Шпоры по истории Казахстана - файл n1.docx

приобрести
Шпоры по истории Казахстана
скачать (235 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx235kb.10.06.2012 10:11скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6

  1. История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения.

Основным предметом истории должен стать человеческий дух. Следовательно, целью преподавания истории является не только ознакомление с историей, но и воспитание человеческого духа.
История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.
Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций.
Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня такими важными

Вывод: История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

  1. Казахстан – зона древнейшего расселения человека на территории Евразии (антропогенез, техногенез, социогенез). Археологические памятники каменного века.

1 Казахстан в эпоху каменного века. Развитие хозяйства и совершенствование орудий труда древними охотниками на территории Казахстана

Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество. Несмотря на небольшую продолжительность верхнего палеолита (около 30-40 тыс. лет), человечество за это время проделало огромный путь. Следующий период каменного века - мезолит, который начался от 10 тыс. лет и закончился 5500 лет до н.э. И завершился каменный век неолитом, охватывающим промежуток времени от 5500 г. до 3000 г. до н.э. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д. В нижнем палеолите (2,5 млн. лет - 10 тыс. лет до н.э.) для раскалывания камня человек использовал другой камень. Такая техника получила название "техника обивки" или "галечная культура", поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька . Позже появились отбойники, которые позволяли добиваться лучших результатов. Орудия, выявленные в Южном Казахстане (Хребет Каратау) обработаны такой техникой. В последующую эпоху - верхнем палеолите (10 тыс. лет - 5500 лет до н.э.) - обработка каменных орудий была более сложной. Широкое применение получает и отжимная техника, которая позволяла получать орудия с лезвием, например наконечники копий, дротиков. На стоянке Шульбинка в Восточном Казахстанесреди 5000 каменных изделий выделены скребки, острия, резцы, проколки, нуклеусы, долотовидные орудия, а также очаги, сложенные из галек, и следы жилища. Сырьем для изготовления орудий служили полудрагоценные камни - халцедон, яшма, опал, кремень. Коллекции находят аналогии в стоянках Алтая и Сибири, что позволяет их датировать возрастом 30-25 тыс. лет назад. В мезолите хозяйство и материальная культура испытывают значительные изменения, но, к сожалению, памятников этого времени на территории Казахстана насчитывается мало. Последующая эпоха -неолит- характеризуется многочисленными памятниками, обнаруженными во всех регионах республики. Одной из важных проблем казахстанского неолита является проблема определения своеобразия каменной индустрии и выделения локальных вариантов неолитической культуры. Наряду с охотой и рыболовством, зарождается земледелие и скотоводство. Важным открытием было и изготовление глиняной посуды, изобретение лука и стрелы, а также появление шлифованных орудий из камня; пиление и сверление получает широкое распространение. Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана, но наиболее значимой является пещера Караункур (Южный Казахстан). Здесь обнаружены каменные, костяные изделия, керамика, кости животных - кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, косули, лошади и т.д.

Ранний палеолит – 1) Южный Казахстан: Бориказган, Танирказган, Шабакты – в р-не хребта Каратау найдено 5 тыс. орудий из кремния; Казангап – на правом берег Чу найдено 300 орудий; Карасу – найдено 15 тыс. каменных изделий.

2) Центральный Казахстан: Семизбугы – в Северном Прибалхашье найдено 1611 каменных орудий труда; Кудайколь, Жаманайбат, Космола.

3) Восточный Казахстан: Канай – в верховьях Иртыша; Козыбай.

4) Западный Казахстан: Шабактысай, Сарытас.

Средний палеолит- 1)Ю.К.: Токалы- в районе хребта Каратау,Кызылрысбек-южнее озера Акколь; стоянка имени Чокана Уалиханова-на берегу реки Арыстанды; Ушбулак-стоянка охотников.

2) Ц.К.: Обалысай- в районе Жезказган; Музбель –в среднем течении реки Сарысу; Батпак-верховье реки Ишим, севернее Караганды;

3) В.К.: Канай, Бодене,КЫзылсу.

4) З.К.: Онижек,Аккыр,Кумакаш;

Поздний палеолит.

1)Ю.К.: Ачисайская стоянка, Усектас, Соркуль.

2) Ц.К.: Батпак 8- найдены крупные пластины,наконечник дротика,скребло;

Карабас3- собрано 172 порфиритовых изделий;

Агренсор2;

3)З.К.:- Акыр,Шакпаката,Онижек;

4)В.К.: Шульбинка- найдено 5000 оруудий труда;

Свинчатка, Пещеры;

Новоникольский, Канай;

Мезолит – 1)С.К.: Мичурин, Боголюбово, Ямленко,Тельман,Виноградовка,Дачная, Евгеньевка, Дузбай,Селетин,Ерейментау,Екибастуз

2) Ц.К.: Акимбек, Караганда.

Неолит – 1)Ю.К.: Саксаульская - в Приаралье - найдены кварцитовые наконечники стрел, мелкие каменные изделия, керамические сосуды;

Караунгур-на южных клонах Каратау; Каракудык,ушбулак

2) Ц.К.: Каратургай-стоянка охотников, Коскудык, Ыргыз,Батпак.

3)В.К.: Нарын,Кызылсу,Сатшыкыз.

4)С.К.: Ботай,Каратомар,Иман-Бурлык,Дамсы.

5)З.К.: Токсанбай, Сам, Коктобек, Жагалбулак, Темир, Шатпакколь, Кульсары, Шандыауыл, Сарыкамыс.

6)Северо-западный Казахстан: Явленко, Карлуга, Боголюбово, Виноградовка, Тельман, Маканджар, Туздыколь.

Антропогенез (морфологические развития человека от обезьяноподобных форм к современному типу)

Техногинез (развитие техники обработки и применения орудий труда, что привело к прогрессу материальной культуры)

Социогинез (развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) к сложному общинному коллективу)

Вывод: Ученым долгое время не удавалось обнаружить на территории Казахстана следов каменного века, что привело к ошибочному мнению о позднем заселении территории нашей страны человеком. Однако, по последним данным археологи установили появление человека у нас еще в ашельский период. Памятники этой эпохи, оставленные человеком прямоходящим, обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь

  1. Андроновская историко-культурная общность: археологические памятники, периодизация и основные черты.

18-8 вв. до н. э. Андроновцы – индоиранцы, основное население Казахстанских степей в эпоху бронзы. Переселение индоевропейцев началось в III в. до н. э. Быстро разрастающееся стадо и демографический взрыв требовали большей территории. Культура получила название Андроновской, существовала около 8-10 веков. Они жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. Поселок принадлежал одному роду (10-12 больших полуземлянок). Главным источником средств существования является скотоводство, особенно кони. Начальная оседлость постепенно переходит в кочевничество из-за недостатка корма для скота. Уменьшение опасности нападений привела к отгонному скотоводству. Разделение общества на социальные слои. Градация захоронений по размерам и богатству. Рядовые общинники (пастухи, Землепашцы), военная аристократия. Конь – главное жертвенное животное. Возникают храмовые комплексы. Распространение каменной скульптуры, изображавшей древних богов.

Из бронзы изготовлялись различные орудия труда-мотыги, украшения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хоз-вом. Андроновская культура получила свое название по месту первых находок и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Сев. К. название Федоровского, а для Центрального - нуринского периода (ХУШ-ХУ! вв. до н.э.). Средняя бронза в Сев. К. носит название алакульского, в Центрального - атасуского периода (ХУ-ХП вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (ХП-УШ вв. до н.э.). Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки. Скотоводство было оседлым, пастушеским. Особой отраслью хоз-ва андроновских племен было горное дело и металлургия. Отличительной чертой этой культуры - использование керамики. Применялся геометрический орнамент. В эпоху ранней бронзы в северо-западном К. появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим. Это был своеобразный город с четкой планировкой. Хоронили умерших в каменных ящиках. Встречаются случаи трупосожжения. С аридизацией климата на территории К. начинает зарождаться новый тип хозяйства - кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зимовки, земледелие стало приобретать подсобный характер. Это ведет к тому, что в Цент. К. комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура ХП-Х вв. до н.э. сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы К. и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация. К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники. Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя.

Вывод: Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и, исходя из этого перейти от оседлого скотоводства к отгонному, а это в свою очередь привело к увеличению стада овец и коней – основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация.Постепенно отгонное скотоводство в степи сменилось более продуктивным способом производства – кочевым, что привело к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен, населявших Казахстан.


  1. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).

Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, элансском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе.

Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье. Видимо, самым ранним автором, у которого содержались некоторые достоверные сведения относительно исторических судеб этого региона, является Геродот (484-425 гг. до н.э.), перу которого принадлежит значительный труд «История». В основе сообщений Геродота лежат как документальные материалы, так и устная фольклорная традиция, восходящая к сакским (скифским) племенам К. и Средней Азии.

Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии». Этот труд использовался в качестве источника такими авторами, как Диодор (1 век до н.э.), Плиний Старший (1 век н.э.), Клавдий Элиан (2-3 вв. н.э.). Однако позднейшие авторы называют Ктесия «отцом исторического романа», потому как сведения, содержащиеся в его сочинении более походят на фольклор, чем на исторические события.

Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.). Хотя он считал Каспийское море заливом океана и совершенно не подозревал о существовании Аральского моря, что делало его карту совсем неправильной. Ценным, хотя и сложным, источником является сочинение Птолемея «География» (конец 1 века до н.э.-1век н.э.).

Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники. Китайские авторы были лучше осведомлены об обстановке в К., чем античные. Развитие экспансии Китая на запад вызвало потребность в точном знании ситуации в Восточном Туркестане, К. и Ср. Азии. В 104-102 гг. до н.э. – первый поход Ханьских войск во владения Давань, находящегося в Ферганской долине. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э.). Чжан Цянь совершил на «запад» два путешествия – в 138 г до н.э. и в 115 г до н.э. Помимо прочего он преследовал цель добиться союза с юэчжи, насельниками Ср. Азии, и усунями Жетысу против сюнну (гуннов). В ходе своей миссии Чжан Цянь обращал особое внимание на состояние хозяйства иноземцев, численность их войска, вооружения, а так же записывал все то, что составляло специфику в их обычаях, нравах, одежде. Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.

Следом за «Историческими записками» идет «История Ранней Хань», которая была написана, в основном, Бань Гу в 1 веке н.э. и завершена его ученой сестрой Бань Джао. 26 династийных историй, освещающих историю Китая и Ср. Азии со 2 века до н.э. до нового времени являются уникальным историческим наследием Китая. Бань Гу охватывает период около 200 лет, здесь имеются сведения о владениях Давань, Усунь, Кангюй, а также Сюнну, в том числе, о владении сюннуского правителя (шаньюя) Чжичжи на северо-западном Тянь-Шане. Однако Бань Гу не писал в своем труде о событиях своего времени, поэтому его труд называют «Историей Ранней династии Хань». Об этом в дополнение к этому труду писал ученый 4 века Фань Е.

  1. Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.

Древнегреческий историк Геродот саков называет «азиатскими скифами». По свидетельству древнеперсидских источников этноним «сак» означает «могучие мужи». Иранские источники саков называют «туры с быстрыми конями». Греческий писатель 2 века до нашей эры называет их «из всех стрелков самыми искусными, не пускающими стрел на удачу.

Памятники культуры саков открыты советскими археологами в южных районах Казахстана, в частности, в кургане «Иссык» близ Алматы.

Письменные источники и археологические данные о том, что уже в 8-7 веке до нашей эры пле мена саков были связаны с цивилизациями древнего мира - Осирии и Мидии, а с середины 6 века до нашей эры- государством Ахеменидов. О семиреченских саках (народ «сэ») упоминает китайская хроника.

Ц.К.: Тасмолинская культура (7-3 век до нашей эры). Исследования проводили А.Х.Маргулан, М.К.Кадырбаев. Особенность устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют, «усов». Наиболее крупные могильники сосредоточены в предгорьях Бугулы,Каркары, Кызылтаса,Кента, Улытау. В развитии Тасмолинской культуры выделяют 3 этапа: 1) 6-7 век д.н.э. К нему относятся могильники Тасмола,Караморум,Нурмамбет 2) 5-3 в.д.н.э.- традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обряд захоронения лошадей. 3) 3-1 в.д.н.э.- сохраняется прежнее устройство курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды.

Восточный Казахстан: 3 этапа. 1) Майэмирский – 7-6 век д.н.э.

Шиликтинский курган – исследован археологом С.С.Черниковым. 2) Берельский – 5-4 в.д.н.э.

3) Кулажургинский – 3-1 в.д.н.э.

Семиречье, Ю.К: некрополи: Бесшатыр, Иссыкский,Тургенский,Кигенский,Алексеевский.

2 этапа: 1) ранний-8-6 век д.н.э. 2) поздний-5-3 в.д.н.э.

Термин сарматы употребляется в античных источниках с 3 века д.н.э. В основном, сведения греческих и римских авторов - Геродота, Диодора, Плиний, Полибий.

Археологические памятники: Богатые захоронения сарматов обнаружены в Чингирлауском районе Западного Казахстана. Курганы Целинный,Сынтас,Бесоба обнаружены в Актюбинской области.

Вывод: Таким образом, культура саков достигла высокой степени развития.
В ІІІ в. до н.э. названия древнейших племен саков стали исчезать из исторических источников. Это случилось потому, что новые пришельцы – завоеватели давали другие названия племенным союзам.
Племена саков на территории Казахстана смешались с другими племенами- усунями, канглами, аланами. С этого времени (ІІІ в.до н.э.) мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии


Наибольшее количество памятников, которые могут быть отнесены к сакам, датируется V - III вв. до н .э. В основном эти памятники случайного происхождения. Памятники эпохи поздней бронзы из Семиречья, к которой восходит сакская культура, были выше кратко описаны. Рассматривая Декоративное - прикладное искусство саков, можно предположить, что идеология сакских племен не была единой.

  1. Культура и мировоззрение сакских племен Казахстана по археологическим источникам.

А)Главными были культ вождя и царя. Царь считался избранником Бога, посредником между небом и землёй, центром мира. Он проводил первую борозду на весенней пахоте. Царей и вождей отождествляли солнечным божеством.

Б) саки поклонялись Солнцу,ветру, грозе, грому. По из представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц.

В) святилища, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы Богам, соблюдали культ предков и культ огня. Археологами обнаружено, что у саков Семиречья существовал храм Огня.

Искусство. С 7 века у саков возник в искусстве «звериный стиль». Главная тема- изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Сюжетная основа – мифы о происхождении людей от различных животных. В начале нашей эры этот стиль исчезает.

Саки говорили на восточноиранском языке. На развитие скаской культуры большое влияние оказала культура ахеменидского Ирана. Яркий представитель сакской духовной культуры- мыслитель Анахарсис.(6 век до н.э.)

Археологические памятники: иссыкский курган 1969-70 г.г.найдены экспедицией Акишева. Курган состоит из 45 могильников. В кургане обнаружены останки молодого сакского вождя. Особое значение имеет надпись на серебряной чаше из 26 руноподобных знаков. В кургане найдено чсвыше 4000 золотых предметов.

Бесшатырский- 31 могильник (5-4 век до нашей эры) найдено деревянная постройка из массивных стволов елей. Находки из кургана свидетельствуют, что сакская знать стремилась увековечить свое господствующее положение и после смерти сооружали громадные памятники.

Городище Чирик-Рабат, мавзолеи Бабиш мулла, Баланды – памятники Приаралья. Столица саков апасиаков. Цитадель Чирик Рабата служила местом захоронения знатных особ. В погребении найдено обломки глиняных кувшинов, железный меч, бронзовый наконечник.

Шиликтинский. В 1947 г. Черников. Курган состоит из 17 могильников, останки сакского царя-Третий золотой человек.

Берельский курган-Восточный Казахстан. 1999 г. Самашев. Обнаружено 16 жертвенных лошадей, ювелирные украшения, керамическая посуда.

7.Основные черты государственно-политического устройства хунну, усуней и кангюев.

Гос-во усуней. Усуни основали в 177 г. до н.э. собственное государство на территории Семиречья. Во главе гос-ва стоял правитель, носивший титул гуньмо, передававший престол по наследству. Кроме верховного правителя существовали ещё 8 категорий чиновников. Столица усуней Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город. Источники сообщают, что владение усуней насчитывали 630 тыс. человек и могли выставить 183 тыс. воинов. Хозяйство усуней было комплексным. Они разводили различные виды животных. В земледелии использовались как бочарные, так и орошаемые поля. Усуни разрабатывали месторождение меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали предметы обихода и оружие. Из цветного камня и благородных металлов делали украшения. Письменные источники подтверждают также существование у усуней имущественного и социального расслоения, частной собственности на скот.

Вывод: Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. Ювелирные изделия, оружие, украшения усуней отражали их религиозные представления и взгляды на мир.

Государство кангюй. Государство кангюев возникло в III в. до н.э. в среднем течении реки Сырдарьи, в районе Кангхи. Источники скупо освещают историю кангюев. В “Повествовании о западном крае” в “Истории старшего дома Хань” о кангюе говорится, что поселение составляет 120000 семейств, 600000 душ, стрелкового войска 120000 человек. По косвенным данным, управлял ими царь, носивший титул “би” или “ябгу”. Столица – г. Битянь, находился в среднем течении Сырдарьи. Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. По мнению А.М. Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Б.А. Литвинский считает, что кангюйцы были потомками ирано-язычных саков. Основным занятием кангюев было полукочевое скотоводство. На развитие земледелия указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, солома в обмазке пола и сырцовом кирпиче. Обработка почвы производилась каменными мотыгами. Ирригация имела ограниченные размеры. Кангюйцы умели выплавлять железо, делали из него предметы обихода. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. В жизни кангюйцев большую роль играла охота. Было развито рыболовство. Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов.

Вывод: Таким образом объединения кангюев достигли уровня государственности, об этом говорят следующие признаки перехода к государственному строю: наличие определенных территориальных владений, появление частной собственности на скот и землю, существование примитивного бюрократического аппарата, введение налога как ормы эксплуатации, наличие права

Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э. В 209 г. до н.э. вождь Моде объявил себя сенгиром и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну - племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили своих западных и южных соседей. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением ханьских войск. В 47 г. до н.э. хунну из-за междоусобиц разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость.// Во главе хуннской державы стоял монарх. Главной формой престолонаследия было завещание. Иерархия чиновников была очень громоздкой и сложной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника. В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии. Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию К. и вскоре оказалась между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь образовался новый этнос, который мы будем называть гуннами. Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. В 445 г. Аттила стал единоличным правителем. Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римской империи. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Существовала частная семейная собственность на скот. Материалы раскопок указывают на имущественное неравенство. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны оседлые племена земледельцев.

Вывод: По косвенным указаниям, можно предположить, что их основную массу составляли и там, и тут прототюркские племена. Это, конечно, не исключает многоязычия гуннских объединений, куда входили предки монголов и т.д., а в Средней Азии и на западе — ираноязычных племен. Вся причерноморская периферия античного мира, вплоть до Днестра, сармато-аланские и готские племена были разгромлены в течение нескольких лет; частью они были включены гуннами в состав своих орд, частью бежали за Днестр. К 376 г. гунны продвинулись непосредственно к границам Римской империи.

8.Памятники древнетюркской письменности. Письменные источники по истории и культуре тюрков.

В начальный период истории Тюркского каганата, не позднее второй половины 7 в., на основе согдийской письменности, дополненной несколькими знаками возникло новое письмо.

Древнетюркское письмо было впервые открыто в долине реки Енисея в 20-х гг. 17 в. немецким ученным Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра 1, и сопровождавшим его пленным шведским офицером Страленбергом. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами. В 1889 г. русский ученный Ядринцев открыл в Северной Монголии, в долине реки Орхон, огромные каменные стелы с руническими надписями. По месту находки основных памятников это письмо стали называть «орхоно-енисейским».

Самые крупными образцами рунического письма являются памятники Северной Монголии, сосредоточенные главным образом в бассейнах рек Орхона, Толы и Селенги. Они были воздвигнуты в эпоху второго Тюркского каганата (689-744 гг.) и Уйгурского каганата (745-840 гг.). Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские надписи – стелы в честь Бильге-кагана и его брата, полководца Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735 гг., а так же стела советника каганов второго Тюркского каганата Тоньюкука, созданная вскоре после 716 г., еще при его жизни.

На территории Ср. Азии и К. следует выделить 2 группы рунических памятников – ферганскую (мелкие надписи на керамике, 8 в.) и семиреченскую (на территории Кыргызстана и К.). Сюда относятся одиннадцать надписей на камнях-валунах (8 в.) и наскальные тексты в ущелье Терек-сай (долина реки Талас), надписи на керамике, обнаруженные близ г. Джамбул, мелкие надписи или отдельные значки на монетах и бытовых предметах, надпись на деревянной палочке (выявлена при горных работах в долине р. Талас), а так же надписи на двух бронзовых зеркалах из Восточного К. и краткая надпись на глиняной пряслице с Талгарского городища (близ г. Алматы).

9.Этногенез тюрков и этапы сложения тюркской государственности

Согласно тюркской легенде, записанной китайскими в 6 в. предки тюрков, «жившие на краю большого болота были истреблены воинами соседнего племени. Уцелел лишь 10-ти летний мальчик, которого выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Она родила 10-х сыновей, которые и стали основателями тюркского народа. Один из ее внуков по имени Ашина стал вождем нового племени и дал ему свое имя. За время жизни в Восточном Туркестане Ашина смешались с местными жителями (иранское и тохарское население), положено начало тесным тюрко-согдийским связям, оказавшим огромное воздействие на всю культуру и государственность древних тюрков. Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях и относится к 542 г. Китайцы считали тюрков потомками сюнну. Само слово «тюрк» значит «крепкий, сильный». Согласно Кононову это был первоначально политический термин, означавший степную аристократию. Наиболее крупным объединением племен был племенной союз, носивший в китайских источниках название «теле». Существовало 4 основных группировки тюркских племен: тюрки, кыргызы, кыпчаки, теле (огузы). В середине 6 века они вошли в состав нового политического образования, положено начало новому этапу Весной 552 г. Бумын выступил против своих сюзеренов жуань жуаней и нанес им сокрушительное поражение. На развалинах этого государства они создали Тюркский каганат. Родоначальником был Бумын каган. Годы правления Мукан каган (553-572 гг.) Тюркский каганат достиг политического господства, покорены кидани в Маньчжурии, кыргызы на Енисее, северокитайское государство.

Вывод: В науке существует несколько различных точек зрения по происхождению. Наиболее обоснованным считается согдийский вариант арамейской гипотезы. Он основан на близости форм ряда рунических и согдийских графем, которые по происхождению считаются арамейскими (переднеазиатскими). В.А. Лившиц установил, что прототипом для большинства рун послужило согдийское курсивное письмо и только небольшая их часть могла быть изобретеннойКак справедливо заметил Н.А. Баскакова, без лингвистических материалов невозможно заниматься проблемами этногенеза любого народа, историей их культуры и быта, и поэтому публикация рунических надписей позволит исследователям ознакомиться с замечательными памятниками древнетюркской письменности

10.Этнокультурные процессы и международные связи в Западно-тюркском каганате.

В Западнотюкском каганате шел процесс образования классов и сравнительно быстрого формирования раннефеодальных общественных отношений.

Военно-политические ресурсы центральной власти Западнотюркского каганата оказались недостаточными для удержания народов и племен в повиновении. В каганате происходили непрерывные междоусобицы, частые смены правителей .Длительная война и династийная междоусобица (640-657гг.) привели к вторжению в Семиречье войск Танской империи. Танские губернаторы попытались управлять западнотюркскими племенами, но не прекращавшаяся борьба тюрков против танских завоевателей привела к возвышению тюргешей в 704 г.

11.Тюргешский и карлукский каганаты и геополитическая ситуация в Центральной Азии в VIII веке.

Образование каганата Туркешей. (704-756) Западные тюрки тяжело переживали свое подчинение Китаю, который требовал участия своих новых подданных во всех завоевательных походах. Кроме того, невыносимым оказался и налоговый гнет. В среде тюрок была сильна идея независимости и воспоминания о былом могуществе каганата. В 679 г. одновременно вспыхнули два восстания - в Монголии и Жетысу. Но если первое привело к восстановлению Восточно-Тюркского каганата, то второе было жестоко подавлено.

Кровопролитная война между восточными тюрками и китайцами отвлекла силы последних, и в 699 г. Западно-Тюркское государство было восстановлено, однако во главе его встало не племя ашина, атюркеши, поэтому каганат стал именоваться Туркешским.

Туркеши входили в племенной союз дулу и в свою очередь делились на кара- и сары-туркешей. Их вождь Ушлик сверг китайского губернатора и направил в Китай посольство с требованием признать его каганом.

Восточные тюрки также вынуждены были признать существование нового государства, В начале VII в. каган Ушлик переносит свою ставку в г. Суяб и делит всю территорию каганата на 20 областей "тутук". В каждой области насчитывалось до 7 тыс. хозяйств. Большая ставка кагана находилась в Суябе, а малая - в г. Кунгуте долины реки Или.

Походы арабов и распад государства Туркешей. В.705г. вплотную к южным границам туркешей подошли арабские войска, воевавшие с согдийскими государствами. Ушлик заключает союз с Китаем и Согдом и дважды разбивает арабов под Пайкендом и Бухарой. Только разногласия между туркешами и согдийцами позволили арабам отступить и избежать полного разгрома. Сын Ушлика Согэкаган изгнал арабов из Средней Азии и стал фактически гегемоном в этом регионе. Однако успех этот был недолог.

В 708 г. в Туркешском каганате началась междоусобная война между каганом и его вассалом Кули-Чурн. Кроме того, родной брат.Согэ, Чжен перешел на сторону Восточно-Тюркского кагана и обратился к нему за помощью в борьбе за престол. Восточно-тюркские войска выступили в поход и в 710 году на реке Волочу туркешское войско было разбито. Согэ начал собирать новые войска, но вновь потерпел поражение и попал в плен, а каганат практически развалился.

Поражение туркешей позволило арабам возобновить наступление на Среднюю Азию и в 711 г. взять Самарканд. В 713 г. арабы захватили Ходжент, Фергану и попытались завладеть Ташкентом, а в 715 г. проникнуть в Восточный Туркестан. Однако арабская экспансия вновь была остановлена туркешами, которые в том же 715г. очистили от захватчиков Фергану, а уже в 717 г. талантливый каган Сулук сумел восстановить прежнюю мощь каганата.

Арабы пытались добиться союза с туркешами путем пропаганды ислама, однако эти попытки не имели успеха, и Сулук остался союзником согдийцев. В 724 г. туркеши поддержали восстание в Согде и начали вести там партизанскую войну против арабов. Однако в 737 г. мир с Китаем был нарушен, и Сулуку пришлось вести войну на два фронта. Кроме того, вспыхнула вражда между кара- и сары-туркешами.

В 738 г. вождь сары-туркешей Бага-Тархан убил Сулука и пытался захватить власть. Под его знаменем собрались правители Ферганы и Ташкента, кроме того, поддержку обещали и китайцы. В битве на р. Шу кара-туркеши были разбиты, а столица каганата, город Талас, разрушен. В 740 г. был убит и Бага-Тархан, а главой кара-туркешей стал Кутлуг Бильге.

Пользуясь усобицами туркешей, арабам удалось завершить завоевание Согда, подавить сопротивление Самарканда, Ташкента и Отрара и к 738 г. установить твердую границу с туркешами. Возобновили наступление и китайцы, которые в 748 г. разрушили г. Суяб. Две армии, арабская и китайская, встретились в 751 г. у р. Талас. Ожесточенная битва продолжалась пять дней и закончилась победой арабов. Китайцы были изгнаны из Жетысу, но и арабы были вынуждены отступить из-за постоянных восстаний в покоренном Согде.

В 756 г. война между кара- и сары-туркешами возобновилась и окончательно обескровила каганат. В 759 г. власть в Жетысу перешла к другому тюркскому племени - карлыкам.

Карлуки, (756-940) расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного Каганата и имели правителя с титулом ельтебер. С ослаблением власти кагана карлуки все более стремились к самостоятельности, периодически поднимая восстания и переходя в подданство восточных каганов. После падения Западно-Тюркского каганата карлуки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется. С начала VIII в. начинается постепенное переселение карлуков на территорию Жетысу. Именно вмешательство карлукских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 г. После ряда побед над туркешами и восточными тюрками карлукский правитель - джабгу был признан "царем Алтая".

В 758 г. карлуки начали наступление в Жетысу против туркешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Туркеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлукские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями.

В 791 г. уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Беш-балыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 г. джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Ертис. Карлыки были вынуждены подчиниться уйгурам. Только после поражения Уйгурии в 840 г. карлыкам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Билые-Кюль Кадыр хан принял новый титул каган и объявил о независимости карлуков.

Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил "священную воину" против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане.

В карлукскую конфедерацию входили различные кочевые тюркские племена: тухси, чигили, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в их составе были часть уйгуров, согдийцев, огузских темен, оставшихся в Жетысу после переселения основной их массы в бассейн среднего "и нижнего течения Сырдарьи. Часть тюркских племен по мере продвижения на юг и запад стала переходить'к-оседлому земледелию, среди них стал распространяться ислам. Основная часть карлыков приняла ислам в 960 г.

История Карлукского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана - чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии.

Время относится к периоду арабских завоеваний. Первостепенное место в борьбе с ними занимают тюргеши. Родоначальник – Уч-элик-каган. Главная ставка в Суябе, разделяет страну на 20 уделов. Тюргеши приходят на помощь согдийцам в борьбе против арабов, объединенные их силы наносят поражение арабам. Преемником Уч-элика стал его сын Сакал-каган. Внутри гос-ва тюргешей не было единства. Во внешней политике они вели войны с арабами и танскими войсками, опасность представляли центральноазиатские тюрки. В течение нескольких лет дестабилизация в гос-ве, но с восшествием на престол Сулук-кагана окрепло. Ставка переносится в Талас (Тараз). Заключив брачные связи, он ликвидировал опасность со стороны Танской империи. Далее ведет войну с арабами (прозвище «бодливый»). Гибель Сулука положила начало длительной межплеменной борьбе (битва под Атлахом между арабами и китайцами). Междоусобицы окончательно подрывают Тюргешское гос-во, оно пало под натиском карлуков. На руинах Тюркского каганата образовались – Огузская держава, Кимекский каганат, прямые наследники земель – карлуки.

Первые сведения под именем булак. Племена: булак, чигиль, ташлык. Титул правителя эльтебер. В середине VIII в. развернулась борьба за тюргешское наследие между карлуками и Огузами. Победа за карлуками, перешло все Жетысу. Карлуки продолжают расширять границы. Сост. из многочисленных родоплеменных групп – 9 племен. Население не было этнически однородным. В VIII-X вв. шел процесс тюркизации оседло-Земледельческих жителей. По сведениям Ибн Хаукаля, «требовалось 30 дней, чтобы пройти Земли карлуков с запада на восток». Соперничество на востоке карлуков с уйгурами закончилось поражением карлуков. Затем уйгуры были вытеснены енисейскими киргизами. На западе карлуки вели войну с арабами, активно поддерживали антиарабские выступления. Арабское господство коснулось лишь части Карлукского каганата. Устройство характеризовалось развитой формой удельно-племенной системы. Общество пронизывало социальное и сословное неравенство. Территория поделена на фактически самостоятельные владения, нет единства. В стране насчитывалось около 25 городов и поселений. Большое значение имел шелковый путь. Государство раздирали усобицы. Реальная угроза пришла со стороны Кашгара. В 940 г. государство карлуков пало.

12.Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура

Ранний этап Истории кимеков связан с племенем яньмо, отмеченным в китайских источниках в связи с событиями VII в. в западно-тюркской среде. Синологи отождествляют яньмо с племенем йемек (имек). В свою очередь, термин имек, как считают ученые-востоковеды, является фонетической разновидностью имени кимек. Яньмо одно из телеских племен — в начале VII в. обитало в северо-западной Монголии. К середине VII в. кимеки откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. Обособление племени произошло после падения Западно-тюркского каганата в 656 г. Скорее всего, именно в это время возникло ядро кимекского племенного союза. Глава племени кимеков носил титул “шад-тутук”. После распада в 840 г. Уйгурского каганата в Цeнтральной Монголии часть входивших в него племен (эймур, баяндур, татар) присоединились к ядру кимекского объединения. Именно в это время складывается кимекская федерация в составе семи племен: эймур, имск, кыпчак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекских племен стал носить титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушка различных тюркоязычных народов - карлуков, огузов, уйгуров и др. В начале IX в. кимеки продвинулись к Сырдарье, затем в союзе с карлуками помогли огузам нанести поражение и вытеснить кангаро-печенежские племена из долины Сырдарьи и Приаралья. Бурные события второй половины VIII—IX вв., в ходе которых кимекские племена прочно укрепились на территории от Среднего Иртыша до Джунгарских ворот и продвинулись на запад$вплоть до Южного Урала и бассейна Сырдарьи, дали толчок развитию государственной организации кимеков. Могущество кимекского правителя было значительным. Со времени сложения у кимеков каганата в конце IX — нач. Х вв. их царь стал носить высший тюркский титул кагана. Таким образом, по мере социального и политического развития кимекского общества от племени до государственного образования шел последовательный переход в титулатуре их глав от низшей ступени к высшей, от шад-тутука до кагана. В ходе становления кимекского государства менялся состав кимекских племен. Каган кимеков обладал реальной властью: в пределах своего государства он назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати. Так, уделы 11 управителей кимекского кагана передавались по наследству детям этих управителей. Зарождение удельно-племенной системы было следствием крупных перемен в общественном строе, вызванных становлением патриархально-феодальных отношений в кимекском обществе. Владельцы уделов, как обычно, находились в подчинении кимекского кагана. Вследствие единения военного и административного начал управители-вожди, стоявшие во главе крупных племенных объединений, стремились укрепить индивидуальные кочевые хозяйства и упрочить политический вес. Некоторые из них превращались в полузависимых ханов, стремившихся при благоприятных условиях к захвату верховной власти в государстве. Во внешнеполитическом курсе кимекский каган был довольно предприимчив. Кимекские правители совершали успешные походы на юг. В свою очередь, сопредельные династии и народы совершали нападения на становища кимеков. Предпринимались, в частности, военные походы караханидов в глубь кимекских земель, порой они доходили до Иртыша. В начале Х в. рубежи кимекского государства стабилизировались. Взаимные военные набеги кимеков и их соседей все чаще сменялись мирным общением. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные торговые пути к кимекам, пролегавшие из Булгарии в Поволжье, Саманидов из Средней Азии, от огузов, карлуков, токузогузов и кыргызов. От Великого шелкового пути ответвлялась сеть караванных дорог, ведших к ставке кимекского кагана Кимекия (Имекия) на Иртыше. В начале XI в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению, усилением в каганате междоусобных распрей, и миграцией кочевых племен Центральной Азии, переселение которых относится к началу XI в.

Вывод: Кимакская держава была могущественным государством.. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла к кыпчакскому объединению. В начале Х в. рубежи кимекского государства стабилизировались. От Великого шелкового пути ответвлялась сеть караванных дорог, ведших к ставке кимекского кагана Кимския (Имския) на Иртыше.В начале XI в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчак-ских ханов, стремившихся к самоопределению, усилением в каганате междоусобных распрей, и миграцией кочевых племен Центральной Азии, переселение которых относится к началу XI в.

13.Государство огузов: этнополитическая история, хозяйство, культура.

С территорией Казахстана тесно связана история государства огузов. Огузское государство сложилось в IX—Х вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к ней степях Западного Казахстана. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошел как древний (в основном тюркизированный) этнический компонент долины Сырдарьи и арало-каспийских степей запада Казахстана, так и кочевые, полукочевые племена и роды Семиречья и Сибири. Первоначальное ядро огузской группировки формировалось в Семиречье, однако, в процессе своего движения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого населения Западного Казахстана. В IX в. после длительной борьбы огузские вожди захватили гегемонию в степях Приаралья и Западного Казахстана, разгромив в союзе с Хазарским каганатом тюркские племена печенегов, обитавших ранее на этих землях, Все эти события содействовали укреплению элементов государственной организации у огузских племен. Огузское государство отличалось разнородностью этнического состава, процесс же консолидации огузов в народность не получил своего завершения. Государство огузов, подобно другим государственным образованиям на территории Казахстана не было монолитным. Арабский автор ал-Идриси свидетельствует о наличии у них нескольких “царей” или “князей”. Резиденциями этих правителей стоявших во главе крупных объединений, служили укрепленные ставки, где хранились казна и продовольствие. Огузские “цари” назначали специальные военные отряды для охраны своих владений, а в случае войн и набегов укрывались в крепостях. Главой государства огузов IX—XI вв. был правитель, носивший титул “джабгу”. Власть джабгу передавалась по наследству, хотя он и считался “избранным на царство”. Согласно преданиям, огузские правители выбирались из могущественных ханских родов — (уругов). В основе “избрания” лежала привилегия на власть старшего по сравнению с младшим родичем. Огузское государство по своей природе было раннефеодальным. В нем сохранились институты власти, выросшие из недр военно-демократического строя, а власть джабгу ограничивалась советом военно-племенной аристократии. На фоне разложения родоплеменных институтов развивались патриархально-феодальные отношения. Складывался аппарат управления. В конце Х в. уже функционировала система регулярных налоговых сборов и ханские сборщики имели специальные конные отряды. Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 г. между огузским джабгу и князем Киевской Руси Святославом был заключен военный союз против хазар. Его результатом явился разгром Хазарского каганата. В конце Х в, в союзе с киевским князем Владимиром огузы нанесли поражение государству волжских булгар. На рубеже Х—XI вв. огузское государство стало приходить в упадок. Учащаются восстания огузских племен, недовольных сбором налогов. Государство огузов пало под ударами тюркских племен кыпчаков, пришедших с востока. Значительные группы огузов под натиском кылчаков ушли в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть империи Караханидов на территории Южного Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана и правителей тюрок - сельджуков в Иране. Остатки огузов, разбитых кыпчаками в средине XI в., в дальнейшем растворились среди тюрко-язычных племен Дешт-и-Кыпчака — Страны кипчаков.

Вывод: Многолетние стычки и войны с сельджуками подточили объединение огузских джабгу. Ослабленная глубокими внутренними противоречиями держава джабгу окончательно пала под ударами вождей кыпчакских племен. Значительная масса огузов под напором кыпчаков ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии. Другая часть огузов перешла под власть Караханидов Мавераннахpa и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпча-ками в середине XI в. огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и кыпчака. Огузские племена долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия оставили заметный след в этнической истории казахов

14.Этнополитическая история кыпчаков (1X-XI вв.).

В Х в. на территории Казахстана появляется государство - Кыпчакское. Кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII в. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлы-ков, кимаков и кыргызов в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая. В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбища. К концу Х века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. В начале XI в. они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Жетысу. Восточная граница их остается на Ертисе, западные пределы достигают Едиля, на юге - района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся казахская степь называется Кыпчакской Степью или «Дешт-и-Кыпчак». Расцвет кипчакского государства. В середине XI века кыпчаки переходят Едиль и за короткое время подчиняют себе многочисленные западнокангарские племена долины рек Тен и Узеу (Днепр). К началу XII века земли, занятые кыпчаками, разделяются на два крупных объединения. Кыпчаки, обитавшие к западу от Едиля, объединились в конфедерацию во главе с ханами из рода токса-ба. Кыпчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода едьбори. Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. Кризис кыпчакских государств. В конце XII в. кыпчаки переживают период кризиса. Западные кыпчаки терпят ряд поражений от русских князей. В начале XIII в. часть кыпчаков во главе с ханами принимают христианство. Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов: Сыгнак, Джент, Барчынлыкент - на Сырдарье, Канглы-кент - на Ыргызе, Саксин - в низовьях реки Едиль, - на Таманском полуострове и Шарухан - недалеко от современного Харькова. Кроме того, кыпчаки составляли значительный процент населения Ясы, Отрара, Ургенча и крымских городов.
  1   2   3   4   5   6


История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации