Мышкина А.К. Сестринское дело: справочник - файл n1.doc

приобрести
Мышкина А.К. Сестринское дело: справочник
скачать (1315 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1315kb.19.09.2012 14:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Алла Константиновна Мышкина

Сестринское дело: справочник






«Сестринское дело : справочник / А. К. Мышкина»: Дрофа; Москва; 2008

ISBN 978-5-358-03762-5

Аннотация



Книга содержит необходимые для медицинской сестры сведения. В общей части подробно изложены вопросы общего и специального ухода за больными, алгоритм оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях, профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в госпитальных условиях.

В специальной части представлены сведения по основным симптомам заболеваний в терапии и хирургии. Отдельная глава посвящена медицине катастроф.

Для студентов средних медицинских учебных заведений и практикующего среднего медицинского персонала.

Алла Константиновна Мышкина

Сестринское дело: справочник




Предисловие



Роль и значение медицинской сестры возрастают вместе с общим развитием и совершенствованием медицинской науки. В настоящее время средний медицинский персонал должен обладать все более сложными медицинскими, педагогическими, психологическими, техническими познаниями и навыками. Подготовка медицинских сестер относится к прикладному разделу общей медицины.

Обязанностями медицинской сестры являются полноценный уход за больным, четкое выполнение врачебных назначений, необходимо, чтобы ее человеческие качества сочетались с высокими профессиональными навыками. Она должна быть человеколюбивой, доброй, отличаться чувством милосердия и сострадания, компетентностью, быть постоянно готовой прийти на помощь, облегчить боль и страдание.

Основные принципы работы медицинских сестер за последние десятилетия остались неизменными. Меняются лишь отдельные детали ведения сестринского процесса, которые постоянно совершенствуются. Положение «без хорошего ухода не может быть высокого уровня лечебного процесса» остается правилом. Но медицинская сестра не является вариантом «упрощенного» врача. Знания, усвоенные ею при обучении, обновляются только на этапах последующего подтверждения или повышения квалификации, поэтому в ходе обучения и усовершенствования медицинским сестрам необходимо иметь под рукой простые и доступные учебные материалы, которые могут быть полезным практическим руководством в их повседневной работе. Основная задача справочника – помочь им в этой работе.

Книга состоит из двух частей – общей и специальной. В соответствии с этим проводится распределение по главам. В некоторых главах наиболее часто встречающиеся сведения располагаются по алфавиту. В общей части представлены материалы по основным положениям ведения сестринского дела. В специальной части рассматриваются характеристика и описание основных терапевтических и хирургических заболеваний, приводится описание особенностей ведения сестринского ухода. Представлены сведения по оказанию неотложной помощи при чрезвычайных и экстренных ситуациях, проведению мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Авторы данного справочника – специалисты в области медицины, желающие ежедневно видеть рядом с собой надежного помощника, на которого можно всегда рассчитывать.

Книга может быть полезна не только средним медицинским работникам, но и врачам, в том числе так называемым узким специалистам, а также студентам и слушателям высших медицинских учебных заведений.

Часть 1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ




Глава 1

Этика и деонтология сестринского процесса



Деятельность медицинской сестры направлена на облегчение состояния пациента, восстановление его здоровья. При этом каждый больной рассматривается не просто как определенный вариант проявления болезни, но и как личность. В ряде случаев исход заболевания определяет именно этап выхаживания больного. Правильно организованная работа сестер способствует более быстрому выздоровлению без дополнительных затрат, повышает социальный статус среднего медицинского персонала в обществе. В работе среднего медицинского персонала существуют этические и правовые аспекты деятельности. Этические аспекты отражаются в обществе через идеалы добра, принимаются на уровне одобрения или осуждения. Правовые аспекты основаны на требованиях морали, некоторые из них получили силу закона и утверждены различными законными актами. В условиях ведения лечебной деятельности этика может несколько сглаживать черствость действующих законов, заменять в некоторой степени существующие законы, способствовать урегулированию многих проблем.

Средний медицинский персонал несет моральную, административную, гражданскую и уголовную ответственность за свою деятельность. Моральная ответственность рассматривается самим обществом. Морально-нравственное понятие определяется уровнем культуры каждого человека, способностью к самоанализу. Осуждение со стороны общества бывает более действенным, чем материальные методы наказания (наложение штрафов, лишение определенных прав, даже свободы). Административная ответственность предусматривает наказание за невыполнение или злоупотребление своими обязанностями, что может приводить к неблагоприятным последствиям со стороны здоровья больного. Гражданская ответственность является одной из разновидностей юридической ответственности. Меры наказания используются сообразно с Гражданским кодексом законодательства Российской Федерации. Причиняемый ущерб здоровью больного может возмещаться морально и материально. Основные статьи Гражданского кодекса, имеющие отношение к деятельности средних медицинских работников, предусматривают ответственность в случаях:

• причинения вреда здоровью;

• причинения вреда здоровью в результате крайней необходимости;

• причинения вреда здоровью с учетом вины пострадавшего;

• ответственность юридического лица за деятельность своего работника;

• а также предусмотрено возмещение причиненного ущерба и причиненного ущерба при потере кормильца.

Уголовная ответственность касается преступлений и определяется Уголовным кодексом Российской Федерации. Преступления в области медицины составляют определенные действия либо бездействие при проведении лечебного процесса. Деонтологические аспекты деятельности связаны с улучшением качества обслуживания пациентов. Термин «деонтология» (греч. deon – «должное» греч. logos – «учение») был введен английским священником Бентамом в XVIII веке. В узком смысле понятие «деонтология» является частью социальной психологии и объединяет в себе морально-нравственные, морально-этические и правовые аспекты деятельности. К деонтологии относятся вопросы взаимоотношений с больными, медицинской этики и эстетики, медицинского долга, врачебной тайны, медицинского права, а также педагогические вопросы. Понятия этики и деонтологии тесно связаны между собой. Деонтологический подход, основанный на знаниях особенностей психологических реакций, обеспечивает определенный моральный комфорт больному и является залогом успешного сотрудничества. Перспективная ситуация общения заключается в непосредственном восприятии обоими субъектами друг друга. В зависимости от выбранной линии общения (приятное или неприятное, взаимопонимание или его отсутствие и др.) исход лечения может быть различным. Медицинская деонтология содержит следующие направления: медицинский работник и пациент; медицинский работник и общество; взаимоотношения между медицинскими работниками; медицинский работник и родственник пациента; самооценка медицинского работника.

Больной это не просто объект проведения медицинских манипуляций, но субъект, активно взаимодействующий с медицинским персоналом!

Общение может быть коммуникативным и интерактивным. Коммуникативное общение состоит в обмене информацией с помощью получения и передачи сведений, различных интонаций, плача, смеха, мимики и жестов, поскольку внешняя атрибутика иногда говорит о болезни больше, чем сам больной. Интерактивный контакт – это взаимодействие двух субъектов. Здесь особое внимание уделяется проблеме конфликтов, поиску путей выхода из подобных ситуаций. Не меньшее значение имеет также обращение самих пациентов со средним медицинским персоналом. Не все больные умеют быть вежливыми, иногда приходится сталкиваться с проявлениями откровенной грубости. Медицинская сестра должна уметь сохранять спокойствие и не переносить негативное отношение на всех пациентов. Любой медицинский работник должен стремиться сочетать в себе способности высококачественного ремесленника, эрудита и актера. Он должен уметь преподнести информацию в нужном свете, убедить в необходимости выполнения определенных медицинских манипуляций. Опытная медицинская сестра никогда не допустит возможности неблагоприятного течения заболевания, связанного с отрицательными воздействиями со своей стороны (сейрогения). Помощь медицинской сестры необходима не только больному, но и его родственникам. Например, в тяжелых случаях, когда жизнь больных «висит на волоске», с родственниками необходимо проводить беседы, подготавливать к возможному неблагоприятному исходу. Медицинская сестра может давать советы как самому больному, так и его близким. Ряд заболеваний подразумевает изменение образа и стиля жизни. Медицинская сестра может своими советами помочь адаптироваться к изменившимся условиям жизни.

В сестринском процессе имеется такое понятие, как «сестринский диагноз». Он выставляется только на основании субъективных данных пациента, предъявляемых основных жалоб, поскольку болезнь при этом рассматривается как внешнее проявление патологического состояния. Действие медицинской сестры направлено на приспособление больного к условиям болезни. Поэтому сестринский диагноз может многократно меняться в течение болезни в зависимости от изменения состояния больного. По отношению к врачебным указаниям манипуляции медицинской сестры могут быть зависимыми, независимыми и взаимозависимыми. Зависимая деятельность подразумевает непосредственное выполнение назначений врача, независимая – самостоятельное участие медицинской сестры в лечебном процессе, взаимозависимая – согласованные действия медицинской сестры и врача.

Медицинские сестры должны контролировать реакцию больного в ответ на различные лечебные манипуляции, знать мнение больных о производимых вмешательствах. Ответная реакция пациента оценивается медицинской сестрой при каждой манипуляции. Успех работы медицинской сестры во многом определяется тем разнообразием методик, которыми она владеет, умением подобрать их к конкретному больному. Ей необходимо знать физиологическую ценность выполняемых манипуляций и применять их дифференцированно, в соответствии с характером и особенностями заболевания. Проведение сестринского процесса должно контролироваться в первую очередь самой медицинской сестрой. Ею самой должна определяться степень достижения поставленных целей. Например, в случае наличия боли после применения обезболивающего препарата она должна обязательно проконтролировать состояние больного, снижение выраженности болевого синдрома. Медицинская сестра должна уметь проявлять инициативу в борьбе за жизнь пациентов. В ее работе недопустимы небрежность, халатность, невыполнение процедуры. Она должна своевременно разобраться во всех назначениях врача, строго отмерять дозы лекарств, соблюдать время их выдачи; в случае значительных ухудшений в состоянии здоровья больного должна уметь успокоить его, вселить в него уверенность в благоприятном исходе, принять необходимые меры по стабилизации состояния пациента. Немалое значение имеет внешний вид медицинского персонала: чистый халат, забранные под головной убор волосы, аккуратность успокаивают больного.

Медицинская сестра не имеет права на ошибку. Малейшая небрежность, неточность, беспечность могут привести к непоправимым последствиям!

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Алла Константиновна Мышкина Сестринское дело: справочник
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации