Ильин Г.Л. Социология и психология управления - файл n1.doc

приобрести
Ильин Г.Л. Социология и психология управления
скачать (1094.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1095kb.19.09.2012 22:46скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
СОДЕРЖАНИЕ

Ильин Г.Л. 190

ПРЕДИСЛОВИЕ 190

ОТ АВТОРА 193

ВВЕДЕНИЕ В КУРС 195

НАУЧНЫЙ СТАТУС КУРСА «социология и психология 195

УПРАВЛЕНИЯ» 195

1. Цель и задачи курса 195

2. Человеческий фактор как понятие курса «Социология и психология управления» 196

3. Курс «Социология и психология управления» в контексте смежных научных дисциплин 197

1. Диагностические методы 203

2. Регулирующие методы 209

3. Особенности применения социально- психологических методов в практике педагогического управления 212

РАЗДЕЛ II ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ 215

ЛЕКЦИЯ 3 ЛИЧНОСТЬ РАБОТНИКА 215

1. Определение понятия личности 216

2. Структура свойств личности 218

2.1. Органические свойства 219

2.2. Психические свойства 229

2.3. Социальные свойства 231

1. Возрастные изменения 236

2. Функциональные изменения 238

3. Изменения в процессе обучения и воспитания 241

4. Изменения в процессе саморегуляции 243

- О 297

ООО 298

РАЗДЕЛ III ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ 306

3. Психологические условия, способствующие инициативно-творческому и ответственному отношению к труду 316

1. Оценка роли конфликта в жизни организации 318

2. Разновидности конфликтов 320

3. Формы поведения руководителя в конфликтных 323

ситуациях 323

4. Возникновение и разрешение конфликта 324

1. Специфика управленческого решения и виды управленческих задач 328

2. Основные этапы подготовки и реализации управленческих решений 331

3. Деловое совещание как коллективная форма выработки управленческого решения 345

1. Основные тенденции в работе с кадрами 349

2. Основные направления кадровой работы 351

3. Планирование карьеры 354

УДК 316.354:351/354(075.8) ББК 88.5я73 И46

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, чл.-корр. Российской академии образования, зав. кафедрой социальной и педагогической психологии Московского государственного открытого педагогического университета

им. М.А.Шолохова А.А.Вербицкий] кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета,

профессор J1. В. Поздняк

Ильин Г.Л.

И46 Социология и психология управления: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.

ISBN 5-7695-2156-2

В настоящем пособии представлен курс «Социология и психология управления» для всех педагогических специальностей. В книге раскрыва­ется социально-психологическая проблематика управления педаго­гическим коллективом, рассматриваются психолого-педагогические ас­пекты взаимоотношений людей в процессе организованной совместной деятельности. Главное внимание уделяется описанию деятельности ру­ководителя — носителя управленческих и психолого-педагогических функ­ций. Отличительной особенностью пособия является стремление опреде­лить конкретные психолого-педагогические условия эффективного взаи­модействия людей в совместной организованной деятельности.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть также полезно педагогам, руководителям организаций и всем, интересу­ющимся вопросами управления.

УДК 316.354:351/354(075.8) ББК 88.5я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Ильин Г.Л., 2005

О Оформление. Издательский центр «Академия», 2005 ISBN 5-7695-2156-2 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2005

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это учебное пособие отвечает давней потребности высшей шко­лы в современных учебных книгах, которые не просто представ­ляли бы готовые, устоявшиеся знания, а заставляли бы учащихся думать, способствовали бы их самостоятельному интеллектуаль­ному и духовному развитию.

Несмотря на то что на прилавках книжных магазинов можно встретить огромное количество книг по социологии и психологии управления, они не имеют учебного назначения, не отличаются систематичностью, фундаментальностью, научной обоснованно­стью, лишены критических предисловий и необходимого научно­го комментария. Неподготовленному читателю очень сложно ра­зобраться в этой литературе. А между тем социально-психологи­ческие аспекты управления наряду с политическими и экономи­ческими по-прежнему сохраняют актуальность. В связи с этим по­явление учебного курса лекций, написанного известным специа­листом в области социологии и психологии управления, имею­щим значительный опыт преподавания данной дисциплины, пред­ставляется весьма своевременным.

В пособии излагаются основы современного научного направ­ления — управления людьми, — во многом еще не устоявшегося, многие положения которого вызывают и будут вызывать науч­ные споры. Отсюда особенности в изложении материала. В книге представлены не столько готовые определения и положения, сколь­ко способ понимания проблем и тенденций изменений во взгля­дах на проблему в зависимости от социально-исторического кон­текста. Пособие отвечает не только потребности обновления со­держания гуманитарного образования, но и потребности осмыс­ления студентами и преподавателями проблем управления как в сфере образования, так и в изменяющемся социальном мире в целом.

Текст лекций включает основные темы, изучаемые педагогами в рамках курса «Социология и психология управления». Важным представляется положение автора о необходимости психолого-уп­равленческих знаний не только руководителям образовательных учреждений, но и всем членам педагогического коллектива как условии повышения их социально-психологической компетент­ности.

Следует отметить, что курс «Социология и психология управ­ления» находится на стыке трех наук: социологии, психологии и науки социального управления (менеджмента). Ни одна из них не фигурирует отдельно, все они представлены вместе как решение одной общей проблемы — определения условий эффективности совместной организованной деятельности. Следует также доба­вить, что материал рассматривается в педагогическом контек­сте, таким образом, пособие представляет прекрасный пример междисциплинарного подхода к изложению проблем «Социоло­гии и психологии управления».

Пособие состоит из трех разделов. Раздел I посвящен определе­нию научного статуса и методам курса «Социология и психология управления», раздел II — объектам управления, раздел III — за­дачам управления.

Почти всегда объекты управления в пособии рассматриваются в динамике, развитии, рассказ о них сопровождается историче­ским экскурсом как при определении научного статуса курса «Со­циология и психология управления», так и при определении та­ких понятий, как «личность работника», «группа», «коллектив», «организация». Например, при описании теорий лидерства автор не стремится найти среди них единственно верную, а показыва­ет, что каждая теория отражает определенную реальность и при­годна к использованию в определенных условиях.

В пособии читатель также найдет определения часто смешивае­мых понятий «лидер» и «руководитель» и понятия «эффективность стиля руководства», связанного с целым рядом факторов, которые обычно не принимаются во внимание. Аналогично излагается ма­териал и о задачах управления.

Особенностью данного пособия является также то, что объек­ты и задачи управления рассматриваются в одном ракурсе: выде­ляются три этапа в развитии представлений об организованной совместной деятельности (этап рациональной организации, этап «школы человеческих отношений» и этап динамической органи­зации). Хотя выделение именно таких этапов может быть оспоре­но, но как теоретическая схема это вполне оправдано.

В целом пособие дает неоднозначное объемное представление об изучаемом предмете — организации совместной деятельности. Этим оно выгодно отличается от множества книг на эту же тему, рисующих образ идеального руководителя и идеальных действий, которые он должен предпринимать, решая возникающие пробле­мы, — своего рода рецептурных справочников, составленных по принципу Козьмы Пруткова: «Щелкни кобылу в нос, она махнет хвостом».

Книге свойственна простота и логичность изложения материа­ла, в том числе и достаточно сложного для понимания. Каждая лекция сопровождается вопросами и заданиями для самостоятель­ной работы и семинарских занятий, требующими осмысления материала, внимательного его изучения.

Учебное пособие адресовано студентам педагогических вузов и слушателям системы повышения квалификации работников об­разования, но может быть интересно значительно более широко­му кругу читателей — всем, кто интересуется проблемами орга­низации совместной деятельности и поиском путей их решения.

Доктор педагогических наук, профессор, чл.-корр. РАО, зав. кафедрой социальной и педагогической психологии Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова

А. А. ВЕРБИЦКИЙ

ОТ АВТОРА

В предлагаемом пособии представлены основы курса «Социо­логия и психология управления». Оно призвано пробудить у сту­дентов самостоятельную, а следовательно, критическую способ­ность мышления в данной области знания, способствовать соци­альному и психологическому самоопределению.

Пособие написано в период радикальных социально-экономи­ческих изменений, охвативших современное российское общество, которые не могли не сказаться на взаимоотношениях людей в тру­довом процессе в самых разных организациях. В книге содержится попытка представить происходящие изменения в историческом ракурсе с начала XX в., со времени, когда наука управления за­явила о себе созданием научной организации труда (НОТ).

Питер Дракер, патриарх американского менеджмента, опреде­лил три периода в развитии индустриального общества: период промышленной революции (производство орудий труда, техно­логий, видов готовой продукции), период революции в произво­дительности труда (НОТ — рационализация и специализация тру­довой деятельности, разделение труда, появление фигуры орга­низатора производства) и, наконец, период происходящей ныне революции в управлении (ориентация на потребителя, исследо­вание и формирование рынка товаров и услуг).

Сначала научное знание прилагалось к производству вещей, затем — к самой производительной деятельности. В наше время предметом научного знания становится процесс управления про­изводительной деятельностью, организация производства. И мы действительно видим, что ныне управление производственной де­ятельностью, так же как и социальное управление (менеджмент), стало темой многочисленных научных публикаций.

Среди всех видов менеджмента (финансового, стратегическо­го, банковского, материально-технического и пр.) особым вни­манием авторов пользуется менеджмент, связанный с управлени­ем людьми (персонал-менеджмент).

Термин «персонал-менеджмент» в отечественной науке до «пе­рестройки» не употреблялся, но это не значит, что не существо­вало соответствующего понятия, вернее, области знания, опре­деляющей это понятие. К ним относятся психология труда, инже­нерная психология и социология труда.

В книге показано, что, несмотря на идеологический «желез­ный занавес», существовавший до конца 80-х гг. XX в., развитие представлений об организации труда у нас в стране и за рубежом шло параллельно. Соревнование двух миров (социалистического и капиталистического) проходило в области повышения произво­дительности труда, и стороны ревниво следили друг за другом, заимствуя все новое в науке и практике управления.

Объекты управления рассматриваются в пособии последова­тельно и во взаимосвязи друг с другом (личность работника, груп­па и организация, личность в группе и личность в организации). Они представлены в педагогическом контексте как компоненты педагогического процесса. Материал пособия будет интересен ра­ботникам любой организации, так как каждому на своем рабочем месте приходится быть и социологом, и психологом, и педагогом.

Общая идея, связывающая раздел II и раздел III, — трех- этапность развития представлений об организации, своего рода известная гегелевская схема развития «тезис—антитезис—синтез». Она фиксирует крайние положения исторического «маятника», описывающего движение научной мысли и общественной прак­тики в области управления. Это этап рациональной (формальной) организации, этап иррациональной (неформальной) организации и этап динамичной организации, сочетающей особенности и той и другой, но развивающейся более интенсивно, в соответствии с требованиями времени. Такое трехэтапное деление, принятое при рассмотрении объектов управления, характерно и для задач уп­равления. Пользуясь этой идеей, удалось найти верный путь и дать ясное представление о множестве современных «теорий» мотива­ции, конфликтов и работы с персоналом. В качестве приложения в пособии представлены словарь основных терминов, помогаю­щих лучше понять текст.

Надеюсь, что знакомство с курсом поможет в решении возни­кающих проблем повседневной жизни, что и было задачей дан­ного курса.

РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В КУРС

ЛЕКЦИЯ 1

НАУЧНЫЙ СТАТУС КУРСА «социология и психология

УПРАВЛЕНИЯ»

Цель и задачи курса • Человеческий фактор как понятие курса «Со­циология и психология управления» • Курс «Социология и психоло­гия управления» в контексте смежных научных дисциплин

В данном пособии в контексте научного направления «Социо­логия и психология управления» излагается курс «Социология и психология педагогического управления». Социально-психологи- ческие проблемы рассматриваются прежде всего на материале педагогической действительности (школьные, дошкольные, сту­денческие коллективы, учебные группы дополнительного профес­сионального образования). Однако сходные проблемы возникают и в трудовых коллективах (производственных, научных, медицин­ских и т.п.), поскольку функция руководства, включая отноше­ния помощи, опеки, покровительства, наставничества, предпо­лагает педагогические аспекты. Иными словами, речь идет о свое­образной «педагогизации» общественной жизни.

Курс состоит из трех основных разделов. Первый раздел знако­мит читателя с целями и задачами курса «Социология и психоло­гия управления». Во втором разделе рассматриваются объекты уп­равления (личность работника, группа или коллектив, организа­ция). Третий раздел включает в себя задачи управления (мотивация труда, управление конфликтом, принятие управленческих реше­ний, управление кадрами).

1. Цель и задачи курса

Цель курса — способствовать осмыслению студентами по­лучаемых знаний и собственного педагогического опыта в поня­тиях социологии и психологии управления.

К задачам курса относится:

- помощь в психологическом самоопределении студентов — будущих педагогов как организаторов учебного процесса.

Для успешного усвоения данного курса желательно знание сту­дентами общей и педагогической психологии.

2. Человеческий фактор как понятие курса «Социология и психология управления»

В практике управления социально-психологические проблемы принято называть человеческим фактором. Этот термин стал осо­бенно популярным в период перестройки, с легкой руки М. С. Гор­бачева. Его часто применяют не задумываясь, как разменную мо­нету. Поскольку курс имеет целью изучение именно человеческо­го фактора, следует разъяснить неизбежно возникающие при более осмысленном использовании этого понятия затруднения.

Недоумение возникает, если вдуматься в значение этого сло­ва. В самом деле, слово «фактор» происходит от латинского facere и означает «делающий». До Октябрьской революции в южных сельскохозяйственных «экономиях» России так называли управля­ющего хозяйством. Однако среди других факторов, которые назы­ваются наряду с человеческим, — экономический, политический, финансовый, организационный, технологический — «делающим» может быть назван только человеческий фактор, остальные со­ставляют лишь условия его деятельности.

Но недоумение должно рассеяться, если признать, что сам по себе человек как работник, лишенный необходимых условий и средств деятельности, стоит немногого. Технология, организация, финансы столь же необходимы производству, как и сам человек, и потому в речевой практике они также называются факторами. Технология, организация, экономика создают те формы, в кото­рые отливается деятельность работника, они ее направляют, ре­гулируют, организуют. Они могут ее побуждать и развивать, но могут сдерживать и подавлять.

То же следует сказать о человеческом факторе, который рав­ным образом может как развивать производство, так и тормозить его. Задача, следовательно, состоит не в утверждении важности того или иного фактора в противовес другим, а в признании не­обходимости каждого из них, в нахождении оптимального их со­четания, при котором человеческий фактор действительно стал бы решающим и действующим. В этом и состоит проблема челове­ческого фактора.

Если обратиться к советскому периоду нашей истории, то мож­но назвать, по меньшей мере, три группы методов, предлагаю­щих определенное решение проблемы человеческого фактора, про­блемы его активизации.

Идеологические методы решают проблему путем обращения к энтузиазму, рождаемому перспективами социальной революции, восстановлением социальной справедливости и равенства. Идео­логические методы обеспечивают идейное единство и предпола­гают наличие общих социальных ценностей, общих идеалов.

Административные методы представляют собой решение про­блемы человеческого фактора на основе создания единого поряд­ка, системы правил, которым каждый должен подчиняться неукос­нительно. Административные методы основаны на дисциплине, чувстве долга, сознании необходимости выполнения обязанностей.

Экономические методы получили в наше время особое распро­странение. Они основаны на использовании материального инте­реса работника.

Ясно, что все эти методы использовались всегда, но на опре­деленных этапах советской истории некоторые из них приобрета­ли особое значение.

Нетрудно убедиться, что каждая группа методов рассчитана на конкретный тип работника, обладающего определенной психо­логией, определенным набором личностных свойств, находяще­гося в определенном социальном окружении. Таким образом, ме­тод нужно подбирать, исходя из типа сотрудника. Специфика со­временного этапа в решении проблемы человеческого фактора со­стоит в разнообразии используемых методов и необходимости гиб­кого их применения с учетом местных условий — политических, организационных, экономических, технологических и, разумеет­ся, социально-психологических.

Данный курс имеет целью создать представление об основных социально-психологических особенностях человеческого фактора. Это представление сложилось в курсе «Социология и психология управления», в контексте образовательной сферы. При этом педа­гогическое управление рассматривается как один из видов управ­ления, реализуемых в сфере образования.

3. Курс «Социология и психология управления» в контексте смежных научных дисциплин

«Социология и психология управления» как самостоятельное научное направление оформилось сравнительно недавно — во вто­рой половине 70-х гг. XX в.

Всякое научное направление в период своего возникновения застает уже имеющиеся научные направления и формируется во взаимодействии с ними, заимствуя у них понятия, методы и сред­ства решения проблем, развивая одни и отвергая другие и тем самым формируя собственную область исследования и собствен­ный взгляд на нее.

Какова же область исследования научного направления «Со­циология и психология управления»?

Можно назвать немало научных направлений, с которыми свя­зан курс «Социология и психология управления», будучи меж­дисциплинарным направлением. Остановимся лишь на социаль­но-психологических направлениях, предметные области которых близки «Социологии и психологии управления»: психология тру­да, инженерная психология, социальная психология, менеджмент.

Психология труда в отечественной психологической науке воз­никла в 20-е гг. XX в. в ответ на общественную потребность, свя­занную с изучением человека труда, непосредственно производя­щего материальные ценности, впервые в истории вставшего у руля государства и своим трудом стремившегося доказать преимуще­ство нового государственного строя.

Организация его трудовой деятельности, разработка рацио­нальных методов труда, максимальное раскрытие его творческих сил и способностей — такие задачи ставили перед собой психо­логи труда. При этом труд выступал как процесс непосредствен­ного или орудийно опосредованного взаимодействия человека труда с предметом труда. Объектом изучения стал в основном простой физический труд, в процессе которого использовались такие орудия, как лопата, кайло, тачка или отбойный молоток. Психология труда явилась продолжением «научной организации труда» (Ф.Тейлор), развивавшейся как за рубежом, так и в нашей стране.

Одним из методов исследования стал хронометраж (изу­чение затрат времени) всех операций работника в процессе тру­довой деятельности, имевший целью выявление возможностей их оптимизации.

Наиболее ярким примером в этой области может служить «ста­хановское движение» или «движение многостаночниц», когда до­стигался максимум производительности за счет создания благо­приятных условий труда. Деятельность успешного работника при­нималась за образец, по которому следовало работать. Основной задачей было повышение производительности труда — главного условия победы нового общественного строя.

Недаром на гербе нашего государства в советское время были изображены серп и молот — орудия простого физического тру­да, с помощью которых были заложены основы индустриализа­ции страны: Днепрогэс, водоканалы, промышленные предпри­ятия. Эти орудия труда стали символами крестьянства и рабочего класса. На гербе ГДР, появившейся тремя десятилетиями позже, находился штангенциркуль — признак инженерного труда, оз­начавший признание его роли в социальной жизни.

В 50 —60-е гг. XX в. формируется инженерная психология. Для нее характерно совершенно иное понимание процесса труда: это процесс технически оснащенный, в котором человек играет четко определенную роль, являясь звеном механизированной или ав­томатизированной системы управления.

Новое понимание труда определялось качественными изме­нениями в характере и содержании отдельных видов обществен­ного труда: труд стал более опосредствованным, причем в роли средства выступило не просто орудие труда, но машина, тех­ническая система управления.

Труд стал механизированным и автоматизированным. Основ­ная проблема данного направления — «человек—машина». Ра­ботник стал оператором системы управления. Объект изучения — деятельность оператора в системе управления.

Изменилось взаимодействие работника с предметом труда: вме­сто самого предмета оператор системы управления имел дело с сигнальной и знаковой информацией о нем, с его информацион­ной моделью, само взаимодействие стало дистанционным. Работ­ник потерял возможность непосредственно воздействовать на пред­мет труда.

Почти одновременно с инженерной психологией, в 60—70-е гг. XX в. возникает и интенсивно развивается социальная психоло­гия, особенно в той ее части, которая связана с трудовой дея­тельностью. Социальная психология труда внесла важный вклад в понимание взаимоотношений людей в трудовых коллективах. Главным достижением этого направления явилось доказательство определяющей роли социальной группы в жизни индивида и об­щества в целом.

Стало ясно, что человек не может существовать и соответственно быть понятым вне социальной группы, в которую он входит, и что управление трудовым коллективом не будет эффективным без учета социально-психологических отношений людей, без знания при­чин объединения людей в группы. Социальная психология яви­лась отражением возникшей на Западе «теории человеческих от­ношений».

Труд выступил как основа неформальных социально-пси­хологических отношений, способствующих его превращению в совместную деятельность. Основной проблемой социальной пси­хологии стала проблема морально- или социально- психологического кл и мата, которая также рассматрива­лась как условие повышения производительности труда.

Нетрудно видеть, что различия между этими направлениями психологической науки связаны с пониманием процесса труда. Для психологии труда — это индивидуальная деятельность отдель­ного работника. Для инженерной психологии — это деятельность оператора, включенного в техническую систему управления. Для социальной психологии труда — это деятельность коллектива или группы людей.

Отличительная особенность социологии и психологии управ­ления состоит в том, что объектом ее исследований является орга­низованная совместная деятельность. Это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или це­лями, симпатиями или нравственными ценностями. Это деятель­ность людей, объединенных в одной организации, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, техни­ческими и организационными требованиями.

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые управленческие отношения между людьми, которые существуют только в организациях и специфич­ны для них. В отличие от социально-психологических отношений, изучаемых социальной психологией, которые определяются как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, управленческие отноше­ния — это отношения, делающие совместную деятельность орга­низованной, составляющие ее суть и содержание.

В условиях организации участники не только связаны друг с дру­гом отношениями взаимной зависимости и взаимной ответствен­ности, но и несут ответственность перед общим для всех законом, гарантом которого является государство.

Специфика социологии и психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, состоит в том, что индивид со­относится не только с обществом, но и с государством как фор­мой организации общественной жизни, через государственные об­разования, какими являются предприятия, учреждения и органи­зации. Частные предприятия не составляют исключения в той мере, в какой они следуют законам и нормам, принятым в обществе и обеспечиваемым государством.

Предприятия, учреждения и организации обеспечивают конк­ретные социальные условия, в которых происходит социализация труда, т.е. соединение труда работника с трудом других людей, превращение индивидуального труда в труд обобществленный. Со­циализация труда и социализация личности может иметь различ­ный характер, определяемый, с одной стороны, спецификой со­вместного труда, осуществляемого в рамках конкретной органи­зации, а с другой стороны, особенностями личности работника. Успешность процесса социализации определяется в конечном счете степенью соответствия специфики организации особенностям личности работника.

Таким образом, в социологии и психологии управления, в отличие от психологии труда, на смену проблеме соответствия работника его профессии, профессиональному отбору и профес­сиональной ориентации приходит проблема соответствия работ­ника организации, отбора сотрудников в организацию и ориен­тации работника в отношении особенностей различных органи­заций.

Тем самым социология и психология управления оказывается непосредственно связанной с важнейшей проблемой современ­ного образования, необходимость решения которой вполне осо­знана. Она состоит в том, что подготовка специалиста в настоя­щее время не может ограничиваться только его профессиональ­ным обучением, но должна дополняться его подготовкой к работе в конкретной организации, в которую он намерен обратиться после завершения обучения.

Точно так же как в социальной психологии отдельный работник выступает не иначе как часть, элемент целого — социальной груп­пы, вне которой его поведение не может быть понятым, так и в социологии и психологии управления отдельный работник и соци­альная группа выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой анализ их функционирования в плане управ­ления оказывается неполным.

Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру коллектива и обратного влияния коллектива на организацию, руководство со­трудниками в различных организациях — таковы главные вопросы курса «Социология и психология управления».




Рис. I. Связь «Социологии и психологии управления» с психологически­ми аспектами трудовой деятельности




Как научное направление, исследующее отношения людей в организации, «Социология и психология управления» тесно смы­кается с менеджментом — наукой о социальном, администра­тивно-хозяйственном управлении, В отличие от последнего, вклю­чающего политические, юридические, экономические, марке­тинговые, финансовые, технологические, стратегические и прочие аспекты социального управления, «Социология и психо­логия управления» исследует только социально-психологические аспекты отношений людей и тем самым перекликается с одной из областей менеджмента — персонал-менеджментом.

Связь научного направления «Социология и психология уп­равления» со смежными направлениями, изучающими социаль- но-психологические аспекты трудовой деятельности, представле­на на рис. 1.

Подводя итоги, можно определить курс «Социология и психо­логия управления» как научное направление, изучающее соци­ально-психологические аспекты отношений людей в организаци­ях, т.е. людей, объединенных организованной совместной дея­тельностью.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации