Шпаргалка по экологии - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по экологии
скачать (253.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc254kb.20.09.2012 10:46скачать

n1.doc

  1   2   3
1. Роль экологии в современной науке и практике. Объект и предмет, цель и задачи социальной экологии как отрасли экологии.

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимоотношений организма с окружающей средой; исследующая структуру, динамику и историческое развитие надорганизменных систем (популяций, видов, биогеоценозов и биосферы в целом).
Социальная экология – отрасль экологии, изучающая закономерности воздействия общества на биосферу и те изменения в ней, которые оказывают влияние на общество в целом и каждого человека в частности.
Возникновение и развитие социальной экологии явилось естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин – социологии, политологии, психологии и т.д. – к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды. Социальная экология играет важную роль в решении проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жизни и развития, гармонизации взаимоотношений человека с другими компонентами биосферы, также в ее рассмотрение включены проблемы выявления общих законов функционирования и развития общественных систем, изучение влияния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов.

Объект социальной экологии – человек как центральный объект в основе большой, многоуровневой системы, называемой средой.

Предметом социальной экологии являются специфические связи между человеком и средой его обитания.

Основные задачи социальной экологии: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека; влияние человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.
2. Наиболее серьезные проблемы экологии и социальной экологии на современном этапе развития человечества.

Сегодня наиболее актуальными являются такие проблемы экологии:

1. Рост численности населения:

На протяжении ХХ в. ускорился процесс роста численности населения. Население мира увеличивается на 90 млн. в год, но плотность населения в различных регионах неодинакова. Основной прирост населения приходится на развивающиеся страны. Быстрый рост населения в них провоцирует обострение экологических и социальных проблем, такие, как дефицит продовольствия, возникновение и распространение эпидемий инфекционных заболеваний, периодически вспыхивающие межэтнические, религиозные и кастовые конфликты как следствие борьбы за ресурсы и т.д. Негативные последствия роста численности населения Земли – рост материального потребления, рост городских агломераций, загрязнение среды, т.к. увеличивается количество отходов в городах, падение уровня жизни, изменение структуры населения (изменение соотношения возрастных групп, изменение соотношения полов в младших возрастных группах и в старших) и его скученность (что приводит к ускорению загрязняемости среды). По оценкам ученым оптимальным для Земли является населения в 1 – 1,5 млрд. человек. Десятикратное превышение оптимума численности населения в соответствии с емкостью Земли чревато такими последствиями как распространение опасных для жизни болезней.

2. Ресурсный кризис:

Почва. Важнейшим свойством почвы является способность обеспечивать рост и развитие растений. В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит деградация почвы, ее загрязнение и изменение химического состава. Многоразовые вспашки земель делают почву беззащитной перед ветрами, весенними паводками и др., в результате чего происходит ускоренная ветровая и водная эрозия почвы, ее засоление. По этим причинам ежегодно теряется 5-7 млн. га пахотных земель. Широкое использование удобрений, ядов для борьбы с вредителями, сорняками приводит к накоплению в почве несвойственных ей веществ. Значительный ущерб приносит процесс урбанизации: осушение водно-болотных угодий, загрязнение природных сред и др. Основными загрязнителями почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды, применяемые в сельском хозяйстве.

Минеральное сырье. Полезные ископаемые дают около 75% сырья для химической промышленности, на продукции недр работают почти все виды транспорта. С ростом добычи общие запасы минерального сырья на Земле неизбежно сокращаются. Основа нехватки минеральных ресурсов в том, что человечество берет из недр Земли во много раз больше, чем использует. Потери ценнейшего минерального сырья происходят при его добыче, обработке и транспортировке.

Энергетические ресурсы. Около 10% потребной энергии человеку обеспечивают продукты питания, остальную – промышленная энергетика. Долгое время энергетической базой служило ископаемое топливо, запасы которого сильно сократились, поэтому встала проблема поиска новых источников энергии.

3. Возрастание агрессивности среды:

Загрязнение воздуха. В последнее время отмечается увеличение загрязнения воздуха, связанное с расширением промышленных зон, усиленной технизацией и моторизацией жизни людей. Вредное воздействие веществ, попадающих в воздух, может усиливаться их взаимными реакциями, особыми метеоусловиями. Особую опасность для человека представляют выхлопные газы автомобилей, в которой содержатся окислы свинца (нарушение структуры и функций печени и мозга, мышечная слабость и т.д.).

Загрязнение вод. Основными факторами загрязнения воды являются: большое количество промышленных сбросов; отравление воды веществами, загрязняющими воздух и вымываемыми из него дождевой водой, в итоге стекающей в водоемы; просачивание в водоемы вредных веществ, употребляемых в сельском хозяйстве; недостаточное развитие канализационных систем.

Рост патогенности микроорганизмов. Применение все более совершенных и мощных средств борьбы с болезнетворными микробами часто приводит к выработки последних со временем устойчивости к соответствующим препаратам. Этот эффект привыкания может привести к вспышкам численности возбудителей тех или иных заболеваний, и следовательно к эпидемии.

4. Изменение генофонда:

Генофонд – совокупность генов, имеющихся у особей данной популяции, вида, в пределах которых они характеризуются определенной частотой встречаемости.

О воздействии на генофонд чаще всего говорят в связи с радиационным загрязнением, хотя это не единственный фактор, влияющий на генофонд. Вместе с тем продолжается действие и естественных факторов изменения генофонда –мутации, дрейф генов и естественный отбор. Загрязнение среды влияет на каждый из них.
3. Основные подходы к рассмотрению понятий «природа», «жизнь», «человек».

Понятие природы – одно из наиболее глобальных понятий. В самом широком смысле слова природа это все. В более конкретном смысле:

Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Понятие человек также является важным в экологии. Человек живет в природе. Существует множество определений человека, но все они неполные и не отражают полную сущность человека (например, человек - биосоциодуховное существо, или политическое животное и др.)

Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъекты общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек – общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности.

В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного отношения к природе. Нельзя забывать: мы живем в мире, где царствует закон энтропии, где запасы полезных для нас ресурсов для промышленности и пропитания «рассеиваются» или, иначе говоря, исчерпываются невозвратимо. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип — отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Теперь стало ясно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека: не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит. Еще Ф. Бэкон говорил: человек должен господствовать над природой, покоряясь ей. Человек не только адаптируется к условиям природной среды, но в своем взаимодействии с ней постоянно адаптирует ее, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями и интересами. Однако воздействие человека на природу имеет тенденцию нарушать сложившийся баланс экологических процессов. Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасно-острое противоречие с условиями своего обитания.

http://www.countries.ru/library/nature/vzecol.htm - просто прочитайте.
4. Понятия «экологическая система», «экогенез», «экологическая ниша», «экологическая валентность».

Большое значение для развития экологии имело формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Английский ботаник А. Тенсли (1935) назвал экосистемой любую совокупность совместно обитающих организмов (автотрофов и гетеротрофов) и необходимой для их существования абиотической среды. Более конкретное понятие биогеоценоза, обоснованное В. Н. Сукачёвым, подразумевает единство растений, животных и микроорганизмов, населяющих определённый участок земной поверхности с его ландшафтными, климатическими, почвенными и гидрологическими условиями. Введение этих понятий способствовало сближению разных разделов Экология и привело к постановке таких общеэкологическим проблем, как изучение круговорота вещества и потока энергии в экосистеме. Представление о трофических (пищевых) уровнях позволило количественно охарактеризовать процесс превращения вещества и энергии при переходе с одного уровня на другой (американские экологи Дж. Хатчинсон, Р. Линдеман, Г. Одум). Продукционно-энергетическое направление развивал советский учёный В. С. Ивлев, известный также своими исследованиями в области количественных характеристик питания рыб.

Экологическая валентность – степень приспособляемости живого организма к изменениям условий окружающей среды.

Эврибионты – организмы, которые могут приспосабливаться к различному диапазону факторов.

Стенобионты – организмы, которые плохо приспосабливаются к изменениям в окружающей среде.
Экологическая система – это закрытая, функционально единая совокупность организмов (растений, животных и микроорганизмов), населяющих общую территорию и способных к длительному существованию при полностью замкнутом круговороте веществ.
Экогенез – это развитие в процессе эволюции экологических отношений между организмами и средой.
Экологическая ниша – это место, занимаемое видом в сообществе и биоценозе.
5. Факторы окружающей среды и специфика их воздействия на человека. Экологическая модель социальных влияний.

Окружающая среда – это совокупность биотической, абиотической и социальной сред совместно и непосредственно оказывающих влияние на людей и их хозяйство.

Классификация окружающей среды по Н.Ф. Реймерсу:

1. Интимная среда (жилье, семья, соседи и др.)

2. Ближняя среда (населенный пункт, город, деревня и т.д.)

3. Дальняя среда (региональная, некоторые территории)

4. Глобальная среда (влияние событий на Земле и в космосе).
Компоненты окружающей среды:

- природный (естественный ландшафт)

- техногенный (все, что создано человеком)

- социально-экономический (другие люди)
Факторы окружающей среды:

I. По природе:

1. природные,

2. социально-экономические,

3. смешанные.

II. По типу совместного воздействия на человека:

1. усиливающие общий эффект,

2. ослабляющие общий эффект,

3. активно не взаимодействующая.
Экологическая модель социальных влияний. – Согласно этой экологической модели, развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. Растущий человек постоянно испытывает воздействие со стороны различных элементов окружающей его среды и в то же время сам активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду. Модель социальных влияний предложена американским психологом У. Бронфенбреннером. Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую систем, которые обычно изображаются с помощью концентрических колец. У. Бронфенбреннер выделил 4 системы, влияющих на человека.

В центре находится человек – 1.

1 система – микросистема (субъект и его ближайшее окружение, семья и т.д.)

2 система – мезосистема (связь между микросистемами).

3 система – экзосистема (элементы социальной среды, в которых человек не играет ролей, которые опосредованно влияют на развитие, например, администрация и т.д.).

4 система – мегасистема (традиции, законы, нормы культуры, в которой находится человек).

Микросистему, или первый уровень модели, в любой период жизни составляют люди и объекты в непосредственном окружении ребенка. Именно этот уровень традиционно привлекает внимание психологов. Но Бронфенбреннер им не ограничивается. Он указывает, что взаимосвязями двух или более микросистем (например, семьи и детского сада) образуется второй уровень — мезосистема. Экзосистема имеет отношение к тем уровням социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта человека, тем не менее влияют на него. Например, предприятие, где работает мать ребенка, может разрешить ей гибкий производственный график, что позволит ей больше внимания уделять воспитанию и косвенно повлияет на развитие ребенка. В то же время возможность свободнее распоряжаться своим временем и большую его часть уделять воспитанию будет способствовать душевному равновесию матери и косвенно скажется на повышении производительности ее труда.

В отличие от других уровней, макросистема не имеет отношения к определенному окружению, а включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет человек. Например, правила, согласно которым дети с задержками развития могут обучаться в массовой школе, вероятно, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как этих детей, так и их «нормальных» сверстников. В свою очередь, успех или провал этого педагогического начинания может содействовать или, напротив, помешать дальнейшим попыткам интегрировать отстающих детей в массовую школу.

6. Предпосылки и условия психического развития.

Предпосылки психического развития:

Генотипические особенности,прирожденное свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития.

Физическая и психическая активность.

Взаимодействие биологического и социального факторов.

Социальное наследование.
Условия психического развития

Исторически обусловленные реальности существования человека.

Реальность предметного мира.

Реальность образно-знаковых систем.

Природная реальность.

Реальность социального пространства.

Реальность внутреннего мира человека.

Деятельности, определяющие вхождение в человеческие реальности.

Предварительные условия развития психики принято называть предпосылками развития. К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Человек проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений.

Определенное строение мозга, и определенные условия жизни, воспитания необходимы, чтобы стать человеком. Однако их значение различно. Примеры с Иони и Камалой в этом смысле очень характерны: обезьяна, воспитанная человеком, и ребенок, вскормленный волком. Иони вырос обезьяной со всеми присущими шимпанзе особенностями поведения. Камала выросла не человеком, а существом с типичными волчьими повадками. Следовательно, черты обезьяньего поведения в значительной мере заложены в мозгу обезьяны, предопределены наследственно. Черт же человеческого поведения, человеческих психических качеств в мозгу ребенка нет. Зато есть нечто другое – возможность приобрести то, что дается условиями жизни, воспитанием, пусть это будет даже способность выть по ночам.

Таким образом, природные предпосылки — строение организма, его функции, его созревание – необходимы для психического развития; без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у человека. Это зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых человек усваивает общественный опыт.
7. Специфика взаимодействия индивида и общества в контексте решения экологических проблем.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ (ecological consciousness) — индивидуальная и коллективная способность понимания неразрывного единства человека, человечества и природы, их взаимосвязи, зависимости благополучия людей от целостности и относительной неизменности природной среды обитания человека и вытекающей отсюда необходимости поддержания экологического равновесия как на уровне отдельных экосистем, так и на уровне биосферы в целом. Использования этого понимания в практической деятельности.

Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Индивида и общество связывают психические воздействия через бессознательное начало. Поэтому на современном этапе развития человечества, характерным критерием чего служит непомерная, а нередко и неоправданная экологическая нагрузка техногенного воздействия общества на экологию, необходимо каждому осознать неминуемую разрушительность любого действия, не учитывающего тонкое взаимодействие человеческого и экологического организма единой живой природной системы. Все, что разделяет человека от другого индивида, группы, общества, природы, от физического мира или психической реальности, ведет к разрушению единства, гармонии, уничтожению и самоуничтожению. Это нарушает непреложные истины мироздания: его взаимосвязанность и закон соответствия или подобия (подобное рождает подобное). В результате человек не учитывает, что любое деяние (поступок, слово, мысль) в историческом аспекте имеет всегда свое последствие - каждому воздается по заслугам. Вопрос - в какой форме и когда, вряд ли имеет принципиальное значение. Но в силу закона взаимосвязанности никто не может считать себя отдельным от другого и, соответственно, от всеобщих последствий деяний каждого. Предполагается, что большинство индивидов вряд ли согласны будут отказаться от благ, которые предоставляет им техническая цивилизация, оборотной стороной медали чего и является чрезвычайная экологическая ситуация в мире. Только целостное, гармоничное пользование (а не использование, допускающее возможность конечного уничтожения ресурсов) природными богатствами на основании познанных структурно-системных принципов развития социальной и экологической систем может лежать в основе стабильного существования и развития человеческого общества. Экологические аспекты вины человека проявляются в том, что природа неизбежно наказывает своего "царя" за его разрушительную деятельность через неизбежное ухудшение экологии или исчерпание ее ресурсов, соответственно отражаясь на состоянии здоровья индивида и определяя дальнейший тупиковый путь развития цивилизации. Вредное влияние на взаимоотношения человечества и природы оказывает неадекватное понимание человеком его свободы. Последнее предполагает в первую очередь ответственность за любое совершаемое деяние. Однако понятие свободы преимущественно ассоциируется как раз с безответственностью, из чего можно констатировать, что данный представитель человечества просто не осознает действительное мироустройство, его взаимосвязанность и единство, а также не верит в адекватность внешнего и внутреннего мира. Последнее, в свою очередь, формирует соответствующую систему ценностных ориентаций материальной направленности, разделяющих человека и окружающую его природу, после чего становится возможным появление разрушительных (или саморазрушительных) по сути мотивов, целей и деятельности цивилизации. И лишь осознание целостности как живой, так и "неживой" природы, одним из объектов которой является человек, способно изменить подход в теории к экологическим проблемам и разрешить их практически.
8. Понятия «качество среды» и «качество жизни».

Качество среды - мера соответствия природных условий потребностям живых организмов.

Критерии качества окружающей среды:

1. Геономические – критерии, характеризующие явления и процессы, которые обуславливают физико-географические и биоклиматические отличия участков земной поверхности.

2. Биогеохимические – критерии, характеризующие естественные биогеохимические циклы и их нарушение.

3. Экогенетические – характеризуют процессы исторического преобразования биоценозов и экосистем.

4. Ценологические – отражают видовой состав ценозов и разнообразие в них жизненных форм организмов.

5. Продукционно-биологические – критерий, характеризующий интраэкосистемный и экстраэкосистемный массоэнергообмен.

6. Геогигиенический – характеризует естественную способность воздуха, вод и почв к сохранению своих физических, химических и механических свойств.

7. Санитарные – критерий, характеризующий эффективность мероприятий, направленных на сохранение и восстановление нормальной жизнеспособности организмов при нарушении окружающей среды.

Качество среды обуславливает качество жизни.

Качество жизни (для человека) – совокупность условий физического, умственного и социального благополучия, определяемых взаимодействующими факторами окружающей среды.

Критерии качества жизни:

1. Биогигиенические – характеризуют состояние здоровья человека.

2. Социологические – взаимодействие людей в процессе освоения ими природы.

3. Демографические – это своеобразие численности возрастного и полового состава популяции, характеризует динамику рождаемости и смертности.

4. Нозологические – отражают состояние заболеваемости.

5. Популяционно-генетические – отражают наследственную патологию.

6. Трофологический – отражает оптимальность питания.

7. Санитарные – мероприятия по созданию условий, устранению последствий.
9. Основные законы экологии.

1. Закон сохранения вещества и закон сохранения энергии.

Любые физические, химические или иные изменения не приводят к исчезновению вещества или получению его из ничего.

Любые превращения энергии не позволяют получить ее больше, чем было затрачено изначально.

2. Второй закон термодинамики.

При любом энергетическом процессе, текущем самопроизвольно происходит переход энергии из концентрированной формы в рассеянную.

3. Закон внутреннего динамического равновесия.

Энергия, вещество, информация и динамические качества отдельных природных систем, включая биосферу в целом взаимосвязаны, и любые изменения одного из их компонентов вызывают структурные, количественные и качественные изменения всех других компонентов, сохраняя общую сумму качеств системы.

4. Закон биогенной миграции атомов (Вернадский).

Миграция химических элементов на Земной поверхности и в биосфере осуществляется под превосходящим влиянием живого вещества.

5. Закон константности (Вернадский).

Количество живого вещества биосферы за определенное биологическое время есть величина постоянная.

6. Закон максимума биогенной энергии (Вернадский, Бауэр).

Любая биологическая система, находящаяся в состоянии стойкого неравновесия увеличивает, развиваясь, свое влияние на среду. В процессе эволюции выживают только те виды, которые увеличивают влияние на среду.

7. Закон минимума.

Стойкость организма или системы определяется самым слабым звеном в цепи ее экологических потребностей.

8. Закон генетического разнообразия.

Все живое генетически разное, имеет тенденцию к увеличению генетической разнородности.

9. Закон ограниченности естественных ресурсов.

Все ресурсы на Земле являются исчерпаемыми.

10. Закон единонаправленности потока энергии.

11. Закон пирамиды энергии.

С одного трофического уровня экологической пирамиды на другой переходит не более 10% энергии.

12. Закон равнозначности условий жизни.

Все естественные условия среды, необходимые для жизни, играют равнозначные роли.

13. Закон физико-химического единства живого вещества.

Законы Б. Коммонера:

Все связано со всем.

Все должно куда-то деваться.

Природа знает лучше.

Ничто не проходит напрасно.
10. Возможные последствия игнорирования экологических законов.

Игнорирование экологических законов неизбежно приведет к экологическим катастрофам. Например, если игнорировать закон внутреннего динамического равновесия, то малейшее изменение одного из компонентов природных систем приведет к изменению других компонентов по всем параметрам – количественным, качественным, структурным. Закон внутреннего динамического равновесия — один из главнейших в природопользовании. Он помогает понять, что в случае незначительных вмешательств в естественную среду ее экосистемы способны саморегулироваться и восстанавливаться, но если эти вмешательства превышают определенные границы (которые человеку следует хорошо знать) и уже не могут «угаснуть» в цепи иерархии экосистем (охватывают целые речные системы, ландшафты), они приводят к значительным нарушениям энерго- и биобаланса на значительных территориях и в всей биосфере. Следствия действия этого закона обнаруживаются в том, что после любых изменений элементов естественной среды (вещественного состава, энергии, информации, скорости естественных процессов и т.п.) обязательно развиваются цепные реакции, которые стараются нейтрализовать эти изменения. Следует отметить, что незначительное изменение одного показателя может послужить причиной сильных отклонений в других и в всей экосистеме.

Изменения в больших экосистемах могут иметь необратимый характер, а любые локальные преобразования природы вызовут в биосфере планеты (то есть в глобальном масштабе) и в ее наибольших подразделах реакции ответа, которые предопределяют относительную неизменность эколого-экономического потенциала. Искусственное возрастание эколого-экономического потенциала ограниченное термодинамической стойкостью естественных систем.

Примером такого игнорирования может послужить изменения направления течения рек.

Закон биогенной миграции атомов – В наше время люди влияют на состояние биосферы, изменяя ее физический и химический состав, условия сбалансированной веками биогенной миграции атомов. В будущем это послужит причиной очень отрицательных изменений, которые приобретают способность саморозвиваться и становятся глобальными, неуправляемыми (опустынивание, деградация грунта, вымирание тысяч видов организмов). Если бы атомщики 40 лет назад были хоть чуточку более экологически ответственными, вся атомная промышленность развивалась бы по-другому, не допуская насыщения биосферы экологически опасными антропогенными (т. е. сделанными человеком) радионуклидами. От некоторых из них (таких, как криптон-85 или радиоактивный углерод) нельзя уберечься сегодня даже на уединённом тихоокеанском атолле. И невозможно предугадать, как проявятся в биосфере через тысячи и миллионы лет практически вечные радионуклиды, созданные в чреве атомных реакторов, такие, как иод-129, плутоний-239 и -240, америций-241. Последствия их распространения для природы и человека пока никто не может предсказать. Именно игнорирование законов экологии атомной индустрией — ещё недавно самой гордой и мощной отраслью промышленности — заставляет сегодня страну за страной отказываться от её услуг.

Закон генетического разнообразия – закон имеет важное значение в природопользовании, в особенности в сфере биотехнологии (генная инженерия, биопрепараты), если не всегда можно предусмотреть результат нововведений во время выращивания новых микрокультур через возникающие мутации или распространение действия новых биопрепаратов не на те виды организмов, на которые они рассчитывались.

Закон ограниченности естественных ресурсов – игнорирование этого закона может привести к тому, что человечество останется ни с чем, после того, как исчерпает необходимые ресурсы. Так сегодня остро стоит топливная проблема.

Закон оптимальности - никакая система не может суживаться или расширяться к бесконечности. Никакой целостный организм не может превысить определенные критические размеры, которые обеспечивают поддержку его энергетики. Эти размеры зависят от условий питания и факторов существования.

В природопользовании закон оптимальности помогает найти оптимальные с точки зрения производительности размеры для участков полей, выращиваемых животных, растений. Игнорирование закона — создание огромных площадей монокультур, выравнивание ландшафта массовыми застройками и т.п. — привело к неприродной однообразности на больших территориях и вызвало нарушение в функционировании экосистем, экологические кризы.

Закон физико-химического единства живого вещества - все живое вещество Земли имеет единую физико-химическую природу. Из этого явствует, что вредное для одной части живого вещества вредит и другой его части, только, конечно, разной мерой. Разность состоит лишь в стойкости видов к действию того ли другого агента. Кроме того, через наличие в любой популяции более или менее стойких к физико-химическому влиянию видов скорость отбора за выносливостью популяций к вредному агенту прямо пропорциональная скорости размножения организмов и дежурство поколений. Через это продолжительное употребление пестицидов экологически недопустимое, так как вредители, которые размножаются значительно более быстро, более быстро приспосабливаются и выживают, а объемы химических загрязнений приходится все более увеличивать.
11. Использование законов экологии для прогнозирования последствий антропогенного воздействия на отдельные экосистемы и биосферу в целом.

С помощью законов экологии можно достаточно точно спрогнозировать последствия антропогенного воздействия на природу:

Закону сохранения вещества (массы) и Закону сохранения энергии -

На основе первого из них мы должны сделать принципиальный вывод: любые физические, химические или иные изменения не приводят к исчезновению вещества или получению его из ничего. Любая преобразовательная деятельность человека не в состоянии ни создать, ни уничтожить ни единого атома вещества, а лишь позволяет перевести из одного состояния в другое, но ничто не исчезает бесследно. С точки зрения природопользования необходимо усвоить, что любой процесс будет создавать отходы, которые также являются частью преобразовательного природного вещества.

Второй из этих законов устанавливает, что любые превращения энергии не позволяют получить её больше, чем было затрачено изначально, то есть любой материальный объект на Земле при любых физических, химических или иных изменениях может лишь превратить энергию из одного вида в другой, но не добиваться её возникновения или исчезновения.

Второй закон (начало, принцип) термодинамики - который определяет, что при любом энергетическом процессе, текущем самопроизвольно, происходит переход энергии из концентрированной формы в рассеянную, то есть всегда есть потери энергии ( в виде недоступного для использования тепла), а стопроцентный переход из одного вида энергии в другой невозможен. Характерно действие этого закона при переходе из одной формы в другую в живых системах: солнечная энергия - химическая при фотосинтезе и далее в пище консументов превращение в движение мышц, работу мозга и другие проявления жизни – сопровождается на каждом этапе и в конечном итоге деградацией высококачественной энергии, лишь небольшая часть которой переходит с одного уровня на другой, основная часть превращается в низкокачественное тепло и рассеивается в окружающей среде.

Закон биогенной миграции атомов (или закон Вернадского) - миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется под превосходящим влиянием живого вещества, организмов. Так происходило и в геологическом прошлом, миллионы лет назад, так происходит и в современных условиях. Живое вещество или принимает участие в биохимических процессах непосредственно, или создает соответствующую, обогащенную кислородом, углекислым газом, водородом, азотом, фосфором и другими веществами, среду. Этот закон имеет важное практическое и теоретическое значение. Понимание всех химических процессов, которые происходят в геосферах, невозможно без учета действия биогенных факторов, в частности — эволюционных. В наше время люди влияют на состояние биосферы, изменяя ее физический и химический состав, условия сбалансированной веками биогенной миграции атомов. В будущем это послужит причиной очень отрицательных изменений, которые приобретают способность саморозвиваться и становятся глобальными, неуправляемыми (опустынивание, деградация грунта, вымирание тысяч видов организмов). С помощью этого закона можно сознательно и активно предотвращать развитие таких отрицательных явлений, руководить биогеохимическими процессами, используя «мягкие» экологические методы.

Закон внутреннего динамического равновесия - Следствия действия этого закона обнаруживаются в том, что после любых изменений элементов естественной среды (вещественного состава, энергии, информации, скорости естественных процессов и т.п.) обязательно развиваются цепные реакции, которые стараются нейтрализовать эти изменения. Следует отметить, что незначительное изменение одного показателя может послужить причиной сильных отклонений в других и в всей экосистеме.

Изменения в больших экосистемах могут иметь необратимый характер, а любые локальные преобразования природы вызовут в биосфере планеты (то есть в глобальном масштабе) и в ее наибольших подразделах реакции ответа, которые предопределяют относительную неизменность эколого-экономического потенциала. Искусственное возрастание эколого-экономического потенциала ограниченное термодинамической стойкостью естественных систем.

Закон генетического разнообразия - все живое генетическое разное и имеет тенденцию к увеличению биологической разнородности.

Закон имеет важное значение в природопользовании, в особенности в сфере биотехнологии (генная инженерия, биопрепараты), если не всегда можно предусмотреть результат нововведений во время выращивания новых микрокультур через возникающие мутации или распространение действия новых биопрепаратов не на те виды организмов, на которые они рассчитывались.

Закон ограниченности естественных ресурсов - Все естественные ресурсы в условиях Земли исчерпаемые. Планета есть естественно ограниченным телом, и на ней не могут существовать бесконечные составные части.

Закон пирамиды энергий (сформулированный Р. Линдеманом) - С одного трофического уровня экологической пирамиды на другого переходит в среднем не более 10 % энергии.

По этому закону можно выполнять расчеты земельных площадей, лесных угодий с целью обеспечения население продовольствием и другими ресурсами.

  1   2   3


1. Роль экологии в современной науке и практике. Объект и предмет, цель и задачи социальной экологии как отрасли экологии
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации