Практика по логопедии в детском саду - файл n1.doc
приобрестиПрактика по логопедии в детском садускачать (1021 kb.)
Доступные файлы (1):
Победи орков

n1.doc
УЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
План учебной практики студентки ТГПУ, Мартусовой Натальи Сергеевны. Сроки | Содержание работы |
1 неделя | - Адаптация студента к дошкольному учреждению, установление контактов с коллективом педагогов и детьми.
Знакомство с основами практической деятельности учителя- логопеда в дошкольном учреждении. - Логопедический кабинет- его оформление и специфика оборудования. - Основная документация учителя- логопеда. (Требования, предъявляемые к ведению документации). - Медицинская документация. (Сбор анамнестических данных.) Логопедическое обследование. - Отбор речевого и наглядно- иллюстративного материала. - Наблюдение за проведением обследования детей учителем – логопедом. - Участие в обследовании детей. - Совместное с учителем- логопедом заполнение речевых карт. - Разбор наиболее интересных случаев речевой патологии. - Обучение постановке логопедического заключения.
|
2 неделя | Изучение программы коррекционно- речевой работы учителя- логопеда. Знакомство с перспективными и календарными планами работы. Ежедневное планирование фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Посещение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий учителя- логопеда. Обучение анализу логопедических занятий. Совместное обсуждение проведенных занятий. |
3 неделя | Посещение занятий у воспитателей групп, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, психолога. Анализ просмотренных занятий. Взаимодействие специалистов с учителем – логопедом. |
4 неделя | Консультативная деятельность учителя- логопеда. - Составление консультаций для педагогов. - Разработка консультаций и памяток для родителей. - Подготовка материала для оформления стенда. Логопедическая работа вне занятий Работа с динамическими дневниками наблюдения за детьми. Составление конспектов индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. Подведение итогов учебной практики. В течение всего времени идет сбор и накопление практического и методического материала по коррекции речи и личности ребенка- логопата. |
Дневник учебной практики студентки ТГПУ Дата | Вид деятельности | Краткий анализ деятельности студентом
| Роспись |
|
Знакомство с дошкольным учреждением, с коллективом педагогов и учителем- логопедом. Беседа о роли логопедической работы в дошкольном учреждении. |
Познакомилась с коллективом педагогов и учителем-логопедом. Беседовали о необходимости логопедической службы в дошкольном учреждении. |
|
|
Знакомство с логопедическим кабинетом, его оформлением и спецификой оборудования. |
Учитель-логопед показала свой кабинет, познакомила с его оборудованием, показала оформление кабинета. |
|
|
Ознакомление с основной логопедической документацией. Изучение медицинских карт. |
Изучала нормативно-правовую базу работы логопедической службы в дошкольном учреждении, календарно-тематическое планирование работы учителя-логопеда, перспективный план работы. Познакомилась с различными видами речевых карт, с требованиями, предъявляемыми к их ведению. Занималась изучением тетрадей взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями групп и другими специалистами. Выяснили, что учитель-логопед и медицинский работник должны поддерживать тесную связь в своей работе, а изучение медицинских карт необходимо для сбора анамнестических данных.
|
|
|
Логопедическое обследование. |
Наблюдала за подготовкой учителя-логопеда к обследованию детей. Помогала в отборе речевого и наглядно- иллюстративного материала. Принимала активное участие в обсуждении проблем речевого развития обследуемых дошкольников. Оказывала помощь учителю-логопеду в заполнении речевых карт.
|
|
|
Работа с коррекционно-речевой программой учителя-логопеда. |
Занималась изучением программы коррекционно-речевой работы логопеда, а также перспективного и календарного планирования, с целью закрепления навыков работы по составлению планирования.
|
|
. |
Посещение логопедических занятий. Обучение анализу логопедических занятий. |
Фронтальное занятие. Тема: Транспорт. Цель: Отработка умения употреблять существительные в единст. и множ. числе; согласовывать существительное и глагол. Соблюдены принципы построения занятия. Используются различные виды работ по развитию речевой и других психических функций дошкольников; к каждому ребенку логопед находит свой особый подход; занятие построено в форме единого сюжета «Путешествие»; на занятии в достаточном количестве используется наглядный материал; звучит музыкальное сопровождение; используются движения под музыку, пропевание звуков. Основная цель занятия достигнута, дети усвоили данную тему. Подгрупповое занятие. Тема: Звук З. Цель: Закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука З; упражнения в звуковом анализе и синтезе. Индивидуальное занятие. Тема: Звук Л. (подготовительный этап). Цель: Формировать артикуляционный уклад, необходимый для правильного произношения звука; упражнять ребенка в слуховом восприятии данного звука. Фронтальное занятие (старшая группа). Тема: Звук А. Цель: Практическое закрепление четкого произношения звука А в речи; выделение звука А на слух из ряда гласных. В занятии четко прослеживается целенаправленная работа по развитию фонематического слуха и подготовке к звуковому анализу. В течение всей работы даются упражнения по развитию внимания и памяти. Такие задания даются в порядке нарастающей сложности. Одновременно включены упражнения по развитию мыслительной деятельности. Занятие динамично. Широко используются игровые моменты. У детей воспитывается контроль и оценка действий себя и своего товарища. В занятии четко прослеживаются четыре этапа. В конце занятия логопед дает дифференцированную оценку работы каждого ребенка, и доказывает, что цель занятия достигнута. Подгрупповое занятие.(подготовительная группа, Ф.Ф.Н.Р.). Тема: Звук З Цель: Закрепление правильного произношения звука З. Деление слов на слоги. Составление предложений по опорным словам. Образование новых слов способом словосложения. Индивидуальное занятие. Тема: Звук Л. (Постановка). Цель: формировать правильное произношение звука Л. Фронтальное занятие в подготовительной группе. Тема: Обучение пересказу. Цель: обучение детей связному последовательному пересказу текста. Задачи: Формирование действий целенаправленного восприятия текста. Развитие навыков планирования пересказа. Развитие фразовой речи. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. Обогащение лексикона детей новыми словами и словосочетаниями. Формирование навыков рассказывания с элементами творчества. В занятии четко прослеживаются основные этапы работы. Задания даются в порядке нарастающей сложности. Широко используются игровые приемы. На занятии выполнены все задачи, которые были поставлены. Подгрупповое занятие в старшей группе. (Ф.Ф.Н.Р.). Тема: Звуки С-Ш. Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков С, Ш. Преобразование деформированного текста. Индивидуальное занятие. Тема: Звук Р. (Постановка звука). Цель: формирование правильного артикуляционного уклада, постановка звука Р смешанным способом. Фронтальное занятие. Тема: «Человек. Части тела» . Индивидуальное занятие. Тема: Звук Т.(подготовительный этап). Цель: выработка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для произнесения звука Т.
|
|
|
Изучение конспектов фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Обучение анализу занятий. Самостоятельное составление конспектов логопедических занятий. |
Занималась изучением и пробовала силы в составлении конспектов фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Училась анализировать занятия, просмотренные у учителя-логопеда по специальной схеме анализа. (Схема анализа прилагается). Самостоятельно составила конспекты логопедических занятий по следующим темам: 1. Конспект фронтального занятия в подготовительной группе: «Звук А». 2. Конспект фронтального занятия в подготовительной группе: «Звуки З, Зь. Буква З». 3. Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе: «Звук С». 4. Конспект подгруппового занятия в старшей группе: «Звук З». 5. Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе: «Постановка звука Ж». 6. Конспект индивидуального занятия в старшей группе: «Автоматизация звука Р».
|
|
|
Посещение занятий у воспитателей групп и других специалистов. |
Познавательное занятие. (Старшая группа). Тема: Кто и как считает и измеряет время. Цель: Вызвать интерес к понятию время, через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Коррекционная значимость занятия состоит в том, что дети обучаются ориентировке во времени, что оказывает положительный эффект для предупреждения нарушений письма в школьном обучении. Музыкальное воспитание. Тема: слушание «Осень бродит по лесам». Цель: Развитие эмоционально-образного восприятия музыки; обучение высказыванию о разном характере музыки. Коррекционная значимость: данное занятие способствует развитию слухового восприятия. Занятие по развитию речи. (Старшая группа). Тема: Учимся рассказывать вместе. Цель: Закрепить умение описывать предмет в определенной последовательности и без неоправданных повторений; учить детей выразительно читать уже знакомое им стихотворение; активизировать словарный запас детей. (Анализ занятия прилагается). Физическое воспитание. Тема: «Переполох в королевстве» (ритм. гимнастика). Цель: продолжать обучать строевым упражнениям с поворотом на месте кругом. Закреплять умение отбивать мяч правой и левой рукой в движении. Совершенствовать навыки прыжков в П\и «Попрыгушки-воробушки». Коррекционная значимость: развитие общей моторной сферы. Рисование. Тема: Клоун. Цель: упражнять в смешивании красок и классификации цветов и оттенков. Математика. Тема: Измерение. Цель: Дать детям общее представление о процедурах измерения. Физическое воспитание. Тема: «Путешествие по родному городу». Цель: Научить детей отбивать мяч правой и левой руками по очереди, стоя на месте. Закрепить умение сохранять равновесие при ходьбе по гимнастическому бревну. Совершенствовать навыки построения в шеренгу. Конструирование. Тема: Изготовление игрушек из природного материала. Цель: Заинтересовать детей в изготовлении игрушек из природного материала. Помочь детям составить эскиз выполнения работы. Музыкальное воспитание. Тема: пение «Солнышко- ведрышко». Цель: Учить петь без напряжения с музыкальным сопровождением; работать над артикуляцией гласных и согласных. .Математика. Тема: единицы измерения длины. Цель: Познакомить с такими единицами измерения как метр, гибкий сантиметр, рулетка. Выводы по просмотренным занятиям: Выяснили, что каждый специалист дошкольного образовательного учреждения вносит свой вклад в коррекцию речевого , психического и физического развития дошкольников. На любом занятии мы видим работу либо по развитию речи и слухового восприятия, либо по развитию общей и мелкой моторики, психических процессов и т.д. Занятие по психологии в старшей группе. Цель: Развитие слухового и зрительного восприятия. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности. Развитие слуховой и зрительной памяти. Совершенствование навыков счета. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). Развитие общей и мелкой моторики. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. (Анализ занятия прилагается).
|
|
| Работа с логопедической литературой. Составление консультации для педагогов. | Занималась самостоятельной работой по изучению литературы по логопедии. Подготовила консультацию для педагогов дошкольного учреждения по теме: «Какой должна быть речь педагога?».(прилагается) Цель этой работы: закрепление знаний у педагогов о умении грамотно строить речевые высказывания, давать образец правильной речи детям.
|
|
|
Разработка консультаций и памяток для родителей. |
Изучала литературу по работе учителя-логопеда с родителями дошкольников. На основе литературы, а также своих теоретических знаний и рекомендаций учителя-логопеда разработала консультации и памятки для родителей. (Материал прилагается) |
|
|
Наблюдение логопедической работы вне занятий. Работа над пополнением методической копилки.
|
Наблюдала за работой учителя-логопеда, воспитателей групп с детьми вне занятий. Отметила необходимость этой работы, т.к. в процессе повседневной жизни - режимных моментов, в игре, дети также хорошо усваивают материал, как и на занятии. Подбирала материал для своей методической копилки.
|
|
|
Работа с документацией учителя-логопеда. Оформление стенда. |
Продолжила работу по оформлению речевых карт, дневников динамического наблюдения дошкольников. Оформила стенд для родителей «Развитие речи будущего школьника». |
|
. |
Подведение итогов. |
Заключительная беседа по итогам пройденной учебной практики. Во время беседы коснулись тех вопросов, которые вызывают особую трудность; закрепили некоторые теоретические знания по дошкольной педагогике, психологии, логопедии; вспомнили как проводится анализ и самоанализ занятий. Особое внимание уделили взаимосвязи логопеда с родителями и указали на важность этой работы.
|
|
Характеристика на студентку III курса, ТГПУ Мартусову Наталью Сергеевну. Наталья Сергеевна проходила педагогическую производственную практику в дошкольном образовательном учреждении г. Юрга №32.
Студентка с первых дней своей практической деятельности нашла контакт с педагогическим коллективом и показала достаточно высокий уровень теоретической подготовленности. Она грамотно и последовательно строит свою работу; если ставит перед собой цель, то обязательно ее добивается. Она считает, что в работе учителя-логопеда нет ненужных мелочей, здесь важно все.
Наталья Сергеевна очень внимательно отнеслась к работе с логопедической документацией, т.к. правильное ведение документации, в особенности речевых карт, а в частности точная постановка логопедического заключения, залог успеха коррекционного обучения детей.
При проведении обследования студентка четко и грамотно задавала детям вопросы, нашла подход к каждому ребенку с речевой патологией. Дети сразу почувствовали заинтересованность этого человека и с удовольствием принимали участие в беседе, поддерживали живое и интересное общение.
На основе обследования, Наталья Сергеевна самостоятельно составила конспекты фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Каждое занятие строилось с учетом всех требований, которые предъявляются к их планированию. Студентка не только смогла правильно составить занятия, но и грамотно провести эти занятия на практике. Во время проведения занятий Наталья Сергеевна излагала материал в доступной для детей форме, с использованием игровых сюжетов.
Практиканта отличает высокая степень ответственности, большой интерес к работе. Наталья Сергеевна четко и грамотно проводила самоанализ всех видов педагогической и коррекционной работы.
Большое внимание студентка уделяла работе с родителями дошкольников. Она проводила индивидуальные беседы с родителями, показывала им некоторые приемы логопедической работы с детьми; занималась оформлением стенда для родителей по теме: «Развитие речи будущего школьника».
Наталья Сергеевна показала высокую трудоспособность, трудовую дисциплинированность и организованность. Всю работу строила в соответствии с планом, составленным в начале педагогической практики.
Считаю, что Наталья Сергеевна успешно прошла педагогическую практику, т.к. показала высокую теоретическую подготовленность и получила положительную оценку при проведении практической деятельности. Особенным успехом можно считать то, что дошкольники с радостью посещали занятия будущего учителя-логопеда и ждали встречи с ней.
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
(СОСТАВЛЕННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНО НА УЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ)
Анализ занятия по личностно-ориентированной педагогике.
Вид занятия:
Занятие – игра
Занятие – концерт
Занятие – сказка
Занятие – театр
Занятие – встреча
Занятие – путешествие
Занятие – тренинг и т.д.
Тема занятия в соответствии с программой.
Цели:
Развивающие (образовательные);
Коррекционные (индивидуальные или подгрупповые) по коррекции высших психических функций;
- внимания.
- памяти,
- мышления,
- и анализаторов:
- слухового,
- зрительного,
- тактильного,
- кинестетического,
- обоняния,
- пространственной ориентации и сенсомоторных понятий.
Принципы новых технологий:
Целеполагание;
Свобода выбора;
Личностно-ориентированная модель взаимодействия:
Динамичность восприятия (задания по нарастающей трудности, смены видов деятельности);
Познавательная направленность;
Продуктивность обработки информации:
- Самостоятельная обработка;
- Дозированная помощь;
- перенос способа обработки информации на свое индиви-
дуальное занятие.
Развитие ВФП:
Задания с опорой на несколько анализаторов;
Развитие внимания, памяти, мышления.
Включение современных реалий.
Мотивация:
Создание проблемной ситуации (задания, познавательные вопросы).
Создание условий для достижения, а не получения оценки.
Призы, поощрения, развернутая словесная оценка.
Работа по формированию самооценки.
Признаки педагогики 21 века в занятии.
Инновация – такое нововведение, которое связано с позицией участников процесса: коллектив занимается рефлексией и саомооценкой.
Высокая интеллектуальная культура.
Дисциплина и порядок – воля участников.
Коллективное участие детей.
Эмоциональное развитие.
Предвосхищение своих успехов.
Схема самоанализа логопедического занятия.
Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.
Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
Характеристика логопедом группы (ребенка).
Мотивировка отбора материала для данного занятия.
Психологическая и педагогическая оценка системы занятий и упражнений, выполненных детьми на занятии.
Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия методов целям и содержанию занятия.
Удовлетворенность или неудовлетворенность логопедом занятием (его отдельными частями).
Меры, намеченные логопедом по устранению отмеченных недостатков.
Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.
Возможно проведение самоанализа не по всем параметрам, а, по двум – трем из перечисленных. Это зависит от того, какую цель перед собой ставит логопед. Важно, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятия.Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (самостоятельно разработанное). Тема: Звук и буква А. Цели: 1) Четкое произношение звука «а»; выделение звука «а» из ряда гласных, из слов;
2) Знакомство с буквой «А».
3) Развитие внимания, памяти, мышления;
4) Развитие сенсорных и моторных функций;
5) Воспитание любознательности, целеустремленности.
Оборудование; предметные картинки (аист, астра, арбуз, ананас), символ звука А (красный кружок), звуковой домик, азбука (разрезная), касса букв, нажд. буквы, карандаши, тетради, демонстрационные буквы, глобус, наборы символов для звуко – буквенного анализа, бархатная бумага, 2 нитки цветной на каждого ребенка.
Ход занятия :
Организационный момент.
Дети, недавно я прочитала интересную статью об Америке. О жизни людей, о природе. А что вы читали? Хотите научиться?
- А – а – а ! Помогите!..
- Что случилось? Да ведь первая буква исчезла! А вот и записка : «Если выполните все задания – отдам букву!» Буквоед.
Поможем букве А?
Характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам.
Задание №1. Послушайте и скажите, какой звук повторяется в словах (автобус, Алла, Андрей, август). Тянем ниточку : а – а – а… Какая ниточка? (Длинная). Рот открыт широко, воздух выходит легко, без преграды. Кто помогает петь звук? Голосок. И называются такие звуки гласными.
Развитие слухового внимания. Игра «Поймай звук».
без экрана; 2) с экраном; 3) без голоса логопед, дети голос подают. (а, о, у, а, и, ы, о, а, а, э, и, а…) . Определение позиции звука А.
Придумывание слов со звуком А и предложений.
Каким кружком обозначаем гласный звук А? (Красным). В каком домике живет звук А? (В красном). Почему в красном? Хозяйку домика зовут так, что первый звук А. (Аня). Нажмем на кружок и «оживим» его (а – а – а). Придумайте сами слова со звуком А.
Буквоед оставил открытку. Назовите, что на ней нарисовано (аист, астра, арбуз, ананас).1) Какой звук повторяется? (А).2) А слово гусь можно здесь нарисовать? Почему?
Составление схемы слов со звуком А на полоске (определение позиции А). самостоятельно на полоске определить место звука А в слове аист. (Сравните с моей схемой. Правильно, в слове аист звук А первый).
У Ани есть подружки. Их имена начинаются на А. Как их зовут? (Алла – Ася, Анжела – Алена).
– Какие похожие подружки! Как их Аня различает?
- У них разные пояски и разные бантики (красный – желтый, синий – зеленый).
Составление предложений.
У Аллы красный поясок, а у Аси желтый поясок.
У Аллы широкий поясок, а у Аси узкий поясок.
У Алены синий бантик, а у Анжелы зеленый бантик.
У Алены бантик посредине, а у Анжелы с боку.
4) Глобус.
- Как много разных стран на глобусе! Мне кажется, что Буквоед в стране, которая называется на А.
- Как ты думаешь, К., где Буквоед?
(Я думаю, Буквоед в Антарктиде, потому там холодно)…
5.Физминутка.
Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.
Аист отвечает : «Топай правой ногой, топай левой ногой.
Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (К Буквоеду).
Посмотрите, дети! В Азбуке – стране букв кто – то появился! Буквоед, отдай пожалуйста букву. «Дам посмотреть – заберу. Буду в бинокль за вами наблюдать.» (уходит).
Знакомство с буквой А а .
Элементы, сходство с крышей дома, шалашом, у а – крючок, брюшко).
- Читайте : А а.
- Работа с разрезной азбукой (Чтение А, а.)
Стихотворение: «Две палочки наискосок, а между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. (С.Маршак).
Показываю на доске.
Обвести пальчиком наждачную букву.
«Письмо в воздухе».
Письмо на столе пальчиком.
Письмо в тетради.
Посадка (Кулачок, спина), правильно держите карандаш (Указательный палец поднимаем, опускаем). Тетрадь под углом.
- Замените на схеме (слово АИСТ) , кружок на букву А, читайте, АИСТ.
Стихотворение «Сказочный волшебный дом, азбука – хозяйка в нем…»
С какой буквой познакомились? (А а). что можем сказать о букве? (Видим, пишем, читаем. Буква – это знак.) А звуки? (слышим и произносим).
Буквоед предлагает определить по запаху апельсины. Угощает детей.
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Постановка звука Ж.
Цель: развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы Ж.
Ход занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы.
На доске несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:
Жу- жу- жу, жу- жу- жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
- Кто это жужжит на ветке? Найди картинку. (Жук). Да, это жук. Покажи букву, с которой начинается слово ЖУК. (Буква Ж вывешивается на доске). Эта буква обозначает звук Ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж- ж- ж-ж. Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж. Для этого надо чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляторная гимнастика.
Для губ: улыбка- трубочка.
Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать «лодочку», сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.
Постановка звука Ж. Используется прием постановки путем озвончения звука Ш.
– Приложи руку к горлышку. Произнеси звук Ш, а теперь скажи его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук Ж.
После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. В случае затруднения одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук Ж, ребенок имитирует, используя тактильно- вибрационные ощущения.
Можно использовать постановку звука Ж от звука З. При произнесении звука З, ребенку предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.
Уточнение артикуляции звука Ж.
- Произнесем еще раз звук Ж. в каком положении губы при произношении звука Ж?
- Губы вытянуты вперед.
- В каком положении зубы- сомкнуты или раскрыты?
- Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
- Где находится кончик языка?
После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука Ж, ребенок также еще раз произносит звук.
- Кончик языка приподнят кверху, ноне касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
- Покажите рукой, какой язычок?
- Что напоминает язычок?
- Чашечку.
Логопед в целом описывает артикуляцию звука Ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Ребенок повторяет.
Развитие фонематического анализа.
А) Игра «Подними флажок». Логопед называет слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик. Ребенок поднимает флажок, если в слове есть звук Ж.
Б) Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Ребенок должен распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в названии которых звук Ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук Ж в середине слова. Логопед при этом четко называет сначала все картинки, выделяя голосом звук Ж.
В) Найди место звука Ж в словах. У ребенка цифры 1,2,3 . Логопед произносит слова, ребенок определяет, какой по счету звук Ж в слове (первый, второй, третий) и поднимает соответствующую цифру. Примерные слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.
7. Закрепление связи между звуком и буквой Ж.
- Посмотри на букву Ж. Что она напоминает, на что похожа?
- На жука.
- Сложи из палочек букву Ж. А затем подбери картинки, в названии которых есть звук Ж.
8. Подведение итогов занятия.
- Какой звук мы учились произносить?
- Звук Ж.
- Как произносится звук Ж? (Ребенок повторяет артикуляцию звука Ж).
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р в старшей группе.
План учебной практики