Бакунов А.А. Экономика предприятия - файл n1.doc

приобрести
Бакунов А.А. Экономика предприятия
скачать (737.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc738kb.19.09.2012 13:27скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки Украины


Донецкий государственный университет экономики и торговли

им. М. Туган-Барановского


Кафедра экономики предприятия


Бакунов А.А.

Экономика предприятия

Курс лекций

для студентов дневной и заочной формы обучения

специальности 7.050107 «Экономика предприятия»

Утверждено:

Протокол заседания кафедры

экономики предприятия

дело №

от «____»___________2004 г.

Донецк - 2004



СОДЕРЖАНИЕ

Список основной литературы

Тема 1. Введение. Предмет, цель и задачи курса «Экономика предприятия»

Тема 2. Предприятие как объект и субъект рыночных отношений.

Тема 3. Экономический механизм функционирования предприятия.

Тема 4. Основы планирования деятельности предприятия.

Тема 5. Основы налогообложения деятельности предприятия.

Тема 6. Материальные ресурсы предприятия.

Тема 7.Нематериальные ресурсы и активы предприятия.

Тема 8.Финансовые ресурсы и капитал предприятия.

Тема 9. Трудовые ресурсы предприятия и мотивация труда.

Тема 10. Объёмы хозяйственной деятельности и обеспечение предприятий сырьём, материалами и товарами.

Тема 11. Текущие затраты предприятий.

Список дополнительной литературы.

План рефератов и научных докладов.

Список основной учебной литературы

по курсу «Экономика предприятия»

для студентов специальности 7.050107


  1. Экономика предприятия. Учебное пособие под ред. Покропивного С.Ф., – Киев, – 2003.

  2. Экономика предприятия. Учебное пособие под ред. Мельник Л.Г. суммы.– 2002.

  3. Мазараки А.А. економіка торговельного підприємства. Підручник К.: Хрещатик, – 1999

  4. Бакунов А.А., Фролова Л.В., Шаруга Л.В. Основы функционирования предприятия. Учебное пособие – Донецк, ДонГУЭТ, =– 1999

  5. Фролова Л.В., Бакунов А.А., Шаруга Л.В. Экономика предприятия в структурно–логических схемах. Учебное пособие, Донецк – 2002 (2001)

  6. Учебно–методический комплекс по курсу «Экономика и финансы предприятия (часть 1)» (составители Бакунов А.А. и др.), Донецк – 2000 (1999).

  7. Садеков А.А., Фролова Л.В., Шаруга Л.В., Ресурсный потенциал предприятия. Учебное пособие. Донецк, 1998

  8. Практикум по курсу «Экономика предприятия». Под редакцией Бакунов А.А. Донецк, ДонГУЭТ, 2002.

  9. Формализация планово–экономических расчётов и бизнес–план предприятия (Фролова Л.В. и др.) Донецк – 2003.

  10. Национальные стандарты (Положения) бухгалтерского учёта.

  11. Хозяйственный кодекс Украины. Харьков «Фактор» – 2003.



Тема 1: Введение. Предмет, цель и задачи курса

«Экономика предприятия»


  1. Предмет курса.

  2. Цель и задачи курса в условиях перехода Украины к устойчивому развитию.



Литература:

  1. Экономика предприятия. Учебное пособие под ред. Покропивного С.Ф. Киев 2003. С. 6–7

  2. Экономика предприятия. Учебное пособие под ред. Мельник Л.Г. Суммы 2002. – С. 12–17

  3. Мазараки А.А. Економіка торговельного підприємства. Підручник К. Хрещатик, 1999. – С. 7–11



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предмет, метод, задачи, цель, концепция, экономическая наука, экономика предприятия, экономическая работа, содержание курса, экономическое образование, наука, экономическое управление, национальная экономика, правило, закон, экономические отношения, экономические механизмы и инструменты.


  1. Предмет курса «Экономика предприятия»


Слово «экономика» (от греч. Oikos – дом, хозяйство и nomos – правило, закон) имеет в русском языке двойную смысловую нагрузку. Во-первых, оно обозначает систему хозяйствования. Во-вторых, подразумевает науку, изучающую закономерности функционирования этой системы. В английском языке эти два понятия различаются и терминологически: economy – хозяйственная система, economiсs – наука.

Родственным слову «экономика» является слово «экономия» (от греч. oikonomia – управление домашним хозяйством). Оно также имеет два значения. С добавлением слов «политическая» и т.д. оно означает науку, изучающую систему производственно-общественных отношений.

Прямой перевод слова «экономия» на русский язык – это бережливое ведение хозяйства.

Следует различать также прилагательные, образованные от данных существительных.

Это прилагательные «экономический» (англ. economic) – означает принадлежность к экономической среде (т.е. системе хозяйства или экономической науке) и прилагательное «экономный» (англ. economical) – подразумевает «бережливый», «рациональный», «эффективный».

Поэтому популярная в 80-е годы ХХ века в СССР формула «Экономика должна быть экономной» не является тавтологией.

Эту фразу следует понимать, как «Экономика должна быть эффективной».

После того как мы ознакомились со смысловыми нагрузками экономической терминологии, следует перейти к изучения предмета курса «экономика предприятия». Рассмотрим предмет курса с двух сторон как «систему хозяйствования» и как «экономическую науку».

Экономика (в целом) как система хозяйствования включает в себя следующие составляющие:

Это основные компоненты «экономики» как хозяйства страны, региона. Они приемлемы и для понятия «экономика предприятия». Однако эта ячейка хозяйствования требует конкретизации, тат как это и есть предмет курса.

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создаются необходимые обществу блага: производятся изделия и оказываются услуги. Богатство страны напрямую (налоги, зарплата, прибыль, дивиденды) зависит от эффективности работы предприятий.

«Экономика предприятия» исследует закономерности протекания экономических процессов на уровне хозяйствующего субъекта. При этом в центре внимания оказывается как внутренние, так и внешние, по отношению к предприятию, экономические отношения.

Внутренние экономические отношения возникают между собственниками предприятия и трудовым коллективом; между отдельными участниками трудового процесса на предприятии.

Внешние экономические отношения возникают у предприятия с государством, поставщиками, потребителями, конкурентами.

Таким образом пора дать понятие «экономике» и «экономике предприятия» как науке.

Экономика как наука изучает закономерности функционирования экономики как системы хозяйствования. Она предполагает овладение знаниями о совокупности законов, понятий, методов, принципов, определений о рациональном ведении хозяйства. Это накопление опыта экономического управления и его адоптация к повседневному применению.

Экономика предприятия представляет собой научную дисциплину, исследующую хозяйственные процессы и явления, которые происходят в предприятиях в процессе производства продукции, выполнению работ, либо оказания услуг.

В курсе «Экономика предприятия» изучаются:

В «Экономике предприятия» широко используются методы программно – целевого, системного и комплексного подхода к изучению явлений и процессов; экономико-математическое моделирование, статистические приемы, оптимальное программирование, приемы логического анализа, эксперимент, деловые игры.

Вывод:

Знание экономики предприятия необходимо для квалифицированного управления предприятием. Изучение экономики предприятия основывается на умении думать над полученными экономическими результатами для принятия оптимальных управленческих решений.


  1. Цель и задачи курса в условиях перехода Украины к устойчивому развитию.


Целью дисциплины «Экономика предприятия» является формирование у студентов знаний, навыков, мировоззрения, достаточных для эффективного ведения хозяйственной деятельности предприятия с учетом текущего и будущего периодов времени.

Задачи дисциплины «Экономика предприятия» связаны с формированием:

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Содержание курса будет максимально приближено к существующей в Украине документальной основе, включая международные стандарты.

Дисциплина «Экономика предприятия» является базовой специальной дисциплиной в профессиональной подготовке специалиста – экономиста и магистра по экономике и предпринимательству.

Она базируется на таких дисциплинах общеэкономического блока специальности как политическая экономия, микро и макроэкономика. В структурно – логической схеме подготовки специалистов и магистров изучаемый курс тесно связан с такими нормативными дисциплинами как:

А также с такими обеспечивающими экономическими дисциплинами как:

ПЭ

МЭ

ГЭК

М и Э

Ос Пр

Развитие экономического образования в Украине происходит в контексте общего процесса трансформации различных сторон общественной жизни, в тесной взаимосвязи с преобразованиями в экономике и одновременно является для них источником обеспечения кадровых ресурсов.

Генеральным направлением развития украинского общества, которое согласовано с большинством стран мира, является «парадигма» устойчивого развития.

Устойчивое развитие в формулировке ООН – это развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не какого при этом ущерба возможностям будущих поколений для удовлетворения их собственных (личных) потребностей.

«Устойчивое развитие» по определению Института устойчивого развития (Украины) – это общественно-экономическая модель поступательного технологического и социального развития украинского общества с целью удовлетворения жизненных потребностей нынешних и будущих поколений, согласно с которой производственная и социальная сферы развиваются, сбалансировано, не принося окружающей среде угрозы.

В Украине пока нет директивно утвержденной концепции перехода ее к устойчивому развитию, но имеются отдельные проекты и наработки. Модели устойчивого развития имеются в большинстве стран мирового сообщества. Необходимость такой концепции в Украине и главное необходимость понимания для студентов – экономистов неизбежности развития предприятий по пути Устойчивого развития проявляется наличием таких негативных тенденций в мире:

Поэтому стратегия устойчивого развития рассматривается как путь международной и национальной стабилизации общества.

ООН уже два десятка лет оценивает развитие 175 стран мира по индексу человеческого развития, который учитывает продолжительность жизни, грамотность населения, охват образованием и реальным ВВП на душу населения. В разные годы рейтинговую таблицу возглавляли: Япония, Канада, Норвегия, Исландия, Швеция, Австралия, Нидерланды. Среди стран с достаточно высоким уровнем человеческого потенциала немало бывших социалистических стран: Словения 29 место, Эстония – 41, Литва – 45, Венгрия – 38.

Украина в 1998 году занимала 102 место; в 2001 – 75 (во многом объясняется сокращением списка обследуемых стран). В то же время в 2004 г. Украина лидирует в Европе по темпам прироста ВВП. По итогам 7 месяцев текущего года прирост ВВП составил 10,7%. Это выше плана в 1,5 раза.

В то же время социально-экономическая и демографическая ситуация в Украине остается сложной. Ожидается, что численность населения в ХХІ столетии будет уменьшаться в виду ухудшения здоровья.

Вывод: Будущий специалист по экономическому управлению должен уже сегодня цели и задачи своего обучения решать с позиции «человек – общество». Личный рост, карьера, благосостояние одного предприятия не имеют смысла без улучшения социально – экономического состояния общества и создания возможности для будущих поколений.
Тема 2: Предприятие как объект и субъект рыночных отношений


  1. Общая характеристика предприятия: основные признаки, функции, нормативная база.

  2. Среда функционирования предприятия.

  3. Виды и формы предприятий.

  4. Объединения предприятий.

  5. Малые предприятия – основа рыночной экономики.

  6. Основная социально –экономическая проблема государства и роль предприятий в ее решении.



Литература:

  1. Национальные стандарты (Положения) бухгалтерского учета. (с. 40-111)

  2. Экономика предприятия. - Учебное пособие /Под ред. С.Ф. Покропивного-К.: 2003. (с. 10-42)

  3. Экономика предприятия. - Учебное пособие /Под ред. Л.Г. Мельник-С.: 2002. (с. 22-39).


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предприятие, объединение, классификация, функции, признаки, законы, внешняя среда, внутренняя среда, макро и микросреда, проблемы, концентрация, специализация, кооперирование.
1. Общая характеристика предприятия: нормативная база, основные признаки, функции.
В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта:

Основными хозяйствующими субъектами, формирующими большую часть национального капитала, является предприятия.

Основными нормативными актами, которые сформировали основу регулирования деятельность предприятий в Украине, являются Законы Украины:

  1. «О предприятиях в Украине» от 27.03.91 г.

  2. «О собственности» от 7.02.91 г.

  3. «О предпринимательстве» от 18.12.91 г.

  4. «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. с изменениями и дополнениями от 28.01.98 г.

Сегодня действие 1 и 3 Законов Украины отменено и основным нормативным актом, регулирующим хозяйственную деятельность предприятия является Хозяйственный кодекс Украины подписанный Президентом Украины от 16.01.03г. и вступивший в силу с 1.01.04г. Хозяйственный кодекс является основополагающими для понимания сущности, роли и видов предприятия, как субъекта и объекта рыночных отношений, имущественно - правовых основ его хозяйствования.

Более конкретные виды деятельности предприятия или порядок его взаимоотношений с другими субъектами рынка регулируют также такие Законы Украины:

  1. «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. с изменениями и дополнениями.

  2. «О налоге на добавленную стоимость», от 3.06.92 г. с изменениями и дополнениями.

  3. «Об акцизном сборе» от 18.12.91 г.

  4. «О банкротстве» в редакции 1999 г.

  5. «О лизинге» от 14.01.99 г.

  6. «Об оплате труда» от 20.04.95 г.

  7. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 16.07.99 г. и П(С)БУ к этому закону.

Согласно украинского законодательства под предприятием понимается – хозяйствующий уставный субъект, имеющий права юридического лица и осуществляющий производственную, научно – исследовательскую, торговую и другую хозяйственную коммерческую и некоммерческую деятельность.

Согласно гражданского Кодекса Украины юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности быть истцами и ответчиками в судебных органах.

Обособленным имуществом предприятие наделяется собственником (и) [учредителем(и)] при его создании. Имущество можно пополнять, продавать, обменивать, сдавать в аренду, передавать безвозмездно, если это не противоречит Закону. Имущество предприятия составляет основной и оборотный капитал и не материальные активы, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе. Самостоятельный баланс и наличие расчетного счета является признаком обособленности имущества. С момента передачи учредителем имущества на баланс, все действия связанные с владением, пользованием или распоряжением данным имуществом, могут осуществляться только от имени предприятия, которое несет ответственность перед кредиторами имуществом, находящемся на балансе.

Необоротные активы и оборотные активы, которыми наделяют учредители создаваемое предприятие, образуют его уставный капитал, стоимость которого находит отражение в первом разделе пассива баланса, сосредоточивая и другие источники для формирования активов за счет собственных средств предприятия: паевой капитал, дополнительно вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль.

Таким образом, основными и обязательными признаками предприятия являются:

  1. организационное единство; предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

  2. обособленное имущество; предприятие имеет собственное имущество (состоящее из основных и оборотных средств), которое самостоятельно использует в определенных целях;

  3. имущественная ответственность; предприятие самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон;

  4. системное единство средств производства; предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью получения прибыли;

  5. оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность; предприятие само осуществляет различные сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства;

  6. наличие идентификационных признаков; предприятие должно быть узнаваемо и отличаемо от других предприятий. Для этих целей предприятию присваивают имя (наименование), под которым оно приобретает и отчуждает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде и арбитраже в ролях истца и ответчика; оно должно иметь свою печать, расчетный счет и баланс, учредительные документы, закономерную систему учета и отчетности.

Предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица после государственной регистрации. В Украине порядок регистрации предприятий регулирует Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О предпринимательстве» от 23.12.97 г. и хозяйственный кодекс Украины (статья 58 ХКУ).

Государственная регистрация проводится в исполнительном комитете городского или районного совета по местонахождению или месту жительства субъекта хозяйствования.

Для государственной регистрации предоставляется следующие документы:

Государственная регистрация осуществляется в в срок не более десяти дней со дня предоставления документов. В этот срок выдается свидетельство о государственной регистрации, которое является основанием для постановки на учет в налоговой службе и для открытия счетов в учреждениях банка.

На печатях и штампах субъекты хозяйствования должен указываться идентификационный код, по которому этот субъект включен в государственный реестр субъектов хозяйствования.

В процессе своей деятельности предприятие выполняет следующие функции:

Для реализации своих функций предприятие использует производственно – технические факторы: ресурсный потенциал предприятия, кредиты, информационные факторы, природные факторы и другие.

Вывод: Чтобы создать предприятие необходимо хорошо знать нормативную базу, иметь уставный капитал и получить свидетельство о регистрации. Нормативную базу следует хорошо знать и для эффективного управления предприятием.
2. Среда функционирования предприятия
Успех в реализации функций предприятия во многом зависит от социально-экономической среды деятельности предприятия.

Предприятие является многофакторной, многофункциональной системой, затрагивающей целый комплекс технических, организационных, социальных и экономических аспектов. Поэтому предприятие в рыночной среде выступает как субъект, так и объект рыночных отношений.

Субъекты, формирующие организационную систему предприятия, образуют две субсистемы.

Одну составляют собственники предприятия, другую – коллектив наемных работников.

При этом сами собственники могут выполнять те или иные функции производственно – коммерческой деятельности предприятия, а работники предприятия могут становится его собственниками (учредителями, акционерами).

должно быть

предприятиям, функционирующим на рынке;

инфраструктурой, выступая продавцом и покупателем.




Экономические отношения с хозяйствующими субъектами, которые реализуются в ходе деятельности предприятия, представлены на рисунке 1.


6

4
5

2 3

7

1 8

9

Рис. 1. Экономические отношения между хозяйствующими субъектами в ходе деятельности предприятия
Большое влияние на деятельность предприятия оказывает внешняя среда.

Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется в целом состоянием национальной экономики и конкретно состоянием того сегмента рынка, на котором работает данное предприятие.

Все множество факторов, создающих внешнюю среду деятельности предприятия можно объединить в две группы: факторы макросреды и факторы микросреды.

Макросреда характеризуется следующими группами факторов в государстве и в регионе: экономические, правовые, демографические, природные, научно-технические, социально-культурные.

Действие факторов макросреды проявляется в масштабах государства и в пределах региона и не всегда оказывает прямое и по времени быстрое воздействие на предприятие.

К экономическим факторам относятся: уровень и изменение денежных и натуральных доходов населения; размер заработной платы, пенсий, пособия, их изменение; инфляция и устойчивость национальной валюты (чем ниже индекс инфляции, тем выше платежеспособный спрос, тем большая масса товаров будет востребована на рынке); состояние и развитие отечественного производства, транспорта, строительства, развитие экономических международных связей; налоговая система, динамика ее развития (высокие налоги оказывают отрицательное влияние на предпринимательство, на малый и средний бизнес).

К политическим факторам относят политическую стабильность в стране, регионе, направления в развитии политической системы.

К правовым факторам относится влияние законодательного поля на предпринимательскую деятельность предприятий, отношение государственных органов к малому бизнесу – его стимулирование или, наоборот, сдерживание, методы государственного регулирования деятельности предприятий, стабильность законодательства.

Демографическая ситуация характеризуется общей численностью населения, его половозрастным составом, темпами и направлениями изменения численности в целом в государстве и непосредственно в данном регионе.

Развитие науки и техники, прогрессивные технологии обеспечивают экономический рост и благополучие населения государства.

Социально-культурные показатели, характеризуются уровнем удовлетворения физиологических и рациональных норм потребления, общей культурой потребления и производства, грамотного населения, идеологией общества.

Микросреда включает следующие группы факторов:

Особого внимания со стороны каждого предприятия заслуживает именно информация о конкурентной среде.

Предприятие должно иметь четкое представление, на каком из четырех типов рынков оно представлено – рынке чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистическом рынке или рынке чистой монополии.

Каждый из этих типов рынков требует соответствующего поведения.

Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики всегда связано с определенными ограничениями.

К таким ограничениям относятся:

  1. Ограничения, обусловленные ресурсами, т.е. ресурсы затраченные (материальные, трудовые) должны быть меньше или равны имеющимся в наличии ресурсам.

  2. Ограничения, обусловленные спросом, то есть объем реализации всегда меньше или равен объему покупательского спроса.

  3. Бюджетные (финансовые) ограничения, то есть денежные расходы предприятия должны быть меньше или равны денежным ресурсам (сумме денежных фондов и денежных доходов предприятия).

  4. Временные ограничения, связанные с инфляцией. Этот вид ограничений вызывает необходимость максимально сокращать сроки оборачиваемости денежной наличности предприятия с целью предотвращения ее обесценения.

И, наконец, следует всегда помнить, что




выступает также
Нередко возникает ситуация, когда предприятию выгодней продать или сдать в аренду, чем продолжать хозяйственную деятельность.

Предприятие как субъект и объект рынка имеет свой экономический механизм функционирования, ему будет посвящена отдельная тема данного курса.
Вывод: Специалист по экономическому управлению должен постоянно проводить мониторинг среды функционирования предприятия. Выявлять факторы отрицательного и положительного воздействия на деятельность предприятия и главное прогнозировать (предвидеть) динамику изменения влияния этих факторов.
3. Виды и формы предприятий
Все предприятия в Украине можно классифицировать по таким основным признакам:

  1. Цель и характер деятельности:

  1. Форма собственности на имущество:

  1. В зависимости от способа образования и формирования уставного фонда6

  1. Правовой статус и форма хозяйствования:

  1. Функционально-отраслевой деятельности:

  1. Технологическая целостность и степень подчиненности:

  1. Размер численности работников и объема дохода от реализации:

  1. Организационно – технологическая форма:

Логика и содержание курса требуют особое внимание уделить таким классификационным признакам как правовой статус и форма хозяйствования, форма собственности и организационно – технологическая форма.

Выбор организационно – технологической формы предприятия обусловлен требованиями рынка:

Закон Украины «О хозяйственных обществах» предусматривает следующие организационно – правовые формы предприятия (обществ).

Полное общество (с неограниченной полной ответственностью) представляет собой объединение предпринимателей, несущих неограниченную солидарную ответственность (включая собственное имущество) по обязательствам общества.

Общество с ограниченной ответственностью – участники ответственны по обязательствам только суммой своих вкладов в уставный фонд.

Общество с дополнительной ответственностью: в своей основе это ООО, но при возникновении долговых обязательств участники могут отвечать и дополнительно принадлежащим им имуществом в размере кратном к взносу каждого участника.

Коммандитное (доверительное) общество – предприятие, в котором часть участников несет неограниченную полную ответственность, а другая часть (командиты) несут ответственность в пределах принадлежащих им взносов.

Акционерные общества – предприятия, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Владельцы акций не отвечают по обязательствам общества, но несут риск убытков (ограниченную ответственность) в пределах принадлежащих им акций.

АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым АО и оно в праве проводить открытую подписку и свободную продажу акций в соответствии с Законом.

АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым. Оно не в праве проводить открытую подписку на акции.

АО – это форма централизации капитала и гибкая организационно-хозяйственная форма крупных предприятий. По своей форме – это общество с ограниченной ответственностью и представляет в развитых странах лучшую форму реализации коллективной собственности.

Предприятия всех вышеуказанных организационно-правовых форм могут создаваться на основе частной, коллективной, кооперативной, государственной, коммунальной (муниципальной) собственности, на смешанной и совместной собственности.
Вывод: Необходимо хорошо знать законодательство, регулирующее виды и хозяйственно – правовые формы создания предприятий. И при регистрации использовать максимально выгодную для себя форму создания предприятия.
4. Объединения предприятий
Согласно Положения (стандарта) бухгалтерского учета 19 «Объединение предприятий» Приказ Министерства финансов Украины от 7.07.99г. объединение предприятий – это соединение отдельных предприятий в результате присоединения одного предприятия к другому или вследствие получения контроля одним предприятием над чистыми активами и деятельностью другого, если это не противоречит антимонопольному законодательству.

Цель объединения.

При объединений предприятий достигается концентрация капитала и деятельности в интересах повышения их эффективности и конкурентоспособности.

Объединения предприятий возникают в результате различного типа слияний и поглощений.

Слияния бывают: горизонтальные, вертикальные и конгломератные.

Горизонтальное слияние – объединение предприятий, которые являются конкурентами в одной и той же отрасли. Цель горизонтальных слияний заключается в получении выигрыша от экономии, обусловленной масштабами деятельности, и защите от жестокой конкуренции (автомобильные концерны), банки.

Вертикальные слияния – объединение предприятий, действующих в одной отрасли, но цель вертикальных слияний заключается в получении надежного доступа к ресурсам и рынкам сбыта (агропромышленные объединения, нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия).

Конгломератные слияния – объединения предприятий различной отраслевой принадлежности, не связанных между собой технологически, совершаемые для увеличения масштабов и уменьшения риска благодаря диверсификации производства (ФПГ банковского, промышленного, научного и торгового капитала) ИСД.

В зависимости от особенностей деятельности, управления и контроля формируются такие формы объединений:

Подробности

Эти организационно-хозяйственные структуры благодаря масштабам концентрации капитала, производственным мощностям, диверсификации производства обладают определенной устойчивостью к колебаниям рыночной конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их на более рентабельных направлениях.





Примечание

В основном консорциумы имеют международный характер (например, англо-немецкий консорциум по производству самолета «Торнадо»).

Подробности

Возникновение ФПГ вызвано стремлением к обеспечению устойчивого накопления и экономического роста в условиях динамичных изменений. Обычно эти объединения представляют территориальные группировки, формируются вокруг крупных промышленных предприятий или банков.

Преимущества объединения предприятий способствуют:

Негативные стороны объединения:


Вывод: Каждый субъект рынка должен просчитывать экономическую целесообразность вступления в объединение. Если объединение происходит в форме поглощения одного предприятия другим, то также расчеты должно делать более сильное предприятие, создающее объединение.

5. Малые предприятия – основа рыночной экономики
Следует различать понятия»малый бизнес», и «малые предприятия».

Малый бизнес (предпринимательство) – это физические и юридические субъекты, формирование и деятельность которых соответствует определенным количественно-качественным критериям.

Малые предприятия - это только юридические субъекты, или составляющие ядро всего малого бизнеса.

Согласно Указа Президента Украины «О государственной поддержки малого предпринимательства» от 12.03.98г. субъектами малого бизнеса считаются:

Малые предприятия обязаны соответствовать следующим критериям:

а) численность работающих (с учетом совместителей) не должна быть более 50 человек;

б) размер годовой выручки от реализации продукции не должен превышать 500 тыс.евро.

Эти критерии имеют расхождения с Законом Украины «О предприятиях в Украине», где выделен критерий по численности от 15 до 200 человек в зависимости от отрасли деятельности.

По методологии Европейского сообщества к малым предприятиям относятся – предприятия с численностью менее 50 человек, годовой оборот менее 4 млн. евро, баланс предприятия менее 2 млн. евро.

Развитие малого бизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды во всех странах мира.

Для создания малых предприятий не требуется крупные инвестиции, развитие МБ позволяет в значительной степени решить и смягчить проблему безработицы, создать «средний класс» - класс мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики.

Однако развитие МБ в Украине наталкивается на ряд проблем:

Развитие малого бизнеса требует государственной поддержки.

Во многих странах развитой рыночной экономикой развитию малого бизнеса уделяется поддержка со стороны государства.

В США в 1953 году создана правительственная организация, которая носит название «Администрация по малому бизнесу». Она оказывает МП финансовую и консультационную помощь, помогает получить государственные контракты.

В Японии система поддержки МБ направлена на сокращение числа банкротов и обладает высокой результативностью. Там в течении года разоряется не более 5% МП, в США – 30%.

В Украине также создана система поддержки и развития МБ. С момента принятия Закона Украины «О предпринимательстве» и создания Государственного Комитета Украины содействия малым предприятиям и предпринимательству.

Только за 1999 – 2001 годы было принято более 20 Указов Президента Украины по вопросам развития предпринимательства. Верховная Рада Украины приняла также Законы: «О государственной поддержке малого предпринимательства», «О национальной программе содействия развитию малого предпринимательства» и ряд других.

В целом можно отметить, что число нормативных актов разных уровней управления по вопросам развития МБ явно опережает темпы реального их воплощения.

Однако, согласно Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлены такие направления государственной поддержки:

Финансирование поддержки МП должно осуществляться за счет бюджетных средств. Но они часто не осуществляются в той или иной степени в связи с проблемами наполнения государственного и местных бюджетов.

Вывод: В Украине по ряду объективных и субъективных причин МБ пока развит очень слабо. Доля МБ в ВВП составляет около 10%. Италия до 60%, Франция до 62%, США до 52%, Япония до 55%. В МБ теневой оборот составляет 50 –60%, около 52% малых предприятий – это торгово-посреднические предприятия, производство и строительство только 25%. Пока данные показатели не достигнут хотя бы среднеевропейских; то серьезно говорить о развитии предпринимательства в Украине не приходится.
6. Основная социально-экономическая проблема государства и роль предприятий в ее решении
Главная экономическая проблема государства – это удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, что постоянно возрастают. Стремясь решить ее, во всех странах мира принимают значительные меры касающиеся, прежде всего природных ресурсов. На земном шаре в много раз увеличилось потребление электроэнергии, добыча нефти, угля, алюминия и других ресурсов.

В Украине, как и во многих других странах, ощущается нехватка природных ископаемых для возобновления материальных и духовных благ (это в основном газ, нефть, лес, отдельные виды руды).

Поэтому перед государством и предприятиями возникает вопрос: как решить при этих условиях основную экономическую проблему? Пути и методы ее решения известны. Это более рациональное использование земли, рабочей силы, основных средств производства, капитала (или финансовых средств), а также использование ресурсо-заменителей.

Неизменима роль предприятия и в таких направлениях: образовании рабочих мест, выплаты зарплаты, своевременные проплаты налогов и платежей, что способствует решению социальных программ и экологических программ.

Нужно всегда помнить что: решение экономических и социальных задач на уровне предприятия связанно с определенными внутренними возможностями или ограничениями.

ТЕМА 3: Экономический механизм функционирования предприятия


1. Сущность экономической системы государства

2. Сущность хозяйственного и экономического механизма предприятия

3. Коммерческий расчет – основа экономического механизма предприятия


Литература:

  1. Экономика предприятия. Учебное пособие под ред. Покропивного С.Ф. киев. – 2003. – С. 57-92

  2. Экономика предприятия. Учебное пособие под ред. Мельник Л.Г. Суммы. – 2002. – С. 48-59

  3. Бакунов А.А., Фролова Л.В., Шаруга Л.В. Основы функционирования предприятия. Учебное пособие – Донецк, ДонГУЭТ, 1999. С. 15-19


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система, экономика, механизм, коммерческий расчет, Устав, методы, законы, хозяйствование, государство, предприятие, взаимоотношения.


1. Сущность экономической системы государства
Для эффективного управления экономикой предприятия важно учитывать, какая экономическая система сложилась или складывается в стране.

Имеется множество определений экономической системы.

Вот одно из них: «Экономическая система – это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, доходов и потребления в рамках определенной географической территории».

При этом следует помнить, что «доход» возникает только в процессе обмена (сбыта, реализации).

Сущность экономической системы характеризуют следующие свойства:

  1. совокупность социально-экономических отношений, определяемых формой собственности на экономические ресурсы;

  2. хозяйственный механизм, отражающий способы регулирования в области экономики на микро и макроуровнях;

  3. конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

На практике различают два основных направления, которым может развиваться экономическая система страны: различные варианты рыночной экономики и различные варианты административной экономики.

За время существования государства в Украине удалось сформировать основы рыночной экономики.

Какие же свойства характерны экономической системе Украины:

1. Преобладающей формой собственности на природные ресурсы (земля, недра) пока остается государственная, но процесс разгосударствления проходит;

  1. Преобладающими формами собственности на созданные человеческим трудом ресурсы является коллективная и частная;

  2. В большинстве отраслей национальной экономики действует монополистическая, коррумпированная система, не допускающая реального контроля за результатами хозяйственной деятельности;

  3. В Украине сегодня примерно до 3% очень богатых людей по международным стандартам и более 40% очень бедных (ниже прожиточного минимума), около 30% бедные люди, которые считают, что они проживают хуже чем до 92 года и лишь 25-27% - это средний слой (в развитых странах он является большинством в обществе).

  4. Хозяйственный механизм отражающий способы регулирования экономики в Украине на макро и микроуровнях в основном сформирован как по вертикали (Министерства, Управления экономики в областях, Национальные банки и другие) так и по горизонтали (бюджетное финансирование, контракты, госзаказы, регулирование цен, антимонопольное законодательство, налоги, кредиты и т.д.). Однако его работе опять же мешает коррупция и все, вытекающие отсюда последствия.

  5. Экономические связи между хозяйствующими субъектами, на товарных рынках в основном носят свободный рыночный характер (в основе такой связи – договора купли – продажи, контракты и др.).


Вывод: действующая экономическая система страны постепенно преобразуется в рыночную, социально-ориентированную. Но в настоящее время характеризуется множеством противоречий и неопределенностью результатов переходного периода, что необходимо учитывать при формировании хозяйственного и экономического механизма функционирования предприятия.
2. Сущность хозяйственного и экономического механизма предприятия

Механизм хозяйствования на предприятии представляет собой совокупность форм, методов и инструментов управления экономическими процессами, при помощи которых оказывается воздействие на его хозяйственную деятельность, достижение стратегических и текущих целей развития.

Каждое предприятие как субъект рынка может осуществлять несколько видов деятельности: производственную, коммерческую, инновационную, инвестиционную, маркетинговую, социальную. Но все они могут иметь место только на основе экономической деятельности предприятия.

Реальной причиной действий и поступков людей в условиях рыночных отношений, побудительным мотивом их хозяйственной деятельности выступает экономический интерес. Для собственника предприятия он заключается в доходах и прибыли; для работников в оплате труда и других экономических и социальных мотивах.

Повышение действенности хозяйственного механизма предприятия строится на наиболее полном обеспечении учета мотивации всех участников хозяйственной деятельности.

В основу курса экономика предприятия положено изучение экономической деятельности предприятия.

Экономическая деятельность включает:

Последнее направление является определяющим для оценки и регулирования всех элементов в хозяйственном механизме предприятия.

Таким образом, экономический механизм функционирования предприятия – это целостная функционирующая система организации экономической деятельности предприятия, основанная на определенной форме собственности, использующая соответствующие методы и рычаги предпринимательской деятельности с целью удовлетворения потребностей рынка и получение, благодаря этому, максимальной прибыли. ЭМФП формируется одновременно с созданием предприятия и развивается на основе соответствующих законодательных актов; закрепляется в Уставе предприятия, учредительном и коллективном договоре; и строится на коммерческом расчете.

Все законодательные документы Украины (см. тему 1) по созданию и регулированию деятельности предприятий содержит специальные разделы, определяющие создание экономического механизма хозяйствования.

В них отражаются:

Основным документом, по которому строит свою хозяйственную и экономическую деятельность предприятие является Устав.

Устав предприятия – это определенный набор правил, которые регулируют совокупную деятельность предприятия.

Устав: утверждается собственником или учредителями предприятия; определяет отношения между предприятием и государством и внутрихозяйственные отношения; включает наименование и местонахождение предприятия, наименование собственников или учредителей; основную миссию и цели предприятия; органы управления и порядок их формирования; компетенцию трудового коллектива и его выборных органов; источники и порядок создания имущества; условия реализации и ликвидации предприятия.

Изучение состава и порядка разработки Устава предприятия, коллективного договора и учредительных договоров – это предмет других учебных дисциплин специальности «Экономики предприятия».
Вывод: В основе хозяйственной деятельности любого предприятия на рынке лежит экономический механизм. Эффективность работы предприятия во многом зависит от того насколько чётко этот механизм определён в Уставе предприятия, и, в первую очередь, миссия, цели и задачи предприятия.
3. Коммерческий расчет – основа экономического механизма предприятия
Все предприятия, как основные субъекты рыночной экономики, строят свою работу на принципах коммерческого расчета. Коммерческий расчет – это арифметика рыночного хозяйствования, это те условия, без которых немыслимо нормальное существование предприятия в рыночных условиях. КР следует рассматривать как экономическую категорию и метод ведения хозяйства.

Коммерческий расчет как экономическая категория рынка представляет собой систему экономических отношений, возникающих в процессе купле-продажи товаров, услуг. Как метод ведения хозяйства коммерческий расчет проявляется в получении предприятием оптимальной прибыли при оптимальных затратах живого и овеществленного труда. То есть сущность заключается в умении считать и соизмерять доходы и расходы.

Главной экономической предпосылкой коммерческого расчета является товарное производство, основанное на различных формах собственности и движущая цель рыночной экономики – прибыль.

Сущность коммерческого расчета, степень его развития, проявляется через реализацию отечественных принципов или условий, при которых становится возможным говорить о коммерческом расчете как методе ведения хозяйства.

Принципы коммерческого расчёта:

Признаками экономической самостоятельности выступают: обособленное имущество, баланс, банковские счета, самостоятельность принятия решений, прибыльность.

Движущим мотивом к действию в любом предприятии выступает принцип материальной заинтересованности собственников предприятия.

Эти два принципа, в свою очередь проявляется через действие такого принципа коммерческого расчета, как обеспечение прохождения границы самоокупаемости или и выход на уровень самофинансирование, высшим проявлением которого выступает саморазвитие.

Помимо материальной заинтересованности собственников предприятия должна существовать и заинтересованность наемных работников через систему мотивационных рычагов: зарплата, участие в разделении прибыли, подарки, моральное поощрение и т. д.

Обособленность и самостоятельность предприятия порождают действие такого принципа как материальная ответственность. Предприятие по результатам свое хозяйственной деятельности платит налоги, штрафы, пени, неустойки, проценты. Материальная ответственность предусматривает постоянный контроль за хозяйственными результатами предприятия. Это внутренний контроль и контроль со стороны органов, наделенных этими правами.

Реализация и развитие этих принципов в каждом конкретном предприятии свидетельствует об уровне экономического управления.

В тоже время реализация принципов коммерческого расчета зависит от факторов внешней среды и в первую очередь, от степени вмешательства государства в деятельность предприятия, т.е. от степени прямого и косвенного государственного регулирования. К основным направлениям деятельности предприятий со стороны государственных структур можно отнести:

  1. Регистрация и включение предприятий в единый государственный реестр;

  2. Ограничение монополизма; лицензирование, патентование и квотирование отдельных видов деятельности; сертификация; патентование и т.д.;

  3. Запрет отдельных видов деятельности и контроль.

  4. Меры экономического воздействия: налоги, штрафы, пени, проценты и т.д.

Коммерческий расчет существует в двух формах: полной и неполной. На неполном коммерческом расчете находятся обычно структурные подразделения, входящие с состав предприятия или объединения. Эти единицы не являются юридическими лицами. Те не обладают признаками обособленности, но они обычно соизмеряют результаты своего труда с затратами и в зависимости от этих результатов реализуют принцип материальной заинтересованности и материальной ответственности.

Главной идеей коммерческого расчета является обеспечение прибыли. Прибыль – это главная цель любого коммерческого предприятия. Прибыль позволяет предприятию за счет собственных ресурсов финансировать собственное производственное и социальное развитие.

Прибыль – это результативный финансовый показатель, это конечный финансовый результат деятельности предприятия, он находит отражение в финансовой отчетности предприятия: в форме №2 «Отчет о финансовых результатах» и в декларации прибыли предприятия.

Методические аспекты формирования прибыли и порядок ее налогообложения подробно изложен в Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97г. и в Порядке составления декларации о прибыли предприятия утвержденным ГНА Украины от 21.01.98г. с учетом изменений, и в Положении (стандарте) БУ № 3 «Отчет о финансовых результатах», П(С)БУ 15 «Доход».

Различают следующие виды прибыли:

Используя «Отчет о финансовых результатах» (форма №2) можно определить все виды прибыли.

Эти операции будут предметом одного из практических занятий по этой теме.

Вывод: Экономическая деятельность или Экономическая работа является основополагающей для развития всех других видов деятельности предприятия, другими словами, они не возможны без осуществления экономической работы. В основу экономической деятельности предприятия положен коммерческий расчет как метод ведения хозяйственной деятельности, который возможен только при соблюдении ряда экономических принципов.


Тема 4. Основы планирования деятельности предприятия.


  1. Методологические основы планирования деятельности предприятия.

  2. Система планов предприятия.

  3. Содержание бизнес-плана предприятия.



Литература:

  1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 392 с.

  2. Мазаракі А.А. та ін. Економіка торговельного підприємства. Підручник для вузів. (Під ред. проф. Н.М. Ушакової) – К.”Хрещатик”, 1999.

  3. Экономика торгового предприятия /Садеков А.А., Полонский А.Н. - Донецк, 1997.



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: планирование, прогнозирование, бизнес-план, методы, принципы, виды планов, стратегическое и текущее планирование, управление.


  1. Методологические аспекты планирования деятельности предприятия


Экономическое работы в предприятии охватывают различные временные периоды и различные масштабы деятельности. Исходя из этих параметров всю экономическую работу можно подразделить на два этапа:

  1. Разработка экономической стратегии управления.

  2. Осуществление текущего экономического управления.

На каждом из этих этапов главной стадией (функцией) в системе экономического управления предприятием выступает прогнозирование и планирование хозяйственной деятельности.

В учебной литературе имеется достаточно много определений процесса планирования.

Два из них:

Планирование – это способ составления последовательных и сбалансированных операций для достижения определенной цели.

Планирование деятельности предприятия – это одна из функций управления, которая заключается в умении предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

В условиях централизованной плановой экономики – план является обязательным и первостепенным документом предприятия.

Сегодня отдельные предприятия работают без четкого представления о том, какие преимущества дает планирование.

Планирование создает следующие преимущества (возможности):

- улучшает координацию действий в предприятии, …. возникающие проблемы и смягчат влияние слабых сторон деятельности предприятия;

- позволяет минимизировать неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия;

- позволяет ответить на вопросы:

Что должно быть сделано для достижения цели предприятия?

Когда это должно быть сделано?

Кто это будет делать?

Где это будет сделано?

Сколько необходимо сделать?

Как это будет сделано?

- облегчает …. и более эффективных путей достижения целей предприятия;

- позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, принимать защитные меры против различного рода рисков;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в предприятии.

Это далеко не полный перечень возможностей, которые появляются у предприятия где хорошо налажен процесс планирования.

Примечание. Программой курса «Экономика предприятия» для специальности «Экономика предприятия» не предусмотрено детальное ознакомление с механизмом планирования для этого в структурно-логической схеме специальности выделена специальная профориентированная дисциплина «Планирование деятельности предприятия», Однако дальнейшее изучение ресурсного потенциала предприятия, результатов затрат деятельности предприятия должно быть пронизано идеей, что все эти показатели должны быть запланированы.

Документ, определяющий цели деятельности предприятия и движение соответствующих ресурсов для достижения этих целей названо планом. Как правило этот документ утверждается первым руководителем предприятия и имеет силу приказа для подразделений и руководителей.

План деятельности любого предприятия или его подразделения должен содержать:

- цель деятельности предприятия (или его структурной единицы) на конкретный период;

- систему показателей деятельности с необходимыми пояснениями;

- этапы и сроки выполнения работ;

- исполнителей плана по срокам и видам работ;

- систему контроля выполнения плана.

Следует запомнить правило, подтвержденное практикой: Чем более детально разработан план, тем легче его выполнять.

Сущность планирования проявляется через реализацию на практике его принципов, методов и систему экономических показателей.

Принципы обеспечивают идеологию планирования и их оптимальное соблюдение приводит к эффекту от данного вида деятельности. Основные принципы это: …., реальность, оптимальность, комплексность, непрерывность планирования.

Методы будут подробно рассмотрены позднее на примере планирования конкретных показателей. При этом методы выступают способом достижения цели и предусматривают знание определенной техники планирования. Основные из них это балансовый, программно-целевой. экономико-статистический, методы математического моделирования и нормативный.

С
План

(цели, задачи, средства)
оставление и реализация плана – это непрерывный процесс, который может быть представлен в виде схемы:






Контроль

(проверка действенности плана)

Действие

(принятие решения)


Анализ

(сравнение результатов с планом)

Вывод: Планирование – это главная составляющая часть экономики предприятия. Заниматься разработкой планов должны специалисты со специальным экономическим образованием
2. Система планов предприятия
Реализация основной цели предприятия требует разработки различных планов как по времени. так и по масштабам деятельности, так и по уровню управления и назначению.

Предлагается выделять следующие виды планов хозяйственной деятельности предприятия по срокам исполнения:

  1. Стратегический план, в котором формируются главные экономические цели, конкретные задачи привязанные по времени к ресурсам (3 и более лет).

  2. Среднесрочные планы – составная часть стратегического плана; нацелены на решение самостоятельных экономических проблем стратегии предприятия (2-3 года).

  3. Текущие планы – увязывают все направления деятельности предприятия и работу всех функциональных подразделений на текущий финансовый год.

  4. Оперативные планы – детальные планы решения конкретных вопросов хозяйственной деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность и высокую степень детализации.

По назначению планы могут быть:

- план производства и реализации;

- план по труду;

- финансовый план;

- план по прибыли;

- бизнес-план и др.

По уровням управления предприятия различают планы:

- общефирменные;

- функциональных (структурных) подразделений;

- индивидуальные (для отдельных исполнителей).

При этом как по срокам исполнения, так и по уровням управления и по назначению полный эффект достигается когда эти все планы разрабатываются не каждый сам по себе, а как единая система, которая должна быть сбалансирована как по вертикали («сверху-вниз» по нисходящей, «снизу-вверх» «по восходящей») и по горизонтали («на одном уровне»).

При разработке стратегических планов чаще используется метод «сверху-вниз». Администрацией и специалистами последовательно ставятся задачи от верхних эшелонов до низовых звеньев. Такой подход обеспечивает комплексность всех проблем, но может не всегда адекватно восприниматься коллективом и ошибки очень чувствительны для предприятия.

Текущее планирование целесообразно осуществлять по восходящей, что хорошо влияет на психологический климат коллектива, но при этом не редко теряется чувство стратегии и мешает резкоплановость мнений.

В небольших предприятиях, где администрация и специалисты приближены к коллективу, планирование лучше вести на одном уровне управления.

Кроме планов в системе экономического управления предприятием следует использовать и прогнозы – это научное предвидение изменений в развитии предприятия, это важное средство обоснования планов на длительную перспективу.

Вывод: экономисту необходимо помнить, что для достижения цели предприятия необходима комплексная система планов.


  1. Содержание бизнес-плана предприятия.


Бизнес-план необходим для создания предприятия или отдельного направления его новой деятельности. Бизнес-план – это документ, который подтверждает или определяет целесообразность инвестирования в ту или иную деятельность.

Бизнес-план – это общее название планового документа предприятия. который включает все основные стороны его будущей деятельности, где анализируемые проблемы с которыми оно может столкнуться и определенные способы решения этих проблем.

Практика наработала рекомендательный массив содержания бизнес-плана.

Бизнес-план представляет всестороннее описание бизнеса и среды. в которой он действует, а также будущей системы управления.

Предполагается начинать бизнес-план с резюме или аннотации. Суть резюме аналогично, четко показать путь достижения главной цели, с цифрами, сроками. окупаемостью инвестиций. Объем резюме не должен превышать 3-4 страницы.

Примерные разделы бизнес-плана предприятия:

  1. Юридический статус предприятия.

  2. Сжатая историческая справка предприятия.

  3. Описание товаров или услуг и т.д.

  4. Оценка рынка сбыта.

  5. План маркетинга.

  6. Организационный план.

  7. Оценка и развитие ресурсного потенциала предприятия.

  8. план основной деятельности предприятия.

  9. Финансовый план.

  10. Факторы риска.

  11. Оценка и планирование повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентоспособности.

  12. Социальное развитие коллектива.

  13. Экологический план.

В курсе «Планирование деятельности предприятия», который экономисты будут изучать на 4 курсе, будут изучаться проблемы оценки и планирования показателей, входящих в 7-10 разделы предполагаемой схемы бизнес-плана предприятия.

Задачи бизнес-планирования – тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реальность.

В целом бизнес-план в западной экономике служит инструментом получения кредита. в то же время он служит и для решения других задач:

- выявление целей бизнеса;

- оказание содействия выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса;

- создание системы показателей деятельности;

- выявление средства для достижения целей;

оценка сильных и слабых сторон бизнеса и выявление альтернативных стратегий развития.

Вывод: Данная тема позволяет усвоить только основы планирования деятельности предприятия, которые необходимы для более эффективного усвоения материала дальнейшего содержания курса «Экономика предприятия».

Тема 5. Основы налогообложения деятельности предприятия.


  1. Налоги в рыночной экономике и их связь с деятельностью предприятия.

  2. Объекты и ставки налогообложения в Украине.



  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Украины
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации