Федеральный закон об экологической экспертизе - файл n1.docx

приобрести
Федеральный закон об экологической экспертизе
скачать (28.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx31kb.19.10.2009 01:51скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

Содержание:
Введение……………………………………………………..……………...2

1.Понятие экологической экспертизы…………………………..………...4

2.Принципы проведения экологической экспертизы, цели, объекты..…7

3.Федеральный закон «Об экологической экспертизе»..………………..9

Заключение……………………………..…………………………………13

Список использованной литературы……………………………………14

Введение
Сегодня все большую роль в России начинают играть общественные формы экологического движения: союзы, добровольные общества, фонды, организации, партии и т.д.

Хорошо известно, что в экологии активно используют методы экспертных оценок. Они позволяют решать многие проблемы управления охраной природы, обеспечивая при этом сочетание отраслевого и территориального принципов. Экологической экспертизе должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, могущей оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Заключения экспертов опираются на материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду (сокращенно - ОВОС). Эта оценка проводится заказчиком проекта и включает анализ, обобщение и распространение информации о таком воздействии, а также описание необходимых мер по охране окружающей природной среды. Оценка воздействия на окружающую природную среду производится с учетом экологического состояния окружающей среды в месте планируемого размещения объекта. Учитываются перспективы социально-экономического развития региона, мощности и видов воздействия объекта на окружающую природную и антропогенную среду, а также требований действующего природоохранного законодательства.

Для решения вопросов эффективности экологического контроля и управления, соблюдения природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта 23 ноября 1995 г. в Российской Федерации вступил в силу закон "Об экологической экспертизе".

Экологическая экспертиза исследует экологическое состояние объектов почвенно-геологического происхождения; выявляет наносит ли вред окружающей среде функционирующий объект хозяйственной деятельности, и если наносит, то какой.

Производство экологической экспертизы связанно с необходимостью экспертной оценки негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду.

Экологическим экспертизам подвергаются предплановая документация, обоснования, технико-экономические расчеты, предложения по нормативам, проекты, сами производственные объекты, их антропогенные влияния на окружающую среду, технологии, оборудование, продукция, отходы.

Из зарубежного опыта хорошо известно, что экологические экспертизы вновь строящихся промышленных объектов могут вызывать в различных регионах страны последствия экономического, административного, правового и социально-политического характера, причем как стимулирующие размещение и развитие производительных сил, так и замедляющие их. Если в результате выявления экологической экспертизой недостатков корректируется проект строительства или реконструкции производства, оказавшегося вредным для окружающей среды, то время и ресурсы, затраченные на его переделку, затормозят развитие промышленности в данном регионе. Экспертиза должна отказывать экологически опасным проектам – технологиям и продукции.

В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экспертизы.

1.Понятие экологической экспертизы
Экологическая экспертиза - это специальное изучение хозяйственных и технических проектов, объектов и процессов с целью обоснованного заключения об их соответствии экологическим требованиям, нормам и регламентам. В соответствии с Законом РФ об охране окружающей природной среды «государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности».

Экологическая экспертиза выполняет функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов. Закон РФ «Об экологической экспертизе» закрепил эту область контроля и надзора за природоохранными органами.

Под экологической экспертизой понимается установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
Что представляют собой экологические требования, которым должна соответствовать планируемая деятельность? Это требования по охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий и обеспечению рационального использования природных ресурсов, выработанные как наукой, в том числе экологической, так и практикой, и вытекающие из законов развития природы.
Другой разновидностью экологических требований являются те, которые содержатся в действующем законодательстве в области охраны окружающей среды и природопользования. В экспертизе участвуют, как правило, специалисты - представители науки и практики, обладающие знаниями таких требований.

Если иметь в виду роль экологической экспертизы как гаранта обеспечения учета экологических требований при планировании экологически опасной хозяйственной деятельности и принятии решений, представляется важным вопрос о принципах проведения государственной экологической экспертизы. Последовательное их соблюдение в процессе ее организации и проведения - основное требование и условие эффективности экспертизы в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем.

Экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной Госкомитетом экологии и ее территориальными органами, которые имеют право на проведение экспертизы. За проведение экспертизы платит заказчик. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать 6 месяцев.

В соответствии с законодательством в России существуют два вида экологической экспертизы:

-государственная;

-общественная.

Государственной экспертизе подлежат все предплановые, проектные материалы по объектам хозяйственной или иной деятельности на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». (ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Важным требованием к экологической экспертизе является её независимость, подчинение только законам, нормам, стандартам и объективным экологическим требованиям.

Заключение экологической экспертизы - юридический документ, эксперты несут ответственность за представленные выводы. Повторная экспертиза проводится лишь в том случае, если строго и объективно доказана серьёзная ошибка экспертов. Эти высокие требования пока ещё не реализованы в украинской практике управления природопользованием.

Таким образом, экологическая экспертиза проводится экспертами, которые делают экспертные оценки, в основу которых положены теоретические исследования и конкретная экспериментальная информация о состоянии различных компонентов в сообществах нообиогеоценозов, получения как лабораторными, так и натурными исследованиями.

Перечень материалов, которые необходимо представлять на экспертизу зависит от конкретных обстоятельств экологического правонарушения, аварии, от нарушенного природного объекта (земля, живые организмы и др.), от характера негативного воздействия, оказанного на природный объект (уничтожение, порча, загрязнение и т.п.), и иных фактов, которые эксперт может установить в процессе производства экспертизы.

Учитывая сложность и высокую трудоёмкость экологической экспертизы, целесообразна предварительная консультация с экспертом по поводу предоставления необходимых материалов и постановки вопросов.

2.Принципы проведения экологической экспертизы, цели, объекты
В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" основными принципами проведения экологической экспертизы являются:

- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

-обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;

- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

- ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

В соответствии с законом "Об экологической экспертизе" целями экологической экспертизы являются:

- определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;

- определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности;

- определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности;

- обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

Итак, цель экологической экспертизы – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социально-экономических и иных последствий. Эта цель достигается путем оценки соблюдения требований к порядку разработки проектной документации и путем оценки качества прогноза воздействий на окружающую среду. Следует отметить, что оценка воздействия на окружающую среду в России выполняется за счет средств заказчика проектной документации, поэтому независимая проверка этого документа является сугубой необходимостью.

Объектами экологической экспертизы являются:

-все виды предплановой и предпроектной документации по развитию и размещению производительных сил;

-технико-экономические обоснования (расчеты) и проекты строительства, реконструкции, расширения, перепрофилирования, технического перевооружения и ликвидации объектов;

-документация по созданию новой техники, технологии и выпуску новых видов продукции - материалов и изделий;

-проекты нормативно-правовой, инструктивно-методической и технической документации, регламентирующей различные аспекты природопользования;

-материалы, характеризующие экологическую ситуацию, формирующуюся под влиянием хозяйственной деятельности;

-сами хозяйственные объекты в процессе строительства, пуска и режимной эксплуатации в порядке надзора за соблюдением требований экспертизы и соответствия ОВОС.

Важным требованием к экологической экспертизе является ее независимость, подчинение только законам, нормам, стандартам и объективным экологическим требованиям.

3.Федеральный закон «Об экологической экспертизе».
Этот федеральный закон устанавливает принципы проведения экологической экспертизы, порядок проведения государственной и общественной экологической экспертизы. Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (ст. 1).

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" развивает нормы, более подробно регулирует отношения в области экологии и уже целиком посвящен этому вопросу. В законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст.1), более подробно раскрываются принципы (ст.3) и указываются виды экологической экспертизы (ст.4).

Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т.ч. Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст.5), вопросы ведения субъектов РФ (ст.6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст.9). Кроме того, данная глава, впервые упоминает понятие "специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы" распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст.7) и территориальным (ст.8) уровнями.

Глава III закона полностью посвящена государственной экологической экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст.11) и уровня субъектов федерации (ст.12), дает юридическое определение понятия "специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы"(ст.13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ (ст.14), определяет статус и обязанности экспертной комиссии (ст.15), её эксперта (ст.16) и председателя (ст.17), а также юридическую силу заключений экспертной комиссии и государственной экологической экспертизы (ст.18).

Глава IV (статьи 19-25) регламентирует права граждан и общественных организаций (объединений) в области общественной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, общественных организаций и ОМСУ общественными организациями, в уставе которых сказано, что основным направлением их деятельности является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологических экспертиз (ст. 20).

В специальной главе (гл.V) закреплены права (ст.26) и обязанности (ст.27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертах главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст.28) и ОЭЭ (ст.29). Важнейшую роль в механизме реализации данного закона играет глава VII, закрепившая соответствующие виды нарушений (ст.30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст.31), административную (ст.32), материальную (ст.33) и гражданско-правовую (ст.34). В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст.35). Закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ над российским национальным (ст.36), а также содержатся нормы (ст.38) о приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента, Правительства, ведомств и субъектов федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей.

Определенные в ст. 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе" принципы применяются и к государственной, и к общественной экологической экспертизе. При организации и проведении государственной экологической экспертизы соответствующие субъекты должны исходить также из принципов государственной экологической экспертизы, определенных в ст. 35 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды". В п. 2 ст. 35 устанавливается, что государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

Сформулированные принципы экологической экспертизы являются нормой и служат стержнем всей системы права в данной сфере. Они выражают сущность и социальное назначение экологической экспертизы, основу ее правового регулирования и осуществления. Принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в эколого - экспертном процессе, включая заказчика планируемой деятельности, проектные организации, эколого - экспертные органы и организации.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза проводится за плату. Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов, определяемой в соответствии с порядком, установленным Госкомэкологией России.

Порядок и процедура проведения экологической экспертизы. После представления материалов на государственную экологическую экспертизу при соответствии этих материалов требованиям ст.14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и "Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, заказчику экологической экспертизы предоставляется смета расходов и выставляется счет на оплату всех работ, связанных с проведением государственной экологической экспертизы. Расчет стоимости экспертизы включает в себя оплату работы внештатных экспертов и командировочные расходы (в случае необходимости выезда на место реализации намечаемой деятельности).

Заключение экологической экспертизы составляется с учетом ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и подписывается всеми членами экспертной комиссии Госкомэкологии России (его территориального органа). Каждое рабочее заседание экспертных групп оформляется протоколами и явочными листами, которые подписываются руководителем группы.

Заключение экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение - одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации намечаемых решений. При наличии замечаний экспертов по проекту заключения экспертной комиссии он дорабатывается и подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами.

Заключение

Экологическая экспертиза занимает особое место в механизме действия экологического права России. Она проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре - пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений.

Экспертиза является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.
Список использованной литературы:
1.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 2002г.

2.Боголюбов С.А. Экология. М., 1999г.

3. Ливчак И. Ф. , Воронов Ю. Ф. Охрана окружающей среды. М., 2005г.

4. Шилов И.А.Экология. М., 1999г.

5.Федосеев В.Н., Орлов А.И., Ларионов В.Г., Козьяков А.Ф. Управление промышленной и экологической безопасностью. М., 2002г.

6.Федеральный закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 г. за N 174-ФЗ.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации