Вольфсон Э.Н. Курс лекций по системе муниципального управления. КузГТУ - файл n1.doc

Вольфсон Э.Н. Курс лекций по системе муниципального управления. КузГТУ
скачать (363.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc364kb.20.09.2012 14:57скачать

n1.doc

  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ


КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ПРЕДМЕТУ: СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Содержание:

Тема № 1: Концепция и существенные признаки местного самоуправления.

3

Тема № 2: Правовые основы местного самоуправления.

8

Тема № 3: Территориальная организация местного самоуправления.

14

Тема № 4: Местное самоуправление и государство.

17

Тема № 5: Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении.

22

Тема № 6: Организационные основы местного самоуправления.

28

Тема № 7: Муниципальная служба.

39

Тема № 8: Государственные гарантии прав местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль их деятельности.

45

Тема № 9: Концепции муниципального управления.

50

Тема №1: Концепция и существенные признаки местного самоуправления.


  1. Природа местного самоуправления.

  2. Основные теории местного самоуправления.

  3. Основные признаки и определения местного самоуправления.

  4. Местные интересы и функции местного самоуправления в обществе.




  1. Природа местного самоуправления.


Управление – это внешнее воздействие, поступающее в систему из вне, а самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

Любая общественная система представляет собой иерархию подсистем управления, в которой можно выделить верхний и нижний уровень. В зависимости от природы общества, политического строя управленческие импульсы идут по-разному. Чем проще тоталитарная система, тем больше импульсы идут сверху вниз. Чем больше децентрализация, чем развитее демократия в обществе, тем больше импульсы идут не только сверху вниз, но и снизу вверх. Когда импульсы идут снизу вверх, это означает, что население реагирует на властные импульсы и осознает себя не только объектом, но и субъектом управления.

Суть местного самоуправления (МСУ) состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам в своей жизни и самому отвечать за их последствия.

В современном обществе утверждается взгляд на МСУ, как на одну из основ демократического строя, как важнейший принцип организации власти в государстве, как непременное условие формирования и развития гражданского общества.


  1. Основные теории местного самоуправления.


МСУ в зачаточном виде существовало уже с XI века нашей эры. В развитом виде оно появилось в XVIII – XIX веках. В XIX веке возникли основные теории МСУ, которые можно обозначить следующим образом:

  1. общественная теория, которая делится на подвиды:

  1. государственная теория;

  2. государственно-общественная теория.

Представители общественной теории МСУ считали, что к трем видам конституционной власти (исполнительной, судебной, законодательной) надо присоединить общинную. Община должна иметь право на самостоятельное и независимое от центральной власти существование. Государство лишь признает общину. Носитель власти в общине – народ и круг общинных дел отличается от государственных.

Представители хозяйственной теории считают, что у общины имеется только хозяйственная функция и поэтому община или коммуна не нуждаются в государственном надзоре.

Юридическая теория исходит из того, что органы общины выполняют функции государства, но не являются органами государства, а, следовательно, они не должны назначаться государством, а избираются самой общиной.

Политическая тория, согласно которой должностные лица МСУ не являются профессиональными чиновниками, а выборными лицами общины, т.е. политическими фигурами.

Государственная теория противоположность общественной теории, исходит из того, что МСУ – это часть государства, а потому источником общественной власти служит государство. И поэтому общинное самоуправление служит государственным интересам и целям. Такая практика была в советские времена в нашей стране, когда местные советы рассматривались как представители государства на местах. Следует отметить, что между государственными и местными делами есть принципиальное различие. Государство имеет дело с гражданином; МСУ – с жителями.

Большинство современных исследователей считают, что МСУ имеет двойственную государственно-общественную природу, т.е. имеются дела, которые выполняются только общиной без вмешательства государства и есть государственные дела, которые выполняет община или МСУ.

МСУ имеет государственно-общественную природу, т.е. она имеет форму публичной власти.


  1. Основные признаки и определения местного самоуправления.


Развитие МСУ в Европе нашло отражение в принятии 15 октября 1985 года Европейской Хартии МСУ, где дано определение МСУ: под МСУ понимается право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения.

В законе 1995 года было сказано: МСУ в РФ – признаваемое и гарантируемое Конституцией РФ самостоятельное и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы МСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

В ФЗ 2003 года, который полностью вступит в силу 1 января 2006 года, говорится, что МСУ в РФ – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральным законом, а в случаях установленных федеральным законом, законами субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населения непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций.

Отличие формулировок российских законов от Хартии в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов МСУ с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, а российское законодательство упоминает само население, а затем органы МСУ. В Европейской Хартии указывается не только право, но и реальная способность органов МСУ решать вопросы местного значения. РФ ратифицировала Европейскую Хартию в 1998 году и поэтому основные положения Хартии должны отражаться в законодательстве РФ.

Основные признаки МСУ, отличающие его от государственной власти наиболее точно указаны российским ученым Л. Велиховым (труд «Основы городского хозяйства»). К таким признакам относятся:

  1. различие в характере власти. МСУ – власть подзаконная, действующая в порядке и пределах указанных ей верховной властью;

  2. разграничение сфер компетенции. Речь идет о том, что специально отграничен круг дел МСУ;

  3. самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о МСУ, как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены финансовые, экономические и иные материальные источники;

  4. территориально ограниченный выборный принцип. На территории каждого МСУ действует выборный принцип, причем выборные органы МСУ устанавливает самостоятельно в зависимости от исторических, национальных и других местных традиций.




  1. Местные интересы и функции МСУ в обществе.


Признание МСУ как особым общественным институтом, особой формы власти означает признание того, что наряду с личными и государственными интересами существуют коллективные институты местного сообщества, т.е. муниципальные, которые заключаются в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на данной территории.

Муниципалитет (от латинского) «мунис» – тяжесть, бремя и «цапио» - брать, беру на себя.

Муниципалитет – берущий бремя забот на себя, т.к. местные институты лучше известны на местном уровне. Ориентация на местные институты определяет роль и функции МСУ в современном обществе. Политологи делят современное общество на три основных сектора, каждому из которых отведена своя роль и функция:

  1. власть (политическая функция);

  2. бизнес (хозяйственная функция);

  3. гражданское общество (общественная функция).

МСУ осуществляет все три функции в той части дел, которые они берут на себя самостоятельно и под свою ответственность.


Тема № 2: Правовые основы местного самоуправления.


  1. Понятие и состав правовой базы МСУ.

  2. Конституционные основы МСУ.

  3. Федеральное, региональное законодательство.

  4. Система муниципальных правовых актов. Устав МСУ.




  1. Понятие и состав правовой базы МСУ.


Правовая база МСУ – это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых функционирует МСУ. В настоящее время правовой базой МСУ является:

    1. Конституция РФ;

    2. ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ», другие федеральные законы и кодексы;

    3. указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;

    4. Конституции, уставы субъектов РФ, законы и другие правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;

    5. уставы муниципальных образований, правовые акты органов и должностных лиц МСУ.

Установление общих принципов организации МСУ, согласно Конституции, является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, что предполагает издание законов Российской Федерацией, определяющих общее направление и законов субъектов РФ, конкретизирующих общее направление применительно к региональным особенностям.

Становление правовой базы МСУ не закончено, оно продолжает совершенствоваться, и возникло новое направление – муниципальное право, как специальная отрасль.


  1. Конституционные основы МСУ.


Конституция РФ обладает высшей юридической силой в отношении любых законодательных актов РФ.

В соответствии с Европейской Хартией Конституция закрепила и гарантировала МСУ в России.

В основах конституционного строя Конституция РФ определила статус МСУ. В ст. 3 п. 2 говорится, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной и муниципальной власти. В ст. 12 подчеркивается, что МСУ признается и гарантируется, что в пределах своих полномочий оно самостоятельно и что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. В ст. 8 п. 2 указывается, что в РФ признается и защищается муниципальная собственность, а в ст. 9 п. 2 подчеркивается, что в муниципальной собственности могут находиться земли и другие природные ресурсы. В главе 2 – права и свободы человека. В ст. 18, ст. 24 п. 2, ст. 32 п. 2, ст. 33 определяются основные права и свободы человека применительно к МСУ, а именно право быть избранным в органы муниципальной власти, право на индивидуальное и коллективное обращение, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека. В ст. 40 п. 2, п. 3 определено право на жилище, ст. 41 п. 1 – право на медицинскую помощь, ст. 43 п. 1, 2 - право на образование. Глава 8 полностью посвящена определению сферы деятельности, форме осуществления, территории, структуре органов, задачам и функциям МСУ, гарантии прав МСУ.


  1. Федеральное, региональное законодательство.


6 октября 2003 года был принят Федеральный Закон № 131 «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Закон четко определил общие принципы организации МСУ, правовое регулирование деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области МСУ, а также правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного значения. Структура ФЗ № 131 представлена в таблице 1.

Табл. 1

Структура ФЗ № 131 «Об общих принципах организации МСУ в РФ»

Глава

Статья

Общее содержание

1

1 – 9

Общие положения

2

10 – 13

Принципы территориальной организации МСУ

3

14 – 18

Вопросы местного значения

4

19 – 21

Наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями

5

22 – 33

Форма непосредственного и участия в осуществлении МСУ

6

34 – 42

Органы МСУ и должностные лица МСУ

7

43 – 48

Муниципальные правовые акты

8

49 – 65

Экономическая основа МСУ

9

66 – 69

Межмуниципальное сотрудничество

10

70 – 78

Ответственность органов и должностных лиц МСУ, контроль и надзор за их деятельностью

11

79 – 82

Особенности организации МСУ

12

83 – 86

Переходные положения


К другим федеральным законам относятся: «О финансовых основах МСУ», который подлежит отмене с 2006 г.; «Об основах муниципальной службы в РФ» 1998г.; «О ратификации Европейской Хартии МСУ» 1998г; «Об обеспечении конституционных прав избирать и быть избранными в органы МСУ» 1996г;

На основе федерального законодательства регионы в своих уставах и региональных законах также определяют основы организации МСУ в регионе с учетом местной специфики (плотности населения, производственной ориентации, социально-экономических условий и др.).


  1. Система муниципальных правовых актов. Устав МСУ.


По вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно (на референдумах), органами и должностными лицами МСУ принимаются муниципальные правовые акты, к которым относятся: устав муниципального образования; решения, принимаемые на референдумах; постановления и распоряжения представительного органа; постановления и распоряжения главы муниципального образования, главы администрации муниципального образования; распоряжения и приказы иных должностных лиц.

Устав муниципального образования – это своеобразная местная конституция. В нем, согласно ФЗ № 131, отражаются положения:

Муниципальное образование разрабатывает устав самостоятельно в соответствии с законом. Устав принимается представительным органом. Для привлечения населения к принятию важного документа возможно предварительное вынесение некоторых его основных положений на местный референдум. Представительный орган муниципального образования принимает устав тайным голосованием, за принятие устава или внесение изменений и дополнений в него должно проголосовать не менее 2/3 от установленного числа депутатов. В поселения с численностью избирателей менее 100 человек принятие устава осуществляется на сходе граждан. Устав муниципального образования, внесенные в него изменения и дополнения, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации.

Нормативно-правовые акты представительного органа регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности муниципального образования. Наиболее типичными из них являются:

Наряду с правовыми актами нормативного характера органы и должностные лица МСУ принимают акты индивидуального назначения. Это связано с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе МСУ.


Тема № 3: Территориальная организация местного самоуправления.


  1. Муниципальное образование – территориальное звено МСУ.

  2. Принципы формирования территории МСУ.

  3. Практика территориальной организации МСУ в РФ.




  1. Муниципальное образование – территориальное звено МСУ.


В законе 1995 года был введен термин муниципальное образование и дано определение: муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется МСУ.

Основными признаками любого муниципального образования является:

ФЗ 2003 года ввел следующие типы муниципальных образований: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ. Вводится также понятие межселенная территория и территория города федерального значения.


  1. Принципы формирования территории МСУ.


При установлении размеров территории каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать две противоположные тенденции:

    1. приближение местной власти к населению;

    2. укрупнение самоуправляемых единиц, обеспечивающее на территории муниципального образования необходимый экономический потенциал, развитую инженерную и социальную инфраструктуры.

Приближение местной власти к населению связано с тем, что на меньшей территории легче обеспечить связь органов управления с населением, а населению легче контролировать деятельность органов управления. Но второй принцип позволяет концентрировать финансовые, материальные ресурсы для более успешного решения социально-экономических проблем.

В какой-то мере закон 2003 года попытался объединить эти тенденции. Деление на поселения, муниципальный район и округ, позволяет приблизить органы власти к населению и решать вопросы более сложного порядка.

Поселение – это сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок городского типа, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальным образованием. В границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью более 1000 человек (более 3000 человек для густонаселенных территорий) или объединенные общей территорией несколько населенных пунктов с суммарной численностью населения более 1000 человек (в труднодоступных, малонаселенных районах может создаваться поселение менее 1000 и даже 100 человек). Границы поселения, состоящего из нескольких пунктов, устанавливается с учетом пешей доступности до административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения за исключением труднодоступных.

Муниципальный район – это несколько поселений, объединенных общей территорией. Главное предназначение муниципального района – решение вопросов межпоселенческого характера, требующих развитой инфраструктуры, а также выполнение отдельных государственных полномочий. Границы муниципального района определяются с учетом транспортной доступности до административного центра и обратно в течение рабочего дня для всех поселений (не включая труднодоступные пункты).

Городской округ – это не входящее в состав муниципального района городское поселение. В состав городского округа входят один округ, могут также входить прилегающие к нему сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальным образованием. К городскому округу относятся, как правило, так называемые города областного подчинения. Статус городского округа присваивается законом субъекта РФ.

Межселенная территория - это территория, не входящая в границы поселений (очень удаленные поселки, военные городки).


  1. Практика территориальной организации МСУ в РФ.


Тема № 4: Местное самоуправление и государство.


  1. Государственное регулирование МСУ.

  2. Предметы ведения и полномочия МСУ.

  3. Предметы ведения и полномочия в ФЗ 2003 года.




  1. Государственное регулирование МСУ.


Эффективность МСУ во многом определяется отношением государства в целом к МСУ и взаимоотношения между органами государственной власти и органами МСУ.

Государственное регулирование МСУ может осуществляться в следующих формах:

    1. законодательное регулирование;

    2. экономическое регулирование;

    3. государственная поддержка;

    4. контроль и надзор;

    5. государственные гарантии прав МСУ.

В законодательном регулировании главным является определение предметов ведения и полномочий МСУ, т.к. от этого зависит эффективность деятельности МСУ.

Экономическое регулирование МСУ осуществляется путем наделения его собственностью и финансовыми средствами, через использование механизмов налогового и бюджетного регулирования.

Государственная поддержка МСУ осуществляется по средствам соответствующих федеральных и региональных программ. Пример, в 1995 году первая, а в 1999 году вторя программа государственной поддержки муниципального образования.

Государственные гарантии прав местного осуществления выражаются в определении ответственности государственных органов и должностных лиц за соблюдением законодательства по МСУ.

Контроль и надзор – важнейшие функции управления. Но важно не смешивать контрольные и надзорные функции государства с его вмешательством в дела МСУ и здесь важно, чтобы органы МСУ были не пассивными партнерами во взаимоотношениях с государством, а через свои союзы и ассоциации активно на формирование государственной политики по МСУ.


  1. Предметы ведения и полномочия МСУ.


Применительно к органам публичной власти предметы ведения – это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти. Органы власти каждого уровня осуществляют по закрепленным за ним предметом ведения соответствующие виду деятельности, т.е. функции. Полномочия – это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций, но одновременно это и обязанность. Т.е. полномочия – это права совмещенные с обязанностями. Под компетенцией понимается сочетание предметов ведения и полномочий.

Принципы разграничения предметов ведения и полномочий определены Конституцией РФ. Согласно ст. 72, установление общих принципов организации МСУ относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Эффективным может быть признано такое разграничение полномочий, при котором за каждым уровнем закреплены те предметы ведения, которые данный уровень может решать наилучшим образом.

Европейцы называют этот принцип субсидарностью. Согласно принципу субсидарности все вопросы, которые могут быть решены на нижнем максимально приближенном к населению уровню управления должны быть закреплены за этим уровнем. На верхний уровень передаются те вопросы, которые не могут решаться эффективно на нижнем. При этом верхний уровень несет субсидиарную ответственность за деятельность нижнего.

Для характеристики предметов ведения МСУ в российском законодательстве используется термин «вопросы местного значения». К таким вопросам относятся:

      1. вопросы, которые могут самостоятельно решаться населением или органами МСУ и требуют вмешательства органов государственной власти;

      2. вопросы, последствия, решения которых не выходят за пределы территории данного муниципального образования, т.е. не оказывают неблагоприятного воздействия на соседние территории.

Основными предметами ведения МСУ во всем мире является: благоустройство местной территории, ее социально-экономическое развитие и организация предоставления населению различных услуг на местном уровне.


  1. Предметы ведения и полномочия в ФЗ 2003 года.


На основе Конституции РФ Федеральный Закон 2003 года установил предметы ведения и полномочия, исходя из следующих отправных положений:

  1. вопросы местного значения, являющиеся предметом ведения МСУ, разделены по типам муниципальных образований: на вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа. Выделены общие вопросы: формирование, утверждение, исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их исполнение; установление, изменение, отмена местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

  2. к ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных в основном с повседневным жизнеобеспечением населения: организация тепло, водо, газоснабжения, создание условий для досуга и т.д.;

  3. разграничение вопросов местного значения между поселением и муниципальным районом проведено по такому принципу, что в границах поселения за их решение отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район;

  4. на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличие развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание. К ним относятся: организация охраны общественного порядка, предоставление начального, среднего и общего образования.

Особым предметом ведения органов МСУ является выполнение ими отдельных государственных полномочий. Исходя из принципа субсидарности, передача ряда полномочий и функций на местном уровне является эффективной. Это позволяет экономить затраты на создание соответствующих территориальных государственных органов и улучшить обслуживание населения. Всякое полномочие органа публичной власти включает в себя три компонента:

Для вопросов местного значения все они закреплены за органами МСУ, что касается государственного, то здесь делегируются полномочия по предоставлению услуг.

ФЗ 2003 года устанавливает, что все полномочия органов МСУ, не отнесенные данным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями для осуществления органами МСУ, т.е. устанавливается простой критерий: все, что не входит в перечень вопросов местного значения относится к государственным полномочиям. Устанавливается, что финансовое обеспечение, передаваемых государственных полномочий, осуществляется за счет субвенций из соответствующих бюджетов, т.е. вместе с полномочиями от государственных органов к местным устанавливается обязательное финансирование последних.

Тема № 5: Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении.


  1. Формы участия населения в осуществлении МСУ.

  2. Территориальная организация самоуправления. (ТОС)




  1. Формы участия населения в осуществлении МСУ.


В соответствии с Конституцией РФ предусматривается, что МСУ осуществляется гражданами путем референдумов, выборов и других форм, т.е. предусмотрены две группы форм участия населения в осуществлении МСУ.

    1. включает формы непосредственной демократии, когда сам гражданин непосредственно принимает участие в решение того или иного вопроса;

    2. составляют формы представительной демократии, т.е. выборные и другие органы МСУ, когда участие гражданина состоит в выборах своих представителей для решения вопросов местной жизни.

Согласно ФЗ 2003 года формы непосредственной демократии делятся на две группы:

  1. формы непосредственного осуществления населением МСУ: местные референдумы, сходы граждан в малых поселениях, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутатов и выборных должностных лиц МСУ;

  2. эти форма участия населения в осуществлении МСУ на основе собственных инициатив: участие в опросах граждан по разным вопросам местной жизни, собрания, конференции, правотворческая инициатива граждан, обращение граждан в органы МСУ и т.д.

Местный референдумвысшая форма народовластии, который проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Его решения не нуждаются в утверждении какими либо органами и должностными лицами, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования, могут быть отменены только другим референдумом. Если принятое на референдуме решение противоречит действующему законодательству, то оно может быть опротестовано органом прокуратуры и отменено в судебном порядке. Решение о проведение референдума принимается представительным органом местного образования по собственной инициативе, инициативе населения, избирательных объединений или главы местной администрации. В местной референдуме имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом, проводится на основе всеобщего равного прямого избирательного права, при тайном голосовании. Итоги голосования и принятые на местном референдуме решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальные выборы. Они проводятся с целью избрания депутатов. Назначаются выборным органом МСУ в сроки предусмотренные в уставе. При отсутствии решения представительного органа, выборы могут быть назначены муниципальной избирательной комиссией или судом. При проведении муниципальных выборов используются разные избирательные системы (мажоритарная, пропорциональная, смешанная).

Голосование населения. В соответствии с ФЗ 2003 года, голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутатов, выборного должностного лица МСУ, изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования. Основанием для отзыва депутата или выборного должностного лица может служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) установленные уставом и подтверждаются в судебном порядке. Процедура отзыва должна дать возможность обвиняемому объяснить избирателям свою позицию по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутаты или выборное лицо считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее Ѕ всех зарегистрированных в муниципальном образовании избирателей.

Сходы граждан. В муниципальном образовании обычно с численностью не более 1000 человек может не создаваться представительный орган. Его функции выполняет сход граждан. Он создается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен, при участии более Ѕ жителей, обладающих избирательным правом.

Опросы населения. Опрос граждан может проводиться на всей или на части территории муниципального образования с целью выявления мнений населения и его учета, при принятии решений органами и должностными лицами МСУ и государственной власти.

Собрания, конференция граждан. Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц МСУ. Проводятся по инициативе населения, а также и органов МСУ. Обращения, принятые собраниями граждан подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами МСУ, к компетенции которых отнесено решение вопросов, содержащихся в обращении.

Публичные слушания. Правовая инициатива граждан.

Публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования, или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих интересы населения. Проведению публичных слушаний должно предшествовать опубликование проекта муниципального правового акта и его обсуждение через СМИ и собрания граждан, при этом выдвигаются различные точки зрения, аргументы сторон, ведутся публичные дискуссии. ФЗ 2003г. устанавливает обязательность проведения публичных слушаний по вопросам:

Правотворческая инициатива граждан – это право граждан на внесение в органы МСУ собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовым актам по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступать инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Ее минимальная численность устанавливается правовым актом представительного органа МСУ и не может превышать 3% от числа избирателей муниципального образования.

Обращения граждан. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы МСУ, к депутатам и должностным лицам МСУ. Виды обращений:

Органы МСУ в соответствии со своими полномочиями в течение обязаны рассмотреть обращение гражданина или граждан и дать письменный ответ.

Мирные массовые акции населения. Специфической формой участия граждан в самоуправлении является: мирные массовые акции населения: митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты. Цель: привлечение внимания к какой-либо проблеме и оказание влияния, давления на органы МСУ для принятия какого-либо решения. Проведение таких акций является символом неблагополучия. Муниципальными правовыми актами определяется уведомление и порядок его передачи о проведении массовых акций, как правило, в уведомлении должно быть указано место, время, продолжительность акции, предполагаемое количество участников, ответственные лица. Муниципальные органы, получившие уведомление о массовой акции, обязаны обеспечить общественный порядок ее проведения. В случае, если проведение акции угрожает общественной безопасности, может парализовать работу общественного транспорта, органы вправе перенести место демонстрации.


  1. Территориальная организация самоуправления. (ТОС)


Одной из форм участия населения является ТОС. ТОС – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС максимально приближенное к населению и исключительно гибкая форма участи граждан в МСУ. Она сочетает и прямое волеизъявление граждан, и деятельность органов ТОС избираемых гражданами.

Порядок организации деятельности ТОС устанавливается в уставе и нормативно-правовом акте муниципального образования. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава, в котором устанавливается:

ТОС может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в форме некоммерческой организации.

В отличии от органов МСУ ТОС не имеет властных полномочий, это все-таки общественное самоуправление, не носит общественного характера, т.е. на какой-либо части муниципального образования может действовать или нет. Не имеет законодательно установленного перечня решаемых вопросов, его устанавливают местные жители применимо к местным условиям.

Высшими органами ТОС являются собрание, конференция граждан; органами ТОС могут быть Совет или комитет самоуправления, исполнительные органы, ревизионная комиссия. ТОС обычно возглавляет председатель, а в сельской местности – староста.

Органы ТОС представляют интересы населения, проживающего на части территории поселения. Такой территорией могут быть микрорайоны, жилые комплексы, кварталы улиц или дворов, подъезд многоквартирного дома, малонаселенный пункт. Финансовые ресурсы ТОС могут составлять имущество, переданное ему в управление, добровольное пожертвование и взносы юридических и физических лиц, средства местного бюджета переданные ТОС для осуществления отдельных муниципальных полномочий, доходы от собственной хозяйственной деятельности. К собственно хозяйственной деятельности может относиться торговая, строительная деятельность, сдача в аренду земельных участков, нежилых помещений, рекламных площадей, принадлежащих ТОС и т.д.

В настоящее время массовому развитию ТОС препятствуют ряд причин, одна из которых: психологическая неподготовленность людей к осуществлению самоуправления на территории проживания.
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации