Певнев Н.Г., Трофимова Л.С., Чебакова Е.О. Технико-экономическое обоснование тем дипломных проектов и экономическая оценка проектных решений - файл n1.doc

Певнев Н.Г., Трофимова Л.С., Чебакова Е.О. Технико-экономическое обоснование тем дипломных проектов и экономическая оценка проектных решений
скачать (6989.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc6990kb.19.09.2012 10:53скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6




Федеральное агентство по образованию рф
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

«ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ»


Учебное пособие


Под редакцией проф. Н.Г. Певнева

Омск

Издательство СибАДИ

2008


УДК 681.3.06:656.1

ББК 32.97:39.3

У32


Авторы:

Н.Г. Певнев, докт. техн. наук, проф.

Л.С. Трофимова, канд. техн. наук, доц.

Е.О. Чебакова, канд. техн. наук, доц.


Рецензенты:

А.Н. Ременцов, докт. пед. наук, проф. (МАДИ)

С.А. Корнилович, докт. техн. наук, проф. (ОмГАУ)

И.П. Варнавская, канд. эконом. наук. (Минтруда и

соц.развития Омской области)


Работа одобрена редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Эксплуатация транспортных средств» (автомобильный транспорт) и специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» направления подготовки «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» дневной и заочной форм обучения.

«Технико-экономическое обоснование тем дипломных проектов и экономическая оценка проектных решений» / Н.Г. Певнев, Л.С. Трофимова, Е.О. Чебакова; под ред. Н.Г. Певнева.  Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. – 98 с.


В настоящем учебном пособии в первой части излагаются основные понятия и теоретические положения, а также цели и задачи технико-экономического обоснования тем дипломных проектов. Во второй части настоящего учебного пособия представлены примеры технико-экономического обоснования тем дипломных проектов и экономической оценки проектных решений для различных ситуаций. Может быть использована при курсовом и дипломном проектировании, а также при изучении дисциплин «Экономика АТП», «Бизнес-планирование АТ», «Организация и управления производством АТ» для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» дневной и заочной форм обучения. Кроме того, может быть полезным для специалистов и руководителей при реализации услуг в сфере автомобильного транспорта.
Табл. 32. Ил. 22. Библиогр.: 14 назв.

Введение
Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении и имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практического опыта по специальности и применение этих знаний и опыта при решении конкретных технических, экономических и производственных задач, связанных с технической эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом автомобильной техники; развитие навыков ведения самостоятельной инженерной работы и овладение методикой проектно-конструкторской работы при решении разрабатываемых в дипломном проекте проблем и вопросов; выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в условиях современного производства.

В связи с этим содержание дипломного проекта включает в себя разделы технико-экономического обоснования темы дипломного проекта; организационно-технологический проект предприятия; конструкторская разработка; безопасность жизнедеятельности и экономическая оценка проектных решений. В технико-экономическом обосновании темы дипломного проекта необходимо определить исходные данные для технологического расчета, выбор проектируемого цеха или участка, выбор разрабатываемого приспособления с отражением взаимосвязи решаемых задач. Обоснование проводится методами технико-экономического анализа состояния вопроса и прогнозирования ситуации на перспективу. Все задачи, решаемые в проекте должны быть взаимосвязаны. Например: техпроцесс, разрабатываемый в проекте, должен быть составлен для цеха, технологическая планировка которого разрабатывается в проекте, с применением разрабатываемого в конструкторской части проекта приспособления. В разделе экономическая оценка проектных решений необходимо выполнить экономические расчеты по принятым в проекте решениям [1].

К моменту выполнения экономической оценки проектных решений должно быть ясное представление о конструкторской и технологической частях дипломного проекта, получены результаты работы и исходные данные для проведения экономических расчетов, кроме того, экономические расчёты должны отвечать целям и задачам, поставленным в организационно-технологической части проекта.

В тексте учебного пособия под автотранспортным предприятием (АТП) понимается предприятие, осуществляющее реализацию услуг по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) в том числе станции технического обслуживания (СТО).


ЧАСТЬ 1

ЦЕЛЬ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Практика дипломного проектирования показывает, что тематика дипломных проектов охватывает сферу деятельности автотранспортных предприятий всех типов и форм собственности. При этом, как правило, дипломник прорабатывает вопросы, связанные с совершенствованием организации технического обслуживания или ремонта автомобилей либо с реконструкцией части предприятия, вызванной необходимостью повышения производительности труда, качества оказываемых услуг и т.п. Довольно часто выполняются дипломные проекты по проектированию новых объектов: малых предприятий по ремонту двигателей и других агрегатов, шиномонтажных мастерских, моек, дорожных СТО и др. Часть дипломных проектов связана с реконструкцией ПТБ действующего АТП в связи с изменением технологии ТО и ТР, изменением типа подвижного состава, уменьшением объемов работ и др. Также выполняются дипломные проекты по модернизации имеющегося технологического оборудования, замене части старого оборудования на новое, более совершенное. Во всех вариантах выполняемых дипломных проектов предусматривается проработка организационно-экономических, исследовательских, технологических, конструкторских и других вопросов в их единстве.

Для реконструкции предприятия составляется обоснование, реконструкцию можно выполнять как за счет внутренних ресурсов самого предприятия, так и за счет средств кредитования.

При выполнении дипломного проекта желательно ставить узкую, незначительную по объему работ цель, но достаточную для усвоения методики решения конкретно поставленной хозяйственной либо научно-технической задачи. Эта конкретизация достигается в разделе «Технико-экономическое обоснование дипломного проекта». В этом разделе дипломник должен обосновать принимаемые технические решения и прогнозировать возможные положительные результаты при их использовании.

На основе приведенного материала дипломник определяет цель своей работы и намечает конкретные пути и задачи, при детальной проработке которых достигается поставленная цель. Тем самым в дипломном проекте устанавливаются границы рассмотрения научно-исследовательских, организационных, технологических, конструкторских, природоохранных, экономических и других вопросов. [2]

Имущественный комплекс, используемый для осуществления производства услуг, может быть представлен как совокупность основных средств, оборотных средств и нематериальных активов предприятия. В связи с особенностями продукции ТОиТР, главной из которых является ее невещественный характер, существуют достаточно ощутимые отличия структуры имущественного комплекса автотранспортного предприятия от структуры имущественного комплекса предприятий других отраслей экономики. Так, например, в общей стоимости основных и оборотных средств первые имеют принципиально больший удельный вес, чем на промышленных предприятиях. Кроме того, в транспортных предприятиях основным с точки зрения затрат выступает такой элемент основных фондов, как оборудование [3].

Основные фонды являются наиболее значимым по стоимости элементом имущественного комплекса автотранспортного предприятия.

В состав основных фондов, которые в денежном выражении представляют собой основные средства транспортного предприятия, входят физические активы предприятия – основные фонды (производственные и непроизводственные). Общая для всех отраслей национальной экономики классификация основных фондов приведена на рис. 1.

Преобладающую часть стоимости основных производственных фондов автотранспортных предприятий составляет стоимость оборудования и механизмов.



Рис. 1. Классификация основных средств
В силу своей экономической природы основные фонды подвергаются физическому и моральному износу, сопровождающемуся износом экономическим. Под экономическим износом понимается частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости в процессе эксплуатации под воздействием сил природы вследствие технического процесса и роста производительности общественного труда. В связи с этим различают те виды сроков службы основных фондов, которые представлены на рис. 2. Следует обратить внимание на соотношение отдельных видов сроков службы, приведенное на этом рисунке.





Рис. 2. Сроки службы основных фондов

В соответствии со степенью износа основных фондов рассчитываются коэффициенты их износа и годности. Движение основных фондов оценивается коэффициентом выбытия и коэффициентом обновления. Накопленные в ходе погашения экономического износа средства служат для предприятия важнейшим источником инвестиций. Погашение производится путем начисления амортизационных отчислений, относимых к производственным затратам. Амортизационные отчисления на полное восстановление стоимости основных производственных фондов исчисляются исходя из их балансовой стоимости и установленных на данный момент норм, утвержденных законодательно.

В имущественный комплекс кроме основных входят оборотные средства, и экономическая состоятельность автотранспортного предприятия в значительной степени зависит от их наличия и соответствия структуры этих средств производственной программе по ТОиТР и по другим видам деятельности, если они осуществляются предприятием.

В отличие от предприятий других отраслей на автотранспортных предприятиях нет таких составляющих оборотных средств, как готовая продукция на складе и готовая продукция, находящаяся на пути к потребителю. Отсутствуют также сырье, основные материалы и комплектующие изделия.

В структуре оборотных средств автомобильного транспорта оборотные фонды обычно составляют более 50%. В процессе расширенного воспроизводства оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, переходя из сферы производства в сферу обращения и обратно. Оборотные фонды и есть оборотные средства, попавшие в сферу производства транспортных услуг. Ускорение оборота средств приводит к более быстрому их возмещению и повторному использованию, что при том же объеме производства позволяет высвободить часть из них.

Оборотные фонды автотранспортных предприятий включают производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов.

Норма производственных запасов оборотных средств учитывает продолжительность в днях:

Норматив оборотных средств (руб.) представляет собой минимально необходимый запас товарно-материальных ценностей в стоимостном выражении. Его определяют по каждому виду производственных запасов материальных ресурсов (запасные части и материалы для ремонта подвижного состава, ремонтно-строительные материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).

Эффективность использования оборотных средств характеризуется двумя взаимосвязанными показателями: коэффициентом их оборачиваемости и продолжительностью одного оборота в днях.

Эффективность деятельности АТП — весьма широкое понятие, и поэтому в научной и методической литературе предлагают, а на практике используют различные подходы к ее оценке. Каждый из них позволяет раскрыть в наибольшей степени какую-либо сторону эффективности. Общую эффективность при помощи какого-либо одного конкретного показателя оценить затруднительно, так как АТП — сложная система и в каждом из ее элементов (подразделений, отделов, производственных участков и т.д.) формируются собственные результаты, преследуются конкретные, иногда противоречивые цели. Кроме того, некоторые характеристики эффективности трудно представить в количественной форме. Это относится, например, к оценке эффективности изменений в режиме труда и отдыха ремонтных рабочих или изменений в организационных структурах предприятия и ко многим другим подобным случаям. Поэтому для оценки эффективности деятельности АТП чаще всего прибегают к использованию системы показателей, характерному для ситуационного подхода. Ситуационный подход предполагает применение различных методов оценки эффективности в связи с конкретной ситуацией и целями оценивания.

Обобщающий показатель эффективности использования трудовых ресурсов – это производительность труда. В целом для АТП производительность труда его работников определяется отношением объема продаж услуг по ТОиР к общей трудоемкости этих услуг. Производительность труда может быть также оценена отношением объема продаж услуг по ТОиР к численности работающих на АТП. Измерение выполнятся за определенный период времени.

Производительность труда характеризует эффективность производственной деятельности работников АТП, повышение эффективности соответственно заключается в уменьшении количества рабочего времени, затраченного на производство услуг.

Методы управления трудовыми ресурсами автотранспортного предприятия – это способы воздействия на коллектив в целом и на отдельных работников с целью обеспечить их эффективную деятельность в процессе производства услуг по ТОиР.

Ни одно АТП не может обеспечить достаточно высокий уровень профессиональной надежности работников, если оно не выплачивает денежное вознаграждение по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей высокую эффективность труда. Величина и система заработной платы влияют не только на решение людей о поступлении на работу, но и на их отношение к работе и мнение о том, не стоит ли вообще уйти из предприятия и найти новое место работы.

Как и в других отраслях экономики, на автотранспортных предприятиях используется как сдельная, так и повременная форма оплаты труда. Величина заработной платы при этом соответственно зависит либо от трудоёмкости услуги, либо от затрат времени на производство услуги.

На рис. 3 показано, как формы оплаты труда преобразуются в системы оплаты труда.


Рис. 3. Формы и основные системы заработной платы:

ЗПСД, ЗППОВ – соответственно сдельная и повременная заработная плата; nед – количество единиц продукции (это может быть количество отремонтированных ремонтным рабочим узлов автомобиля и т.п.); Ред – расценка, определяющая величину выплаты за выполнение работником единицы продукции, руб.; tед – количество единиц времени (часов, дней и др.), затраченных работником на выполнение производственного задания; Сед – тарифная ставка, определяющая величину выплаты за каждую единицу рабочего времени, затраченного работником, руб.
Переход от повременной оплаты труда к сдельной и наоборот осуществляется при помощи нормы времени.

Заработная плата состоит из элементов (рис. 4), каждый из которых имеет специфическое значение для стимулирования эффективного труда.

Себестоимость продукции – комплексный экономический показатель, в котором отражены совокупные усилия АТП по управлению затратами на производство услуг по ТОиР .

Поскольку цена за услугу в преобладающей мере зависит от ее себестоимости, то величина себестоимости, складывающаяся в АТП, неизбежно влияет на себестоимость перевозок. Таким образом, проблема снижения себестоимости услуг имеет как межотраслевое, так и социальное значение.

Себестоимость продукции принято использовать как один из основных оценочных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия.




Рис. 4. Оплата труда работников автотранспортного предприятия
На себестоимость влияет много различных факторов, поэтому ее величина может быть неодинакова даже для АТП, выполняющих аналогичные по характеру услуги.

В целом структура себестоимости соотношение величины отдельных статей в пределах общей суммы – зависит от характера услуги, от типа используемого на предприятии оборудования.

Себестоимость единицы продукции АТП рассчитывается отношением общей суммы затрат к объему продукции, который может быть представлен натуральным показателем (в единицах, человеко-часах и др.) или стоимостным показателем (в рублях дохода). Таким образом, при расчете себестоимости единицы продукции учитывается не только собственно величина затрат, но и полученный предприятием результат его деятельности. Отсюда многочисленность и разнообразие факторов этого показателя.

При рассмотрении проблем формирования и снижения себестоимости обычно используется структурный подход, предполагающий детализацию и группировку затрат, объединение их в статьи по определенным признакам.

Если в качестве классификационного признака принимается экономическая характеристика затрат, то образуются одноэлементные статьи, состав которых приведен ниже.

    1. Статья «Материальные затраты».

    2. Статья «Заработная плата всех работников предприятия».

    3. Затраты по статье «Отчисления на социальные нужды».

    4. Статья «Амортизация основных фондов».

    5. Статья «Прочие затраты».

Разумеется, в ходе услуг могут возникнуть затраты, связанные с нерациональным использованием оборудования или с неточным планированием численности ремонтных рабочих и т. п. Такие затраты относятся к непроизводительным. Общая классификация затрат на производство транспортных услуг приведена на рис. 5.

Обобщая практику построения цен на различных видах транспорта, можно схематично охарактеризовать факторы, на основании которых можно судить об эффективности построения тарифов на услугу (рис. 5).

Конечный результат деятельности АТП – полученная им прибыль (убыток) – в общем виде определяется разницей между его доходами и расходами.

Четкая классификация доходов – это база для обоснованного определения и структурирования финансовых результатов деятельности АТП за какой-либо период. Итак, доходы АТП в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности предприятия подразделяют на две основные группы:






Рис. 5. Классификация затрат на производство услуг



Рис. 6. Факторы, характеризующие принципы формирования цен на услугу

Балансовая прибыль – синтезирующий показатель деятельности АТП, отражающий как обоснованность политики доходов, так и эффективность его затратной политики. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Важнейшая обобщенная функция прибыли – создание определенных гарантий дальнейшему существованию АТП, поскольку прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с изменением поведения конкурентов на рынке транспортных услуг, а также с изменениями условий и форм финансирования, общей экономической ситуации в регионе и т. п. В целом прибыль характеризует степень деловой активности и финансовое благополучие предприятия.

В результате деятельности АТП должна формироваться такая прибыль, которая позволяла бы аккумулировать достаточный объем средств, создающих реальную возможность преодоления вероятных рисков будущего.

Чистая прибыль определяется как разница между балансовой прибылью и суммой федеральных, республиканских и местных налогов с учетом налоговых льгот.

Расчет уровня рентабельности предполагает сравнение балансовой прибыли как конечного финансового показателя производственно-коммерческой деятельности АТП с другими показателями, отражающими затраты на производство услуг в разных аспектах. На транспорте используется такой вид цен на продукцию, как тарифы. В данном случае использована классификация цен по характеру обслуживаемого оборота.

Проблемы ценообразования (формирования цены на услугу) можно считать наиболее сложными в практике хозяйствования. Несмотря на существование неценовых форм конкуренции, именно от правильности решений в области ценообразования в настоящее время в очень большой степени зависит конкурентоспособность АТП и его экономическая устойчивость.

Процесс ценообразования предполагает оценку спроса на услуги, оказываемые предприятием; анализ структуры и динамики расходов, обеспечивающих эти услуги; анализ цен, предлагаемых конкурентами; выбор стратегии и методов ценообразования, обеспечивающий превышение роста доходов АТП над ростом его расходов.

Поскольку нижний предел величины тарифов определяется на основе измерения и анализа затрат на продукцию, то можно считать, что факторы формирования расходов являются опосредованными через себестоимость единицы продукции факторами формирования тарифов.

Контрольные вопросы к первой части.

  1. Назовите несколько конкретных финансовых показателей деятельности АТП.




  1. Подробно объясните, почему на АТП должна преимущественно использоваться повременная заработная плата.




  1. Какие факторы себестоимости услуг можно отнести к социально-экономическим?




  1. В каких случаях общая сумма затрат на услугу увеличивается, а себестоимость единицы услуг снижается?




  1. Какие стратегически неверные решения могут привести к падению объемов дохода АТП?




  1. При каком методе оценки экономической эффективности деятельности АТП предполагается, что благосостояние работников имеет такое же значение, как и финансовые интересы владельцев предприятия?




  1. Назовите конкретные показатели, которые можно использовать при ресурсном методе оценки эффективности деятельности АТП.




  1. Дайте экономическую характеристику основных и оборотных средств предприятия и определите их принципиальные отличия с учетом специфики деятельности АТП.




  1. Назовите экономические факторы эффективности использования основных фондов на СТО.




  1. Какие пути повышения эффективности использования основных фондов наименее затратные?




  1. Как можно увеличить физический срок службы основных фондов?




  1. Каковы отличия структуры оборотных фондов АТП от структуры оборотных фондов промышленного предприятия?

  2. .Как можно предупредить моральный износ основных фондов?

  3. Почему в составе оборотных фондов АТП, занятого только ремонтом кузовов, отсутствует готовая продукция?

ЧАСТЬ 2

ПРИМЕРЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
С учетом многогранности тем дипломных проектов ниже приводятся общие рекомендации по содержанию раздела «Технико-экономическое обоснование темы дипломного проекта». Детализация содержания этого раздела, глубина его проработки зависят от эрудиции исполнителя, умения ставить народнохозяйственную задачу и прорабатывать методы ее решения.

Основой для выполнения исследования по разделу «Технико-экономическое обоснование дипломного проекта» являются маркетинговые исследования. [4]

Маркетинг – это комплекс наиболее существенных элементов рыночных отношений и информационных потоков, которые связывают предприятие с рынками сбыта его услуги.

Сущность плана маркетинга заключается в приведении предприятия в соответствие с ситуацией на рынке, в конкретизации потребителя услуги, а также в возможном определении его потребностей и способов их удовлетворения.

План маркетинга условно реализуется в следующих этапах: сегментация рынка, оценка существующей конъюнктуры, прогноз реализации услуги.

Сегментация рынка – процесс разделения совокупности потребителей на однородные группы по заранее определенным критериям. К сегментации прибегают как крупные, так и средние предприятия. Малые предприятия обычно довольствуются более узкими участками рынка, называемыми рыночными нишами.

Рыночная ниша – малый участок рынка, где небольшое предприятие благодаря своей уникальной (оригинальной) услуги по обслуживанию автомобилей или оригинальной (уникальной) форме обслуживания потребителей не имеет сильных конкурентов и может рассчитывать на коммерческий успех.

В процессе сегментации для владельцев личного транспорта используется следующие критерии: географический, демографический, психографический и поведенческий. Другими словами на этом этапе необходимо определить: в каком районе города будут проживать владельцы автомобилей, мужчины это или женщины, к какой определенной социальной группе они будут относиться, каким образом будут реагировать на маркетинговые мероприятия. Возможно комбинированная сегментация, т. е. сочетания вышеперечисленных признаков.

Выбранным сегментом может являться предприятие, имеющие на своем балансе различный подвижной состав (строительные компании, автотранспортные предприятия, посреднические фирмы и т.д.). В данном случае целесообразно классифицировать эти предприятия по сфере деятельности, месту нахождения, структуре подвижного состава, объему производства и реализации товара, численности персонала и т.п. Рассматриваются общие и отличительные характеристики, определяется, кто станет приоритетным потребителем услуги.

Если услуга производится для предприятия, основной вид деятельности которого перевозка грузов или пассажиров, то характеризуется потребность данного предприятия при получении услуги.

Оценка существующей конъюнктуры выполняется с помощью маркетинговых исследований, результаты, которых должны позволить определить количество реализуемых услуг и задачи планирования.

Маркетинговые исследования - это сбор, регистрация и анализ данных о проблемах сбыта услуг, а именно: вид услуги, её количественное выражение в данном географическом сегменте.

Маркетинговые исследования строятся на использовании аналитических методов, что позволяет значительно сузить зону интуитивных догадок и предположений и принимать более обоснованные решения. Этапы проведения маркетинговых исследований представлены на рис. 7. Поясним выполнение этапов маркетинговых исследований применительно к каждой ситуации.

Схема представления этапов маркетингового исследования обязательна для всех ситуаций.

Согласно представленной схеме, на первом этапе необходимо сформулировать проблему и предварительно изложить задачи, решение которых в ходе исследования даст ключ к реализации проекта. Проблема формулируется в зависимости от рассматриваемой ситуации (с 1 по 6).


Выявление проблемы и формулирование цели исследования





Отбор источников информации





Сбор информации
















Анализ собранной информации




Представление полученных результатов


Рис. 7. Типовая схема проведения маркетинговых исследований


На втором этапе исследований необходимо отобрать источники информации. Информация может относиться к вторичным и первичным данным. Информация, относящаяся к вторичным данным уже где-то существует, будучи собранной когда-то и кем-то для других целей. Источник сбора вторичной информации может быть внешний и внутренний. Во внешнем источнике выделяют два самостоятельных направления: 1) публикации, которыми может воспользоваться любое заинтересованное в получении каких-либо данных предприятие (к этой категории относятся все официальные публикации), информация предоставляется бесплатно; 2) данные которые собираются и разрабатываются государственными учреждениями, частными и общественными организациями; такая информация может предоставляться пользователям за соответствующую плату – Интернет-услуги, диспетчерская служба и т.п. Внутренний источник сбора вторичной информации – это подразделения, службы, а также отдельные работники предприятия. После того, как все возможные источники вторичных данных определены, выбираются источники сбора первичной информации. Первичная информация собирается специально для цели, определенной в дипломном проекте. Для сбора данной информации может использоваться наблюдение, эксперимент, опрос. Второй этап маркетинговых исследований для всех ситуаций предполагает использование первичной и вторичной информации.

Третий этап маркетинговых исследований предполагает практическую реализацию предыдущего этапа. В разделе дипломного проекта достаточно написать фразу: «предполагает практическую реализацию второго этапа маркетинговых исследований». Четвертый этап маркетинговых исследований – извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов, т.е. обработка данных, полученных на предыдущем этапе. При реализации данного этапа должны быть получены определенные результаты. Пятый этап маркетинговых исследований предполагает представление полученных результатов, например, в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.п.

Конкурент – физическое или юридическое лицо, которое конкурирует с кем-либо, оспаривает его место на рынке, старается продать свой товар вместо товара другого участника рыночного процесса, старается оттеснить последнего на задний план или вообще вытеснить с рынка.

Результаты собранной информации о конкурентах студент обрабатывает и представляет на пятом этапе маркетинговых исследований в форме таблицы (табл. 1). Целесообразно указать от 3 до 5 конкурентов.

Таблица 1

Характеристика предприятий, предоставляющих аналогичный вид услуг


Наименование конкурента и его местонахождение

Размер предприятия (по объему реализуемой услуги в год)

Доля на рынке (в процентах)

Ценовая политика и цена

Преимущество конкурентов


















Под таблицей делается вывод о наиболее сильных конкурентах и возможная форма их реакции на появление предприятия по производству предлагаемой в БП услуги.

Кроме того, при оценке существующей конъюнктуры проводится анализ ценовой политики, которую может использовать предприятие в своей деятельности.

Цена и ценовая политика в условиях рыночных отношений играют важную роль в экономике предприятия, определяя источники его финансового благополучия. Часто цена услуги свидетельствует о его конкурентоспособности и занимаемой предприятием позиции на рынке. Ценовая политика в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на свои услуги цену в зависимости от ситуации на рынке с тем, чтобы овладеть определенной долей рынка и получить намеченный объем прибыли.

Для установления оптимального уровня цен можно используется как затратный метод расчета, так и административный.

Затратный метод – это ориентация на затраты предприятия, связанные с производством и реализацией услуги, и желательную для него прибыль.

Административный метод расчета – это ориентация на средние рыночные цены на данные услуги, или ориентация на ценового лидера, или на спрос.

Объемы реализуемой услуги должны быть представлены в натуральных единицах применительно к выбранным рыночным сегментам по месяцам года (см. табл. 2).


Таблица 2

Количество реализуемой услуги в год

Сегмент

январь

февраль

март

…..

декабрь

Владельцы личного транспорта
















Предприятия, юридические лица

















После таблицы делается вывод о стабильности (нестабильности) реализации услуги в течение года, о сезонных колебаниях спроса.

Поясним описание маркетинговых исследований на каждом из этапов.
Ситуация 1 –проектирование малых предприятий.

На современном этапе развития рыночных отношений в России целесообразно организовывать предпринимательскую деятельность в виде малого предприятия. В соответствии с федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и средняя численность работников за отчетный период не превышает 50 человек (конкретно для оказания услуг по обслуживанию автомобилей). Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (частный предприниматель).

Результатами деятельности малых предприятий может быть любой товар. На современном этапе экономических отношений наибольшее развитие получило производственное предпринимательство. В связи с увеличением среднего дохода населения увеличивается количества легковых автомобилей, приобретаемых в личное пользование.

Этап 1 маркетинговых исследований. Проблема маркетинговых исследований – обоснование выбранного для проектирования предприятия. Целью маркетинговых исследований является определение количества услуг для парка автомобилей.

Этап 4 маркетинговых исследований.

При выполнении дипломных проектов по проектированию малых предприятий различного направления (ремонт двигателей автомобилей, шиномонтажные мастерские, мойки, дорожные СТО и т.п.), исполнитель должен обосновать выбранное им для проектирования предприятие. В обосновании необходимо рассмотреть наличие инженерных коммуникаций, транспортных артерий, географическое расположение предприятия, номенклатуры оказываемых услуг и т.п. Привлекаемый для обоснования материал может быть весьма разнообразным, поэтому он должен быть ранжирован дипломником так, чтобы приводимые аргументы позволили сформулировать цель проекта и наметить решаемые в нем задачи. В качестве примера (приложение 2) рассмотрим обоснование проектирования малого предприятия по обслуживанию систем питания автомобилей с дизельными двигателями. В первую очередь дипломник акцентирует внимание на том, что в регионе таких автомобилей достаточно много (по данным ГИБДД, их 5% от общего количества легковых автомобилей). Причем эти автомобили в основном иностранного производства, поэтому обслуживать их системы питания сам владелец не может, т.к. необходимо специальное оборудование.

При анализе трудозатрат на обслуживание автомобилей с дизельными двигателями становится очевидным, что не все виды работ выполняются в полном объеме. При таком техническом обслуживании эти автомобили потенциально опасны для транспортного потока городов как по техническому состоянию, так и по экологическим показателям. Особенно остро стоит вопрос диагностирования дизельной аппаратуры иностранного производства. Наша диагностическая аппаратура не адаптирована к диагностике топливной аппаратуры иномарок. Следовательно, требуется разработка дополнительных узлов, а именно датчиков, которые позволяли бы использовать отечественную аппаратуру для диагностирования систем питания иномарок. Пример оформления «листа обоснования» при проектировании малых предприятий представлен на рис. 7.


Рис. 7. Пример оформления «листа обоснования» при проектировании малых предприятий






После подобного анализа представляется возможным сформулировать задачи, решаемые в данном проекте, а именно: 1) разработка оборудования для дизельной топливной аппаратуры; 2) оснащение материально-технической базы предприятия необходимым оборудованием.

В результате маркетинговых исследований должно быть сформулировано четкое и ясное представление [5]:

- о годовом количестве условно обслуживаемых на СТО автомобилей;

- характеристике услуг;

- цене на предлагаемую услугу (будет соответствовать сложившейся для данного рыночного сегмента).

Анализ результатов собранной информации целесообразно представить в табличном виде (табл. 3).
Таблица 3
Результаты маркетинговых исследований


Наименование марки автомобиля

Количество автомобилей данной марки в регионе

Вид услуг для данной марки

Существующий уровень цен на данную услугу

Количество заездов одного автомобиля


















При экономической оценке проектных решений (проектирование СТО) необходимо выполнить:

  1. Расчет капитальных вложений с использованием данных проектируемой площади СТО

  2. Расчет текущих затрат СТО

  3. Расчет дохода с использованием данных производственной программы

  4. Расчет налогов

  5. Расчет прибыли

  6. Расчет рентабельности

  7. Расчет уровня безубыточности

  8. Расчет срока окупаемости

При расчёте использовать данные приложений А, Б, В, Г,Д.
1 Расчет капитальных вложений
Капитальные вложения — совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов.

К капитальным вложениям (КВ) относятся затраты:

Стоимость 1 м2 площади помещений с учетом затрат на коммуникации может быть принята от 8 000...12 000 руб. для зданий, выполненных из быстровозводимых конструкций, и 17 000...22 000 руб. для зданий из железобетона.

Затраты на приобретение и монтаж технологического оборудования могут быть приняты в пределах 220 000... 460 000 руб. на 1 рабочий пост (меньшие значения для оборудования отечественного производства). В эти суммы включены затраты на оснащение производственных участков и затраты на монтаж оборудования.

Затраты на монтаж и транспортировку приобретаемого оборудования принимаются равными 15% стоимости оборудования.

Кроме того, необходимо отдельно привести расчет затрат на мероприятия по БЖД и включить их в капитальные вложения СТО [7].

Результаты расчета капитальных вложений сводятся в таблицу.
2 Расчет текущих затрат СТО
Исходные данные необходимые для расчета текущих затрат СТО приведены в табл. 4.
Таблица 4

Исходные данные для расчета текущих затрат СТО

Показатель

Значение показателя

Общая трудоемкость ремонтных работ, челчас




Часовая тарифная ставка ремонтного рабочего 5-го разряда, руб




Поясной коэффициент




Расход силовой энергии, кВтч




Норма расхода электроэнергии, Вт/(м2ч),




Цена электроэнергии, руб./кВт.




Продолжительность работы электрического освещения в течение года, ч




Площадь пола зданий основного производства, м2




Норма расхода воды на одно техническое обслуживание, м3




Количество технических обслуживаний




Цена воды для технических нужд, руб./м3




Норматив расхода бытовой воды, л




Количество работников, чел.




Цена воды для бытовых нужд, руб./м3




Количество дней работы предприятия за год




Норматив расхода тепла, Гкал/м3 год




Объем отапливаемого помещения, м3




Цена за 1 Гкал отапливаемой площади, руб./Гкал,




Стоимость оборудования, руб





Правительство разработало и ввело в действие «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Состав расходов, включаемых в себестоимость, определяется налоговым кодексом, который устанавливает:


Для определения затрат, следует использовать нижеприведенную методику.

1 Затраты на содержание предприятия
Затраты на силовую электроэнергию
(1)
или (2)
где - расход силовой энергии, кВтч (если в технологической части проекта отсутствуют данные о потребляемой мощности установленного оборудования СТО, расход силовой энергии рекомендуется принимать 30005000 кВтч на одного ремонтного рабочего в год);

- цена электроэнергии, руб./кВт.

- расход силовой энергии по предприятию за 1 час работы, рекомендуется принимать 120-150 кВт;

Q – продолжительность работы силового оборудования в год, ч.
Затраты на осветительную энергию
, (3)
где - норма расхода электроэнергии, Вт/(м2ч), принимается 15-20Вт на 1м2 площади пола;

- продолжительность работы электрического освещения в течение года, ч; принимается 2100 ч;

- площадь пола зданий основного производства, м2.
Затраты на воду определяют для бытовых и технологических нужд:
затраты на воду для технических целей
, (4)
где - норма расхода воды на одно техническое обслуживание, м3 ;

- количество обслуживаний;

- цена воды для технических нужд, руб./м3.
Затраты на воду для бытовых нужд
, (5)
где - норматив расхода бытовой воды, л (принимается 40 л за смену на одного работающего при наличии душа, при отсутствии - 25л на одного работающего);

- количество работников, чел.;

- цена воды для бытовых нужд, руб./м3;

- количество дней работы предприятия за год.
Затраты на отопление
, (6)
где- норматив расхода тепла, Гкал/м3 год, принимается 0,1 Гкал/м3 год;

Vобъем отапливаемого помещения, м3

- цена за 1 Гкал отапливаемой площади, руб./Гкал.
Сумма затрат на содержание предприятия: электроэнергию, освещение, горячую и холодную воду:
(7)
2 Фонд оплаты труда
, (8)
где - фонд заработной платы ремонтных рабочих, руб.;

- фонд заработной платы вспомогательных рабочих, руб.;

- фонд заработной платы руководителей и специалистов, руб.; принимается в размере 17-20% от фонда заработной платы ремонтных рабочих;

- фонд заработной платы служащих, руб.; рекомендуется 6-8% от фонда заработной платы ремонтных рабочих;

- фонд заработной платы младшего обслуживающего персонала и пожарно-сторожевой службы, руб.; принимается 0,5-1% от фонда заработной платы ремонтных рабочих.
Фонд заработной платы ремонтных рабочих:
, (9)
где ФЗПосн – основная заработная плата ремонтных рабочих, руб;

ФЗПдоп – дополнительная заработная плата ремонтных рабочих, руб.
Основная заработная плата ремонтных рабочих:
, (10)
где ЗПтар – заработная плата ремонтных рабочих по тарифу, руб;

ЗПп - премии ремонтным рабочим, руб;

ЗПн - надбавки и доплаты ремонтным рабочим, руб.
Дополнительная заработная плата:
, (11)
где - процент дополнительной заработной платы, = 610%.
Заработная плата ремонтных рабочих по тарифу:
, (12)
где Тобщ – общая трудоемкость выполнения услуг, чел.ч;

Сч –∙часовая тарифная ставка ремонтного рабочего, руб./чел.ч;

Кп – поясной коэффициент.

Премии ремонтным рабочим (руб.):
, (13)

где - процент премии, установленный по подразделению, рекомендуется принимать =2040%.
Доплаты бригадирам за руководство бригадой, доплаты за работу в ночное время принимают в процентах от заработной платы, начисленной по тарифу (руб.):

, (14)
где - процент доплат, рекомендуется принимать в размере 12%.


Фонд заработной платы вспомогательных рабочих:
, (15)
где ФЗПосн – основная заработная плата вспомогательных рабочих, руб;

ФЗПдоп – дополнительная заработная плата вспомогательных рабочих, руб.
Основная заработная плата вспомогательных рабочих:
, (16)
где ЗПтар – заработная плата вспомогательных рабочих по тарифу, руб;

ЗПп - премии вспомогательным рабочим, руб;
Дополнительная заработная плата:
, (17)
где - процент дополнительной заработной платы, = 610%.
Расчет сметы по труду вспомогательных рабочих имеют некоторые особенности по сравнению с расчетом заработной платы основных рабочих. Годовая производственная программа вспомогательных рабочих принимается в процентах от годовой производственной программы ремонтных рабочих. Для предприятий, обслуживающих более 300 автомобилей, 20%; для других - 30%.
Заработная плата вспомогательных рабочих по тарифу:
, (18)
где Тобщ – общая трудоемкость выполнения услуг, чел.ч;

Сч –∙часовая тарифная ставка вспомогательного рабочего, руб./чел.ч;

Кп – поясной коэффициент.
Премии вспомогательным рабочим (руб.):
, (19)
где - процент премии, установленный по подразделению, рекомендуется принимать =2040%.


В зависимости от формы налогообложения отчисления из фонда оплаты труда могут быть в пенсионный фонд:
(20)
3 Амортизация оборудования
, (21)
где Сб – балансовая стоимость оборудования, руб.
Для расчета амортизационных отчислений студентом может использоваться любой из известных ему методов.
4 Затраты на запасные части, материалы и инструмент
Затраты на запасные части, материалы и инструмент для организации работ Зм целесообразно планировать в размере 20 % от размера годового объёма работ по техническому обслуживанию и ремонту.
(22)
где Цнч – стоимость нормо-часа принимать самостоятельно
5 Накладные расходы

Накладные расходы (НР) могут включать в себя расходы, связанные с содержанием служебного транспорта, командировочные расходы, расходы на канцелярские принадлежности, информационную рекламу, оплату телефонных разговоров, затраты на обязательное страхование имущества. Их величину целесообразно планировать в размере 12 – 15 % от величины общих затрат с 1 по 4 пункт включительно.
(23)
Таким образом, появилась возможность определения затрат для реализации услуг по техническому обслуживанию и ремонту.

Затраты на услугу – один из важнейших показателей, характеризующих эффективность производства [14]. Она представляет собой выраженную в денежной форме величину расходов предприятия, возмещение которых в данный период необходимо ему для осуществления простого воспроизводства (табл. 5).
Таблица 5

Текущие затраты СТО на обслуживание и ремонт автомобилей

Статья затрат

Величина затрат, руб.

Структура, %

  1. Затраты на содержание предприятия







  1. Фонд заработной платы с отчислениями







  1. Амортизация оборудования







  1. Запасные части, материалы и инструмент







  1. Накладные расходы







Итого








По структуре текущих затрат СТО сделать вывод и обосновать целесообразность разрабатываемых мероприятий.
3 Расчет дохода СТО

Величина дохода СТО определяется по формуле:

, (24)

где Цi – цена вида услуг СТО, руб.;

Ni – количество услуг данного вида.
, (25)
где Цнч – стоимость нормо-часа, руб;

Тобщ – общая трудоемкость работ СТО, чел.ч
(26)
(27)
Способ расчета дохода студент выбирает самостоятельно.
4 Расчет налогов
Согласно налоговому кодексу РФ налогообложению в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – единый налог) подлежит техническое обслуживание и ремонт, мойка автотранспортных средств.

В настоящей работе используются следующие понятия [10]:

вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке;

базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;

корректирующие коэффициенты базовой доходности – коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

При исчислении налоговой базы используется следующая формула расчета:
, (28)
где ВД – величина вмененного дохода;

БД –значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности;

N1,N2,N3–физические показатели, характеризующие данный вид деятельности в каждом месяце налогового периода, принимается количество рабочих;

К1, К2, К3 – корректирующие коэффициенты базовой доходности: К1=1, К2=1, К3 - см. в налоговом кодексе.
Единый налог на вмененный доход исчисляется налогоплательщиками по ставке 15 % вмененного дохода по следующей формуле:
, (29)
Величина ЕН уточняется в местных органах налоговой инспекции.

Для индивидуальных предпринимателей возможно применение упрощенной системы налогообложения. При расчете предприниматель выбирает самостоятельно базу налогообложения. Это может быть величина дохода, налог от которой составляет 6 %. Или величина дохода минус затраты. От этой величины налог составляет 15 %. Даже если в отчетном периоде предприятие имело убытки, в налог все равно отчисляется денежная сумма с величины, указанной в налоговом кодексе.

При обычной системе налогообложения (для АТП) определяется сумма налоговых сборов, относимая на финансовый результат. К ним относится транспортный налог, налог на имущество предприятия. Налоговая ставка налога на имущество на территории г. Омска – 2% от стоимости основных производственных фондов.
5 Расчет прибыли
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (доходами) от реализации продукции (работ, услуг), и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг) и величиной налога.
(30)
6 Расчет рентабельности

Рентабельность – это отношение прибыли к затратам (%).

(31)
7 Определение уровня безубыточности
Предлагаемые разработки направлены на реализацию услуги с целью получения прибыли. Совершенно правомерно пытаться максимизировать разницу между прибылью и затратами. Поэтому для любого проекта основным источником увеличения прибыли становится снижение затрат. Отсюда следует, что главная цель рыночного анализа затрат – выявить оптимальное соотношение между издержками и доходами, что является важнейшим условием выживания и благополучия предприятия.

В этом случае категорию издержек уже нельзя рассматривать как некий монолит, отдельные структурные элементы которого подчиняются тем же законам, что и целое. Практически становится необходимым выделение из валовых (совокупных) издержек постоянных и переменных издержек.

Постоянные издержки (FC – от англ. Fixed Costs) не зависят от объема реализации услуг в короткие промежутки времени и могут контролироваться в долговременном периоде. По своей экономической природе постоянные издержки являются затратами на создание условий для конкретной деятельности и включают расходы по содержанию зданий, помещений, арендную плату, оплату труда административного аппарата, отчисления на обязательное страхование имущества, амортизационные отчисления [5].

Переменные издержки (VC – от англ. Variable Costs) меняются вместе с объемом реализации услуг и обычно определяются этим объемом. Их экономическая природа – затраты на реализацию услуг по техническому обслуживанию и ремонту. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, газ и электроэнергию, расходы на оплату труда.

В ходе исследования соотношения доходов и затрат надо учитывать, что своим предложением предприятие может управлять, а спросом управлять возможно только повышая качество услуг по техническому обслуживанию и ремонту.

В процессе такого анализа определяется точка безубыточности, соответствующая объему реализации услуг при заданном (или анализируемом) уровне цен, при котором доход равен издержкам производства. Точка безубыточности определяется как отношение постоянных издержек производства FC к разнице между ценой P и удельными переменными издержками VC, т.е.
(32)

где Х – безубыточный объем реализации услуги (ед, чел.ч);

P – цена за услугу, руб.;

FC – постоянные затраты, руб.;

VC – переменные затраты в расчете на одну услугу, руб.
Графический подход к определению точки безубыточности основан на так называемой диаграмме безубыточности (рис. 8).

Доход, переменные и постоянные затраты откладываются по вертикальной оси, объем – по горизонтальной. Точка безубыточности – это точка, в которой пересекаются прямая, соответствующая объему выручки, и прямая, соответствующая общим затратам. Заштрихованная справа часть на рисунке отражает имеющийся потенциал прибыли от результатов деятельности.

В точке пересечения линии доход от реализации и общей величины затрат величина прибыли равна нулю, но убытков не будет.

На местоположение точки безубыточности большое влияние оказывают такие факторы, как изменения цен на услугу, динамика постоянных и переменных затрат. При повышении цены на услугу минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, уменьшается, а при снижении цены – возрастает.

При увеличении постоянных издержек минимальный объем реализуемых услуг, соответствующий точке безубыточности, повышается. Таким образом, с помощью графика безубыточности возможно определение оптимальной величины затрат и дохода.



Рис. 8. Диаграмма безубыточности
8 Расчет срока окупаемости проекта

Срок окупаемости проекта определяется как отношение величины капитальных вложений на величину прибыли.
(33)
После выполненных расчетов необходимо сделать вывод.

Графический материал на листе дипломного проекта должен содержать диаграмму безубыточности и данные представленные в табл. 6.
Таблица 6

- Технико-экономические показатели деятельности СТО

Показатель

Значение показателя

Трудоёмкость ремонтных работ, чел∙ч




Количество обслуживаний, ед.




Доход, руб.




Текущие затраты СТО, руб

в том числе:




  • затраты на содержание предприятия




  • фонд заработной платы с отчислениями




  • амортизация оборудования




  • запасные части, материалы и инструмент




  • накладные расходы




Единый налог на вмененный доход, руб.




Прибыль, руб.




Рентабельность, %




Безубыточный объем реализации услуг, ед.




Капитальные вложения, руб.




Срок окупаемости капитальных вложений, год





При экономической оценке проектных решений (внедрение мероприятий на СТО) необходимо выполнить:

  1. Расчет капитальных вложений

  2. Расчет текущих затрат СТО

  3. Расчет дохода СТО

  4. Расчет налогов;

  5. Расчет прибыли

  6. Расчет рентабельности

  7. Определение уровня безубыточности СТО

  8. Расчет текущих затрат проектируемого участка

  9. Расчет доходов проектируемого участка

10. Определение уровня безубыточности проектируемого участка.

11.Оценка влияния разработанных мероприятий на экономические показатели СТО

11.1 Оценка влияния на текущие затраты СТО

11.2 Оценка влияния на доход, прибыль и рентабельность.

11.3 Оценка влияния на уровень безубыточности СТО
При расчёте использовать данные приложений А, Б, В, Г,Д.
1 Расчет капитальных вложений

Определяется величина затрат необходимых для внедрения в производство предлагаемых мероприятий, в том числе затраты на мероприятия по БЖД (см.раздел 1, ситуация 1).
2 Расчет текущих затрат СТО

Исходные данные необходимые для расчета текущих затрат СТО приведены в таблице 1.

Расчет текущих затрат СТО производится по формулам (1 – 23), результаты сводятся в табл. 7.
Таблица 7
Текущие затраты по техническому обслуживанию и ремонту СТО


Статья затрат

Сумма затрат, руб.

Структура, %

  1. Затраты на содержание предприятия







  1. Фонд заработной платы с отчислениями







  1. Амортизация оборудования







  1. Запасные части, материалы и инструмент







  1. Накладные расходы







Итого








3 Расчет дохода СТО
Расчет дохода СТО производится по формулам (24-25).
Способ расчета дохода студент выбирает самостоятельно.
4 Расчет налогов

Расчет налогов производится аналогично первой ситуации по формулам (28-29).
5 Расчет прибыли.

Расчет прибыли производится по формуле 30.
6 РАСЧЕТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Расчет рентабельности производится по формуле 31.
7 Определение уровня безубыточности СТО

Определение уровня безубыточности производится аналогично первой ситуации
8 Расчет текущих затрат проектируемого участка
Если проектным решением предусмотрена реконструкция участка, то все расчеты производятся до и после мероприятий, если по вновь создаваемому участку, то только один вариант расчетов.

Необходимые исходные данные для расчета текущих затрат проектируемого участка приведены в табл. 8.
Таблица 8
Исходные данные для расчета текущих затрат проектируемого участка


Показатель

Значение показателя

Трудоемкость ремонтных работ по участку, челчас




Поясной коэффициент




Расход силовой энергии на участке, кВтч




Продолжительность работы электрического освещения в течение года, ч




Площадь пола участка, м2




Норма расхода воды на одно техническое обслуживание, м3




Количество технических обслуживаний на участке




Количество ремонтных рабочих на участке, чел.




Объем отапливаемого помещения (участок), м3




Стоимость оборудования, установленного на участке , руб





Ниже приведена методика для расчета текущих затрат вновь создаваемого участка.
1 Затраты на содержание участка
Затраты на силовую электроэнергию
(34)
или (35)
где - расход силовой энергии, кВтч (если в технологической части проекта отсутствуют данные о потребляемой мощности установленного оборудования СТО, расход силовой энергии рекомендуется принимать 30005000 кВтч на одного ремонтного рабочего в год);

- цена электроэнергии, руб./кВт.

- расход силовой энергии по предприятию за 1 час работы, рекомендуется принимать 120-150 кВт;

Q – продолжительность работы силового оборудования в год, ч.
Затраты на осветительную энергию
, (36)
где - норма расхода электроэнергии, Вт/(м2ч), принимается 15-20Вт на 1м2 площади пола;

- продолжительность работы электрического освещения в течение года, ч; принимается 2100 ч;

- площадь пола зданий основного производства, м2.
Затраты на воду определяют для бытовых и технологических нужд:
затраты на воду для технических целей
, (37)
где - норма расхода воды на одно техническое обслуживание, м3 ;

- количество обслуживаний;

- цена воды для технических нужд, руб./м3.
Затраты на воду для бытовых нужд
, (38)
где - норматив расхода бытовой воды, л (принимается 40 л за смену на одного работающего при наличии душа, при отсутствии - 25л на одного работающего);

- количество работников, чел.;

- цена воды для бытовых нужд, руб./м3;

- количество дней работы предприятия за год.
Затраты на отопление
, (39)
где- норматив расхода тепла, Гкал/м3 год, принимается 0,1 Гкал/м3 год;

Vобъем отапливаемого помещения, м3

- цена за 1 Гкал отапливаемой площади, руб./Гкал.
Сумма затрат на содержание участка: электроэнергию, освещение, горячую и холодную воду:
(40)
2 Фонд оплаты труда ремонтных рабочих по участку
(41)
(42)
Заработная плата ремонтных рабочих по тарифу
, (43)
где Тобщ – общая трудоемкость выполнения услуг, чел.-ч;

Сч –∙часовая тарифная ставка ремонтного рабочего, руб./ч;

Кп – поясной коэффициент.
Премии ремонтным рабочим (руб.):
, (44)
где - процент премии, установленный по подразделению, рекомендуется принимать =2040%.
Доплаты бригадирам за руководство бригадой, доплаты за работу в ночное время принимают в процентах от заработной платы, начисленной по тарифу (руб.):

, (45)
где - процент доплат, рекомендуется принимать в размере 12%.
Дополнительная заработная плата (руб.):
, (46)
где - процент дополнительной заработной платы, = 610%.
В зависимости от формы налогообложения отчисления из фонда оплаты труда могут быть в пенсионный фонд:
(47)

3 Амортизация оборудования
, (48)
где Сб – балансовая стоимость оборудования, руб.
Для расчета амортизационных отчислений студентом может использоваться любой из известных ему методов.
4 Затраты на запасные части, материалы и инструмент
Затраты на материалы и инструмент для организации работ Зм целесообразно планировать в размере 20 % от размера годового объёма работ по техническому обслуживанию и ремонту.
(49)
где Цнч – стоимость нормо-часа принимать самостоятельно
5 Накладные расходы

Накладные расходы (НР) могут включать в себя расходы, связанные с содержанием служебного транспорта, командировочные расходы, расходы на канцелярские принадлежности, информационную рекламу, оплату телефонных разговоров, затраты на обязательное страхование имущества. Их величину целесообразно планировать в размере 12 – 15 % от величины общих затрат с 1 по 4 пункт включительно.
(50)
Результаты расчета сводятся в табл. 9.
Таблица 9
Текущие затраты на услуги проектируемого участка


Статья затрат

Величина затрат, руб

до

мероприятия

после мероприятия

  1. Затраты на содержание предприятия







  1. Фонд заработной платы с отчислениями







  1. Амортизация оборудования







  1. Запасные части, материалы и инструмент







  1. Накладные расходы







Итого









9 Расчет дохода проектируемого участка

Расчет дохода производится по формуле 24 или 25

Для ранее существующего участка необходимо рассчитывать доход до и после реконструкции

10 Определение уровня безубыточности проектируемого участка

Определение уровня безубыточности производится аналогично первой ситуации для СТО.
11 Оценка влияния разработанных мероприятий на экономические показатели СТО
11.1 Оценка влияния на текущие затраты СТО
Результаты расчетов, приведенные в таблице 4 необходимо откорректировать в соответствии с приведенными расчетами по участку. Полученные результаты свести в табл. 10 .
Таблица 10
Затраты СТО на ТО и Р после внедрения мероприятий


Статья затрат

Величина затрат, руб.

Абсолютное отклонение

до

мероприятия

после мероприятия

  1. Затраты на содержание предприятия










  1. Фонд заработной платы с отчислениями










  1. Амортизация оборудования










  1. Запасные части, материалы и инструмент










  1. Накладные расходы










Итого












11.2 Оценка влияния на доход, прибыль и рентабельность

Для ситуации по вновь создаваемому участку, доход рассчитывается по формуле:

(51)
Для ситуации связанной с реконструкцией существующего участка, доход рассчитывается по формуле:
(52)
(53)
(50)
Если внедрение предлагаемых мероприятий предполагает изменение численности работников, необходимо пересчитать единый налог, в противном случае он останется без изменений.
(54)
11.3 Оценка влияния на уровень безубыточности СТО

Необходимо пересчитать безубыточный объем работ для СТО после внедрения предлагаемых мероприятий.

По результатам расчетов сделать вывод.

12. Расчет срока окупаемости капитальных вложений
(52)
Графический материал дипломного проекта может быть представлен в виде табл. 11., табл. 12, табл. 13.
Таблица 11
Результаты влияния разработанных мероприятий на показатели работы СТО


Показатель

Значение показателя

Абсолютное отклонение

До мероприятия

После мероприятия

Производственная программа, чел∙час










Количество обслуживаний, ед.










Количество ремонтных рабочих










Площадь СТО м2









  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации