Ломака Г.Л., Марданова Г.Р. Кулинарный лабиринт. Урок-игра - файл n1.rtf

приобрести
Ломака Г.Л., Марданова Г.Р. Кулинарный лабиринт. Урок-игра
скачать (4985.3 kb.)
Доступные файлы (3):
n1.rtf244kb.30.03.2012 17:54скачать
n2.docx12kb.25.03.2012 17:52скачать
n3.pptx5172kb.26.03.2012 22:23скачать

n1.rtf

План урока

Предмет Кулинария

Урок №

Группа 21 п

Тема: «Лабиринт кулинарии»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок- игра

ЗАДАЧИ УРОКА: обобщить знания обучающихся, полученные на уроках теоретического обучения по предмету кулинария, воспитывать коллективизм, желание самостоятельно узнавать новое из дополнительных источников, развивать речь, кругозор, память.

Цели урока:

Обучения: Обобщить и расширить знания по предмету кулинария. Совершенствовать знания и умения, полученные ранее на уроках. приобщить к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры питания своего народа.

Развивающая: развивать интерес к учению, к профессиям в сфере общественного питания; развитие коммуникативных навыков.

Способствовать развитию памяти, внимания, речи. Создание условий для развития учебно-познавательной активности учащихся. Развитие умения учащихся слушать мнения товарищей, высказывать свою точку зрения и ее отстаивать.

Воспитательная: Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям, воспитанию уважительного и внимательного отношения к высказываниям окружающих, работоспособности, ответственности, толерантности. активизировать деятельность учащихся, повысить уровень значимости личности Воспитывать познавательный интерес к предмету, умение работать индивидуально и в группе, сообща решать поставленную задачу, дисциплинированность, культуру общения, уверенность своих силах.
Межпредметные связи: товароведение, химия, организация производства, физиология питания, литература, история, география

Комплексно-методическое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Лабиринт кулинарии» Электронные ресурсы

Обучающиеся должны знать: историю происхождения блюд, технологические процессы.

Должны уметь: применять полученные знания на практике.

План:

  1. Орг. Момент. Сообщение темы, целей и задач урока- 2-3 мин.

  2. Актуализация опорных знаний умений- 35 мин

  3. Подведение итогов, выставление оценок- 5 мин

  4. Задание на дом- 2 мин



Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка наличия обучающихся и готовность к уроку. Сообщение целей и задач урока. Положительный настрой Приветствие (начало общения - первый ключ к сотрудничеству). Определение отсутствующих. Запись темы занятия в журнале. Проверка готовности студентов к уроку. Проверка подготовленности помещения к уроку. Организация внимания (обеспечить положительную обстановку для работы на уроке и психологически подготовить студентов к общению и предстоящему занятию): организовать внимание студентов группы на учебный материал, подлежащий повторению и усвоению.
Приветствие участников урока:

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поиграем в учебно-развлекательную игру, которая называется «Профессиональный лабиринт»..

Я уверена, что вы узнаете и вспомните много нового и интересного из области кулинарии .

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

М.Чамов

Когда вы пришли учиться на I курс, выбрав профессию по душе, вы, как слепые котята не зная того вступили в лабиринт знаний и постепенно приобретаете умения и навыки, уже более уверенно находите выход из различных сложных и не очень ситуаций.

Сегодня мы пройдем по такому лабиринту и узнаем насколько хорошо вы усвоили учебный материал, а также посмотрим умеете ли вы добиваться поставленных целей, преодолевать трудности, выкручиваться из нелепых порой ситуаций. И так, в путь…

Я попрошу вас создать 2 команды.

I команда II команда

Ахметова Айзаря Имамова Сирина

Шайдуллина Рафиля Ганиева Ляйсан

Потеряхина Ксения Юсупов Азат

Никитина Люда Кузнецова Вика

Ежова Марина Федотова Алеся

Придумать название команды.

( На всех этапах дается время – 1 мин. Ставятся часы, и участники должны придерживаться времени.)


  1. Актуализация опорных знаний умений:


Перед вами экран. А на нём дорога- лабиринт, вы должны пройти 8 этапов, чтобы отыскать 8 зашифрованных букв и составить из них ключевое слово. (если вы не отвечаете на вопросы буква остаётся у меня и взять её можете за дополнительный вопрос)

п

Вы можете угадать это слово, пройдя 3–4 этапа и заработать финишный приз, но каждый этап заманчив тем, что вас ждут призы и результат зависит от вашей настойчивости. Итак. Вы готовы?

I этап. «Старинные часы»
На карте нашего лабиринта нарисованы часы, под которой-то из этих цифр находится одна из букв ключевого слова, но чтобы ее отыскать, вы должны ответить на вопросы, которые написаны на каждой указанной цифре, если ответ правильный, цифра открывается, а если ответите на все вопросы, то 10 баллов.

Каждый вопрос звучит как загадка, например, вспоминается такой случай, когда изобретательность поваров может доходить до невинного обмана.

Немецкий посол при Российском дворе рассказал любопытный случай. Император Николай I ехал однажды из Москвы в Петербург и карета его сломалась в маленьком местечке Осташково. У местного трактирщика заказали государю завтрак, включив в его меню котлеты из телятины. У трактирщика телятины не было и заказать ее было не возможно. Расстроенный и напуганный трактирщик по совету своей жены пошел на обман и подал вместо котлет из телятины куриные, придав им вид телячьих. НиколаюI котлеты понравились и он велел наградить хозяина, но тот боясь что его обман откроется во всем сознался. Император, узнав фамилию находчивой трактирщицы – Пожарская, велел назвать котлеты ее именем. Так появились «котлеты Пожарские», которые были включены в меню царского стола.

Вам предстоит ответить на не менее каверзные вопросы. Итак?
1 – Какое мясное блюдо при путешествии из Венгрии в Россию из супа превратилась во второе блюдо? (Гуляш)

2 – Название какого мясного блюда состоит из английского слова и русской фамилии? (Бефстроганов)

3 – В названии какого блюда зашифрованы названия основных продуктов входящих в него? (Плов)
А вот как Авиценна объясняет происхождение названия плов ( « палов ош» ):

П- пьез- лук;

А- аез – морковь;

Л- лохм- мясо;

О- олео- жир;

В- вит- соль;

О- об- вода;

Ш- шалью- рис
4 – Какое блюдо символизирует собой солнце? (Блины)

5 – Какое мясное блюдо изобрели в Китае, но теперь его считают истинно русским? (Пельмени)

6 – Какое блюдо изобрел крепостной повар Кузнецов, но блюдо назвали по фамилии хозяина? (Каша Гурьевская)

р
II этап «Загадка в мешке»
Здесь на плакате написаны самые распространенные ответы на такой вопрос:

«Что пригорело на кухне?»

Все слова закрыты, каждый участник команды называет самый, на его взгляд, приемлемый ответ, если такие ответы есть то они открываются, около одного из них написана следующая зашифрованная буква.
ж

III этап. «Колодец».
Редкая русская народная сказка не оканчивается присловьем: «И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!» Что же это за мед такой, который пили да похваливали наши предки?

Хмельные медовые напитки были хорошо известны многим народам. Скифы, например, готовили их из кипяченого меда, воды с добавлением трав. Кое-где – из меда и молока, из меда и вина. Но основными компонентами все же были мед и вода.

Все знают, что означает выражение «медовый месяц», а вот от куда оно пошло, известно далеко не каждому. В древности существовал обычай, в соответствии с которым для вступающих в брак специально варилось слабоалкогольная медовуха. Молодые пили ее не только на свадебном пиру, но и 30 дней после него. Никаких других более крепких напитков пить не дозволялось. Отсюда и пошло выражение «медовый месяц», жаль, что об этом мудром обычае не знают многие современные молодожены.

е

В этом конкурсе мы не будем поить вас медовухой, но вы должны будите отыскать следующую букву на дне посудины, заполненной водой и вытащить ее выпив содержимое до дна.
IV этап «А.С. Пушкин и кулинария».
Так и хочется сказать - Пушкин- отдельно, котлеты- отдельно)) Но Александр Сергеевич был одним из нас, покушать тоже любил. Только В "Евгении Онегине" встречаются несколько рецептов - это и русские блины, и страсбургский пирог, и стерляжья уха, и трюфели, и ростбиф, и котлеты Софи. А еще гостей у Лариных угощали брусничным морсом, так что есть где побаловать желудок.

Пушкин, по свидетельству современников, к еде особо привередлив не был. Более того, изысканным яствам, плодам из заморских стран он предпочитал еду простую, деревенскую. Любил гречневую кашу, клюквенный кисель. Мать поэта Надежда Осиповна «заманивала его к обеду печеным картофелем, до которого Пушкин был большой охотник», – вспоминала Анна Керн.

Интересна история заметок Пушкина, которые он написал видимо под впечатлением прочитанной книги «Физиология вкуса» Брилья Саварска. Вот их текст: «Не откладывай до ужина того, что можно съесть за обедом»; «Точность – вежливость поваров».

Кстати, в его произведениях можно часто встретить дифирамбы, которые он посвящает различным блюдам, традициям, так, например в романе «Евгений Онегин», есть такие слова:
Конечно, не один Евгений

Смятенье Тани видеть мог;

Но целью взоров и суждений

В то время жирный был пирог

(К несчастию, пересоленый)

Да вот в бутылке засмоленной,

Между жарким и бланманже

Цимлянское несут уже…
«Руслан и Людмила»

(Людмила говорит Черномору, когда попала к нему в лапы):

Не нужно мне твоих шатров,

Ни скучных песен, ни пиров,

Не буду есть, ни слушать пений –

Пока не дашь ты мне – пельменей…
Задание заключается в следующем. В романе «Евгений Онегин» была выпущена целая глава, в коей описано было путешествие Онегина по России. Когда Онегин посещает Тавриду, Пушкин пишет:
…Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот гопака

Перед порогом кабака

Мой идеал теперь – хозяйка,

Мои желания – покой,

Да щей горшок, да сам большой.
Последнюю строчку вы видите крупно написанную, здесь на экране. Расшифруйте смысл этой русской поговорки.
Ответ: «Щей горшок, да сам большой»

Смысл поговорки: «сыт и ни от кого не зависим» («сам большой» – т.е. сам себе хозяин).

и
V этап «Русская печка»
Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство. По умению испечь хлеб определяли домовитость хозяйки… Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать.

Согласно другому поверью, все куски и крошки хлеба, которые человек выбрасывает, за ним подбирает черт. Если после смерти человека весь выброшенный им хлеб будет весить больше чем он сам, то черт заберет его душу.

Да мало ли еще обрядов и обычаев, связанных с хлебом, всех не перечислить

Отменным хлебом славились московские булочники. Широкой известностью среди них пользовался И. Филипов. Именно он первый испек сайки с изюмом. А дело было так…

…В те времена полновластным диктатором Москвы был генерал – губернатор Закревский, «перед которым трепетали все». Так вот этому генералу каждое утро к завтраку подавали горячие сайки от Филиппова.

(разыграть сценку)

Ляйсан - Этто что за мерзость! Подать сюда булочника Филлипова! – заорал как-то властитель за утренним чаем.

Слуги, не понимая, в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.

Ляйсан - Э-тто что? Таракан?! – и сует сайку с запеченным тараканом. – Э-тто, что?! А?

Рафиля - И очень даже просто, ваше превосходительство, – поворачивает перед собой сайку старик.

Ляйсан - Что-о?… Что?…Просто?!…

Рафиля - Это изюминка – с!

И съел кусок с тараканом.

Ляйсан - Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!

Бегом бежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и вывалил.

Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей не было.

Вот такой это интересный был человек – булочник И. Филипов.
Я не буду угощать вас булочками с запечеными тараканами. Вы видите здесь на блюде изделия из разных видов теста, вы должны отгадать из какого теста эти изделия, и также за одну минуту опустошить это блюдо. На одном из этих изделий есть буква. И если вы отгадаете –она ваша, а если нет- вы у меня её сможете обменять на вопрос:

Переход к VI этапу
Мы подошли ещё к одному препятствию, которое нужно преодолеть

Вы видите речку, которую должны перейти наши участники, но помочь им должны зрители. Давайте построим этот мостик, которому требуется всего 7 досочек. Я вам загадаю 7 загадок о пище и питье.


  1. Что на кухне убегает от плохой хозяйки? (Молоко кипящее.)

  2. Куриный солярий» – это... Что? (Гриль.)

  3. Только в воду окунется невидимкой обернется. (Соль, сахар)

  4. Из чего готовят лангет: из говядины или рыбы?
    (Из говядины. Это род котлеты из продолговатого кусочка мяса.)

  5. Чего во рту не удержишь? (Кипяток).

  6. Как называют салат, залитый квасом? (Окрошка.)

  7. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)

о
VI этап «Музыкальный»
Еще одни из этапов где зашифрована буква, в одной из нот. Чтобы добраться до этой буквы, вы должны ответить на 7 вопросов, включая в каждый ответ по одной ноте, и так:

1 вопрос. Первая нота звучит в названии овоща из которого готовят салаты.

ПОМИ ДО Р

2 вопрос. Название посуды для подачи мороженного в которой поет вторая нота.

К РЕ МАНКА

3 вопрос. Глубокая тарелка с нотой ми.

МИ СКА

4 вопрос. В какой крупе живет 4 нота.

ФА СОЛЬ

5 вопрос. Первое блюдо, которое никак не сваришь без пятой ноты.

РАС СОЛЬ НИК

6 вопрос. Мясное тушеное блюдо с нотой ля.

ГУ ЛЯ Ш

7 вопрос. Дырявая посуда. Если правильно назовете слово, то зашифрованная буква стоит в этом слове без ударения.

СИ ТО
н
VII этап. «Меры, которые всегда при себе»
Часто говорят, желая дать представление о размере чего-нибудь, – «как маковое зерно», «как горошины», град был с «куриное яйцо» и т.д.

Подручными мерами соли, сахара, муки и других сыпучих продуктов исстари были: щепоть, горсточка и пригоршня.

Щепоть – столько продукта, сколько можно взять тремя перстами. Она равнялась примерно: соли, сахара – 12–15 г., муки – 5–10 г.

Горсть, горсточка – количество продукта, которое помещается между сжатыми пальцами, равнялось примерно 6–10 щепотям. Народная пословица говорит: «Невелика горсточка, да много в ней щепотей».

Пригоршня – это столько сколько можно захватить открытой ладонью, а это две горсточки.

О легковерных людях говорили: «Простачку пригоршня то же, что горсточка».

На этом этапе вы должны ответить на предложенное количество вопросов, а знания ваши мы взвесим граммами. Итак, правильный ответ, на весы кладется одна конфета. Вы должны за три минуты набрать 300 грамм конфет. Тогда и буква будет ваша и конфеты. (Если не наберёте, то за дополнительный вопрос)
В О П Р О С Ы:

1. Перечислить виды тепловой обработки.

2. Что такое льезон?

3. Какие овощи можно фаршировать?

4. Сколько минут варят яйцо «в мешочек»? (4,5–5 мин)

5. Чем отличается мусс от желе?

6. Если свежая капуста горчит, что нужно сделать?

7. Что такое фигурная панировка?

8. tоС подачи горячих блюд.

9. Чтобы винегрет не закрасился, нужно…

10. Если в твороге содержится много влаги, то…

11. Форма котлет.

12. В какую воду закладывают мясо для II блюд?

13. Что такое защипывание соуса?

14. Какую крупу не промывают? (гречневую, манную, геркулес)

15. Что такое фритюр?

16. Способы заправки птицы.

17. Как нарезают мясо?

18.tоС подачи холодных блюд.

19. Форма нарезки овощей для борща флотского.

20. Особенности приготовления рассольника.

21. Какие продукты добавляют в творог для улучшения вкуса?

22. Самая ценная часть мяса говядины?
23. Чтобы нарезанные яблоки не потемнели их кладут…

о
VIII этап. «Попьем чайку на посошок»
Если спросить сегодня любого жителя России, какой напиток он пьет чаще всего, ответ наверняка будет один – чай.

Вначале чай, когда его завезли в Россию в XVII веке не знали даже как заваривать. По этому поводу в России ходило много анекдотов и даже сатирических куплетов.

Ганиева Л.

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Что с ним делать, как с ним быть?

Взял тогда налил водички,

Всыпал этот чай в горшок

И прибавил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Варево разлил по плошкам,

Хорошенько размешал;

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Гости мялись и плевались,

Барин ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

Наконец-то догадался:

Я забыл чай посолить.
Но не стоит думать, что в такое курьезное положение попадали только русские. Известен, например, такой анекдот о матери английского моряка, которая, получив от сына в подарок фунт чая, решила угостить соседей изысканным заморским блюдом. Она сварила в кастрюле весь чай (это 400 гр.) и, слив горькую, темно-коричневую воду в поганое ведро, разложила по тарелкам вареные листья, приправив их растительным маслом. Я думаю, гости не были в восторге от такого блюда.

Перед вами упаковки разных напитков. Какую информацию вы можете узнать о продукте из упаковки? (кстати, в одной из них буква)
ФИНАЛ
Из полученных букв вы должны составить ключевое слово, какая команда отгадает, первой- та и побеждает

П И Р О Ж Н О Е


  1. Подведение итогов. Выставление оценок. Отметить лучшие ответы

Подвести итог всему мероприятию, дать оценку, поблагодарить и участников и зрителей.

  1. Задание на дом: Мы с вами поиграли и на следующий урок прочитайте в учебнике на стр….. «Процессы, происходящие при приготовлении изделий из теста».

Преподаватель: Ломака Г.Л.


Дидактическое и материальное оснащение внеклассного мероприятия


  1. Презентация – схема с нарисованным лабиринтом в виде дороги с указателями, которые указывают каждый этап.

2. Посуда и выпечка для проведения (III и V этапов).

3. Конфеты.

4. Чай заварка со спрятанной буквой.

5. Призы для каждого этапа – конфеты,

6. Отдельно написанные буквы на круглых листочках
Литература


  1. Н.А. Анфимова и др. «Кулинария»: Учебник

/Н.А. Анфимова, Т.И. Захарова, Л.Л. Татарская 4-е изд., пер. М. Экономика, 1991 – 368 с.

2. В.Г. Воробьев В старину едали деды. Очерки и рецепты народной кухни. Новгород, 1990 – 48 с.

3. Н.И. Ковалев. Энциклопедия гурмана. О продуктах и блюдах, посуде и утвари, их названиях и истории. – СПб.: Фламинго, 1996 – 480 с.

  1. В.М. Ковалев, Н.П. Могильной. Русская кухня. Традиции и обычаи. –

М.: Советская Россия, 1990 г. – 256 с.

  1. Ю.Г. Круглов. Библиотека словесника. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 – 336 с.

  2. В. Похлебкин. Тайны домашней кухни: Пособие по кулинарии. – Минск: МП Бесядзь, 1995 – 224 с.

А.С. Пушкин. Евгений Онегин. – Архангельск, 1976 – 272 с.


Дополнительные вопросы.

  1. Тарелка это кухонная или столовая посуда? (Столовая)

  2. Утренний прием пищи. (Завтрак)

  3. Какой сок получают без помощи соковыжималки? (Березовый)

  4. Что в первую очередь бросают в кастрюлю, прежде чем приготовить какое-либо блюдо? (Взгляд)

  5. Без чего хлеб не испечь? (Без корочки)

  6. Как называется татарский «гуляш»? (Азу.)

  7. Какая страна подарила миру свой открытый пирог – пиццу? (Италия.)

  8. Острая необходимость – это… Что? (Перец.)

  9. Специально обработанное зерно, готовое для приготовления каш, супов, плова? (Крупа)

  10. Бланширование это тепловая или первичная обработка? (Тепловая)

  11. Кто всех кормит, а сам не ест? (Ложка)

  12. Вещество, без которого нельзя приготовить сладкое блюдо. (Сахар)

  13. Какую кашу можно приготовить быстро? (Манную)

  14. Какую ноту кладут в суп? (Соль)

  15. Мясо после мясорубки. (Фарш)

  16. Крупа из проса. (Пшено)

  17. В какой суп кладут сахар (борщ)

  18. Популярная рыба времен перестройки. (Иваси.)

  19. Что сырым не едят, а сварят – выбрасывают? (лавровый лист).




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации