План-программа коррекционной логопедической работы для детей старшей группы, календарный план фронтальных занятий логопеда - файл n1.docx

приобрести
План-программа коррекционной логопедической работы для детей старшей группы, календарный план фронтальных занятий логопеда
скачать (48.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx49kb.19.09.2012 22:49скачать

n1.docx

МБДОУ детский сад № 498

План-программа коррекционно-развивающей работы, направленной на профилактику речевых расстройств у детей старшей логопедической группы.

Учитель-логопед Наумкина Екатерина Сергеевна.

Развитие словаря




I период, ( Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)


1

Уточнение и расширение запаса представлений, и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

2

Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений ( осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, растение, дерево, ствол, ветка, корень, куст, трава, берёза, рябина, дуб, клён, ель, осина, сосна, урожай, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свёкла, картофель, кабачок, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка, земляника, малина, баклажан, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, гранат, банан, огород, сад, грядка, теплица, парника, черника, клюква, лес, болото, ножка, шляпка, мяч, машинка, кубик, кукла, пирамидка, конструктор, лапа, голова, ухо, нос, глаз, колесо, кузов, кабина, комбинезон, плащ, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан, рукав, воротник, пуговица, карман, капюшон, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сапоги, сандалии, тапки, каблук, задник, шнурок, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, маслёнка, солонка, хлебница, сахарница, салатница, ручка, крышка, носик).

3

Обучение группировке предметов по признакам их соотнесённости и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий ( деревья, кустарники, овощи, фрукты, ягоды, грибы, игрушки, одежда, обувь, посуда, лесные ягоды, садовые ягоды, кухонная посуда, столовая посуда, чайная посуда, летняя одежда, осенняя одежда, летняя обувь, осенняя обувь).

4

Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных глаголами с различными приставками, личных и возвратных глаголов

(наливать, выливать, поливать, одевать-одеваться, обувать-обуваться).

5

Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесённости с продуктами питания, растениями, материалами ( берёзовый, морковный, яблочный, вишнёвый, грибной, шерстяной).

6

Обеспечение понимания и использования в речи слов антонимов ( большой-маленький, высокий-низкий, старый-новый).

7

Расширение понимания значения простых предлогов ( В, НА, У, ПОД, НАД, ЗА) и активизация их в речи.

8

Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями ( мой, твой, наш, ваш, его, её), указательными наречиями ( тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными ( один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый).

9

Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.




II период, (Декабрь, Январь, Февраль).


1

Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения, умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.

2

Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

3

Расширение объёма правильно произносимых существительных- названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений ( зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, позёмка, снегопад, гололёд, сугроб, узор, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, крыло, хвост, клюв, туловище, кормушка, корм, помощь, лиса, волк, медведь, лиса, заяц, ёж, белка, барсук, шуба, мех, жилище, корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, берлога, дупло, нора, хлев, коровник, конюшня, запасы, сено, пойло, корм, шкаф, стол, стул, диван, кресло, кровать, тумба, полка, стенка, дверца, ножка, ёлка, карнавал, хоровод, маска, подарок, машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль, самолёт, строитель, кабина, кузов, руль, штурвал, рабочий, военный, работа, профессия, труд, шофёр, водитель, машинист, лётчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, повар, прачка, врач, портниха, приёмщица, закройщица, каменщик, кровельщик, штукатур, маляр, плотник, пограничник, моряк, лётчик, экскаватор, трактор, бульдозер, пылесос, картофелечистка, мясорубка, овощерезка).

4

Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесённости и совершенствование на этой основе понимания обобщающего значения слов ( животное, зверь, птица, мебель, транспорт, профессия, домашние животные, дикие, животные, зимующие птицы, грузовой транспорт, пассажирский транспорт, профессии военных).

5

Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов ( выезжать, въезжать, подъезжать, заезжать), возвратных и невозвратных глаголов ( чистить-чиститься).

6

Обогащение активного словаря притяжательными прилагательными (собачий, коровий, медвежий) и прилагательными с ласкательными суффиксами ( красненький, мягонький).

7

Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов-антонимов ( хороший-плохой, тяжёлый-лёгкий).

8

Расширение понимания значения простых предлогов ( в, на, у, под, над, за, с, со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов ( на-с, в-из, над-под) в речи.

9

Закрепление в экспрессивной речи введённых в неё ранее притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.

10

Совершенствование умения оперировать понятием слово.




III период (Март, Апрель, Май, Июнь)


1

Расширение понимания значения слова, его смысла применительно к определённой ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами.

2

Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, льдина, почка, мать-и-мачеха, подснежник, верба, гнездо, пахота, сев, трактор, плуг, сеялка, лопата, грабли, семена, почта, почтальон, телеграмма, бандероль, марка, конверт, квитанция, космонавт, механизатор, хлебороб, тракторист, комбайнёр, регулировщик, лето, отдых, жара, солнцепёк, пляж, загар).

3

Совершенствование понимания обобщающего значения слов, продолжение работы по формированию родовых и видовых обобщающих понятий (птицы, рыбы, насекомые, цветы, профессии, перелётные птицы, аквариумные, речные и озёрные рыбы, полевые и луговые цветы)

4

Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемых лексических тем (таять, капать, течь, грохотать, вить, летать, плавать, поохать, сеять, белить, сажать, растить, регулировать, охранять), приставочных глаголов (прилетать, выводить, поливать, перекапывать, убирать, разносить).

5

Закрепление навыка употребления относительных прилагательных (ржаной, пшеничный), притяжательных прилагательных (грачиный), и прилагательных с ласкательными суффиксами (новенький, сухонький).


6

Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами (старый-новый, узкий-широкий) и словами-синонимами (бежит-мчится, красный-алый, весёлый-озорной).

7

Формирование представления о многозначности слов на основное усвоение устойчивых словосочетаний и речевых конструкций (гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ от замка, ключ-родник).

8

Продолжение работы по уточнению понимания и расширению знания значений простых предлогов.

9

Активизация освоенных ранее других частей речи.



Формирование и совершенствование грамматического строя речи




I период, (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)


1

Развитие навыков образования и практического применения в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных (куртка-куртки, дерево-деревья, пень-пни, ведро-вёдра), глаголов настоящего времени (убирает-убирают), глаголов прошедшего времени (собирал-собирала-собирали).

2

Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле, мяч, по мячу, мячом, на мяче)

3

Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кофточка, носочек, деревце, свитерок).

4

Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (машинка, кармашек, куколка, яблочко), глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать) .

5

Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных (дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный).

6

Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, какао).

7

Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (красная груша, красный лист , красное яблоко, красные сливы, два мяча, пять мячей).

8

Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространённого предложения однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями (Девочка рисует цветы. Мальчик и девочка рисуют цветы. Девочка рисует и раскрашивает цветы. Девочка рисует цветы и фрукты.).




II период (Декабрь, Январь, Февраль)


1

Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного числа имён существительных (стол-столы, белка – белки), глаголов настоящего времени (строит- строят, учит- учат, управляет – управляют), глаголов прошедшего времени (красил, красила, красили).

2

Совершенствование умения образовывать и употреблять существительных в косвенных падежах без предлогов и с некоторыми простыми предлогами (вороны, вороне, ворону, с вороной, о вороне)

3

Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (диванчик, кроватка), суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-(котёнок –котята, медвежонок-медвежата), прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (новенький, лёгонький), глаголов с различными приставками (пришивать, вышивать, зашивать, нашивать).

4

Совершенствование навыка образования и использования в речи относительных (деревянный, кожаный) и притяжательных (кошачий, медвежий) прилагательных.

5

Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро, пианино, какао).

6

Совершенствование навыка использования и согласования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде , числе, падеже (белая снежинка, белый снег, белое окно, белые снежинки, два кота, пять котов).

7

Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений однородными членами ( У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч.).





III период ( Март, Апрель, Май, Июнь)


1

Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы существительных единственного и множественного числа (пруд- пруда- по пруду- за прудом , в пруду; река –реки -на реке –над рекой –в реке; гнездо –гнезда –по гнезду –над гнездом –в гнезде; лужи –луж –по лужам –над лужами –в лужах).

2

Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные (звонкий –звонкая –звонкое –звонкие; хрупкий –хрупкого –хрупкому –хрупким –о хрупком; зелёные –зелёных –по зелёным –над зелёными –на зелёных).

3

Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм (копать –перекопать, вскопать, закопать, летает –летают, плавал –плавала –плавали).

4

Закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами –ов-, -ев-, -ан-, -ян- (луговой, полевой, серебряный, ржаной), притяжательных прилагательных (пчелиный), прилагательных с ласкательными суффиксами (голубенький, сухонький).

5

Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (жаркий день, жаркого дня, жаркому дню, жарким днём, о жарком дне, розовый клевер, розового клевера, розовому клеверу, розовым клевером, о розовом клевере, голубые незабудки, голубых незабудок, по голубым незабудкам, голубыми незабудками, о голубых незабудках) и числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже (жук, два жука, пять жуков, одна муха, две мухи, пять мух).

6

Совершенствование навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними ( к реке, к озеру, от реки, от озера, с дома, со шкафа).

7

Совершенствование навыка составления простых распространённых предложений из 6-7 слов (Весной на деревьях и кустах распускаются первые листочки.).

8

Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой .

9

Обучение составлению предложений с противительным союзом -а- (Сначала надо вспахать землю, а потом взрыхлить её бороной.).

10

Обучение составлению сложноподчинённых предложений (Мы не пошли гулять, потому что шёл сильный дождь. Я увидел, что на яблоне распустились цветы.).

Развитие фонетико - фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза






I период (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)

Развитие просодической стороны речи

1

Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

2

Закрепление навыка мягкого голосоведения.

3

Воспитание умения пользоваться умеренным темпом речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

4

Развитие ритмичности речи, её интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.




Коррекция произносительной стороны речи

1

Постановка и закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

2

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию всех остальных групп.

3

Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.





Работа над слоговой структурой слова

1

Совершенствование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

2

Обеспечение усвоения звукослоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми слогами (кафтан, кувшин), трёхсложных слов из открытых слогов (рябина, жёлуди) и использования их в речи.

3

Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ двухсложных и трёхсложных слов.




Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

1

Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.

2

Совершенствование умения различать на слух гласные звуки –а-, -у-, -о-, -и-, выделять из ряда звуков, из слова ( начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук, различать гласные и согласные звуки.

3

Формировать умение определять на слух количество произнесённых звуков (-а-, -ау-, -ауи-, -ауио-, -ам-).

4

Закрепление навыка выделения согласных звуков из конца слова. Формирование умения определять место звука в слове.

5

Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых слогов (-ам-, -ин-, -уп-).




Обучение элементам грамоты

1

Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.

2

Ознакомление с буквами А, О, У, И, П, М,Н.

3

Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина.

4

Обучение узнаванию «зашумлённых» изображений букв, букв, изображённых с недостающими элементами.

Учить различать на слух гласные и согласные звуки, выделять первый гласный и согласный звук в слове, анализировать звуковые сочетания (ау, уа).




Развитие связной речи и речевого общения

1

Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

2

Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать дуг друга до конца.

3

Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу и предложенному плану, связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.

4

Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.

5

Совершенствование умения «оречевлять» игровую ситуацию.




II период (Декабрь, Январь, Февраль)

Развитие просодической стороны речи

1

Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха .

2

Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.

3

Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.

4

Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи, тембровой окраски голоса в инсценировках, играх- драматизациях.

5

Совершенствование четкости дикции.

6

Совершенствование качества голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению).




Коррекция произносительной стороны речи

1

Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков и аффрикат в игровой и свободной речевой деятельности.

2

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков.

3

Формирование правильных укладов звуков Р и Р`, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.




Работа над слоговой структурой слова

1

Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трёхсложных слов с одним закрытым слогом (котёнок, снегопад).

2

Закрепление понятия слог, умения оперировать им, и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов.




Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

1

Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук. Написание звуковых диктантов.

2

Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные звуки. Ознакомление с гласными звуками Э, Ы и формирование умения выделять их в ряду звуков, слогов, слов.

3

Формирование представления о слогообразующей роли гласных звуков.

4

Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам твёрдость-мягкость: в ряду звуков, слогов, слов.

5

Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов (-ан-, -ам-, -ма-, -на- и т.д.).




Обучение элементам грамоты

1

Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.

2

Ознакомление с буквами Т, К, Б, Э, Г, Л, Ы.

3

Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, рисования в воздухе.

4

Обучение узнаванию зашумлённых изображений букв, изображённых с недостающими элементами.

Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.




Развитие связной речи и речевого общения

1

Совершенствование умения слышать ошибки в чужой и своей речи.

2

Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге.

3

Совершенствование умения составлять рассказы- описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.

4

Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога.




III период (Март, Апрель, Май)

Развитие просодической стороны речи

1

Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отработанными звуками.

2

Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.

3

Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной игровой деятельности.

4

Совершенствование интонационной выразительности речи, тембровой окраски голоса в инсценировках, играх- драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности.

5

Совершенствование чёткости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками.

6

Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх- драматизациях, театрализованной и другой игровой деятельности.




Коррекция произносительной стороны речи

1

Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих и шипящих, йотированных звуков, аффрикат, звуков Р и Р` в игровой и свободной речевой деятельности.

2

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к правильной артикуляции звуков Л и Л`.

3

Формирование правильных укладов звуков Л и Л`, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.




Работа над слоговой структурой слова

1

Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных (сосулька, кактусы, трактора) и формирование навыка практического использования их в предложениях и текстах.

2

Закрепление понятия слог, умения оперировать им, и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов.




Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

1

Дальнейшее закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.

2

Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.

3

Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по твёрдости- мягкости в ряду звуков, слогов, слов.

4

Совершенствование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец слова).

5

Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, Слова со звуком в определённой позиции (начало, середина, конец слова).

6

Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов. Продолжение написания звуковых диктантов.




Обучение элементам грамоты

1

Ознакомление с буквами С, Ш, Х, В, З, Ж, Д,Ф.

2

Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка, лепки из пластилина, рисования по тонкому слою манки и в воздухе.

3

Обучение узнаванию зашумлённых изображений букв, букв, изображённых с недостающими элементами.

4

Совершенствование навыка осознанного произнесения слов, предложений, небольших текстов с пройденными буквами.

Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак- лик).




Развитие связной речи и речевого общения

1

Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных высказываний детей – вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познавательного общения.

2

Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы- описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его отдельных частей.

3

Совершенствование навыка пересказа коротких рассказов.

4

Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.



МБДОУ детский сад № 498

Перспективно - календарный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе.

Учитель-логопед Наумкина Екатерина Сергеевна.

СЕНТЯБРЬ




Обучение грамоте

Лексика, грамматика, связная речь

4

«Развитие слухового внимания на неречевых звуках»

Формирование слухового внимания и восприятия детей, развитие фонематических процессов, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие дыхания, голоса.

«Лес»

Актуализация словаря по теме, преобразование им. сущ. ед. числа в им. сущ. множ. числа, развитие умения строить небольшие предложения, развитие наблюдательности, инициативной речи.

ОКТЯБРЬ




Обучение грамоте

Лексика, грамматика, связная речь

1

«Развитие слухового внимания на речевых звуках»

Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений, познакомить с понятием «слово», развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание.

«Осень»

Закрепление представлений об осени и её приметах, расширение и активизация словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи, развитие длинного плавного выдоха, связной речи.

2

«Звук и буква У»

Познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук».Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах.

«Овощи, огород»

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия.

3

«Звук и буква А»

Познакомить детей со звуком А, его характеристикой, дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова), развивать фонематические процессы, закреплять понятие «слово», «гласный звук».Развивать умение выделять ударный гласный в начале слова, составление простых предложений.

«Сад, фрукты»

Закрепление представлений о фруктах, уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха. Учить согласовывать имена существительные с глаголами.

4

«Звук и буква П»

Познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Познакомить с понятием «согласный звук» и местонахождением звука в конце слов, учить выделять звук в слогах и словах (конец слова)

«Грибы, ягоды»

Работа над словарём по данной лексической теме, учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа, закреплять употребление предлога в, упражнять детей в подборе обобщающих слов.

НОЯБРЬ




Обучение грамоте

Лексика, грамматика, связная речь

1

«Звук и буква О»

Познакомить детей со звуком О, способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей, развивать голос и дыхание, развивать фонематические процессы, закреплять понятие звук, слово, закреплять умение выделять гласный звук в начале слова.

«Одежда»

Уточнение, расширение и активизация словаря по данной теме, формирование умения подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа, развивать связную речь, упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению.

2

«Звук и буква И»

Познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой, развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей, закреплять понятия гласный звук, слово, слог, автоматизировать звук И в слогах, словах, предложениях.

«Обувь»

Расширение и активизация словаря по данной теме, развитие связной речи, словообразования, развитие умения составлять рассказы-описания.

3

«Звук и буква М»

Познакомить детей со звуком М, научить характеризовать данный звук, закреплять понятие о месте звука в слове, упражнять детей в делении слов на слоги, развивать фонематические процессы.

«Игрушки»

Расширение, активизация словаря по теме, учить детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа, отрабатывать навык правильного использования падежных окончаний имён существительных в форме единственного числа. Закреплять умение строить небольшие предложения.

4

«Звук и буква Н»

Познакомить детей со звуком Н, научить характеризовать данный звук, деление слов на слоги, определение места звука в слове, развитие фонематических процессов, составление звуковых схем и их анализ.

«Посуда»

Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам, упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды.

ДЕКАБРЬ




Обучение грамоте

Лексика, грамматика, связная речь

1

«Звук и буква Т»

Познакомить детей со звуком Т, закреплять умение давать характеристику звуку, развивать фонематические процессы, закрепление понятий слог, слово, предложение, упражнять в выделении звука Т в конце и начале слова.

«Зима, зимующие птицы»

Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц, учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

2

«Звук Ть, буква Т»

Познакомить со звуком Ть, его характеристикой, познакомить с понятием согласный мягкий звук, развивать фонематические процессы, упражнять в звуковом анализе слогов.

«Домашние животные»

Учить образовывать сложные слова, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарь антонимов, развивать навыки словообразования и словоизменения.

3

«Звук и буква К»

Познакомить детей со звуком К, его характеристикой, закреплять понятия гласный, согласный твёрдый звуки, упражнять в определении места звука в словах, упражнять в звуковом анализе слогов с выкладыванием схемы.

«Дикие животные»

Обучать образованию притяжательных прилагательных, закреплять практическое употребление в речи простых предлогов на, с, под, над, за.

4

«Звук Кь, буква К»

Познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики, упражнять в делении слов на слоги, учить определять место звука в словах, упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

«Новый год»

Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным, упражнять в употреблении предлога без и имён существительных в различных падежах.

ЯНВАРЬ




Обучение грамоте

Лексика, грамматика, связная речь

2

«Звук и буква Б»

Познакомить детей со звуком Б, научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля, развивать фонематические процессы, упражнять в делении слов на слоги.

«Мебель»

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, учить подбирать глаголы к существительным по теме, закреплять навык употребления существительных в родительном падеже.

3

«Звук Бь, буква Б»

Познакомить детей со звуком Бь, буквой Б, научить характеризовать звук Бь, упражнять в выделении звука Бь в конце и середине слова, закреплять понятия слог, слово, предложение, развитие фонематических процессов.

«Транспорт»

Обучать образованию приставочных глаголов движения, закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа.

4

«Звук и буква Э»

Познакомить детей со звуком и буквой Э, научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам, развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику, упражнять в делении слов на слоги, упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

«Профессии»

Учить называть профессии по месту работы и роду занятия, закреплять употребление существительных в творительном падеже, упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа.

ФЕВРАЛЬ




Обучение грамоте

Лексика, грамматика, связная речь

1

«Звук и буква Г»

Познакомить детей со звуком Г, его характеристикой, развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики, фонематического слуха, деление слов на слоги, упражнять в звуковом анализе слогов и слов.

«Электроприборы»

Уточнение, пополнение и расширение словаря по теме, развитие умения составлять описательные рассказы, подбирать слова- признаки, слова- действия.

2

«Звук Гь, буква Г»

Познакомить детей со звуком Гь, его характеристикой, научить давать сравнительную характеристику двух звуков.

«Продукты питания»

Упражнять в употреблении различных форм имени существительного, закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов.

3

«Звук Ль, звук Л»

Познакомить детей со звуками Л и Ль, научить характеризовать эти звуки, развивать фонематические процессы, упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов, делении слов на слоги, упражнять в выделении звуков в начале, середине, конце слов.

«Я и моё тело»

Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы, закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов, развивать словарь антонимов.

4

«Звук и буква Ы»

Познакомить детей со звуком Ы, буквой Ы, научить характеризовать данный звук, упражнять в делении слов на слоги, развивать фонематические процессы, развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику.

«День защитников отечества»

Обучать образованию прилагательных от существительных, закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

МАРТ




Обучение грамоте

Лексика, грамматика, связная речь

1

«Звук С»

Познакомить детей со звуком и буквой С, способом его характеристики, закреплять понятие предложение, упражнять в делении слов на слоги, звуковом анализе слов из трёх звуков, развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

«Домашние птицы»

Активизация словаря по данной теме, развитие связной речи –составление предложений, описательных рассказов, упражнять детей в словообразовании.

2

«Звук Сь, буква С»

Научить детей характеризовать звук Сь, развивать умение анализировать слоги, слова, развивать фонематические процессы.

«Весна, 8-е марта»

Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных, учить классифицировать времена года, отрабатывать падежные окончания, имён существительных единственного и множественного числа.

3

«Звук и буква Ш»

Познакомить детей со звуком Ш, научить характеризовать его, упражнять в анализе слогов и предложений, развивать фонематические процессы, мелкую, общую и артикуляционную моторику.

«Дикие птицы»

учить образовывать глаголы и закреплять знания детей по данной теме, учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов, закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.


4

«Звук Х, звук Хь»

Научить детей характеризовать данные звуки, упражнять детей в определении места звуков в словах, упражнять в анализе слогов и слов, развивать фонематические процессы.

«Город»

Учить образовывать сложные слова, закреплять умение составлять предложения с предлогами.

АПРЕЛЬ




Обучение грамоте

Лексика, грамматика, связная речь

1

«Звук В, буква В»

Учить характеризовать звук В, развивать умение анализировать слоги, слова, развивать фонематические процессы.

«Инструменты»

Познакомить детей видами инструментов, учить образовывать прилагательные от существительных, развивать умение согласовывать слова в предложениях.

2

«Звук Вь, буква В»

Учить характеризовать звуки В, Вь, сравнивать их, развивать умение анализировать слова и слоги, развивать фонематические процессы.

«Космос»

Формировать представления о космосе, уточнение , пополнение и активизация словаря по теме, составление простых предложений, описательных рассказов.

3

«Звук З, звук Зь»

Учить детей характеризовать звуки З и Зь, сравнивать их, упражнять в звуковом анализе слов из трёх звуков, развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику.

«Хлеб»

Учить подбирать синонимы и однокоренные слова, закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.

4

«Звук и буква Ж»

Научить детей характеризовать звук Ж, развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей, упражнять в анализе слогов и слов, развивать фонематические процессы.

«Рыбы»

Уточнение ,расширение и активизация словаря по теме, упражнять в умении подбирать слова- признаки, слова- действия, составлять описательные рассказы.

МАЙ




Обучение грамоте

Лексика, грамматика, связная речь

1

«Звук и буква Д»

Познакомить детей со звуком Д, способом его артикуляции, упражнять в определении места звука в слове, развивать умение анализировать слова и выкладывать их звуковую схему.

«Сад, огород, сельскохозяйственные работы»

Работать над расширением и активизацией словаря по теме, учить составлять предложения, рассказы- описания.


2

«Звук Дь, буква Д»

Познакомить детей со звуком Дь, его характеристикой, учить сравнивать со звуком Д, развивать фонематические процессы, упражнять в делении слов на слоги.

«Насекомые»

Учить преобразовывать глаголы единственного числа во множественное число, развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.

3

«Звук и буква Ф»

Познакомить детей со звуком Ф, его характеристикой, закреплять умение определять место звука в слове, делать звуковой анализ слогов и слов.

«Времена года, лето»

Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени, закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени, развивать словарь синонимов.

4

«Звук Фь, буква Ф»

Познакомить детей со звуком Фь, научить характеризовать его, делать сравнительную характеристику, развивать фонематический слух, упражнять в составлении предложений.

«Полевые цветы»

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме, составление рассказов- описаний, слов- признаков, слов- действий.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации