Самокрутова О.Г., Шульгина Н.Г., Федерко М.И. Товароведение и экспертиза товаров - файл n1.doc

приобрести
Самокрутова О.Г., Шульгина Н.Г., Федерко М.И. Товароведение и экспертиза товаров
скачать (612 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc612kb.19.09.2012 22:09скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет

О.Г.Самокрутова, Н.Г.Шульгина, М.И.Федерко


ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ
Учебное пособие

Благовещенск

2007

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

экономического факультета

Амурского государственного

Университета

Самокрутова О.Г., Шульгина Н.Г., Федерко М.И.

Товароведение и экспертиза товаров. Учебное пособие. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2007.

,

Пособие предназначено для студентов специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)», изучающих курс «Товароведение и экспертиза товаров». Пособие состоит из трех частей: в первой части представлен перечень практических занятий, во второй – перечень лабораторных работ, в третьей – методические указания для выполнения курсовой работы по данному курсу.

Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения и может быть использовано студентами при самостоятельной работе.

Рецензенты: Т.Е. Журба, эксперт ООО «Экспертно-консалтинговый центр

Амур-тест»;

Е.С. Новопашина, зав.кафедрой коммерции и товароведения,

доцент, к.т.н.


© Амурский государственный университет, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5

Практическая работа № 1 . Моделирование исходной ситуации потребления 8

Практическая работа № 2. Построение классификационных моделей групп

товаров различного назначения 12

Практическая работа № 3. Определение коэффициента весомости свойств

экспертным методом 17

Практическая работа № 4. Комплексная оценка качества товаров различных

групп 20

Лабораторная работа № 4. Изучение товарных свойств пушно-мехового

полуфабриката 36

Лабораторная работа № 5. Изучение ассортимента пушно-меховых изделий 38

Лабораторная работа № 8.. Распознавание видов керамики 49
Цель, задачи и тематика курсовой работы 92

Структура и содержание курсовой работы 92

Приложение 1. Контрольные задания для выполнения практической

работы № 3,4 104

Рекомендуемая литература 117

ВВЕДЕНИЕ
Курс «Товароведение и экспертиза товаров» является федеральным компонентом цикла специальных дисциплин государственного образцов стандарта высшего профессионального образования специальности 080301 «Коммерция» торговое дело».

Целями дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров» проводить анализ основополагающих товароведных характеристики и классификацию товаров, исследовать факторы, обеспечивающие формирование и сохранение качества товаров и рассчитывать показатели характеризующие ассортимент и, следовательно, привить навыки по управлению ассортиментом торгового предприятия.

Любая наука и ученая дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данной дисциплине такими понятиями являются «продукция», «товар» и «товароведение».

Продукция – материальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присуще две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.

Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т.п. Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океанская рыба.

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, - продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

Товар это объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей.

Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услуги, информацию и т.д.).

Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно является лишь материальные товары, хотя со временем сфера применения может расшириться и будет разработано товароведение услуг.

Таким образом, товар выступает как один из основных объектов можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Товар – сложное понятие и не мене сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины – товароведения.

Товароведение – наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товароведение есть знания о товарах.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям.

Разделы товароведения. Товароведение как научная дисциплина включает общую часть и частное товароведение.

Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающими для его частных разделов. В ней не приводятся товароведные характеристики конкретных групп товаров. Однако без знания теоретических основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих характеристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров.

В первом разделе учебного пособия представлены практические работы, целью которых является оказание методической помощи студентам в теоретическом освоении учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров».

Во втором разделе учебного пособия представлены лабораторные работы, которые помогут практически изучить особенности и ассортиментные характеристики отдельных групп товаров.

На изучение каждой темы отводится определенное время с учетом того, что студент достаточно подготовлен к выполнению работы и имеет определение теоретические знания.

Перед началом каждой лабораторной или практической работы студенты должны быть ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и строго выполнять ее требования. Например, не следует включать в электросеть оборудование, не используемое при выполнении лабораторной работы, недопустимо изучение конструкции приборов и оборудования, разбирать и собирать их во включенном состоянии; использование химических реактивов должно проводиться в соответствии с техникой безопасности.

При выполнении заданий студенты должны бережно относиться к приборам, испытательному оборудованию, приспособлениям, образцам товаров и материалов, а также технической документации.

В третьем разделе представлены методические указания по выполнению курсовой работы.
Практическая работа № 1

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Цель работы: Построить и проанализировать модели исходных ситуаций потребления для товаров различных групп.
Под моделью конкретной ситуации потребления понимается упорядоченный комплекс сведений и знаний о бытовых процессах, потребителях, условиях и способах потребления товара, который служит основой для формирования требований потребителей к качеству товара, а также для разработки номенклатуры потребительских свойств и показателей качества.

Модель ситуации потребления разрабатывается одним экспертом или группой экспертов и представляется в описательной форме.

Модель ситуации имеет определенную структуру, состоящую из трех уровней.

Первый уровень - это жизнедеятельность человека в определенной среде («система - человек - вещь - среда»), непосредственные связи человека с предметом, его действия, поведения, реакция.

Второй уровень -- это общественно-ценностные характеристики ситуации потребления. Для каждой группы потребителей моделируется соответствующее многообразие ситуаций и реакций потребителей на них.

Каждая группа потребителей устанавливает для соответствующей группы предметов свои критерии и ценности.

Третий уровень - культурно-социальные характеристики ситуации потребления.

Все изделия классифицируются в зависимости от вида бытовой деятельности и бытовых процессов (таблица 1).

В теории товароведения выделено пять признаков потребителей, наиболее существенно сказывающихся на формировании требований к ассортименту и качеству товаров.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации