Шпоры по Социальной педагогике - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по Социальной педагогике
скачать (142 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc142kb.19.09.2012 17:19скачать

n1.doc

1. Социально-экономические и духовные предпосылки становления социальной педагогики как области теории и практики.

1) Расширение сферы воспитания помимо детей на людей более старшего возраста.

2) Воспитательная работа с людьми, не вписывающмися в систему правил и норм.

2) Европа: прогресс в промышленности = миграция из деревень в города = рост преступности, беспризорности, нищеты, аморальности.

3) В Америку мигрировали неблагополучные из слаборазвитых европейских стран.

4) Церковь потеряла былой авторитет.

5) Из педагогики выделились: андрогогика (педагогика взрослых), герогогика (педагогика старости), пенитенциарная (исправительная) педагогика, педагогика перевоспитания детей и подростков.

6) Философ Наторп (Германия) выдвинул идею объединения воспитательных сил общества для распространения культуры и просвещения в народе. Педагог Дистервег (Германия) предложил название «социальная педагогика».

7) Наукой стала в начале 20 века.

2 Место и роль социальной педагогики в системе наук о человеке.

Социальная педагогика изучает социальное воспитание в контексте социализации. Отрасль педагогики.

На стыке: общей педагогики, исправительно-трудовой педагогики, социальной работы, социальной философии, коррекционной педагогики, социальной психологии, социологии, конфликтологии, политологии.

Пользуется материалами этики, эстетики, экономики, культурологи, медицины и пр

3 Основные цели и задачи социальной педагогики как отрасли науки и области практической деятельности.

Цели: обеспечение возможностями и условиями социального становления и социального развития личности и общества.

- Осмысление и педагогическое оснащение социальных явлений и процессов.

- Изучение условий и результата социализации личности;

- Изучение структуры и процесса социально-педагогической деятельности;

- Разработка принципов, способов, методов, форм работы социальных педагогов.

- Практическая помощь в воспитании, социализации и ресоциализации.

Разработка теории – только со 2-й половины 20в.; более широко распространена практическая деятельность (социальная работа), организуемая государственными институтами, религиоз­ными и общественными структурами.

4 Предмет социальной педагогики.

Предмет – изучение закономерностей социального развития личности в процессе социального обучения и воспитания.

Другие мнения:

- Исследование связи индивидуального развития личности с социальными процессами.

- Социальное воспитание личности: закономерности усвоения социального опыта и включение личности в систему общественных отношений, ролей, прав и обязанностей.

- Со­циальная помощь нуждающимся в ней и профилактика правона­рушений.

- Гармонизации взаимоотношений людей в социальной среде.

- Регулирование образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации, результатом которого является приобретение индивидом нравственной ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, чувств и действий).

5 Объект социальной педагогики.

Учёные определяют по-разному:

1) Люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном развитии.

2) Взаимодействие человека и социальной среды.

3) Социальное развитие человека (развитие в социуме).

4) Социальное воспитание личности и исследование воспитательных сил общества.

5) Закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений.
6 Взаимосвязь социальной педагогики с другими отраслями научного знания.

Связи: общая педагогика, исправительно-трудовая педагогика, социальная работа, социальная философия, коррекционная педагогика, социальная психология, социология, конфликтология, политология.

Пользуется материалами этики, эстетики, экономики, культурологи, медицины и пр
7 Сущность системы принципов в социальной педагогики и особенности реализации ее требований.

Общефилософские принципы (детерминизма, отражения, диалектики); принципы общественных наук (историзма, социальной обусловленности, социальной значимости) +

Специфические принципы социальной педагогики:

- Целостности: связывать социальное воспитание с другими факторами развития, объединять все условия, обеспечивающие эффективность соц. развития личности.

- Природосообразности: учёт возрастных, половых, индивидуальных особенностей, здоровья, физиологического и психического статуса; опора на положительные качества.

- Гуманизма: признание самоценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие способностей, человечное отношение.

- Культуросообразности: учёт норм общечеловеческих, национальных и конфессиональных ценностей, традиций; воспитание с позиций этики и эстетики, приобщение к разным культурам: физической, политической, духовной, сексуальной и пр.

- Диалога: перекличка культур разных поколений, интерактивное взаимодействие участников (педагога и воспитанников)
8 Социально-педагогический процесс, его сущность и назначение.

Социально-педагогический процесспроцесс социализации (ресоциализации) индивида в результате целенаправленного взаимодействия соц.педагога и воспитуемого.

Социализацияусвоение и воспроизведение системы знаний, норм и ценностей, принятых в данном обществе.

Назначение – развитие социокультурных способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, эстетических, физических, трудовых и пр.) для становления человека полноценным членом общества и его самореализация.
11 Известные философы и педагоги о социальной обусловленности воспитания и обучения.

Суть воспитания – формирование добродетелей (Русь) + просвещение (Запад). С Екатерины II – развитие ума, тела и духа. Хранитель общечеловеческих ценностей – религия.

Дюркгейм: воспитание = социализация, приближение к «эталону человека».

Парсонс: социализация = усвоение культурных норм общества, в котором родился.

Дарендорф, Лэнгтон: социализация = интеграция в систему социальных ролей.

Роджерс, Маслоу: социализация = самореализация.

Ушинский, Толстой, Достоевский: человек – продукт среды и окружения. Воспитанными, нравственными и образованными не рождаются, а становятся, так же, как не рождаются бандитами, проститутками. Гением может стать ребёнок из любого соц.слоя.
9 Характеристика основных этапов социально-педагогического процесса.

= Фазы социализации(?):

1) Социальная адаптация = осознание себя частью общества, в котором живёт. Освоение социальных норм и ценностей, Приспособление к условиям среды, ролевым функциям, социальным группам и институтам. «Быть как все», раствориться в социальном пространстве. Импринтинг (до 1г.), неосознанная социализация (1-3г.), подражание и внушение (3-5), познание мира (6-10), поиск дружбы, коллективных связей, размышление (10-13). Социальными педагогами выступают родители, воспитатели, учителя.

2) Социальная автономизация (=эндериоризация). До 18-20 лет. Максимальная персонализация, индивидуализация, обособление. Подростковый возраст. Усвоение внешних норм культуры как внутренних потребностей, собственных норм; отбор личностно значимых социальных целей, ценностей, интересов, способов поведения, профориентация. = Обретение индивидуальности, не ломая связей с социумом. Нужен социальный педагог.

3) Социальная интеграция – осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир, заявление о своей принадлежности общностям, определение приоритетов. Вхождение в группу, если у окружающих есть потребность одобрить, принять, культивировать часть индивидуальных свойств личности. Социальный опыт, связи для успешности своего бытия.

Поскольку на протяжении жизни личность входит в разные социальные группы, то она многократно проходит все три фазы социализации. В одних группах адаптируется и интегрируется, в других – нет.
10 Понятие социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи индивидам (прежде всего детям и молодёжи) в процессе их социализации, социального развития, освоения социальных норм и ценностей; на создание условий для их самореализации в обществе. Социальные педагоги, психологии.

Агентами социализации выступают родители, воспитатели, учителя, друзья, коллеги, СМИ, субкультура.

12 Основные достижения отечественной социально-педагогической мысли в 30-х годах 20вв.

Переход от христианского воспитания к социальному (политехнизация школы, ориентированная на нужды общества), потом – к «коммунистическому». Ориентация на партийность и классовый подход, ориентация образования и воспитания на коммунистическую идеологию, партийно-классовое мировоззрение. Ведущая роль государства и Компартии в процессе становления «нового человека».

2 направления:

1) Социологизаторское (Крупская, Крупенина, Калашников) – в воспитании исходили из интересов общества; дети – будущие «винтики» в летящем к коммунизму паровозе. Цель воспитания оправдывает и обусловливает его средства.

2) Гуманистическое (Макаренко, Блонский, Шацкий, Иорданский) – отстаивали интересы ребёнка и ценность развивающей его среды. Исходить из индивидуальности ребёнка и его интересов. Их идеи не нашли одобрения до 80-90х гг.

13 Понятие человек, индивидуум, личность, индивидуальность.

Человек – биосоциальное существо, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Любой, обобщённый представитель данного рода.

Индивидуум – конкретная особь человеческого рода, единичный представитель вида.

Личность – социальный образ человека и его внутренний облик; набор социокультурных ролей, ценностных ориентаций, целей, мировоззрений и пр. Совокупность врождённых и приобретённых свойств. Не каждый человек является личностью!

Индивидуальность – самобытность, неповторимость, оригинальность индивида; качества, которыми он отличается от других людей.
14 Факторы развития личности и их влияние на социализацию человека.

1) Внутренние: генетические, биологические и физиологические – наследственность, врождённые и приобретённые анатомо-физиологические и психические особенности.

2) Внешние: природные – физическая среда, климат, географическое положение страны); социальные – государство, экономика, религия, политика, сфера образования и культуры; этническая и региональная принадлежность; семья, СМИ, окружение, производственные и общественные организации.
15 Социализация человека, педагогический аспект.

С педагогической точки зрения для успешной помощи в социализации надо:

- хорошо владение теорией и методикой социальной педагогики и психологии;

- уметь видеть и решать проблемы в сфере социализации;

- формировать гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социализации.

Педагогический процесс при социализации предполагает, что личность сама научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, укреплять свой дух. Деятельность социального педагога должна быть направлена на конкретного воспитанника и способствовать решению его индивидуальных проблем через изучение его личности и окружения, поиск адекватных способов общения с ним, выявление средств, помогающих ему самостоятельно решать свои проблемы. Принципы: индивидуальный подход, опора на положительное, объективность, конфиденциальность, природо- и культуросообразность.
16 Стадии социализации личности, их характеристика.

Этапы социализации можно соотнести с возрастными периодами развития:

1) Младенчество (до 3 лет) – деятельность – общение; воспитывающий институт – семья.

2) Детство (3-6 лет) – игра; семья, дошкольные учреждения, телевидение.

3) Отрочество (7-13 лет) – учёба; школа, семья.

4) Юность (14-20 лет) – образование, досуг, общение; товарищи, друзья, отчасти семья.

5) Зрелость (20-40) – самоактуализация, создание семьи; работа, семья, СМИ, окружение.

6) Предпенсионный (40-60) – работа, семья, досуг; институты те же.

7) Пенсионный этап (>60 лет) – досуговая деятельность; семья, СМИ.


17 «Норма» и «отклонения от нормы» в социальном развитии человека, сущность, противоречия.

Норма – правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности, официально установленное или сложившееся на данном этапе развития общества. = модель должного поведения, отношений и деятельности.

Отклонения от нормы (девиации) – нарушение сложившихся в обществе правил и норм поведения и деятельности. Могут быть положительные (талантливость, предприимчивость) и отрицательные (умственная отсталость).

Типы (причины) отклонений от нормы в социализации:

- физические (болезнь; нарушение строения или функций органов и систем),

- психические (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение речи или эмоционально-волевой сферы; одарённость),

- педагогические (неполучение общего среднего или профессионального образования; ограничение начальным или, неполным средним образованием из-за сиротства или неблагополучия в семье: бомжи, алкоголики, переселенцы, беженцы + не заинтересованные в образовании детей (цыгане) – не посещают школу, бродяжничают, прогуливают, зарабатывают на жизнь вместо учёбы),

- социальные (нарушение принятых в обществе норм поведения, морали, деятельности – алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, правонарушения, преступность, бродяжничество, беспризорность, безнадзорность).
20 Факторы социализации, их воспитательный потенциал.

1) Мегафакторыкосмос, планета, континент, которые влияют на социализацию всех жителей Земли. Глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические.

2) Макрофакторыстрана (география, природа, климат, экономика, здравоохранение, уровень жизни), этнос (отношение к труду, идеалы красоты, нравственности, каноны семейного счастья, нормы полоролевого поведения, понимания приличия, выражение эмоций), общество (полоролевая и профессиональная структура, экономические отношения, идеология), государство (направляемая социализация граждан: определяет возрасты обучения, совершеннолетия, пенсии, вступления в брак и пр.: политика в области воспитания, образования, религии, национальных вопросов). Влияние макрофакторов идёт через влияние мезо- и микрофакторов.

3) Мезофакторы тип поселения: регион (свои традиции, обычаи), село (сильный социальный контроль поведения), город (средоточие культуры, просоциальных и антисоциальных явлений, многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций); средства массовой культуры (печать, кино, телевидение, интернет – формируют и пропагандируют образ и стиль жизни, мировоззрение, идеологию), субкультуры (мода, жаргон, музыкальные пристрастия, имидж в одежде, поведении, взглядах на жизнь).

4) Микрофакторы – семья, соседи, сверстники, организации: воспитательные, общественные, государственные, религиозные (целенаправленно внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения), микросоциум (неформальные приятельские и дружеские группы). Приобщает к культуре данного микросоциума, полоролевому и эталонному поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, стратовой, экономической, политической и пр. принадлежности членов группы.
18 Социализация, десоциализация и ресоциализация человека. Основные принципы десоциализации человека, возможности предупреждения и преодоления.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. 1) Адаптация – пассивное приспособление к социальной среде и её требованиям; 2) Интеграция – активное взаимодействие с социальной средой, изменение и себя, и социальнго окружения.

Десоциализа́ция – утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде. От лёгкой дезориентации в социальных ситуациях до полной потери связи с социальной средой (обычно – при попадании индивида в экстремальные условия: тюрьмы, колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, при переезде в новую страну; иногда – при прохождении службы в ВС).

1) Добровольная – уход в монастырь, отшельничество, нелегальная антиправительственная деятельность и пр. (не ведёт к нравственной деградации личности, а, напротив, может духовно обогатить её).

2) Вынужденная биолого-физиологическая (из-за физических недостатков, неизлечимой болезни, инвалидности); психологическая (из-за психологической травмы, сильного стресса, ведущие к утрате смысла существования, потере жизненных целей, ориентиров); экономическая (из-за потери работы, краха бизнеса, рпиведших к утрате жизненной перспективы); политическая (из-за политического кризиса в обществе, резкого изменения политической конъюнктуры); культурная (неспособность адаптироваться в инокультурной среде).

Десоциализации сопутствуют и способствуют алкоголь, наркотики. По мере десоциализации личность утрачивает элементы культуры, начинает вести животное существование.

Ресоциализа́ция – повторная социализация, осуществляемая изменением прежних, неправильно усвоенных или устаревших установок целей, норм и ценностей индивида и усвоение новых ценностей, ролей, навыков, ценимых в данном социуме. 1. Вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его установок, целей, норм и ценностей жизни. 2. Приспособления девиантного индивида к жизни без острых конфликтов.

Успешна, если: 1) десоциализированная личность обладает сильной волей, нацелена на ресоциализацию; 2) десоциализированная личность получает активную поддержку ближайшего социального окружения.
19 Социальное воспитание человека: понятие, сущность, основные направления.

Социальное воспитание — это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека в полноценного члена общества.

Цель формирование всесторонне развитой личности, человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Направления: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание.
21 Социальная среда как условие и источник развития личности.

Социальная среда – совокупность материальных, ​экономических, социальных, политических и духовных условий ​существования, формирования и деятельности индивидов и социальных ​групп. Прежде всего – люди, объединённые в различные группы, с которыми индивид находится в специфических отношениях..

Макросреда – экономика, общественные институты, общественное сознание и культура. Микросреда – непосредственное окружение (семья, трудовая, учебная и другие группы, друзья, соседи).

Социальная среда обладает активностью, воздействует оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает и принуждает к определённой направленности социального поведения.
22 Социально-педагогические проблемы семьи и семейного воспитания.

Типы неблагополучных семей:

1) С низким материальным уровнем жизни, плохими жилищными условиями;

2) С хроническими заболеваниями, отягощенной наследственностью, пренебрежением санитарно-гигиеническими нормами;

3) Неполные, многодетные, молодые (до 18 лет), с престарелыми родителями (старше 40 лет), с повторными браками и сводными детьми;

4) С конфликтными отношениями между членами семьи, педагогической несостоятельностью родителей (жёстко-авторитарным, попустительски-снисходительным, непоследовательным, морализаторским или отстранённо-равнодушным стилем воспитания), с низким общеобразовательным уровнем или деформированными ценностными ориентациями (повышенной подозрительностью, легкомысленным отношением к жизни или стремлением добиваться успеха кратчайшим путём, преступая мораль и закон);

5) С криминальными факторами (алкоголизмом, наркоманией, аморальным или паразитическим образом жизни родителей, с дебошами, проявлениями жестокости и садизма, наличием судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.

6) Ориентированные на успех ребёнка – завышенные ожидания и требования к нему.
23 Воспитательный потенциал современной семьи, сущность и факторы.

Воспитательный потенциал семьи – совокупность имеющихся у родителей объективных и субъективных средств и возможностей для формирования личности ребёнка, реализуемых как сознательно, так и интуитивно.

Факторы:

1) Возможность удовлетворить социально-психологические потребности всех членов семьи;

2) Наличие «домашнего очага»: уюта, чистоты, безопасности, комфорта, доброй атмосферы;

2) Уровень педагогической культуры родителей (теоретический и практический);

3) Характер взаимоотношений в семье (демократический стиль общения и поведения, положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг).

4) Способность семьи в критических случаях обращаться за помощью к различным социальным институтам, в т.ч. к школе.


24 Основные направления социально-педагогической помощи семье.

Социально-педагогическая помощь – помощь, направленная на создание условий для реализации права родителей на воспитание детей; преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность; на развитие и воспитание детей в семьях группы риска и детей с особыми потребностями.

Направления: образовательное, психологическое и посредническое:

- Социальная поддержка и содействие гармоничному развитию детей и семьи;

- Помощь в выявлении социальных и личностных проблем (диагностика);

- Предупреждение безнадзорности и правонарушений, содействие в воспитании детей;

- Социальное, терапевтическое и юридическое содействие семьям в трудном положении;

- Социально-педагогическая защита прав ребёнка (инвалидов, одарённых, под опекой);

- Социально-педагогическое консультирование, воспитательная и образовательная работа;

- Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;

- Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков;

- Организация семейного досуга: кружки, секции, праздники, экскурсии и пр.

- Организационно-методиче­ская деятельность.

25 Социально-педагогическая характеристика детей с особыми нуждами.

Дети с особыми нуждами = дети с нарушениями в психофизическом развитии: одаренные; с задержкой психического развития; с эмоциональными расстройствами; с нарушениями развития (нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, анализаторов (зрения и слуха), интеллекта; тяжелыми множественными нарушениями).

- Умственная отсталость (УО) – общее психическое недоразвитие с выраженной недостаточностью интеллектуальных способностей: позднее формирование или отсутствие навыков, неспособность к абстрактному мышлению, эмоциональный инфантилизм. Степени: индекс IQ: до 69% – легкая (дебильность), до 49% – средняя (имбецильность), до 20% – глубокая (идиотия). Обучение чтению, письму, элементарному счету возможно только при лёгкой УО; получение полноценного среднего образования невозможно. При более тяжёлых степенях – постоянный надзор и уход. Олигофрения («малоумие») – врождённое слабоумие. Деменция (снижение интеллекта) – приобретённое.

- Детский церебральный паралич (ДЦП) – триада расстройств: двигательные, психические и речевые – в результате поражения и/или аномалий головного мозга.

- Аутизм – отсутствие или значительное снижение потребности в контактах (физических и речевых) с окружающим миром. Холодность, безразличие + повышенная ранимость и эмоциональная хрупкость (пугаются резких звуков, малейших замечаний).

- Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в развитии от норм для данного возраста. Диагноз «ЗПР» ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если признаки недоразвития психических функций остаются позже – речь идёт о конституциональном инфантилизме или об УО. К ЗПР относят также проблемы в развитии из-за тяжёлых длительных соматических заболеваний (пороки внутренних органов, рак, ВИЧ-инфекция и др.).

- Нарушения поведения – выраженные и стойкие психопатоподобные расстройства поведения, осложнения при ЗПР. Тенденция к аномальному развитию личности по типу психической неустойчивости. Бессмысленное упрямство, немотивированная грубость,

- Недостатки речевого развития – алалия, афазия, дизартрия, заикание. Нарушение речи или её отсутствие. Интеллект может быть в норме.

- Сенсорные нарушения – нарушения слуха, зрения.

26 Сущность и содержание компенсаторно-развивающего и индивидуально-коррекционного развития и воспитания детей с особыми нуждами.

Основная помощь: развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими, начальных форм социального поведения и самостоятельности.

Особый уход, образование и подготовка; социальная абилитация и реабилитация. Способствоавать их социализации, воспитывать умение адекватно существовать в обществе.

Спецшколы, интернаты, обучение + лечение.

- Умственная отсталость (УО) – общее психическое недоразвитие с выраженной недостаточностью интеллектуальных способностей. При лёгкой степени – обучение чтению, письму, элементарному счёту в спецшколах; получение полноценного среднего образования невозможно. При более тяжёлых степенях – постоянный надзор и уход.
27 Особенности социально-педагогической реабилитации, сущность, содержание процесса, категории населения, нуждающихся в реабилитации, виды реабилитации.

Реабилитация – комплексные действия, направленные на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Цель – возвращение человека к активной жизни в обществе и общественно полезному труду.

Социально-педагогическая реабилитация – преодоление патологии педагогическими методами, помощь в индивидуальном развитии и преодолении ограниченных возможностей и девиаций (отклонений). = Формирование социально приемлемых качеств, умений и навыков по самообслуживанию, положительных социальных ролей, правил поведения; получение необходимого образования; интеграция в общество.

Содержание социально-педагогической реабилитации:

1) Устранение влияния неблагоприятных факторов,

2) Перевоспитание, переобучение, ресоциализация,

3) Восстановление социального статуса и роли.

Нуждающиеся в реабилитации: одинокие пенсионеры; инвалиды; дети-сироты; лица, освободившиеся из мест лишения свободы; многодетные и неполные семьи; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; беженцы; иммигранты – всего 20 категорий граждан.

Профилактика – устранение причин, условий и факторов, вызывающих отклонения в развитии. Коррекция – устранение конкретных отклонений.

Медицинская – восстановление или компенсация утраченной функции или замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая – преодоление в сознании человека с девиантным поведением представления о его ненужности и никчёмности.

Профессиональная – обучение или переобучение доступным формам труда, поиск рабочего места.

Бытовая – предоставление нормальных условий жизни.

Социально-экономическая – обеспечение причитающимися денежными выплатами, защита законных интересов и прав.

Социальная – восстановление способности к жизнедеятельности в социальной среде и условий жизнедеятельности, которые были ограничены или нарушены.

Педагогическая – корректирование поведения, оптимизация эмоционального состояния и интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.

Социально-педагогическая – формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности, активной жизненной позиции, способствующих интеграции в общество; овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе: получение образования.

28 Педагогическая коррекция, сущность, содержание и направления.

Профилактикаустранение причин, условий и факторов, вызывающих отклонения в развитии.

Коррекция – устранение конкретных отклонений. = Исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Сущность предоставление возможности педагогически запущенным и трудновоспитуемым лицам удовлетворить свои интересы, реализовать потребности, проявить способности, оценить себя и быть оцененным другими, найти оптимальный вариант взаимоотношений и выбрать приемлемую форму поведения.

Содержаниекоррекция психических функций (внимание, память, мышление), эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, личностных качеств и поведения, развитие способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению и трудовой деятельности.

Направления: психолого-коррекционная работа, коррекционная организация учебного процесса, воздействие средовыми (природными, социальными) факторами, мероприятия по организации досуга, трудотерапия, спортивно-оздоровительные мероприятия, просветительская, профилактическая и коррекционная работа с семьёй.
29 Причины сиротства и основные проблемы детей-сирот. Особенности социального воспитания детей-сирот.

Причины сиротства: смерть родителей, отказ от ребёнка, лишение родительских прав, миграция детей при живых родителях – бродяжничество, побеги из дома.

Проблемы: психологические (чувство брошенности, одиночество порождают злобу и недоверие; психологическая депривация ведёт к ЗПР, интеллектуальным и личностным нарушениям); эмоциональные; финансово-жилищные; проблемы в учёбе и воспитании, в бытовой адаптации (являются «вечными иждивенцами», т.к. привыкли получать готовую пищу, чистую одежду и бельё, необходимые предметы быта. Не умеют и не хотят готовить, стирать, убирать, делать закупки и ремонт, пр.).

Особенности воспитания: преодолевать их чёрствость, озлобленность, недоверчивость, девиантность и делинквентность, учить самообслуживанию и бытовым навыкам.
30 Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков: сущность понятия, причины формирования, пути предупреждения.

Девиантное поведение – отклонение от утвердившихся в обществе норм морали и правил поведения (алкоголизм, проституция, бродяжничество, тунеядство). Причины – психопатологии или сознательное нарушение социальных и культурных норм.

Делинквентное поведение – противоправное поведение, мелкие правонарушения. Прогулы, приобщение к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах, «домашние кражи» небольших сумм денег. Эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК, но могут развиться в криминальное, преступное поведение, наказуемое в уголовном порядке.

Пути предупреждения: психолого-педагогическая коррекция (разные виды терапий – арт-, трудо- и пр.), работа с семьёй, организация досуга, «вытягивание» из дурных компаний, трудоустройство и т.д.

31 Трудновоспитуемость: сущность понятия, типичные проявления, причины формирования, пути преодоления.

Трудновоспитуемость – невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию, неприятие предлагаемых социальных установок.

Проявления: непослушание, истеричность, капризность, нерешительность, пассивность, невыдержанность, активно отрицательное отношение к учёбе, негативизм, обособленность, замкнутость, конфликты с окружающими, лживость, увёртливость, лень, эгоизм, неадекватность самооценки и уровня притязаний, недостаточное развитие мотивационно-волевой сферы и познавательных процессов. Мальчики – недисциплинированность, грубость, драчливость; девочки – равнодушие, изворотливость, жестокость, стремление переложить свою работу на других.

Причины – педагогические просчёты, ошибки в семейном воспитании, отрицательное влияние окружения, особенности характера, врождённые дефекты нервной системы, влияние западной идеологии (индивидуализм, успешность любой ценой) и морали «красивой жизни» (праздность и полное удовлетворение своих прихотей и капризов); пассивная социальная позиция (уход от борьбы за социальный прогресс в сферу личного благополучия и интересов).

Пути преодоления: установление оптимального психологического режима жизни, учения и воспитания, обеспечение здорового морально-психологического микроклимата, корректное использование методов воспитания и перевоспитания, доброжелательность, справедливость, искренность, личный пример, оптимизм, доверие и уверенность в том, что воспитанник станет лучше.
33 Социально-педагогическая работа по месту жительства. Принципы, содержание и направления.

Социальный педагог – фигура, объединяющая усилия семьи, школы, правоохранительных органов и общественности для оказания помощи ребёнку. = Посредник между девиантной личностью и школой, учреждениями культуры и спорта, милицией, жилищно-комунальными учреждениями, центрами социального обслуживания.

- выявление лиц с девиантным и делинквентным поведением; диагностика их особенностей и окружающей среды, выявление причин десоциализации;

- разработка программы индивидуального коррекционно-профилактического воздействия на проблемных лиц и окружающую их среду;

- организация взаимодействия субъектов социально-педагогической деятельности, контроля над образом жизни девиантных лиц и поощрения их социальной интеграции.

- Специальные криминологические меры (выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп в районе; выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы; выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их деятельности в подобных группах; разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами).
34 Основные направления социально-педагогической деятельности в образовательно-воспитательных учреждений.

1- Обеспечение социально-педагогических и психологических условий для успешного обучения, воспитания, развития, социализации и профессионального становления учащихся;

2- Изучение и анализ социально-педагогических и психологических проблем учащихся, участие в мониторинге качества воспитания;

3- Привлечение детей к внеурочной, внеклассной деятельности;

4- Создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей;

5- Формирование нравственных качеств, духовной и социальной активности детей;

6- Укрепление взаимопонимания и взаимодействия между субъектами воспитания;

7- Социальная опека и защита прав учащихся в трудных жизненных ситуациях;

8- Консультационно-просветительская и профилактическая работы, пропаганда ЗОЖ;

9- Помощь в самообразовании, самовоспитании и самореализации детей и сотрудников;

10- Развитие индивидуальных интересов и потребностей учащихся, способствующих социальному становлению, развитию нравственности, гражданственности, ответственности.
35 Педагогическая культура социального работника, ее структура и показатели.

Педагогическая культура – компонент общей культуры социального педагога, отражающий его опыт воспитания, способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность и эффективно взаимодействовать с обучающимися и воспитанниками.

1. Внутренняя культура: личность специалиста (его индивидуальность, внутренние достоинства и недостатки); объём и степень усвоения педагогического опыта, профессиональных ЗУН; положительное эмоциональное отношение к социальной работе и её результатам; стремление к самосовершенствованию в педагогической области.

2. Внешняя культура: внешние достоинства и недостатки (внешний вид, привычки, манеры, речь); поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие; владение педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами.

Показатели: нтеллектуальное развитие; профессиональная компетентность, педагогическая этика; нравственная и мировоззренческая зрелость; культура общения, речи, внешнего вида; культура педагогического мышления (критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, педагогическая память и воображение).

32 Педагогическая запущенность: причины возникновения, формы проявления, возможности преодоления.

Педагогическая запущенность – неразвитость, невоспитанность, несформированность отношений, неподготовленность к школе, труду, будущей жизни.

Причины: неполные или аморальные семьи, с низким общеобразовательным и культурным уровнем, с «культом ребёнка» (обожанием и вседозволенностью ему); с нежеланием утруждать себя воспитанием ребёнка из-за занятости, лени или безразличия.

Формы проявления: плохая успеваемость, плохая память, невнимательность, неорганизованность, некоммуникабельность, неуверенность, зависимость, ведомость, тревожность, заниженная самооценка, медлительность, инертность, пассивность, утомляемость, прогулы, эгоистичность, драчливость, агрессивность, озлобленность, жестокость, лживость, необщительность, замкнутость, отсутствие друзей, плохие отношения с учителями и между детьми в семье; тяга к «плохим детям».

Преодоление: пед.коррекция, нормальные условия жизни, нормальные отношения.

1. Социально-экономические и духовные предпосылки становления социальной педагогики как области теории и практики
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации