Щербинина О.Е. Правовое регулирование Внешнеэкономической деятельности - файл n1.doc

приобрести
Щербинина О.Е. Правовое регулирование Внешнеэкономической деятельности
скачать (514 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc514kb.19.09.2012 10:49скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский Федеральный Университет

О.Е. Щербинина

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие
Красноярск

СФУ

2011

УДК 339.9 (07)

ББК Рецензенты: канд. юрид. наук, доцент кафедры международного права ЮИ СФУ Т.Ю. Сидорова; канд. юрид. наук, доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права ЮИ СФУ Н.Л. Клык.


Щербинина О.Е.
Щ 64 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / О.Е. Щербинина. – Красноярск: Сибирский федеральный университет , 2011. - 99 с.
ISBN 978-5-7638-2158-1

В пособии рассматриваются наиболее важные вопросы осуществления внешнеэкономической деятельности, выделяются возникающие при этом проблемы и формулируются возможные способы их решения. Особое внимание уделено методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также заключению и исполнению внешнеторговых контрактов.

Учебное пособие предназначено для изучения спецкурса с аналогичным названием.

ISBN 978-5-7638-2158-1


УДК 339.9(07)

ББК 67.932. 11 я 73

© О.Е. Щербинина, 2011

© Сибирский федеральный университет

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...5

Глава 1.  ОСНОВЫ   ПРАВОВОГО   РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.  Государственное регулирование внешнеторговой деятельности.......7

1.2. Таможенно-тарифное регулирование …………………………..…. ….11

1.3. Меры нетарифного регулирования …………….……………….…. ….16

1.4. Антидемпинговые меры……..……………………………………… …18

Список литературы к главе 1…………………………………………. …21
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ

В   РЕГУЛИРОВАНИИ    МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ    ОТНОШЕНИЙ

2.1. Унификация и развитие права международной торговли

в рамках комиссии ООН по праву международной торговли

(ЮНСИТРАЛ) …………………………………………………………22

2.2. Значение Международного института частного права

(УНИДРУА) в деле развития и унификации права

международной торговли ……………………………………………..24

2.3. Роль Всемирной торговой организации

в регулировании международной торговли………...………...……...26

2.4. Регулирование торгового оборота в рамках Европейского союза…..28

2.5. Регулирование торговых отношений в рамках СНГ…………..……..31

2.6. Деятельность Международной торговой палаты

по унификации права международной торговли ………………..….34

Список литературы к главе 2 ………………………………………...36
ГЛАВА 3. ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ

КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ

3.1. Понятие договора международной купли-продажи товаров,

его заключение……………………………………...…………………37

3.2. Содержание договора международной купли-продажи товаров ……40

3.3. Исполнение договора международной купли-продажи

товаров, его прекращение………………………………………………..44

3.4. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее

исполнение договора международной купли-продажи товаров…….47

3.5. Освобождение от ответственности по договору

международной купли-продажи товаров ……………………….....51

3.6. Разрешение споров по договору международной

купли-продажи товаров……………………..……………………….57

3.7. Исковая давность в международном коммерческом обороте …….64

3.8. Особенности правового регулирования бартерных сделок…..……66

Список литературы к главе 3…………………………………….… 68
ГЛАВА 4. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ ОБОРОТЕ

4.1. Договоры комиссии и поручения во внешней торговле…………...70

4.2. Агентские соглашения. Договор об исключительной

продаже товаров ……………………………………………….…….74

4.3. Договор консигнации…………………………………..……………..80

4.4. Факторинг и форфейтинг…………………...………………………...82

Список литературы к главе 4…………………………………..…….86
ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА

5.1. Понятие международного лизинга…………………………………...87

5.2. Юридическое оформление лизинговых отношений.

Содержание договора .лизинга………………………………………..91

5.3. Исполнение обязательств по договору лизинга ………………….. ..95

Список литературы к главе 5………………………………………….97

ВВЕДЕНИЕ
В международные экономические отношения в широком их понимании вступают различные субъекты: государства, международные организации, транснациональные и иные многонациональные компании, хозяйствующие субъекты различной государственной принадлежности. Их взаимоотношения подчиняются определенным правилам, содержащимся в разнообразных международных актах, национальном законодательстве государств. Основной объем хозяйственных мировых связей при этом реализуют непосредственные их участники - хозяйствующие субъекты. Именно между ними заключаются соответствующие внешнеэкономические контракты. Однако государства сохраняют за собой право определенного контроля за тем, в каких формах и на каких условиях лица, находящиеся в их юрисдикции, осуществляют внешнеэкономическое сотрудничество. Это объясняется тем, что государство защищает права и интересы своих производителей соответствующих товаров, права и интересы потребителей продукции, ввозимой из-за рубежа, обеспечивает собственную экономическую безопасность. Такое право государства обусловлено, прежде всего, общепризнанными принципами и нормами международного права. В то же время современные международные экономические отношения характеризуются их либерализацией. Либерализация является целью, провозглашаемой многими международными экономическими организациями, прежде всего - Всемирной торговой организацией. Поэтому государство, сохраняя за собой право контроля, использует для этого достаточно либеральные методы, а принимаемые меры должны быть обоснованными.

Особенностью международных коммерческих контрактов, через которые выражаются договоренности непосредственных участников внешнеэкономического оборота, является то, что для них характерна унификация правового регулирования. Такая унификация достигается в результате принятия многосторонних конвенций по различным вопросам экономического сотрудничества, принятием типовых законов и руководств. Важную роль в процессе такой унификации играют международные органы и организации, принимающие участие в разработке таких актов, с одной стороны, и привлекающие к участию в этих актах как можно большее число государств, с другой стороны. Кроме того, национальное законодательство различных государств также приобретает некоторое единообразие, поскольку принимается по многим вопросам на основе типовых законов, модельных кодексов.

С учетом всего изложенного и строится спецкурс «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности». Он позволяет выработать у студентов необходимые умения и навыки заключения и осуществления международных коммерческих контрактов, разрешения возможных споров, применения международно-правовых норм и норм национального права, различных государств.


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
При осуществлении сотрудничества в области внешней торговли ее участники подчиняются определенным правилам. Эти правила формируются самой практикой внешнеторговых связей, а также в их разработке участие принимают различные международные организации и государства. При этом следует иметь в виду, что государства по-разному определяют степень своего вмешательства в деятельность участников внешнеторгового оборота. Это зависит от многих экономических и политических факторов: экономического потенциала страны, ее положения на международной арене, расстановки политических сил внутри страны и других обстоятельств. В любом случае государство стремится к защите экономических интересов своих хозяйствующих субъектов и граждан, своей экономики, принимая соответствующие правовые акты: законы, постановления, указы и т.п.

Право каждого государства, как суверенное и неотъемлемое, выбирать свою экономическую систему и защищать ее закреплено в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой в виде Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 1974 г.1. Государства имеют право участвовать в международной торговле и других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах. В процессе сотрудничества не может быть никакой дискриминации, основанной на таких различиях. При этом государства имеют право свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений. Сотрудничество государств должно строиться с учетом либерализации мировой торговли.

Российская Федерация и ее хозяйствующие субъекты являются активными участниками международных торгово-экономических связей, подчиняя их осуществление действующим международным правилам. В то же время Россия принимает и свое национальное законодательство. Характерная особенность российского законодательства последнего времени заключается в его либерализации. Одним из основных правовых актов, регламентирующих процесс осуществления операций в области внешней торговли, является принятый в декабре 2003 г. Федеральный закон Российской Федерации об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности1.

Закон 2003 г. принят в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, защиты экономических и политических интересов России. Он применим ко всем участникам внешнеторговой деятельности - российским и иностранным лицам, участвующим в такого рода деятельности.

Закон предусматривает, что в основе государственного регулирования внешнеторговой деятельности лежат сформулированные в нем принципы. В соответствии со ст. 4 Закона основными принципами являются:

  1. защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

  2. равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;

  3. единство таможенной территории Российской Федерации;

  4. взаимность в отношении другого государства;

  5. обеспечение выполнения обязательств по международным договорам;

  6. выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не обременительными для участников внешнеторгового оборота;

  7. гласность в отношении мер государственного регулирования, их обоснованность и объективность;

  8. исключение неоправданного вмешательства со стороны государства в деятельность участников внешних связей;

  9. обеспечение безопасности страны;

  1. обеспечение права на защиту нарушенных прав участников торговой деятельности;

  2. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

  3. единство применения методов государственного регулирования на всей территории Российской Федерации.

Методами   государственного   регулирования  внешнеторговой деятельности закон называет:

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Закон не допускает.

В соответствии с Законом предусматривается обеспечение благопри­ятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки. Для этого Правительство РФ должно принимать соответствующие меры, в том числе заключать двусторонние и многосторонние договоры по вопро­сам внешнеэкономического сотрудничества, вести переговоры, участ­вовать в создании и деятельности международных организаций. Внешнеэкономические интересы России и ее субъектов в соответствии с Законом обеспечиваются также дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, а также торговыми представительствами. Компетентные органы власти контролируют осуществление внешнеторговой деятельно­сти.

С целью защиты прав и интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг, а также безопасности страны в декабре 2003 года был принят Федеральный закон о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров1. Введение соответствующих мер на основе этого Закона осуществляется с учетом указанных выше принципов.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности имеет место при экспорте объектов внешнеторгового оборота. Основой для этого служит принятый в июле 1999 г. Федеральный закон Российской Федерации об экспортном контроле2. В законе указано, что целью экспортного контроля являются защита интересов Российской Федерации, создание условий для интеграции экономики России в мировую экономику, а также реализации требований международных договоров по определенным вопросам, прежде всего в области нераспространения оружия массового поражения, в отношении продукции военного и двойного назначения. Экспортный контроль осуществляется в том случае, если соответствующие товары включены в списки контролируемых товаров и технологий. Закон определяет и методы такого контроля.

В процессе осуществления внешнеторговой деятельности имеет место движение валютных ресурсов. Для обеспечения реализации единой государственной валютной политики, стабильности внутреннего валютного рынка, устойчивости валюты как факторов прогрессивного развития национальной экономики в декабре 2003 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле1. Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются на основе принципов, сформулированных в Законе:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

  1. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

  2. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

  3. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Таможенно-тарифное регулирование происходит на основе Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации2 и Федерального закона РФ о таможенном тарифе 3.

Конкретизация положений указанных актов имеет место в постановлениях Правительства РФ, а также достаточно большом количестве различных подзаконных актов министерств и ведомств.

Меры государственного регулирования, предусмотренные российским законодательством, в настоящее время согласуются с теми мерами, которые принимаются в других странах. В них государственное регулирование чаще всего осуществляется в рамках правовых актов, принимаемых отдельно по импорту и по экспорту. При этом, например, в США экспортному законодательству присуще экстерриториальное действие. Если иностранное государство имеет федеративное устройство, то наблюдается разграничение регулирования на федеральном и региональном уровнях. Однако регионам отводится весьма незначительная роль в такой регламентации: это могут быть вопросы налогообложения, отнесенные к компетенции субъекта федерации, вопросы приграничной торговли и некоторые другие вопросы внешней торговли, в решении которых компетентен субъект федеративного государства. Основное регулирование осуществляется на основе федерального законодательства. В Федеральном законе РФ об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности также определены предметы ведения в области внешнеторговой деятельности Российской Федерации, ее субъектов, а также предметы совместного ведения.

1.2. Таможенно-тарифное регулирование

Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных методов государственного регулирования в большинстве государств, в том числе и в России. По своему содержанию этот метод представляет применение ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) пошлин.

При характеристике пределов таможенно-тарифного регулирова­ния важное значение имеет понятие «таможенная территория». В вопросе определения понятия таможенной территории наблюдаются две тенденции. В соответствии с одной из них таможенная территория полностью совпадает с государственной. Вторая тенденция исходит из различия таможенной и государственной территорий. В настоящее время вторая тенденция преобладает. Несовпадение таможенной территории с государственной может иметь место при наличии в государстве свободных таможенных зон, таможенных анклавов и таможенных эксклавов, таможенных союзов, зон свободной торговли, зон свободного предпринимательства, беспошлинных зон, свободных (вольных) гаваней и т.п.1

Следовательно, таможенная территория не всегда совпадает по составу с государственной территорией. В ряде случаев она выходит за пределы государственных границ (например, за счет таможенного союза, таможенного анклава), в иных - сокращается за счет исключения части государственной территории из сферы действия таможенной юрисдикции государства (например, за счет таможенного эксклава).

Наряду с понятием таможенной территории различается понятие «таможенная граница». Она также может совпадать или не совпадать с государственной границей.

На таможенной территории государства, в рамках ее границ, действует таможенное законодательство данного государства. В соответствии с его положениями таможенное регулирование представляет собой установление порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров через таможенную границу государства.

Одним из инструментов таможенного регулирования служит тамо­женный тариф. Под ним понимается свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную гра­ницу соответствующего государства. Основными целями таможенного тарифа являются:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в государство;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

-  обеспечение условий для эффективной интеграции государства в мировую экономику.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других фактов, за исключением других случаев, предусмотренных законом. Исключения, в частности, касаются товаров, происходящих из стран, образующих зону свободной торговли или таможенный союз, происходящих из развивающихся стран, пользующихся системой преференций (в Российской Федерации перечень стран утверждается Постановлением Правительства РФ, обычно один раз в 5 лет).

В ряде случаев товары могут освобождаться от уплаты таможенных пошлин или по ним могут быть предоставлены льготы (снижение пошлин). Основанием для этого могут быть, в частности, торговые соглашения, если в них предусмотрено предоставление преференциального режима или режима наибольшего благоприятствования1.

Таможенно-тарифное регулирование включает также установление (предоставление) того или иного таможенного режима. Под ним понимается таможенная процедура, включающая требования и условия по порядку применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу. Виды таможенных режимов, как правило, устанавливаются таможенным законодательством государств. К основным таможенным режимам можно отнести: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит. Важными таможенными режимами можно назвать режим переработки на таможенной территории, режим временного ввоза, режим таможенного склада, режим реимпорта, режим реэкспорта и др.

При осуществлении таможенно-тарифного регулирования необходимо учитывать и правила международных договоров. Из многосторонних международных актов прежде всего следует указать Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г.2

Правила этой Конвенции определяют порядок перевозки грузов от таможенного места отправления до таможенного места назначения без их промежуточной перегрузки. При этом общее число таможенных пунктов места отправления и назначения не должно превышать четырех. Таможенное оформление грузов и транспортных средств производится на основании книжки МДП.

Грузы, перевозимые с соблюдением процедур МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. Кроме того, грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях. Однако при наличии подозрения в нарушениях таможенные органы могут в исключительных случаях производить досмотр. В книжке МДП об этом делается отметка.

Гарантийное объединение, выдавшее книжку МДП, берет на себя обязательство уплачивать ввозные и вывозные пошлины и сборы, а также любые проценты за просрочку, которые могут причитаться в соответствии с таможенными правилами страны, в которой было обнаружено нарушение. Гарантийное объединение несет ответственность за грузы, перечисленные в книжке МДП, а также за грузы в ней не указанные, но находящиеся в запломбированном транспортном средстве или в запломбированном контейнере. В Российской Федерации в качестве гарантийного объединения, выдающего книжку МДП, выступает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков.

Книжка МДП имеет срок действия, установленный гарантийным объединением. Она действительна для выполнения только одной перевозки.

Транспортные средства, осуществляющие перевозку с применением книжки МДП, имеют табличку с надписью «TIR».

Таможенные печати и пломбы ставятся таможенным органом в стране отправления либо их ставят уполномоченные лица под ответственность таможенного органа.

Первоначально данная Конвенция предназначалась только для автомобильного транспорта, но затем рамки ее применения были расширены, и она применяется при перевозках, включающих морские или железнодорожные отрезки пути.

Важное значение при осуществлении таможенно-тарифного регулирования имеет Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.) 1961 г.1, а также Стамбульская конвенция о временном ввозе 1990 г.2. Конвенции определяют правовой режим временного ввоза и хранения грузов с последующим их реэкспортом (без переработки). При этом происходит условное освобождение от взимания импортных таможенных пошлин в отношении грузов, импортируемых для специальных целей и предназначенных для последующего экспорта в том же состоянии. В качестве документов таможенного контроля введены карнеты А.Т.А. (ст. 3 Конвенции 1961 г., Приложение А к Конвенции 1990 г.) и карнет СРD (Приложение А к Конвенции 1990 г.), используемый для временного ввоза только транспортных средств. Карнет А.Т.А. используется для временного ввоза товаров.

Документы о временном ввозе (карнеты А.Т.А. и CPD) выдаются компетентным органам, которому таможенными органами страны - участницы указанных конвенций разрешено выдавать документ о временном ввозе. В России работу по оформлению и выдаче карнетов выполняет Торгово-промышленная палата РФ. Обе конвенции предусматривают создание в государствах-членах гарантирующей ассоциации. Она гарантирует суммы импортных пошлин и любые другие суммы, подлежащие уплате в случае невыполнения условий временного ввоза или транзита.

В соответствии со ст. 4 Конвенции 1961 г. срок действия карнета А.Т.А. не может быть более одного года с даты выдачи. На его обложке указываются страны, в которых он действует. Срок для обратного вывоза товара, ввезенного по карнету А.Т.А., не может превышать срок действия карнета.

Срок действия документов о временном ввозе по Конвенции 1990 г. в соответствии со ст. 5 Приложения А также не может превышать одного года, но согласно ст. 14 Приложения А срок действия карнета СРD может быть продлен на период времени не более одного года, после истечения этого периода взамен старого карнета должен быть выдан новый.

Особенностью Конвенции 1990 г. является то, что кроме основного текста Конвенция имеет несколько приложений, вступление в силу их может быть в разное время. Кроме того, государства могут не быть участниками всех приложений одновременно. Вступление в силу какого-либо из приложений отменяет действие иных международных актов по данному вопросу.

Определенное значение для таможенно-тарифного регулирования имеют двусторонние соглашения, заключаемые обычно на межправительственном уровне1. В соответствии с их положениями таможенные службы договорившихся государств обмениваются информацией по таможенному законодательству, предпринимают общие меры по расследованию и пресечению таможенных нарушений.

1.3. Меры нетарифного регулирования
Нетарифное регулирование представляет собой такой метод государственного регулирования внешней торговли, при котором имеет место введение количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Единообразной классификации нетарифных мер регулирования нет. Их перечень определяется в законодательстве каждого государства. Кроме того, определенную классификацию таких мер дают и некоторые международные организации: Всемирная торговая организация, Международная торговая палата, Международный банк реконструкции и развития и др.

Обычно к мерам нетарифного регулирования относят: контроль таможенной стоимости, валютный контроль, экспортный контроль, квотирование, лицензирование, запреты (эмбарго).

Нетарифному регулированию в России посвящены ст. ст. 20-24, 26, 27 Федерального закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К таким мерам Закон относит количественные ограничения, квотирование, лицензирование, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Конкретные правила их применения сформулированы в Федеральном законе о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров; Федеральном законе об экспортном контроле; Федеральном законе о валютном регулировании и валютном контроле, других актах.

Экспортный контроль представляет комплекс мер по реализации установленного порядка осуществления внешнеторговой деятельности. Он проводится в отношении определенных товаров. Их перечни устанавливаются актами правительства или главы государства. В соответствии с российским законодательством экспортному контролю подлежат товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники1.

В настоящее время экспортный контроль перестал быть прерогативой отдельного государства. Существуют объективные предпосылки развития сотрудничества государств в этой сфере. Для координации усилий и взаимодействия государства заключают, как правило, двусторонние договоры1.

Квотирование как мера нетарифного регулирования представляет количественное ограничение экспорта/импорта при помощи квот. Они вводятся с целью сбалансированного развития внешней торговли и платежного баланса государства. С их помощью регулируется спрос и предложение на внутреннем рынке, осуществляется его защита. Кроме того, введение квот может быть обусловлено обязательствами, вытекающими для государства из международных договоров, в которых оно участвует (например, торговых договоров)2.

Лицензирование рассматривается как метод государственного регулирования экспорта/импорта путем выдачи компетентными органами государства разрешений (лицензий). Часто лицензирование применяется вместе с квотированием, но может быть и как самостоятельная мера.

Наиболее жесткой мерой нетарифного регулирования является эмбарго. Оно представляет запрет экспорта всех (любых) или отдельных товаров в определенное государство либо запрет импорта любых или отдельных товаров из определенного государства. В связи с этим различают полное или частичное эмбарго. Оно может быть введено государством на основе собственного решения, а также как согласованная мера на основе международного решения (например, на основе решения Совета Безопасности ООН).

Характеризуя меры нетарифного регулирования, следует подчеркнуть, что они могут быть подразделены на постоянные и временные. Временные меры вводятся на конкретный срок или при условии наступления какого-либо события, которое позволит их отменить. Примером может быть и эмбарго, и квотирование с лицензированием. В то же время экспортный контроль будет действовать как постоянная мера.
1.4. Антидемпинговые меры
Характерной чертой рыночной экономики является конкуренция. Но не всегда конкуренции присущи честные (добросовестные) способы ее ведения. При осуществлении внешнеторговой деятельности из всех видов недобросовестной конкуренции не последнее место занимает поставка товаров по демпинговым ценам.

Под демпингом обычно понимают совокупность приемов и мер, направленных на снижение цен на экспортируемые товары для того, чтобы они успешно конкурировали с другими аналогичными товарами на иностранных рынках.

Государство, на территорию которого ввозится и реализуется товар по демпинговым ценам, стремится противодействовать этому, поскольку такие действия подрывают его национальный рынок, приводят к упадку собственных товаропроизводителей. С целью противодействия недобросовестному конкуренту государство в этом случае обычно принимает антидемпинговые меры. Таковыми являются меры по ограничению демпингового импорта товара, осуществляемые исполнительной властью путем введения антидемпинговой пошлины.

В России применение антидемпинговых пошлин предусмотрено в ст. 9 Закона о таможенном тарифе. Они применяются в случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в стране вывоза в момент этого вывоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации. Кроме того, применение антидемпинговых мер в России предусмотрено Федеральным законом о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.

Антидемпинговой называется пошлина, взимаемая сверх базовой ставки таможенной пошлины. Она устанавливается при помощи демпинговой маржи, которая определяется путем сопоставления нормальной стоимости товара в государстве экспортера и его экспортной цены. Но может быть применен и иной порядок.

Антидемпинговые меры принимаются только на основании результатов антидемпингового расследования, установившего причинно-следственную связь между демпинговым импортом товара и причинением существенного ущерба отрасли экономики или угрозой его причинения.

Существенный ущерб представляет собой подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положения отрасли российской экономики, которое наступило вследствие демпингового импорта конкурирующего товара. Для его установления проводится специальное расследование, в ходе которого осуществляется анализ:

  1. объемов демпингового импорта;

  2. влияние такого импорта на цену конкурирующего товара на внутреннем рынке России;

  3. воздействия демпингового импорта на соответствующую отрасль экономики.

Могут учитываться и другие показатели.

Если иностранный экспортер добровольно отказывается (в письменном виде) от демпинговых цен или сокращает объем демпингового товара, антидемпинговое расследование может быть прекращено. Если же со стороны иностранного партнера подобных действий не последует, принимается решение о применении антидемпинговой пошлины.

Действует антидемпинговая пошлина в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли экономики, причиненного демпинговым импортом товара. Но срок не должен превышать 5 лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования, что осуществляется на основании запросов заинтересованных лиц.

Процедура введения антидемпинговых мер в Российской Федерации во многом схожа с правилами, предусмотренными в других странах. Антидемпинговое расследование является основным из всех антидемпинговых процедур. При его проведении используются общепризнанные методы, но могут быть применены и собственные методы, присущие тому или иному государству. Государства имеют различие по органам, уполномоченным проводить расследование. Например, в Киргизии - это Уполномоченный орган, в Польше - Министерство экономики, в Индонезии - Антидемпинговый комитет, в Российской Федерации согласно ст. 4 Федерального закона о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров - это федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований, определяемый Правительством РФ.

Важное значение для антидемпингового процесса имеет Международный демпинговый кодекс 1979 г., принятый в рамках ГАТТ1. Кодекс предусматривает, что антидемпинговые пошлины могут применяться против демпинга только в случае, если такой демпинг вызывает или создает угрозу имущественного ущерба существующим промышленным предприятиям или существенно сдерживает развитие промышленности.

Кодекс предусматривает, что определение ущерба должно основываться на прямых доказательствах и проведении объективного расследования:

а) объема демпингового импорта и его влияния на цены внутреннего рынка на подобного рода продукты; б) последующего воздействия данного импорта на отечественных производителей данного продукта.

Расследование в соответствии с правилами Кодекса начинается по письменному ходатайству, в котором должны содержаться достаточные доказательства демпинга, ущерба и причинной связи между ними. Расследование должно быть закончено в течение одного года. Антидемпинговая пошлина остается в силе до тех пор и в таком объеме, пока это необходимо для противодействия демпингу, который причиняет ущерб.

В рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана в 2000 г. принят Протокол о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного союза2. Протокол принят в целях согласованного применения соответствующих мер. Антидемпинговые меры могут быть введены в форме антидемпинговых пошлин либо принятия целевых обязательств. Вводятся они только после проведенного расследования. Сторона, которая собирается применить антидемпинговые меры, должна не позднее, чем за 30 дней до планируемого введения меры, проинформировать об этом других участников Протокола и предложить проведение консультаций. Такое предложение направляется в письменной форме, к нему прилагаются материалы, подтверждающие наличие факта существенного ущерба или угрозы его причинения. О введении мер информация направляется в Интеграционный комитет.
Список литературы к главе 1


  1. Борисов К.Г. Международное таможенное право / К.Г. Борисов // Закон. 2000. № 6.

  2. Бакаева О.Ю. Международно-правовые основы нетарифного
    регулирования внешнеторговой деятельности / О.Ю. Бакаева, Н.В. Галицкая // Междунар. публичное и частное право. 2005. № 5.

  3. Козырин А.Н. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование /А.Н. Козырин, Р.А. Шепенко. - М.: Изд-во"СПАРК", 1999.

  4. Козырин А.Н. Понятие таможенной территории и пространственные аспекты таможенного регулирования /А.Н. Козырин // Моск. журн. междунар. права. 1995. № 1.

  5. Кузин А.И. Соглашение ВТО по применению статьи 6 ГАТТ 1994 (антидемпинговый кодекс) / А.И. Кузин // Закон. 2007. № 8.

  6. Татаринов А.Е. Международно-правовые аспекты регулирования таможенного режима временного ввоза / А.Е. Татаринов // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 3.

  7. Шумилов В.М. Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву ВТО / В.М. Шумилов // Юрист-международник. 2004. № 1.






  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации