Вартанова Э.Р., Битюцкая Н.И. Выпускная квалификационная работа - файл n1.doc

приобрести
Вартанова Э.Р., Битюцкая Н.И. Выпускная квалификационная работа
скачать (1033.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1034kb.19.09.2012 12:22скачать

n1.doc

  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО образования и науки РФ
Пятигорский государственный ГУМАНИТАРНО-технологический университет
ИНСТИТУТ информационных систем и технологий
Кафедра прикладной информатики в экономике

Программа

преддипломной практики

и

методические указания

к НАПИСАНИЮ выпускной квалификационной работы

для студентов-бакалавров по направлению 080800.62


«Прикладная информатика»




Пятигорск 2011



Составители:

Вартанова Э.Р., Битюцкая Н.И.

Программа преддипломной практики и методические указания к написанию выпускной квалификационной работы. – Учеб. пособие для студ. по направлению 080800.62. Пятигорск, РИА-КМВ. 2011. – 79 с.
Рецезенты:

Тинякова В.И. - доцент, д.э.н., доцент кафедры Информационных технологий и математических методов в экономике, Воронежского государственного университета

Першин И.М. - профессор, д.т.н., зав. кафедрой УИТС, ПГТУ
Настоящее учебно-методическое пособие содержит Программу и порядок прохождения студентами преддипломной практики и методические основы организации работы над выпускной квалификационной работой, а также требования к его содержанию и защите.

В основу методических указаний по написанию выпускной квалификационной работы положены требования Государственного образовательного стандарта для направления 080800.62 «Прикладная информатика» и учебное пособие «Программа преддипломной практики и методические указания к дипломному проектированию» для специальности «Прикладная информатика в экономике» под редакцией к.т.н., доцента Золотухиной О.М. и к.ф.-м.н., доцента Битюцкой Н.И., Пятигорск, 2007 г.

Материалы адресованы преподавателям и студентам высших учебных заведений всех форм обучения, обучающихся по направлению 080800.62 «Прикладная информатика».
Рассмотрено на заседании кафедры прикладной информатики в экономике, ПГТУ

Протокол № 5а от «17» января 2011 г.
Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета информационных систем и технологий, ПГТУ

Протокол № __ от « __» _______ 20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………4

1. Организация преддипломной практики………...5

    1. Содержание и цели практики………………………………...5

    2. Задание на преддипломную практику...…………………….8

    1. Требования к оформлению отчета по практике………..……9

    2. Требования к оформлению отчета по практике……………20

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПИСАНИЯ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ …………………….....31

2.1. Выбор темы выпускной квалификационной работы

и назначение научного руководителя………….……………..…31

    1. Предварительная защита выпускной квалификационной

работы …………………………………………………...……….34

    1. Внешнее рецензирование выпускной квалификационной

работы ……………………………………………………………35

2.4. Подготовка к защите и защита выпускной

квалификационной работы в ГАК……………………………36
  1. Требования к ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ по направлению

080800.62 «Прикладная информатика»….……………40


3.1. Общие требования………………………………….………...40

3.2. Примерная тематика выпускной квалификационной

работы ……………………………………………….….…….….42

3.3. Структура выпускной квалификационной работы …....44

3.4. Методические указания по оформлению выпускной

квалификационной работы ………………………...…………63

Приложения……….……………..…………………...…………...67

Введение
Выпускная квалификационная работа бакалавра прикладной информатики представляет собой законченную разработку (выпускную квалификационную работу) в профессиональной области, в которой:

Цель выпуска настоящего пособия – дать методические основы организации работы над выпускной квалификационной работой и требования к ее содержанию и защите.

Материалы адресованы руководителям преддипломной практики и выпускных квалификационных работ и студентам высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080800.62 «Прикладная информатика».
1. Организация преддипломной практики


    1. Содержание и цели практики


Цель преддипломной практики – закрепить и расширить теоретические и практические знания по информационным технологиям, экономическим и правовым дисциплинам, уметь применять их при решении конкретных задач, развить навыки ведения самостоятельной работы.

Основными задачами преддипломной практики являются:


Место прохождения преддипломной практики студент может найти самостоятельно или обратится на кафедру за помощью.

В случае, если студент находит место практики самостоятельно, ему необходимо заключить договор с предприятием, подтверждающий готовность данной организации обеспечить студенту возможность прохождения практики и работу над выпускной квалификационной работой.

Если место практики студенту предоставляет университет, то договор с предприятием заключает непосредственно университет.

Договор является официальным документом, на котором обязательно должны быть проставлены Ф.И.О. непосредственного начальника подразделения, в котором студент будет проходить практику, полное название организации, печать организации (с полным названием и координатами организации).

При необходимости в договоре могут быть дополнительные подписи, помимо подписи непосредственного начальника, например, подпись директора организации, начальника департамента, начальника отдела кадров и т.д.

Сроки проведения практики определяются учебным планом по специальности.

Вместе с договором студент должен подать на имя заведующего кафедрой заявление с указанием названия предприятия и места его нахождения (только город). Форма заявления представлена в приложении 1.

Руководитель преддипломной практики от университета назначается кафедрой.

студент может указать в заявлении желаемого руководителя (с его согласия) практики. Желательно, чтобы руководитель преддипломной практики был и руководителем выпускной квалификационной работы.
Руководитель практики от кафедры:

      • осуществляет методическое руководство работой практи­кантов, консультирует их по вопросам, возникающим при выполнении программы практики, составлении отчета, по сбору материала на объекте практики для выпускной квалификационной работы;

      • контролирует соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, норм и правил по охране труда и тех­ники безопасности;


Руководитель практики от предприятия:


Студент-практикант обязан:


Кафедра ПИЭ на основе заявлений студентов (или заявок от предприятий) закрепляет за каждым из них место прохождения практики и готовит приказ о направлении на практику.

Непосредственно на закрепленные объекты практиканты направляются приказом ректора университета.
Во время прохождения практики студент работает с Предписанием на практику.

В предписании должны быть отметки о времени прибытия и убытия с предприятия (заверенные печатями и подписью ответственного лица).

В предписании необходимо:

Предписание на практику должно быть подписано руководителем практики от предприятия (заверено печатью и подписью ответственного лица).

отзыв (характеристика практиканта) руководителя практики от предприятия учитывается при выставлении итоговой оценки.

Итоговый контроль представляет собой проведение дифференцированного зачета (включая публичную защиту студентами отчетов по преддипломной практике) с оценкой.

Оценка по защите отчета о практике проставляется руководителем преддипломной практики от кафедры в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Эта оценка приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие Программу преддипломной практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из вуза, как имеющие академическую задолженность.

Отчеты о практике хранятся на кафедре в установленном порядке.


    1. Задание на преддипломную практику


Работа в процессе преддипломной практики предполагает:

  1. Изучение организационной структуры предприятия, определение места подразделения, занимающегося автоматизацией экономической, бухгалтерской или банковской деятельности, его взаимосвязей с другими подразделениями.

  1. Участие в работе одного из отделов (или иной структур­ной единицы), занимающихся автоматизацией экономической, бухгалтерской или банковской деятельностью.

  2. Изучение электронного и бумажного документооборота. Построение схемы информационных потоков предприятия или конкретного подразделения.

  3. Ознакомление с документацией, применяемой при осу­ществлении автоматизации экономической, бухгалтерской или банковской деятельности.

  4. Сбор пожеланий конечных пользователей: предложений, запро­сов, критических замечаний по существующей информационной технологии и т. п.

  5. изучение возможности реализовать унифицированный процесс разработки программного обеспечения для решения частной задачи проектирования (модернизации, сопровождения) экономической информационной системы (подсистемы) в условиях конкретного предприятия;

  6. Оценку состояния информационной и программной продукции и тенденций изменения. Анализ проблемы на производстве.

  7. Технико-экономическое обоснование (моделирование) целесообразности проектирования (внедрения, модернизации, сопровождения) экономической информационной системы (подсистемы) на предприятии.

  8. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию использования экономических информационных систем.




    1. Содержание отчета по преддипломной практике


Каждый раздел отчета о практике должен содержать сведения о конкретно выполненной работе в период практики, выводы и предложения.

Типовое содержание отчета о преддипломной практике:
Введение

1.Технико-экономическая характеристика объекта

1.1. Характеристика деятельности предприятия

1.2. Характеристика экономической информационной системы (ЭИС) предприятия

2.Характеристика электронного и бумажного документооборота предметной области

3.постановка задачи

    1. Анализ проблемы на производстве

    2. обоснование целесообразности проектирования (внедрения, модернизации, сопровождения) ЭИС (подсистемы) на предприятии

    3. Предложения по совершенствованию существующей ЭИС

Заключение

Список литературы

Приложение



Рис. 1. Пример построения организационной структуры аппарата управления предприятия



Рис. 2. Пример структуры аппаратного обеспечения предприятия



Рис. 3. Пример информационной модели экономической деятельности предприятия
Начинается отчет по преддипломной практике с раздела «Содержание».
В разделе «введение» указывается объект практики, цель практики, задачи, которые должны быть решены для достижения поставленной цели, условия, в которых проходила преддипломная практика и краткое содержание основных разделов отчета (структура отчета).
Раздел «Технико-экономическая характеристика объекта» представляет собой описание объекта прохождения преддипломной практики (предметной области).

В качестве предметной области может выступать подразделение предприятия, фирмы, объединения и т.д., или отдельный вид деятельности, протекающий в нем, поэтому в начале данного раздела необходимо отразить цель функционирования предприятия, его историю, организационную структуру и основные параметры его функционирования.

Поскольку объектом рассмотрения при разработке автономной задачи может служить какая-либо деятельность отдельного подразделения предприятия (например, отдела или цеха), его участка или отдельного сотрудника (уровень подготовки персонала), то далее нужно привести краткую характеристику этого подразделения, в котором осуществляется рассматриваемая деятельность, и описать его структуру, перечень выполняемых в этом подразделении функций управления и его взаимодействие с другими подразделениями данного предприятия или подразделениями внешней среды.

Затем необходимо дать общее описание рассматриваемой деятельности, а также характеристику технико-экономических свойств ее как объекта управления.

Главными технико-экономическими свойствами объекта управления являются: цель и результаты деятельности, основные этапы и процессы рассматриваемой деятельности, используемые ресурсы и материалы. В ходе рассмотрения перечисленных свойств, для них, по возможности, следует указать количественно-стоимостные оценки и ограничения.

Характеризуя подразделение предприятия, следует отразить особенности его функционирования, то есть принятые нормы и правила осуществления анализируемой деятельности, в условиях конкретной организации или предприятия.

В конце раздела необходимо привести краткие выводы.

В разделе «Характеристика электронного и бумажного документооборота предметной области» необходимо привести:

- принципы построения баз данных (БД) на предприятии, их назначение, особенности функционирования;


- схемы информационных потоков документооборота предметной области предприятия или конкретного подразделения, в том числе не автоматизированные;


В разделе «Постановка задачи»:

Анализ проблемы на производстве

В этом разделе необходимо на основе сведений о системе документооборота и информационной системе, описанных в предыдущем разделе, определить проблему, которая существует в системе документооборота предприятия и требует решения.

обоснование целесообразности проектирования (внедрения, модернизации, сопровождения) ЭИС (подсистемы) на предприятии.

В этом разделе необходимо определить, почему внедрение новой системы или совершенствование существующей системы является целесообразным. Для этого необходимо указать, что модернизация позволит, например, сократить затраты времени обработки информации, снизить количество ошибок при работе с информацией, или позволит привлечь дополнительных клиентов, или улучшить имидж компании и т.д.

При этом каждый перечисленный пункт должен быть подробно обоснован.
В этом разделе требуется обосновать экономическую целесообразность и сформулировать цели использования вычислительной техники для рассматриваемой задачи. Здесь необходимо:

При этом следует сделать акцент на те недостатки, устранение которых предполагается осуществить в проекте, например:

Говоря о декомпозиции решения задачи, необходимо дать характеристику существующей (предметной) технологии решения задачи, а также провести анализ решаемой задачи, в ходе которого, в зависимости от сложности задачи, из неё следует попытаться выделить следующие компоненты: этапы решения задачи и функционально простые операции, из которых состоят этапы. Следует перечислить выделенные компоненты (этапы, операции) и для каждого из них привести краткую характеристику главных технико-экономических свойств, а также описать связь данного компонента с другими компонентами, входящими в задачу.

Для выполнения структурно-функционального анализа объекта управления и решаемой задачи рекомендуется разработать структурно-функциональную диаграмму по методологии SADT(IDEF0) или диаграмму потоков данных по методологии Гейна/Сарсона, Йодана/ДеМарко. Для их разработки целесообразно использовать CASE средства, например Design/IDEF, CASE - аналитик, BPwin, Silverrun-BMP, Natural Engeneering Workbentch. При наличии в выпускной квалификационной работе таких диаграмм на их графическое содержание не будут накладываться условия соответствия ГОСТ.

Также рекомендуется использовать метаматематическое моделирование.
Предложения по совершенствованию существующей ЭИС

В этом разделе необходимо сформулировать цель и задачи разработки проекта и выделить основные требования к проектируемой системе обработки данных. Стоит определить тип проектируемой системы: это может быть диалоговая система решения задачи или обработки транзакций, система поддержки принятия решений или комбинированная система.

Цель решения задачи должна сводиться к устранению тех недостатков, которые были отмечены автором в предыдущем разделе, поэтому ее можно разделить на две группы подцелей:

При описании назначения решения задачи студенту следует сделать акцент на перечень тех функций управления, которые будут автоматизированы при внедрении предлагаемого проекта.

Пример. Назначением реализации проекта “Альфа” может служить:

1. автоматизация получения по электронной почте входных документов;

  1. автоматизация ввода, контроля и загрузки данных первичных документов в базу данных с использованием экранных форм (дать перечень);

  2. ведение файлов с условно-постоянной информацией в базе данных;

  3. выполнение расчетов и выдача результатных документов;

  4. выдача справочной информации:

а) по регламентированным запросам;

б) по нерегламентированным запросам.

Формализация решения задачи сводится к рассмотрению последовательности проведения расчетов, а также выделению алгоритмов расчета экономических показателей на каждом этапе. Позже на этот пункт необходимо будет сделать ссылку из пункта проектной части (характеристика результатной информации, алгоритмы программных модулей). Для достижения большей степени формализованности описания задачи практикант может использовать группировку всех показателей в таблицы.

В конце данного раздела стоит оценить возможность внедрения проектируемой системы на аналогичных объектах управления других предприятий. Следует отметить также, насколько гибким, т.е. настраиваемым на различные модификации предметной технологии, должно быть проектируемое программное средство, и каким будет механизм настройки.
В разделе «заключение» необходимо обобщить результаты практики и указать имевшие место на предприятии недостатки, а также предложения по улучшению положения дел на предприятии по теме выпускной квалификационной работы.
В разделе «Литература» приводится список литературы в алфавитном прядке. Ссылки на литературные источники выполняются по тексту в квадратных скобках, например, [12, 14-17].

Раздел «Приложение» содержит нормативные документы, формы бланков, отчеты предприятия, альбом первичных документов и выходных форм машинограмм и видеограмм (скриншоты, документы и формы работы в обследуемом программном продукте, программном модуле, настройка параметров программного продукта, схема генерации программного продукта).
Каждый основной раздел отчета должен завершаться выводами.

При необходимости в зависимости от особенностей предметной области порядок изложения материала может быть изменен, некоторые подпункты могут быть заменены на другие.

По вопросам составления отчета о практике студента консультирует руководитель преддипломной практики.

Дополнительные задачи, которые студент должен выполнить в период прохождения преддипломной практики, определяются им совместно с руководителем преддипломной практики во время консультаций или руководителем выпускной квалификационной работы, исходя из специфики проблем на предприятии и состояния информационной системы и информационных технологий данного предприятия.


    1. Требования к оформлению отчета по практике


Нормативный объем отчета по практике – не менее 30 страниц машинописного текста, включая титульный лист (Приложение 3).


Документ Microsoft Word, форматированный.

Шрифт 14 пунктов Times New Roman.

Межстрочный интервал – полуторный.

Абзац – 1,25 см.

Границы текста (от края листа): левое – 3,0 см; верх – 2,0 см; правое – 2,0 см; низ – 2,0 см.


Нумерация страниц выполняется в рамке (рис. 4). При определении номера страницы учитываются все страницы, начиная с титульного листа. Номера страницы необходимо начинать проставлять со страницы Содержание.




ПДПр-ПГТУ-080800.62-ПИЭ-б-51- ОП 000000 -10
Рис. 4. Пример оформления рамки отчета по преддипломной практике
В тексте не допускаются сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, пунктуации (т.е. - то есть, гг. - годы и т.п.), а также соответствующими государственными стандартами.

Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещенные на отдельных страницах или оборотной стороне листа, а также переносы целых абзацев текста в другие места с пометкой: "продолжение на с. ...".

Кавычки следует использовать только угловые. Обычные кавычки используются только в английских текстах.


Разделы имеют порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами, например: 1.; 2. и т.д. Введение, заключение, библиография и приложения не нумеруются.

Каждая новая глава (раздел) начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям, указателям.

Разделы (главы) при необходимости могут быть разбиты на подразделы, пункты и подпункты. При этом подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела (2.1), пункты - в пределах подраздела (2.1.1), подпункты - в пределах пункта (2.1.1.1). Подразделы не начинают с нового листа, а продолжают по тексту. Подразделы отделяются друг от друга отступом в одну строку.


В тексте рекомендуется использовать заголовки различных уровней. Выбор шрифтов для заголовков разделов и подразделов осуществляется самостоятельно. В одной работе рекомендуется использовать не более трех различных шрифтов.

Заголовки располагают посредине страницы без точки на конце. Подчеркивать и переносить слова в заголовке не допускается. Запрещается отрывать заголовки от основного текста.

Заголовки глав, параграфов, разделов отделяются от текста дополнительным интервалом в одну строку.

Заголовки глав, заключение, введение записываются прописными буквами.

В разделе «Содержание» приводятся заголовки разделов, граф, параграфов и т. д. с указанием страниц всех частей работы. При этом заголовки и номера страниц должны быть приведены в строгом соответствии с текстом.

При оформлении содержания между заголовком и номером страницы проставляются точки.
Например:

ВВЕДЕНИЕ…………………...……………………………...3
(Для создания Содержания используйте «Табуляцию»).

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Раздел «Содержание» (первый лист) размещается в чертежной рамке, представленной на рис. 5.

ПДПр-ПГТУ-080800.62-ПИЭ-б-51- ОП 000000 -10


Рис. 5. Пример оформления рамки раздела «Содержание»


Цифровой материал оформляется в виде таблиц. Таблицы размещают после первого упоминания о них в тексте таким образом, чтобы их можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу, при этом заголовок таблицы помещают только над ее первой частью, а над переносимой частью пишут слово «Продолжение». Если в работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы, а само слово «таблица» пишут сокращенно, например: «Продолжение табл.1».

Каждая таблица должна иметь заголовок. В заголовках таблиц точки в конце заголовка не ставятся.

Над заголовком таблицы в правой стороне листа помещают надпись «Таблица» с указанием арабскими цифрами номера таблицы. Нумерация таблиц сквозная в пределах работы или раздела. Если таблица одна, то она не нумеруется, а в тексте слово «таблица» пишется полностью.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе количество десятичных знаков должно быть одинаковым. Если данные отсутствуют, то в графах ставят знак тире. Округление числовых значений величин до первого, второго и т.д. десятичного знака для различных значений одного и того же наименования показателя должно быть одинаковым.

Графы таблицы должны быть пронумерованы.

На все таблицы в тексте должны быть даны ссылки с указанием их порядкового номера, например: «... в табл. 2» (второй таблице второго раздела).

Столбцы таблицы нумеруются в том случае, если она не умещается по ширине на странице. Если таблица располагается на странице не вертикально, а горизонтально, то шапка таблицы должна располагаться с левого края страницы.

При переносе таблицы на другую страницу следует пронумеровать графы на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют. Пример использования таблицы в тексте приведен ниже.

Таблица 1

Регистрация доходов

Показатель

Период (до)

Период (после)

Динамика

1

2

3

4





























































Формулы, приводимые в отчете, должны быть наглядными, а обозначения, применяемые в них, соответствовать стандартам.

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой, в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента дается с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия после него.

Формулы и уравнения следует выделять из текста свободными строками. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знака (+), минус (-), умножения (х) и деления (:).

Математические знаки, такие как «+», «-», «<», «>» «=» и т.д., используются только в формулах. В тексте следует писать словами: плюс, минус и т.д. Знаки «№»,«§», «%» применяются только вместе с цифрами. В тексте употребляются слова: «номер», «параграф», «процент».

Если в тексте необходимо привести ряд величин одной и той же размерности, то единица измерения указывается только после последнего числа.

Формулы нумеруют арабскими цифрами в пределах выпускной квалификационной работы или раздела. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.

В тексте ссылки на формулы приводятся с указанием их порядковых номеров, например: "... в формуле (2.2)" (второй формуле второго раздела).

Пример:

(2.2)
где B - мультипликатор инвестиций;

ПIt-1- прямые инвестиции в году t-1;

Пt - прирост прибыли в году t, t=1,n.


Количество иллюстраций в работе должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.

Иллюстрации (чертежи, схемы, графики, рисунки, диаграммы, фотографии) обозначаются словом "Рис." и располагаются после первой ссылки на них в тексте так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота выпускной квалификационной работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации должны иметь наименование.

При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими данными (подрисуночный текст).

Иллюстрации должны быть приведены в конце того абзаца, в котором упоминается этого рисунок.

Иллюстрации нумеруют в пределах работы или раздела арабскими цифрами, например: "Рис. 1.1." (первый рисунок первого раздела).

Ссылки на иллюстрации в тексте приводят с указанием их порядкового номера, например: "... на рис. 1.1" (первом рисунке первого раздела).

Все рисунки должны иметь полные наименования. В конце названия рисунка точка не ставится. Номер и наименование рисунка записываются в строчку под его изображением посередине страницы. Сам рисунок также располагается посередине страницы.

При переносе рисунка на следующую страницу его наименование указывать не следует, однако под рисунком необходимо указывать его номер после слова «Продолжение». Например: «Продолжение Рис. №».

Пример расположения рисунка и его заголовка приведен на рисунке 6.


Рис. 6. Окно запуска программы 1С:Бухгалтерия
Между рисунком и текстом сверху и снизу рисунка делается отступ в 1 строку.

Между названием рисунка и самим рисунком отступ не делается. Название рисунка не должно отрываться от рисунка и переносится на следующую страницу.


Приложения размещаются в свободной форме и в объем отчета не входят.

В Приложениях помещают вспомогательные материалы по рассматриваемой теме - инструкции, методики, положения, таблицы промежуточных расчетов, типовые проекты и т. п.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа.

При этом в правом верхнем углу листа пишут прописными буквами: ПРИЛОЖЕНИЕ и указывают его номер. Если в работе больше одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.

Каждое приложение должно иметь заголовок, который помещают ниже слова "ПРИЛОЖЕНИЕ", над текстом приложения.

При ссылке на приложение в тексте пишут сокращенно строчными буквами "прил." и указывают номер приложения, например: "... в прил.1".

Приложения оформляют как продолжение текстовой части выпускной квалификационной работы со сквозной нумерацией листов.

Если приложение содержит несколько рисунков или таблиц, то они должны иметь номер и заголовок. При этом перед номером ставится буква "П", например: "Табл. П. 2.1" (первая таблица второго приложения). если приложение состоит из одного рисунка, который располагается на нескольких страницах, то на первой странице приложения указывается слово ПРИЛОЖЕНИЕ и его номер а на последующих страницах указывается слова ПРИЛОЖЕНИЕ № ПРОДОЛЖЕНИЕ.


Ссылки в тексте на литературные источники проставляют в квадратных скобках, например, [12, 14-17]. При приведении дословной цитаты из источника указывается также страница, на которой содержится данная цитата. Например: «Программное обеспечение - это совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ» [7. стр.18].

Список литературы располагают в алфавитном прядке в конце отчета по практике.

Список должен содержать перечень и библиографическое описание только тех источников, которые использованы при написании отчета.

При составлении списка литературы в алфавитном порядке следует придерживаться следующих правил:

  1. законодательные акты и постановления правительства РФ;

  2. специальная научная литература;

  3. методические, справочные и нормативные материалы, статьи периодической печати.

Ниже приводятся примеры библиографических описаний использованных источников.

Статья одного, двух или трех авторов из журнала:

Либман Г.И., Преснякова Л.В. "Шведская модель" социальной политики // Российский экономический журнал. 2000. N 8. С.88-95.

Статья из журнала, написанная более чем тремя авторами:

Толстая тетрадь / П.А.Ватник, В.В.Гальперин, В.М.Гальперин и др. // Экономическая школа. 2000. Вып. 2. С. 15-291.

Книга, написанная одним, двумя или тремя авторами:

Задулин А.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий развитых капиталистических стран. 2-е изд. перераб. Екатеринбург: Каменный пояс, 2000. - 224 с.

Книга, написанная более чем тремя авторами:

Курс экономической теории: Учебное пособие / А.В. Холопов, М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева и др.; Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: Кировская областная типография, 2000. - 476 с.

Переводное издание без указания фамилии переводчиков:

Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, ЮНИТИ, 2000. - 240 с.

Переводные издания с указанием фамилии переводчиков:

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Сокр. пер. с англ. А.А. Малышева, Г.Ю. Трофимова. М.: Экономика, дело, 2000. - 510 с.

Статья из газеты:

Гаурдиано Дж. Программа реформ и новый российский парламент // Российские вести. 2000. 12 марта. С. 2.

Статья из обзорного информационного выпуска (выпуска экспресс-информации, реферативного сборника и т. п.):

Развитие коллективного подряда на предприятиях цветной металлургии: Обзор / Г.П. Сорокин, В.С. Емельянова. М.: 1988. - 32 с.- (Cер. "Науч. орг. труда в цв. металлургии": Обзорн. информ. / М-во цв. металлургии СССР. ЦНИИцветмет экономики и информ.;Вып. 3).

Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. законодательные и нормативные акты:

Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (11 марта 2002 г.) // Сборник законодательных актов РФ. Вып. ХI. 20 февраля - 21 апреля 2000 г. М.: Известия, 2002. -126 с.

Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан: Указ Президента РФ от 10 марта 2000 г. // Экономика и жизнь. Ваш партнер. 2004. N 11. С.1.

Описание нормативной литературы:

ГОСТ 8496-88. Пиломатериалы хвойных пород. М.: Изд-во стандартов, 1989. - 24 с.

Правила техники безопасности и производственной санитарии. Утв. М-вом транспортного строительства СССР, 1975; Введен 01.04. 77. М.: Оргтрансстой, 1977. - 103 с.
Если в работе использовался электронный документ из Internet, в источнике опубликования указывается адрес сервера или базы данных.


Оформленный в соответствие с требованиями отчет по практике распечатывается в формате А4 и упаковывается в скоросшиватель.

К распечатанному варианту отчета должна быть приложена в конверте его электронная форма (диск CD).

Форму титульного листа отчета см. в Приложении 3.
в окончании главы текст на последней странице должен занимать не менее 1/3 страницы.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПИСАНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


    1. Выбор темы выпускной квалификационной работы и назначение научного руководителя


Студентам предоставляется право выбора темы из примерной тематики выпускных квалификационных работ, утвержденных кафедрой. Выбор темы осуществляется исходя из интересов к проблеме, возможности получения фактических данных, а также наличия специальной литературы. Студент вправе предложить свою тему выпускной квалификационной работы, если она соответствует специальности и специализации, по которой он обучался. Предложенная студентом тема выпускной квалификационной работы согласовывается с научным руководителем выпускной квалификационной работы и рассматривается на заседании кафедры, а решение кафедры оформляется протоколом.

Выбранная студентом тема указывается в заявлении, (Приложение 2) которое подается им на кафедру. Срок подачи заявления на тему выпускной квалификационной работы – 1,5 месяцев до начала работы. Образец заявления приведен в приложении 2.

На основании указанных в заявлении тем, формируется приказ ректора ПГТУ, где за каждым студентом закрепляется тема выпускной квалификационной работы и руководитель. Кафедра оставляет за собой право редактирования предложенной студентом темы.

Название темы должно состоять из двух частей: в первой части указывается суть выпускной квалификационной работы, а во второй – объект прохождения преддипломной практики. Например: «Автоматизация учета основных средств в ОАО «Стройсервис», г. Минеральные Воды», «Разработка автоматизированного рабочего места экономиста предприятия ООО «Агросервис», г. Пятигорск», «Разработка информационной системы контроля знаний студентов ПГТУ, г. Пятигорск».

Тема выпускной квалификационной работы должна быть актуальной и иметь научно-практическую направленность.
Особенно следует обратить внимание на то, что тема выпускной квалификационной работы должна быть абсолютно одинаковой во всех документах, а именно:

В целях оказания студенту теоретической и практической помощи в период подготовки и написания выпускной квалификационной работы кафедра назначает ему руководителя. Студент может указать желаемого руководителя в заявлении на тему выпускной квалификационной работы. При этом указанный руководитель должен поставить на заявлении свою подпись, что будет означать его согласие на руководство. Тем не менее, окончательное решение о закреплении руководителя остается за кафедрой.

Руководитель выпускной квалификационной работы осуществляет теоретическую и практическую помощь студенту в период подготовки и написания выпускной квалификационной работы, дает студенту рекомендации по структуре, содержанию и оформлению работы, подбору литературных источников и т. д. Кроме того, руководитель указывает на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их устранить.

Следует иметь в виду, что студент самостоятельно пишет выпускную квалификационную работу и оформляет всю необходимую документацию, включая демонстрационный материал и содержание доклада. Теоретически и методически правильная разработка и освещение темы выпускной квалификационной работы, а также ее качество и содержание целиком и полностью лежат на ответственности студента-студента.

Помимо руководителя выпускной квалификационной работы кафедрой может быть назначен консультант. В его функции входит проверка работы на предмет соответствия установленным вузом требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе. Кроме того, он может консультировать студента по специфическим вопросам выпускной квалификационной работы: особенности оформления, использование математических методов, особенности предметной области, особенности используемого языка программирования и т.д. Если студент нуждается в такой специфической консультации, то он может указать желаемого консультанта в заявлении на тему выпускной квалификационной работы.

Руководителем выпускной квалификационной работы может быть как преподаватель выпускающей кафедры, так и сотрудник сторонней организации. Однако, следует иметь в виду, что руководитель из сторонней организации может быть недостаточно информирован о требованиях к проектированию, предъявляемых в ПГТУ, поэтому если руководитель выпускной квалификационной работы не является преподавателем кафедры, то консультант обязательно должен быть таковым.

Консультантом может быть и не преподаватель кафедры. Это допускается в том случае, если он будет осуществлять консультирование по специфическим вопросам выпускной квалификационной работы. Если консультант не является преподавателем кафедры, то руководитель выпускной квалификационной работы обязательно должен быть таковым.

Руководитель выпускной квалификационной работы и консультант может быть одним и тем же лицом, если он является преподавателем кафедры.

После утверждения руководителя выпускной квалификационной работы студент совместно с ним составляют задание на выпускную квалификационную работу, которое включает план работы, перечень основных литературных источников и другие рекомендации. Затем, в соответствии с этим заданием, студент работает над выпускной квалификационной работой.

Студенту следует периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в неделю) информировать руководителя о ходе подготовки выпускной квалификационной работы и консультироваться по вызывающим затруднение вопросам. Кроме того, студент по мере готовности должен предоставлять руководителю для прочтения части выпускной квалификационной работы, а затем готовую выпускную квалификационную работу.

После прочтения окончательного варианта выпускной квалификационной работы руководитель составляет письменный отзыв, в котором характеризует качество выпускной квалификационной работы, оценивает его и мотивирует возможность представления выпускной квалификационной работы для предварительной защиты на кафедре.

При получении положительного отзыва руководителя выпускной квалификационной работы, работа вместе с заданием представляется на кафедру для проведения предварительной защиты.


    1. Предварительная защита выпускной квалификационной работы


Предварительная защита выпускной квалификационной работы происходит на выпускающей кафедре. Дни и время предварительной защиты вывешиваются на стенде кафедры. Предварительная защита происходит перед комиссией, в которую входят заведующий кафедрой и преподаватели кафедры.

Для предварительной защиты студенту необходимо иметь готовую работу и письменный отзыв руководителя.

В процессе предварительной защиты студент кратко излагает суть работы и отвечает на вопросы членов комиссии. После ознакомления с работой и получения ответов студента, комиссия принимает решение о возможности защиты работы в ГАК.

Результаты предварительной защиты оформляются протоколом заседания кафедры. В случае принятия положительного решения работа студента представляется для внешнего рецензирования.


    1. Внешнее рецензирование выпускной квалификационной работы


Внешнее рецензирование выпускной квалификационной работы проводится с целью получения объективной оценки труда студента от специалистов в соответствующей области.

В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты государственных органов, сферы бизнеса, производства, НИИ, а также профессора и преподаватели других вузов или ПГТУ, не работающие на выпускающей кафедре.

В рецензии должно быть отмечено значение изучения данной темы, ее актуальность, теоретическая и практическая ценность, а также насколько успешно студент справился с раскрытием темы работы и рассмотрением теоретических и практических вопросов. Затем дается развернутая характеристика каждого раздела выпускной квалификационной работы с выделением положительных сторон и недостатков. В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне выпускной квалификационной работы, оценивает его и делает вывод о возможности защиты выпускной квалификационной работы в ГАК. Форма рецензии представлена в приложении 4.

При получении студентом рецензии от рецензента ему совместно с руководителем выпускной квалификационной работы следует подготовить ответы на замечания рецензента и, в случае необходимости, внести соответствующие доработки и исправления в работу.

В случае выявления рецензентом серьезных недостатков в выпускной квалификационной работе выпускающая кафедра вправе отправить проект на повторное рецензирование после устранения этих недостатков.

Рецензия сдается на кафедру вместе с выпускной квалификационной работой в установленные сроки.

Если результат проектирования принимают к внедрению, то студенту дополнительно необходимо представить к защите соответствующую справку с предприятия.
2.4. Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы в ГАК
Защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом обучения студента в ВУЗе. Защита проходит перед комиссией, в которую входят преподаватели различных кафедр (в том числе и выпускающей). Председатель комиссии не является сотрудником ПГТУ. Состав ГАК утверждается ректором университета по представлению заведующего выпускающей кафедрой. На защиту работы допускаются сторонние лица.

Состав ГАК, а также расписание защит вывешиваются на доске объявлений кафедры.

По уважительной причине и на основании письменного заявления на имя заведующего кафедрой студент может изменить назначенный ему день защиты до начала работы ГАК.

Работа обязательно должна быть переплетена в твердый переплет или сброшюрована в специальной папке.
Требования к оформлению и порядку размещения документов в выпускной квалификационной работе указаны в разделе 3.4. «Методические указания по оформлению выпускной квалификационной работе» и 1.4 «Требования к оформлению отчета по практике».
Для защиты выпускной квалификационной работы необходимо подготовить демонстрационный материал, основанный на иллюстративном материале выпускной квалификационной работы. Перечень иллюстраций, представляемых на защиту, определяется студентом совместно с руководителем выпускной квалификационной работы. Всего должно быть представлено не менее десяти, но не более двадцати логических единиц (листов, слайдов) иллюстративного материала.

Демонстрационный материал необходимо представлять на компьютере в виде презентаций с привлечением программных средств типа MS PowerPoint. В этом случае при защите используются технические средства типа мультимедийного проектора.

Допускается представлять демонстрационный материал в виде отдельных буклетов в качестве раздаточного материала для каждого члена аттестационной комиссии.

Весь материал, выносимый на чертежи, слайды, презентации или в буклеты, обязательно должен быть идентичен иллюстрациям, представленным в выпускной квалификационной работе.
Примерное содержание графического материала:

1. Общая структура системы управления объектом (с указанием места в ней проектируемой задачи или комплекса задач); представляется в общем виде без раскрытия её внутреннего содержания, с учетом связи задачи (комплекса задач) с другими задачами системы. Обычно указываются связи информационного типа, т.е. связи по входной, нормативно-справочной и выходной информации.

  1. Общая технологическая схема обработки и движения информации по проектируемой задаче (подсистеме) с указанием подразделений, в которых формируются необходимые документы, маршруты документов, места их обработки.

  2. Схема информационного обеспечения с указанием всех массивов на машинных носителях, используемых в задаче. В случае использования стандартного банка данных необязательно раскрывать полную логическую структуру базы данных. При использовании отдельных массивов необходимо раскрыть их назначение и логическую взаимосвязь.

  3. Материалы, относящиеся к программно-математическому обеспечению задачи: математические модели, критерии эффективности, обобщенные блок-схемы алгоритмов решения задачи, блок-схема всего программного обеспечения в случае многофункционального (многомодульного) комплекса.

  4. Дополняющие или уточняющие материалы для более полного раскрытия содержания проекта: организационные схемы, формы входных и выходных документов, структуры записей массивов, контрольный пример, результаты расчетов, результаты внедрения.

Студент должен подготовить доклад на 7-10 минут, в котором нужно четко и кратко изложить основные положения выпускной квалификационной работы с использованием демонстрационного материала. Структура и содержание выступления определяются студентом и обязательно согласовываются с руководителем выпускной квалификационной работы.

Защита выпускной квалификационной работы происходит на открытом заседании ГАК. Во время защиты зачитывается отзыв руководителя работы, оглашается рецензия. Затем слово для доклада предоставляется студенту.

В докладе освещаются такие вопросы, как актуальность темы, цели и задачи работы, а также раскрываются ее содержание, результаты и выводы, вытекающие из проведенного исследования. Особое внимание необходимо уделить изложению того, что сделано самим студентом в ходе работы. После выступления следует ответить на замечания рецензента.

В начале выступления целесообразно дать краткую характеристику организации, в которой студент проходил преддипломную практику. Затем сделать вывод о необходимости разработки проекта, и при этом по возможности подчеркнуть его научную ценность и полезность для данной организации. Далее кратко излагаются результаты проделанной работы. В конце выступления можно также кратко сказать о возможных перспективах развития выпускной квалификационной работы.

По окончании доклада и ответа на замечания рецензента выпускной квалификационной работы студенту задают вопросы председатель и члены комиссии. Вопросы обычно связаны с темой выпускной квалификационной работы, но они также могут касаться специальных учебных дисциплин, которые имеют отношение к содержанию работы.

Для успешной защиты рекомендуется подготовить список ориентировочных вопросов, которые бы студент задал себе, и сформулировать ответы на них. Также целесообразно подготовить определения для терминов, которые используются в выпускной квалификационной работе.

По докладу и ответам студента на вопросы комиссия судит о степени владения им материалом выпускной квалификационной работы, о широте его кругозора, эрудиции и умении аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оценка работы производится на закрытом заседании ГАК. При оценке работы принимаются во внимание актуальность и научно-практическая ценность темы, степень раскрытия темы в работе, качество выполнения и оформления работы, а также содержание доклада и ответы на вопросы. Выпускная квалификационная работа оценивается по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании ГАК.
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО образования и науки РФ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации