Дипломная работа - Оптимизация затрат на примере автотранспортного предприятия - файл n1.doc

Дипломная работа - Оптимизация затрат на примере автотранспортного предприятия
скачать (115.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc698kb.08.04.2009 19:36скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Институт профессиональных инноваций»

Дипломный проект
на тему
«Оптимизация затрат на примере автотранспортного предприятия ООО «Юганскавтотранс-1»

Москва, 2009

СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ
Любое предприятие в качестве основной цели ставит получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя — она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость является одним из основных факторов формирования прибыли и одной из основных частей хозяйственной деятельности, и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.

Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции. Известно, что снижение себестоимости на 5,9% даст такой же эффект, если бы повысить объем продаж на 33%. Снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности.

Целью данного дипломного проекта является экономическое обоснование направлений снижения затрат на предприятии. Объектом исследования является транспортное предприятие ООО «Юганскавтотранс-1». Общество создано и действует в целях извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и основным направлением деятельности предприятия является оказание транспортных услуг.

В связи с вышеизложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес для широкого круга лиц. Основными задачами, которые я поставил перед собой в дипломном проекте, являются:

- раскрыть особенности формирования себестоимости на предприятии;

- проанализировать эффективность затрат на производство продукции;

- выявить резервы снижения производственных затрат;

- разработать мероприятия по совершенствованию управления затратами;

- рассчитать экономический эффект от внедрения мероприятий.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
1.1. Состав и характеристика затрат на производство и

реализацию продукции (работ, услуг)
В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет затраты (материальные, трудовые, финансовые). Затраты предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти затраты, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости. Если неизвестна себестоимость, то как можно определить прибыль? Или для формирования отпускной цены разве можно обойтись без себестоимости? Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.

В экономической литературе часто встречается определение, которое достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости:

Себестоимость – это выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг)1.

Классификация таких затрат производится по ряду признаков:

продукции;

себестоимость продукции;

Классификация затрат по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов.

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Материальные затраты.

Один из основных элементов, отражающий стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции. При формировании данного элемента себестоимости важное значение имеет правильность стоимостной оценки приобретенных материальных ценностей и порядок списания их в производство. По общему правилу стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты» формируется исходя из цен их приобретения (без учета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, таможенных пошлин, стоимости услуг брокерам, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями. Однако существует особенность учета материальных затрат для предприятий-производителей продукции (работ, услуг), которая освобождена от уплаты НДС. В этом случае НДС учитывается в стоимости материалов и  в дальнейшем списывается на себестоимость продукции. Подобный механизм формирования стоимости материальных затрат требует раздельного учета по продукции, освобожденной от НДС, и продукции, которая от НДС не освобождена.

Затраты на оплату труда.

Основной ошибкой при формировании данного элемента себестоимости является то, что не соблюдается принцип производственной направленности затрат. В результате в  себестоимость продукции очень часто включается заработная плата персонала непроизводственной сферы.

Отчисления на социальные нужды.

При рассмотрении вопроса о правомерности отнесения на себестоимость продукции отчислений на социальные нужды необходимо отметить прямую зависимость источника начисления взносов во внебюджетные фонды от источника начисления самого фонда оплаты труда.

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются отчисления во внебюджетные фонды от расхода труда работников, занятых в производстве продукции. Поэтому бухучет должен быть организован таким образом, чтобы было четкое разграничение заработной платы основного персонала предприятия, занятого в производстве, и заработной платы труда работников, занятых в непроизводственной сфере. Кроме того, если расходы на оплату труда осуществляются за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то  источником начисления внебюджетных фондов также будет являться чистая прибыль предприятия.

Амортизация основных фондов.

Амортизационные отчисления являются одним из элементов текущих издержек производства и подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) на основании п. 9 Положения о составе затрат. Износ отражает старение действующих фондов, а  амортизация представляет собой целевое накопление средств и их последующее применение для возмещения изношенных основных фондов. Действующими нормативными актами предусмотрено несколько способов начисления амортизации на полное восстановление основных производственных фондов: линейный; способ уменьшения остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Таким образом, у предприятия появилось право выбора способа начисления амортизационных отчислений по основным средствам в зависимости от финансово-экономического состояния. Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования и отражается в учетной политике предприятия.

Прочие затраты.

Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг) – это налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы загрязняющих веществ), обязательное страхование имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов, а также отдельных категорий работников, занятых в производстве соответствующих видов продукции (работ, услуг), вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, оплата работ по сертификации продукции, затраты на командировки по установленным законодательством нормам, подъемные, плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, подготовку и переподготовку кадров, затраты на организованный набор работников, гарантийный ремонт и обслуживание, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду основных производственных фондов, износ по нематериальным активам и др.

Классификация по экономическим элементам лежит в основе определения общей сметы затрат на производство продукции предприятия. Классификация затрат по статьям расходов (статьям калькуляции) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне. Данная классификация включает следующие типовые затраты:

- сырье и материалы;

- возвратные отходы (вычитаются);

- покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного

характера сторонних предприятий и организаций;

- топливо и энергия на технологические цели;

- затраты на основную заработную плату производственных рабочих;

- дополнительная заработная плата производственных рабочих;

- единый социальный налог (взнос);

- расходы на подготовку и освоение производства;

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы;

- потери от брака;

- внепроизводственные расходы.

По статьям расходов затраты представляют собой деление по производственному назначению, месту возникновения в процессе производства и реализации продукции.

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции выделяются прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы, топливо, энергия). Косвенные расходы обусловлены изготовлением различных видов продукции и включаются в себестоимость пропорционально показателю, установленному отраслевой инструкцией по планированию себестоимости. К ним относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы.

По функциональной роли в формировании себестоимости продукции различают основные и накладные расходы.

Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления изделий. Это расходы на сырье, материалы (основные), технологические топливо и энергию, основная заработная плата производственных рабочих. К накладным расходам относятся затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управлением, обслуживанием. Накладными являются общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы.

По степени зависимости от изменения объема производства затраты делятся на условно-переменные (пропорциональные) и условно-постоянные (непропорциональные).

Условно-переменные (пропорциональные) – это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (заработная плата производственных рабочих, затраты на сырье, материалы и т. П.).

Условно-постоянные (непропорциональные) – это расходы, абсолютная величина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления, энергия на освещение помещений, заработная плата управленческого персонала). В свою очередь, постоянные (непропорциональные) издержки подразделяются на два вида:

- стартовые – та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции;

- остаточные – та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация продукции на какое-то время полностью остановлены.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия.

По степени однородности затрат расходы делятся на элементные и комплексные. К элементным (однородным) относятся расходы, которые нельзя расчленить на составные части (затраты на сырье, основные материалы, амортизация основных фондов). Комплексными называются статьи затрат, состоящие из нескольких однородных затрат (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы).

В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции затраты могут быть текущими, будущих периодов и предстоящими.

Текущие возникают преимущественно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции этого периода. Расходы будущих периодов производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определенной доле. Предстоящие затраты – это еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства в сметно-нормализованном порядке (оплата отпусков, сезонные расходы и т.п.).

По удельному весу затрат в себестоимости продукции различают материалоемкую (в структуре издержек которых наибольший удельный вес занимают материальные затраты), топливоемкую (большой удельный вес занимают расходы на топливо), энергоемкую (большой удельный вес занимают расходы на энергию), фондоемкую (с большим удельным весом амортизации в общих затратах) и трудоемкую (в структуре издержек которых наибольший удельный вес занимают затраты на заработную плату) продукцию и соответственно отрасли.

В зависимости от полноты охвата калькуляционных статей расходов на промышленных предприятиях различают следующие виды себестоимости: цеховую, фабрично-заводскую (производственную), полную.

- цеховая себестоимость продукции складывается из затрат цехов, участков, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

- фабрично-заводская (производственная) себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления предприятием (цеховая себестоимость, общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты), затраты вспомогательного производства);

- полная себестоимость включает как затраты на производство, так и затраты, связанные с реализацией продукции, и состоит из себестоимости и внепроизводственных расходов.

Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.
1.2. Факторы, формирующие затраты

Величина себестоимости транспортных услуг складывается под воздействием вполне определенных экономических и других факторов. Факторы – это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей. В таком понимании экономические факторы, как и экономические категории, отражаемые показателями, носят объективный характер. Различие понятий «показатель» и «фактор» условно, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор другого показателя.2

От объективно обусловленных факторов надо отличать субъективные пути воздействия на показатели, т.е. возможные организационно-технические мероприятия, с помощью которых можно воздействовать на факторы, определяющие данный показатель.

Факторы могут классифицироваться по различным признакам. Так, факторы могут быть общими, т.е. влияющими на ряд показателей, или частными, специфическими для данного показателя. Обобщающий характер многих факторов объясняется связью и взаимной обусловленностью, которые существуют между отдельными показателями.

Исходя из задач эффективного использования бюджетных средств предприятия важное значение имеет классификация факторов, деление их на внутренние (которые, в свою очередь, подразделяются на основные и не основные) и внешние. Внутренними основными называются факторы, определяющими результаты работы предприятия. Внутренние не основные факторы, хотя и определяют работу производственного коллектива, но и связанны непосредственно с сущностью рассматриваемого показателя: структурные сдвиги в составе продукции (в нашем случае транспортные услуги), нарушение хозяйственной и технологической дисциплины. Внешние факторы – это те, которые не зависят от деятельности производственного коллектива, но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов данного предприятия. Здесь надо заметить, что, например, социальные факторы могут быть зависимы от деятельности производственного коллектива, поскольку они входят в орбиту планирования социального развития предприятия. То же касается природных и внешнеэкономических условий.

Ценность комплексной классификации факторов состоит в том, что на ее основе можно моделировать хозяйственную деятельность, осуществлять комплексный анализ и поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности производства.

Основой факторной системы хозяйственной деятельности предприятия является общая блок-схема формирования основных групп показателей, т.е. блок-схема формирования доходной и расходной части бюджета предприятия и показателей, оказывающих влияние на формирование.

Факторами, влияющими на расход денежных средств по статье «Топливо и ГСМ» будут факторы, влияющие, прежде всего, на расход топлива и ГСМ в натуральных единицах измерения:

- расход топлива на прогрев двигателя в зимнее время года;

- величина пробегов техники при выполнении работ у заказчика;

- количество часов работы верхнего оборудования за рабочую смену

у заказчика;

- холостые пробеги.

Факторами, влияющими на расход денежных средств по статье «Заработная плата» и «Отчисления с заработной платы» являются:

- численность работников предприятия;

- средняя заработная плата работников;

- фонд заработной платы.

Основным фактором, влияющим на статью «Автошины» будет пробег автомобилей на линии при работе с заказчиком техники.

Потребление и расчет необходимых финансовых ресурсов по статье «Запасные части» напрямую зависит от таких факторов, как:

- объем оказываемых транспортных услуг в натуральных показателях;

- пробег подвижного состава;

- количество подвижного состава и его возрастной структуры.

Необходимо выяснить по какой причине произошел рост себестоимости оказанных транспортных услуг, по причине перевыполнения плана транспортных услуг или по другим причинам не связанным с ростом выпуска продукции. Для этого проведем анализ затрат на производство продукции.
1.3. Анализ эффективности затрат на производство продукции

на предприятии

Общество с ограниченной ответственностью «ЮАТ-1» создано и действует в целях извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности. Основными видами деятельности являются: оказание транспортных и сервисных услуг в северных регионах Тюменской области.

Важную роль для улучшения работы автотранспортного предприятия (АТП) имеет анализ затрат на производство продукции. Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных трудовых, материальных и финансовых затратах. Анализ затрат позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

В чем заключаются задачи анализа себестоимости? Во-первых, в определении, или оценке, величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации. Во-вторых, в управлении стоимостью продукции, на основе получения точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства. В-третьих, в анализе затрат, исследовании данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля,

принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия.

Анализ себестоимости, со своей стороны, в первую очередь призван обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия разнообразных административных решений. Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия.

Основой анализа является система показателей и аналитических таблиц, логика отбора и составление которых предполагает анализ состояния и динамики экономического потенциала исследуемого объекта, результатов и эффективности его использования. Для определения величины затрат на предприятии, необходимо детально проанализировать состав и структуру каждой статьи себестоимости в натуральном и денежном выражении, выделить наиболее весомые и быстрорастущие статьи. После чего следует проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства.

Статья «Материалы» - отражает использование денежных средств, для закупки и потребления различных материалов, используемых при ремонте основных средств предприятия, т.е. при ремонте подвижного состава, зданий и сооружений.

Статья «Запасные части» – отражает использование денежных средств, для закупки и потребления запасных частей, необходимых при ремонте и своевременном ТО подвижного состава предприятия. Потребление и расчет необходимых финансовых ресурсов по этой статье напрямую зависит от объема оказываемых транспортных услуг в натуральных показателях, пробега подвижного состава, количества подвижного состава и его возрастной структуры.

Статья «Автошины» – показывает расход денежных средств на автошины для подвижного состава и напрямую зависит от структуры автопарка, пробега автотранспортных средств.

Статья «Топливо и ГСМ» – отражает расход денежных средств предприятия на топливо и ГСМ, необходимые для выполнения договорных, производственных обязательств перед заказчиками техники.

Статья «Заработная плата» – самая емкая статья затрат в финансовом выражении, отражает денежные затраты предприятия необходимые для оплаты труда работников предприятия.

Статья «Отчисления на социальные нужды» – отражает расход денежных средств предприятия на уплату налогов государству (различным государственным фондам) с выплатами по заработной плате, напрямую зависит от величины фонда заработной платы предприятия.

Статья «Арендная плата» – отражает сумму арендных платежей предприятия, все основные средства предприятия находятся в долгосрочной аренде. Арендодателем имущества является НК Роснефть.

Статья «Прочие собственные расходы» – содержит несколько подразделов:

- расходы на тепло- и электроэнергию;

- расходы на пользование связью;

- расходы на коммунальные услуги (вода и стоки);

- расходы на обучение персонала;

- расходы, связанные с соблюдением норм ТБ и БДД;

- расходы на оплату льготного отпуска работникам предприятия;

- расходы на услуги прочих подрядчиков выполняющих различные пуско-

наладочные и ремонтные работы для предприятия;

- расходы на покупку различного рода лицензий;

- расходы на оплату услуг контролирующих и инспектирующих

государственных учреждений;

- расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского учета на предприятии.

Статья «Налоги в себестоимости» – отражает расходы предприятия связанные с выплатой транспортных налогов и затраты связанные с уплатой денежных средств за загрязнение окружающей среды.

Анализ себестоимости транспортных услуг позволяет выяснить тенденции изменения себестоимости единицы транспортных услуг, выполнение плана по ее уровню, определить влияние различных факторов на ее прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Рассмотрим сложившуюся организацию транспортного обслуживания, опираясь на данные в предыдущих главах.

В 2007 году ООО «ЮАТ-1» было заключено 34 договора на транспортное обслуживание, из них 5 договоров с предприятиями не входящими в состав ОАО «РН-ЮНГ». Все договорные обязательства выполнены на 100,3 %. Объем оказанных услуг составил 1536,2 тыс. м.часов, т. Е. 602282,8 тыс. рублей. Приложение 2.

За анализируемый период по данному предприятию наблюдается перерасход сметы затрат на сумму 393,7 тыс.руб., однако, фактическая себестоимость 1-го м.часа снижена на 12,24 руб. Затраты на выполненные услуги приведены в таблице 1.3.1.

Анализ абсолютных показателей, приведенных в табл. 1.3.1 свидетельствует о том, что сложился перерасход денежных средств на выполненные услуги на 393,7 тыс.руб., что составило 0,7 % от плановой величины. Наибольший перерасход сложился по статье «Топливо и ГСМ» в размере (91432,8-89910,0) = 1522,8 тыс.руб. или 1,7 % (1522,8/89910,0). По статье «Материалы» вместо запланированных 3346,0 тыс.руб. было затрачено 3854,9 тыс.руб., что в конечном итоге дало перерасход на 508,9 тыс.руб. и составило 15,2 % (508,9/3346,0) от плана. Также перерасход наблюдается и по статье «Запасные части» в размере (47895,4-47621,4) = 274,0 тыс.руб. или 0,58 %

(274,0/47621,4). За счет изменения пробега автотранспортных средств перерасход по статье «Автошины» составил (7376,0-7302,5) = 73,5 тыс.руб. или 1,01 % (73,5/7302,5). Перерасход денежных средств по данным статьям произошел в связи с увеличением объема оказанных транспортных услуг. Также следует учитывать тот факт, что на эффективность транспортных услуг влияет количественный и качественный состава техники. В настоящий момент, взятая в аренду техника, старая (в эксплуатации находится более 8 лет), расход материалов на каждую единицу данной группы техники повышается на 20%.

Таблица 1.3.1

Анализ затрат на выполненные услуги


Статьи затрат

Струк-тура затрат

%

Отчетный период

Отклонение

% выпол-нения


план


факт


тыс.руб


%

Материалы, тыс.рублей

0,7

3346,0

3854,9

+508,9

+15,2

115,2

Запасные части, тыс.рублей

8,41

47621,4

47895,4

+274,0

+0,58

100,6

Автошины, тыс.рублей

1,3

7302,5

7376,0

+73,5

+1,01

101,01

Топливо, ГСМ

16,06

89910,0

91432,8

+1522,8

+1,7

101,7

Заработная плата, тыс.рублей

33,48

190391,0

190582,0

+191,0

+0,1

100,1

Отчисления с зар.платы, тыс.руб

10,12

57557,9

57622,0

+64,1

+0,1

100,1

Арендная плата, тыс.рублей

2,67

18012,1

15211,3

-2800,8

-15,5

84,5

Прочие расходы, тыс.рублей

26,15

148696,8

148860,7

+163,9

+0,1

100,1

Налоги в себестоимости, тыс.руб

1,12

6035,7

6396,0

+360,3

+5,97

105,97

Итого себестоимость услуг, тыс.руб

100

568837,4

569231,1

+393,7

+0,7

100,7

Таким образом, снижение доли данной техники в эксплуатации позволит снизить затраты по этим статьям. Перерасход по статье «Заработная плата» в сумме 191,0 тыс.руб. (190582,0-190391,0) показывает, что вместо запланированных 190391,0 тыс. руб. работникам ООО «ЮАТ-1» выплачено 190582,0 тыс. руб., что составило 0,1 % (191,0/190391,0) от плановой величины. Это произошло за счет изменения численности персонала, фонда заработной платы. В связи с этим перерасход сложился по статье «Отчисления с заработной платы» и составил (57622,0-57557,9) = 64,1 тыс. руб. или (64,1/57557,9) = 0,1 %. Экономия в размере (15211,3-18012,1) = 2800,8 тыс.руб. или (2800,8/18012,1) = 15,2 % наблюдается лишь по статье «Арендная плата». По статье «Прочие расходы» произошло увеличение на (148860,7-148696,8) = 163,9 тыс.руб., в связи с изменением потребляемой тепло- и электроэнергии в результате продолжительного периода низких температур окружающего воздуха, а также за счет изменения водоснабжения, и составило (163,9/148696,8) = 0,1 % от плановой величины. Увеличение произошло и по статье «Налоги в себестоимости» на (6396,0-6035,7) = 360,3 тыс. руб. или 5,97 %. (360,3/6035,7).

Как уже говорилось в предыдущих разделах, в зависимости от объема производства все затраты предприятия делятся на постоянные и переменные. Постоянные расходы (амортизация основных фондов; аренда помещений, налоги, которые включаются в себестоимость; заработная плата ремонтных и подсобных рабочих; заработная плата аппарата управления; отчисления с заработной платы; прочие производственные расходы) остаются стабильными при изменении объема производства, а переменные (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, топливо) изменяются пропорционально объему производства. Структура затрат на выполненные услуги представлена в таблице 1.3.2.

Из табл.2.3.2 видно, что сумма постоянных расходов снизилась на 2021,5 тыс. руб. (418672-420693,5) или 0,48 % (2021,5/420693,5*100), а переменных расходов увеличилась на 2379,2 тыс.руб. (150559,1-148179,9) или на 1,61 % (2379,2/148179,9*100) от плановой величины. В постоянных затратах по всем статьям сложился перерасход, кроме статьи «Арендная плата», здесь наблюдается экономия денежных средств в размере 2800,8 тыс. руб. (15211,3-18012,1) или на 15,5 % (2800,8/18012,1*100) от плана. В переменных же затратах по всем статьям произошел перерасход, за счет увеличения объема услуг.

Изменилась несколько и структура затрат: по постоянным произошло снижение на 0,46 % (73,5-73,96), а по переменным расходам структура затрат увеличилась на 0,44% (26,5-26,06).

Таблица 1.3.2

Структура затрат на выполненные услуги

Элемент затрат

Сумма, тыс руб.

Структура затрат, %

план

факт

отклонение

план

факт

отклонен.

1

2

3

4

5

6

7

Переменные затраты

Материалы

3346,0

3854,9

+508,9

0,6

0,67

+0,07

Запасные части

47621,4

47895,4

+274,0

8,37

8,48

+0,11

Автошины

7302,5

7376,0

+73,5

1,28

1,3

0,02

Топливо, ГСМ

89910,0

91432,8

+1522,8

15,81

16,06

+0,25

Итого переменных затрат

148179,9

150559,1

+2379,2

26,06

26,5

+0,44

Постоянные расходы

Заработная плата

190391,0

190582,0

+191,0

33,47

33,48

+0,01

Отчисления с зар.платы

57557,9

57622,0

+64,1

10,11

10,12

+0,01

Арендная плата

18012,1

15211,3

-2800,8

3,13

2,67

-0,46

Прочие расходы

148696,8

148860,7

+163,9

26,14

26,15

+0,01

Налоги в себестоимости

6035,7

6396,0

+360,3

1,1

1,12

0,02

Итого постоянных расходов

420693,5

418672

-2021,5

73,96

73,5

-0,46

Всего затрат на производство продукции

568873,4

569231,1

+393,7

100

100

100


Графически структура затрат на выполненные услуги за отчетный период представлена на рисунке.1.1.

Анализ структуры затрат (табл. 1.3.2 и рис. 1.1) свидетельствует о том, что основную ее часть составляет заработная плата с отчислениями, прочие расходы, топливо и ГСМ. Наибольший удельный вес составляет заработная плата 33,48 % (190582,0/569231,1*100). Отчисления же с заработной платы составляют 10,12 % (57622,0/569231,1*100). Также значительную часть (148860,7/569231,1*100) = 26,15 % занимают прочие расходы. Расход топлива и ГСМ составляет 16,06 % (91432,8/569231,1*100) от общего числа затрат. Остальные затраты на выполненные услуги занимают незначительную часть в структуре себестоимости. Наименьший удельный вес в структуре себестоимости занимают материалы (3854,9/569231,1*100) = 0,7 %, чуть побольше автошины (7376,0/569231,1*100) = 1,3 %, налоги в себестоимости (6396,0/569231,1*100) = 1,12 %, арендная плата (15211,3/569231,1*100) = 2,67 %, и, наконец, запасные части составляют 8,41 % (47895,4/569231,1*100) от общего числа расходов.

Рис. 1.1. Структура затрат на выполненные услуги за отчетный период

Из анализа следует, что даже небольшой перерасход, в денежном выражении, допущенный по рассматриваемым статьям может привести к общему увеличению стоимости продукции (транспортных услуг), отрицательному финансовому результату за отчетный период работы и как, следствие изыскание дополнительных денежных ресурсов на покрытие этого финансового результата.

Определение рационализации использования бюджетных средств предприятия – это прежде всего, недопущение перерасхода денежных средств при формировании фактической себестоимости транспортных услуг в ходе текущей хозяйственной деятельности предприятия, т.е. рациональное управление расходной частью бюджета. А также поиск и реализация внутренних финансовых резервов предприятия, для получения дополнительной прибыли и более эффективного использования бюджета предприятия.
1.4. Выявление резервов снижения затрат на производство

продукции на предприятии
Экономическая сущность резервов повышения эффективности производства ООО «ЮАТ-1» состоит в наиболее полном и рациональном оказании транспортных услуг при наименьших затратах на единицу продукции. Целью работы предприятия является достижение определенного уровня в денежном выражении.

Важное значение в анализе хозяйственной деятельности имеет группировка резервов по трем основным моментам:

  1. Основные производственные показатели;

  2. Трудовые ресурсы;

  3. Материальные ресурсы.

Классификация резервов возможна по разным признакам, но любая классификация должна облегчать поиск резервов. Рассмотрим признак классификации производственных резервов – по источникам повышения эффективности производства, которые сводятся к трем основным группам (простым моментам процесса труда): целесообразная деятельность, или сам труд, предмет труда и средства труда. Значит, в процессе производства следует различать: материальные факторы, или средства производства и личный фактор, или рабочую силу.

Научно обоснованная организация производственного процесса требует пропорционального наличия и использования материальных и трудовых ресурсов. Объем производства лимитируется теми факторами или ресурсами, наличие которых минимально. В основном на всех предприятиях лимитируемой группой ресурсов являются средства труда. В процессе технико-экономического планирования подсчитываются производственные мощности цехов предприятия в целом, а затем определяются потребности в рабочей силе и предметах труда. В

современных условиях хозяйствования тормозом в развитии производства все чаще становятся трудовые и материальные ресурсы.

Совокупный резерв повышения эффективности производства на предприятии, определяется разницей между производственным потенциалом и достигнутым уровнем выпуска продукции.

Резервы – это еще неиспользованные возможности роста производства, улучшение его качественных показателей. Различают внешние и внутрипроизводственные резервы. Использование внешних резервов, безусловно, сказывается на уровне экономических показателей предприятия, но главным источником экономии на предприятии, как правило, являются внутрипроизводственные резервы.

Классифицируют резервы по тем конечным результатам деятельности предприятия, на которые эти резервы действуют. Различают следующие резервы: повышение объема продукции (увеличение объема оказания транспортных услуг); снижение себестоимости транспортных услуг по элементам затрат, или по статьям затрат и т.д. По признаку срока использования резервы подразделяются на текущие (реализуемые на протяжении текущего года) и перспективные (которые можно реализовать в более далекой перспективе, например в течение пяти лет).

В настоящее время, в условиях рыночной экономики и неустойчивости финансового состояния Государства, наиболее эффективно выявление текущих внутрипроизводственных резервов и реализация их в течение текущего года. На данном объекте исследования дипломного проекта поиск и реализация резервов экономически выгодней проводить в направлении снижения себестоимости транспортных услуг по статьям затрат.

Для получения наиболее выгодного в финансовом отношении результата деятельности предприятия поиск и реализацию резервов, т.е. резервов по снижению затрат на оказание услуг необходимо проводить по крупным бюджетообразующим статьям себестоимости, таким как «Топливо и ГСМ», «Заработная плата», «Запасные части», «Автошины». Так как даже небольшое снижение по данным статьям расходов, даст в общем по себестоимости значительную экономию денежных средств бюджета предприятия, что скажется на чистом финансовом результате деятельности в сторону его увеличения абсолютного значения.

Затраты по статье «Топливо и ГСМ» возможно сократить при ослаблении факторов действующих на нее – это прежде всего большие холостые пробеги, прогрев и работа двигателей в холостом режиме при низкой температуре окружающего воздуха.

Затраты по статье «Заработная плата» возможно снизить – сократив персонал работающих до величины, соответствующей работающему, а не наличному парку техники, или же уменьшив заработную плату. Дополнительным положительным следствием, сокращения расходов по этой статье, явится уменьшение налогов, начисляемым на фонд оплаты труда, т.е. сокращение затрат по статье «Отчисления на социальные нужды». Вместе с тем практическое решение этого вопроса не выглядит простым, отчасти это связано с психологическими факторами. Достаточно сложно уволить работников, которые значительную часть своей трудовой деятельности посветили этому предприятию. Кроме того, реализация кампании по сокращению штатов сама по себе требует средств, так как по действующему законодательству предприятие обязано сначала выплатить выходное пособие сокращенным работникам, а затем в течение двух месяцев выплачивать каждому сокращенному работнику его среднюю заработную плату, относя эти расходы на себестоимость услуг. Практика показывает, что часто этот срок на законных основаниях растягивается до трех месяцев по справке, выдаваемой Биржей по трудоустройству.

Снижение затрат по статье «Запасные части» фактически связанно с уменьшением влияния таких факторов, как пробег автомобилей на линии, возрастной структурой парка техники.

Затраты на «Автошины» напрямую зависит от пробегов техники, т.е. чем больше пробеги тем сильнее износ колес, тем чаще необходимо закупать

автошины.

На основании вышесказанного можно провести оценку снижения затрат на топливо, заработную плату с отчислениями и автошины. Для этого необходимо разработать мероприятия направленные на снижение влияния вышеперечисленных факторов на эти статьи затрат.

Одним из важных резервов регулирования деятельности предприятия является эффективное управление товарно-материальными запасами. Оно позволяет:

- уменьшить производственные потери, связанные с дефицитом материалов.

- свести к минимуму излишки ТМЦ, которые увеличивают стоимость операций и замораживают дефицитные денежные средства: снизить риск старения и порчи товаров, а также затраты на хранение производственных запасов.

С целью повышения эффективности управления запасами ТМЦ, необходимо предусматривать по согласованию с поставщиками экономически обоснованные материалы и партии поставок. Осуществлять заказ фиксированными партиями в рассчитанные моменты времени.

Немаловажное значение для предприятия имеют производственные запасы, контроль за состоянием, сокращением материалоемкости выполняемых работ, совершенствование материально-технического снабжения.

По результатам анализа отдельных материальных ресурсов выявляют конкретные резервы, к ним относятся:

- в сфере производства – рациональная организация производственного процесса, снижение материалоемкости, увеличение объемов услуг без привлечения дополнительных оборотных средств;

- в сфере снабжения – сокращение времени пребывания материалов в пути, за счет выбора более близких источников снабжения; снижение производственных запасов, за счет уменьшения сверхнормативных и ненужных предприятию запасов; улучшения нормирования оборотных средств.

Экономия ГСМ на автомобильном транспорте является одной из наиболее

важных мер повышения эффективности транспортного процесса.

Проблему уменьшения расхода топлива решают на предприятии путем регулирования норм расхода за счет совершенствования эксплутационных факторов. ГСМ списывается на себестоимость по фактическому расходу, но для целей налогообложения не выше норм, утвержденных для отдельных марок автомобилей. Размер этих норм зависит от:

- марки автотранспортного средства;

- времени года, в которое происходит эксплуатация автомобиля;

- рельефа местности, в которой происходит эксплуатация автомобиля и др.

Существует несколько вариантов нормирования расходов топлива. Одним их наиболее распространенных вариантов является применение норм расхода топливно-смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Департаментом автомобильного транспорта.

Каждый автомобиль расходует топливо очень индивидуально – расход топлива зависит от его технической исправности, срока эксплуатации, состояния движущихся частей машины, габаритов кузова, тяжести груза и многих других факторов. На расход топлива сильно влияют погодные условия и квалификация водителя. Поэтому нормы расхода топлива могут устанавливаться самостоятельно каждым предприятием для своих автомобилей.

На специализируемом предприятии нормирование расхода топлива необходимо, прежде всего, для снижения себестоимости автоуслуг и повышения его конкурентоспособности.

Анализируя ведомости учета расхода топлива по автоколоннам, можно заметить по некоторым видам техники систематический «перерасход», а по отдельным видам техники постоянную экономию. Так как поощрение за экономию топлива на предприятии не практикуется, а возмещаются затраты только за перерасход ГСМ, водители не всегда заинтересованы в экономии топлива при эксплуатации транспортных средств. Целесообразно будет специалистам предприятия пересмотреть варианты использования норм расхода топлива и выбрать наиболее оптимальный вариант с применением нормированного коэффициента. Если автомобиль эксплуатируется в течение года в одних и тех же условиях, то изменение нормированного коэффициента происходит только при смене времени года, переходе с летних норм расхода топлива на зимнее и обратно.

Для того чтобы систематизировать выявленные резервы произведем оценку резервов снижения затрат работы предприятия (табл. 1.4.1.).

Таблица 1.4.1

Резервы снижения затрат на предприятии ООО «ЮАТ-1».


Резервы

Возможные мероприятия

Коэффициент использо-вания парка (КИП)

- Составление договорных обязательств

- Расширение сферы влияния на рынке

Себестоимость 1маш.часа

-Снижение основных затрат

.

Доходная ставка 1 маш.ч


- Исследование рынка

Сокращение складского хозяйства

- Сбыт не ликвидных запасных частей и материалов

- Выбор поставщиков зап.частей и материалов

Заработная плата

- Сокращение численности персонала

- Уменьшение заработной платы

ГСМ

- Рационализация маршрутов

Автошины

- Сокращение холостых пробегов с учетом оптимальных

маршрутов перевозок

Запасные части, материалы

- Модернизация техники

- Обновление парка


На основании всего вышесказанного будет целесообразно разработать мероприятия по совершенствованию управления затратами.

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации