Курсовая работа - Расчет и калькулирование себестоимости продукции - файл n1.docx

Курсовая работа - Расчет и калькулирование себестоимости продукции
скачать (63.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx64kb.19.09.2012 22:41скачать

n1.docx

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СПбГМТУ

филиал «СЕВМАШВТУЗ» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» г.Северодвинске

Факультет второй

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и планирование»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование»

Тема: «Расчет и калькулирование себестоимости продукции»

Преподаватель: Васильева А.С.

Студент: Иванова И.С.

Группа: 2551

Дата сдачи на проверку___________

Оценка ________________________
Северодвинск

2012 г.

Рецензия

преподавателя кафедры №17«Бухгалтерский учет, анализ и планирование»,

Васильевой Анастасии Сергеевны

на курсовую работу студента

группы 2551

  1. Замечания по оформлению______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Использование литературных источников:_________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Уровень самостоятельности при работе над КР:____________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Недостатки работы:____________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Защита КР: защита курсовой работы происходила в присутствии преподавателей

1)___________________________________________

2)___________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________
ОЦЕНКА:___________________

«_____»_____________________ 2012г. ________________

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

  1. Себестоимость продукции…………………………………………………5

  2. Виды себестоимости продукции…………………………………………..5

  3. Значение себестоимости…………………………………………………...7

  4. Понятие и значение калькулирования себестоимости ………………….7

  5. Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости……………………………………………………………..10

    1. Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции……………………………………….……10

    2. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции…………………………………………….13

    3. Показный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции……………………………………………………………...14

    4. Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции……………………………………………………………...16

    5. Метод калькулирования сокращенной себестоимости продукции (метод директ-костинг)………………………………………………..17

Расчетная часть…………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………....33
Введение

Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции.

Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию.

Существуют различные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Их применение определяется особенностями производственного процесса, характером производимой продукции (оказываемых услуг), ее составом, способом обработки.

Цель курсовой работы: определить понятие и значение калькулирования себестоимости продукции, а также характеризовать методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, такие как: попроцессный, попередельный, позаказный, нормативный и метод «директ-костинг».



  1. Себестоимость продукции

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

- учет и контроль, всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

- определение оптимальных размеров предприятия;

- экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и другие.

  1. Виды себестоимости

Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, складывается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы). Иначе говоря полная себестоимость показывает во сколько затрат обходится продукция при выходе ее с данного предприятия. Полную себестоимость определяют в отношении единицы продукции и всего выпуска товарной продукции.

Изучение себестоимости складывается из ряда этапов. Необходимые данные для ее изучения берутся из бухгалтерской отчетности. С помощью бухгалтерского учета определяется сумма затрат на производство продукции не только в целом, но и по отдельным слагаемым, что дает возможность видеть размер и направление денежных средств, израсходованных на производство продукции.

Задачи статистики в области изучения себестоимости продукции заключаются в обработке и анализе данных бухгалтерского учета в калькуляции. К этим задачам относятся:

- обобщающая характеристика динамики себестоимости продукции;

- изучение структуры себестоимости и динамики себестоимости вследствие изменения ее структуры;

- анализ факторов уровня и динамики себестоимости, определение влияния отдельных факторов на процент снижения себестоимости в размер экономии, выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости.

Также различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие. Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

  1. Значение себестоимости

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости и продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

- в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

- в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

- в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;

- в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

- в снижении себестоимости и продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

  1. Понятие и значение калькулирования себестоимости продукции

Появление калькуляции связано с зарождением мануфактурного производства. Формирование производительных сил общества, самого способа производства совершенствовали приемы и методы калькулирования. Наиболее стремительное развитие калькулирования как инструмент оценки рентабельности товаров, как способ преодоления конкуренции получило в условиях промышленного производства.

В современной экономической литературе калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). в процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления.

Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций. В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляции. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.

Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет.

Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.

Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа. На первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем – себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги.

Калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении производством.

Функционировавшие ранее калькуляционные системы преследовали одну цель – оценить запасы готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства, что необходимо для внутрипроизводственных целей и для составления внешней отчетности, а также для определения прибыли. несмотря на важность этой задачи, прежние системы калькулирования не содержали информации, пригодной для решения многих управленческих задач.

Современные системы калькулирования более сбалансированы. Содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как:

– целесообразность дальнейшего выпуска продукции;

– установление оптимальной цены на продукцию;

– оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;

– целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;

– оценка качества работы управленческого персонала.

Современное калькулирование лежит в основе оценки выполнения принятого предприятием или центром ответственности плана. Оно необходимо для анализа причин отклонений от плановых заданий по себестоимости. Данные фактических калькуляций используются для последующего планирования себестоимости, для обоснования экономической эффективности внедрения новой техники, выбора современных технологических процессов, проведения мероприятий по повышению качества продукции, проверки проектов строительства и реконструкции предприятий. По результатам калькулирования можно принять решение о проведении ремонта самостоятельно или с использованием услуг сторонних организаций.

Наконец, калькулирование является основой трансфертного ценообразования.

Таким образом, производственный учет и калькулирование являются основными элементами системы управления не только себестоимостью продукции, но и производством в целом.

  1. Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции. Иными словами, эта совокупность способов аналитического учета затрат на производство по калькуляционным объектам и приемов исчисления калькуляционных единиц.

Методы учета затрат можно сгруппировать по трем признакам: по объектам учета затрат, по полноте учитываемых затрат и по оперативности учета и контроля за затратами.

По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный и позаказный методы. С точки зрения полноты учитываемых издержек, возможно калькулирование полной и неполной («усеченной») себестоимости. В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактических и нормативных затрат.

Метод учета затрат и калькулирования выбирается предприятием самостоятельно, так как зависит от ряда частных факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции и т.п., иначе говоря, от индивидуальных особенностей предприятия.

    1. Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Данный метод применяется в организациях со следующими признаками производственного процесса:

массовый характер производства одного или нескольких видов продукции;

краткий период технологического процесса;

незавершенное производство отсутствует или незначительно.

К таким организациям следует отнести организации добывающих отраслей (угледобывающей, нефтедобывающей и др.) промышленности, строительных материалов, электро- и теплостанции и др. Широко применяется попроцессный метод в энергетических хозяйствах вспомогательных производств.

При попроцессном методе затраты учитываются по установленным статьям калькуляции по всему производственному процессу или по отдельным стадиям процесса производства. По окончании отчетного периода совокупные затраты по производственному процессу делят на количество единиц выпущенной продукции и исчисляют себестоимость одной калькуляционной единицы.

В зависимости от количества наименований выпускаемой продукции и наличия незавершенного производства различают три варианта начисления себестоимости единицы продукции.

Первый вариант (самый простой) применяется в основном производстве тех организаций, где вырабатывается один вид продукции и отсутствует незавершенное производство - организациях угольной и горнорудной промышленности, при производстве строительных материалов, в энергетических хозяйствах вспомогательных производств и др. Себестоимость единицы продукции в указанных производствах определяют делением суммы затрат по производственному процессу на количество единиц выпущенной продукции.

Второй вариант применяют в тех производствах, где вырабатывается несколько видов продукции и отсутствует незавершенное производство - на электростанциях, где одновременно вырабатывается электро- и тепловая энергия, в организациях нефтедобывающей промышленности (добываются нефть и газ) и др.

При одновременной выработке или добыче различных видов продукции затраты, относящиеся к определенному виду продукции, учитывают по этим видам продукции. Общие для всех видов продукции расходы распределяют между видами продукции установленными в организации способами.

Третий вариант исчисления себестоимости единицы продукции применяется в производствах с достаточно длительным периодом процесса производства, имеющих поэтому незавершенное производство на конец отчетного периода (организациях лесозаготовительной, торфяной отраслей промышленности и др.).

Остатки незавершенного производства на начало и конец отчетного периода оценивают установленным в организации способом (как правило, по нормативной себестоимости). Затем затраты отчетного периода корректируют на стоимость незавершенного производства на начало и конец отчетного периода и делят скорректированную сумму затрат на количество единиц выработанной продукции.

В некоторых организациях незавершенное производство пересчитывают по установленным коэффициентам в готовую продукцию.

Себестоимость единицы продукции в этом случае определяют делением суммы затрат отчетного месяца на количество приведенных единиц.

    1. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Данный метод применяют в производствах с комплексным использованием сырья, а также в отраслях промышленности с массовым и крупносерийным производством, где обрабатываемое сырье и материалы проходят последовательно несколько фаз обработки (переделов). Под переделом понимают совокупность технологических операций по выработке промежуточного продукта (полуфабриката) или готовой продукции (на последнем переделе).

При данном методе затраты на производство учитывают не только по видам продукции и статьям калькуляции, но и по переделам.

При комплексном использовании сырья или полуфабрикатов вырабатываемую продукцию различных сортов и марок переводят в условный сорт с помощью системы коэффициентов. При изготовлении из одного и того же вида сырья нескольких продуктов выделяют основной продукт; остальные рассматривают как попутные и оценивают по установленным ценам. Стоимость оцененной попутной продукции вычитают из общей суммы затрат на производство, а оставшиеся затраты относят на себестоимость основного продукта.

Различают бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

При первом варианте ограничиваются учетом затрат по каждому переделу. В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражается. Их движение от одного передела к другому бухгалтерия контролирует по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведут в цехах. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.

При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела, что позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях его обработки и тем самым обеспечивать более действенный контроль за себестоимостью продукции.

При попередельном методе используют важнейшие элементы нормативного метода - систематическое выявление отклонений фактических затрат от текущих норм (плановой себестоимости) и учет изменений этих норм. В первичной документации и оперативной отчетности фактический расход сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии необходимо сопоставлять с нормативным. Это позволяет осуществлять ежедневный контроль за затратами на производство, вскрывать причины отклонений от норм, выявлять резервы снижения себестоимости продукции.

    1. Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Данный метод используется в индивидуальных и мелкосерийных производствах (строительстве, производстве турбин, блюмингов, самолетов и т.п.), а также применяется во вспомогательных производствах, особенно на ремонтных работах.

При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, т.е. изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие собой законченные конструкции.

Заказы открывают в плановом отделе на основании договоров с заказчиками или по заявкам структурных подразделений организации. В заказе указывают изделия или работы, которые подлежат выполнению, их объем, сроки исполнения, исполнителей и плановую себестоимость. Каждому заказу присваивается порядковый номер (шифр заказа).

Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документов по учету выработки, расходу материалов, в которых обязательно указывают соответствующий шифр заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами условно по принятым в данном производстве или данной отрасли способам.

При этом методе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа; время ее составления не совпадает со временем составления периодической отчетности.

Частичное выполнение заказов оценивается по плановой себестоимости данного заказа или по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства. В обоих случаях допускается условность оценки частичного выпуска заказа и незавершенного производства.

Законченные работы по заказу оформляют документами на приемку произведенной продукции или выполненных работ (актами, ведомостями и др.).

В индивидуальных производствах себестоимость произведенной продукции определяют суммированием затрат по статьям калькуляции. В мелкосерийном производстве фактическую себестоимость единицы продукции исчисляют делением общей суммы затрат на количество выработанных изделий.

По окончании заказа фактические затраты по каждой статье калькуляции сравнивают с плановыми, выявляют отклонения и выясняют причины и виновников отклонений для принятия решений относительно снижения себестоимости продукции (работ, услуг) на будущие периоды.

Последующий (после выполнения заказа) контроль за затратами при позаказном методе не всегда дает должный эффект. Поэтому главной задачей при позаказном методе является повышение оперативности контроля за прямыми затратами, что возможно при внедрении основных элементов нормативного метода учета затрат (учета затрат по нормам и отклонений от норм) по всем операциям и работам осуществляемых заказов.

    1. Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции

Данный метод основан на использовании нормативного способа калькулирования себестоимости продукции.

Для использования нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции необходимо:

составлять нормативные калькуляции по каждому виду продукции (работ, услуг);

учитывать изменения, вносимые в текущие нормы затрат;

выявлять отклонения фактических затрат от нормативных и определять причины и виновников этих отклонений;

производить пересчет остатков незавершенного производства;

исчислять фактическую себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг) прибавлением к нормативным затратам отклонений фактических затрат от норм и изменений, вносимых в нормы затрат.

Нормативные калькуляции в управленческом учете имеют многоцелевое назначение. В планировании они используются для расчетов плановой себестоимости продукции, сметы затрат на производство, определения цен продажи на продукцию, трансфертных цен, смет затрат по центрам ответственности. В учете нормативные калькуляции необходимы для оценки незавершенного производства и брака продукции, контроля за себестоимостью продукции, исчисления фактической себестоимости отдельных видов продукции и всей продукции в целом.

Количество и структура нормативных калькуляций зависят от сложности технологического процесса производства и уровня организации производства.

В массовых и крупносерийных производствах нормативные калькуляции составляются по деталям, узлам, цеховым машинокомплектам, полуфабрикатам, процессам сборки сборочных единиц, по изделиям; во вспомогательных производствах - по заказам на технологическое оснащение, изготовление типовых инструментов, на единицы ремонтной сложности, энергоносителей, транспортных работ, на группы запасных частей и др.

Для составления нормативных калькуляций организация должна использовать соответствующую нормативную базу (нормативные документы технической подготовки производства, нормативы расхода производственных ресурсов, вспомогательную нормативную документацию).

    1. Метод калькулирования сокращенной себестоимости продукции (метод директ-костинг)

Метод директ-костинг (себестоимость по прямым затратам) впервые возник в Германии (в 30-е гг. XX вв.). В первые годы применения этого метода производственная себестоимость продукции исчислялась только по прямым переменным затратам; в дальнейшим - не только по прямым, но и по косвенным переменным расходам.

Применительно к России сущность метода директ-костинг заключается в том, что сокращенная или неполная производственная себестоимость продукции исчисляется только по переменным и условие переменным затратам.

Прямые переменные расходы сразу учитываются на счетах учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»).

Условно-переменные расходы в течение месяца учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и по окончании месяца списываются на счета учета прямых переменных затрат (20, 23, 29).

Постоянные расходы учитываются в течение месяца на счете 26 «Общехозяйственные расходы», с которого по окончании месяца их списывают на счет 90 «Продажи». Это означает, что общехозяйственные расходы в производственную себестоимость продукции не включаются.

При исчислении сокращенной себестоимости продукции используют показатели маржинального и остаточного дохода (прибыли от производства).

Маржинальный доход определяют вычитанием из выручки от продажи продукции или стоимости произведенной продукции суммы переменных затрат.

Показатель остаточного дохода или прибыли от производства исчисляют вычитанием из маржинального дохода постоянных затрат.

Приведенный расчет можно принимать в качестве отчета по прибыли от производства. Такие отчеты целесообразно составлять по организациям в целом, ее структурным подразделениям, видам продукции и др.

Показатели маржинального дохода и прибыли от производства имеют важное значение для управления себестоимостью продукции. Они показывают зависимость этих показателей от цен на продукцию, структуры выпускаемой продукции, величины переменных и постоянных затрат.

На основе анализа взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» определяют критическую точку объема производства в единицах продукции или стоимости продукции.

Кроме того, на основе данных, получаемых при методе директ-костинг, обосновывают оптимальный объем производства продукции, целесообразность принятия отдельных заказов, цены на новую продукцию и др.

Использование данных по счетам 25 и 26 для калькулирования себестоимости продукции по методу директ-костинг дает не совсем точные результаты. Для исчисления более точных показателей себестоимости продукции по данному методу необходимо из состава общепроизводственных расходов выделить реальные переменные косвенные расходы и присоединить их к прямым переменным расходам для определения совокупных переменных затрат.

Для получения данных о косвенных переменных расходах, учитываемых по счету 25 «Общепроизводственные расходы», целесообразно открыть к этому счету два субсчета:

25-1 «Общепроизводственные переменные расходы»;

25-2 «Общепроизводственные постоянные расходы».

На первом субсчете следует учитывать основную часть расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (сумма амортизации по основным средствам, начисляемая в зависимости от объема продукции (работ), стоимость потребленного топлива, всех видов энергии, смазочных материалов, расходы по текущему ремонту оборудования и транспортных средств, внутризаводскому перемещению грузов и др.).

На втором субсчете учитывают ту часть расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, которая не зависит от объема производства (суммы амортизации по основным средствам, начисляемые способами, не связанными с объемом производства, часть прочих расходов и др.), а также все остальные расходы по обслуживанию, организации и управлению структурным подразделением организации.

Конкретный перечень расходов, учитываемых на первом и втором субсчетах счета 25, определяется с учетом всех специфических особенностей деятельности структурных подразделений и организации в целом.

По окончании месяца общепроизводственные переменные расходы следует списывать на счета учета прямых затрат, а общепроизводственные постоянные расходы - на счет 90 «Продажи».

Следует отметить, что во многих западных странах метод директ-костинг не рекомендуется использовать для составления финансовой отчетности и налогообложения. Он применяется именно в управленческом учете для осуществления контроля, экономического анализа и принятия управленческих решений.


Расчетная часть
Вариант 12

Коэффициент 2,2

Задание 1. Составить смету затрат на ремонт цеха.

Все цифры в таблице умножить на поправочный коэффициент
Исходные данные:

Наименование затрат

Сумма, руб.

Скорректированный показатель, руб.

  1. Затраты на сырье и материалы:







- железобетонные панели

40000

88000

- кирпичи

25000

55000

- гипсокартон, сетка

10000

22000

- цемент, краска, вода, растворители, штукатурка

5000

11000

- валики, шкурки, краскопульт, шпатели

3000

6600

- доски, металлический профиль

7000

15400

- гвозди, саморезы, дюпеля

2500

5500

  1. Расходы, связанные с оплатой труда (руб.):







- заработная плата рабочих - сдельщиков

100000

220000

- заработная плата вспомогательного персонала

50000

110000

- заработная плата работников аппарата управления

65000

143000

- заработная плата сторожевой охраны

15000

33000

  1. Амортизационные отчисления:







- на восстановление строительных машин и механизмов

7000

15400

- по нематериальным активам

1700

3740

  1. Расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов

2500

5500

  1. Расходы по подготовке объекта к сдаче

10000

22000

Смета затрат


Экономические элементы

Сумма, руб.

  1. Материальные затраты

203500

  1. Затраты на оплату труда

506000

  1. Отчисления на социальные нужды

151800

  1. Амортизация

19140

  1. Прочие затраты

27500


Задание 2. Расчет производственной себестоимости продукции


Все исходные данные умножить на поправочный коэффициент
Производственные накладные расходы предприятия 1980 тыс.руб.

Непроизводственные накладные расходы предприятия 1100 тыс.руб.

Площадь производственных помещений предприятия 17,6 тыс.кв. метров.

База распределения косвенных расходов - площадь производственных помещений.
Информация по цеху:

1. Материальные затраты 110 тыс.руб.

2. Расход электроэнергии на производственные цели 44 тыс.руб.

3. Заработная плата основного персонала 88 тыс.руб.

4. Площадь цеха 3,3 тыс.кв. метров
Определить сумму затрат по цеху.
Решение оформить в таблице:

Наименование затрат

Сумма, руб.

Материальные затраты

110000

Расход электроэнергии на производственные цели

44000

Заработная плата основного персонала

88000

Отчисления на социальные нужды

26400

Производственные накладные расходы цеха

371250

Непроизводственные накладные расходы цеха

206250

Итого затраты по цеху

845900


Производственные накладные расходы цеха (3300*1980000)/17600=371250 руб.

Непроизводственные накладные расходы цеха

(3300*1100000)/17600=206250 руб.

Задание 3. Расчет производственной себестоимости продукции


Все суммы косвенных расходов умножить на поправочный коэффициент

На основе предложенных данных определить:


Таблица 1

Прямые затраты по заказам, тыс. руб.

Наименование

А


В

С

D

Сырье и материалы

150

400

200

80

Возвратные отходы

7

27

9

3

Заработная плата основных производственных рабочих

30

120

80

29

Страховые взносы во внебюджетные фонды с заработной платы основных рабочих

9

36

24

8,7


Таблица 2

Косвенные расходы предприятия


№ п\п

Наименование затрат

Сумма, тыс. руб.

Скорректированный показатель, тыс.руб.

1.

Электроэнергия на освещение цеха

200

440

2.

Электроэнергия на освещение здания заводоуправления

150

330

3.

Амортизация здания заводской столовой

130

286

4.

Амортизация оборудования цеха

170

374

5.

Амортизация здания заводской поликлиники

145

319

6.

Затраты на оплату труда работников финансового отдела предприятия

100

220

7.

Затраты на оплату труда работников снабженческо-сбытового отдела предприятия

115

253

8.

Затраты на оплату труда вспомогательных рабочих цеха

75

165

9.

Отчисления на соц. нужды




49,5

10.

Затраты на оплату труда работников охраны предприятия

55

121

11.

Отчисления на соц. нужды




36,3

12.

Командировочные расходы

26

57,2

13.

Представительские расходы

66

145,2

14.

Почтово-телеграфные расходы

14

30,8

15.

Затраты на оплату услуг аудиторской фирмы

10

22

16.

Аренда офиса

16

35,2

17.

Затраты на оплату услуг сторонней организации по ремонту здания заводской поликлиники

140

308

18.

Затраты на оплату услуг сторонней организации по ремонту здания цеха

210

462

19.

Затраты на подготовку и переподготовку кадров

30

66

20.

Расходы на выплату процентов за кредит

57

125,4


Общепроизводственные расходы = 1490,5 тыс.руб.

Общехозяйственные расходы = 2355,1 тыс.руб.

Заработная плата основных производственных рабочих = 259 тыс.руб.

Ставки распределения косвенных расходов:

Общехозяйственные:

259/2355,1=0,11

Общепроизводственные:

259/1490,5=0,17
Решение оформить в таблице:
Производственная себестоимость продукции, руб.

Наименование

А

В

С

D

Всего

Прямые затраты

182000

529000

295000

114700

1120700

Косвенные расходы, всего, в том числе:

8400

33600

22400

8120

72520

- общепроизводственные расходы

5100

20400

13600

4930

44030

- общехозяйственные расходы

3300

13200

8800

3190

28490

Производственная себестоимость

190400

562600

317400

122820

1193220


Задание 4. Маржинальный анализ


Все исходные данные умножить на поправочный коэффициент
Предприятие выпускает и продает товар, данные по которому представлены в таблице:



Показатель

Значение

Скорректированный показатель

Удельные переменные затраты, руб.

200

440

Цена единицы продукции, руб.

850

1870

Постоянные затраты на весь объем производства, тыс.руб.

700

1540

Объем производства, кг







1 вариант

1000

2200

2 вариант

2000

4400


Определить, какую прибыль получит предприятие при различных вариантах производства продукции. Определить точку безубыточности (в денежном и в натуральном выражении).
Решение оформить в таблице:

Показатели

Объем выпуска, кг

2200

4400

Выручка от реализации

4114000

8228000

Переменные издержки

968000

1936000

Маржинальный доход

3146000

6292000

Постоянные издержки

1540000

1540000

Прибыль от продажи

1606000

4752000

Удельный маржинальный доход

1430

1430

Валовая маржа в относительном выражении

0,76

0,76


Определение точки безубыточности:

Тбд₁- точка безубыточности в денежном выражении для первого варианта объема производства;

Тбд₂- точка безубыточности в денежном выражении для второго варианта объема производства;

Тбн- точка безубыточности в натуральном выражении для второго варианта объема производства.

Тбд=Выручка*Постоянные изд./(Выручка-Переменные изд.)

Тбд₁= 4114000*1540000/(4114000-968000)=2025733,6 руб.

Тбд₂=8228000*1540000/(8228000-1936000)=2014214,4 руб.
Тбн= Постоянные изд./(Цена ед.продукции-Удельные переменные изд.)
Тбн=1540000/(1870-440)=1076,9 кг.

Задание 5. Расчет объема продаж на основе маржинального анализа


Все исходные данные умножить на поправочный коэффициент

Компания производит и реализует один товар, данные по которому приведены в таблице:

Показатель

Значение

Скорректированный показатель

Цена единицы продукции, руб.

800

1760

Удельные переменные затраты, руб.,

в том числе:







сырье и материалы

80

176

топливо и энергия на технологические нужды

50

110

заработная плата основных рабочих

35

77

страховые взносы во внебюджетные фонды с заработной платы основных рабочих

10,5

23,1

Постоянные затраты на весь объем производства, тыс.руб.

50

110

Прибыль от продаж, тыс.руб.

20

44


Определить, какое количество товара должна продать компания, чтобы обеспечить получение заданной суммы прибыли от продаж. Определить силу операционного рычага.

Возьмем за Х- количество товара, которое необходимо продать компании, чтобы обеспечить получение заданной суммы прибыли от продаж.

1760*Х-((176+110+77+23,1)*Х+110000)=44000

1760Х-(386,1Х+110000)=44000

1760Х-386,1Х=44000+110000

1373,9Х=154000

Х=112,09
112 шт- количество товара, которое необходимо продать компании, чтобы обеспечить получение заданной суммы прибыли от продаж.
Соп.р.- сила операционного рычага.
Соп.р.= (Выручка-Переменные изд.)/(Выручка-Переменные изд.-Постоянные изд.)
Соп.р.=(197120-43243)/(197120-43243-110000)=3,5.

При возможном увеличении/снижении выручки на n%, прибыль возрастет/снизится на n%*3,5.

Задание 6. Расчет цены продукции на основе маржинального анализа


Все исходные данные умножить на поправочный коэффициент

Компания производит и реализует один товар, данные по которому приведены в таблице:

Показатель

Значение

Скорректированный показатель

Объем продаж, шт.

1000

2200

Удельные переменные затраты, руб.,

в том числе:







сырье и материалы

200

440

топливо и энергия на технологические нужды

150

330

заработная плата основных рабочих

340

748

страховые взносы во внебюджетные фонды с заработной платы основных рабочих

102

224,4

Постоянные затраты на весь объем производства, тыс.руб.

130

286

Прибыль от продаж, тыс.руб.

35

77


По какой цене следует продавать товар, чтобы получить заданную сумму прибыли от продаж. Определить силу операционного рычага.

Найдем выручку от продаж:

Выручка=Переменные изд.+Постоянные изд.+Прибыль

Выручка= 2200*(440+330+748+224,4)+286000+77000=4196280 рублей.

Отсюда найдем цену, по которой следует продавать товар, чтобы получить заданную сумму прибыли от продаж:

Цена=Выручка/Объем продаж

Цена=4196280/2200=1907,4 рублей.

Соп.р.= (Выручка-Переменные изд.)/(Выручка-Переменные изд.-Постоянные изд.)

Соп.р.=(4196280-3833280)/(4196280-3833280-286000)=4,7.

При возможном увеличении/снижении выручки на n%, прибыль возрастет/снизится на n%*4,7.

Задание 7. Принятие управленческих решений


Все исходные данные (в т.ч. по мероприятиям) умножить на поправочный коэффициент

Предприятие производит электрофены и реализует 110 фенов в месяц по цене 4,4 тыс.руб. за штуку. Удельный маржинальный доход составляет 3300 руб., постоянные издержки предприятия 176 тыс.руб. в месяц.

Возьмите на себя роль менеджера предприятия и ответьте на следующие вопросы:

1. Начальник отдела маркетинга полагает, что увеличение расходов на рекламу и продвижение товара на 33 тыс.руб. в месяц способно дать прирост ежемесячной выручки от реализации на 55 тыс.руб. Следует ли одобрить повышение расходов на рекламу?

Если прирост выручки выше прироста издержек, то прибыль увеличивается. Поскольку увеличение расходов на рекламу и продвижение товара (33000 рублей) меньше увеличения выручки (55000 рублей), то положительное решение окажет благоприятное воздействие на прибыль. Повышение расходов на рекламу следует одобрить.

2. Начальник отдела по производству предлагает сменить поставщика полуфабрикатов. Это позволит снизить удельные переменные затраты на 66 руб. Однако начальник снабженческо-сбытового отдела не уверен в хорошем качестве данных полуфабрикатов и предполагает, что смена поставщика приведет к снижению объема реализации на 13% в месяц (норму процента не корректировать на поправочный коэффициент). Следует ли сменить поставщика полуфабрикатов?

При переходе на более дешевые материалы валовая маржа на единицу продукции возрастет с 3300 рублей до 3366 рублей. В расчете на объем реализации фенов в месяц это 3366*95=319770 рублей, против нынешних 3300*110=363000 рублей. Снижение суммарной валовой маржи сна сумму 43230 рублей говорит о снижении прибыли на эту же сумму. Следовательно, не стоит менять поставщика полуфабрикатов.

3. Начальник отдела маркетинга предлагает снизить цену реализации на 7% (норму процента не корректировать на поправочный коэффициент) и одновременно увеличить расходы на рекламу и продвижение товара на 77 тыс.руб. в месяц. Отдел маркетинга прогнозирует в этом случае увеличение объема реализации на 20% (норму процента не корректировать на поправочный коэффициент). Следует ли принять такое предложение?

Снижение цены реализации на 7% (до 4092 рубля/штука) приведет к уменьшению валовой маржи на единицу продукции до 3300-(4400-4092)=2992 рублей. Суммарная валовая маржа составляет: 2992*110*1,2=394944 рублей, что на 394944-363000=31944 рублей больше нынешнего показателя, однако, увеличение расходов на рекламу и продвижение товара на 77000 рублей в месяц не только «съест» прирост суммарной валовой маржи, но и уменьшит прибыль на 45056 рублей. Такое предложение принимать не следует.

4. Начальник отдела маркетинга предлагает снизить цену, чтобы стимулировать сбыт и довести дополнительный ежемесячный объем оптовых продаж до 22 фенов. Какую следует назначить цену на дополнительную продукцию, чтобы прибыль возросла на 11 тыс.руб. (порог рентабельности перейден)?

Поскольку порог рентабельности перейден, то в расчет цены следует брать только возмещение переменных издержек, т.к. в данном периоде постоянные издержки уже возмещены. Если назначаемая цена покроет переменные издержки, то прирост валовой маржи, а вместе с ней и прибыли будет обеспечен. Таким образом, следует назначить цену, прибавив к переменным издержкам ожидаемую прибыль на единицу продукции.

Переменные издержки=4400-3300=1100 рублей;

Цена=1100+11000/22=1600 рублей.

Заключение

Делая вывод из всего вышесказанного можно сказать – калькулирование себестоимости имеет первостепенное значение, так как определяет себестоимость единицы продукции, и в конечном итоге показывает экономическую эффективность работы предприятия.

Каждый метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции находит свое применение.

Попроцессный – в добывающих отраслях промышленности и энергетике, а также в перерабатывающих отраслях с простейшим технологическим циклом и др.

Попередельный – в производствах, состоящих из нескольких последовательных технологических стадий.

Позаказный – на предприятиях с единичным типом организации производства.

Нормативный - применяется при массовом и серийном производстве на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности, в машиностроении, на предприятиях легкой промышленности.

Директ-костинг- в управленческом учете для осуществления контроля, экономического анализа и принятия управленческих решений.

Список литературы

  1. Бехтерева Е.В. «Себестоимость: рациональный и эффективный учёт расходов» 5-е изд., перераб. - М.: Издательство "Омега-Л", 2011.
  2. Бондарь А.В., Рудак А.А. «Экономическая теория» Мн: БГЭУ. 2010 г.

  3. Виткалова А.П, Миллер Д.П. «Бюджетирование и контроль затрат в организации» Учебно-практическое пособие. - Москва: Дашков и К0, 2011.

  4. Головач О.В. «Анализ затрат на производство и себестоимость продукции» Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2009 г.

  5. Гомонко Э.А., Тарасова Т.Ф. «Управление затратами на предприятии» Учебник. - М.: КНОРУС, 2010

  6. Гордеев В.А. «Экономическая теория» Учебное пособие. – Ярославль: Издательство: ЯГТУ, 2010.

  7. Замураева Л.Е. «Управление затратами» Учебное пособие. 2-е изд. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009.

  8. Калинина Н.М., Елкин С.Е., Копман В.А., Метелев И.С. «Планирование, учет, контроль и анализ в системе управления затратами организации» Учебное пособие. Омск: Издатель ИП Погорелова, 2010

  9. Лобачева Е.Н. (ред.) «Экономическая теория» Учебник для бакалавров / под ред. Е.Н. Лобачевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство ЮРАЙТ, 2012

  10. Маховикова Г.А. «Управление затратами и ценами»Учебное пособие. – СПб. : Издательство СПбГУЭФ, 2009

  11. Серебренников Г.Г. «Основы управления затратами предприятия» Учебное пособие. Тамбов. Издательство ТГТУ 2009г


  12. Материалы Интернет.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации