Дипломная работа - Организация социального партнерства ДОУ и детской библиотеки - файл n1.doc

Дипломная работа - Организация социального партнерства ДОУ и детской библиотеки
скачать (385.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc386kb.19.09.2012 16:14скачать

n1.doc

  1   2


Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование организации социального

партнерства ДОУ и библиотеки………………………………………………..11

1.1. Социальное партнерство в контексте деятельности детской

библиотеки ………………………………………………………………………11

1.2. Развитие и современное состояние проблемы социального

партнерства ДОУ………………………………………………………………..23

Глава 2. Конструирование модели установления социального

партнерства ДОУ и детской библиотеки………………………………………32

2.1. Организационно-педагогические условия социального

партнерства ДОУ и детской библиотеки ……………………………………...32

2.2. Модель организации социального партнерства ДОУ и детской библиотеки……………………………………………………………………….36

2.3. Методические рекомендации по установлению социального

партнерства ДОУ и детской библиотеки………………………………………47

Заключение………………………………………………………………………55

Список литературы……………………………………………………………...57

Приложение……………………………………………………………………...63

Введение

Актуальность исследования. Дошкольное образование сегодня, по мнению С.А. Козловой, претерпевает существенные изменения, которые в свою очередь обусловливают как позитивные тенденции его развития, так сложные проблемы, связанные с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе [23]. В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры); свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития) [24]. Реализация этой цели направлена на решение следующих задач: воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня, но социально-педагогическая деятельность этих учреждений должна быть направлена на помощь не только ребенку, но и педагогу, и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении. Достаточно ясным представляется, что далеко не все образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, способны самостоятельно решить поставленные задачи.

Л. Коломийченко указывает, что дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой». Таким образом, актуальным становится вопрос выбора социальных институтов, с которыми ДОУ могло осуществлять взаимодействие, об условиях этого сотрудничества, его формах и т.д. [24].

Существенное значение в разработке проблемы привлечения социальных сил в сферу дошкольного образования имеют работы Т.И. Андреевой, Е.П. Арнутовой, Г.В. Атаманчука, научные исследования Л.А. Боровцовой, Г.В. Глушко и др., в которых сформулированы основные положения привлечения в образовательный процесс ДОУ различных представителей социальных групп.

И.М. Реморенко, разрабатывая проблему социального партнерства в образовании, указывал на то что, оно представляет собой совместную коллективную распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам [43].

Таким образом, встает вопрос о положительных эффектах социального партнерства. Например, З.А. Ярочкина видит в социальном партнерстве ДОУ способ социализации ребенка [55]. О.Д. Никольская утверждает, что организация социального партнерства ДОУ – это фактор повышения качества дошкольного образования, в своей диссертационной работе она разработала модель социально-педагогического партнерства ДОУ [37].

Т.Н. Захарова трактует социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения как средство развития личности дошкольника. В своих работах она раскрывает потенциал социального партнерства для преодоления имеющихся проблем в социально-личностном развитии дошкольников, представляет разные формы организации взаимодействия с социальными партнерами (высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями) и возможные результаты совместной деятельности дошкольного образовательного учреждения и социальных партнеров разного уровня [17].

Не смотря на то, что в настоящее время учеными активно разрабатывается проблема социального партнерства, для системы образования Российской Федерации это явление достаточно новое. Анализ литературы показал, что большинство работ (Б.В. Авво, О.Н. Олейникова, В.А. Луговский и др.) посвящено вопросам организации, содержания и форм социального партнерства школ, учреждений начального профессионального образования и высших учебных заведений, в то время как о социальном партнерстве дошкольных образовательных учреждений сказано достаточно мало. Таким образом, актуальными становятся вопросы выбора участников социального партнерства ДОУ, условий и форм эффективного сотрудничества и т.д. Так, дошкольные учреждения традиционно осуществляют партнерство с таким социальным институтом, как семья ребенка, этому взаимодействию посвящены работы таких авторов как Н.А. Дорохина, Т.В. Корюкина, Н.В. Макарычева, Н.А. Андреева и др. Другие же социальные институты, обладающие огромным образовательным, культурным, информационным потенциалом, остаются без должного внимания. Конкретным примером такого социокультурного института, на наш взгляд, может выступать библиотека, которая в свою очередь успешно позиционируют себя в обществе, укрепляя свои связи в области сотрудничества с различными организациями, учреждениями, органами власти. В последние годы представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной инфраструктуре сильно изменились. Наряду с информационными задачами они решают также и образовательные, воспитательные. Так огромное значение приобретает детская библиотека в вопросах художественного образования дошкольников, привлечения детей и их родителей к чтению. З.А. Гриценко в своих работах указывает на то, что частью художественного образования детей является чтение, но вопрос о читательском развитии детей раннего и дошкольного возраста не решен. Тот же автор пишет, что необходимо выстроить стратегию читательского развития личности, но ни одна программа обучения и воспитания детей в ДОУ такой стратегии не дает [10]. При решении данной проблемы нельзя оставить без внимания педагогов, родителей детей, т.к. по мнению З.А. Гриценко, и у тех и у других в настоящее время низкий компетентностный уровень понимания проблем детского чтения [11].

О.Ю. Мурашко разрабатывая проблему социального партнерства библиотеки говорит о том, что многофункциональность библиотечной деятельности позволяет одновременно участвовать в партнерских отношениях не только с одним партнером, но и создавать проекты многостороннего партнерства, объединяющие для решения общих задач усилия нескольких партнеров. Если придерживаться этой концепции, то именно библиотека может явиться тем социокультурным институтом, партнерство с которым будет полезно не только детям, но и их родителям, педагогам, дошкольному учреждению в целом. Этот же автор подчеркивает, что выстроить эффективную систему социального партнерства возможно только, проанализировав внутренние возможности. При этом могут быть выделены следующие критерии оценки готовности того или иного социального института к социальному партнерству: определение стадии развития коллектива, оценка психологической атмосферы, мотивация участия коллектива в социальном партнерстве и др. [35, 53].

Таким образом, происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к базам данных, а также образовательные, развивающие, культурные, воспитательные, досуговые.

Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить противоречие между:

- необходимостью установления социального партнерства ДОУ и библиотеки и недостаточной разработанностью вопроса организационных связей с социокультурными институтами в теории управления ДОУ.

Обозначенное противоречие позволяет определить проблему исследования, которая заключается в выявлении организационно-педагогических условий установления социального партнерства ДОУ и библиотеки.

Цель: конструирование модели, представляющей собой совокупность организационно-педагогических условий установления социального партнерства ДОУ и библиотеки.

Задачи:

  1. Проанализировать и обобщить теоретические основы установления социального партнерства ДОУ и библиотеки.

  2. Выделить и обосновать организационно-педагогические условия, обусловливающие возможность эффективного социального партнерства ДОУ и библиотеки.

  3. Разработать методические рекомендации для реализации организационно-педагогических условий, обусловливающих возможность эффективного социального партнерства ДОУ и библиотеки.

Объект исследования: социальное партнерство.

Предмет: организационно-педагогические условия социального партнерства ДОУ и библиотеки.

Гипотеза исследования: установление социального партнерства ДОУ и детской библиотеки будет возможным, если:

- партнерские отношения между ДОУ и библиотекой будут регламентироваться специальным договором о социальном партнерстве;

- дошкольное образовательное учреждение и детская библиотека видят в этом сотрудничестве выгоду.

Теоретико-методологической основой исследования явились: труды Г.В. Борисова, П. Бурдье, Л.Г. Гусляковой, Е.Г. Калинкиной, Н.З. Камалиева, А.В. Корсунова и др., изучавших феномен социального партнерства в разных сферах общественной жизни; разработки Т.И. Андреевой, Е.П. Арнаутовой, Г.В. Атаманчука, Л.А. Боровцовой, З.И. Тепловой, положения Е.М. Волковой, Н.С. Мишиной, научные исследования Т.В. Фуряевой, рассматривающие взаимодействие дошкольного учреждения с родителями как психолого-педагогическая помощь, поддержка, оказание различных услуг; работы К.И. Абрамова, А.Н. Ванеева, Н.В. Жадько, которые изучали социальные функции библиотек.

В исследовании были использованы следующие методы: анализ педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент, методы качественного и количественного анализа полученных данных.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты позволяют расширить и углубить представления о социальном партнерстве ДОУ и библиотеки.

Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-педагогических условий, способствующих установлению социального партнерства ДОУ и библиотеки.

Исследование проводилось в течение 2010-2011 учебного года. Базой исследования явились МДОУ «Детский сад № 53», МДОУ «Детский сад № 193», МДОУ «Детский сад №168», МДОУ «Детский сад №183» г. Барнаула, детские библиотеки г. Барнаула: Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской, Библиотека №1.

Исследование проводилось в сентября по апрель 2010-2011 учебного года в три этапа.

Первый этап: поисково-теоретический. На данном этапе велось теоретическое исследование проблемы социального партнерства ДОУ; изучалась психолого-педагогическая литература, проводился анализ существующих концепций по данной тематике; были сформулированы цель, объект, предмет, задачи исследования; проведен констатирующий этап исследования (анкетирование педагогов, работников библиотек).

Второй этап: опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась разработка модели, представляющей собой совокупность организационно-педагогических условий установления социального партнерства ДОУ и библиотеки; проводилась экспериментальная работа с целью проверки целесообразности и результативности разработанной модели, проверялись положения гипотезы.

Третий этап: заключительно-обобщающий. Проводился анализ, интерпретация, обобщение, описание полученных результатов исследования, формулировались выводы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза и теоретико-методологическая база исследования.

В первой главе, состоящей из трех параграфов, раскрыто содержание понятия «социальное партнерство» в контексте деятельности библиотеки и дошкольного образовательного учреждения, проведен анализ нормативных документов, целью которого являлось выявление организационно-педагогических условий установления социального партнерства ДОУ и библиотеки; раскрыта сущность работы механизма социального партнерства.

Во второй главе представлена модель социального партнерства, позволяющая реализовать выделенные организационно-педагогические условия; описывается ход экспериментальной проверки положений, сформулированных в гипотезе; представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.

В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.

Работа, общим объемом 65 страниц, содержит 1 рисунок. Список литературы включает 55 источников.
Глава 1. Теоретическое обоснование организации социального партнерства ДОУ и библиотеки

    1. Социальное партнерство в контексте деятельности детской библиотеки

Согласно Закону РФ «О библиотечном деле», (1994) библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации [39].

Прежде чем рассматривать социальное партнерство в контексте деятельности детской библиотеки, необходимо определить содержание понятия «библиотека», обозначить ее функции как социального института. «Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу» [34, с. 12]. Социальные функции библиотеки – это комплекс функций библиотеки как социального института, отражающий взаимоотношения библиотеки и общества. Представления о социальных функциях библиотеки менялись исторически. В античном мире – это «дом мудрости», «дом науки», в средневековье – это оплот религии. Но во все времена основополагающее значение имела деятельность библиотеки как книгохранилища. Для этого библиотека формирует библиотечный фонд, аккумулируя документный фонд, и организует сохранение документов для их дальнейшего использования, тем самым, выполняя мемориальную функцию. Предоставление доступа к накопленным человеческим знаниям – основа для выполнения просветительской функции (образовательной). Возрастает роль информационной функции. Библиотека выполняет социализирующую функцию, предоставляя бесплатное усвоение знаний, способствуя полноценной реализации личности [20].

Из Закона следует, что библиотеке как социальному учреждению присущи, по меньшей мере, три социальные функции: информационная, культурная, образовательная.

Информационная функция библиотеки — это совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства и воспроизводства.

Культурная функция библиотеки — это совокупность видов ее работы, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности. Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, сама выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов. Библиотека не создает каких-либо ценностей, выходящих за пределы ее функционального назначения. Главная ее социальная миссия выражается в том, что она играет незаменимую обеспечивающую, а именно информационную роль по отношению к институту культуры вообще, к культуре каждого конкретного читателя.

Образовательная функция библиотеки — это совокупность видов деятельности библиотеки, направленная на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества, которое включает социализацию членов общества, их образование и самообразование, воспитание и самовоспитание [34].

Библиотеке принадлежит весьма важная роль в процессе социализации личности. Наряду с другими учреждениями она осуществляет весьма серьезную по своим последствиям работу, помогающую индивиду через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для данной общественной формации или социальной структуры. Она обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторыми другими учреждениями, вовлеченными в процесс социализации. Так, например, ее участие в данном процессе не имеет ограничений во времени и доступности. Индивид, пользующийся библиотекой всю жизнь, в течение этого времени остается, осознавая это или не осознавая, объектом социализации [20].

Понятие «библиотека – социальный институт» подразумевает не отдельную библиотеку, а комплекс положений, реализуемых в бесчисленном множестве библиотек разных типов и видов, функционирующих в разных странах и в разное время. Данный подход в качества библиотеки позволяет рассматривать как отдельное учреждение, так и структурное подразделение предприятия, организации и учреждения или личное собрание документов.

Библиотеке - социальному институту присущи функции, аналогичны другим социальным институтам:

- создание возможности членам общества удовлетворять свои, в данном случаи, информационные потребности и интересы;

- регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений и осуществление социального контроля посредством формирования системы ценностей;

- обеспечение устойчивости общественной жизни;

- обеспечение интеграции стремлений, действий и интересов индивидов.

Деятельность библиотеки как социального института определяется:

- набором правовых и социальных норм, регламентирующих деятельность библиотек и сформированных в определенную легитимированную и санкционированную систему;

- интеграцией библиотек в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуру общества;

- узаконенностью формально-правовых основ деятельности библиотек;

- наличием материальных средств и условий, обеспечивающих функционирование библиотек.

Библиотека является интегративным социальным институтом, так как включена в различные подсистемы общества и непосредственно связана с обеспечением интересов социальной общности в целом. Вместе с тем, являясь одним из многочисленных элементов создания и распространения нооинформации, библиотека как хранитель и распространитель документов, посредник между документом и потребителем непосредственно участвует в процессе удовлетворения информационных потребностей и создания индивидуумом новой информации. Библиотека выступает также в роли коллективного автора, создавая библиографическую, аналитическую, реферативную и другие виды информации, которые впоследствии оформляются в такие виды документов как каталоги, картотеки, электронные базы данных, самостоятельные публикаций – журналы, сборники и т.п. Это дает основание классифицировать библиотеку как информационный социальный институт, который, в свою очередь, может рассматриваться как элемент культурного социального института, если термин «культура» трактовать в широком смысле [32].

Наряду с функциями, соответствующими основным потребностям личности в библиотечном обслуживании, библиотека также выполняет функции связанные со специфическими потребностями и интересами личности. Среди них – рекреационная (развлекательная) функция, гедонистическая функция (предполагает участие библиотеки в формировании эстетических идеалов человека, получения им удовольствия от чтения), ценностно-ориентирующая функция. Эти социальные функции библиотеки между собой тесно взаимосвязаны и свойственны различным библиотекам [34].

Р.С. Мотульский указывает на тот факт, что далеко не однозначны позиции мирового библиотековедения по вопросу о воспитательной роли библиотек. В России прочно бытует мнение, что свойство библиотеки оказывать воспитательное воздействие на человека — ее объективное качество. В демократическом обществе библиотека активно содействует всестороннему, гармоническому развитию его членов, воспитанию в духе общечеловеческих ценностей [34].

Особая роль библиотек раскрывается в непосредственном участии в жизни местного сообщества, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов.

Для выполнения указанных выше функций библиотеке не хватает собственных ресурсов, ей требуются дополнительные. Партнерские отношения с теми или иными социальными институтами являются тем самым ресурсом, несущим в себе огромные потенциальные возможности.

Внимание к социальному партнерству, как механизму согласования интересов, привлечено сегодня не только со стороны ученых, занимающихся анализом развития современного общества, но и со стороны экономистов, управленцев, педагогов, политиков, ищущих практические пути сближения позиций различных политических, общественных, религиозных сил в обществе. Концепция социального партнерства, зародившаяся на рубеже XIX-XX веков как инструмент предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере, переживает сегодня свое второе рождение, превращаясь в универсальное средство решения многих социальных проблем во всех сферах жизнедеятельности общества [49].

Тема социального партнерства в библиотечном деле не является новой. Ей посвящен ряд публикаций в профессиональной прессе. По мнению О.Ю. Мурашко коммуникативные связи «библиотека-общество» имеют перспективу в развитии именно в виде системы социального партнерства, причем по ряду объективных причин библиотека зачастую становится движущей силой развития партнерских отношений. Определение позиций библиотеки в социальном партнерстве в настоящее время, когда происходит реформирование системы местного самоуправления, имеет приоритетное значение. Перед муниципальными библиотеками стоит задача трансформации направлений деятельности в соответствии с наиболее актуальными проблемами местного сообщества. Решение этой задачи способствует преодолению обществом стереотипа видения библиотек только как досуговых учреждений и осознание общественностью их возможностей как ресурсов развития гражданского общества. Одним из аспектов стратегического планирования развития библиотек является формирование социального партнерства во внутреннем и внешнем библиотечном пространстве [53].

«Библиотеки имеют большой опыт взаимодействия с различными организациями, но, не смотря на это, социальное партнерство в библиотечной сфере – новый тип взаимодействия библиотек со всеми субъектами общества, нацеленной на согласование и реализацию интересов всех участников процесса решения социальных задач» [46, с. 2].

Максимальная приближенность к обществу делает библиотеки центрами притяжения для всех и позволяет им сочетать в своей деятельности различные аспекты: библиотечный и информационный; библиотечный и образовательный; библиотечный и общекультурный; библиотечный и социальный.

Социальная направленность деятельности публичной библиотеки подтверждается такими формами ее работы как:

- участие в культурной реабилитации социально уязвимых категорий граждан;

- решение проблем занятости путем информирования граждан о рынке труда, новых специальностях и профессиях;

- информационная поддержка в получении новых знаний;

- восстановление психологического состояния людей посредством организации их досуга;

- развитие интеллектуальных возможностей и вовлечение в круг общения с другими людьми и т.д. [41, 46].

Практически все организации, составляющие в совокупности социальную сферу, являются субъектами и объектами также и в сфере информации, т.е. создают и потребляют информационные ресурсы. Именно они одновременно составляют и среду обитания (конкурентную среду), и среду развития библиотеки (возможность эффективного взаимодействия).

В первом случае библиотеке приходится соперничать с другими субъектами социальной сферы, как за условия деятельности, так и за условия продвижения своих услуг к потребителю. Предметами конкуренции неизбежно становятся, прежде всего, источники финансирования, материально-технические и информационные ресурсы, источники и каналы связи и распространения информации, книгоиздательская продукция и свободное время населения, а также нормативно-правовая база деятельности.

Видение библиотекой своей роли в жизни местного сообщества наряду или в сравнении с другими организациями и учреждениями имеет важное значение, об этом пишет в своих работах И.П. Осипова. Ее позиция приобретает стратегический смысл, ставя библиотеку перед выбором:

- быть замкнутым, самодостаточным учреждением;

- составить конкуренцию другим организациям и учреждениям;

- вступить с ними в партнерские отношения и успешно сотрудничать в достижении общих целей [41].

Последнее требует от библиотеки более активного и профессионально продуманного поведения. Здесь важно не только привлечь внимание соответствующих организаций к совместному решению проблем, но и попытаться объединить ресурсы и усилия для лучшей организации библиотечного, информационного, сервисного обслуживания местного сообщества. Например, совместить библиотеку с другим учреждением культуры, образования, социального обслуживания, здравоохранения или обеспечения досуга.

Огромное значение имеет социальное партнерство для детской библиотеки, этот факт указан в Руководстве для детских библиотек России [44].

Согласно этому документу, «детские библиотеки России – специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет (включительно), их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей» [44, с. 2].

Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное обслуживание определенной категории населения – детей.

Специфика детских библиотек находит свое выражение в основном контингенте пользователей, принципах формирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д.

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих

его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям [44].

Согласно Руководству для детских библиотек России, основная цель детских библиотек – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду общества.

Основные задачи детских библиотек:

- развитие и содействие саморазвитию ребенка;

- создание условий для гармоничного сочетания социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);

- воспитание творческих способностей ребенка;

- пропаганда ценности детства и детской субкультуры;

- достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития ребенка, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;

- обеспечение открытости библиотеки для всех детей, соблюдение равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;

- создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности;

- обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;

- взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;

- обеспечение информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;

- развитие общения между пользователями, воспитание культуры общения;

- развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии, терапии творчеством [44].

Детская библиотека должна соответствовать потребностям растущей личности: предоставлять детям социально значимые информацию и документы, способствовать формированию интереса к чтению и пользованию библиотекой, информационной культуры и культуры чтения.

Особенность потребностей детей в социальной адаптации к окружающему миру заключается в их скрытом (латентном) характере. Дети не могут ждать, удовлетворение их потребностей носит сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас», что значительно затрудняет библиотечную работу с ними и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания. Фонды детских библиотек должны соответствовать потребностям и запросам растущей личности, критериям полноты предоставляемых источников, эстетическим и содержательным аспектам предоставляемой информации.

Детская библиотека – институт содействия социализации личности, ее формированию с помощью книги и чтения, приобретению навыков образования и самообразования, осмысленного досуга.

Кроме этого, детская библиотека – центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она всячески способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми; информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей; предоставляет возможность получать необходимую им для общения с ребенком информацию на всех видах носителей.

Также детская библиотека – культурно-просветительский центр для детей, который распространяет в доступной форме знания по всем отраслям науки и техники, культуры и искусства; историко-краеведческие, экологические, правовые знания, тем самым расширяя и дополняя информацию, получаемую в семье, детских дошкольных учреждениях, школах.

Детская библиотека – центр детского чтения, приобщения ребенка к чтению и грамотному пользованию информацией на всех видах ее носителей. Важнейшей задачей детской библиотеки является формирование информационной культуры и культуры чтения, воспитание творческого критического отношения к тексту, его усвоению и применению в жизни. Она должна обеспечивать своим пользователям возможность пользования современными информационными технологиями, доступ к информационным

сетям, расширять сферу услуг в режимах локального и удаленного доступа; формирует и изучает интересы и потребности своих читателей, степень использования фондов документов и соответствия их запросам пользователей и задачам библиотек.

Детская библиотека должна быть центром детства в зоне обслуживания: собирать, анализировать информацию о детском чтении, культурной среде детства, образовательной среде; выступать хранителем детской субкультуры. С этой целью детская библиотека должна сотрудничать со всеми государственными, коммерческими, некоммерческими, общественными организациями, занимающимися проблемами детства и защиты прав ребенка, другими словами, устанавливать партнерские отношения с теми или иными социальными институтами [44].

Организация социального партнерства видится исследователями как один из способов решения острой проблемы детских библиотек – снижение количества читателей. Действительно, социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции: заметное снижение интереса к чтению у детей; резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени у детей из-за популярности телевидения, аудиокниг, компьютера и т.д.; подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры и т.д. Актуальность этой проблемы стало причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения, согласно которой библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства, архивы и другие структуры должны быть направлены на пропаганду чтения, привлечение читателей с самого раннего возраста [3].

Таким образом, обнаруживается необходимость социального партнерства библиотеки и дошкольных образовательных учреждений, т.к. именно в дошкольном возрасте формируются читательские интересы, любовь к художественному слову. Партнерство с ДОУ не ограничивается контактами с детьми, невозможно представить работу детской библиотеки без контактов с педагогами и родителями детей, которые в свою очередь заинтересованы во взаимодействии. Это взаимодействие можно охарактеризовать как некоммерческое партнерство, социальный диалог, корпоративные многосторонние контакты, цель которых – создание оптимальных условий для реализации главной миссии библиотеки – способствовать духовному воспроизводству личности, ее социализации, что осуществляется посредством культурнотворческой, информационно-аналитической, просветительской, воспитательной деятельности. Также библиотека несет в себе огромные потенциальные возможности для профессионального роста педагогов, для их самообразования, фонды библиотеки постоянно пополняются новой методической, художественной литературой.

Таким образом, мы определили понятие библиотека, в том числе детская библиотека, обозначили ее функции как социального института, который переживает серьезные перемены и находится в так называемом стрессовом состоянии, которое выражается в снижении интереса к данному учреждению, низкой конкурентоспособностью с другими сферами культура и досуга и т.д. Библиотека – это долговременный институт социализации, постоянно действующий в течение того периода, когда человек входит в число ее читателей. Другое ценное качество библиотеки состоит в том, что указанный процесс в библиотеке осуществляется не на уровне большой группы, массы, а, как правило, на индивидуальном уровне. Отсюда и высокая эффективность библиотеки как института социализации. Эффективность работы библиотеки во многом зависит от умения находить оптимальные пути сотрудничества с различными организациями, учреждениями, которые были бы заинтересованы в этом взаимодействии. Встает проблема поиска потенциальных партнеров: с одной стороны, нуждающихся в услугах библиотеки, с другой стороны, способные решить её вышеуказанные проблемы. Так, социальное партнерство библиотеки и ДОУ, ведение эффективного диалога с педагогами, налаживание взаимодействия с детьми и их родителями является способом решения указанных проблем. Особенности организации социального партнерства в системе образования, в частности в дошкольном образовательном учреждении, изложены в следующем параграфе.
1.2. Развитие и современно состояние проблемы социального партнерства ДОУ

Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед дошкольными образовательными учреждениями ставится триединая цель:

- воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

- свободного гражданина (субъекта истории, общества);

- творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

- воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

- становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека [24].

Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).

Одной из функций указанных учреждений является обеспечение базы для осуществления этого процесса. Достаточно ясным представляется, что образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что как термин «социальное партнерство», так и сама деятельность достаточно новое явление для системы образования. И.М. Реморенко социальное партнерство в широком смысле определяет как совместную коллективную распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях [43].

Б.В. Авво понимает социальное партнерство по отношению к образованию как: партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [1].

В. Степихова в своих работах, говоря о социальном партнерстве в образовании, имеет в виду упорядочение координационного взаимодействия систем образования или социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности, в целях сохранения здоровья и целостности общенациональных, общегосударственных «социальных тканей» [48]. В социальном партнерстве она видит такие формы отношений, когда взаимодействие строится на социальном диалоге, как совокупности переговоров, действий, механизмов и договоренностей между партнерами в целях разрешения интересующих проблем и вопросов. В сфере образования партнерство рассматривается на трех уровнях:

- как партнерство внутри отдельного педагогического коллектива образовательного учреждения;

- внутри системы образования, прежде всего с системами общественно-государственного управления;

- как партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительной, законодательной и муниципальной власти до представителей малого и среднего бизнеса и учреждений дополнительного образования.

В. Степихова говорит о том, что идея социального партнерства настойчиво прокладывает себе дорогу в образовании, но есть и те факты, которые не способствуют, а тормозят этот процесс. Так, в тексте закона «Об образовании» термин «партнерство» не упоминается вообще. В концепции «Модернизация образования» до 2010 года говорится лишь о том, что стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями; в концепции развития образования до 2020 года, предложенной министерством образования и науки РФ, ставится такая задача как: обеспечение участия общественности и бизнес-организаций в управлении учебными заведениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы и т.д.) [48]. Проблема заключается в том, что ориентированы поставленные задачи в основном на школу и высшие учебные заведения, а система дошкольного образования остается без должного внимания, не смотря на то, что именно ДОУ нуждаются в разносторонних связях с общественными организациями, учреждениями культуры, социумом в целом.

С.С. Лебедева указывает, что узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема, которая заключается на сегодняшний день в низком уровне социальной компетентности детей и их родителей, наличие существенных отклонений в личностном развитии детей и др. В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен. И для того, чтобы дошкольному образовательному учреждению успешно решать имеющиеся проблемы в образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой». Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Oткpытoe дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти. Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия. На социально-педагогическом уровне актуальность партнерства ДОУ с другими институтами определяется тем, что в стране изменилась роль образования в решении общественных проблем. Расширение границ социального партнерства диктует и новая политика в области образования. Основной принцип существования социального партнерства – сплочение разных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, вокруг единой цели всестороннего и полного развития личности ребенка. Социальное партнерство в сфере дошкольного образования это особый тип организации учреждений совместной с участниками и деятельности дошкольных образовательных партнерства: социально-педагогического органами власти, государственными местными общественными организациями и социальными группами нацеленной на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Таким образом, становится очевидным тот факт, что дошкольным образовательным учреждениями необходимо устанавливать связи с различными институтами, которые были бы также заинтересованы в совместной деятельности с ними [27].

О.С. Никольская в своей диссертации выделяет два уровня социального партнерства в системе дошкольного образовательного учреждения, как внутри, так и вне его. На внутреннем уровне совместной деятельности:

- учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей при оказании образовательных услуг;

- направленность педагогов и администрации ДОУ на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания и использование его элементов образовательном процессе ДОУ;

- использование педагогами специальных активизирующих методов и приемов в работе с воспитанниками и их родителей и др.

На внешнем уровне совместной деятельности:

- доступность информации о деятельности ДОУ;

- разноплановые социокультурные связи: с учреждениями культуры, с высшими образовательными учреждениями, с общественными организациями, со средствами массовой информации и т.д. [37].

О.Д. Никольская в своих работах указывает на тот факт, что на протяжении многих лет развитие партнерских отношений рассматривалось только на внутреннем уровне, т.е. рассматривался вопрос взаимодействия ДОУ с семьей. В процессе такого партнерства стороны решают вопросы воспитания детей, их социализации, адаптации к дошкольному учреждению, финансирования и др. [12, 26]. На внешнем уровне организации совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений и социальных партнеров внимание уделяется проблеме преемственности детских садов и школ [38]. В литературе обозначены проблемы установления социального партнерства между указанными институтами, условия эффективного сотрудничества, его формы, результаты и т.д.

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

- партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности (педагогический совет ДОУ, мини-педсоветы специалистов ДОУ по актуальным вопросам помощи нуждающимся детям, родительская общественность, педагогическое сообщество ДОУ и школы);

- партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер (учреждений здравоохранения, культуры, физкультуры, общественных организаций, фондов, органов управления образованием на уровне района, города, области, службы социальной защиты семьи и детей);

- партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (коммерческие структуры, средства массовой информации, реклама деятельности ДОУ) и др.

Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:

- для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);

- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

- воспитания уважения к труду взрослых;

- привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ (материальная поддержка талантливых и добросовестных педагогов: спонсорские премии, средства Попечительских советов и др., создание новых и оснащение учебных и досуговых помещений (игровых комнат, музыкальных, спортивных залов, изостудий, комнат сказок), пополнение фонда методической и художественной литературы ДОУ и др.).

Участие детей в совместных мероприятиях (акциях, проектах, досуговых мероприятиях) с привлечением социальных партнеров делает их более открытыми, активными, способствует обогащению эмоционального мира ребенка, активному развитию познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений. Это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития дошкольника.

Мало разработанной является проблема социального партнерства ДОУ и детской библиотеки, определения организационно-педагогических условий установления такого сотрудничества в частности. Очевидно, что установление такого вида социального партнерства выгодно не только детям и их родителем, но и педагогам, т.к. именно на последних ложиться ответственность за качество воспитания подрастающего поколения. Таким образом, характер взаимодействия ДОУ и библиотеки будет зависеть не только от индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей, но и от личностных и профессиональных качеств педагогических работников. Так библиотека, выполняя информационную и образовательную функции, становится необходимой педагогам в процессе самообразования, повышения своей профессиональной компетентности, ведь ресурсы методических кабинетов ДОУ, как правило, не соответствуют запросам педагогов, отмечается дефицит новой методической литературы, практических разработок, периодических изданий, в которых как раз излагаются последние достижения теории и практики дошкольного образования. Партнерские отношения с библиотекой способны решить данную проблему, т.к. последняя имеет больше возможностей пополнять свой фонд, исходя из потребностей своих читателей и партнеров. спитания го дошкольниками в детском саду. огамного партнерства выгодно не только детямой библиотеки, ошкольному учреждению, фи

Способ осуществления социального партнерства – социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес. Социальный диалог необходим системе образования для повышения качества и эффективности образования. Именно социальный диалог способен содействовать организации новой внешней среды ДОУ. Социальное партнёрство становится механизмом саморазвития, самоорганизации и адаптации образования к современным социально-экономическим условиям. Так, О.Д. Никольская видит в социальном партнерстве ДОУ фактор повышения качества образования. Под организацией социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования она понимать процесс специально организованной совместной деятельности ДОУ с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью повышения его качества [38].

Таким образом, социальное партнерство достаточно новое явление в образовании, уровень развития данной деятельности низок, в частности в системе дошкольного образования. Не смотря на то, что многими признается эффективность такого сотрудничества между образовательными учреждениями и другими социальными институтами, новая система отношений в большинстве учреждений складывается медленно. Не смотря на то, что в литературе обозначены формы, уровни социального партнерства в образовании, вопрос об организационно-педагогических условий его установления между ДОУ и другими институтами, в частности детской библиотекой, остается до сих пор открытым. Особенности работы механизма социального партнерства между ДОУ и детской библиотеки также не освещены. Таким образом, целесообразно рассмотреть данные вопросы в следующих параграфах работы.

Глава 2. Конструирование модели установления социального партнерства ДОУ и детской библиотеки

2.1. Организационно-педагогические условия установления социального партнерства ДОУ и детской библиотеки

Социальное партнерство – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

Интерес к социальному партнерству как механизму согласования интересов обусловил появление в последнее время значительного числа публикаций научного и практико-ориентированного характера. Так, среди работ, посвященных анализу различных аспектов партнерских отношений в трудовой сфере, следует назвать, в первую очередь, книги Л.А. Гордона, О.И. Иванова, Д.П. Гавры и др. Практически во всех этих работах социальное партнерство рассматривается через призму согласования и реализации интересов всех участников этого процесса. При этом часть авторов уже не ограничивают поле интересов социальных партнеров только рамками трудовой сферы. Предмет их взаимодействия распространяется и на все остальные сферы жизнедеятельности общества: в экономику, политику, образование [45].

Достижение общих целей участников социального партнерства требует решения многих сложных задач и соблюдение ряда условий. Перед тем как рассмотреть условия установления социального партнерства, необходимо обозначить его структурные элементы.

1. Первой частью является выделение и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять.

2. Вторая структурная часть партнерства — объекты партнерских отношений.

3. Стратегия и тактика достижения социального партнерства. Это означает необходимость выработки основной долговременной его направленности, т.е. стратегии, соответствующей общей цели, а также тактики ее достижения.

4. Четвертый структурный элемент системных партнерских отношений представляет их механизм.

5. Культура и этичность поведения партнеров. Под этим понимается взаимная уважительность партнеров, их честность, доверие, высокая ответственность, без чего невозможна реализация истинно партнерских отношений в обществе.

Все названные элементы социального партнерства в отдельности не могут обеспечить выполнение его задач. Только все вместе, в системном единстве они способны достичь главной цели социального партнерства — социального согласия.

В нашем исследовании приняли участие руководители и сотрудники ДОУ и детских библиотек г. Барнаула.

Опрос руководителей и педагогов ДОУ позволил сделать вывод о том, что, к сожалению, в деятельности ДОУ преобладает ограничивающее взаимодействие с детской библиотекой. Оно характеризуется парциальностью, формальностью общения, ограничивается лишь экскурсиями воспитанников ДОУ в библиотеку. На это указали 68% опрошенных педагогов. При этом и педагоги видят положительные моменты в сотрудничестве с детской библиотекой. В первую очередь они указывали на огромную роли библиотеки в процессе привлечения детей к чтению. 82% педагогов указали, что сотрудничество с детской библиотекой влечет за собой духовно-нравственное развитие детей, обеспечивает более успешную социализацию.

Таким образом, обнаруживается совпадение интересов как детской библиотеки, так и ДОУ, а также родителей детей. Что и будет выступать одним из условий установления социального партнерства между ДОУ и детской библиотекой.

Опрос сотрудников детских библиотек выявил, что основная цель вступления в партнерские отношения с ДОУ – это привлечение детей к чтению, повышение уровня читательской компетентности педагогов, родителей, а также культурное развитие дошкольников. На это указали 100% опрошенных сотрудников детских библиотек. Но в тоже время сотрудники детской библиотеки (67%) указали также на тот факт, что ими недостаточно наработана практика использования развивающего или продуктивного взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями, детьми, их посещающими, а также с их родителями.

Следует указать, что анализ анкет, заполненных педагогами ДОУ и, а также родителями детей выявил готовность последних к установлению партнерских отношений, но в тоже время они затрудняются в выборе способа реализации этих отношений, и в том, как юридически грамотно их оформить, в какой форме составить договор социального партнерства. Также респонденты отметили, что необходимо создание специальной комиссии, либо какого-то другого органа, который бы контролировал выполнение согласованного и принятого договора партнеров, выявлял его нарушения и нарушителей.

Так социальное партнерство как тип взаимодействия может решать актуальные проблемы воспитания детей только при условии готовности воспитывающих взрослых (педагогов ДОУ, родителей) включать других лиц в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров.

Опрос педагогов, родителей, сотрудников детских библиотек выявил ограниченность знаний последних в сфере социального партнерства. Большая часть всех опрошенных (53,5%) указали в анкетах на то, что не владеют технологией, способами осуществления социального партнерства, а сам термин «социальное партнерство» трактовали как «взаимодействие в социуме», «взаимоотношения» и т.д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что высокий уровень компетентности сторон, вступающих в социальное партнерство, является обязательным условием его установления.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что для установления социального партнерства ДОУ и детской библиотеки необходимо следующее:

- совпадение интересов ДОУ и детской библиотеки, нахождение контактных точек в позициях партнеров;

- компетентность сотрудников детской библиотеки и ДОУ в сфере установления и реализации социального партнерства, в первую очередь владение обеими сторонами технологией социального партнерства; умение вести переговорный процесс между сторонами-партнерами;

- готовность обеих сторон к установлению социального партнерства;

- создание соответствующих нормативных документов, которые призваны фиксировать юридические рамки партнерства;

- наличие контрольного элемента, т.е. органа, главной функцией которого является контроль, отслеживание выполнения согласованного и принятого договора ДОУ и детской библиотекой, выявление его нарушений и нарушителей.

Соблюдая указанные условия возможно установление социального партнерства, а также достижение его главной цели – социального согласия, а значит, и мира.

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены структурные элементы, как самого социального партнерства, так и его механизма, обозначены условия его установления, знание которых необходимо в процессе конструирования модели социального партнерства ДОУ и библиотеки. Только при соблюдении выше указанных условий, механизм установления социального партнерства между библиотекой и ДОУ будет работать, само партнерсвто как система социальных отношений между партнерами, обеспечивающая взаимовыгодное сотрудничество на основе равноправного взаимного учета их интересов, будет эффективным.

Кроме того, чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо четко осознавать миссию и ценности конкретного ДОУ, цели его развития и возможности привлечения

социальных партнеров для их достижения; владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами; предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности – совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).
2.2. Модель организации социального партнерства ДОУ и детской библиотеки

Социальное партнерство ДОУ и библиотеки – это совместная деятельность ДОУ, в частности педагогов, детей, родителей и библиотеки, основанная на взаимной заинтересованности указанных сторон и направленная на достижение общих целей.

Опираясь на теоретические положения, рассмотренные нами в предыдущей главе, мы считаем целесообразным сконструировать модель установления социального партнерства между дошкольным образовательным учреждением и библиотекой. Понятие «модель» трактуется В.А. Штофф как мысленно представляемую или материально реализуемую систему, которая, отображая или воспроизводя объект, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию о нем [2].

Выбор подходов к моделированию имеет важное методологическое

значение, обеспечивая адекватность синтезируемой модели реальному процессу.

Системно подходить к анализу любого явления или процесса, в том числе и организации социального партнерства, означает, что при его изучении необходимо учесть и привести в скоординированное действие все факторы и условия, существенно влияющие на него, выстроить их определенным образом в соответствии с конечной целью. Подобный подход позволяет выделить его существенные особенности и рассматривать как сложную многоуровневую систему.

В контексте нашего исследования, где цель изучения процесса установления социального партнерства между ДОУ и библиотекой заключается в определении оптимальных организационно-педагогических условий обеспечения эффективности данного процесса и особенностей работы всех его структурных элементов, основными и взаимосвязанными компонентами рассматриваемого процесса являются целевой, содержательный, технологический и результативный (см. рисунок 1()ской библиотеки и установления социального партнерства ДОУ и детской библиотеки).

Социальное партнерство, согласно нашей модели, мы рассматриваем как систему, где основным элементом является цель, которая в свою очередь заключается в достижении согласия между социальными институтами, т.е. субъектами, которые также являются элементами системы социального партнерства. В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:

1. Формирование готовности администрации и сотрудников ДОУ к установлению социального партнерства.

2. Обеспечение заинтересованности администрации и сотрудников детской библиотеки в установлении социального партнерства с ДОУ.

Готовность администрации и сотрудников ДОУ подразумевает знание нормативно-правовой базы в области установления социального партнерства, имеющихся проблем ДОУ, целей социального партнерства с детской библиотекой и т.д. Готовность может быть достигнута путем самообразования, консультаций юриста, научных работников. С целью создания готовности у сотрудников ДОУ заведующий выносит вопросы


Целевой компонент


Цель: достижение согласия ДОУ и детской библиотеки по поводу общих и собственных целей

Формирование готовности ДОУ к установлению социального партнерства




Обеспечение заинтересованности детской библиотеки в установлении социального партнерства с ДОУ









Содержательный компонент




Цели и задачи







Назначение ДОУ




Анализ деятельности





Усвоение методологии социального партнерства





предложение




согласие







Функции




Цели и задачи




Потребности




Нахождение «контактных» точек






ДОУ



Детская библиотека







Технологический компонент






Личные встречи




Реклама




Переговорный процесс




Функц-ие

контрольного органа




Соблюдение принципов соц-ого пар-ва







Результативный компонент


Результат: согласие ДОУ и детской библиотеки





Рисунок 1. Модель установления социального партнерства ДОУ и детской библиотеки

привлечения социальных партнеров на планерки, прогнозирует положительные эффекты в учебно-воспитательном процессе в результате включения в него социальных партнеров, использует тренинги и т.д.

По нашему мнению, наиболее точным и приемлемым для анализа интересов в контексте формирования социального партнерства является определение, данное О.И. Ивановым. Он трактует интерес как объективное отношение общности, группы к своим потребностям и условиям собственной жизни [49]. В этом достаточно кратком определении интереса фиксируются, тем не менее, все наиболее существенные его свойства: отношение социального субъекта к собственным потребностям и отношение их к условиям удовлетворения этих потребностей. Говоря об отношении к условиям удовлетворения потребностей индивидов или групп, О.И. Иванов имеет в виду отношение их к тем социальным институтам, которые обеспечивают или опосредуют удовлетворение этих потребностей. Определение интереса, данное О.И. Ивановым, как нельзя лучше подходит для целей анализа интересов социальных субъектов в контексте формирования системы социального партнерства. Во-первых, это определение интереса охватывает ключевые содержательные элементы этой категории:

- отношение к потребностям;

- отношение к способам их удовлетворения;

- отношение к социальным институтам, обеспечивающим удовлетворение соответствующих потребностей.

К сожалению, не везде и нечасто сами стороны в пол­ной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Однако именно заинтересованность потенциальной стороны позволяет достичь намеченной цели.

Содержательный блок представляет механизм взаимодействия ДОУ и детской библиотеки. Его сущность состоит в том, что установление социального партнерства ДОУ начинается с изучения нормативно-правовой базы социального партнерства и анализа деятельности ДОУ. Знание методологии социального партнерства является важным моментом в процессе установления социального партнерства, т.к. компетентность сторон в этой области обеспечивает эффективность дальнейшей работы. И руководителям, и педагогам ДОУ, и родителям детей необходимо знать нормативно-правовую базу установления социального партнерства в сфере образования, они должны быть знакомы с практикой внедрения социального партнерства в дошкольное образование. Усвоение методологии социального проектирования администрацией и сотрудниками ДОУ подразумевает позиционирование себя как постоянно растущий организм, работающий не в догоняемом, а в опережающем режиме.

Для того чтобы привлечь к сотрудничеству детскую библиотеку заведующий и педагоги ДОУ должны донести информацию до ее руководителя о назначении данного дошкольного образовательного учреждения. Эту информацию можно оформить как отдельный документ, в котором необходимо сформулировать предназначение конкретного ДОУ. Оно формулируется в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» и п. 19 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», исходя из статуса, вида, обосновывается возможностями конкретного образовательного учреждения и запросами семьи. Формулировка предназначения ДОУ должна быть краткой и понятной как руководителю детской библиотеки, так и ее сотрудникам.

При разработке указанного документа следует помнить, что предназначение отождествляют с целью деятельности всего образовательного учреждения; приводятся обоснования выбранного приоритетного развития воспитанников с анализом работы по данному направлению за последние годы; обозначается направленность реализуемых общеобразовательных программ; обозначаются задачи всего образовательного учреждения; перечисляется нормативная база (как федеральная, так и местная), на основе которой осуществляет свою деятельность учреждение; обозначаются основные задачи дошкольного образования, которые реализует в своей деятельности конкретное учреждение; в основных средствах реализации предназначения можно указать высокий профессионализм педагогов.

Кроме этого, ДОУ должно быть открытой системой, должно позиционировать себя как весьма перспективный институт для сотрудничества, сотрудничество с которым будет взаимовыгодным и полезным. ДОУ должно стараться заинтересовать потенциальных партнеров, в частности детскую библиотеку, не только своей внутренней работой, содержание которой не всегда понятно партнерам, а проектами, обладающими особым характером событийности. Это – общегородские праздники, конкурсы на лучший детский рисунок с изображением достопримечательностей или пейзажей местности, открытие в парках летних читален рядом с детскими площадками, аттракционами и т.д. Для того чтобы эти проекты воплощались в жизнь, партнеры должны уметь вести активный диалог, проявлять уважение друг к другу, учитывать интересы, только тогда они смогут достичь общих целей.

Следующим шагом будет разработка задач. ДОУ, вступая в социальное партнерство с библиотекой, как правило, стремится решить следующие задачи:

- методическое обеспечение образовательного процесса;

- социализация детей в общество;

- формирование у детей общей культуры (правил поведения в учреждениях культуры, этике общения и т.д.);

- читательское развитие детей, ядро которого закладывается именно в старшем дошкольном возрасте;

- повышение читательской и педагогической компетентности родителей;

- содействие в вопросах нравственного, эстетического, экологического воспитания;

- обогащение представлений детей о профессии «библиотекарь»;

- оказание детям психологической помощи средствами чтения и др.

При выборе потенциального партнера руководитель и сотрудники ДОУ должны знать, какие функции выполняет тот или иной социальный институт, в частности детская библиотека, какие цели и задачи ставит перед собой, выполняя их.

Детская библиотека на современном этапе своего развития стремиться решить следующие задачи:

- привлечение подрастающего поколения к чтению, при чем не только детей, но и их родителей, т.к. контингент родителей, как правило, это молодые люди;

- составление конкуренции другим досуговым и информационным институтам;

- расширение сферы своей деятельности: наряду с информационными, досуговыми функциями библиотека призвана осуществлять и воспитательные и др.

Также при этом необходимо знать, какие потребности испытывает детская библиотека, в каких видах помощи нуждается и т.д. Это знание обнаруживает общие интересы ДОУ и детской библиотеки, обусловливает нахождение «контактных» точек в решении тех или иных задач.

Следующий элемент социального партнерства как системы – технологический. Под ним понимается совокупность методов, форм и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Стержневой элемент (инструмент) социального партнерства – это переговорный процесс, он настолько важен, что остальные, по сути, обслуживают его, обеспечивая эффект его функционирования.

Наиболее полное определение данному процессу, на наш взгляд, дает Р.И. Мокшанцев, который трактует его как специфический вид межличностного взаимодействия сторон, вид совместной деятель­ности, ориентированный на разрешение споров или организацию сотрудничества, и предполагающий совместное принятие решения, оформленного письменным соглашением или договором [33].

Переговорный процесс включает в себя поиск соглашения между сторонами (ДОУ и детской библиотекой), имеющими как собственные, так и общие интересы; об­суждение различий в позициях сторон для принятия приемлемого решения; дискуссию; обмен уступками, в ходе которого уступка одной стороны выступает прямым и просчитанным отве­том на предшествующую уступку другой стороны; продолжитель­ное общение между сторонами с различающимися и пересекаю­щимися интересами, в ходе которого они либо достигают согласия или не достигают его в зависимости от ожидаемых ими последст­вий.

Дошкольное образовательное учреждение, родители детей, детская библиотека должны равно про­явить инициативу по поводу любого вопроса, обсуждаемого на переговорах, при этом педагоги, родители и коллектив библиотеки имеют равноправное положение, как в ходе обсуждения, так и при при­нятии решения.

В рамках переговорного процесса, как правило, решаются вопросы о направлениях совместной деятельности двух сторон, среди которых можно выделить следующие: диагностическое, психокоррекционное, повышение педагогической культуры родителей; читательское развитие детей старшего дошкольного возраста; методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ; эстетическое и художественное воспитание детей, привлечение родителей к чтению; приобщение детей к устно-народному творчеству и др. Реализация данных направлений возможна в процессе тесного сотрудничества всех субъектов социального партнерства (детей, педагогов, родителей). Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает такое направление как диагностическое, сущность которого сводится к диагностике и предупреждения нарушений чтения и читательского развития в целом. Процессы модернизации образования, происходящие в нашей стране на фоне снижения интереса к чтению, падению уровня грамотности и читательской компетентности у разных возрастных групп, все больше стимулирует интерес исследователей и практиков к проблеме приобщения детей к чтению, и, соответственно, к вопросам диагностики. В реализации данного направления важную роль играет сотрудничество логопеда ДОУ и библиотеки. Выделение психокоррекционного направления основывается на том, что в условиях массового детского сада часто воспитываются дети с проблемами в психическом развитии, с нарушениями поведения, эмоциональной сферы, а чтение является инструментом психологической коррекции. С помощью книги с ребенком можно установить контакт, привлечь к деятельности и т.д.

Таким образом, социальное партнерство с библиотекой оказывается весьма полезным как для детей, так и для педагогов, которые непосредственно работают с этими детьми. Сущность деятельности библиотеки и ДОУ не должна противоречить содержанию программы воспитания и обучения детей, которая реализуется в детском саду, а напротив, должна дополнять ее. При этом следует учитывать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, поэтому организовать работу с детьми следует в русле основного вида деятельности – игры. Наряду с этим решение поставленных задач достигается и через другие виды деятельности: изодеятельность, трудовая и т.д. Огромное образовательное и в тоже время психокоррекционное значение имеет взаимодействие чтения, игры и рисунка [37]. Так, целесообразно организовывать в библиотеках выставки детских рисунков и поделок, которые дети выполняют после прочтения того или иного произведения или к какому-либо событию, мероприятию, при этом привлекать к работе родителей, т.к. совместная деятельность с родителями всегда импонирует детям.

На основе переговоров между ДОУ и детской библиотекой заключается договор, конкретизируются его условия, определяются направления совместной деятельности, сроки исполнения тех или иных обязательств.
  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации