Методическая практика - Подготовка и проведение педагогического совета в ДОУ - файл n1.doc

приобрести
Методическая практика - Подготовка и проведение педагогического совета в ДОУ
скачать (674.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc675kb.19.09.2012 22:37скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный педагогический университет

им. Герцена
Институт детства
Методическая практика

Подготовка и проведение педагогического совета в ДОУ
Выполнили студентки VI курса

группы 33:
Санкт-Петербург

2011-2012
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЗНАКОМСТВО С ДОУ
II. ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ
1. Проект организации педагогического совета.

2.Тематический контроль

3. Аналитическая справка по результатам тематической проверки

4. Мероприятия для педагогов

5. Мероприятие для родителей

6. Проект обогащения методического кабинета
III. ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
IV. ОТЧЕТ-САМОАНАЛИЗ О РЕЗУЛЬТАТАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ПРИЛОЖЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
I. Знакомство с ДОУ

Наша группа проходила практику в Государственном дошкольном образовательном учреждении № 82 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Продолжительность практики нашей группы в детском саду составляла 3 недели, и охватывала период с 12.09.11 по 10.10.11 года.

В ходе беседы с заведующей ГДОУ № 82, Степшиной В.К. мы выяснили основные сведения о дошкольном учреждении:




Должность

человек

1

Заведующий

1

2

Старший воспитатель

1

3

Воспитатели

20

4

Инструктор по физической культуре

1

5

Музыкальный руководитель

1

6

Логопед

1

7

Помощник воспитателя

10

8

Старшая медицинская сестра

1

9

Кастелянша

1

10

Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий

1

11

Повар

4


Кадровое обеспечение деятельности ГБДОУ:

Характеристика педагогических кадров по категориям






Должность педагога


Кол-во

Аттестационная категория

II

I

высшая

1.

Заведующая

1




1




2.

Старший воспитатель

1




1




3.

Воспитатели

20

3

7

5

4.

Музыкальный руководитель

1




1




5.

Рук. по физ. воспитанию

1




1




6.

Логопед

1







1




Всего:

25

3

11

6


Характеристика педагогических кадров по образованию и стажу


Стаж педагогов

Образование

До 3-х

лет

от 3 до

5 лет

от 5 до

10 лет

До 15

лет

от 15 до

20 лет

20 лет

и

выше

Ср.

Спец.

Высш.

Непедагог.

высш.


4


1


5


3


2


9


12


11


1



Руководящий состав:


При осмотре помещений детского сада мы отметили: групповые комнаты светлые с высокими потолками и большими окнами. Все группы оборудованы детской мебелью мягкой и корпусной, оформление их соответствует возрасту детей находящихся в данной группе.

Методический кабинет оснащен стеллажами, столом и стульями; имеется в коробках раздаточный материал, картины, литература (книги, журналы, периодические издания), все пособия постоянно обновляются.

Физкультурный зал оснащен шведскими стенками, канатом, висами, кольцами, лавочками, подставкой для обручей разных размеров, инвентаря достаточно для занятий со всеми детьми группы одновременно, мячи разного размера, кегли, палки, мешочки, кубики имеются в достаточном количестве для всех детей, инструктором изготовлены массажные коврики, дорожки, серсо и др. приспособления для физического воспитания.

Музыкальный зал просторный и светлый в нем имеется ширма, в которой есть куклы, костюмы и др. приспособления для театрализованных представлений и проведения праздников, рояль, магнитофон, воспроизводящий диски и кассеты. На полу ковры, стены украшаются в соответствии с сезоном и тематикой праздников.

Территория вокруг здания сада ограждена забором. На участке - зелёные насаждения, цветники. Для занятий на свежем воздухе и прогулок используется игровая зона, оснащённая теневыми навесами-беседками, турниками, горками, лесенками, качелями, песочницами и т.д. Есть специально оборудованная зона для физкультурных занятий.

II. Подготовка к педсовету.

Реализуя одну из задач годового плана по развитию интереса у детей к явлениям природы через организацию познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, нашей группе предстояло организовать педагогический совет по выбранному направлению.

На первом этапе был разработан план действий, который явился

базовой основой для последующей реализации методической деятельности.

Проект методической работы был представлен на «суд» педагогов детского сада. Воспитатели с пониманием отнеслись к нашему предложению, в обсуждении проекта проявили активность и творческий подход.

В нашем проекте согласились участвовать 5 групп (2-я младшая, средняя, две старшие группы и подготовительная). В заключение обсуждения было решено, что каждый студент-практикант возьмет под свой контроль одну группу.

1. Проект организации педагогического совета.

Название проекта:

Подготовка и проведение педагогического совета на тему:

«Состояние работы по развитию интереса у детей к явлениям природы и пути ее совершенствования»

Проект реализуется на базе ГБДОУ № 82 Фрунзенского района

Сроки работы по проекту: с 12 сентября по 10 октября.

Основные направления, содержание и этапы работы по проекту:


План мероприятий по подготовке к педагогическому совету

п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

1.

Тематическая проверка (приложение 1):


  • Диагностика детей по разделу «Природа и ребенок»




  • Смотр уголков экспериментирования


  • Открытый просмотр занятий

(приложение )


  • Изучение перспективных и календарных планов


  • Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме

19.09-27.09


19.09 2-я мл.гр. (утро)

20.09. ср.гр. (утро)

19.09 ст.гр. (утро)

20.09 ст.гр. (утро)


19.05. подг.гр. (утро)


21.09, 22.09

(13.00-15.00)

21.09 2-я мл.гр. (утро)

22.09. ср.гр.(утро)

23.09 ст.гр. (утро)

26.09 ст.гр. (утро)

27.09. подг.гр. (утро)
23.09 (13.00-15.00)

Ст. воспитатель.

Практиканты
Практикант:

Зикратова Л.Ф.

Воспитатель:

Р.С. Якубова
Практикант:

Минина А.

Воспитатель:

Орлова С.В.
Практикант:

Врублевская Л.В.

Воспитатель:

Г.А.  Юрзова
Практикант:

Спиридонова И.

Воспитатель:

Т.В. Фёдорова


Практикант:

Сергеева Е.

Воспитатель:

Н.Н. Мудрицкая


Ст.воспитатель, практиканты, воспитатели групп
Ст.воспитатель, практиканты, воспитатели групп


Ст.воспитатель, практиканты, воспитатели групп


2.

Презентация материалов методического кабинета к предстоящему ПС:

  • выставка литературы по проблеме ПС


27.09

(13.00-15.00)




3.

Мероприятие для педагогов:

  • деловая игра

  • индивидуальные консультации (по востребованию)




30.09
13.30-14.30



Ст. воспитатель

Практиканты

4.

Подготовка и оформление материалов для родителей


20.09-27.09

Практиканты, воспитатели групп

5.

Подготовка проекта решения.

Составление конспекта пед.совета.

30.09

Ст.воспитатель практиканты,

6.

Проведение педагогического совета на тему: «Состояние работы по развитию интереса у детей к явлениям природы и пути ее совершенствования»

06.10

Ст.воспитатель практиканты,

Ожидаемые результаты:

Выявить проблемы дошкольного учреждения по реализации задач образовательной области «Познание», а именно, формирование интереса у детей к явлениям природы через организацию познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Наметить пути решения данных проблем, привлечь внимание родителей к данной области развития ребёнка.

В рамках подготовки к педагогическому совету мы даем возможность воспитателям представить свои достижения, обратить их внимание на инновации, повысить компетентность в рамках данной темы. Теоретическое и практическое представление материала по данной проблеме ДОУ будет способствовать ее совершенствованию.
В методическом кабинете был оформлен информационный стенд «Готовимся к педагогическому совету», где мы разместили: план мероприятий по подготовке к педагогическому совету, план тематического контроля.
2.Тематический контроль

В ходе подготовки к педсовету, прошла тематическая проверка.

Проверка проходила согласно плану:

План тематического контроля

«Состояние работы с дошкольниками по организации поисково-познавательной и опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Цель: оценка эффективности организации поисково-познавательной и опытно- экспериментальной деятельности, анализ предметно-развивающей, информационной среды, созданной в ДОУ для поисково-познавательной деятельности

Задачи: изучение условий для организации поисково-познавательной деятельности дошкольников, определение эффективности работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельности; анализ навыков познавательно-исследовательской деятельности детей.

Срок проведения:

Возрастные группы:

ФИО воспитателей:

Вопросы

контроля

Методы контроля

Содержание контроля


ЗУН детей

  • Диагностические задания для детей и анализ результатов диагностики

  • Просмотр и анализ открытых занятий по ознакомлению с природой

  • Наблюдение самостоятельной деятельности детей в уголке экспериментирования

  • Наблюдение и анализ поведения детей в режимные моменты (утро – вечер)

  • Экологические знания детей;

  • Отношение детей к экспериментальной деятельности;

  • Степень развития любознательности, познавательной активности;

  • Сформированность экспериментальной деятельности (для старших дошкольников).




Планирование работы с детьми

  • Анализ планов воспитателей




  • Наличие системы в работе

  • Взаимосвязь с другими занятиями и с разнообразными видами деятельности

Создание условий

  • Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения её содержания

  • Методическое обеспечение

  • Анализ условий для организации по­знавательно-исследовательской и опытно-экспе­риментальной деятельности детей

  • Возможность решения задач экологического воспитания

Оценка профессиональных умений воспитателей в организации экспериментальной деятельности детей

  • Анкетирование педагогов

  • Анализ профессиональных навыков педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей.

  • Компетентность воспитателя в организации предметно-развивающей среды (уголок экспериментирования)

Работа с родителями

  • Анализ документации

  • Анализ наглядной информации для родителей

  • Формы работы по привлечению родителей к воспитательно-образовательному процессу

  • Карта проверки наглядной информации для ро­дителей по проблеме "детское экспериментиро­вание"


Результаты тематической проверки отражены в аналитической справке:
3. Аналитическая справка по результатам тематической проверки

«Состояние работы с дошкольниками по организации поисково-познавательной деятельности в экологическом воспитании»

ГБДОУ № 82

Фрунзенского района

г. Санкт-Петербурга
19.09-27.09.2011

Санкт-Петербург
СОСТАВЛЕНА членами комиссии в составе:

Председатель:

Старший воспитатель: Калистратова Т. А.

Члены комиссии:

  1. Зикратова Л.

  2. Врублевская Л.

  3. Минина А.

  4. Спиридонова И.

5. Сергеева Е
ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Заведующая: Степшина В.К.

Воспитатели: Н.Н.Мудрицкая, О.В.Чиркова, М.А.Евтихиева, Т.В.Фёдорова, Л.П. Волкова, Г.А.  Юрзова, С.В. Орлова, В.И. Клименко, Р.С.Якубова, И.Н.Иванова
Изучение деятельности педагогов по теме «Состояние работы с дошкольниками по организации поисково-познавательной деятельности в экологическом воспитании» в группах проводилась в соответствии с годовым планом, в период с 19.09. по 27.09.2011 года.

Объекты контроля:



Группа

Название

Воспитатели

2-я младшая

«Солнышко»

Р.С. Якубова

И.Н. Иванова

Средняя

«Лисичка»

С.В. Орлова

В.И. Клименко

Старшая № 1

«Теремок»

Л.П. Волкова

Г.А.  Юрзова

Старшая № 2

«Ягодка»

М.А. Евтихиева

Т.В. Фёдорова

Подготовительная

«Катерок»

Н.Н. Мудрицкая О.В. Чиркова

Задачи контроля:

  1. Проанализировать деятельность педагогов по:

  1. Выявить существующие проблемы и определить пути их решения.

Методы организации контроля:

  1. Посещение групп.

  2. Проверка календарных планов.

  3. Собеседование с педагогами, анкетирование, наблюдение за организацией опытно-экспериментальной работы.

  4. Наблюдение за детьми в процессе повседневной жизни, организованной образовательной деятельности, беседы с детьми, родителями.

  5. Анализ наглядной информации для родителей в группах, коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.


1). Обследование знаний и умений детей.

Диагностика детей проводилась по показателям:

- Уровень экологических знаний;

- Отношение детей к экспериментальной деятельности;

- Уровень развития любознательности, познавательной активности;

- Уровень сформированности экспериментальной деятельности (для старших дошкольников).

В диагностике приняли участие 5 групп (2-я младшая группа, средняя группа, старшая группа №1, старшая группа №2, подготовительная группа) всего 87 человек.

Диагностическое исследование детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп, выявляющее знание, умение, навык детей по разделу «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок» показало, что общие знания, полученные детьми в детском саду, по данному разделу находятся на среднем уровне. Во второй младшей группе в целом воспитанники справились с программным содержанием по экологии; в средней группе – 62,5% детей справились с программным содержанием, в старших группах - 87,8% детей; а в подготовительной – 86,3% детей.

В ходе анализа диагностических карт выявлено, что работа с детьми в данном направлении проводится достаточно хорошо.

У детей младшей группы 3-4 лет сформированы знания о животном мире (насекомые; птицы; дикие и домашние животные, их детеныши).

У детей средней группы «Лисичка» на достаточном уровне сформированы знания о домашних и диких животных, их детенышей, о том, как заботиться о них человек; о воде, ее свойствах, значении для живого. Знают характерные признаки времен года.

В старших группах «Теремок», «Ягодка» дошкольникам хорошо знакомы свойства воздуха, воды, песка. Имеют хорошие знания в области ознакомления с комнатными растениями, знание условий, которые необходимы им для роста и развития. Сформировано понимание зависимости между внешним строением растений, животных и условиями их существования. Умеют различать деревья, кустарники, травы. Владеют знаниями названий домашних, диких животных и их детенышей, пользы, которую они приносят человеку. Знают времена года, их характерные признаки.

Дети подготовительной группы «Катерок» умеют прогнозировать возможные изменения и состояния, могут отмечать преемственность и взаимосвязи.

Однако в ходе обследования было отмечено, что у детей всех возрастных групп недостаточно сформированы знания и умения вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

В старших группах отсутствуют знания о свойствах глины, стекла, магнита, частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.

В группе «Ягодка» (ст.гр.) у детей не сформированы навыки ежедневного заполнения календаря природы и его обсуждения.

В подготовительной группе следует обратить внимание детей на знание причины смены времен года.

В ходе наблюдения за самостоятельной деятельностью было отмечено, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности. Дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес у детей выражен недостаточно.

Рекомендовано:

  1. Педагогам всех возрастных групп включить в планирование наблюдения за живой и неживой природой не реже одного раза в неделю.

  2. Больше использовать с детьми элементарные опыты; организовать элементарную поисковую деятельность.

  3. Вести систематически дневники наблюдений.

  4. Организовывать дежурства в уголках природы.

  5. Обратить внимание педагогов на отдельных детей, которые показали наименьший процент усвоения программы по экологическому воспитанию


2). Оценка профессиональных умений воспитателя.

Из просмотренных занятий и режимных моментов следует, что работа по экологическому воспитанию и образованию детей ведется систематически, целенаправленно и планомерно. В ходе анализа было отмечено, что занятия по экологии, по ознакомлению с окружающим миром проводятся во всех возрастных группах с учетом возрастных особенностей детей, согласно программе «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. Васильевой (методическое обеспечение программы). Беседа с педагогами, направленная на выявление профессиональных знаний и умений по использованию метода экспериментирования показала, что педагоги владеют знаниями содержания опытно-экспериментальной деятельности дошкольников своей возрастной группы. Для проведения занятий в группе проделывается необходимая предварительная работа: чтение различной литературы, заучивание стихов, рассматривание наглядного материал, наблюдения, дидактические игры и т.д.

В группе «Солнышко» (2-я младшая) воспитатель Р.С. Якубова

провела интегрированное занятие "Поможем Кораблику найти друзей". Воспитанники с педагогом исследовали свойства воды, материалов, из которых можно изготовить (и изготовили) кораблики. Также ребята узнали, откуда берётся ветер, помогли Кораблику найти друзей - морских животных, рассказали об их особенностях, поиграли в игры. В конце занятия нашли сундучок со сладостями, которыми их угостил Кораблик в благодарность за помощь.  Воспитатель продемонстрировала знание программы, задач данного возраста, умение владеть коллективом детей, знание индивидуальных особенностей детей.

В старшей группе «Ягодка», воспитатель М.А. Евтихиева, с профессиональным умением еще раз доказали, что материал занятия усваивается детьми намного легче, если его проводить в непринужденной, игровой форме, систематически и с использованием элементов ТРИЗ-технологии (дети показали высокий уровень знаний о свойствах и состоянии воды в природе). В группе «Теремок» (ст.гр.) воспитатель Степаненко И.П., так же показала свое профессиональное мастерство в области ознакомления детей с перелетными птицами с использованием схем-моделей (дети были заинтересованы, делали простые умозаключения, опираясь на свой опыт и знания).

Хотелось бы отметить, что при организации занятий, к методу экспериментирование обращаются педагоги, имеющие более высокую квалификацию (I кв. категорию), нежели их коллеги.

В режимных моментах и самостоятельной деятельности этот метод не находит применения. Необходимо чаще включать детей в проведение экспериментов, которые побуждают их задумываться: «Что будет, если я сделаю то, или это?», «Что было бы, если бы ….?».

Рекомендовано:

  1. Воспитателю, М.А. Евтихиевой, разработать систему занятий по формированию у детей экологической культуры через ТРИЗ-технологию с целью передачи педагогического опыта коллегам.

  2. Воспитателям групп чаще организовывать совместные с детьми опыты и исследования в повседневной жизни.

  3. Внедрить в образовательный процесс использование проектной деятельности (экологические проекты).


3). Анализ предметно - развивающей среды.

В дошкольном образовательном учреждении создана определенная база по ознакомлению дошкольников с экологическим материалом. Во всех возрастных группах имеются природные уголки и зоны экспериментирования.

В каждой группе созданы элементарные условия в виде мини-лабораторий для применения метода экспериментирования. В ходе беседы с педагогами, выявлено, что в каждой группе родители воспитанников принимали активное участие в создании условий для детского экспериментирования.

В ходе анализа было отмечено:

Во 2-ой младшей группе много наглядности, дидактических игр: «Кто где живет?», «Подбери по форме», «Кто живет в лесу?», « Кто чем питается?», «Назови детёнышей животных» «Одень куклу по погоде», «Когда это бывает?» и т.д. В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на тему экологического воспитания: К.Чуковский «Цыпленок», В.Сутеев «Кто сказал «мяу»», рассказы Чарушина, Т.Александрова. и т.д.

Очень ответственно, проявив свои творческие способности, отнеслись к оснащению экологической среды воспитатели средней группы С.В. Орлова, В.И. Клименко (гр. «Лисичка»). Хотелось бы отметить эстетичность всего материала, его многофункциональность, сделана паспортизация цветов, очень много материала по экспериментальной деятельности, сделано много новых дидактических игр «Чьи следы?», «Круговорот воды», «Когда это бывает» и др. Пополнили экологически-развивающую среду новой наглядностью.

В старших группах «Теремок» (Л.П. Волкова, Г.А.  Юрзова), «Ягодка» (М.А. Евтихиева, Т.В. Фёдорова), воспитатели проявили свои профессиональные возможности в оснащении экологической развивающей среды. Разработаны пособия с моделями «Водное пространство» «Домашний двор», модели листьев, альбом «Птицы нашего края», где периодически пополняются или убираются перелетные птицы в зависимости от времени года. Составлены отдельные схемы символов свойства воды, почвы, растений, приобрели картины-пейзажи.

В подготовительной группе «Катерок» (Н.Н. Мудрицкая О.В. Чиркова) приобретены новые дидактические игры о природе, большое количество наглядности, имеется папка схем экосистем и различных сред обитания.

Для организации труда в природе детей во всех возрастных группах имеется необходимое оборудование. Для проявления инициативы педагоги создали условия побуждающие детей к уходу за растениями: в уголках есть салфетки для пыли, леечки, клеенчатые фартуки для хозяйственно-бытового труда, тазы, опрыскиватели, рыхлители, тряпочки, кисточки, кленка и т.д. и другое оборудование, расположенное в доступном для детей месте.

Однако выявлено, что содержание уголков экспериментирования не в полной мере соответствует возрастным требованиям дошкольников. Оборудование во 2-й младшей группе («Солнышко») расположено хаотично и бессистемно: не предусмотрено наличие необходимых для систематизации материала разделов («Вода», «Воздух», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», «Почва», «Свет», «Звук»). В средней и подготовительной группах разделение оборудования частичное. Имеющиеся в наличии приборы-помощники (увеличительные стёкла, безмены, компасы, магниты, лупы) не в полной мере соответствуют требованиям, так как по количеству не рассчитаны на подгруппу детей. Отсутствуют в 2-х (2-я мл.гр. и ср.гр.) группах приборы для измерения массы и времени.

В 3-х группах не предусмотрено использование детьми спецодежды для проведения экспериментов и опытов. Недостаточное внимание уделяется применению демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.

Не в полной мере педагоги занимаются ведением соответствующей документации: карточки-схемы проведения экспериментов и опытов имелись - в 3-х группах, в 2-х группах (2-я мл.гр., ср.гр.) отсутствует фиксация результатов.

Рекомендовано:

  1. Пополнить уголки экспериментирования оборудованием из расчета по количеству на подгруппу детей.

  2. Провести консультацию с воспитателем 2-й младшей группы по вопросу организации и оформления уголка экспериментирования

  3. Во 2-й младшей и старшей («Теремок») группах сделать карточки-схемы проведения экспериментов и опытов.

  4. Во 2-й младшей и средней группах продумать, как фиксировать результаты экспериментов и опытов детей (индивидуальные дневники – «Научный дневник», альбом «Юные исследователи» и т.д.)


4). Анализ планирования работы воспитателя

В проверяемых группах планирование работы воспитателями по экологическому образованию дошкольников происходит с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом уровня развития детей группы. Выбор задач и, соответственно, форм и методов работы соответствует программным требованиям. Детям доступен смысл работы, так как она носит системный характер, обеспечивает взаимосвязь образовательных, развивающих, воспитательных задач. Экологическое образование осуществляется в течение всего времени пребывания ребят в дошкольном учреждении. Это позволяет воспитателям планировать работу по экологическому воспитанию в разное время дня: в утренние часы до завтрака (наблюдение), в специально организованной деятельности, на прогулке и в вечернее время. Так же в общении, игровой, трудовой, познавательно-практической и художественной деятельности.

Воспитателями старших группах «Теремок», «Ягодка» подробно расписаны в календарном плане наблюдения как на прогулке (сезонные изменения в природе, связанные с уменьшением светового дня, температурой воздуха, погода (температура, осадки, почва, ветер), растения – деревья, наблюдения за птицами и насекомыми, наблюдение за людьми, организация экологической работы), так и в утренний и вечерний отрезок времени. В целях прослеживается научный подход и возрастные особенности детей старшего дошкольного.

Также планируются беседы, игры, работа в уголке природы. Так, в группе «Теремок»: беседа о приметах осени; животный и растительных мир северо-западного региона России; о Красной книге; художественное слово; дежурство в уголке природы; индивидуальная работа - полить, взрыхлить цветы с Ирой Ф., положить корм в кормушки с Юрой.

Грамотно и в достаточном объеме планируется работа по экспериментальной деятельности в старших «Теремок», «Ягодка» и подготовительной «Катерок» группах. В средней группе «Лисичка» работа в данном направлении проводится в не полном объеме.

Рекомендовано:

1. При планировании образовательного процесса указывать конкретные цели экспериментальной работы с дошкольниками, формы проведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
5). Анализ работы с родителями.

Изучение тематики родительских собраний, уголков, консультаций и других форм взаимодействия с семьей по проблеме развития интереса ребенка к природе посредством элементарного экспериментирования показало, что этому вопросу не уделяется должное внимание.

Во 2-ой младшей группе, в родительском уголке, оформлена наглядная информация для родителей «Добро пожаловать в экологию» на тему «Осень» (авт. сост. Воронкевич О.А.), где имеется раздел «Исследуем с ребенком»

В старшей группе «Ягодка» оформлен уголок соответствующей тематики: консультация “Как научить ребенка исследовать?”; экологическая газета – раздел «Круговорот воды в природе».

В старшей группе «Теремок» - консультация «Осенняя прогулка»

Во всех группах родители участвуют в оснащении предметно-развивающей среды групп, однако более плодотворного сотрудничества воспитателя с родителями не выявлено, работа выстроена не в полном объеме.

Не планируются и не проводятся мероприятия с родителями по решению данной задачи. Необходимо помнить, что лишь совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться желаемого результата. Поэтому так важно участие родителей в воспитании ребенка. Таким образом, необходимо пропагандировать среди родителей свою работу и вовлекать их в активную творческую совместную деятельность с детьми.

Рекомендовано:

1. Воспитателям оформить наглядную агитацию для родителей

2. Воспитателям всех возрастных групп планировать и проводить работу с родителями по развитию познавательного интереса детей к природе не реже одного раза в месяц.

3. Разнообразить формы и методы работы с родителями:

- совместные досуги

- задания для родителей

- конкурсы

- развлечения и тематические занятия;

- мастер-классы.


Заместитель заведующего: Калистратова Т. А.

Заведующий: Степшина
4. Мероприятия для педагогов

В ходе тематического контроля было выявлено, что некоторые воспитатели испытывают трудности в организации детской экспериментальной, опытнической деятельности и мало используют данный метод в своей работе. В связи с этим были проведены мероприятия:
1). Выставка и обзор методической литературы, дидактических пособий по теме.


2). Коллективное мероприятие:

Деловая игра «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»
Целевые установки:

  1. Привлечение внимания педагогов к проблемам познавательного развития дошкольников в процессе практико-познавательной деятельности;

  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования;

  3. Развитие творческого потенциала воспитателей при создании развивающей среды для осуществления задач познавательного развития дошкольников. 

Подготовка к игре (домашнее задание):

  1. Разработка модели развивающей среды группы, способствующей развитию дошкольников в практико-познавательной деятельности.

  2. Составление схемы «Структура детского экспериментирования».

  3. Подготовка модели экологического занятия с элементами экспериментирования. 

Рекомендуемая литература:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
3.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохорововй М., 2004

5. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» (Блок «Песок. Глина. Камни»).. М. Карапуз.2006.


Ход деловой игры

Ведущий объявляет тему, цель деловой игры.

Введение

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития их наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам, и явлениям природы.

Ведущий объявляет условия игры; делит участников на 2 команды. Игра состоит из пяти этапов.
Первый. Работа по теме: «Структура детского экспериментирования». Структура: проблема – целеполагание – выдвижение гипотез – проверка предположения, реализация в действии – подтверждение (опровержение) гипотезы – формулировка выводов.
Задание командам: используя карточки, составьте схему экспериментальной деятельности дошкольников, отражая ее структуру; обоснуйте ее.
Второй.  Составление модели экологического занятия с элементами экспериментирования.
1 команда – для детей младшего дошкольного возраста.
2 команда – для детей старшего дошкольного возраста.
Третий.  Определение  и анализ методов обучения и развития познавательной активности детей.

  1. Репродуктивный метод, примеры его эффективного использования.

  2. Частично-поисковый метод, примеры использования на занятиях и в процессе совместной деятельности.

  3. Проблемный метод, примеры использования его на занятиях.

Четвертый. Презентация модели развивающей среды группы.
1 команда – для детей старшего дошкольного возраста.
2 команды – для детей младшего дошкольного возраста.

Пятый. Подведение итогов деловой игры (анализ ответов команд, оценка домашнего задания).

Воспитателям предлагается анкета самооценки профессионального мастерства в организации поисково-познавательной деятельности детей. По результатам игры и анкетирования заместитель заведующего по УВР намечает дальнейшую работу с педагогическим коллективом по организации познавательно- исследовательской деятельности с дошкольниками (приложение 2 ).

3). Индивидуальная консультация (по обращению воспитателя 2-ой младшей группы):

Консультация "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности" (приложение 3).


Рекомендуемая литература:

1. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. //Дошкольное воспитание, 1994 №7 С.43.

2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2003.- 56 с.

3. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.э 2003, - 80 с.

4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста //под ред. Н,Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. М., 1984.-207 с.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохоровой М., 2004
6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005


План

1. Особенности организации детского экспериментирования.

3. Методические требования к подготовке и проведению эксперимен­тов.

4. Практическое задание: проанализировать уголок экспериментиро­вания в ДОУ в любой возрастной группе.

Методические рекомендации:

1. На основе изученной литературы дать определе­ние понятию «детское экспериментирование», раскрыть виды и осо­бенности детского экспериментирования, а также особенности связан­ные с содержанием естественно-научных экспериментов, соблюдением правил безопасности.

2. Раскрывая методику, остановиться на структуре, этапах детского экс­периментирования, особенностях детского экспериментирования в разных воз­растных группах.

3. Раскрыть основные требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий










4. Практическое задание: проанализировать уголок экспериментиро­вания (в своей возрастной группе):


4). Оформление ширмы «Детская лаборатория» (памятки и рекомендации по оформлению и содержанию уголков экспериментальной деятельности в разных возрастных группах, поддержанию интереса детей к познавательному экспериментированию, классификация наблюдений и экспериментов и т.д.).

5) Консультация (печатная) «Экспериментирование  в различных видах детской деятельности».





    1. Анализ о качестве проведенных мероприятий:

Деловая игра «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»:

Целью данного мероприятия было привлечение внимания педагогов к проблемам познавательного развития дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.

Семинар был проведен в форме деловой игры. Присутствовало 9 человек педагогов. Оценка качества мероприятия проводилась нами по следующим критериям:


Тема семинара-практикума является актуальной, поскольку затрагивает проблемы и вопросы, с которыми сталкиваются сотрудники ДОУ на данную тему.

Педагогами ДОУ, состоящими в творческих группах-командах, были представлены модели экологических занятий с элементами экспериментирования: "Волшебница вода", "Для чего нужна вода". Также представлены модели развивающей среды своих возрастных групп.

В ходе анализа практикума, мы отметили, что воспитатели ответственно отнеслись к данному мероприятию. Все участники показали свою эрудицию, творческие способности, культуру общения, умение работать в команде с коллегами, объединенными одной задачей.

С целью определения эффективности данного мероприятия, мы провели опрос участников.

В опросе участвовало 9 человек.

  1. Когда Вы получили информацию о прохождении данного мероприятия?

  1. Испытывали ли Вы потребность в получении такого рода информации?

  1. Оцените, пожалуйста, этап подготовки педагогов к данному мероприятию по пяти бальной системе:

  1. В какой степени Вы удовлетворены предложенным на мероприятии содержанием?

  1. Достаточно ли Вам информации для использования ее в дальнейшей работе?

  1. Оцените, пожалуйста, насколько доступно для Вас было представлено изложение материала:

  1. Оцените, пожалуйста, опирался ли предложенный материал на знания и практический педагогический опыт воспитателя

  1. В какой степени Вы удовлетворены организацией предложенного мероприятия?

  1. Получили ли Вы удовлетворение от работы в рамках данного мероприятия?

- Да – 9 чел.

Экспресс-опрос по итогам работы семинара показал актуальность затронутой темы. Специалисты получили теоретические и практические навыки работы в данном направлении. Намечены перспективы развития будущих семинаров-практикумов для повышения профессиональной компетентности специалистов.

5. Мероприятие для родителей

1). Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» (приложение 4)

Цель: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей.

В анкетировании участвовало 34 человека.

Анкета для родителей включает в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов (1,2 и 3) изучает мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье. Вторая группа вопросов (4 и 5) исследовала условия совместного детско-родительского эксперимента.

Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению.

Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место.

Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком.

2). Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группах;

3).Оформление наглядной информации в родительском уголке:

- Папка-передвижка (консультация) на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» (все группы)

- Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» (все группы)

- Рекомендации: «Занимательные опыты» (примеры опытов)

- Домашнее задание для родителей (поиск материала, информации, поделки, выставки рисунков, альбомы и т.д.)

4). Фотовыставка «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

5). Родительское собрание (совместно с детьми) в форме КВН: «Мы познаем мир!» (подготовительная группа) (приложение 6)

6). Выступление на родительском собрании на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» (старшая группа)

7). Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» (приложение 5)

8). Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.: Творческий центр «Сфера», 2002. – 188с.

  2. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс», 2004 г.

  3. Перельман Я. И «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995г.

  4. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до

7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб.: Речь, 2006. — 64 с.

  1. Гофман Р.В. Ознакомление старших дошкольников с тепловыми явле­ниями в природе. Ростов-на-Дону,1989.

  2. Домашняя лаборатория: опыты с водой, магнитами, светом, и зеркала­ми. Хелен Идом , Кейт Вудворд. М., 1999.

  3. Домашняя лаборатория: опыты с воздухом, растениями. Хелен Идом, Кейт Вудворд. М., 1999.

  4. Зазнобина Л., Ковенко Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе. - М.Д996.


5.1. Анализ отзывов родителей о качестве проведенных мероприятий

Фотовыставка «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

В центральном холле детского сада прошла фотовыставка «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (на осеннюю тематику). Яркое и красочное сообщение о проведении мероприятия не оставило равнодушными родителей, которые приняли в ней активное участие. Родителями были представлены интересные, красочные фотографии, запечатлевшие разнообразные картины осени: лесные и парковые пейзажи, натюрморты с осенними овощами и фруктами, лесные трофеи (грибы и ягоды), а также совместные прогулки с детьми.

У каждой группы было свое неповторимое оформление фотографий. Мамы и папы, проходя по коридору, три дня могли наслаждаться прекрасными «картинами осени». Некоторые фотографии сопровождались веселыми комментариями авторов.

Место для отзывов мы оформили в виде ветвистого дерева, где на кленовых листочках родители могли написать свои впечатления и пожелания, дать оценку данному мероприятию.

Анализ проведения фотоконкурса «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (на осеннюю тематику):

Проведение данного мероприятия вызвало большой интерес родителей, который выразился в активном участии, в том числе предоставлении фоторабот, оставлении развернутых отзывов и предложений. Помимо эстетического, фотовыставка имеет и коммуникативный аспект. А именно, данное мероприятие способствовало обмену опытом:

- в среде родителей, в плане проведения досуга с детьми, т.к. на большинстве фотографий был запечатлен досуг детей на природе;

- в среде педагогов, в плане организации и оформлении фотовыставки.

Анализируя отзывы родителей и педагогов, мы пришли к выводу, что данное мероприятие имело успех, к ней был проявлен высокий интерес, в связи с чем, следует вывод о целесообразности систематического проведения аналогичных мероприятий.
Наглядная информация для родителей

Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию и развитию познавательного интереса к природе у детей помогает наглядная информация в родительском уголке группы. В каждой возрастной группе в уголках для родителей вывешивалась информация на осеннюю тематику. Нами были оформлены папки-передвижки: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью», «Поможем птицам – воробьям-синицам!».
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации