Этапы развития психологии - файл n1.docx

приобрести
Этапы развития психологии
скачать (35.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx39kb.23.10.2009 23:48скачать

n1.docx


Этапы развития


Временные рамки

представители

Основные положения

1 этап

«Психология как наука о душе»

5-4 века до н.э - 5 век н.э

Античная психология

Демокрит (V-IV вв. до н.э.)

Платон (472-348 гг. до н.э.)

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

Гиппократ (.ок. 460-ок. 377 до н.э.)

Постулировал идею, что душа состоит из атомов и умирает со смертью тела. При этом душа материальное движущее начало.

Полагал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, которому противостоит материя. Посредник между этими мирами – душа. Человек не познает, а скорее вспоминает то, что уже знала душа. Душа бессмертна, и после смерти она согласно Платону переноситься в мир идей. Платон провел границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души - несовершенные образы единой универсальной мировой души - обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания.

Создал тракт «О душе», который считается первым трудом по вопросам психологии. Он считал, что душа может существовать вне всякой связи с телом, т.к. имеет божественное происхождение, и, следовательно, познать ее нельзя, поскольку это значение лежит за пределами человеческих возможностей. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках».

Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Сформулировал положение, что органом мышления и ощущений является мозг. Он разработал учение о темпераментах и первым предложил типологию темпераментов, основанную на особенностях телосложения.





Плотина (205-270),

Аврелия Августина (354-430)

Сокра́т (469 г. до н. э. — 399 г. до н. э.)

исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания.

был крупнейшим христианским мыслителем эпохи Средневековья. Его философия представляла собой симбиоз христианских и древних доктрин, главной из которых была идеалистическая философия Платона. Предметом познания является Бог, и в то же время он выступает и в качестве причины познания, помогая находить людям правду. Душа определяется как самостоятельная субстанция, которая не является ни телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Человеческую сущность характеризует не разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пассивный характер, а второе тесно связано с активностью и волей. Познание истины о Боге может осуществляться только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось преобладание веры над разумом и иррационально-волевых факторов над рационально-логическими в процессе познания.

Вернуть представлению о душе, о мышлении прочность и надежность стремился Сократ. Сократ был мастером устного общения, пионером анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Создание техники диалога впоследствии стали называть сократическим методом. В его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно с такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX веке основой экспериментальной психологией мышления.


2 этап

«Психология как наука о сознании»

3 этап

«Психология как наука о поведении»

4 этап

«Психология как наука изучающая факты, закономерности, механизмы психики»


17-20века

20 век

Бихевиоризм — направление в психологии, объясняющее поведение человека.

21 век.

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека.

Ибн-Сину (ХI век)

Фома Аквинский (1225/26-1274)

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Хуан Луис Вивес (1492-1540)

Хуан Уарте (ок. 1530-1592)

Галилео Галилей (1564-1642

Р. Декарт (1595-1650)

Б. Спиноза (1632-1677).

Дж. Локк (1632-1704)

Г. Лейбниц (1646-1716)

XVIII в. Д. Гартли

Давид Юм (1711—1776),

Эрнст Ге́нрих Фили́пп А́вгуст Ге́ккель (1834-1919)

Вильгельм Максимилиан Вундт (1832 — 1920)

Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (1857 — 1927)

Ч.Дарвин (1809-1882)

И.М.Сеченов (1829-1905).

И.П.Павлова (1849-1936)

Джон Уотсон 9.01.1878 - 25.09.1958

Скиннер Беррес Фредерик (р. 1904)

Зи́гмунд Фрейд (1856-1939)

Абрахам Маслоу (1908 — 1970)

Карл Рэ́нсом Ро́джерс (1902 — 1987)

Ролло Мэй (1909 – 1994)


Джеймс Бьюдженталь (1915-2008)

Дейл Карнеги (англ. Dale Carnegie; 24.11.1888 — 1.11.1955)


Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине, воздействие психического на устойчивую структуру организма. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру.

Физиологическая психология Ибн-Сины включала, таким образом, предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаимосвязи психического и физиологического (не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность – при аффектах, психических трав мах, деятельности воображения – глубоко влиять на них) разрабатывалась Ибн-Синой на основе его обширного медицинского опыта.

основал свою философскую концепцию понимания души на аристотелевском понимании пассивной материи и активной формы. Душа бессмертна, так как является субстанцией, чистой и независимой от всякой материи вообще и телесной оболочки в частности. Душа - это формирующий принцип, дающий основу всей человеческой жизни. Различаются три типа души (по аналогии с аристотелевской): вегетативная душа, отвечающая за физиологические функции и присущая растениям; сенситивная душа, присущая животным и ведающая чувственным восприятием, произвольными движениями; разумная душа, присущая только человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную способность, и вмещает две предыдущие низшие души. Источником познания считаются не божественные идеи, но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь материал познания появляется из чувств, а интеллект, разум обрабатывает этот материал дальше.

считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца.

утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека являются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать

впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

учивший, что природа есть система движущихся тел, не обладающих никакими свойствами, кроме геометрических и механических. Все, что происходит в мире, следует объяснять только этими материальными свойствами, только законами механики. Господствовавшее веками убеждение в том, что движения ми природных тел правят бестелесные души, было ниспровергнуто.

Ввел понятие рефлекса и сознания, а так же создал механистическую модель человека, согласно которой раздражения от органов чувств по чувствительным нервамидутт у отверстиям в головном мозге, «животные души» вытекают из мозга по трубочкам – двигательным нервам – в мышцы,которые надуваються и двигаються; в головном мозге находиться «разумная душа», управляющая страстями. Декарт противопоставлял душу и тело,т.е. был представителем дуализма предпологавшего существование двух независимых субстанций: материи и духа.

Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

. Гартли указывал, что именно ньютоновские труды “Оптика” и “Начала...” привели его к основной идее — учению о вибрациях, на котором базируется учение об ассоциациях. Нервная система — это система, подчиненная физическим законам. Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от действия причин во внешнем, физическом мире. Этот ряд охватывал поведение всего организма — от восприятия вибраций во внешней среде (эфире) через вибрации нервов и мозгового вещества к вибрациям мышц. Тем самым, так же как и у Декарта, объектом объяснения становилось поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей. И поскольку психические процессы признавались неотделимыми от своей физиологической основы, они также ставились в однозначную зависимость от характера вибраций.

заняв последовательно скептическую позицию, провозгласил единственным объектом познания опыт. Он отбросил рефлексию как источник познания. Когда мы непосредственно вглядываемся в себя, писал он в “Исследовании о человеческом познании”, то никаких впечатлений ни о субстанции, ни о причинности, ни о других понятиях, будто бы выводимых, как учил Локк, из рефлексии, вовсе не получаем. Единственное, что замечаем,— это комплексы перцепций, сменяющих друг друга. Опыт, поЮму, построен, во-первых, из впечатлений, к которым относятся (по современной терминологии) ощущения, эмоции (страсти), и, во-вторых, из “идей” — копий впечатлений.

Сильнейшее воздействие на Геккеля оказали дарвиновские идеи. он утверждал, что основы психологии нужно искать исключительно в в физиологии нервной системы.

Вундт пытался понять человеческий разум изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей.

исследовал большой ряд психиатрических, неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем. В своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Осуществляя реформацию современной психологии, разработал собственное учение, которое последовательно обозначал как объективную психологию (с 1904), затем как психорефлексологию (с 1910) и как рефлексологию (с 1917). Уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии), призванной заменить психологию.

Его учение утвердило ведущее значение окружающей среды в динамике эволюционного развития психических процессов. Благодаря концепции Дарвина психическую жизнь стали рассматривать как результат биологической эволюции

В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Усилия его были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Центральную роль в саморегуляции выполняет НС (принцип невризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. Определяя качественное различие между ВНД человека и животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову, как "сигналу сигналов", мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. П. разработал также учение о типах ВНД, о "динамическом стереотипе" как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу.

Понимал в качестве предмета психологии поведение - человека от рождения до смерти, а основной задачей считал предсказание поведения и контроль за ним. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Занимался также психологией рекламы. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.

Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта, в противоположность ассоцианизму и психоанализу.

Представитель современного бихевиоризма. Выступил против необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию 'оперантного' (от 'операция') научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Первоначально Скиннер изучал оперантное поведение на животных, предложив ряд оригинальных методик и приборов ('Поведение организмов', 1938). Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, Скиннер распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого у него сильны элементы механицизма.

Психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности.

Известна «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Его теория иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей. «Пирамида Маслоу» в целом отражает эволюционный переход личности по мере удовлетворения от физиологически детерминированных потребностей к интеллектуальным.

Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией» (англ. person-centered psychotherapy).

Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами клиентов - как для групп (учебных классов, трудовых коллективов), так и для индивидуальной работы (школьников, родителей, ветеранов), для людей разных культур, видов деятельности, религиозных взглядов. В частности, метод применим для разрешения конфликтов - как внутриличностных, так и межличностных и межгрупповых. Клиентцентрированная терапия представлена Роджерсом способная решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты: профессиональные проблемы, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства и т. д.

. В своих произведениях подвергает тщательному рассмотрению основные проблемы человеческой экзистенции: добро и зло, свобода, ответственность и судьба, творчества, вина и тревога, любовь и насилие. Наиболее известная работа Мэя Любовь и воля стала американским национальным бестселлером и получила в 1970 году премию Ральфа Уолдо Эмерсона за эрудицию в области наук о человеке.

один из основателей экзистенциально гуманистического подхода в психологии и психотерапии. Был профессором Сэйбрукского Института, Почетным преподавателем Стэнфордского университета и Почетным профессором Института Гуманистических Исследований. Удостоен награды «За выдающийся вклад в клиническую психологию»

В 1963 г., находясь на посту президента Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[3]:

1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

3.Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

5.Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения. Разработал психологические курсы по самосовершенствованию, навыкам эффективного общения, выступления и другие. Его книги остаются популярными по сей день.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации