена его осужденному военнослужащему, увольняемому с военной службы 246

Глава 19. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 247

Статья 149. Места отбывания ареста осужденными военнослужащими 247

Статья 150. Раздельное содержание осужденных военнослужащих 247

Статья 151. Направление осужденных военнослужащих на гауптвахту 248

Статья 152. Порядок и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими 249

Статья 153. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным военнослужащим 250

Статья 154. Особенности правового положения осужденных военнослужащих 251

Глава 20. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СОДЕРЖАНИЯ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ 252

Статья 155. Места отбывания содержания в дисциплинарной воинской части 252

Статья 156. Режим в дисциплинарной воинской части 253

Статья 157. Особенности режима в дисциплинарной воинской части 254

Статья 158. Свидания осужденных военнослужащих 255

Статья 159. Получение осужденными военнослужащими посылок, передач и бандеролей 256

Статья 160. Переписка осужденных военнослужащих 257

Статья 161. Приобретение осужденными военнослужащими продуктов питания и предметов первой необходимости 257

Статья 162. Краткосрочные выезды осужденных военнослужащих за пределы дисциплинарной воинской части 258

Статья 163. Военная подготовка осужденных военнослужащих 259

Статья 164. Труд осужденных военнослужащих 259

Статья 165. Воспитательная работа с осужденными военнослужащими 260

Статья 166. Изменение условий отбывания наказания в дисциплинарной воинской части 261

Статья 167. Меры поощрения, применяемые к осужденным военнослужащим 262

Статья 168. Меры взыскания, применяемые к осужденным военнослужащим 263

Статья 169. Порядок применения мер поощрения и взыскания 264

Статья 170. Материально - бытовое и медицинское обеспечение осужденных военнослужащих 264

Статья 171. Зачет времени пребывания осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы 265

Раздел VI. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ. ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ОСВОБОЖДАЕМЫМ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА НИМИ 266

Глава 21. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ 266

Статья 172. Основания освобождения от отбывания наказания 266

Статья 173. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения 270

Статья 174. Освобождение осужденных военнослужащих от отбывания наказания 272

Статья 175. Порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания 273

Статья 176. Особенности представления осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, к условно - досрочному освобождению 276

Статья 177. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей 277

Статья 178. Контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденной женщиной 279

Статья 179. Правовое положение лиц, отбывших наказание 280

Глава 22. ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ОСВОБОЖДАЕМЫМ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА НИМИ 282

Статья 180. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных 282

Статья 181. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания 283

Статья 182. Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи 284

Статья 183. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания 285

Раздел VII. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ 287

Глава 23. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ 287

Статья 184. Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни 287

Статья 185. Правовое положение осужденного к смертной казни 288

Статья 186. Порядок исполнения смертной казни 291

Раздел VIII. КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ 292

Глава 24. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ 292

Статья 187. Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных 292

Статья 188. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных 293

Статья 189. Исчисление испытательного срока 294

Статья 190. Ответственность условно осужденных 295

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Настоящий Комментарий представляет собой первую попытку системного научного анализа статей нового Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации (принятого Государственной Думой 18 декабря 1996 г., одобренного Советом Федерации 25 декабря 1996 г. и подписанного Президентом Российской Федерации 8 января 1997 г.). Кодекс вступает в действие с 1 июля 1997 г. Времени для изучения его основных положений работниками учреждений и органов, исполняющих наказания, других правоохранительных и судебных органов, органов власти и местного самоуправления, а также всеми остальными гражданами остается немного. Поэтому предлагаемый комментарий в данном отношении может быть полезен.

Уголовно - исполнительное законодательство призвано в максимально возможной мере регламентировать и обеспечивать реализацию той системы наказаний, которая устанавливается уголовным законодательством и в конкретном виде определяется судами. Таким образом, оно следует за законодательством уголовным, осуществляя его политику. Между тем это самостоятельная отрасль законодательства, которая значительно дополняет в содержательном аспекте конкретные виды наказаний, наполняя их, в частности, и новыми карательными элементами.

Следовательно, уголовно - исполнительное законодательство нельзя рассматривать только с процедурной, процессуальной точки зрения, т.е. как регулирующего лишь порядок исполнения наказаний. В нем содержится много норм материального права, устанавливающих ограничения, в том числе и карательного свойства. С тем, чтобы в процессе исполнения наказаний эти свойства не были еще более усугублены, уголовно - исполнительное законодательство предусматривает разветвленную систему гарантий обеспечения прав и свобод, законных интересов осужденных, а также определяет комплекс разнообразных мер контроля и надзора (чего нет в других отраслях законодательства). Все это обусловливает повышенный интерес к новому Уголовно - исполнительному кодексу Российской Федерации не только внутри страны, но и за рубежом, особенно в свете соблюдения международных стандартов обращения с осужденными.

Если рассматривать данный Кодекс как своеобразный формализованный юридический акт, регламентирующий исполнение всех без исключения видов уголовных наказаний, то за всю историю России он будет первым: ни в царское, ни в советское время ничего подобного не было. Исправительно - трудовые кодексы РСФСР 1924 г., 1933 г. и 1970 г. предметом своего регулирования имели исполнение только отдельных наказаний, в основном в виде лишения свободы и исправительных работ. К тому же ИТК РСФСР 1933 г. практически не действовал, а правовое регулирование осуществлялось на уровне закрытых ведомственных нормативных актов. Лишь ИТК РСФСР 1970 г. восстановил законодательную основу регулирования исполнения наказаний, соединенных с исправительным воздействием.

Исполнение наказаний, не связанных с мерами исправительно - трудового воздействия на осужденных, было на законодательном уровне введено только в 1984 г., а Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР было утверждено в 1983 г. Таким образом, комментируемый Кодекс впервые регулирует исполнение всех видов наказаний, как соединенных, так и не соединенных с мерами исправительного воздействия, что в определенной мере и обусловило его наименование именно как Уголовно - исполнительный.

Изменение политики в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными повлекло и снятие акцента с труда осужденных как основы их исправления (что в конечном счете в свое время и обусловило наименование отрасли законодательства и обслуживающей его науки, известных как исправительно - трудовое законодательство, право). Здесь надо отметить, что идея создания именно уголовно - исполнительного законодательства вместо исправительно - трудового зародилась достаточно давно: в конце 70-х гг. даже обсуждался его первый вариант. Однако это был не проект нормативного правового акта, а скорее сама идея, схематично представленная по структуре и составляющим ее компонентам.

В более законченном виде такая идея была реализована в 1988 г. во ВНИИ МВД СССР, где коллективом под руководством автора данных строк был разработан проект Основ уголовно - исполнительного законодательства. В октябре 1988 г. проект был обсужден на всесоюзной научно - практической конференции в Рязанской высшей школе МВД. Затем были разработаны другие варианты подобного документа, в том числе и альтернативный авторский проект, который был подготовлен по заданию тогдашнего Министра внутренних дел В.В. Бакатина (Рязань, 1990 г.).

История создания УИК РФ достаточно интересная и заслуживает того, чтобы кратко ее представить, тем более, что автору этих строк пришлось стоять у истоков данной работы, быть ее руководителем, а на завершающем этапе - активным разработчиком. Только что избранный Верховный Совет Российской Федерации обратился к ряду ученых с просьбой направить в его адрес материалы по разработке нового законодательства, в том числе и в сфере исполнения уголовных наказаний. В Комитете по законодательству была создана рабочая группа из приглашенных с мест практических работников суда, прокуратуры, органов внутренних дел, которая и знакомилась со всеми присланными материалами. Эта комиссия выезжала за рубеж изучать постановку исполнения уголовных наказаний и практики обращения с осужденными. Возглавлял комиссию шахтер, знакомый с юриспруденцией по собственному опыту пребывания в молодые годы в воспитательной колонии, но человек исключительно энергичный и занимавший в депутатском корпусе достаточно высокое место.

В конце 1990 г. в Верховный Совет РСФСР была приглашена небольшая группа руководящих работников правоохранительных органов и двух ученых, где им была поставлена задача в самые краткие сроки подготовить Основы уголовно - исполнительного законодательства России, а затем Кодекс. Задача при этом ставилась следующим образом: документ должен быть "рабочим", исключающим любую политизированность, в полной мере соответствующим международным стандартам, максимально гуманизирующим условия и порядок исполнения наказаний. За основу предлагалось взять упомянутый альтернативный проект Основ; руководство рабочей группой было возложено на автора данной статьи.

В апреле 1992 г. эта работа была успешно завершена, проект получил одобрение заинтересованных ведомств, различных комитетов и комиссий Верховного Совета.

Однако принять этот вариант Кодекса не удалось в силу безнадежного отставания разработки Уголовного кодекса; без его принятия Уголовно - исполнительный кодекс принять невозможно - они должны были идти или в пакете либо вслед друг за другом. Жизнь же требовала перемен, и ждать больше было нельзя. Поэтому было принято решение внести из проекта Кодекса основополагающие его положения в качестве дополнений и изменений в действующий ИТК РСФСР. Это было осуществлено Законом от 12 июня 1992 года. Таким образом, была создана уникальная возможность апробации нового законодательства, и позднее подобная практика имела место неоднократно. В частности, многие положения проекта УИК вошли в Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Непосредственная работа над проектом УИК возобновилась в 1995 г., когда в своей основе был уже подготовлен проект нового УК. В конце 1995 г. он прошел первое чтение в Государственной Думе, затем состоялись парламентские чтения, новая доработка и в конце 1996 г. - второе, а затем и третье чтение. Символично, что новый УИК РФ был принят 18 декабря, т.е. в тот же день, что и ИТК РСФСР 1970 г., только 26 лет спустя.

Таким образом, УИК РФ явился результатом длительной проработки массы идей, плодом коллективного разума и усилий. Теперь нужно готовиться к претворению его в жизнь.

Однако необходимо сделать еще одно предварительное замечание общего характера. Если среди ученых выявилось, за некоторым исключением, практически единодушие по предмету уголовно - исполнительного законодательства (исполнение не только всех видов наказаний, но и иных мер уголовно - правового характера), то по другим вопросам такого единства, как правило, не наблюдалось. Принципиально спорным был вопрос о глубине реформирования уголовно - исполнительного законодательства. Многие исходили из желания включить в Кодекс "все самое передовое и прогрессивное", независимо от наличия возможностей практической реализации. По их мнению, Кодекс должен быть ориентирован на будущее, а главное сейчас - "застолбить" все новое, чтобы оно служило ориентиром для практики, пусть даже многие его новеллы сейчас и не могут быть претворены в жизнь.

Мы же выступали за Кодекс реальный, работающий в полной мере уже сегодня, а не устремленный только в будущее. Эта позиция одержала верх, но не во всем: ряд положений декларативного характера все же был оставлен. Например, осужденным предоставлено право обжаловать свое несогласие с переводом на строгие условия отбывания наказания в суд. Реализовать это право осужденному в настоящей современной ситуации будет практически невозможно, поскольку загруженность судов исключительно велика и приходится ставить на очередь рассмотрение даже уголовных дел, не говоря уже о гражданских.

Такая же ситуация была характерной и для разработчиков Уголовного кодекса. От имени нашей комиссии мы неоднократно выходили с предложениями не вводить те виды наказаний, которые в ближайшее время нельзя будет реализовать, не говоря уже и об их воспитательной роли. Речь шла прежде всего об обязательных работах и аресте, которые при своем исполнении потребуют исключительно больших затрат, а эффективность - весьма проблематична.

Желание иметь новое уголовно - исполнительное законодательство взяло верх, но ситуация с карательной практикой судов теперь весьма осложнится. Дело в том, что такие наказания, как арест, ограничение свободы и обязательные работы суды будут применять нескоро (по мере создания необходимых условий для реализации этих наказаний, т.е. когда будут построены арестные дома и исправительные центры, для чего требуются огромные средства, которых сейчас просто нет. Не случайно закон дает здесь отсрочку до 2001 г.).

Структура же преступности остается сложной с преобладанием тяжких преступлений, требующих и более строгих видов наказаний, а их, кроме лишения свободы, нет. Поэтому затяжка в применении ареста и ограничения свободы выльется в более широкое применение наказания в виде лишения свободы, хотя свободных площадей в исправительных учреждениях уже практически нет. Таким образом, обстановка в системе исправительных учреждений в связи с размещением осужденных будет ухудшаться.

Принципиально новым в УИК РФ является положение, согласно которому в пределах одной исправительной колонии для осужденных устанавливаются различные условия отбывания наказания - обычные, облегченные и строгие. В зависимости от поведения осужденных их и определяют на те или иные условия отбывания наказания. Это весьма мощный воспитательный рычаг, поскольку он связан с существенным изменением правового положения осужденных. В воспитательных колониях вводится еще один вид - льготные условия отбывания наказания, предназначенные для лиц, которые готовятся к условно - досрочному освобождению.

Впервые в УИК РФ включены главы и разделы, посвященные регулированию исполнения таких наказаний, как обязательные работы, арест, ограничение свободы, ограничение по военной службе, арест в отношении военнослужащего, направление осужденного военнослужащего в дисциплинарную воинскую часть. Воспринял Кодекс и все иные наказания, которые не связаны с мерами исправительного воздействия на осужденных (штраф, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и др.). Кроме того, Кодекс регламентирует исполнение таких мер уголовно - правового характера, как контроль за условно осужденными и применение к осужденным мер медицинского характера.

Новый Кодекс существенным образом гуманизировал условия отбывания многих наказаний, прежде всего в виде лишения свободы. Однако он ввел более углубленную дифференциацию этих условий, поставив их в зависимость прежде всего от поведения осужденного. Практически тем самым осужденному предоставлена возможность самому выбирать, в каких условиях он будет отбывать наказание - в облегченных или жестких, строгих. Например, при лишении свободы он может жить в запираемых помещениях либо наоборот - за пределами исправительного учреждения. В отношении же лиц, отбывающих исправительные работы, могут быть установлены дополнительные ограничения, которые определяет уголовно - исполнительная инспекция в зависимости от поведения осужденных.

Исключительно большое внимание в Кодексе уделено регулированию правового положения осужденных (данному вопросу посвящена вся вторая глава). Это мы считаем важным завоеванием и приобретением, так как основные права и обязанности осужденных теперь прописаны в законе. Никакие другие нормативные правовые акты и прежде всего федеральных органов исполнительной власти не могут их изменить, сузить или дополнить. Это является важнейшей гарантией прав, свобод и законных интересов осужденных при исполнении уголовных наказаний. Таким же целям служит и разветвленная система контроля и надзора за исполнением уголовных наказаний; она отражена в законе весьма разносторонне и подробно.

Кодекс впервые содержит норму о соотношении уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации и международно - правовых норм (ст. 3 Кодекса). Эта норма стала ареной жарких споров. Прежде всего были предложения, чтобы для России любые нормы в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, принятые на международном уровне, имели статус обязательных и подлежали немедленному исполнению. Особенно усердствовали в этом правозащитные организации и некоторые средства массовой информации. Такой подход неправилен изначально, поскольку большинство подобных норм носит рекомендательный характер или содержит лишь принципы, которые должны находить свое отражение в национальных законодательствах с учетом особенностей конкретной страны. По крайней мере, все цивилизованные страны мира поступают именно таким образом, и ни у кого это не вызывает возражений. А вот к России хотели бы иметь иной подход. В итоге в Кодексе был проведен принцип - обязательные нормы подлежат безоговорочному исполнению, а рекомендательные - реализуются при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

Впервые на законодательном уровне решен вопрос об исполнении наказания в виде смертной казни. Ранее это регулировалось исключительно закрытыми ведомственными нормативными актами. Известно, что с вступлением России в Совет Европы мы взяли на себя обязательство в течение трех лет отменить смертную казнь, а сейчас ввести мораторий на ее применение. Вместе с тем Кодекс подробно регулирует исполнение этого вида наказаний. Дело в том, что если смертная казнь в мирное время будет отменена, то в период различных военных конфликтов она может применяться. На этот случай указанные нормы Кодекса будут действовать.

Целый раздел Кодекса посвящен вопросам освобождения от отбывания наказания, помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроля за ними. По ряду вопросов здесь должна быть тесная увязка с Законом о социальной реабилитации лиц, утративших социально - полезные связи и освобожденных от отбывания наказания, который еще не принят. Тем не менее комментируемый Кодекс в пределах своих возможностей достаточно полно регламентировал все эти вопросы.

Таким образом, новый Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации воплощает в себе все достижения науки и практики как нашей отечественной, так и зарубежной, он охватывает исполнение всех видов уголовных наказаний и иных мер уголовно - правового характера и будет являться надежной основой для эффективной организации исполнения наказаний. В Кодексе, конечно, есть и недочеты, и противоречия, но они носят частный характер и в дальнейшем могут быть легко устранены путем его частичных изменений, но такую потребность должна прежде всего выявить практика.

Данный комментарий подготовлен коллективом кафедры управления органами, исполняющими наказания, Академии МВД РФ. К написанию также были привлечены ее бывшие питомцы, работающие ныне в других вузах (например, в Рязанском институте права и экономики МВД РФ). Активную роль в подготовке комментария сыграли авторы альтернативного проекта УИК РФ (проф. В.А. Уткин и О.В. Филимонов), а также принимавшие непосредственное участие в разработке одного из первых его вариантов (Е.В. Середа) и последнего варианта (Ю.В. Голик). Комментарий подготовлен в основном на законодательном материале, так как новые нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти еще ждут своего выхода в свет; когда они появятся, можно будет вести речь о новом издании подобного комментария.

УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Комментарии к Уголовно - исполнительному кодексу
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации